Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Классный час'
Еж. Я, конечно, маленький, но послушай меня, Медведь. Ведь Лиса нас всех старается приучить к наркотикам. Сама, смотри, шубы меняет, ест все вкусное, ...полностью>>
'Литература'
«Слово о полку Игореве» - самое значительное произведение литературы Киевской Руси и, казалось бы, досконально изучено. Ему посвящены сотни статей и ...полностью>>
'Конкурс'
Городской конкурс на лучшее знание государственной символики Российской Федерации, символов Свердловской области, города Асбеста «Овеянные славою - ф...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита диссертации состоится: 23 декабря 2010 г в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 220.061.04 при ФГОУ ВПО «Саратовский государстве...полностью>>

Методические материалы Вып. 1 Петрозаводск 2008 удк 02 ббк 78. 38

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ГУ «Детско - юношеская библиотека

Республики Карелия»

ТОЛЕРАНТНОСТЬ : ПРОБЛЕМА

ИЛИ МЫШЛЕНИЕ НОВОГО ВЕКА?

Методические материалы

Вып.1

Петрозаводск

2008

УДК 02

ББК 78.38

Т 71

Т71 Толерантность: проблема или мышление нового века? : метод. материалы. Вып.1 // Детско - юношеская библиотека Республики Карелия ; [сост. М. Я. Смольговская]. - Петрозаводск : Детско - юношеская библиотека Республики Карелия, 2008. – 41с..

УДК 02

ББК 78.38

Ответственный за выпуск: Сакина В. А., директор ДЮБ РК

Составитель : Смольговская М. Я., вед. библиотекарь ДЮБ РК

Редактор: Шестакова С. П., зам. директора ДЮБ РК

Компьютерная верстка: Бойцова Е. Г., библиотекарь ДЮБ РК

Отпечатано в Детско-юношеской библиотеке Республики Карелия:

185035 Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 1

Тел. / факс: (8142) 78-32-29

E-mail: dubrk@library.

Тираж 25 экз.

© Детско – юношеская библиотека

Республики Карелия, 2008.

СОДЕРЖАНИЕ
  1. От составителя…………………………………………………………с. 3

  2. Материалы для проведения круглого стола………………………...с. 5

  3. «Толерантность: проблема или мышление нового века?»:Сценарий круглого стола………………………………………………………...с.10

  4. Художественная литература - в помощь воспитанию толерантности…...…………………………………………………....с. 18

Приложения:

Приложение 1. Книжная выставка………………………...................с. 29

Приложение 2. Анкета «Толерантность и антифашизм»……………с. 31

Приложение 3. Мысли известных людей о толерантности…………с. 33

Приложение 4. Выдержки из документов о толерантности…………с. 35

Приложение 5. Словарь толерантности………………………………с. 37

Приложение 6. Художественная литература по толерантности :

список………………………………………………… с.40

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Цель методического материала состоит в том, чтобы поделиться с коллегами опытом, накопленным составителем в работе по теме толерантности.

Структура материала такова:

В первом разделе дан сценарий круглого стола, который можно провести в библиотеке. Сама форма свободной и непринужденной беседы, как показал опыт, подходит для разговора о непростых проблемах взаимопонимания и взаимоприятия людей разных национальностей и религиозных конфессий. Такой разговор должен быть обеспечен фундаментальной информационной поддержкой, т. к. ведущим необходимо быть готовыми ответить на любые вопросы, что предполагает свободное владение материалом и готовность к импровизации. Вести круглый стол могут как один так и два ведущих.

При подготовке к круглому столу проводилось анкетирование участников по теме «Толерантность и антифашизм» (Приложение 2). Обычно разговор начинался с анализа анкет, что давало хороший толчок к размышлению, служило поводом к началу дискуссии и высказываниям различных мнений.

Для оформления зала была подготовлена книжная выставка (Приложение 1), а также использованы цитаты и крылатые выражения (Приложение 4).

Участниками круглого стола стали учащиеся Педагогического колледжа, будущие воспитатели детских садов, что обусловило как составление списка литературы, так и разработку книжной выставки и сценария, выбора обсуждаемых вопросов.

