Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Задача'
Задача первой лекции любого курса заключается в том, чтобы дать ответы на три основные вопроса о предмете и методах дисциплины, к изучению которой пр...полностью>>
'Памятка'
Если к тебе в квартиру ломятся грабители, вызови по телефону милицию; если нет телефона, то попытайся выбраться на балкон, чтобы привлечь внимание окр...полностью>>
'Публичный отчет'
В целях повышения эффективности управления государственным имуществом и усиления ответственности руководителей муниципальных унитарных предприятий и ...полностью>>
'Реферат'
Исследования мотивации труда последних лет показали, что она как система претерпела негативные структурные изменения. Это означает, что высшие потреб...полностью>>

Рабочая программа по общей хирургии специальность 060105. 65 «стоматология»

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

30


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ ИМ. А.И. КОЖЕВНИКОВА

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

_________________Г.А. Буланов

«_____»_________________2006 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ

Специальность 060105.65 «СТОМАТОЛОГИЯ»

Стоматологический факультет – курс II и III, семестр 4 и 5

Клиническая дисциплина: общая хирургия

Лекции – 20 часов
Практические занятия – 56 часов

Нижний Новгород, 2006 г.

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами по соответствующим специальностям высшего профессионального и фармацевтического образования, утвержденными департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования Минздрава России от 2002 года,

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общей хирургии от 13 апреля 2006 года.

Одобрена цикловой методической комиссией по хирургическим дисциплинам.

Председатель ЦМК, профессор Кукош М.В.

Зав. кафедрой общей хирургии

им. А.И.Кожевникова, профессор Овчинников В. А.

Содержание

Содержание 3

1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе. 4

1.1. Цель преподавания дисциплины. 4

1.2. Задачи изучения дисциплины. 5

1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины. 8

2. Содержание дисциплины по общей хирургии. 9

2.1. Рабочая программа по «Общей хирургии» для стоматологического факультета, II–III курс, 4 и 5 семестр. 9

2.1.1. Лекционный курс. 10

2.1.2. Тематический план практических занятий. 20

3. Учебно-методические материалы по дисциплине. 28

3.1. Основная литература. 28

3.2. Дополнительная литература. 28

4. Протокол согласования рабочей программы с другими кафедрами на 2006-2007 учебный год 31

1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

Общая хирургия по своей тематике и содержанию является базовой дисциплиной не только для врачей хирургического профиля, но и всех других специальностей, поэтому, независимо от специальности, практические навыки, полученные на кафедре, являются базовыми для всей последующей деятельности. Необходимо научить студентов творческому подходу в лечении каждого больного. Конкретный, направленный на освоение практических навыков метод преподавания общей хирургии и ухода за хирургическими больными является наиболее оправданным и приемлемым.

Цель обучения общей хирургии - научить студента:

- целенаправленно выяснить жалобы больного и историю развития заболевания;

- проводить физикальное обследования хирургического больного (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);

- намечать план обследования хирургического больного;

- организовать хирургическую деятельность с соблюдением правил асептики в помещениях хирургического стационара и поликлиники, в отделениях реанимации и интенсивной терапии;

- осуществлять все необходимые мероприятия по уходу за хирургическими больными;

- оказывать первую медицинскую помощь на месте с определением вида транспортировки больного по назначению;

- выполнять типовые медицинские диагностические и лечебные процедуры;

- работать в качестве среднего медицинского персонала в хирургических стационарах;

- определять основные хирургические синдромы и диагностировать основные виды гнойно-септических заболеваний.

1.1. Цель преподавания дисциплины.

Цель преподавания общей хирургии заключается в аналитическом и синтетическом изучении элементов хирургии, необходимых для последующего перехода к изучению частной хирургии - завершению интеграции хирургического знания на нозологическом уровне.

Аналитическое изучение основных элементов - асептики, гемостаза, анестезии - начальный и обязательных этап обучения, без которого невозможно освоение всей сложности современной хирургии.

