Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Нагрузки на высотные сооружения. Ветровая нагрузка как основная нагрузка высотных сооружений. Статическая и динамическая составляющие ветровой нагрузк...полностью>>
'Документ'
В настоящее время при анализе амбулаторно-поликлинической работы учреждений и отдельных врачей учитываются в основном объемные показатели деятельност...полностью>>
'Документ'
2) «Она слегка прикоснулась к ее платью волшебной палочкой, и старое платье превратилось в чудесный наряд из серебряной парчи, весь усыпанный драгоцен...полностью>>
'Автореферат'
Актуальность исследования. Бурное развитие информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на разв...полностью>>

Методические рекомендации по проведению уроков по теме «Биотические факторы»

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методические рекомендации по проведению уроков

по теме «Биотические факторы».

Урок 1. Взаимоотношений между живыми организмами

Цель: изучить виды взаимоотношений между живыми организмами в сообществе.

Задачи занятия:

Образовательные – овладение учащимися знаниями о видах взаимоотношений между живыми организмами в природе, развитие информационных и исследовательских компетенций;

Развивающие – сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы с компьютером; повторить актуализировать знания по разделам информатики работа с таблицами и презентациями, вставка и копирование.

Воспитательные – формирование коммуникативных и организаторских умений, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в парах, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

Тип урока: урок изучения нового материала; развитие коммуникативных компетенций.

Оборудование: презентация «Типы взаимоотношений между живыми организмами», программа «Супер-тест», карточки задания в программе Word.

Методы обучения:

  • словесный - лекция, беседа, диспут (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);

  • частично-поисковый, исследовательский - работа с текстом (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление фактов),

  • наглядно-образный (изучение таблицы и иллюстраций).

  • информационные технологии

  • работа с тестом

Формы обучения:

  • фронтальная беседа,

  • парная работа (для развития коммуникативных компетенций)

Ход урока:

1. Орг. момент.

Здравствуйте. Я рада вас всех приветствовать на нашем сегодняшнем занятии.

Выступает Тибейкина Аня:

Соседи, соседи: жуки и медведи,

Орлы и козявки, деревья и травки.

Прожить без соседей

— увы! - невозможно,

Иных обойдешь далеко, осторожно,

Иными, как раз, хорошо закусить,

А с теми под крышей теплее прожить.

Иные годятся для дальней дороги,

Другие поднимут тебя по тревоге,

А эти соседи помогут в беде.

Соседи, соседи - всегда и везде!

Как вы считаете, какая у нас сегодня тема урока?

А нужны ли в природе соседи?

Да нужны! И мы с вами сегодня на уроке будем говорить о том, как связаны между собой организмы в природе.

Тема нашего сегодняшнего занятия «Взаимоотношения между живыми организмами».

Цель нашего занятия: определить какие, виды взаимоотношений существуют в природе, с использованием информационных технологий, используя те навыки, которые вы получили на предыдущих уроках.

На уроке вы будете работать в парах за компьютером. За сегодняшний урок вы получите три оценки за навыки работы за компьютером, умение отвечать на вопросы, и за проверочную работу по пройденной теме с использованием компьютера.

В любой среде обитания живут разнообразные организмы. В лесах, например, растут березы, осины, дубы, сосны, различные кустарники; живут зайцы, белки, лисицы, волки, дятлы, жуки-короеды и многие другие животные. При этом жизнь одних организмов зависит от жизни других. Даже тогда когда человек выращивает на поле пшеницу независимо от него на поле поселяются сорняки, прилетают различные насекомые, птицы, поселяются другие животные.

Между организмами, обитающими в одних и тех же местах, образовались различные взаимоотношения. Одни из них взаимовыгодные: каждый из организмов извлекает для себя пользу; при некоторых взаимоотношениях одни организмы угнетают или уничтожают другие.

Действия, оказываемые одним видом на другой обычно осуществляются через прямой контакт между особями. Но часто такое действие может быть замаскированным.

