Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Інформаційний бюлетень відображує основні події, факти, результати діяльності регіональних органів системи НТІ та інформує про найбільш значущі заход...полностью>>
'Документ'
Ваш ребенок должен уметь заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 25 минут (например, собирать конструктор)....полностью>>
'Документ'
Знаменитый исследователь Захария Ситчин, автор сенсационных теорий палеоконтакта находит новые убедительные доказательства того, что Земля в древности...полностью>>
'Документ'
(56) Список документов, цитированных в отчете опоиске: НЕМИРОВСКИЙ А.Е. и др. Адаптивное устройство токовой защиты асинхронного электродвигателя. Техн...полностью>>

Д. С. Лихачев в «Декларации прав культуры» отмечал, что культура является духовной основой цивилизации, ориентиром, критерием ее самобытности и целостности. Общественные преобразования должны опираться на ценности

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Лапина В.,

студентка 3 курса ИЛиМК


Что такое историческая память? Московский Кремль.

Урок-экскурсия.

Введение. Постановка проблемы для учителя.

Проблема исторической памяти, исторической преемственности – одна из основных проблем современности. Известный русский философ Иван Ильин писал: «В современном мире есть большая беда, а именно: оторванность человека от корней. Люди блуждают, носимые ветром судьбы, как опавшие листья, ни с чем не срастаясь, нигде не оседая, нигде не становясь верою как внешне, так и внутренне». Многие наши беды происходят именно из-за потери исторической памяти. Не только военные конфликты и терроризм, но и безответственная модернизация наносят урон культурному наследию: исчезают исторические центры городов, разрушаются памятники и ландшафты, искажаются биографии выдающихся деятелей культуры. Великие предки становятся забытыми «дедами», новые памятники противоречат прежним ценностным ориентирам, мемориалы становятся бесхозными, книги оказываются ненужными. Переписывание истории, переоценка прошлого, свержение кумиров, ирония и насмешка разрывают хрупкую нить исторической памяти.

Д.С. Лихачев в «Декларации прав культуры» отмечал, что культура является духовной основой цивилизации, ориентиром, критерием ее самобытности и целостности. Общественные преобразования должны опираться на ценности культуры и национальное самосознание. Культурное наследие составляет богатство человечества. Цивилизация опирается на достижения культуры, они составляют ее духовный каркас, фундамент и опору. Национальная и социальная идентичность определяется уважением к истории во всей противоречивости и многообразии ее проявлений. Историческая память — своеобразный «перекресток» прошлого, настоящего и будущего. Исторические памятники — это символы и знаки, тексты и артефакты, необходимая основа взаимопонимания поколений и диалога культур. «Память истории священна» – писал Д.С. Лихачев.

Принимая и понимая значимость преемственности прошлого, настоящего и будущего, нам важно осознать основные направления процесса восстановления исторической памяти.

- Историческая память – это осмысление исторических фактов с позиций политических, религиозных, экономических, культурных, географических аспектов, самобытности русского характера.

- Историческая память – это возвращение забытых имен и памятников культуры, в том числе и православных (храмов, монастырей, скитов, часовен).

- Историческая память – это возрождение православных и народных традиций.

- Историческая память – это облагораживание могил предков.

Именно восстановление исторической памяти, сохранение языковой культуры, возрождение народных традиций, интеграция православной и светской культур – это путь к возрождению России.