Синтез полученных знаний позволяет получить ясное представление об основных направлениях хирургической деятельности, начиная с хирургического кабинета поликлиники и хирургического стационара до выписки больного. Полученная база становится основой для изучения на последующих курсах клинической хирургии.

Для лучшего усвоения материала учебный процесс приближается к реальной обстановке хирургической работы, что дает возможность студентам лучше овладеть практической стороной дела. Большинство изучаемых тем прорабатывается в процессе одного занятия в учебной комнате и стационаре, что помогает с разных позиций отразить сущность изучаемой темы. Такая практика позволяет в большей степени удовлетворить требованиям приближения преподавания к практической медицине и отразить конкретный характер педагогического процесса.

Планы составлены таким образом, что в лекциях основное внимание уделяется общим вопросам темы, взаимосвязи отдельных разделов, а также вопросам, которые не прорабатываются впоследствии на практических занятиях.

Практические занятия, проводимые по возможности непосредственно с больными, имеют важное воспитательное значение. Применение тестового контроля сокращает до минимума занятия в учебных комнатах и позволяет избегать «микролекций». Учебные комнаты, оборудованные по основным темам общей хирургии, позволяют с высокой степенью наглядности осуществлять их изучение и приобретать практические навыки.

При наличии несмежных групп, занимающихся в одни и те же часы, кафедра придерживается графика децентрализации и последовательности изучения отдельных тем в этих группах, предоставив это компетенции преподавателей с условием исключения нежелательных сочетаний, требующих скопления большого количества студентов в одних и тех же помещениях.

1.2. Задачи изучения дисциплины.

В современных социально-экономических условиях реальную ценность для здравоохранения представляет лишь широко образованный врач, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности с учетом изменяющихся требований и появлением новых медицинских технологий.

Главной задачей является формирование у студентов знаний об особенностях хирургии, как одной из основных клинических дисциплин, специфики работы хирурга, формирование достаточно прочных практических навыков по оказанию экстренной помощи, действию в неотложных ситуациях.

Преподавание общей хирургии базируется на синдромном подходе к изучению основных патологических состояний в хирургии с изучением студентами отдельных элементов хирургической деятельности и последующим переходом к основам клинической и частной хирургии.

Особое внимание обращается на применение в хирургии новейших технологий, таких как малоинвазивная и эндоскопическая хирургия, эндоваскулярные вмешательства, современных рентгенологических и радиоизотопных методов исследования, применение ультразвука, экстракорпоральные методы детоксикации и др.

Овладение основными принципами асептики и антисептиками становится для студентов базой в последующей врачебной практике независимо от того будет ли он работать хирургом или врачом другой лечебной специальности. Принцип госпитализма, внутрибольничная инфекция являются базовыми понятиями любого врача клинициста.

Столь же важной задачей является овладение методами диагностики кровотечений, реакцией организма на кровотечение, факторов способствующих самостоятельной остановке кровотечения и причин смерти от кровопотери. Овладение методами временной и окончательной остановки кровотечения достигается на практических занятиях и позволяет учащимся еще в процессе обучения применить их на практике, выполняя работу младшего и среднего мед. персонала в условиях больницы и скорой помощи. Столь же необходимо самостоятельное определение групп крови, собирание претрансфузионного анамнеза у реципиента, объективное исследование реципиента, установление показаний к трансфузии крови, ее компонентов и кровезаменителей и оценка возможных противопоказаний. Заполнение систем, пункция вены, наблюдение за пациентом во время и после трансфузии, назначение лабораторных исследований после трансфузии и оценка их результатов, оформление необходимой документации позволяют сформировать у учащихся достаточно полное понятие о значении этих методов, ответственности в выполнении всех этапов распространенной в лечебной практике манипуляции.