Каждый вид в процессе жизнедеятельности в какой-то мере изменяет окружающую среду, которая через посредство абиотических факторов в свою очередь оказывает влияние на другие виды.

Приведите пожалуйста примеры влияния организмов друг на друга через изменение окружающей среды?

  • Дождевые черви улучшают аэрацию почвы, способствуют повышению её плодородия, что в свою очередь способствует повышению урожайности.

  • Деревья снижают освещенность, задерживают осадки под их пологом смогут выжить теневыносливые растения

  • Осенний опад листвы в лесах - образуется лесная подстилка, богатая органическим веществом, которой питаются животные, грибы, бактерии разлагая её до минеральных веществ

  • Продукты выделяемые растениями, иногда оказывают влияние на фауну (так, скопление сине-зеленых водорослей, выделяющих токсичные вещества, вызывают гибель животных)

Для обозначения характера взаимоотношений между организмами ученые используют сочетания математических знаков:

0 – отсутствие взаимоотношений между видами;

- - отрицательное влияние на жизнь особей;

+ - благоприятное влияние на организм.

Но организмы в природе не живут изолированно друг от друга и для обозначения взаимоотношений используют комбинации знаков.

- Сколько комбинаций знаков может быть? (6)

00 – нейтральные

- - - взаимовредные

- 0 - вреднонейтральные

++ - взаимополезные

+0 – полезнонейтральные

+- - полезновредные

А теперь мы с вами перейдем к Информационным технологиям – это область деятельности, где только и можно разорвать замкнутый круг экологических противоречий. Без информации мы не можем существовать. Вы самостоятельно работая в парах будете добывать информацию используя компьютерную презентацию «Типы взаимоотношений между живыми организмами», которая расположена на Рабочем столе в папке Экология. А затем используя документ Задание должны будете ответить на вопросы и заполнить таблицу. Поскольку будут использоваться информационные технологии, в конце урока я оценю вашу работу. На поиск информации и формулирование ответов на вопрос вам дается 20 минут. На ответ группы по 2 минуты.

Работа учащихся с компьютерной презентаций, занесение ответов в таблицу

Ответы детей (комментарии учителя) и вывод:

Между живыми организмами в природе сложились сложные взаимоотношения. Одни и те же организмы служат для некоторых из них жертвами, для других хозяевами или “квартирантами”, “нахлебниками”, “конкурентами”. Сложные взаимоотношения организмов помогают им сохраниться в природе. Человек издавна использует знания о взаимоотношениях организмов при разведении сельскохозяйственных животных и растений, добыче диких животных и использовании дикорастущих растений.

Во второй части нашего занятия мы проверим ваши знания, полученные на уроке с использованием «Супер-теста», с которым вы будете работать не только на сегодняшнем уроке, но и на других предметах.

Выполнение тестового задания 5 минут.

Сбор результатов осуществляет помощник и фиксирует их на оценочном листе.

Посмотрите, пожалуйста, на доску на листе ватмана выставлены оценки за работу на сегодняшнем занятии, они будут выставлены в журнал.

А вы ребята должны оценить ваше настроение после занятия при помощи смайлов (   :?).

Проблемы, которые мы сегодня затронули, очень актуальны, и поэтому мы будем к ним возвращаться на следующих уроках.

Самые далекие вещи в природе соединены тысячами тончайших, но очень крепких нитей – экологическими связями. И чтобы разумно воздействовать на природу, нужно как следует изучить и понять взаимодействие этих связей, иначе можно навредить всему живому.

Ставится проблемный выбор. Хищники поедают своих жертв - хорошо это для всей популяции или плохо? (Например, овец в отаре все становится меньше).

Заслушиваются ответы детей.

Доказываем простым примером: завезли коз на необитаемый остров, где не было ни одного хищника. Козы ели буйную растительность и размножались. Наконец, их стало так много, что пищи на всех перестало хватать. Козы съели все растения, после чего вымерли от голода. Уничтожение волков в 80 годах в Сибири.

