Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
3 марта 1918 года в газете «Знамя труда» на грубой, почти оберточной бумаге, на левой внутренней полосе, была напечатана поэма «Двенадцать». Это была...полностью>>
'Документ'
Интерес прокуратуры. Три интерната для умственно отсталых детей в Кемеровской области - подверглись проверке прокуратуры области. Прокуратуру заинтер...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего пр...полностью>>
'Документ'
ММК-МЕТИЗ назван в числе лучшихВверх на один уровень Областное министерство экономического развития подвело итоги производственной деятельности в осно...полностью>>

Лекция 10 Психологическая помощь детям, пострадавшим от сексуального насилия

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЛЕКЦИЯ 10

Психологическая помощь детям,

пострадавшим от сексуального насилия *

Содержание

Определение и диагностика насилия

1

Факторы риска для жестокого обращения с детьми

5

Распространенность

8

Последствия злоупотребления и пренебрежения ребенком для его развития

8

Пути реабилитации

11

5.1

Основные принципы реабилитации

11

5.2

Этап диагностики

12

5.3

Лечение пост-травматического стрессового расстройства с помощью НЛП

14

5.4

Использование бихевиоральных методов в долгосрочной психотерапии

16

5.5

Семейная психотерапия

17

5.6

Психологическая помощь детям - жертвам сексуального насилия

24

5.7

Результаты психотерапии

25

Оказание правовой помощи

25

Список литературы

28

  1. Определение и диагностика насилия

Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [2].

Понятия жестокости и насилия - более узкие и входят в понятие агрессия.

Жестокость - это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению [1].

Насилие - это нарушение чужого поведения (Философский словарь) .

Определяют 4 типа жестокого обращения с ребенком [8]:

1.Физическое насилие.

2. Пренебрежение.

3. Сексуальное насилие.

4. Психологическое жестокое обращение

Определения видов жестокого обращения с детьми

Насилие может быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома - со стороны родственников, в школе - со стороны педагогов или детей, на улице - со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.

Физическое жестокое обращение - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет.

Сексуальное насилие над детьми - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

Пренебрежение - это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре [8].

Психологическое насилие:

        • Психологическое пренебрежение - это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

        • Психологическое жестокое обращение - хронические паттерны поведения, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка [8].

В связи со скрытностью, латентностью явления насилия во время диагностики приходится иметь дело с большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов.

У ребенка, подвергшегося насилию, могут наблюдаться следующие симптомы:

Физические: членовредительство, повреждение костей или мягких тканей, субдуральная гематома с переломом черепа или без перелома, кровоизлияние сетчатки глаза, ушибы тела, ягодиц или головы, определенный тип ожогов (множественные от сигарет, от утюга и другие), разрыв печени или селезенки из-за абдоминальной травмы, следы укусов, радиологические знаки (смещение суставов и другие).

Психологические:

- жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание [8];

- ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия;

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка

Возраст 0 - 6 месяцев:

      • малоподвижность

      • безразличие к окружающему миру

      • отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы

      • редкая улыбка в возрасте 3 - 6 месяцев

Возраст 6 месяцев - 1, 5 года:

      •  боязнь родителей

      •  боязнь физического контакта со взрослыми

      •  постоянная беспричинная настороженность

      •  плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль

      •  испуг, или подавленность при попытке взрослых взять на руки

Возраст 1, 5 - 3 года:

      • боязнь взрослых

      • редкие проявления радости, плаксивость

      • реакция испуга на плач других детей

      • крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности

Возраст 3 года - 6 лет

      • примирение со случившимся, отсутствие сопротивления

      • пассивная реакция на боль

      • болезненное отношение к замечаниям, критике

      • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость

      • псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых)

      • негативизм, агрессивность

      • лживость, воровство

      •  жестокость по отношению к животным

      •  склонность к поджогам

Младший школьный возраст:

      • стремление скрыть причину повреждений и травм

      •  одиночество, отсутствие друзей

      •  боязнь идти домой после школы

      •  странные пищевые пристрастия: штукатурка, кал, листочки, улитки, жучки и т. д.

Подростковый возраст:

      •  побеги из дома

      •  суицидальные попытки

      •  делинквентное поведение

      •  употребления алкоголя, наркотиков [7].

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие характеризуется как одна из форм жестокого обращения с ребенком. В литературе отмечается, что не существует единого определения этого понятия по целому ряду причин, в том числе в силу трудности определения границ насилия, а также из-за часто встречающихся сочетаний разных видов насилия, в которые входит и сексуальное.

