Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Анализ'
Курс «Анализ корпоративного управления в России» предназначен для студентов магистратуры 2 года обучения. Для студентов специализации «Институциональ...полностью>>
'Календарно-тематический план'
1. Роль языка в жизни человека. Функции языка. Общение и коммуникация (урок-беседа, построенный на различных высказываниях о языке писателей, поэтов, ...полностью>>
'Документ'
Основи кінематики. Механічний рух. Система відліку. Відносність руху. Матеріальна точка. Траєкторія. Шлях і переміщення. Швидкість. Додавання швидкос...полностью>>
'Документ'
Курс „ Музеї - джерела історичної пам”яті ” розрахований на 17 годин і рекомендований для запровадження у 8 класі. Програма передбачає застосування в...полностью>>

Методические рекомендации по проведению уроков по теме «Биотические факторы»

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Список литературы

1. Журнал «Биология в школе»

2. Алексеев СВ. Экология: Учебное пособие для 9,10-11 кл. - С-П.: СМИО пресс,1997.

3. Азбука природы/Пер, с англ. Н.Ярошенко. - М.: Ридерз Дайджест, 1997.

4. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология. Учебник для 5(6) кл. - М.: Просвещение, 1998

5. Основы экологии: Учебник для 9 кл. /Н.М.Чернова, В.М.Галушин, В.М.Константинов. -М: Просвещение, 1998

Урок 2. Взаимовыгодные отношения между организмами.

Цель: изучить взаимовыгодные взаимоотношений между живыми организмами в сообществе.

Задачи занятия:

Образовательные – овладение учащимися знаниями о видах взаимоотношений между живыми организмами в природе; развитие информационных компетенций;

Развивающие – сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы;

Воспитательные – формирование коммуникативных и организаторских компетенций, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки

Методы обучения:

  • словесный - лекция, беседа, диспут (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);

  • частично-поисковый, исследовательский - работа с текстом (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление фактов),

  • наглядно-образный (изучение таблицы и иллюстраций).

  • работа с тестом

Формы обучения:

  • фронтальная беседа,

  • парная работа (для развития коммуникативных умений)

Технологии:

Развитие критического мышления

Ход урока:

    1. Работа по рабочей тетради: соотнести термины и определения.

    1. Изучение нового материала.

Вызов

Ребята отгадайте, какие взаимоотношения мы с вами будем сегодня изучать, я зачитываю вам стихотворение, а вы отгадываете.

«Запрягся рак-отшельник…

Актиния на нем…

Отшельник не досадует,

Что ноша тяжела,

Ведь часто крошки падают

К нему с её стола»

(Е.Фейерабенд)

О каких взаимоотношениях речь? (о содружестве, взаимопомощи)

Кластер:

Слова:

Содружество, взаимопомощь

Как вы думаете, чем эти отношения отличаются от всех других?

Да мы с вами сегодня будем изучать взаимовыгодные или взаимополезные отношения. А какими знаками они обозначаются? (++)

Как вы думаете, почему у рака-отшельника и актинии сложились взаимополезные отношения?

Раки-отшельники имеют мягкое брюшко и могут стать легкой добычей рыб и других животных. В связи с этим они селятся в пустых раковинах моллюсков. Кроме этого, многие из них помещают на раковину одну или несколько актиний, которые щупальцами защищают своего хозяина. Актинии – питаются остатками добычи раков, сами они не могут быстро перемещаться. Меняя раковину (вырастая) на более крупную, рак пользуясь клешнями, заботливо массирует актинии брюшко, пока она не расслабиться и не отлипнет от раковины и переносит её на новую.

Какие вы можете привести примеры взаимовыгодных отношений?

  • Симбионты – азотофиксаторы обнаружены на корнях около 200 видов других групп покрытосеменных и голосеменных.

  • Симбиоз муравьев и растений. Муравьи занимаются «животноводством» - разводят тлю; «растениеводством» - сажают и охраняют растения.

  • В Центральной Америке у одного из видов муравьев и одного из видов акации возникли симбиотические взаимоотношения не менее тесные, чем между бобовыми и клубеньковыми бактериями. На стеблях акации расположены специальные питательные органы, в которых поселяются муравьи, питающиеся сладким нектаром. За эту пищу муравьи ведут сторожевую службу и не только уничтожают насекомых – вредителей, которые пытаются напасть на растение-кормильца, но и сдирают кору и иссушают побеги других деревьев, если они соприкасаются с побегом, на котором они живут. Таким образом, муравьи осветляют полог и обеспечивают для своей акации нормальный режим освещения. Эксперименты подтвердили, что если уничтожить муравьев, акация быстро погибает от вредителей.

Осмысление.

Прочитать текст. Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, "V", "+", "-", "?", а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы.

V

+

?

я это знал(а)

новое для меняя

думал(а) иначе

непонятно, нужно разобраться

В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект. Эту стадию каждый может провести индивидуально.

Текст.

Взаимовыгодные отношения организмов получили название «мутуализм» (от лат. «мутуус» — взаимный). Такие отношения развились у морских раков-отшельников и актиний, у носорога и некоторых птиц, у си­бирской кедровой сосны и кедровок, у расте­ний, образующих сочные плоды, и некоторых видов птиц, у шмелей и клевера, бражника и душистого табака, деревьев и грибов, у мно­гих других организмов.