Подвожу к выводу (его делают сами ученики):

Для популяции хищник полезен и даже необходим (он регулирует численность животных (поедает только больных и слабых), не дает им чрезмерно размножаться.

Чтобы научиться жить в мире с природой, надо не только ее любить, но и знать ее законы. И один из главных законов: В природе все взаимосвязано.

А в заключении Аня расскажет вам фантастический рассказ. Его герои с помощью машины времени отправились в далекое прошлое, на 60 мл. лет назад. Чтобы посмотреть на динозавров. Организатор предупредил, чтобы гости из будущего не повредили ничего живого в том первобытном лесу. Один из героев случайно раздавил бабочку. Когда же они вернулись назад в свой век, планета была пустынной. Мне бы очень хотелось, чтобы наши потомки не получили планету безжизненной!

IV. Домашнее задание: Дифференцированное

  • Составить таблицу в тетради с примерами.

  • Найти еще примеры взаимодействия живых организмов.

  • Написать рассказ, сказку и взаимоотношения между живыми организмами.

Задания для 1 группы.

  1. Найти в тексте определения - конкуренция, симбиоз. Скопировать их в таблицу в первую колонку.

  2. Поставить знак отношений на ваши примеры.

  3. Найти по три примера на предложенные вам отношения. Скопируйте их во вторую колонку таблицы.

Оцени   :?

Задания для 2 группы.

  1. Найти в тексте определения - хищничество, аменсализм. Скопировать их в таблицу в первую колонку.

  2. Поставить знак отношений на ваши примеры.

  3. Найти по три примера на предложенные вам отношения. Скопируйте их во вторую колонку таблицы.

Оцени   :?

Задания для 3 группы.

  1. Найти в тексте определения паразитизм, протокооперация. Скопировать их в таблицу в первую колонку.

  2. Поставить знак отношений на ваши примеры.

  3. Найти по три примера на предложенные вам отношения. Скопируйте их во вторую колонку таблицы.

Оцени   :?

Задания для 4 группы.

  1. Найти в тексте определения нейтрализм, комменсализм. Скопировать их в таблицу в первую колонку.

  2. Поставить знак отношений на ваши примеры.

  3. Найти по три примера на предложенные вам отношения. Скопируйте их во вторую колонку таблицы.

Оцени   :?

Задания для 5 группы.

  1. Найти в тексте определения конкуренция, симбиоз. Скопировать их в таблицу в первую колонку.

  2. Поставить знак отношений на ваши примеры.

  3. Найти по три примера на предложенные вам отношения. Скопируйте их во вторую колонку таблицы.

Оцени   :?

Задания для 6 группы

  1. Найти в тексте определения хищничество, аменсализм. Скопировать их в таблицу в первую колонку.

  2. Поставить знак отношений на ваши примеры.

  3. Найти по три примера на предложенные вам отношения. Скопируйте их во вторую колонку таблицы.

Оцени   :?

Задания для 7 группы.

  1. Найти в тексте определения паразитизм, протокооперация . Скопировать их в таблицу в первую колонку.

  2. Поставить знак отношений на ваши примеры.

  3. Найти по три примера на предложенные вам отношения. Скопируйте их во вторую колонку таблицы.

Оцени   :?

Задания для 8 группы.

  1. Найти в тексте определения нейтрализм, комменсализм . Скопировать их в таблицу в первую колонку.

  2. Поставить знак отношений на ваши примеры.

  3. Найти по три примера на предложенные вам отношения. Скопируйте их во вторую колонку таблицы.

Оцени   :?

Задания для 9 группы.

  1. Найти в тексте определения конкуренции, хищничество. Скопировать их в таблицу в первую колонку.

  2. Поставить знак отношений на ваши примеры.

  3. Найти по три примера на предложенные вам отношения. Скопируйте их во вторую колонку таблицы.

Оцени   :?

Задания для 10 группы.