В этом случае сексуальное насилие сопровождается, например, побоями и угрозами, что означает также физическое и психологическое насилие (1) .

Сексуальное насилие является частным случаем злоупотребления. В большинстве стран насилие над ребенком преследуется по закону, поэтому четкое определение понятие сексуального насилия имеет еще и юридический смысл.

Сексуальное насилие - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения (1) .

Сексуальным насилием (посягательством) называется вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли. (2) .

Виды сексуального насилия

  • Инцест

  • Сексуальное соблазнение

  • Сексуальное нападение

  • Изнасилование

  • Эксплуатация ребенка для порнографии и проституции

  • Приглашение или поощрение к прикосновениям для сексуального удовлетворения.

Диагностические критерии для сексуального насилия

Выделение и фиксация специфических признаков, имевшего место сексуального насилия над ребенком приобретает большое значение для распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве. Существует много причин, по которым ребенок не может прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие у матери или других лиц, подтверждаются рядом признаков.

Эти признаки подробно перечислены в специально разработанном пособии, предназначенном для медиков и психологов, работающих с указанной проблемой. (1) .

В пособии приводится более 30 признаков - индикаторов. К ним относятся

ФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ: разнообразные повреждения половых органов, травмы, расширение ануса, потертости, ранняя беременность подростков, инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота без видимых причин.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (В соответствии с возрастом)

3-4 года

  • Чрезмерная мастурбация. Частая демонстрация гениталий.

  • Сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь маленькой сестре или брату.

  • Поведение ребенка становится сексуальным

  • Периодические ночные кошмары

  • Энкопрез и энурез

  • Нарушения сна

  • Боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в детский сад.

  • Регрессивное поведение.

4-6 лет

  • Чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий.

  • Сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь младшей сестре или брату.

  • Агрессивное сексуальное поведение с детьми

  • Псевдовзрослое поведение

  • Некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при взрослении

  • Ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится) .

  • Нарушения сна

  • Боязнь оставаться наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в детский сад.

  • Устраивает поджоги.

  • Регрессивное поведение

  • Соматические жалобы.

6-8 лет

  • Сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками

  • Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам.

  • Нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно

  • Внезапное ухудшение успеваемости

  • Не может найти друзей

  • Никому не верит

  • Не может сконцентрировать внимание

8-10 лет

  • Сексуальные игры навязчивого характера

  • Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам

  • Нерегулярное посещение школы

10-12 лет

  • Социальный уход

  • Агрессия по отношению к сверстникам

  • Нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход.

  • Внезапное ухудшение успеваемости

  • Никому не верит

  • Не может сконцентрировать внимание

  • Часто прогуливает школу.

  • Приходит в школу рано - уходит очень поздно.

  • Начальные признаки клинической депрессии.

12-18 лет

  • Симптомы клинической депрессии

- нарушения сна

- суицидальные наклонности

- изоляция от окружающих

  • Побеги из дома

  • Промискуитет

  • Асоциальное поведение

  • Не участвует в школьных мероприятиях

  • Аддитивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики)

  • Совершение преступлений.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие:

      • нежелание утешить ребенка, который в этом нуждается;

      • оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

      • постоянное сверхкритичное отношение к нему;

      • негативная характеристика ребенка;

      • отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;

      •  перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

      • открытое признание в нелюбви и ненависти к ребенку [11].

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить физическое насилие:

  • Необъяснимая отсрочка в обращении родителей ребенка за помощью в лечебное учреждение в связи с повреждением.

  • В сообщаемой истории имеются противоречия.

  • История несовместима с физическими находками (полученные физические повреждения не соответствуют истории, рассказанной ребенком или ухаживающим за ним лицом) .

  • Существует история повторных подозрительных повреждений.

  • Родитель переносит ответственность за повреждение на себя или другое лицо.

  • Родитель объясняет, что ребенок сам причинил себе повреждение.

  • Ребенок многократно помещался в различные педиатрические учреждения для лечения повреждений.

  • Ребенок обвиняет родителя или опекуна в причинении ему повреждения.

  • У родителя отмечается предшествующая история повреждений в детстве.

  • Родитель демонстрирует нереалистические и преждевременные надежды в отношении своего ребенка [8].

Определение злоупотребления в отношении детей

Понятие злоупотребления распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, чей родитель или другое лицо, юридически ответственное за заботу о нем:

  • причиняет или позволяет причинить ребенку серьезные физические повреждения,

  • создает или позволяет создавать существенный риск причинения серьезного повреждения ребенку,

  • совершает или допускает совершение против ребенка сексуального злоупотребления в соответствии с уголовным законодательством [8].