В настоящее время, когда в российском обществе происходит трансформация социальных институтов и нравственных регуляторов поведения, когда формируется новая политическая система общества и преобразуются отношения между гражданами и государством, историческая память к нам постепенно возвращается: меняются экспозиции в музеях, восстанавливаются стертые цензурой имена на картинах и фотографиях, возрождаются старые памятники. Историки и писатели вносят вклад в возвращение исторической памяти в более полном объеме. Литературные произведения, фильмы передают современникам представления о трагических страницах российской истории. Немалое значение имеет устная история, закрепленная в воспоминаниях участников событий. Их достоверность создает особый эмоциональный канал сопричастности к прошлому. Памятники как тексты истории являются информационным и духовным ресурсом цивилизации, говорящим или молчащим свидетелем перемен и противоречивых мнений. Для будущего необходима почва, а человечеству для дальнейшего развития – корни. И на сегодняшний день, когда события прошлых веков по различным причинам полностью или частично стерты в исторической памяти поколений, важнейшей задачей становится восстановление исторической преемственности и воспитание национального самосознания среди молодежи. Важнейшим этапом в жизни подрастающего поколения является школа. Получение среднего школьного образования должно быть неразрывно связано с воспитанием в ученике патриотизма и гражданственности, высоких духовных идеалов, культурных ценностей и национального сознания с целью сохранения исторической памяти, традиций, преемственности поколений. Для этого в средней школе необходимо проводить различные внеклассные мероприятия, обогащающие знания учащихся по истории Отечества, его духовной культуре, воспитывающие национальное самосознание учащихся.

Я предлагаю вашему вниманию конспект внеклассного мероприятия для средних классов на тему «Что такое историческая память?» Данное мероприятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть представляет собой лекцию-рассказ на заданную тему. По желанию учителя рассказ может быть сокращен или дополнен необходимыми на его взгляд историческими фактами, биографиями. Практическая часть представляет собой викторину. Ее проведение не требует специальной предварительной подготовки к ней учащихся. Викторина проходит в форме соревнования между двумя командами. Викторина является не столько проверкой на то, насколько внимательно ученики прослушали лекцию, запомнили ее содержание, сколько возможностью в игровой форме повторить и закрепить материал.

Цели и задачи внеклассного мероприятия:

- информационные: познакомить учащихся с важнейшими архитектурными памятниками Кремля – Соборной площадью, дать представление учащимся не столько об их архитектурной ценности, сколько об их роли и значении в истории России;

- образовательные: способствовать расширению исторической эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету;

- воспитательные: формирование уважительного отношения к историческому прошлому нашей Родины, чувства гордости за народ России, сумевший создать богатейшее культурное наследие, сохранение исторической памяти, формирование уважительного отношения к товарищам (команде-сопернице), развитие чувства коллективизма, сопереживания;

- развивающие: способствовать развитию умения оперировать историческими знаниями, применять их в нестандартных ситуациях, развитию логического мышления, речи учащихся.

По желанию учителя данное внеклассное мероприятие может быть дополнено экскурсиями в Кремль, на Соборную площадь, а также посещением торжественного церемониала развода конных и пеших караулов. Для экскурсии готовим школьников-экскурсоводов по темам экскурсии: Соборная площадь, традиции, нормы дворцового протокола и т.д. Церемониальный развод проходит ровно в полдень каждую субботу в период с апреля по октябрь на Соборной площади московского Кремля. Подобные ритуалы известны со времен Ивана III. А первые нормы дворцового протокола были закреплены в соборном уложении середины XVII века. В начале следующего века военный артикул Петра I определил конкретный порядок развода караулов. Он соблюдался с некоторыми дополнениями и изменениями до конца царствования последнего российского императора. Сценарий современного церемониального развода писали и военные, и историки. С первым ударом курантов вступает флейта, затем барабанная дробь. На древней площади выстраиваются личные составы роты специального караула Президентского полка, Кавалерийского почетного эскорта и Президентского оркестра. Церемониал развода конных и пеших караулов включает в себя самые яркие элементы существовавших некогда воинских традиций: торжественное построение, доклад начальнику караула, вынос государственного флага России, демонстрацию строевых приемов с оружием и так называемую «конную карусель». Все это – под бравурную музыку, исполняемую Президентским оркестром.

Увлекательные по форме, по содержанию экскурсии не только пополнят историческую память каждого ученика, но и позволят прикоснуться к ней.