Оборудование и материалы для мероприятия:

  • Мультимедиапроектор и экран.

  • Доска, мел, заголовки к книжной выставке.

  • Мысли известных людей о толерантности (тексты можно разложить на столе – см. Приложение 3).

  • Фотоаппарат.

Во втором разделе произведения художественной литературы по теме толерантности разделены по трем блокам: литература для дошкольников и младших школьников; литература для среднего школьного возраста и литература для старших школьников и юношества. Формы работы могут быть самые разнообразные, но предпочтение следует отдать беседам, диспутам, круглым столам, с непременной опорой на литературную основу. Как показывает опыт, ребята с удовольствием обсуждают непростые темы взаимопонимания и взаимоприятия, дают свои оценки поступкам литературных героев, учатся сопереживать и быть толерантными.

В приложениях дан словарь по толерантности, который может быть использован в качестве информационной поддержки для ответов на вопросы, ибо зачастую участники круглого стола не владеют необходимой терминологией.

Материалы для проведения круглого стола

Опасные для человечества явления современного мира: войны, жестокие конфликты, терроризм, вызывающие в обществе страх, заставляют людей задуматься о том, как выжить в ХХI веке. Свои надежды на будущее, на выживание и мирное сосуществование разных народов люди на всей Земле связывают с понятием толерантности.

Россия как многонациональное, многоэтническое и многокультурное государство всегда пыталась найти продуктивные пути мирного взаимодействия разных социальных групп и создать в обществе атмосферу согласия, равенства и справедливости, атмосферу ненасильственного решения конфликтов.

В России понималась необходимость воспитания толерантного сознания, т.е. такого сознания, при котором люди не причиняют боли и не наносят ран друг другу только потому, что один отличается от другого, при котором они умеют принимать друг друга такими, как есть.

Понятие толерантности очень емкое и многозначное.

В политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе, принимать различие политических взглядов как проявление разнообразия в государстве.

В психологическом смысле толерантность определяется как устойчивость к конфликту, устойчивость к поведенческим отклонениям.

В культурном плане толерантность есть средство регуляции межкультурного сосуществования, правило общения с культурными ценностями вообще. Принцип толерантности примиряет глобализацию и культурное многообразие современной жизни.

Высокий уровень толерантности характеризуется следующими признаками:

- признание иных культур, т.е. признание права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей;

- принятие иных культур, т.е. положительное отношение к культурным отличиям, повышенная восприимчивость к любым проявлениям культурной дискриминации, способность находить в другой культуре нечто полезное и ценное для себя;

- понимание других культур, т.е. умение избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов, способность предполагать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурном обществе».1

Вот одна из формул толерантности:

«Признание + Принятие + Понимание = Толерантность»

Признание – это способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных.

Принятие – это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его».2

В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, дано понятие толерантности:

«Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии».3

Специалисты отмечают, что формирование толерантного сознания человека нужно начинать как можно раньше. Так, итальянский писатель, философ, эссеист Умберто Эко писал:

«Интеллигенты не могут бороться против дикарской нетерпимости, потому что перед лицом чистой животности без мыслей мысль оказывается безоружной. И все же именно тут наша работа. Приучать к терпимости людей взрослых, которые стреляют друг в друга по этническим и религиозным причинам, - только терять время. Время упущено. Это значит, что с дикарской нетерпимостью надо бороться у самых ее основ, неуклонными усилиями воспитания, начиная с самого нежного детства».4

Как противостоять нетерпимости? Каковы основные условия, которые способствуют развитию толерантного общества?

  1. Законодательная база.

Законодательная база каждой страны должна

применяться целях зашиты прав человека.

2. Образовательный уровень.

Корни нетерпимости часто уходят в невежество и страх: страх перед неизвестным, другими культурами, нациями, религиями. Необходимо прилагать большие усилия при обучении детей отношению к иному образу жизни. Попытки привития толерантности будут успешными, если они станут повсеместными: дома, в школе, на работе, при проведении досуга.