Определение плохого обращения с детьми

Понятие плохого обращения распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, которому преднамеренно причинен серьезный физический ущерб;

Ребенок, подвергшийся плохому обращению, - ребенок до 18-летнего возраста, которому причинен ущерб вследствие недостаточного осуществления со стороны родителя или иного лица, его заменяющего, минимальной степени заботы:

        • недостаточное удовлетворение ребенка пищей, одеждой, образованием, медицинской помощью, если материально он способен сделать это;

        • недостаточное обеспечение ребенка собственным надзором и опекой;

        • причинение или позволение причинения вреда, а также существование риска этого, включая применение чрезмерных телесных наказаний;

        • использование наркотиков или применение наркотических средств;

        • использование алкогольных напитков до такой степени, что он теряет самоконтроль над своими действиями;

        • любые другие действия подобного рода, требующие вмешательства суда [8].

Ребенок, подвергшийся плохому обращению, - ребенок до 18-летнего возраста, который был покинут родителями или другими лицами, юридически ответственными за заботу о нем.

Наличие у ребенка симптомов или поведенческих индикаторов, перечисленных в данном разделе, позволяет нам поставить один из двух диагнозов: плохое обращение с ребенком (педагогическая запущенность) или злоупотребление ребенком.

  1. Факторы риска для жестокого обращения с детьми

Психологические факторы риска для родителей

Родители, избивающие своих детей, характеризуются как импульсивные, незрелые, ригидные, родители - тираны или хронически - агрессивные, зависимые и нарциссические, отгороженные от семьи и друзей и испытывающие супружеские трудности [8].

В. Стил [8] подчеркивает важность родительской идентификации с грубой, отвергающей матерью, что является постоянным при злоупотреблении детьми. Большинство родителей жестоко обращающихся с детьми, часто переживали физическое жестокое обращение, отвержение, депривацию и пренебрежение со стороны родителей в период своего детства.

Прослежена сильная связь между физическим насилием и алкоголизмом, наркоманией. Показано, что инцест наблюдается в семьях, среди которых было 35% алкоголиков [8].

Очень часто среди преступников, совершающих насилие, встречаются лица с акцентуированным характером. По данным Табанова М. П. [32] среди насильников наиболее часты психопаты - 49, 7 %, олигофрены - 36%, лица с органическими заболеваниями центральной нервной системы - 63%.

Этим людям свойственны раздражительность, агрессивность, жестокость, в то же время снижение волевых процессов, повышенная внушаемость, нарушения контроля (импульсивность и компульсивные реакции) .

Существует концепция фрустрации - агрессии, которая разрабатывалась многими зарубежными авторами [2].

Фрустрация, стресс, которые может испытывать взрослый, могут формировать у него стереотипное агрессивное поведение.

А. Басс [2] указывает на 4 фактора, от которых зависит сила агрессивных привычек:

      1. частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен,

      2. частое достижение успеха агрессией,

      3. культурные и субкультурные нормы,

      4.  темперамент, характеризующийся импульсивностью, интенсивностью реакций, высокой активностью и зависимостью.

По данным многочисленных исследований, в большинстве случаев сексуальное насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой, а не с целью получения сексуального удовлетворения (Ениколопов С. Н.) .

Типы сексуального насилия в семье

ОТЕЦ – ДОЧЬ

ОТЕЦ – СЫН

МАТЬ – СЫН

 Пассивно-зависимые отношения в семье: в отношениях с женой муж чувствует себя зависимым ребенком, которым пренебрегают - он обращается к дочери как к другой жене, чтобы ощутить, что он - мужчина.  Агрессивно - доминантные отношения в семье: жена и дочь изолированы от социальных связей. Жена эмоционально беззащитна и беспомощна, муж полностью властвует, но не получает эмоциональной поддержки и эмоционального признания от жены. Сексуальные отношения с дочерью как осуществление права Нарцисса. Жена доминирует - муж подавляется. Отношения с дочерью как компенсация подавленной потребности к доминированию.

        •  

        • В инцестных семьях мать, как правило, не получала в детстве достаточно тепла и заботы от своих родителей. Она оказывается не способной дать достаточно тепла и любви мужу и дочери, что, при определенных условиях, может привести к сексуализированным отношениям отца и дочери.

          •  

          • -Социально-ролевой барьер - стереотипный сексуальный агрессор - это мужчина.

          •  

          • -Психологический барьер - материнский инстинкт глубже отцовского.