Студенты овладевают методами наложения повязок, правилами пользования индивидуальными пакетами, учатся правильно использовать табельные и импровизированные средства иммобилизации конечностей при переломах и повреждениях, правила транспортировки раненых и пораженных. Лечение ран – основа хирургии, поэтому важной задачей является формирование у студентов достаточно полного понятия об общей и местной реакции организма на ранение, сути фаз раневого заживления, различия клинического течения этих фаз, важности первичной хирургической обработки, практически выполняют наложение и снятие швов.

Актуальной задачей является формирование понятия об операции, знакомство с видами хирургических вмешательств – экстренными, срочными, плановыми, паллиативными, радикальными, лечебными, диагностическими, одно- и многомоментными. Студенты знакомятся с этапами операции, вариантами оперативных доступов, оперативными приемами, возможными положениями во время операции, тактикой хирурга при них.

В связи с изменениями законодательства особое внимание обращается на повышение требований к умению правильного общения врача с пациентами и их родственниками, к качеству ведения медицинской документации.

В лекционном курсе и на практических занятиях большое внимание уделяется деонтологическим принципам, формированию мировоззрения и нравственности врача. Для выполнения этого положения преподаватель ставит перед собой следующие задачи:

1. Своим личным примером (манера поведения, внешний вид, техника обследования) продемонстрировать те основные принципы, которые необходимо соблюдать в общении с больным, умение войти с ним в контакт.

2. Продемонстрировать на практике образец последовательного методичного обследования хирургического больного, по возможности максимально показать хирургическую симптоматику.

3. Активно привлекать студентов к участию в беседе с больными, к отдельным этапам и моментам обследования (пальпация, перкуссия, определение различных симптомов) и тем самым обеспечить им первые самостоятельные шаги, преодолеть «барьер» в общении с больными.

4. Анализируя полученные данные при сборе анамнеза и объективном обследовании, преподать пример клинического мышления у постели больного.

Одной из актуальнейших задач является знакомство с патогенезом, клинической симптоматологией и лечением больных с острой хирургической инфекцией, в процессе занятий изучаются локальные гнойные инфекционные поражения и общая гнойная инфекция, причем обращается внимание студентов на то, что локальные поражения сопровождаются общей реакцией организма. Это положение подтверждается демонстрацией больных, разбором историй болезни, при этом внимание акцентируется на температуре и изменениях лабораторных исследований.

При изучении основ онкологии студенты учатся давать правильное описание опухоли, учитывая отличительные признаки доброкачественных и злокачественных опухолей, участвуют в эндоскопических исследованиях. Особое внимание обращается на форму беседы с онкологическими больными с тем, чтобы не вызвать у них канцерофобии. Подчеркивается, что онкологический больной по соображениям деонтологии не должен знать истины о своем заболевании и прогнозе. Практическая направленность занятий реализуется привлечением студентов к непосредственной работе с больными, что способствует выполнению главной задачи: научить студентов не только знать, но и уметь.

При чтении лекций и проведении практических занятий по общей хирургии со студентами педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов учитывается специфика выбранной студентами специальности.

1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины.

1.3.1. Анатомия человека.

1.3.2. Гистология с эмбриологией (учение о тканях, кожа и ее производные, пищеварительный аппарат, дыхательная система).

1.3.3. Нормальная физиология (физиология пищеварения, кровь и кровообращение).

1.3.4. Патологическая физиология (опухоли, воспаление, лихорадка, патология терморегуляции).

1.3.5. Патологическая анатомия (некроз, воспаление, регенерация, опухоли, патологическая анатомия травмы).

1.3.6. фармакология (противомикробные и противопаразитарные средства, антисептические средства, средства, средства для наркоза).

1.3.7. Топографическая анатомия и оперативная хирургия (пути распространения гнойной инфекции и метастазов, топографическая анатомия груди, живота и конечностей).

1.3.8. Микробиология (физиология микроорганизмов, инфекция, иммунитет).

2. Содержание дисциплины по общей хирургии.

