Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Показано, что умаление роли физических основ в теоретической электротехнике как технической науке было до последнего времени объективным процессом. П...полностью>>
'Статья'
Первые промышленно эксплуатируемые вычислительные машины, появившиеся в 60-х годах XX века, представляли собой сложные устройства, занимавшие целые э...полностью>>
'Документ'
The Federal migratory service coordinates activity of federal enforcement authorities in migration sphere. FMS of Russia is the federal enforcement a...полностью>>
'Документ'
Любое народное искусство всегда было тесно свя­зано с бытовым укладом социальной среды его созда­телей, отражало их отношение к окружающей действи­те...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку» для специальности 050303 «Иностранный язык» Утвержден на заседании

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра французского языка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку»

для специальности – 050303 «Иностранный язык»

Утвержден на заседании

кафедры французского языка

от 19.12.2006 г.,

Протокол № 4_________

Воронеж - 2006

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050303 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ОПД.Ф.04 Теория и методика обучения иностранному языку

Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования. Возможности учебного предмета «Иностранный язык» для развития личности учащегося, его способностей к самопознанию и самообучению. Приобщение учащихся к культуре страны изучаемого языка на уроках и во внеурочное время. Теоретические основы методики обучения иностранному языку. Методика преподавания иностранного языка на базовом и профильном уровнях.

Система обучения иностранному языку в средней школе. Цели, содержание, принципы, методы и средства обучения иностранному языку в разных типах учебных заведений. Содержание курса и специфика уроков иностранного языка на базовом и профильном уровне.

Концептуальные основы учебника иностранного языка. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типы, виды уроков, технология их проведения. Система упражнений. Обучение основным видам речевой деятельности. Система формирования фонетических, грамматических и лексических навыков. Контроль в обучении иностранному языку. Функции и формы контроля. Анализ и обобщение педагогического опыта. Основные направления в теории и практике обучения иностранному языку в истории отечественной и зарубежной школы. Современные технологии обучения иностранному языку.

Аудиовизуальные технологии обучения

Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком. Аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая), звукозапись (аналоговая и цифровая); телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства.

Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудио-, видео-, компьютерных материалов; дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий. Интерактивные технологии обучения.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра французского языка

Программа учебной дисциплины

«Теория и методика обучения иностранному языку»

для специальности – 050303 «Иностранный язык»

Составитель:

доц. Кирнос Л.И.

Воронеж - 2006

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение государственного стандарта обучения по иностранным языкам в школе, определение содержательных линий образовательной области «Иностранный язык», выделение коммуникативного умения в качестве ведущего для основной школы, определение коммуникативной компетенции как интегративной цели обучения заставляет по-новому осмыслить программу методической подготовки учителя, призванного осуществлять новые процессы в сфере образования.

Данная программа составлена с учетом требований государственного обра­зовательного стандарта высшего профессионального образования (по специ­альности 050303 «Иностранный язык»). Статус дисциплины ОПД.Ф.04 Теория и методика обучения иностранному языку федеральный компонент.

Курс «Теория и методика обучения иностранному языку» предполагает осуществить задачу формирования профессиональной компетенции будущего учителя, т.е. способности эффективно осуществлять свою преподавательскую деятельность, направленную на развитие у учащихся качеств, предопределяющих способность к участию в межкультурном общении.

Профессиональная компетенция представляет интегративное понятие и содержит в себе следующие субкомпетенции:

1) специальная субкомпетения:

- приобретение прочной теоретической базы, раскрывающей закономерности процесса обучения иностранному языку как средству коммуникации, образования, развития и воспитания учащихся;

- на основе знаний смежных наук психолого-педагогического цикла сформировать представление о специфике содержания деятельности учителя иностранного языка;

- знание наиболее известных методических направлений, систем, методов, форм, средств обучения иностранным языкам;

- овладение умением использовать теоретические знания по методике в практической педагогической деятельности;

- развитие умения использовать методические знания, альтернативные учебники, учебные пособия для решения различных педагогических ситуаций в конкретных рабочих условиях;

2) социально-профессиональная субкомпетенция:

- знание и соблюдение служебных прав и обязанностей;

- способность принимать решения и ответственность за них,

- творческое видение, умение анализировать ситуацию;

3) коммуникативная субкомпетенция:

- умение взаимодействовать со всеми участниками педагогического процесса;

- спосбность к сотрудничеству, толерантность, уважение к мнению других людей;

- умение письменного и речевого общения;

4) познавательная субкомпетенция:

- стремление к профессиональному совершенствованию, способность учиться на протяжении всей жизни;

- освоение способов приобретения профессиональных знаний из различных источников информации;

- приобретение опыта творческой деятельности, проектно-исследовательской работы;

5) личностная субкомпетенция:

- способность к личностному совершенствованию;

- умение создавать атмосферу доверия и взаимопонимания;

- умение управлять коммуникативным поведением обучаемых;

- формирование активной жизненной позиции;

- способность адекватно оценивать собственные профессиональные возможности.

Структура курса методики преподавания иностранных языков состоит из 5 частей:

  1. Общие проблемы теории обучения иностр.яз.