Раки-отшельники имеют мягкое брюшко и могут стать легкой добычей рыб и других жи­вотных. В связи с этим они селятся в пустых раковинах моллюсков. Кроме того, многие из них помещают на раковину одну или несколь­ко актиний, которые щупальцами защищают своего хозяина. Актинии тоже извлекают из этого пользу. Они питаются остатками добычи рака. Вырастая и меняя раковину на более крупную, рак, пользуясь клешнями, заботливо переносит на нее актиний.

Птицы освобождают носорога от различ­ных клещей и насекомых — обитателей его кожи и криком предупреждают своего хозяи­на об опасности, в результате они всегда обес­печены пищей. Носороги, когда на них сидят птицы, ведут себя спокойно, широко расстав­ляют ноги, обеспечивая им доступ ко всем участкам кожи.

Кедровки живут в таежных лесах. Основ­ная их пища — семена кедровой сосны (кед­ровые орешки). На зиму кедровки устраивают кладовые. Они прячут орешки в мох, под отставшую от стволов кору и в дуп­ла деревьев. Зимой кедровки достают корм из своих кладовок, проделывая глубокие, иногда до 60 см, подснежные норы. Часто своих кладовых птицы не находят и весной орешки прорастают. Так кедровки участвуют в расселении кедровой сосны. Появление кед­ровых сосен на выгоревших участках тайги происходит исключительно с помощью этой птицы.

Такие же взаимовыгодные отношения сло­жились у сойки и дуба. Дуб для сойки — ис­точник пищи — желудей, а сойка для ду­ба — распространитель желудей.

Некоторые виды птиц, к которым относят­ся дрозды и свиристели, питаются мелкими сочными плодами деревьев и кустарников, например рябины, черемухи, калины, боя­рышника. В их желудке и кишечнике пере­варивается только мякоть плодов, а семена удаляются с пометом. Вот почему в лесу в местах, где нет поблизости ни рябины, ни бо­ярышника, ни других растений, образующих сочные плоды, можно увидеть их молодые де­ревца а, также кустики крыжовника, сморо­дины, малины.

Очень давно подмечена связь между шмеля­ми и клевером. Только шмели своим длинным хоботком могут доставать нектар из цветков клевера и при этом переносить его пыльцу с цветка на цветок. Значение шмелей в опыле­нии клевера заметили в Австралии, когда ев­ропейцы завезли на этот континент семена и посеяли их. Появившиеся всходы стали быст­ро расти, вскоре растения зацвели, но урожая семян не дали. Оказалось, что в Австралии не было насекомых, которые могли бы питаться нектаром цветков клевера и опылять их. Тог­да на континент завезли шмелей, и клевер стал давать урожаи семян.

Приспособления к совместному существо­ванию развились у многих растений и насе­комых. Бабочки-бражники ведут ночной об­раз жизни. Они имеют длинный хоботок и могут питаться нектаром, не садясь на цве­ток, а лишь касаясь его передними лапками. Ночью же распускаются цветки некоторых растений, например душистого табака. Цвет­ки издают сильный аромат, имеют белую ок­раску, и поэтому бражники легко находят их в темноте.

Тесное сожительство наблюдается у мно­гих деревьев леса и шляпочных грибов (бе­лых, подосиновиков, подберезовиков и др.). Тонкие нити грибов, находящиеся в почве, тесно переплетаются с корнями деревьев. При этом грибы снабжают деревья растворами ми­неральных веществ и получают из их корней органические вещества, необходимые им для роста и развития. Всем хорошо известно, что белые грибы нужно искать в ельниках, подосиновики — в осин­нике, подберезовики — в березняке, масля­та — под соснами. Следовательно, те или иные деревья связаны с определенными вида­ми грибов. Вот почему еще никому не уда­лось в саду или огороде вырастить подосино­вики, подберезовики и другие грибы, жизнь которых связана с деревьями леса.

Когда текст прочитан и таблицы заполнены, целесообразно объединиться в мини-группы (4-8 человек) и обсудить результаты.

Во время проговаривания информация лучше усваивается и дополнительно структурируется.

После обсуждения в мини-группах можно вернуться к фронтальной работе.

На стадии рефлексии можно задавать следующие вопросы.

Вернитесь к тому, что вы знали до прочтения текста.

Какие знания подтвердились?

Какие не подтвердились?

Выводы:

Существует несколько видов взаимовыгодных отношений:

Протокооперация (сотрудничество): сотрудничество оба вида образуют сообщество. Оно не является обязательным, так как каждый вид может существовать изолированно, но жизнь в сообществе приносит им обоим пользу.

Симбиоз (от греч. Симбиоз – сожительство): каждый из видов может жить расти и размножаться только в присутствии другого вида. Oни живут в симбиозе.

Мутуализм (от лат мутуус – взаимный)

Грань между симбиозом и иными типами взаимоотношений (мутуализмом и протокооперация) иногда весьма условна.

Закрепление.

Многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой, например:

Дружат пчелка и цветок,

Дружат лист и мотылек…

Грибники знают, что рыжики следует искать в ельники или под соснами, подосиновики под осинами, подберезовики под березами в лиственных лесах, белые под елью, маслята под сосной. Почему?

Рефлексия:

Составление синквейна на тему взаимополезные отношения

Домашнее задание: задания в рабочей тетради «Задания по теме взаимовыгодные отношения».

Урок 3. Отношения выгодные для одних и безразличные для других.

Цель: изучить взаимоотношений между живыми организмами в сообществе.

Задачи занятия:

Образовательные – овладение учащимися знаниями о видах взаимоотношений между живыми организмами в природе;

Развивающие – сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы;

Воспитательные – формирование коммуникативных и организаторских компетенций, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в парах, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки

Методы обучения:

  • словесный - лекция, беседа, диспут (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);

  • частично-поисковый, исследовательский - работа с текстом (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление фактов),

  • наглядно-образный (изучение таблицы и иллюстраций).

  • работа с тестом

Формы обучения:

  • фронтальная беседа,

  • парная работа (для развития коммуникативных умений)

Технологии:

Развитие критического мышления

Ход урока:

Повторение.

Работа с рабочей тетрадью «Проверь свои знания».

Изучение нового материала.

Вызов.

Рассмотрите внимательно картинки, как вы считаете какие виды взаимоотношений между этими организмами?

Почему эти отношения называются (+0) полезно-нейтральные?

Научное название этих отношений комменсализм (от франц. Комменсал – сотрапезник)

Запишите определение – это одностороннее использование одного вида другим без нанесения ему ущерба.

Попугай в период размножения выдалбливает в одной из стенок термитника туннель глубиной 36 см, выбрасывая содержимое, несут яйца и насиживают их. Он оставляет отверстие термитника открытым, каждую ночь термиты заделывают вход и повреждения, но попугай каждое утро её открывает.

Черепаха-гофер (С.Америка) роет длинные норы в них поселяются мелкие животные (постоянно – лягушки, насекомые; временно- змеи, ящерицы, еноты, опоссумы, лисы). Кроличий сыч сидит у входа, он возмущается если черепаха протискивается мимо него.

Берега Новой Зеландии – буревестники, качурки выдалбливают в скалах гнезда, возвращаясь домой они застают в своих гаттерию (таутару), которая питается жуками и другими насекомыми, привлеченными птичьим пометом.

Рак-отшельник ищет раковину брюхоногого моллюска, на вырост – раковину побольше, оставшееся пустое место может заселить – полихета- покрытый пучками щетинок- кольчатый червь. Когда рак кормится, полихета высовывает из раковины голову и подбирает кусочки пищи падающие изо рта рака.

Усоногие раки прикрепляются головой к скалам, днищам. Морские желуди – их облепляют морские уточки. Некоторые усоногие прикрепляются к китам (питание и жилье).

Экскременты морского ежа поедают держащиеся поблизости пластинчато-жаберные моллюски.

Экскременты аквариумных рыбок поедают моллюски.

Осмысление.

Работа с текстом.

По технологии развития критического мышления.

Некоторые животные кормятся остатками пищи других животных, не принося им ни вреда, ни пользы. Гиены, например, подбира­ют остатки добычи, не доеденной львами. Они долго ждут, пока львы не насытятся пойманным животным и не уйдут на отдых. Часто остатками добычи крупных хищников кормятся шакалы и другие животные. Такие отношения между живыми организмами на­зывают «нахлебничеством».

Наиболее часто «нахлебничество» встречает­ся среди морских животных. Хорошо известны такие «нахлебники», как рыбы-лоцманы и ры­бы-прилипалы. Рыбы-лоцманы живут во всех теплых морях. Они стайками сопровождают крупных акул, дельфинов, черепах и даже морские суда. Обычно лоцманы плывут впе­реди избранных животных или судов, словно указывая им путь следования. Привязанность к акулам и другим морским животным объяс­няется тем, что лоцманы находят у них защи­ту от врагов и часто пользуются остатками их пищи. Сопровождение судов тоже выгодно лоц­манам, поскольку им перепадают выбрасывае­мые за борт пищевые отходы.

У рыб-прилипал на голове имеется широ­кая присоска, которой они прикрепляются к самым различным животным, — акулам, китам, черепахам. Присасываются они и к су­дам. Так прилипалы путешествуют по морям и океанам, не затрачивая на это никаких усилий. Когда приходит время кормиться, они открепляются и питаются планктоном. Присоска действует так сильно, что при по­пытке отделить прилипалу от тела акулы или днища судна у нее можно оторвать хвост. Жители некоторых тропических стран с по­мощью прилипал ловят морских черепах, крупных рыб и других животных.

К «нахлебникам» относятся многие виды бактерий и других микроскопических орга­низмов, обитающих в полости рта человека и животных. Здесь они кормятся частичками пищи, обычно застревающими между зубами.