Общая хирургия, являясь хирургической пропедевтикой, изучается в тесной комплексной взаимосвязи с другими разделами хирургии – факультетской и госпитальной, с максимальной унификацией требований к студентам и изложению материала. Несмотря на различные задачи кафедр, общими остаются правила врачебной этики, взаимоотношения врача с коллективом и больными.

Студенты знакомятся с историей кафедры, основными направлениями ее лечебной и научной деятельности, правилами и режимом работы лечебного учреждения.

В соответствии с действующим министерским планом на преподавание курса общей хирургии для стоматологического факультета отведено 163 часа.

2.1. Рабочая программа по «Общей хирургии» для стоматологического факультета, II–III курс, 4 и 5 семестр.

№ п/п

Тема лекции

Кол-во часов

1.

Вводная лекция. Операция, пред- и послеоперационный периоды. Методика обследования хирургического больного.

2

2.

Антисептика и асептика.

2

3.

Переливание крови и кровезаменителей. Кровотечения и его виды. Остановка кровотечений.

2

4.

Обезболивание и основы реанимации.

2

5.

Переломы и вывихи. Травмы головы, шеи, грудной клетки и живота.

2

6.

Раны и раневая инфекция. Ожоги и отморожения. Электротравма.

2

7.

Язвы, свищи, пролежни. Опухоли.

2

8.

Общие понятия о хирургической инфекции. Сепсис. Инфекция мягких тканей и железистых органов.

2

9.

Инфекция костей и суставов, кистей и стопы. Хроническая специфическая инфекция.

2

10.

Анаэробная и гнилостная инфекция. Сепсис. Пластическая хирургия.

2

Итого:

20 часов

2.1.1. Лекционный курс.

№ п/п

Наименование темы

Краткое содержание темы

Объем в часах

1.

2.

3.

4.

1.

Вводная лекция. Операция, пред- и послеоперационный периоды. Методика обследования хирургического больного.

Понятие об антисептике. Виды антисептики по цели проведения, по уровню и глубине воздействия, по действующему агенту. Механическая антисептика. Комплекс хирургической обработки ран. Дренирование ран. Физическая антисептика (высушивание, облучение раны, применение гипертонических растворов, гигроскопических материалов и др.).

2

2.

Антисептика и асептика.

Гнотобиологическая изоляция в хирургии. Гипербарическая оксигенация и другие физиотерапевтические методы. Химическая антисептика. Основные группы антисептических средств и механизм их действия. Антибиотики, сульфаниламиды, нитрофураны. Основы рациональной антисептической химиотерапии. Способы и методы

антибиотикотерапии. Биологическая антисептика. Методы воздействия на иммунные силы организма. Пассивная и активная иммунизация. Энзимотерапия хирургической инфекции. Угроза хирургической инфекции и необходимость ее профилактики. Многообразие источников и путей распространения хирургической инфекции. Экзогенная и эндогенная хирургическая инфекция. Профилактика эндогенной хирургической инфекции. Внутрибольничная (госпитальная) инфекция.

Организационные формы обеспечения асептики. Планирование и принципы работы операционного блока. Асептика оснащения и оборудования. Профилактика воздушной инфекции. Профилактика контактной инфекции. Методы тепловой стерилизации. Оценка эффективности различных методов тепловой стерилизации. Стерилизация перевязочного материала, операционной одежды, белья, хирургических перчаток. Стерилизация хирургических инструментов, игл, шприцов, систем для инфузий и др. Контроль эффективности стерилизации. Стерилизация ионизирующим излучением. Ультрафиолетовая и ультразвуковая стерилизация. Методы химической стерилизации. Химические средства стерилизации и их применение.

Профилактика имплантационной инфекции. Стерилизация шовного материала, протезов. Газовая химическая стерилизация. Хранение стерилизационных материалов. Применение материалов и инструментов однократного использования. Асептика участников операции и операционного поля.

Профилактика воздушно-пылевой, воздушно-капельной инфекции. Способы обработки рук перед операцией. Техника и правила обработки рук. Подготовка и обработка операционного поля. Облачение в стерильную одежду, одевание, ношение и смена резиновых перчаток. Правила работы в условиях строгой асептики.