  2. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам.

  3. Обучение устному и письменному общению.

  1. Средства реализации речевого общения

2) Формирование речевых умений.

  1. Организация курса обучения иностранным языкам в школе.

  2. Основные направления в теории и практике обучения иностр.яз. в истории отечественной и зарубежной школы.

Данный курс читается в течение 5-7 семестров. На изучение курса отводится 156 аудиторных часов. Из них лекционных – 87, лабораторно-практических – 69.

Курс «Теория и методика обучения иностранному языку» также включает часов в 8 семестре по методике обучения второму иностранному языку, которые завершаются сдачей зачета. Программа курса прилагается.

Особое внимание уделяется в курсе «Теория и методика обучения иностранному языку» самостоятельной работе студентов, на которую отводится 154 ч.: в 5 семестре – 39 ч., в 6 семестре – 58 ч., в 7 семестре – 57 ч.

Процесс освоения методики преподавания иностранных языков и форми- рование на этой основе методических умений осуществляется в следующих формах: лекции, семинарско-практические занятия, выпускная квалификационная работа, педагогическая практика. Каждая из этих форм занятий имеет свои цели, задачи, содержание, свои методы и приемы обучения.

Цель лекций - ввести студентов в методику как науку. В них сообщаются

основные сведения по истории и теории современной отечественной и зарубежной методики преподавания иностранных языков, излагаются методические проблемы и возможные пути реализации действующей программы по иностранным языкам для средней школы с опорой на знания студентов по психолого-педагогическим и языковым дисциплинам. Лекции готовят студентов к критическому анализу методической литературы, программ, учебников, «Книги для учителя».

Темы лекций, связанные с обучением отдельным сторонам и видам речевой

деятельности, подводят студентов к четкому пониманию сущности урока ино­странного языка, его методической структуры и правильной зависимости отдельных его частей.

Дальнейшее осмысление и уточнение знаний, приобретенных на лекциях, выделение главных и второстепенных признаков формируемых методических

понятий и умений осуществляется на семинарско-практических занятиях.

Задачи семинарских занятий с теоретической направленностью сле­дующие:

- создание условий для осмысления, конкретизации, углубления и расширения общетеоретических знаний, приобретенных на лекциях и в ходе самос­тоятельной работы с методической и психологической литературой;

- ознакомление студентов с программными целями, задачами и структурой содержания обучения;

- осмысление методических положений системы обучения, заложенных в действующих учебно-методических комплексах

- обучение аннотированию, реферированию и критическому анализу методической литературы, программ, школьных учебников и других компонентов учебно-методических комплексов.

В содержании семинарских занятий большое внимание уделяется усвоению общетеоретических знаний. Используются следующие виды работы: выступления студентов по вопросам плана, определение методических понятий, ответ на вопросы преподавателя по теме, обсуждение проблемных вопросов, выступление с микродокладами по одному из вопросов плана занятия, анализ и обсуждение докладов студентов, статей из журналов, программ и учебно-методических комплексов.

Практические занятия. Цель этих занятий - формирование умений при-менения усвоенных ранее знаний для практического решения методических задач. Усвоенные знания выступают как непосредственное руководство к действию в процессе поэтапного решения учебно-воспитательных задач.

Планируемые результаты семинарско-практических и практических занятий:

- формирование у студентов системы знаний о программных целях, зада­чах, особенностях содержания и психологических закономерностях процесса обучения отдельным сторонам и видам речевой деятельности в различных ти­пах школ;

- выработка у студентов системного подхода к решению типовых мето­дических задач в области обучения иностранному языку и формированию пер­воначальных методических умений: гностических, проектировочных и конст­руктивно-планирующих, организаторских и коммуникативно-обучающих.

Самостоятельная работа студентов по курсу методики дополняет ауди­торную и включает:

- изучение методической литературы;

- подготовку микродокладов для выступления с ними на практических занятиях;

  • подготовку докладов по некоторым теоретически важным вопросам.

Цель подготовки этих докладов - развивать у студентов умение выбрать нужную информацию по заданной теме или отдельному вопросу, критически анализировать первоисточники, выделять в них нужные сведения по теме, сис­тематизировать и оформлять прочитанное в виде доклада. Каждый студент должен выступить с подобным докладом не менее двух раз за период изучения курса методики. Темы докладов распределяются преподавателем, ведущим занятия.

Определенная часть самостоятельной работы осуществляется письменно: реферирование статей, запись определенных методических понятий, анализ учебников, учебных программ, планирование.

На самостоятельную работу планируется 154 часа, в том числе 43 часа - на второй язык.

Контроль. Выделяются следующие виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Каждый из них имеет свои задачи.

Текущий контроль осуществляется на семинарских занятиях, проводится в письменной и устной формах.

Письменная контрольная работа состоит из двух частей:

- теоретической - студентам предлагается найти определение указанных методических понятий и ответить на поставленный вопрос;

  • практической - найти решение предложенной методической задачи.

Устный опрос осуществляется преподавателем по конкретным вопросам

семинарского занятия.

После изучения темы проводится тематический контроль в устной или письменной форме.