  1. Доступ к информации

Необходимо развитие свободы средств массовой информации, чтобы общественность самостоятельно могла отделять домыслы от фактов.

  1. Личное осознание проблемы

Каждый из нас должен задаться вопросом: толерантен ли я? Не вешаю ли я ярлыки на людей? Не отвергаю ли тех, кто на меня не похож? Не виню ли их в своих бедах?

Президент страны и многие политические деятели признают национальную и религиозную нетерпимость одной из проблем современной России. Валентина Матвиенко в одном из выступлений, в частности, сказала: «Если человечество хочет выжить, оно обречено на толерантность». Многие партии, в своей политической программе выдвигают борьбу против национальной и религиозной розни как одну из целей своей деятельности. Официальные представители и руководители традиционных для России религиозных конфессий (православное христианство, ислам, иудаизм, буддизм) признают необходимость борьбы за толерантность.

Совместное проживание многих народов с разными культурными основаниями в едином пространстве современного города возможно лишь при создании единого культурного языка, новых форм общения, основанных на взаимном уважении людей разных национальностей, вероисповеданий, укладов жизни.

По данным Центра анализа конфликтных ситуаций США, в русскоязычной части Интернета существует более 900 сайтов, пропагандирующих агрессию и насилие. Федерация Интернет - образования в сентябре 2003 года начала проект «Интернет и толерантность». На форумах «сайтов ненависти» участники проекта вступали в полемику с их посетителями, убеждали их отказаться от своих идей. Устроители форумов не были готовы к тому, что их установки вызовут такое активное неприятие. Какое-то время в ответах была пауза, затем эти сайты закрывались.

Совместное проживание многих народов с разными культурами в едином пространстве современного города возможно лишь при создании единого культурного языка, новых форм общения, основанных на взаимном уважении людей разных национальностей, религиозных конфессий, укладов жизни.

«Сколь бы ни было цивилизовано общество, проблемы межнационального общения на бытовом уровне будут возникать еще долго. И уровень культуры этого общества пока определяется не отсутствием этих проблем, а способами их решения»5.

Образование – это процесс непрерывный. Все мы учимся жить в мире, где много вопросов и мало ответов, в мире, где мы сами отвечаем за свои слова и поступки.

«Ведь прошло то время (ах! если бы навсегда!), когда любой, как попугай, мог отбарабанить: общественное – выше личного…

Фашизм – очень общественное движение. Сегодня как раз то время, когда сохранение человеческого достоинства, ценности каждой личности, ее уникальности, отстаивание ее прав быть собой, не унижая другого, и есть самая большая гражданская добродетель»6.

Роль образования и культуры в противостоянии конфликтам и взаимной неприязни трудно переоценить. По мнению специалистов, культура является механизмом сдерживания, обуздания нетерпимости.

Школьные и детские библиотекари могут и должны вносить в воспитание этой гражданской добродетели свой вклад, используя разные формы и методы работы с книгой и читателями.

Не случайно одними из первых, наряду с преподавателями истории и воспитателями, стали работать по проблемам толерантности библиотекари. В 2001-2002 годах в газете «Библиотека в школе» были опубликованы материалы и список статей по этой теме7 (Приложение 6).

Вот как эмоционально, от имени школьных и детских библиотекарей, обратилась к читателям Людмила Воронова: «Читай ты больше книг, ты бы понимал, что России, Латвии, Чечне, Грузии, Татарстану нужны граждане, люди, а не стадные животные, которыми так легко манипулировать, направлять стадо на неугодных, чтобы топтать». 8

«ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ПРОБЛЕМА ИЛИ МЫШЛЕНИЕ НОВОГО ВЕКА?»

Сценарий круглого стола

Ведущий 1: Дорогие друзья! Мы поговорим с вами о том, как сделать так, чтобы люди разных культур, национальностей, религиозных конфессий научились понимать и принимать друг друга. Эпиграфом к разговору возьмем строчки поэта Саши Черного:

«Для всех, кто носит имя человека,

Вопрос решен от века и навек:

Нет иудея, финна, негра, грека -

Есть только ЧЕЛОВЕК!»