2

3.

Переливание крови и кровезаменителей. Кровотечения и его виды. Остановка кровотечения.

Место трансфузионной терапии в современной хирургии и медицине. Переливание крови. Иммунологические аспекты трансфузиологии. Основные системы антигенов-антител человека. Система групп крови АВО и система резус, их определение. Современное правило переливания крови по группам системы АВО и системы резус. Проба на совместимость крови донора и реципиента перед переливанием. Понятие об индивидуальном подборе крови. Документация переливания крови.

Организация службы крови и донорства в России. Правила обследования доноров крови и ее препаратов. Организация диагностических исследований на ВИЧ и другие инфекции, передаваемые трансмиссивным путем, в службе крови. Заготовка, консервирование крови и е компонентов. Препараты крови и плазмы. Компонентная гемотерапия. Виды и методы переливания крови, ее компонентов и препаратов: показания и техника.

Осложнения при переливании крови, их профилактика и лечение. Реинфузия, аутотрансфузия крови и ее компонентов. Кровозамещающие жидкости. Классификация растворов для инфузионной терапии. Растворы с волемическим эффектом: солевые растворы, растворы декстрана, растворы желатина. Растворы с дезинтоксикационным эффектом. Корректоры водно-электролитных нарушений. Инфузионные растворы для парентерального питания. Перспективы создания «истинных» кровезаменителей. Осложнения при переливании кровезаменителей. Первая помощь и лечение этих осложнений.

Система гемостаза. Заболевания, вызывающие изменения в системе свертывания крови. Влияние хирургических операций на гемостаз. Лекарственные препараты, влияющие на систему гемостаза. Профилактика и лечение геморрагического синдрома, ДВС-синдром.

Понятие о кровотечении и кровопотере. Классификация кровотечений. Клиническая картина внутреннего и наружного кровотечения. Отдельные виды кровоизлияний и кровотечений. Лабораторная диагностика кровопотери. Значение специальных методов диагностики кровотечения. Оценка тяжести кровопотери и определение ее величины. Спонтанная остановка кровотечения. Понятие о системе коагуляции – антикоагуляции крови. Методы временной остановки кровотечения. Методы окончательной остановки кровотечения. Остановка кровотечения с применением адгезивных средств.

Химические методы остановки кровотечения. Биологические методы остановки кровотечения. Осложнения кровотечений. Первая помощь при кровотечениях. Принципы лечения осложнений и последствий кровотечений. Транспортировка больных с кровотечением и кровопотерей

2

4..

Обезболивание и основы реанимации.

Понятие о боли и обезболивании. Общая и местная анестезия. Современное состояние анестезиологии. Виды наркоза. Ингаляционный наркоз – масочный и эндотрахеальный. Основные вещества, применяемые для наркоза. Аппаратура для наркоза. Принципы и правила работы с наркозными аппаратами и респираторами. Системы циркуляции дыхательной смеси во время наркоза. Основные компоненты современной комбинированной общей анестезии. Премидикация и ее выполнение. Общая схема проведения типичного комбинированного эндотрахеального наркоза. Клиническая картина современной общей анестезии: оценка глубины наркоза по стадиям. Осложнения наркоза и ближайшего посленаркозного периода, их профилактика и лечение.

2

5.

Переломы и вывихи. Травмы головы, шеи, грудной клетки и живота.

Переломы костей. Классификация. Клинические симптомы переломов. Основы рентгенодиагностики вывихов и переломов. Понятие о заживлении переломов. Процесс образования костной мозоли.

Осложнения травматических переломов: шок, жировая эмболия, острая кровопотеря, развитие инфекции и их профилактика.

Первая помощь при переломах (шины, фиксирующие и асептические повязки, болеутоляющие средства). Первая медицинская помощь при открытых и закрытых переломах. Транспортная иммобилизация, ее особенности в зависимости от локализации перелома. Общие принципы лечения переломов.