  1. Найти в тексте определения - симбиоз, комменсализм. Скопировать их в таблицу в первую колонку.

  2. Поставить знак отношений на ваши примеры.

  3. Найти по три примера на предложенные вам отношения. Скопируйте их во вторую колонку таблицы.

Оцени   :?

Карточки — задания по теме

«Взаимоотношения между живыми организмами».

Задание №1. Используя определения из «Мини-словарика» заполните первую колонку таблицы поставьте знак отношений.

Задание № 2. Распределите пары организмов по типам взаимоотношений заполнив вторую колонку таблицы. Устно объясните свой выбор.

Мини-словарик «Биотические отношения».

Теоретически влияние, которое оказывают друг на друга два вида, живущие вместе, может быть нулевым, благоприятным или неблагоприятным. Возможны типы комбинаций следующие:

Хищничество: такой вид отношений, при котором особи одного вида ловят, умерщвляют и поедают особей другого вида, например, хищный вид нападает на вид-жертву, которым он питается.

Паразитизм: форма взаимоотношений двух организмов, принадлежащих к разным видам, носящая антагонистический характер, когда один из них паразит использует хозяина в качестве среды обитания или источника пищи. Паразитический вид, обычно мелких размеров, тормозит рост и размножение своего хозяина, от которого непосредственно и всецело зависит его питание Паразит замедляет жизнедеятельность хозяина, может даже вызвать его гибель, хотя обычно этого не происходит.

Конкуренция: взаимоотношения организмов одного и того же или разных видов соревнующихся за одни и те же ресурсы при их недостатке Каждый из видов оказывает на другой неблагоприятное действие, виды конкурируют в поисках пищи, укрытий, мест кладки яиц и т.д. Оба вида называются конкурирующими.

Аменсализм: форма взаимоотношений, при которой возникают отрицательные условия для одного из организмов, а другой организм не испытывает ни вреда, ни пользы.

Нейтрализм: характеризуется отсутствием непосредственного влияния одного вида на другой.

Комменсализм: нахлебничество, сотрапезничество. квартиранство. Форма

взаимоотношений при которой один из партнеров доставляет пищу или убежище другому виду. В этом случае один вид извлекает пользу от сожительства, а другой вид-хозяин не имеет такой выгоды. Основой для таких отношений могут быть общее пространство, субстрат, кров, передвижение или чаще всего пища. Эти взаимоотношения характеризуются взаимной терпимостью.

Протокооперация: сотрудничество оба вида образуют сообщество. Оно не является обязательным, так как каждый вид может существовать изолированно, но жизнь в сообществе приносит им обоим пользу.

Симбиоз: каждый из видов может жить расти и размножаться только в присутствии другого вида. Oни живут в симбиозе.

Примеры взаимоотношений между организмами.

Росянка и муха. Росянка насекомоядное растение, привлекающее насекомых каплей жидкости /напоминает росу/, захватывающее и переваривающее его.

Аскарида и человек. Аскарида - круглый червь семейства нематод. Паразитирует в желудке кишечнике позвоночных животных и человека. Вызывает сильную интоксикацию организма хозяина.

Ель и сосна. Ель и сосна - растения хвойного леса, которым для осуществления процесса
фотосинтеза требуется солнечная энергия и вода почвы, с растворенными в ней минеральными

веществами.

Заяц и крот. Заяц - наземное травоядное животное, крот - подземное насекомоядное животное.

Плесневые грибки и бактерии. Грибки вырабатывают антибиотики, в присутствии которых жизнедеятельность бактерий подавляется или существенно ограничивается.

Акула и рыба-прилипала. Рыба-прилипала присосками прикрепляется к брюху акулы, путешествуя вместе с ней и питаясь остатками ее трапезы.

Рябина и дрозд-рябинник. Ягоды рябины являются пищей для птиц. Пройдя кишечный тракт дрозда, оболочка семян частично разрушается, что способствует прорастанию семян.