В современном мире, где огромны потоки миграции людей из страны в страну, где происходят войны, террор, насилие, жестокие и бессмысленные конфликты, именно с толерантностью связывает человечество свои надежды на выживание.

Мы собрались здесь для того, чтобы сформулировать свое суждение по проблеме толерантности. Желательно, чтобы в результате обсуждения у нас появилась общая многогранная картина проблемы.

Почему собрались именно в библиотеке? Потому что культура, как отмечают специалисты, играет специфическую роль как механизм сдерживания, обуздания нетерпимости. Чем более культурен человек, тем лучше он понимает другого, на него не похожего. Учреждения культуры – театры, музеи, библиотеки - это как раз то пространство, где может состояться диалог, обмен мнениями, дискуссия.

Ведущий 2: На экране (на доске, на листе бумаги) перед вами правила, которые мы постараемся соблюдать, чтобы разговор получился содержательным и интересным (читает):

  • Все должны быть расположены к участию в дискуссии

  • Никто не доминирует в беседе, и каждый имеет возможность высказаться

  • Обсуждение не выходит за рамки выбранной темы и сосредоточено на определении нашей позиции

  • Время высказывания ограничивается только ведущим

  • Учитываются все предложенные мнения и подходы к проблеме

  • Мы СЛУШАЕМ и СЛЫШИМ друг друга.

  • Если кто-то хочет внести свое правило, пожалуйста, мы допишем.

Ведущий 1:

Итак, под толерантностью мы будем понимать, как сказано в Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО, «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира».9

Мы провели анкетирование по теме «Толерантность и антифашизм». Я приведу вам его результаты и предлагаю некоторые цифры обсудить и прокомментировать.

Нашими респондентами были учащиеся Автотранспортного техникума, юноши – 63 человека и учащиеся Педагогического колледжа, девушки – 58 человек.

Большинство участников анкетирования, как юношей, так и девушек, знают, что такое толерантность, а также, кто такие мигранты и беженцы. Знакомы респонденты и с тем, что в Конституции Российской Федерации закреплено равенство всех граждан независимо от их расы и национальности.

На вопрос: «Как Вы обычно относитесь к тому, что в Вашем городе/ доме живут люди другой национальности или религии?» ответы распределились следующим образом:

Девушки Юноши

это плохо 24% 48%

это хорошо 11% 2%

мне все равно 61% 40%

затрудняюсь ответить 6% 10%

На вопрос: «Сталкивались ли Вы со случаями унижения достоинства человека из-за его национальности или вероисповедания?» были даны такие ответы:

Девушки Юноши

да, наблюдал(а) лично 35% 50%

да, испытал(а) на себе 52% 0%

да, читал(а) в газете или

видел(а) по ТВ 6% 39%

нет, не сталкивался (ась) 13% 5%

На вопрос: «Вы когда-нибудь проявляли нетерпимость к представителям какого-нибудь меньшинства?» были даны такие ответы:

Девушки Юноши

Никогда 48% 24%

да, по национальному признаку 2% 34%

да, по имущественному признаку 2% 0%

да, по другим признакам 17% 32%

затрудняюсь ответить 20%1 3%

На вопрос «Встречали ли Вы следующие проявления нетерпимости (можно выбрать любое количество ответов)?» молодые респонденты ответили так:

Девушки Юноши

Да, встречал(а)
распространение фашистской
символики (плакаты) 30% 63%

фашистскую литературу 4% 21%

митинги, сборы 15% 47%

оскорбительные публикации в прессе 26% 21%

прямое физическое насилие 26% 55%

не встречал(а) 37% 13%

Вопрос: «Вы бы хотели принять участие в действиях против национализма?»

Девушки Юноши

да, хотел(а) бы иногда помогать 15% 6%

да, хотел бы делать это постоянно 0% 8%

нет, у меня нет времени и сил
для таких действий 17% 15%

нет, у меня другие убеждения 15% 42%

затрудняюсь ответить 30% 26%

Ведущий 2: Надо отмечено, что девушки более толерантны, чем юноши (вызывает тревогу тот факт, что 34% юношей проявляли нетерпимость по национальному признаку и еще 32% - по другим признакам). Юноши чаще сталкивались с проявлениями разного рода нетерпимости, проявляют общественную активность и больше интересуются вопросами жизни общества, в том числе проблемами межнациональных отношений.

