Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Со второй половины 20-го столетия человечество переживает колоссальное ускорение научно-технического прогресса, что привело к постоянно ускоряющимся ...полностью>>
'Учебник'
Лебедев Максим Владимирович — концепция учебника, общая научная редакция всего текста, руководство авторской группой; Введение (совм. с Н.И.Петякшево...полностью>>
'Документ'
В связи с обращением Шпаро Г.О., проживающей по адресу: ул. Селезневская, д.4, кв.63 на сайт управы Тверского района по вопросу возникновения автомоб...полностью>>
'Вопросы к экзамену'
Скиннера 10.Предмет и задачи психологии 11.Понятие и характеристика психических явлений 1 .Основные принципы психологии 13.Понятие методологии....полностью>>

Программа работы по охраняемым природным территориям конвенции о биологическом разнообразии

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОГРАММА РАБОТЫ ПО

ОХРАНЯЕМЫМ ПРИРОДНЫМ ТЕРРИТОРИЯМ

КОНВЕНЦИИ О БИОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ

КОММЕНТАРИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ

А.С.Шестаков

Москва 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРМИНОЛОГИИ 6

"Биологическое разнообразие" 6

"Условия in-situ" 7

"Сохранение in-situ" 7

Понятие охраняемой территории 7

"Устойчивое использование" 9

2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММЫ РАБОТ 9

3. СТАТУС ПРОГРАММЫ РАБОТ 10

4. КОММЕНТАРИИ К ПРОГРАММЕ РАБОТ 11

ПРОГРАММНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 1: Прямые меры планирования, отбора, внедрения, укрепления систем охраняемых районов и охраняемых участков и управления ими 11

ПРОГРАММНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 2: Руководство, участие, справедливость и распределение выгод. 41

ПРОГРАММНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 3: Стимулирующие мероприятия 48

ПРОГРАММНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 4: Стандарты, оценка, мониторинг 76

Описание прогресса и основных препятствий 83

Приложение 1 96

Решение 28
7-ой Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии
Куала-Лумпур, Малайзия, 2004 г.

VII/28. Охраняемые районы (пункты а) – е) статьи 8) 96

ВВЕДЕНИЕ

Конвенция о биологическом разнообразии (КБР) – одна из так называемых конвенций Рио. Она была принята 5 июня 1992 г. в ходе всемирной конференции глав государств ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. КБР вступила в силу 29 декабря 1993 г. В настоящее время 191 страна ратифицировала КБР, что делает ее глобальной конвенцией и самой авторитетной в области охраны окружающей среды. Россия ратифицировала КБР в 1995 г. (Федеральный закон от 17 февраля 1995 г. №16-ФЗ "О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии") и для нашей страны она вступила в силу с 4 июля 1995 г. Федеральным органом исполнительной власти, координирующим реализацию КБР в России определено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. №66-р).

Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законодательством, то применяются правила международного договора. Таким образом, положения и требования КБР имеют приоритет.

Работа КБР строится на признании следующих ключевых положений в области биоразнообразия:

  • биологическое разнообразие и его компоненты имеют непреходящую ценность, а также важное экологическое, генетическое, социальное, экономическое, научное, воспитательное, культурное, рекреационное и эстетическое значение;

  • биологическое разнообразие имеет большое значение для эволюции и сохранения поддерживающих жизнь на Земле систем биосферы;

  • сохранение биологического разнообразия является общей задачей всего человечества;

  • государства несут ответственность за сохранение своего биологического разнообразия и устойчивое использование своих биологических ресурсов;

  • в тех случаях, когда существует угроза значительного сокращения или утраты биологического разнообразия, отсутствие неоспоримых научных фактов не должно служить причиной отсрочки принятия мер для устранения или сведения к минимуму такой угрозы (принцип предосторожности);

  • основным условием сохранения биологического разнообразия является сохранение in-situ экосистем и естественных мест обитания, поддержание и восстановление жизнеспособных популяций видов в их естественных условиях;

  • признание большой и традиционной зависимости многих местных общин и коренного населения, являющихся хранителями традиционного образа жизни, от биологических ресурсов, и желательности совместного пользования на справедливой основе выгодами, связанными с использованием традиционных знаний, нововведений и практики, имеющих отношение к сохранению биологического разнообразия и устойчивому использованию его компонентов;