Вывихи. Терминальная классификация. Диагностика вывихов. Оказание первой помощи. Методы вправления вывихов челюсти, плеча, бедра. Принципы лечения вывихов после их вправления.

Травматизм. Виды травматизма. Виды механических травм: закрытые (подкожные) и открытые (раны). Закрытые механические травмы мягких тканей: ушибы, растяжения и разрывы (подкожные), сотрясения и сдавления, синдром длительного сдавления.

Первая медицинская помощь и лечение закрытых травм мягких тканей.

Виды механических повреждений сухожилий, костей и суставов. Разрывы связок и сухожилий. Травматические вывихи. Ушибы суставов. Гемартроз. Первая помощь и лечение. Травма головы. Классификация. Оценка тяжести пострадавшего. Основные опасности травм головы, представляющие угрозу жизни больных. Первая медицинская помощь при травме головы. Особенности транспортировки больных.

Травма груди. Классификация. Понятие о пневмотораксе. Виды пневмоторакса. Клиническая картина и диагностика пневмоторакса. Особенности оказания первой медицинской помощи при напряженном, клапанном и открытом пневмотораксе. Принципы лечения. Гемоторакс. Клинические проявления гемоторакса. Первая помощь при гемотораксе. Особенности транспортировки больных с повреждением груди.

Травма живота. Классификация. Клинико-лабораторная и инструментальная диагностика повреждений органов брюшной полости и забрюшинного пространства. Инородные тела желудочно-кишечного тракта. Задачи первой помощи. Принципы лечения.

2

6.

Раны и раневая инфекция. Ожоги и отморожения. Электротравма.

Определение раны и симптоматика раны. Виды ран. Понятие об одиночных, множественных, сочетанных и комбинированных ранах. Фазы течения раневого процесса. Виды заживления ран.

Принципы оказания первой помощи при ранениях. Первичная хирургическая обработка ран, ее виды. Вторичная хирургическая обработка. Закрытие раны методом кожной пластики. Гнойные раны первичные и вторичные. Общие и местные признаки нагноения ран. Лечение гнойной раны в зависимости от фазы течения раневого процесса. Применение протеолитических ферментов. Дополнительные методы обработки гнойных ран.

Ожоги. Классификация. Распознавание глубины ожогов. Определение площади ожога. Прогностические приемы определения тяжести ожога.

Первая помощь при ожогах. Первичная хирургическая обработка ожоговой поверхности: анестезия, асептика, хирургическая техника. Методы местного лечения ожогов: открытые, закрытые, смешанные.

Пересадка кожи. Антимикробная терапия (сульфаниламиды, антибиотики, сыворотки). Амбулаторное лечение ожогов: показания, противопоказания, методы. Восстановительная и пластическая хирургия послеожоговых рубцовых деформаций. Ожоговая болезнь: 4 периода ее развития и течения. Общие принципы инфузионной терапии различных периодов ожоговой болезни, энтерального питания и ухода за больными.

Виды лучевых ожогов. Особенности первой помощи при них.

Воздействие едких химических веществ на ткани. Особенности местного проявления. Первая помощь при химических ожогах кожи, полости рта, пищевода, желудка. Осложнения и последствия ожогов пищевода.

Травмы от охлаждения. Виды холодовой травмы: общие – замерзание и ознобление; местные – отморожения. Профилактика холодовой травмы в мирное и военное время. Симптомы замерзания и ознобления, первая помощь при них и дальнейшее лечение.

Классификация отморожений по степеням. Клиническое течение отморожений: дореактивный и реактивный периоды болезни. Первая помощь при отморожениях в дореактивный период. Общее и местное лечение отморожений в реактивный период в зависимости от степени поражения. Общая комплексная терапия пострадавших от холодовой травмы. Профилактика столбняка и гнойной инфекции, питание и особенности ухода.

Действие электротока на организм человека. Понятие об электропатологии. Местное и общее действие электрического тока.