Я обращаюсь ко всему частникам круглого стола высказать свои соображения по поводу результатов анкетирования (ответы участников).

Ведущий 1: Сейчас мы с Вами заслушаем два отрывка из повести Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо».

Студентка-1 (читает): «Никогда не забуду и не хочу забыть, как было со мной в Сталинграде…Самые-самые бои. Тащу я двух раненых. Одного протащу – оставлю. Потом другого. И так тащу их по очереди, потому что очень тяжелые раненые, их нельзя оставлять, у обоих, как это вам проще объяснить, вы ж не медик, высоко отбиты ноги, они истекают кровью.

И вдруг, когда я подальше от боя отползла, меньше стало дыма. Вдруг я обнаружила, что тащу одного нашего танкиста и одного немца… Я была в ужасе: там наши гибнут, а я немца тащу. Там, в дыму, не разобралась, одежда на них полусгоревшая, они оба стонут, они же не разговаривают. Никак не разберешь. А тут я разглядела, что чужой комбинезон, все другое. Я потащила нашего раненого и думаю: «Возвращаться за немцем или нет?». А уже близко осталось тащить. И я знаю, что если его оставлю, то он через несколько часов умрет. Он истечет кровью… и я поползла за ним. Я продолжала тащить их обоих».

Студентка-2 (читает): «Теперь, когда вспоминаю этот случай, не перестаю удивляться сама себе. Это же самые страшные бои шли. Когда я видела фашистов мертвых, я радовалась, была счастлива, что мы их столько побили. А тут? Я – врач, я – женщина… И я жизнь спасала. Человеческая жизнь нам очень дорого стоила. МИР СПАСАЛА…»

Ведущий 1: Одобряете ли Вы действия военного врача? Как Вы поступили на ее месте? (Ответы участников мероприятия).

Ведущий 2: Можно ли обучать толерантности? Существуют две противоположные точки зрения на этот счет:

1) Каждый ребенок изначально рождается толерантным, его не надо специально учить, надо только строить его жизнь так, чтобы исключить интолерантное воздействие.

2) Каждому ребенку изначально присуща природная агрессия и интолерантность.

Кто поддерживает первую точку зрения, пожалуйста, поднимите руки. А вторую? Почему?

Ведущий 1: Попытаемся вместе подумать над понятиями «Свой» и «Чужой». Я хочу предложить вам ответить на вопрос: что такое «чужая вещь» и что такое «своя вещь». Подсказку мы найдем в Толковом словаре:

«СВОЙ» - принадлежащий себе; являющийся личным имуществом, собственностью; родной, связанный близкими отношениями, совместной работой, общими убеждениями.

«ЧУЖОЙ» - принадлежащий другому, являющийся его собственностью; неродной, не связанный близкими отношениями; имеющий мало общего с кем-либо по духу, взглядам, интересам; чуждый, далекий.

Три ключевых вопроса:

«Как относятся к тому, кого считают чужим?»,

«Что будет чувствовать человек, которого считают чужим?»,

«Готовы ли вы пережить отношение к себе как к чужому в компании ваших сверстников?».

Подсказка для ведущего: Основные эмоции и чувства человека: интерес, любопытство, радость, удовольствие, восторг, ликование; удивление, восхищение; раздражение, неудовольствие, дискомфорт; страх, тревога, опасение, ужас; обида, разочарование; гнев, презрение, отвращение; горе, страдание; стыд, вина, застенчивость.

Студентка: Урок в шведской школе. Учительница говорит: «Сегодня мы будем учиться печь пироги по рецептам традиционных шведских пирогов. А в следующий раз принесите, пожалуйста, рецепты пирогов своих родных мест».

Сколь бы ни было цивилизовано общество, проблемы межнационального общения на бытовом уровне будут возникать еще долго. И уровень культуры этого общества пока определяется не отсутствием этих проблем, а способами их решения.