  • поощрение международного, регионального и глобального сотрудничества между государствами и межправительственными организациями и негосударственным сектором в деле сохранения биологического разнообразия и устойчивого использования его компонентов;

  • предоставление новых и дополнительных финансовых ресурсов и обеспечение надлежащего доступа к соответствующим технологиям могут существенно расширить имеющиеся в мире возможности для решения проблемы утраты биологического разнообразия;

  • сохранение биологического разнообразия требует значительных капиталовложений от которых ожидается получение большого числа экологических, экономических и социальных выгод;

  • сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия имеет решающее значение для удовлетворения потребностей в продовольствии и здравоохранении, а также других потребностей растущего населения Земли и что доступ как к генетическим ресурсам, так и технологиям и их совместное использование имеют важное значение для решения этих задач.

При рассмотрении роли охраняемых природных территорий в сохранении биоразнообразия и устойчивом использовании его компонентов важным представляется принятый КБР принцип приоритетности сохранения биологического разнообразия in-situ, т.е., поддержание и восстановление жизнеспособных популяций, экосистем и естественных местообитаний в их естественных условиях. Главным, наиболее эффективным инструментом и способом сохранение in-situ признаны именно охраняемые природные территории.

Этому вопросу в рамках КБР посвящена специальная статья 8. Она устанавливает следующие требования и обязательства Сторон КБР в части создания, развития и поддержания систем охраняемых природных территорий:

  • создавать систему охраняемых районов или районов, в которых необходимо принимать специальные меры для сохранения биологического разнообразия;

  • разрабатывать, при необходимости, руководящие принципы отбора, создания и рационального использования охраняемых районов или районов, в которых необходимо принимать специальные меры для сохранения биологического разнообразия;

  • регулировать или рационально использовать биологические ресурсы, имеющие важное значение для сохранения биологического разнообразия в охраняемых районах или за их пределами, для обеспечения их сохранения и устойчивого использования;

  • содействовать защите экосистем, естественных мест обитания и сохранению жизнеспособных популяций видов в естественных условиях;

  • поощрять экологически обоснованное и устойчивое развитие в районах, прилегающих к охраняемым районам, в целях содействия охране этих районов;

  • принимать меры по реабилитации и восстановлению деградировавших экосистем и содействовать восстановлению находящихся в опасности видов, в частности, посредством разработки и осуществления планов и других стратегий рационального использования;

  • создавать условия, необходимые для обеспечения совместимости существующих способов использования с сохранением биологического разнообразия и устойчивым использованием его компонентов;

  • обеспечивать (в соответствии со своим национальным законодательством) уважение, сохранение и поддержание знаний, нововведений и практики коренных и местных общин, отражающих традиционный образ жизни, которые имеют значение для сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, способствовать их более широкому применению с одобрения и при участии носителей таких знаний, нововведений и практики, а также поощрять совместное пользование на справедливой основе выгодами, вытекающими из применения таких знаний, нововведений и практики.

Во исполнение положений данной статьи в рамках КБР среди так называемых «сквозных вопросов» (вопросы, рассмотренные в статьях 6-20 КБР, которые создают связи и пронизывают тематические программы работ конвенции по отдельным биомам) было выделено специальное направление работ, связанное с развитием систем охраняемых природных территорий (t/protected).

В материалах КБР отмечается, что практически во всех странах мира созданы системы ОПТ, которые в настоящее время в совокупности занимают около 12% поверхности суши и немногим более 1% Мирового океана. Однако, система охраняемых территорий не покрывает все биомы и не обеспечивает охрану всех видов, состояние которых требует специальных мер охраны. В связи с этим после ряда подготовительных мер и переговоров в 2004 г. На 7-ой Конференции Сторон КБР было принято специальное решение VIII/28 по широкому спектру вопросов развития систем охраняемых природных территорий в мире (см. Приложение 1). Основной задачей всех стран принявших данное решение было признано создание и поддержание экологически репрезентативных (по охвату требующих охраны экосистем и видов) и эффективно управляемых (полностью выполняющих свои функции) охраняемых природных территорий на суше к 2010 г. и на море к 2012 г. на национальном и региональном уровнях.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРМИНОЛОГИИ

Конвенция и ее Программа работы по охраняемым районам использует терминологию принятую в конвенции. Она не может отличаться от терминологии традиционно используемой в России и даже не всегда полностью стыкуется с понятийным аппаратом в рамках иных международных процессов и программ.