Ход мероприятия.

Форма: лекция-рассказ.

Учитель:

Два чувства дивно близки нам.

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам

А.С. Пушкин

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее…»

А.С. Пушкин

О каком городе мы вспоминаем, когда говорят о России? (Москва – столица.) Кто из вас не бывал в Москве?

«Москва…как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!» – писал Пушкин. Владимир Маяковский, не склонный по натуре к чувствительным излияниям, сказал: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва». Советский писатель Леонид Леонов высказал такую мысль: «Москва – громадная летопись, в которой уместилась вся история народа русского».

Столица не утратила блеска своего даже в труднейшую военную годину, благодаря поразительной стойкости сограждан-воинов, возвестивших миру: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва». Об этом красноречиво напоминают ныне железобетонные надолбы на Волоколамском шоссе, Вечный огонь у Кремлевской стены и памятника Неизвестному солдату. Недаром возник обычай – в канун Дня Победы приносить землю от стен Кремля в города-герои. Наш взгляд пробивается через толщу столетий. Разве не с Москвой в сердце шли ратники Куликова поля и Бородина?

В Москве, история которой во многом определила судьбы Отечества, многие из памятников приобрели значение национального символа. Кто поможет рассказать о Кремле?

Ученик 1: Московский Кремль – гордость и слава нашей Родины. Московский Кремль является величайшим памятником русской национальной культуры. В нем сосредоточены ценнейшие образцы древней архитектуры, живописи и декоративного искусства. В облике Кремля воплощено воедино героическое прошлое русского народа и его великое настоящее.

В центре Кремля находится древняя Соборная площадь. На ней возвышаются памятники русской духовной культуры: соборы – Успенский, Архангельский, колокольня Ивана Великого. Эти храмы – красивейшие памятники русского зодчества.

Ученик 2: Самый большой из соборов – Успенский – стоит на месте построенного Иваном Калитой в 1326-1327 годах первого каменного собора Москвы. До него, в свою очередь, стояли древнейшие московские церкви – деревянная XII века и каменная XIII века. Построил Успенский собор приглашенный Иваном III итальянский архитектор Аристотель Фьораванти. Собор возведен в 1475-1479 годах по образцу Успенского собора XII века в старинном русском городе Владимире. Это подчеркивало преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров русской земли. В течение четырех веков Успенский собор Московского Кремля оставался главным храмом Руси: в нем венчали на царство престолонаследников, оглашали государственные акты (например, акт о воссоединении Украины с Россией в 1654 году), на Церковных Соборах избирались митрополиты и Патриархи, совершали другие торжественные церемонии. Собор служил усыпальницей московских Патриархов и митрополитов.

Ученик 3: В юго-западном углу Успенского собора, у шатра Ризы Господней, у подножия Плащаницы, на которой мы видим усыпальницу Патриарха Гермогена. Патриарх Гермоген происходил из донских казаков и сначала был священником в Никольской церкви в городе Казани. Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря, а 13 мая 1589 года стал первым Казанским митрополитом. С самого начала своего служения святитель Гермоген проявлял ревность в вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар. За выдающиеся архипастырские качества митрополит Гермоген был избран на первосвятительскую кафедру, и 3 июля 1606 года возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Деятельность Патриарха Гермогена совпала с трудным для Русского государства периодом – нашествием самозванца Лжедимитрия и польского короля Сигизмунда III. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие, поработив русский народ. Грамоты, рассылавшиеся святителем по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского Царя. В ответ на это поляки совместно с русскими изменниками насильно свели святого Патриарха Гермогена с Патриаршего престола и заключили его в Чудовом монастыре (Он был разрушен в годы советской власти). В Светлый Понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога». Уже из заточения священномученик Гермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении, и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода. Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Гермоген, успешно завершилось русских народом. Тело священномученика Гермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Прославление Патриарха Гермогена в лике святых произошло 12 мая 1913 года.