Студентка: В небольшом шведском городе Мальме (йо) в школьной библиотеке есть книги на шести языках, не считая шведского и английского. Урду, польский, арабский и другие. Откуда они в северной Швеции? Что-то покупает библиотека, что-то дарят национальные общины, контакт с которыми библиотека поддерживает. В школах висят флаги всех стран, выходцы из которых учатся в школе. Здесь проводятся выставки фотографий, рассказывающие о людях той или иной национальности, рассказывают сказки разных народов. Надо учиться печь пироги вместе. Сегодня пирог твоей страны, а завтра – моей. Тогда мы лучше поймем друг друга.

Ведущий 2: Подведем итоги нашего разговора. Как изменилось ваше представление о проблеме толерантности за время нашего разговора? Что нового вы узнали? Что можете сказать о толерантности вообще? Стоит ли об этом говорить с подростками, молодыми людьми? (ответы участников).

Толерантность - интолерантность – синоним предубеждения, фанатизма, а фанатизм восходит к греческому «танатос», что означает смертоносный.

Если рисовать цветной гуашью, нанося пять разных цветов один на другой, то получится грязная полоса. Если проводить цветные полосы рядом друг с другом, - красивая разноцветная радуга. Так и мир, состоящий из чистых, ярких красок, радует и вдохновляет, а мир, подведенный под одну линию, получается грязно-серой массой.

Ведущий 2: Я хочу закончить наш сегодняшний разговор стихотворением Евгения Евтушенко об одном из конфликтов, возникших на почве межнациональной розни, в Нагорном Карабахе.

В Баку старушка-нянечка родилки

Погромщикам сказала не в обман:

«Назад, я перепутала все бирки,

Теперь вам не понять, кто из армян»

И - кто с велосипедными цепями,

Кто с киркой, кто с обломком кирпича –

Погромщики угрюмо отступали,

«Предательница», - яростно рыча.

А за спиной старушки без печали,

К их счастью, видя мир наоборот,

Народы одинаково пищали,

Совсем не зная, кто какой народ.

Мы из родилки общей – не пробирки,

Бог перед сумасшедшим топором

Нам до рожденья перепутал бирки,

И каждый наш погром – самопогром!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии Выпуск 16 (23) Централизованные библиотечные системы Республики Карелия: история и современность Петрозаводск 2005

    Документ
    Библиотечный вестник Карелии. Вып. 16 (23). Централизованные библиотечные системы Республики Карелия: история и современность / Библ. Ассоц. Респ. Карелия ; Нац.
  2. Республики Карелия Библиотечная Ассоциация Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии Выпуск 19 (26) Библиотеки Карелии в 2005 году Петрозаводск 2006

    Документ
    Библиотечный вестник Карелии. Вып. 19 (26). Библиотеки Карелии в 2005 году / Нац. б-ка Респ. Карелия ; Библ. Ассоц. Респ. Карелия ; [отв. ред. и сост.: Лапичкова В.
  3. Библиотечный вестник Карелии (4)

    Документ
    Проскурякова Е. А., зав. отделом прогнозирования и развития библиотечного дела Национальной библиотеки Республики Карелия, член Совета Библиотечной Ассоциации Республики Карелия
  4. России Материалы Межвузовской научно-практической конференции 29 марта 2007 года Санкт-Петербург 2008

    Документ
    Материалы на основе всестороннего анализа законодательных, иных нормативно-правовых актов, фактов и данных судебной, правоохранительной и экономической практики, общетеоретических и специальных работ отечественных и зарубежных авторов
  5. Библиотечный вестник Карелии. Вып. 22 (29). Библиотеки Карелии в 2006 году / Нац б-ка Респ. Карелия; [отв ред и сост.: Лапичкова В. П.]

    Документ
    Библиотечный вестник Карелии. Вып. 22 (29). Библиотеки Карелии в 2006 году / Нац. б-ка Респ. Карелия ; [отв. ред. и сост.: Лапичкова В. П.]. – Петрозаводск : Национальная библиотека Республики Карелия, 2007.

Другие похожие документы..