Первая помощь при электротравме. Особенности дальнейшего обследования и лечения местной и общей патологии. Поражения молнией. Местные и общие проявления.

Первая помощь.

2

7.

Язвы, свищи, пролежни. Опухоли.

Омертвения. Нарушения кровообращения, способные вызвать омертвение. Другие факторы, приводящие к местному (ограниченному или распространенному) омертвению тканей. Условия, усугубляющие нарушения жизнедеятельности тканей и развитие некробиозов. Виды омертвений, местные и общие проявления. Гангрена сухая и влажная. Нарушения артериального кровотока: острые и хронические. Общие принципы клинической и инструментальной диагностики. Оперативное и консервативное лечение. Первая помощь при острых тромбозах и эмболиях артерий.

Нарушения венозного кровообращения: острые и хронические. Понятие о флеботромбозе, флебите, тромбофлебите. Понятие об эмболии легочной артерии. Другие заболевания периферических вен и их осложнения. Трофические язвы, принципы оперативного и неоперативного лечения. Первая помощь при острых тромбозах и тромбофлебитах, кровотечении из варикозных язв, эмболии легочной артерии. Пролежни, как частный вид омертвения. Причины возникновения. Динамика развития пролежня. Профилактика пролежней: особенности ухода за больными, длительно пребывающими в постели. Местное лечение пролежней. Значение и характер общих мероприятий в лечении пролежней.

Опухоли доброкачественные и злокачественные. Клиника и диагностика. Лечение опухолей: хирургическое, лучевое, химиотерапевтическое, комбинированное.

Пути метастазирования.

Иммуномаркеры опухолей.

Клиническая характеристика эпителиальных опухолей и их лечение. Клиническая характеристика соединительно-тканных опухолей. Принципы лечения.

2

8.

Общие понятия о хирургической инфекции. Сепсис. Инфекция мягких тканей и железистых органов.

Виды гнойных заболеваний кожи: акне, остиофолликулит, фолликулит, фурункул и фурункулез, карбункул, гидраденит, рожа, эризипелоид, околораневые пиодермии. Клиника, особенности течения и лечения.

Виды гнойно-воспалительных заболеваний подкожной клетчатки: абсцесс, целлюлит, флегмона. Клиника, диагностика, местное и общее лечение. Возможные осложнения. Гнойные заболевания лимфатических и кровеносных сосудов. Флегмоны шеи.

Аксиллярная и субпекторальная флегмона. Субфасциальные и межмышечные флегмоны конечностей. Гнойный медиастинит. Гнойные процессы в клетчатке забрюшинного пространства и таза. Гнойный паранефрит. Гнойные и хронические острые парапроктиты. Причины возник-новения, симптоматика, диагностика, принципы местного и общего лечения.

Понятие о панариции. Виды панариция.

Современные понятия о сепсисе. Виды сепсиса. Этиопатогенез. Представление о входных воротах, роли макро- и микроорганизмов в развитии сепсиса. Клинические формы течения и клиническая картина сепсиса. Диагностика сепсиса. Лечение сепсиса: хирургическая санация гнойного очага, общая заместительная и корригирующая терапия.

Гнойный паротит. Предрасполагающие факторы. Клинические признаки, методы профилактики и лечения.

Острые и хронические гнойные маститы. Симптоматика, профилактика, лечение острого лактационного послеродового мастита. Гнойные заболевания других железистых органов (панкреатит, простатит и др.).

Представление об этиологии, клинических проявлениях и принципах лечения гнойного менингита и абсцессов мозга.

Острый гнойный плеврит и эмпиема плевры. Перикардит. Гнойные заболевания легких: абсцесс и гангрена легкого, хронические нагноительные заболевания легких. Общие представления о причинах, симптоматике, диагностике и лечении (консервативном и оперативном).