Ученик 4: Южнее Успенского собора, совсем неподалеку от кромки холма, поднялся Благовещенский собор. Он совсем невелик. Придворная хроника его именовала: «на царском дворе у сеней», то есть был домовой церковью царской семьи, где крестили царевичей. В Благовещенском соборе и великие князья Московские принимали крещение, исповедовались, иногда венчались. С XV века священники собора являлись духовниками русских царей и хранителям государевой печати. Традиционно домовый храм был местом хранения царской казны. Северное крыльцо и северо-западная галерея, вероятно, с середины XVI в. часто использовались для торжественных входов во дворец во время церемонии венчания на царство, встречи иностранных послов, шествий в праздник Великая Пятница накануне Пасхи и т.д. Собор строился в 1484-1489 годах псковскими мастерами. Первоначально храм венчался тремя главами. В 60-х годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над галереями собора и две ложные – таким образом, собор превратился в девятиглавое сооружение. В 70-х годах XVI века для Ивана Грозного пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом; придел в южной паперти превратился в личную молельню царя. Эти изменения были связаны с четвертой женитьбой царя, после которой он уже не имел прямого доступа к церковной службе. Иконостас собора – памятник огромной историко-художественной ценности. Здесь можно увидеть иконы, написанные Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором с Городца. Фрески Благовещенского собора выполнены в 1508 году под руководством Феодосия, талантливого сына и ученика иконописца Дионисия.

Ученик 5: С западной стороны Успенского собора расположена маленькая одноглавая церковь Ризположения. Она была построена псковскими мастерами в 1484-1486 годах. Эта церковь находится на месте древней церкви Ризположения, возведенной в 1451 году митрополитом Ионой в память избавления Москвы от нашествия татарских полчищ. В ночь на 2 июля 1451 года татары подошли к Москве, но внезапно отступили, бросив все награбленное добро. Это был день праздника Положения ризы Богородицы. В память об этом и была названа церковь. Сюжеты фресок посвящены Богоматери. В пятнадцати сценах рассказывается о родителях Марии – Иоакиме и Анне, о Ее жизни в родительском доме, в Храме, о Рождестве Христовом и Успении. Здесь же Борис и Глеб, первые русские святые, и киевский князь святой Владимир, владимирский князь Андрей Боголюбский, Александр Невский и сын Александра Невского Даниил Александрович. Все эти русские князья прославлены в лике святых.

Ученик 6: Имя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны. Как полководец, он по праву может почитаться великим, ибо за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, с малыми силами побеждал сильнейших и в действиях своих сочетал военный гений с личной отвагой. Так летом 1240 года многочисленное и прекрасно вооруженное шведское войско, под предводительством графа Биргера, на многих кораблях вошло в Неву и остановилось у впадения в нее реки Ижоры. Отсюда Биргер, – уверенный в том, что неподготовленный к нападению Новгород не сможет оказать ему серьезного сопротивления, – послал сказать князю Александру: «Если сможешь, защищайся. Но я уже здесь и полоняю твои земли». Но вера князя в Промысл Божий, стремительность действий русских привели к победе. «Если Бог за нас, то кто против нас» – эти слова князя, сказанные им после молебна перед сражением, стали девизом для многих поколений русских воинов.

Ученик 7: Территория, лежащая в северной стороне Соборной площади, за Успенским собором, издавна принадлежала московским митрополитам и Патриархам. Здесь находятся Патриаршие палаты и небольшой пятиглавый собор Двенадцати апостолов, построенные в 1635-1656 годах русским мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым по заказу Патриарха Никона. В 1680 году собор перестроили и дали ему современное название. Бывший Патриарший двор состоял из целого ряда палат, комнат, переходов и лестниц, сделанных в толще стен. Многие из этих сооружений сохранили свой древний вид и дошли до наших дней.