Наиболее принципиальными для понимания и адаптации для условий применения в России являются следующие термины, используемые в КБР и Программе работ по охраняемым районам:

"Биологическое разнообразие"

Вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем (ст.2 КБР).

Говоря о трех составляющих биоразнообразия 1) экосистемы, 2) виды и 3) геномы, которые страны должны защищать в рамках реализации КБР речь идет о:

Экосистемы и места обитания

Характеризующиеся высокой степенью разнообразия, большим число эндемичных или находящихся в опасности видов или содержащие дикую живую природу; необходимые для мигрирующих видов; имеющие социальное, экономическое, культурное или научное значение; или имеющие репрезентативный или уникальный характер, или связанные с основными эволюционными или другими биологическими процессами (Приложение 1 КБР).

Виды и сообщества

Находящиеся в опасности; представляющие собой дикие родственные виды одомашненных или культивируемых видов; имеющие медицинскую, сельскохозяйственную или иную экономическую ценность; или имеющие социальное, научное или культурное значение; или играющие важную роль для исследований в области сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, например, в качестве видов-индикаторов (Приложение 1 КБР).

Описанные геномы и гены, имеющие социальное, научное или экономическое значение (Приложение 1 КБР).

"Условия in-situ"

Под условиями in-situ понимают условия, в которых существуют генетические ресурсы в рамках экосистем и естественных мест обитания, а применительно к одомашненным или культивируемым видам - в той среде, в которой они приобрели свои отличительные признаки (ст. 2 КБР). Речь идет о естественных природных условиях как правило не измененных человеком (природные объекты, естественные экологические системы, природные ландшафты в понимании ФЗ-7 «Об охране окружающей среды», ст.1) или подвергшихся влиянию человека, но сохранивших основные естественные природные процессы (природно-антропогенные объекты в понимании ФЗ-7 «Об охране окружающей среды», ст.1).

"Сохранение in-situ"

Сохранение экосистем и естественных мест обитания, а также поддержание и восстановление жизнеспособных популяций видов в их естественной среде, а применительно к одомашненным или культивируемым видам - в той среде, в которой они приобрели свои отличительные признаки (ст. 2 КБР). Именно для этих целей и создаются практически все виды и категории охраняемых природных территорий.

Понятие охраняемой территории

Естественно, что для понимания и эффективной и полной реализации положений рассматриваемой Программы работ КБР прежде всего необходимо четко понимать о каких объектах в ней идет речь. Принятое в КБР и Программе работ определение гораздо шире традиционно применяемого в России.

"Охраняемый район"

КБР в основном тексте и во всех своих документах оперирует этим понятием. Официальный русский перевод текста Конвенции к сожалению зафиксировал именно такой перевод английского понятия «protected area», который по своему смыслу гораздо ближе традиционному понятию российской природоохранной и правовой систем «охраняемая природная территория».

В Конвенции под охраняемым районом понимают географически обозначенную территорию, которая выделяется, регулируется и используется для достижения конкретных природоохранных целей (ст. 2 КБР). Как видно из этого определения оно значительно шире используемого в России понятия «особо охраняемые природные территории». Более того, весьма важным моментом в данном определении, принятом в КБР, является отсутствие слова «природный». Охране в природоохранных целях могут подлежать различные территории, в том числе не собственно «природные» (в понимании ФЗ-7 «Об охране окружающей среды», ст.1).

Еще одно широко распространенное и используемое во многих странах и в международных процессах определение охраняемых территорий дает Всемирный союз охраны природы (МСОП). Руководство по использованию системы категорий охраняемых территорий 19941 дает следующее определение:

Охраняемая территория – участок земли или водной поверхности, полностью или частично изъятый из хозяйственного использования с целью сохранения биологического разнообразия и природных и ассоциированных с ними культурных ресурсов, и управляемый юридическим или иным путем.

Для сравнения Федеральный закон от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" дает следующее российское определение:

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Данное определение в целом хорошо соответствует основным положениям и КБР и МСОП в отношении охраняемых территорий, однако, в значительной мере сужает их до уровня только тех территорий, которые обеспечены «особой» охраной.