Итоговый контроль. 5 и 6 семестры завершаются зачетами. В конце 7 се­местра - экзамен по всему курсу методики.

Экзамен по курсу методики состоит из двух частей: теоретической и прак­тической. Цель его - контроль усвоения научно-теоретических знаний в соответствии с их практическим применением.

Сформированные в процессе изучения курса методики первоначальные умения подлежат дальнейшему совершенствованию и развитию в период двух педагогических практик.

Учебным планом предусматривается педагогическая практика, проводимая:

- в 8 семестре по первому (французскому) языку -8 недель;

- в 9 семестре - по двум языкам (французский и английский) - 9 недель.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов

и тем

Всего часов в трудоемкости

СРС

В том числе аудиторных

Всего

лекц.

лаборат.

1

2

3

4

5

6

7

I.

1.

5 семестр

Общие проблемы теории обучения иностранным языкам.

Языковое образование на современном этапе развития общества

2

2

2

2.

Иностранный язык как учебный предмет в системе языкового образования

2

2

2

3.

Межкультурная парадигма как основа современного языкового образования

8

4

4

4

II.

1.

Теоретические основы методики обучения иностранным языкам.

Методика обучения иностранным языкам как наука

8

4

4

2

2

2.

Психологические основы обучения иностранным языкам

8

4

4

2

2

3.

Лингводидактические основы обучения иностранным языкам

10

4

6

4

2

4.

Цель обучения иностранным языкам как социально-педагогическая и методическая категория

10

4

6

4

2

5.

Содержание обучения иностранным языкам.

8

4

4

2

2

6.

Принципы обучения иностранным языкам.

6

4

2

2

7.

Средства обучения. Современные аудиовизуальные средства обучения

8

4

4

2

2

8.

Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Структура урока. Требования к современному уроку.

12

4

8

4

4

9.

Планирование. Виды планов.

8

3

5

4

1

Итого за 5 семестр:

90

39

51

34

17

Контроль:

Зачет по курсу

III.

1.

6 семестр

Обучение устному и письменному общению.

Средства реализации речевого общения.

Формирование слухопроизносительных навыков.

10

6

4

2

2

2.

Система формирования лексических навыков

12

6

6

4

2

3.

Система формирования грамматических навыков

12

6

6

4

2

1.

Формирование речевых умений. Формирование умений аудирования.

Обучение говорению.

12

6

6

4

2

2.

Формирование умений диалогической речи.

12

6

6

4

2

3.

Формирование умений монологической речи.

12

6

6

4

2

4.

Формирование умений чтения.

16

8

8

6

2

5.

Обучение письму.

14

8

6

4

2

6.

Контроль знаний, навыков и коммуникативных умений.

12

6

6

4

2

Итого за 6 семестр:

112

58

54

36

18

Контроль:

Зачет по курсу

IV.

1.

7 семестр:

Организация курса обучения иностранным языкам в школе.

Начальное общее образование по иностранному языку.

12

6

6

2

4

2.

Основное общее образование по иностранному языку

12

6

6

2

4

3.

Среднее (полное) общее образование по иностранному языку

12

6

6

2

4

4.

Среднее (полное) общее образование по иностранному языку. Профильный уровень.

15

8

7

3

4

V.

1.

Основные направления в теории и практике обучения иностранным языкам в истории отечественной и зарубежной школы.

Эволюция методов обучения иностранным языкам в средних учебных заведениях в России в XX веке.

14

8

6

2

4

2.

Современные методы обучения и их применение в практике преподавания в школе.

14

8

6

2

4

3.

Современные технологии обучения иностранным языкам.

16

8

8

2

6

4.

Аудиовизуальные технологии обучения иностранным языкам.

13

7

6

2

4

Итого за 7 семестр:

108

57

51

17

34

Контроль:

Экзамен по всему курсу

Всего по курсу:

310

154

156

87

69



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методология и методика научно-педагогического исследования» для специальности 050303 «Иностранный язык» Утвержден на заседании

    Учебно-методический комплекс
    Данная дисциплина представляет блок общепрофессиональных дисциплин и является курсом по выбору. Курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 050303 «Иностранный язык».
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку» для специальности 05303 «Иностранный язык» Утвержден на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    Роль и место иностранных языков в системе иноязычного образования. Возможности учебного предмета “Иностранный язык” для развития личности учащегося, его способностей к самопознанию и самообучению.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика перевода» для специальности 050303 «Иностранный язык» Утвержден на заседании

    Учебно-методический комплекс
    Объект теории перевода. Одноязычная и двуязычная коммуникация. Процесс перевода. Становление и история теории перевода. Современные теории перевода. Теория машинного перевода.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Лингвистические основы обучения иностранным языкам» для специальности 050303 «Иностранный язык» Утвержден на заседании

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050303 «Иностранный язык».
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сравнительная типология» для специальности 050303 «Иностранный язык» Утвержден на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    Место сравнительной типологии среди других отраслей языкознания. Языковые универсалии; всеобщее, общее и особенное в языках. Понятие типа. Виды типологических исследований.

Другие похожие документы..