На Соборной площади находится древнейшее гражданское здание Москвы – Грановитая палата. Ее возвели к 1491 году. Палата предназначалась для торжественных приемов, связанных с важнейшими государственными делами. Теперь в палату можно попасть через помещение Большого Кремлевского дворца. Ранее в Грановитую вела лестница, которая именовалась Красным крыльцом. С красного крыльца власть разговаривала с народом, собравшимся на площади.

Ученик 8: Архангельский собор был построен в 1505-1509 годах в традициях русского зодчества, но его богатая отделка носит черты итальянского Возрождения. Постройка началась при Иване III и была закончена при его сыне, Великом князе Василии Ивановиче. До этого здесь находился древний Архангельский собор, сооруженный еще Иваном Калитой в 1333 году в память избавления Москвы от сильного голода. В соборе погребены русские князья и цари: Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III… На стенах собора изображены русские князья, основатели северо-восточной Руси: Андрей Боголюбский – сын Юрия Долгорукого, Ярослав Всеволодович – отец Александра Невского, Александр Ярославич Невский, Даниил Александрович – основатель самостоятельного удельного Московского княжества – и другие. Глубоким и впечатляющим символом этих бессмертных имен, всей Северной Руси, служит икона Архангела Михаила (собор посвящен небесному покровителю воинства), стоящего с поднятым сверкающим мечом. Созданная иконописцами школы Андрея Рублева, икона радует сиянием красок. Тени великих предков повествуют сынам о былом, возбуждая «в них огнь неугасимый, рвение к славе и свободе отечества». Жители Руси были христианами. И русские князья перед военными походами и после успешных сражений приходили в собор и молились, и славили «мужество, храбрость, тщание и старание всего воинства». Особо почитались захоронения святых Дмитрия Донского и Владимира Храброго.

Полный и окончательный свой облик Соборная площадь получила лишь тогда, когда над Кремлем и всем стольным градом вознесла свою гордую златую главу колокольня Ивана Великого, ставшая олицетворением не только Москвы, но и всего русского народа. История возникновения колокольни уходит в глубину веков. При Иване Калите в 1329 году примерно на месте существующей колокольни была построена небольшая каменная церковь в честь Иоанна Лествичника, его же изображали изографы на стенах и иконах, показывая как труден путь христианина к Богу, как тянет в адскую бездну груз грехов. Колокольный же звон отгонял нечисть, облегчая праведнику путь наверх.

В народном сознании Иван Великий стал показателем высоты – «повыше высокого». Когда хотели сказать о высоком молодце, то говорили: «Вырос детинушка с Ивана Великого». Но главное все-таки было в другом. Путники, медленно приближавшиеся к Москве, не только за десятки верст видели колокольню, но и слышали, как пели колокола Ивана Великого… Исторические события совершались под перезвоны-удары колоколов, возвещая праздничные шествия, встречая победителей, созывая народ на кремлевский холм. Его поочередные переборы-благовесты, удары сразу нескольких колоколов – трезвоны – полюбились москвитянам. Гулом прокатывался колокол по Москве, сливаясь с людскими голосами, колыхал воздух, объединяя всех. «…Гудит, гудит Иван Великий, как бы из глубины веков идущий зов!» – писал Федор Глинка. На башне находилось 34 колокола общим весом свыше 16 тысяч пудов. Не стоит забывать, что Кремль в средневековье – крепость, за ее стенами укрывались от опасностей. Иван Великий – сигнальная крепостная башня. С ее высоты открывался обзор на десятки верст, или, как тогда говорили, поприщ. И если за Москвой-рекой поднималась пыль и возникал силуэт всадника на коне, дозорные угадывали, кто приближался. Если грозило нашествие, то ударял всполошный колокол, население устремлялось в Кремль, поднимались мосты надо рвами, запирались ворота, начиналось осадное сидение. Многое повидал златоглавый великан, разделяющий Соборную и Ивановскую площади. Когда вражеские полчища в 1812 году покидали Москву, Наполеон, исполненный мстительного гнева, приказал взорвать Ивана Великого. Французам удалось подорвать звонницы-пристройки, но столп был сооружен так прочно, что выдержал взрыв и устоял.