Лишайник. Лишайник образован двумя организмами: грибом и водорослью. Гриб обеспечивает водоросли защиту, позволяя ей выжить в сухих местах обитания. Водоросль посредством фотосинтеза снабжает себя и гриб питательными веществами.

Дятел и жук-короед. Короеды - растительноядные насекомые: их жуки и личинки часто обитают под корой дерева, прогрызая сложные ходы. Дятлы - птицы, питающиеся семенами, насекомыми; имеют долотообразный клюв и тонкий длинный язык, приспособленный для поиска и захвата насекомых и их личинок под корой ствола дерева.

Раффлезия и лиана. Раффлезия Арнольди - растение, обладающее самым крупным цветком. который растекается на поверхности почвы. Остальная часть растения представляет собой разветвленную сеть нитей, пронизывающих корни лиан. Раффлезия высасывает соки /воду и питательные вещества/ из лиан и поэтому не нуждающееся в собственной корневой системе, стебле и зеленых листьях, которые позволяли бы ей самой создавать питательные вещества.

Ель и береза. Ель и береза растения смешенного леса. Когда ель мала, береза выполняет роль дерева-няньки дня теневыносливой и влаголюбивой ели. Когда ель вырастает, она затеняет свою спасительницу.

Заяц и крот. Заяц - наземное травоядное животное, крот - подземное насекомоядное животное.

Лось и хохлатая синица. Хохлатая синица и лось занимают разные горизонтальные ярусы леса, используют в пищу разные корма.

Ель и светолюбивые травы. Травы испытывают угнетение, в результате сильного затенения кроной ели.

Воробей в гнезде скопы. Скопа - рыбоядная птица, но охраняя свою гнездовую территорию, она тем самым охраняет и мелких птиц, поселяющихся в стенках ее гнезда.

Медоуказчик и медоед. Птицы- медоуказчики питаются насекомыми, в том числе личинками пчел, а также медом и воском, однако сами добраться до пчелиных гнезд неспособны. Медоуказчики разыскивают поселения пчел и привлекают к ним медоеда, издавая крики около пчелиного гнезда. Когда медоед разоряет гнездо, медоуказчики кормятся остатками меда и воска.

Микориза. Микориза - это связь грибницы гриба и корней дерева. Грибница гриба оплетает корни и тем самым увеличивает всасывающую поверхность корней, а также связывая фосфор, обеспечивая фосфорное питание растений. Взамен гриб получает органические вещества.

Лисица и полевка. Лисица -хищник, питающийся мышевидными грызунами.

Корова и слепень. Слепень - кровососущее насекомое, питающееся кровью крупного рогатого скота, а также других животных и человека.

Кенгуру и кролики в Австралии. Кенгуру и завезенные в Австралию кролики встречаются в сходных местах обитания и питаются вегетативными частями растения.

Волк и бабочка-крапивница. Волк - хищное млекопитающее, питающееся в основном позвоночными животными. Крапивница питается нектаром цветов, а ее личинки - листьями растений.

Фитонциды хвойных растений и бактерии. Хвойные растения выделяют вещества фитонциды в присутствие которых гибнут болезнетворные растения.

Лев и птицы - падальщики. Лев - крупное животное, питающееся антилопами и другими копытными животными. Грифы, сипы, стервятники-птицы падальщики, которые могут также довольствоваться остатками трапезы хищников.

Египетская цапля и буйвол. Цапли кормятся саранчой и мышевидными грызунами, которых выпугивает из травы стадо пасущихся буйволов. При появлении хищников птицы взлетают, предупреждая буйволов об опасности.

Клубеньковые бактерии и клевер. Бактерии образуют клубеньки на корнях, обеспечивая азотное питание растений. Взамен бактерии получают органическое питание.

Заполните таблицу

Вид взаимоотношений

Примеры

Тестовые задания

  1. В виде какой комбинации знаков можно выразить отношения конкуренции между видами?