Часто одни организмы используют другие организмы как убежище или поселяются в их норах, гнездах и других укрытиях. Такие от­ношения называют «квартиранством». Не­которые виды рыб, например, без всякого для себя вреда живут между щупальцами круп­ных медуз или актиний. Здесь они получают защиту от врагов, не нанося какого-либо вреда организмам, которые их приютили. Не­большая пресноводная рыба горчак отклады­вает икринки в раковины беззубок, где в безопасности развиваются вышедшие из икринок личинки.

В гнездах птиц, белок, норах мышей оби­тает большое количество различных видов клещей, насекомых и других мелких живот­ных, кормящихся разлагающимися органиче­скими остатками. В норах кротов живут раз­личные виды червей, сенокосцев, пауков, клещей. Для мышей, полевок, землероек но­ры кротов служат путями расселения.

К «квартирантам» относятся и некоторые виды растений, например орхидеи влажных тропических лесов. Орхидеи растут на ветках деревьев. Как и другие зеленые растения, они сами создают органические вещества из неорганических, необходимую воду всасывают корнями из влажного воздуха. Ветки деревьев орхидеи используют как место, хорошо осве­щаемое солнечными лучами, и не причиняют деревьям никакого вреда, но вместе с тем не приносят им и какой-либо пользы.

Приспособление живых организмов к «на­хлебничеству» и «квартирантству» способст­вовало более полному освоению ими сред оби­тания и использованию имеющейся пищи (пищевых ресурсов).

Выводы:

Существует несколько разновидностей комменсализма:

  1. Сотрапезничество – потребление разных веществ или частей одного и того же ресурса. Такие взаимодействия между различными видами почвенных бактерий- сапротрофов перерабатывающих разные органические вещества из перегнивших растительных остатков, и высшими растениями, которые потребляют образовавшиеся при этом соли. (взаимоотношения копытных и сурков)

  2. Нахлебничество (трофобиоз) – один организм получает питательные вещества от другого без нанесения тому вреда (кольчатые черви, живущие в раковине своего хозяина, рака-отшельника, поедают остатки его пищи, схватывая их непосредственно с ротовых частей хозяина)

  3. Квартиранство – использование одними видами других (их тел, жилищ) в качестве жилища или укрытия (моллюск жемчужница откладывает икру в жабры рыбы семги – зависят друг от друга; рыба-горчак икру в раковины беззубок; орхидеи растут на ветках деревьев; рыбы клоуны и актинии; поселение многих животных в норах грызунов, в ходах кротов)

Рефлексия.

Использование «тонких» и «толстых» вопросов:

?

?

  • кто...

  • что...

  • когда...

  • может...

  • будет...

  • мог ли...

  • было ли...

  • согласны ли вы...

  • верно...

  • дайте объяснение, почему...

  • почему вы думаете...

  • почему вы считаете...

  • в чем разница...

  • предположите, что будет, если...

  • что, если...

Домашнее задание: задания из рабочей тетради

Урок 4. Хищничество

Цель: изучить взаимоотношений между живыми организмами в сообществе.

Задачи занятия:

Образовательные – овладение учащимися знаниями о видах взаимоотношений между живыми организмами в природе;

Развивающие – сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы;

Воспитательные – формирование коммуникативных и организаторских компетенций, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в парах, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки

Методы обучения:

  • словесный - лекция, беседа, диспут (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);

  • частично-поисковый, исследовательский - работа с текстом (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление фактов),

  • наглядно-образный (изучение таблицы и иллюстраций).

  • работа с тестом

Формы обучения:

  • фронтальная беседа,

  • парная работа (для развития коммуникативных умений)

Технологии:

Развитие критического мышления

Ход урока:

Повторение

    1. Рабочая тетрадь «Проверь свои знания»

Изучение нового материала.

Вызов.

Одна из самых главных связей между организмами пищевая связь.

Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей,

Страшатся щуки крокодила;

От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей,

Всегда имеет верх над слабостью сила.

А.С.Пушкин.

О каком виде взаимоотношений идет речь в стихотворении и каким знаком они обозначаются?

Осмысление.

Работа с текстом по технологии развитие критического мышления.

В природе широко распространены взаимо­отношения организмов, главным образом жи­вотных, при которых одни питаются особями других и имеют различные приспособления к схватыванию, умерщвлению и разрыванию до­бычи. Некоторые из них добычу заглатывают целиком. Такие взаимоотношения характер­ны, например, для жука-плавунца и мальков рыб, божьей коровки и тли, щуки и карася, волка и зайца. Животных, которые питаются другими животными и имеют приспособления к их поимке, называют хищниками, а их добычу — жертвами. Хищники сильнее своих жертв. Жук-плавунец, например, легко справляется не только с различными водными насе­комыми, головастиками и мальками рыб, но овладевает даже лягушками.

Хищные рыбы имеют широкую пасть. Их челюсти усажены большим количеством ост­рых зубов. Хищные птицы, например орел, канюк, сокол, имеют крепкий, крючковато загнутый клюв, сильные пальцы с острыми загнутыми когтями. У хищных зверей сильно развиты клыки, которыми они убивают добы­чу. У хищных птиц и зверей хорошо развиты зрение, слух и другие органы чувств.