Учитель (подводит итог экскурсии): Так устояла Россия в годы опустошительных набегов и разрушений, в годину великой смуты Гражданской войны, в «часы мужества», когда вся страна поднималась на битву с врагами Отечества. С самого начала своего строительства кремлевские храмы приобрели особое значение. Главные храмы России, древние кремлевские иконы, сама Соборная площадь – это историческая память. Историческая память – великая сила, нравственная и культурная. И мы, ребята, должны помнить тех, кто доблестно защищал и спасал нашу Родину от захватчиков. Без знания прошлого своей страны нельзя ни понять, ни оценить по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее.

Викторина

Викторина проводится на одном из классных часов после экскурсии. Цель: проверка полученных знаний.

Ход мероприятия

Раздаточный материал – иллюстрации: соборы и другие сооружения Московского Кремля.

Вступительное слово учителя:

- Сегодня мы проводим викторину по теме предыдущего урока-экскурсии «Что такое историческая память?». (Класс разбивается на команды). Командам предстоит участвовать в разнообразных конкурсах и показать прочность знаний, умений и навыков, приобретенных не только на прошлом занятии, но и в целом на уроках истории, эрудицию. Но для начала команды должны придумать себе названия.

Учащиеся негромко совещаются пару минут, затем представители команд оглашают названия.

(Каждый правильный ответ в конкурсах оценивается одним баллом).

Конкурс 1. "Калейдоскоп"

Для каждой команды приготовлен стенд с иллюстрациями:

- Успенский собор

- Благовещенский собор

- Грановитая палата

- Колокольня Ивана Великого

- Архангельский собор

- Церковь Ризоположения

- Патриаршие палаты

- Соборная площадь

Задание для команд – определить, что изображено на картинке.

Конкурс 2. "Тексты-подсказки"

Учитель зачитывает тексты-подсказки, в которых речь идет о том или ином архитектурном сооружении Соборной площади.

Максимально возможно использование трех текстов-подсказок о каждом из них.

Ответ, данный с первой из них приносит команде – 3 балла, со второй – 2 балла и с третьей – 1 балл.

1.

А) Архангельский собор

1. сооружен Иваном Калитой в 1333 году в память избавления Москвы от сильного голода;

2. в соборе находится икона Архангела Михаила (собор посвящен этому покровителю воителей), стоящего с поднятым сверкающим мечом;

3. служит усыпальницей великих князей и царей рода Рюриковичей;

Б) Грановитая палата

1. предназначалась для торжественных приемов, связанных с важнейшими государственными делами;

2. здесь царь Иван Грозный отмечал присоединение Казани;

3. единственное гражданское здание на Соборной площади.

2.

А) Успенский собор

1. построен по образцу собора XII века в старинном русском городе Владимире;

2. служил усыпальницей московских Патриархов и митрополитов;

3. в нем венчали на царство престолонаследников.

Б) Колокольня Ивана Великого

1. построена на месте церкви в честь святого Иоанна Лествичника;

2. покидая Москву, Наполеон приказал взорвать ее, но она устояла;

3. сигнальная крепостная башня.

Конкурс 3. "Кроссворд, посвященный Александру Невскому"

Ученики разгадывают кроссворд, заранее нарисованный учителем на доске.

1. Какой город был центром земель, князем-правителем которых являлся Александр Невский?

2. Какую веру защищал от посягательств римского папы Иннокентия IV князь Александр Невский?

3. Имя епископа, отправившегося к Александру Невскому с просьбой защитить Новгородские земли от немецких рыцарей.

4. Название озера, где состоялось генеральное сражение войска Александра Невского с немецкими меченосцами.