В Российском законодательстве предусмотрено много иных природных территорий, которые по смыслу определений КБР и МСОП являются охраняемыми природными территориями, но не рассматриваются в качестве ООПТ в Российском праве. К ним можно отнести:

  • водоохранные зоны (Водный кодекс РФ);

  • прибрежные защитные полосы (Водный кодекс РФ);

  • защитные леса и особо защитные участки лесов (Лесной кодекс РФ);

  • особо охраняемые территории природоохранного назначения (Земельный кодекс РФ);

  • особо ценные земли (Земельный кодекс РФ);

  • земли рекреационного назначения (Земельный кодекс РФ)

  • рыбоохранные зоны (Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. №166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов");

  • рыбохозяйственные заповедные зоны (Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. №166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов").

В такой ситуации целесообразно использовать термин «охраняемые природные территории».

Таким образом, в дальнейшем при работе с текстами КБР под «охраняемыми районами» целесообразно понимать «охраняемые природные территории».

В тексте комментария нами сознательно используются два термина:

  • «охраняемые природные территории» (далее ОПТ) - в тех случаях, когда речь идет о широком понимании всех видов территорий с ограничениями режима природопользования в целях сохранения биоразнообразия и других природоохранных целях;

  • «особо охраняемые природные территории» (далее ООПТ) - в тех случаях, когда речь идет собственно о ООПТ категорий предусмотренных ФЗ-33 «Об особо охраняемых природных территориях» и законодательством субъектов федерации.

"Устойчивое использование"

Наряду с охранением биоразнообразия и обеспечением доступа и распределением выгод от использования генетических ресурсов устойчивое использование компонентов биоразнообразия является краеугольным камнем КБР. Вслед за принятым в 1992 г. и ставшим общеупотребительным определением «устойчивое развитие» устойчивое использование (sustainable use) означает использование компонентов биологического разнообразия таким образом и такими темпами, которые не приводят в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия, тем самым сохраняя его способность удовлетворять потребности нынешнего и будущих поколений и отвечать их чаяниям.

2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММЫ РАБОТ

Общая схема построения Программы работ представлена ниже:

Программа работ состоит из четырех взаимосвязанных программных элементов, дополняющих и усиливающих друг друга и охватывающих наиболее общие направления деятельности стран в области создания национальных и региональных систем экологически репрезентативных, эффективно управляемых охраняемых территорий:

  • Элемент 1 устанавливает задачи в области определения приоритетов (тематических и географических) по планированию и развитию системы охраняемых территорий;

  • Элементы 2 и 3 определяют задачи по развитию условий (политика, управление, законодательство, участие, развитие потенциала) для выполнения целей Программы работ и создания эффективных национальных и региональных систем охраняемых территорий;

  • Элемент 4 перечисляет задачи в области оценки и мониторинга эффективности выполнения мероприятий, предусмотренных в первых трех элементах и всей создаваемой системы охраняемых территорий.

Каждый программный элемент включает несколько задач (всего в Программе 16) имеющих четкие (в многих случаях измеряемые) индикаторы выполнения, включая указание к какому времени ожидается выполнение задачи.

В свою очередь для каждой задачи разработан набор конкретных действий (всего 92):

  • предлагаемые мероприятия, проводимые Сторонами; предназначены для выполнения всеми Сторонами КБР (в случае России на всех уровнях – национальном, субъектов федерации и муниципальном) в соответствии с их приоритетами, природными, социально-экономическим, правовыми особенностями, финансовыми, экспертными и иными возможностями;

  • предлагаемые вспомогательные мероприятия, проводимые Исполнительным секретарем Конвенции; разработаны что бы ориентировать Секретариат КБР в каких направлениях он может оказать содействие Сторонам в выполнении ими программы работ. Реализация данных мероприятий зависит от решений Конференций Сторон и выделения Сторонами необходимых финансовых ресурсов в рамках определяемого бюджета конвенции.

3. СТАТУС ПРОГРАММЫ РАБОТ

Программа работ была принята во исполнение ст. 8 КБР, последующих решений Конференций Сторон и рекомендаций Вспомогательного органа по научным, техническим и технологическим консультациям (ВОНТТК) в качестве приложения к решению 28 7-ой Конференции Сторон КБР в Куала-Лумпуре (Малайзия) в 2004 г. (см. приложение 1). Таким образом, она имеет такой же статус как сами решения Конференции Сторон КБР.