Жертвы хищников имеют различные приспо­собления к выживанию. Многие из них способ­ны к быстрому плаванию или бегу, обманному поведению. У некоторых развились своеобраз­ные органы защиты.

У осьминогов, например, есть особый чернильный мешок. Когда хищник настигает осьминога, тот выпускает чернильную жидкость, которая, расплываясь, приобретает форму обтекаемого тела. Хищник «хватает» чернильную жидкость и от ее действия неко­торое время не может ориентироваться во внешней среде.

У морских рыб-иглобрюхов тело покрыто прилегающими шипами. В случае опасности рыбы принимают шарообразную форму. При этом иглы приподнимаются и образуют мощ­ную защиту от крупных хищных рыб.

Хищники имеются не только среди живот­ных. На болотах часто встречается насекомояд­ное растение — росянка. Округлые листья ро­сянки покрыты красноватыми ресничками, выделяющими липкий сок. Мелкие насекомые, садящиеся на росян­ку, прилипают к ее листьям. Реснички изгиба­ются и удерживают жертву. Листья росянки выделяют сок, который переваривает захвачен­ных насекомых.

В прудах и озерах растет не менее интерес­ное хищное растение — пузырчатка. Ее лис­тья рассечены на тонкие дольки, на которых образуются небольшие пузырьки, заполнен­ные воздухом. Пузырек имеет отверстие с клапаном, который может отгибаться внутрь. Мелкие животные, даже личинки рыб, попав в пузырек, не могут выбраться из него, потому что отверстие закрывается кла­паном. Погибших животных пузырчатка ис­пользует как дополнительное питание.

Хищники никогда не приводят к гибели всех своих жертв. Их добычей в первую оче­редь бывают больные или ослабленные живот­ные. Поэтому хищники в природе сдержива­ют чрезмерное размножение растительнояд­ных или всеядных животных и одновременно уменьшают опасность распространения среди них различных болезней.

Обсуждение результатов.

Как хищники приспособились к ловле добычи? (зубы, клюв, когти, зрение, слух и т.д.

Как жертвы спасаются от хищников? (работа с карточкой)

Рефлексия. Составление синквейна. Зачитываются 2-3 .

Домашнее задание:

Проект. Вы попробуете придумать такое животное, которое было бы очень хорошо приспособлено, либо к поимке жертвы «Супер-хищник», либо к защите от хищника «Супер-жертва».

Урок 5. Паразитизм

Цель: изучить взаимоотношений между живыми организмами в сообществе.

Задачи занятия:

Образовательные – овладение учащимися знаниями о видах взаимоотношений между живыми организмами в природе;

Развивающие – сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы;

Воспитательные – формирование коммуникативных и организаторских компетенций, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в парах, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки

Методы обучения:

  • словесный - лекция, беседа, диспут (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);

  • частично-поисковый, исследовательский - работа с текстом (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление фактов),

  • наглядно-образный (изучение таблицы и иллюстраций).

  • работа с тестом

Формы обучения:

  • фронтальная беседа,

  • парная работа (для развития коммуникативных умений)

Технологии:

Развитие критического мышления

Ход урока:

Обсуждение домашнего задания, проектов «Супер-хищник», «Супер-жертва».

Изучение нового материала.

Вызов.

Джонатан Свифт писал:

Под микроскопом он открыл, что на блохе

Живет блоху кусающая блошка;

На блошке той - блошинка - крошка,

В блошиночку же вонзает зуб сердито

Блошиночка... и так до бесконечности.

О каком явлении написано стихотворение? Выскажете свое предположение, как в

ходе эволюции могло появиться это явление.

Итак что же это за отношения?

На доске записываются слова:

Паразитизм

Паразит

Жертва

Приспособление

По этим словам предлагается составить небольшой рассказ и записать его в тетрадях. На эту работу отводится 5 минут. Затем заслушивается 2 – 3 рассказа.

После проделанной работы учащимся задаётся вопрос : «Что бы они хотели узнать исходя из ключевых слов и созданных ими рассказов?».

Полученные вопросы записываются на доске в методике «Мозгового штурма».

Осмысление

Всем учащимся раздаётся текст в котором они должны постараться найти ответы на поставленные ими же самими вопросы. На работу с текстом отводится примерно 15 минут, после чего учитель возвращается к вопросам, записанным на доске и просит ребят ответить на них.

Затем ребятам даётся задание составить новый рассказ, но уже на основе прочитанного. Заслушать можно только один ответ, а ребятам предложить дополнить его.

Как вы уже знаете, живые организмы мо­гут быть средой обитания других организмов. Живой организм, служащий средой обита­ния, называют хозяином, а организм, кото­рый живет за его счет, — паразитом (греч. «пара» — возле, мимо, вне и «зитос» — хлеб, пища). Некоторые паразиты имеют не одного, а двух и даже трех хозяев. Свиной цепень, например, вначале как личинка развивается в организме свиньи, а потом в организме че­ловека. Свинья — промежуточный хозяин свиного цепня, а человек — основной хозяин этого паразита. Взрослые паразиты, как пра­вило, изнуряют, но не губят своего хозяина. Иначе они и сами погибнут вместе со средой своего обитания.