Гнойные заболевания брюшины и органов брюшной полости. Острый перитонит. Классификация. Этиология и патогенез. Симптоматология и диагностика. Общие нарушения в организме при остром перитоните. Принципы лечения. Первая помощь при острых хирургических заболеваниях органов брюшной полости.

2

9.

Инфекция костей и суставов, кистей и стоп. Хроническая специфическая инфекция.

Гнойные бурситы. Гнойные артриты. Причины, клиническая картина. Принципы лечения.

Остеомиелит. Классификация. Понятие экзогенном (травматическом) и эндогенном (гематогенном) остеомиелите. Современное представление об этиопатогенезе гематогенного остеомиелита.

Симптоматика острого остеомиелита. Понятие о первично-хронических формах остеомиелита. Хронический рецидивирующий остеомиелит. Диагностика различных форм остеомиелита. Принципы общего и местного (оперативного и неоперативного) лечения остеомиелита.

Фурункулы и карбункулы кисти.

Гнойные тендовагиниты. Гнойные воспаления ладони. Гнойные воспаления тыла кисти. Особые виды панариция. Принципы диагностики и лечения (местного и общего). Профилактика гнойных заболеваний кисти.

Флегмоны стопы.

Хроническая специфическая инфекция. Понятие о хронической специфической инфекции. Хирургический туберкулез у детей и взрослых. Формы хирургического туберкулеза. Наиболее частые формы костно-суставного туберкулеза. Особенности туберкулезного натечного (холодного) абсцесса.

Диагностика и комплексное лечение костно-суставного туберкулеза. Местное лечение натечных абсцессов и свищей.

Хирургические формы легочного туберкулеза.

Туберкулезный лимфаденит.

Актиномикоз. Клиническая картина, дифференциальная диагностика, комплексная терапия.

Понятие о хирургическом сифилисе и проказе.

2

10.

Анаэробная и гнилостная инфекция. Столбняк. Пластическая хирургия.

Острая специфическая инфекция. Понятие о специфической инфекции. Основные заболевания: столбняк, сибирская язва, бешенство, дифтерия ран.

Столбняк – острая специфическая анаэробная инфекция. Пути и условия проникновения и развития столбнячной инфекции. Инкубационный период. Клинические проявления. Профилактика столбняка: специфическая и неспецифическая. Значение ранней диагностики столбняка. Сибирская язва и дифтерия ран: Особенности клинической картины, лечение, изоляция больного.

Понятие о пластической (восстановительной) хирургии и ее задачах. Аутопластика, аллопластика и ксенопластика. Пластика тканей и органов различными методами. Место пластических методов в хирургии. Применение синтетических материалов.

Понятие о трансплантации органов и тканей. Развитие клинической трансплантологии. Необходимые биологические условия пересадки тканей. Иммунологические аспекты трансплантации.

Реплантации конечностей и представление о микрохирургической технике. Представление о пересадке эндокринных желез, почки, сердца, легких, печени, поджелудочной железы.

Протезы и искусственные органы.

Всего

20 часов



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по хирургическим болезням специальность

    Рабочая программа
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»
  2. Рабочая программа по оториноларингологии для специальности 060105 стоматология

    Рабочая программа
    вания ЛОР-органов – эндоскопию, аккуметрию, аудиометрию, вестибулометрию, ольфактометрию, их значение в системе клинического обследования стоматологического больного.
  3. По специальности 060105. 65 «стоматология» (2)

    Документ
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  4. Рабочая учебная программа по медицинской информатике и автоматизированным системам управления здравоохранением для специальности 060105. 65 стоматология

    Рабочая учебная программа
    Медицинская информатика является естественнонаучной и математической дисциплиной и предназначена для решения задач по получению, передаче, обработке, хранению, распространению и представлению информации в медицине и здравоохранении.
  5. Рабочая программа по дисциплине на 2010/11 учебный год Дисциплина: пропедевтика стоматологических заболеваний (хирургический раздел)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта №133 мед/СП-стоматология высшего профессионального образования по специальности 060105.

Другие похожие документы..