В отличие от самого текста Конвенции и текстов ее протоколов (в настоящее время в рамках КБР принят только один протокол - Протокол по биобезопасности (Картахенский протокол); t/biosafety) решения Конференций Сторон не носят юридически обязательного характера. Однако, т.к. все решения принимаются на основе концесуса, т.е. с согласия всех Сторон конвенции дух и смысл самой Конвенции предполагает, что все страны берут на себя добровольное, не подкрепленное санкциями, обязательство следовать принятым решениям и выполнять их в том объеме и в той глубине, которые соответствуют условиям страны, ее приоритетам и возможностям. Решения носят достаточно общий характер и содержат рекомендательные положения, которые предполагается, что должны быть внедрены в странах через систему национальных стратегий, приоритетов, планов действий и соответствующие законодательные меры.

Несмотря на рекомендательный характер решений и самой Программы работ и широкие возможности по интерпретации ее положений через систему национальных инструментов КБР предполагает систему отчетности о выполнении Программы работ. Такая отчетность осуществляется в следующих формах:

  • раздел выполнению статьи 8 и по особо охраняемым территориям в составе национальных отчетов о выполнении КБР (срок сдачи четвертого национального отчета по решению 8-ой Конференции Сторон 30 марта 2009 г.);

  • предоставление специализированных отчетов о выполнении Программы работ по охраняемым территориям в Секретариат КБР;

  • отчеты и информация, предоставляемая сторонами на заседаниях рабочих органов КБР,

Ответственным за предоставление отчетности в Секретариат и рабочие органы конвенции является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере реализации КБР – Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

На 8 и 9 Конференции Сторон КБР были представлены обобщенные отчеты о выполнении Программы работ, подготовленные Секретариатом КБР на основе данных, полученных от стран (документ на русском языке t/doc/meetings/cop/cop-08/official/cop-08-29-ru.doc).

Прогресс в выполнении решений КБР в области развития ОПТ обсуждался на совещаниях специальной рабочей группы открытого состава (в ее работе могут принять участие все страны Стороны КБР) по охраняемым территориям в 2005 г. в Монтекатини (Италия) и в 2008 г. в Риме (Италия; см. отчет о выполнении программы за период 2004-2007 гг. на t/doc/meetings/pa/wgpa-02/official/wgpa-02-02-ru.doc).

Дальнейшие рекомендации по выполнению Программы работ и новые направления в области развития систем охраняемых природных территорий представлены в решениях 8 и 9 Конференций Сторон КБР (решение VIII/24 и решение IX/18; см. t/decisions).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конференция сторон конвенции о биологическом разнообразии

    Документ
    ПУНКТ 4.9 ПОВЕСТКИ ДНЯ. Сотрудничество с другими конвенциями и международными организациями и привлечение к работе субъектов деятельности, включая коммерческую деятельность и биоразнообразие,
  2. Обзор выполнения программы работы по охраняемым районам на период 2004-2006 годов

    Документ
    1. На своем седьмом совещании Конференция Сторон решением VII/28 приняла программу работы по охраняемым районам. В пункте 28 этого решения Конференция Сторон постановила проводить на каждом из своих совещаний вплоть до 2010 года оценку
  3. Доклад о работе шестого совещания конференции сторон конвенции о биологическом разнообразии

    Доклад
    пункт 10 повестки дня. ДОКЛАД МЕЖСЕССИОННОГО СОВЕЩАНИЯ ПО ВОПРОСАМ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДОКЛАДОВ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНВЕНЦИИ О БИОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ 32
  4. Отчет программа 001 «Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области охраны окружающей среды» Специфика 149 «Прочие услуги и работы» по теме (2)

    Публичный отчет
    Научный руководитель, заместитель генерального директора РГП «ИАЦ ООС» МООС РК, член-корреспондент Академии «Экология», кандидат биологических наук, (Государственная лицензия №01240Р от 25.
  5. Л. Н. Гумилева удк 349. 6 (574) (410) На правах рукописи ниязгулов данияр толеуович правовой режим особо охраняемых природных территорий (сравнительный анализ закон

    Закон
    Общая характеристика работы. Данное диссертационное исследование посвящено изучению правового режима особо охраняемых природных территорий в Республике Казахстан и Великобритании.

Другие похожие документы..