Аскарида, свиной и бычий цепни — внут­ренние паразиты. Они живут в органах тела своих хозяев. Вши, блохи и клопы — наруж­ные паразиты. Они паразитируют на коже птиц, зверей и человека, питаются их кро­вью.

Паразиты имеются не только среди живот­ных, но и среди растений, грибов и бактерий. К растениям-паразитам относится, например, по­вилика, к грибам-паразитам — гриб-трутовик, к бактериям-паразитам — туберкулезная палочка.

Повилика — травянистое растение. Листья ее превратились в чешуйки. Тонкими шнуровидными стеблями повилика обвивается вокруг стебля растения-хозяина и присасывается к нему. Питаясь соками хозяина, повилика сдерживает его рост и развитие, не­редко и губит его. Грибы-трутовики парази­тируют на деревьях. Их тела похо­жи на копыта и сверху покрыты твердой коркой. Питаясь соками древесины, трутови­ки превращают ее в труху. Трутовики живут на деревьях по многу лет.

Бактерия туберкулезная палочка паразити­рует в легких человека и животных и постепенно разрушает их. Болезнь, вызываемая ту­беркулезной палочкой, — туберкулез — очень опасное, заразное, трудноизлечимое за­болевание. Болезни, вызываемые бактериями - паразитами, называют инфекционными.

Рефлексия.

Предлагается написать эссе. Заслушиваются 1-2.

Домашнее задание: задание в рабочей тетради

Дополнительный материал.

Если хищник ловит свою жертву и съедает, то паразит живет на теле хозяина или внутри его и питается им.

Паразиты очень широко распространены.

  • Растения – повилика (нет корней и листьев, зато есть присоски – внедряется в тело хозяина и высасывает его соки); заразиха.

  • Грибы – трутовик (в ранках на коре деревьев, дерево погибает); грибки на животных (аквариум – сапролегия –рыбки умирают); эмпуза – на мухах; стригущий лишай – человек и собака

  • Членистоногие - Насекомые – вши, блохи, чесоточный клещ

  • Черви (ришта, цепни, эхинококк)

  • Рыбы (минога, миксина, удильщик)

Паразитоиды – взрослые особи ведут свободный образ жизни, но яйца откладывают либо в тело личинки другого насекомого, либо на его поверхность. Личинка развивается в теле хозяина и питается его тканями, по мере развития почти целиком его съедает. Паразитоид промежуточное положение между паразитом и хищником.

Виды паразитов:

  1. Микропаразиты- относятся те, которые непосредственно размножаются внутри тела хозяина, обычно внутри клеток (возбудители кори, тифа, трипаносома – муха цеце, малярия) листовая мозаика растений.

  2. Макропаразиты – растут в теле хозяина, но размножаясь образуют особые формы, которые покидают своего хозяина, чтобы заселить другого (амеба –дизентерия, гриб- трутовик, заразиха, повилика, гельминты, вши, блохи)

  1. Эктопаразиты – наружные (клещи, пиявки, блохи)

  2. Эндопаразиты –внутренние (гельминты, вирусы, бактерии, простейшие)

Урок 6. Конкуренция

Цель: изучить взаимоотношений между живыми организмами в сообществе.

Задачи занятия:

Образовательные – овладение учащимися знаниями о видах взаимоотношений между живыми организмами в природе;

Развивающие – сформировать у учащихся навыки самостоятельной работы;

Воспитательные – формирование коммуникативных и организаторских компетенций, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в парах, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки

Методы обучения:

  • словесный - лекция, беседа, диспут (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);

  • частично-поисковый, исследовательский - работа с текстом (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление фактов),

  • наглядно-образный (изучение таблицы и иллюстраций).

  • работа с тестом

Формы обучения:

  • фронтальная беседа,

  • парная работа (для развития коммуникативных умений)

Технологии:

Развитие критического мышления

Ход урока:

    1. Повторение по рабочей тетради.

Изучение нового материала.

Вызов.

Сосед-конкурент - это тоже опасно.

Он рядом живет, все как будто прекрасно,

Но где только можно, он вас потеснит,

Участок отнимет и свет заслонит,

Умело обставит он вас на охоте –

Вы даже не сразу все это поймете.

Сумеет он дом и невесту отнять,

Останется вам только горько рыдать.

А все почему? Потому что крупнее,

Чуть-чуть посильнее, чуть-чуть побыстрее,

А может быть, просто, он вас поумнее.

Бывает и так иногда у зверей.

О каком явлении написано стихотворение? Выскажете свое предположение, как в ходе эволюции могло появиться это явление.

Итак что же это за отношения?

Конкуренция (от конкурере – сталкиваться)

Соперничество, борьба за достижение наивысших выгод, преимуществ.

Осмысление.

Очень часто бывает так, что в популяции перестает хватать пищи, т.к. было большое потомство. Например: орлы – птенцы вылупляются с перерывом в 1-2 дня, поэтому они разной величины. Если им не хватает пищи, то обделяется самый маленький , он и гибнет. Если пищи не прибавилось, опять гибнет тот, кто меньше всех. В конце концов выживает самый крупный и здоровый .