5. Кого беспокоила растущая популярность молодого полководца Александра Невского?

Ученики расставляют по порядку (в соответствии с номерами) выделенные буквы из решенного кроссворда и смотрят, что получилось.

Конкурс 4. "Препятствие-путаница"

Нужно соотнести имена архитекторов и памятники архитектуры, построенные ими.

- Аристотель Фиораванти

- Антип Константинов и Бажен Огурцов

- Пьетро Антонио Солари и Марк Фрязин

- Алевиз Новый

- Бон Фрязин

- Колокольня Ивана Великого

- Успенский собор

- Архангельский собор

- Грановитая палата

- Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов

Подведение итогов, определение победителя.

Заключительное слово учителя:

В упорной борьбе победили сильнейшие, показав, что у них накоплен большой багаж знаний по истории, который они постоянно пополняют и успешно учатся применять свои знания. Сегодня мы еще раз убедились в том, насколько богата интереснейшими, важнейшими событиями история нашей Родины, какое огромное культурное наследие досталось нам от наших предков.

Заключение

Данное внеклассное мероприятие на тему «Что такое историческая память?» позволило учащимся познакомиться с важнейшими архитектурными памятниками Кремля, Соборной площади, их ролью и значением в истории России. У подростков формируется патриотическое самосознание, они приобщаются к культурному наследию. Данное мероприятие может быть одним из серии мероприятий в рамках военно-патриотического воспитания школьников на общенациональных ценностях. Воспитание национального самосознания среди молодежи является одним из основных этапов восстановления исторической преемственности, исторической памяти поколений. Именно восстановление исторической памяти, сохранение языковой культуры, возрождение народных традиций – это путь к возрождению России.

Список литературы

1) Бродский Я.Е. «Москва. Спутник туриста: Путеводитель». М.: Моск. Рабочий, 1987.

2) Михаил Каратеев «Александр Невский» // Слово. №12, 1990.

3) Низовский А.Ю. «Самые знаменитые монастыри и храмы России». М.; 2000.

4) Осетров Е.И. «Мое открытие Москвы», М.: Детская литература, 1985.

5) «Святые покровители града Москвы», М., издательство имени святителя
Игнатия Ставропольского, 1996.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Им способ ускорить эволюцию, поднять человечество на более высокий уровень развития и снова восстать против богов, что всегда являлось тайной целью всех религий

    Документ
    Задумайтесь на мгновение и представьте себе двадцатое столетие как симфонию, гармоническое сочетание фуги крещендо, сплетение мелодий, одна из которых с неясно слышным, но навязчивым припевом, звучит так: мы обречены, если не обнаружим
  2. «духовно-нравственный путь развития россии»

    Документ
    Русский экономический вестник: научно-публицистический журнал. Тематический вып. №8 / Материалы VII Международных Ильинских научно-богословских чтений «Духовно-нравственный путь развития России» (27-28 апреля 2009 г.
  3. Правовые реформы в России: проблемы рецепции Западного права Самара 2007

    Монография
    В монографии представлены результаты исследования рецепции западных правовых институтов. Автор исходит из концепции, что в рецепции права главным является идеологический компонент, который позволяет разглядеть истинные причины рецепции
  4. В 1992 г., еще в дыму и грохоте разрушения, я написал книжку «Интеллигенция на пепелище России»

    Документ
    В 1992 г., еще в дыму и грохоте разрушения, я написал книжку «Интеллигенция на пепелище России». О том, как, начиная с 60-х годов, вызревали главные идеи перестройки в умах честной и бескорыстной части нашей интеллектуальной элиты
  5. Ю. М. Лотман семиосфера Культура и взрыв

    Реферат
    Тезисы к семиотическому изучению культур (в применении к славянским текстам)(совместно с Вяч. Вс. Ивановым, А. М. Пятигорским, В. Н. Топоровым, Б. А. Успенским) 504

Другие похожие документы..