а) +-; б) 00 в) - -; г) ++

2. Росянка и муха. Росянка насекомоядное растение, привлекающее насекомых каплей жидкости /напоминает росу/, захватывающее и переваривающее его.

  1. Паразитизм,

  2. хищничество,

  3. мутуализм

3. Какой тип отношений можно выразить в виде комбинации символов: +0?

а) нейтрализм;

б) аменсализм;

в) паразитизм;

г) комменсализм

4. Найдите соответствия и выпишите правильные ответы

Формы взаимоотношений организмов:

  1. симбиоз (мутуализм);

  2. комменсализм;

  3. нейтрализм;

  4. конкуренция.

Организмы:

а) бобовые растения и клубеньковые бактерии (улавливающие азот из воздуха);

б) лишайник-кладония;

в) синицы и мыши в одном лесу;

г) обитатели нор (грызу­ны, насекомые, пауки, многоножки);

д) лиса и песец;

е) черный и рыжий тараканы;

ж) рыба-горчак и перловица (двустворчатый моллюск);

з) лев и гиена.

5. Подбери правильно пары

1. мутуализм (симбиоз)

2. хищничество

3. паразитизм

4. комменсализм

5. конкуренция

6. аменсализм

7. нейтрализм

Дополнительно:

а) акула и рыба прилипала

б) плесневые грибки и бактерии

в) серая и черная крысы

г) сова и мышь

д) бабочка и крот

е) аскарида и человек

ж) муравей и тля

2.1.враждебные (вредные): хищник – жертва (лиса – мышь). Свой пример; паразит – хозяин (вши – человек); внутривидовая борьба (глухари за самку); межвидовая конкуренция (еж и хорек за мышь). амменсализм;

2.2.полезные: симбиоз – взаимополезное сожительство (береза – подберезовик гриб); комменсализм; мутуализм; нейтрализм; протокооперация.

Работа с таблицами.

Аменсализм (-0) – для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда , ни пользы.

Пример: светолюбивые травы под елью, страдают от сильного затенения, тогда как самому дереву это безразлично.

Задание:

Объясни, благодаря чему существуют следующие взаимодействия. Дуб угнетает произрастающие рядом, не под пологом дерева, чернику. Корни осины тормозят рост дуба. Сосна способствует хорошему росту и развитию черники. Бузина, посаженная между кустами смородины и крыжовника, отпугивает опасного вредителя – крыжовниковую огневку.

Ответ: растения (их листья, корни), выделяют химические вещества, оказывающие тормозящее или стимулирующее воздействие на развитие других растений, а нередко и на животных.

Такие отношения называются аллеплопатия (1973 г. Немец Х. Молиш) – фитонциды; орех, дуб своими выделениями угнетают травы; сорняки пырей вытесняют культурные растения.

Нейтрализм - В природе встречаются редко.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2009/2010 учебном году Москва 2009

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации предназначены для организаторов первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Первый (школьный) этап олимпиады направлен на выявление учащихся, лучше других разбирающихся в экологии,
  2. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2009/2010 учебном году Москва 2009

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации предназначены для организаторов первого (школьного) и второго (муниципального) этапов Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
  3. Методические рекомендации по профилактике дорожно транспортного травматизма

    Методические рекомендации
    Согласно распоряжению Департамента образования г. Москвы, переданному Начальникам окружных управлений образования, Директорам ОМЦ, руководителям образовательных учреждений за № 2-34-20, от 10.
  4. Методические материалы по проведению уроков естественнонаучного цикла Сборник подготовлен при поддержке

    Урок
    Авторы: Ингрид Аро, Татьяна Волошина, Алла Вьюгова, Любовь Джургенова, Елена Егорова, Инна Иванова, Рима Измайлова, Яна Кернер, Ирина Крюкова , Марина Куули,
  5. Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии Содержание (2)

    Методические рекомендации
    Важным приоритетом современной государственной политики в области образования является обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования независимо от доходов семьи, места проживания

Другие похожие документы..