В поисках пищи животные, нарушают границы чужих владений, возникают драки, в которых гибнут слабые.

Приспособления к уменьшению конкуренции:

  • Личинки питаются другой пищей в отличии от взрослых насекомых

  • Стрекоза на земле, личинки в воде

  • Гусеницы зеленые части, бабочки –нектар

  • Самец –нектар, самка – кровь

В летописях Древней Руси упоминается о мышиных напастях, их становится много, они все поедают, а затем исчезают.

Ученые установили, что колебания численности полевок- в течение 4 лет. Начинается рост, а к концу 3-го года заканчивается, затем резкий спад (остаются единицы особей)

Конкуренция:

  1. Прямая – осуществляется путем прямого влияния особей друг на друга (агрессивные столкновения между животными, выделение токсинов у растений и микроорганизмов)

  2. Косвенная – не предполагает непосредственного взаимодействия между особями (через потребление разными животными одного и того же ресурса)

Культурные растения и сорняки (тюльпаны и нарциссы, гвоздики и розы в одной вазе губительно действуют друг на друга, продлить срок жизни садовых растений в букетах поможет добавление веточки туи.

Внутривидовая конкуренция – это борьба за одни и те же ресурсы, происходящие между особями одного и того же вида. (колонии гнездовых ласточек и грачей)

Межвидовая конкуренция – это борьба особей различных видов за выживание на конкретной территории (распределение животных и растений по ярусам)

Работа с текстом по технологии развитие критического мышления.

Многие живые организмы, населяющие од­ни и те же местообитания, используют одина­ковую пищу, в одних и тех же местах делают гнезда, норы или другие укрытия. Отноше­ния организмов, которые близки по своим по­требностям, называют конкуренцией (от лат. «конкурро» — сбегаюсь, сталкиваюсь).

Конкуренция, в отличие от взаимовыгод­ных отношений и отношений «хищник — жертва», «паразит — хозяин», отрицательно влияет на оба организма-партнера. При этом одни организмы вытесняют своих конкурен­тов, другие существуют совместно с ними, но при условии разделения местообитаний и по­требностей в пище.

К организмам-конкурентам относятся, на­пример, светолюбивые и теневыносливые рас­тения леса. Под защитой светолюбивых де­ревьев — сосны, осины, березы — хорошо развиваются всходы ели, так как на откры­тых местах они вымерзают. Подросшие тене­выносливые ели своими густыми ветвями сильно затеняют молодые деревца сосны, бе­резы, осины, отчего многие из них гибнут.

На полях и огородах культурные растении конкурируют с лебедой, пыреем, бодяком, осотом, мокрицей и многими другими растениями-сорняками. Растения-сорняки более выносливы, чем культурные растения, и очень быстро размножаются. Их семена сохраняются в почве в течение нескольких лет. Появившись из семян, сорняки быстро рас тут, обгоняя в росте культурные растения, затеняют их, высасывают из почвы много воды с растворенными в ней минеральными веществами. В случае если человек вовремя не освободит культурные растения от сорняков, они или погибнут, или сильно отстанут в росте, не дадут урожая.

Если какой-либо участок поля не будет засеян, то на нем вырастут самые различные - сорняки. В дальнейшем одни из них будут вытесняться другими. Прежде всего, будут вытеснены лебеда, пастушья сумка и другие однолетние сорняки. Более сильные их кон­куренты — многолетние растения: пырей, осот и бодяк. Они раз­множаются подземными органами и отнимают у других растений воду и минеральные соли.

У многих растений в их постоянной конку­ренции с другими за свет развились различ­ные приспособления к выживанию. В широ­колиственном лесу, например, весной, когда на деревьях только начинают распускаться листья и в лесу светло, травянистый покров образуют светолюбивые растения (хохлатка, ветреница, медуница, чистяк). К началу лета они успевают отцвести и образо­вать плоды. В это время деревья леса уже пропускают мало света, и травяной покров об­разуют теневыносливые растения (зеленчук, ландыш, будра).

Конкуренция происходит не только меж­ду растениями разных видов, но и между растениями одного вида. Если, например, на каком-то участке появится много всходов дуба, то постепенно будет происходить их самоизреживание. Произойдет это потому, что взойдут они не все одновременно, не у всех будет одинаковый запас питательных веществ, не все они прорастут с одинаковой глубины почвы и прочее. Более крупные растения будут всасывать больше воды и минеральных веществ, больше образовывать органических веществ, быстрее расти, зате­нять и угнетать растения, отставшие в росте.

Постоянно конкурируют между собой за пищу и жилье и животные, например щука и окунь, волк и лисица, некоторые травоядные звери, кормящиеся на пастбищах, птицы, ус­траивающие гнезда в дуплах деревьев, и др.. В отличие от растений конкуриру­ющие животные часто пускают друг против друга в ход зубы, рога, когти, копыта, клю­вы.