Следует подчеркнуть, что очень часто сексуальный агрессор в прошлом сам был жертвой сексуального насилия.

В (2) отмечается, что в случаях инцеста у насильников наблюдались глубокие психо-сексуальные нарушения, садизм, фетишизм, необычные формы полового акта, эпизоды гомосексуализма и трансвестизм. Отсутствие желаемого удовлетворения от этих форм сексуальной активности толкало их на совершение инцеста.

Дети в роли обидчиков

Олвеус [3] дает характеристики семейного окружения и условий родительского воспитания обидчиков:

  • Родители склонны проявлять негативное отношение к своей родительской роли, давая недостаточно тепла и заботы ребенку. У таких детей нарушено чувство привязанности к своей семье.

  • На поведение ребенка не накладываются адекватные ограничения, не обеспечивается адекватный контроль, и проявляется терпимость к агрессивному поведению по отношению к членам семьи, сверстникам.

  • Склонность семьи практиковать телесные наказания или яростные эмоциональные вспышки.

Дети с плохим контролем внутренних импульсов и легко возбудимые скорее демонстрируют притесняющее поведение, чем дети с более устойчивым характером реагирования.

Слабая социализация и когнитивный дефицит у детей ведут к развитию гиперактивности с дефицитом внимания (ADHD), нарушению поведения, агрессии, формированию поведения "ломающего правила" [7].

Конфликтная природа отношения родителя к ребенку оказывает влияние на нормальный процесс усвоения норм и ожиданий общества в целом и ведет к ослаблению связей в семье и развитию нарушения привязанностей. Дети со слабыми связями в семье оказываются неспособными к эмпатическому пониманию других детей. Такой ребенок менее склонен приспосабливаться к социальному давлению и вести себя адекватным, ненасильственным образом с людьми вне рамок семьи, если он становится хорошим кандидатом для роли обидчика. У него формируется враждебное отношение к тем, кто слабее, недостаток способности видеть глазами других (эмпатии), тенденция к импульсивности в критических ситуациях [3].

Значительное число исследований подтверждает, что существенное отрицательное влияние на развитие детей оказывает наблюдаемое детьми насилие, жестокость, как в собственной семье, так и в телепередачах, кинофильмах [7].

Обидчики, обычно крупнее или, по крайней мере, физически сильнее своей жертвы, так как одна из характеристик притеснения - это неравенство силы. Далее, в противоположность распространенному мнению, что обидчики должны быть несчастными, напряженными, тревожными и испытывать страх, они, как правило, получают удовольствие от своей роли, поскольку эта роль дает возможность приобрести чувство силы и контроль над другими [3].

Итак, признаки обидчика:

  • Дразнит, высмеивает, толкает

  • Физически сильнее, чем сверстники

  • Любит, чтобы признавалось его превосходство над другими

  • Импульсивный, раздражительный, нетерпимый, агрессивный, принуждающий, воинственный

  • Проявляет слабую эмпатию по отношению к другим

  • Ранняя вовлеченность в антисоциальное поведение (выпивки и т. п.)

  • Отставание от сверстников по количеству оконченных классов [3].

Особую опасность, как источник распространения преступности имеют так называемые "группы риска". В них отчетливо проявляются особенности подросткового и юношеского возраста; выраженный групповой характер приобретает потребление спиртных напитков и наркотиков, занятия проституцией, в действиях таких групп нарастает агрессивность. Активно идет процесс подчинения молодежных "групп риска" организованной преступности [32].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших. Догадина М. А., Пережогин Л. О

    Книга
    Книга принята в печать издательством "Сам себе адвокат". Проект финансируется фондом "Евразия" и ДП ТАСИС, UNDP и Посольством Канады.
  2. Насилие в отношении женщин: тренинг для профессионалов

    Документ
    Домашнее насилие – серьезная социальная проблема, решение которой зависит во многом и от особенностей методов и технологий оказания своевременной помощи пострадавшим от домашнего насилия, и от включения данной проблемы в повестку
  3. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях

    Книга
    Книга представляет собой справочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль -ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах.
  4. Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» «Психолого-педагогическая и социальная помощь детям,

    Документ
    7.2. Особенности психолого-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением в специальных общеобразовательных школах закрытого типа ………74
  5. Книга «защита детей от насилия и жестокого обращения»

    Книга
    Рабочая книга «Защита детей от насилия и жестокого обращения» издается при поддержке Агентства по международному развитию (USAID) Американского совета по международным исследованиям и обменам (IREX) программы «Партнер».

Другие похожие документы..