У многих животных в течение тысячеле­тий развились приспособления, значительно смягчающие конкуренцию. Некоторые звери, например, метят свою территорию и таким образом предупреждают конкурентов об опас­ности, которая подстерегает их при заходе на этот участок. У птиц, живущих в одном местообитании и кормящихся насекомыми, развились разные способы сбора пищи. Пополз­ни, например, быстро осматривают стволы и ветви деревьев и схватывают попадающихся на глаза насекомых. Более мелкие птицы пи­щухи тщательно осматривают трещинки ко­ры деревьев и достают из них тонким шило­видным клювом спрятавшихся насекомых. Другие мелкие птицы кормятся на ветвях. Разные травоядные звери одного мес­тообитания уживаются вместе, прежде всего потому, что питаются разными частями растений: например, одни кормятся только их верхушками, другие срывают нижние побеги.

Рефлексия.

«Барометр настроения»

Домашнее задание:

Проект:

  1. Подбери для воображаемого леса зверей так, чтобы жили они без всякой конкуренции.

  2. Придумайте ситуацию, когда конкуренты изменили свои специальности совсем немного, а конкуренция из-за этого прекратилась: у животных, у людей.

Урок 7. Сложность отношений живых организмов и их использование человеком.

Цель: повторить изученный материал.

Задачи занятия:

Образовательные – вспомнить какие виды взаимоотношений между живыми организмами в природе, и применить полученные знания на практике; развитие исследовательских компетенций;

Развивающие – сформировать у учащихся навыки самостоятельное и групповой работы;

Воспитательные – формирование коммуникативных и организаторских умений, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в парах, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

Тип урока: урок обобщения материала.

Оборудование: карточки, рабочая тетрадь.

Методы обучения:

  • словесный - лекция, беседа, диспут (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);

  • частично-поисковый, исследовательский - работа с текстом (выполнение самостоятельных исследований, сопоставление фактов),

  • проектный

Формы обучения:

  • фронтальная беседа,

  • парная работа (для развития коммуникативных компетенций)

Ход урока:

Самые далекие вещи в природе соединены тысячами тончайших, но очень крепких нитей – экологическими связями. И чтобы разумно воздействовать на природу, нужно как следует изучить и понять взаимодействие этих связей, иначе можно навредить всему живому.

Ребята сегодня у нас необычный урок – урок проект, моделирование. Вы должны будете работая в группах заселить сообщество, но не просто заселить но и доказать что животные смогут существовать все вместе.

1 группа: вы должны заселить сообщество, так чтобы там обитали только организмы, которые связаны между собой взаимполезными отношения.

2 группа: вы должны заселить сообщество, так чтобы там обитали только организмы, между которыми возникли отношения комменаслизм.

3 группа: вы должны заселить сообщество, так чтобы там обитали только организмы, между которыми отношения хищник- жертва.

4 группа: вы должны заселить сообщество, так чтобы там обитали только организмы, между которыми отношения паразитизма.

5 группа: вы должны заселить сообщество, так чтобы там обитали только организмы, между которыми конкурентные отношения.

Самое главное вы должны доказать, что ваше сообщество устойчиво и сможет существовать.

Работа в группах 15-20 минут.

Защита проекта.

Обсуждение.

Выводы: учащиеся приходят к выводу, что ни одно сообщество не сможет существовать.

Формулирую экологические закон Барри Коммонера:

«Все связано со всем»

«Все надо куда-то девать»

«Природа знает лучше»

«За все надо платить»

Ребята, как вы понимаете смысл этих законов, напишите рефлексию на основе этих законов.

Зачитываются несколько рефлексий.

Итог урока:

Чтобы научиться жить в мире с природой, надо не только ее любить, но и знать ее законы. И один из главных законов: В природе все взаимосвязано.

Вспомните на первом уроке по этой теме мы рассказывали рассказ:

Его герои с помощью машины времени отправились в далекое прошлое, на 60 мл. лет назад. Чтобы посмотреть на динозавров. Организатор предупредил, чтобы гости из будущего не повредили ничего живого в том первобытном лесу. Один из героев случайно раздавил бабочку. Когда же они вернулись назад в свой век, планета была пустынной. Мне бы очень хотелось, чтобы наши потомки не получили планету безжизненной!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2009/2010 учебном году Москва 2009

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации предназначены для организаторов первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Первый (школьный) этап олимпиады направлен на выявление учащихся, лучше других разбирающихся в экологии,
  2. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2009/2010 учебном году Москва 2009

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации предназначены для организаторов первого (школьного) и второго (муниципального) этапов Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
  3. Методические рекомендации по профилактике дорожно транспортного травматизма

    Методические рекомендации
    Согласно распоряжению Департамента образования г. Москвы, переданному Начальникам окружных управлений образования, Директорам ОМЦ, руководителям образовательных учреждений за № 2-34-20, от 10.
  4. Методические материалы по проведению уроков естественнонаучного цикла Сборник подготовлен при поддержке

    Урок
    Авторы: Ингрид Аро, Татьяна Волошина, Алла Вьюгова, Любовь Джургенова, Елена Егорова, Инна Иванова, Рима Измайлова, Яна Кернер, Ирина Крюкова , Марина Куули,
  5. Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии Содержание (2)

    Методические рекомендации
    Важным приоритетом современной государственной политики в области образования является обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования независимо от доходов семьи, места проживания

Другие похожие документы..