Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
3. О плане мероприятий Российского центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. – Письмо Министерства образования РФ от 21 авг. ...полностью>>
'Документ'
25 січня 2008 р. «Фармацевтична фірма «Дарниця» зустрічала високих гостей: на запрошення Асоціації фармацевтичних виробників України (АФВУ) для наради...полностью>>
'Доклад'
В Новосибирске на базе Сибирской академии государственной службы (СибАГС) с 1по 4 февраля проходит международный молодежный образовательный форум «ФО...полностью>>
'Закон'
Рассмотрение вопроса о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении Муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска «Управление капитал...полностью>>

Сообщество и событие в простанстве современного социально-философского знания 09. 00. 11 Социальная философия

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Гайнутдинов Тимур Рашидович

СООБЩЕСТВО И СОБЫТИЕ В

ПРОСТАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

09.00.11 – Социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата философских наук

Ярославль

2006

Работа выполнена в Ярославском государственном университете им. П. Г. Демидова

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Нажмудинов Гаджи Магомедович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Кудрин Альберт Константинович

доктор философских наук, профессор

Черников Виктор Григорьевич

Ведущая организация: Ярославский государственный

технический университет

Защита состоится 22 декабря 2006 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.062.01 в Ивановском государственном университете по адресу: 153025 г. Иваново, ул. Ермака, 39.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ивановского государственного университета.

Автореферат разослан «___» ноября 2006 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета Смирнов Д. Г.

Общая характеристика исследования

Актуальность темы исследования обусловлена потребностями научно-теоретического и социально-практического характера, и связана с поиском оригинальных философских концептов для объяснения происходящих в современном обществе процессов.

В настоящее время социально-историческая практика человечества и философская рефлексия над ней вступили в качественно новый этап. Содержанием его является смена социокультурной парадигмы, которая сопровождается значительными трансформациями в социальной сфере существования индивида. Структура современной общественной жизни сегодня уже не видится одномерной, однородной, но, напротив, многомерной и многогранной. Именно в последнее время всё более очевидной становиться многогранность и поливариантность социально-политических отношений, что, в свою очередь, резко повышает требовательность к философии, изучающей социальные процессы. Традиционные философские концепты перед лицом новых задач оказываются неудовлетворительными. Возникает необходимость преодолеть сложившиеся схемы анализа социальной реальности. Эту необходимость возможно реализовать за счет изменения и углубления теоретико-методологических основ социально-философского познания, а также тщательной проработки основных понятий, составляющих проблемное поле современной философии. Со всей очевидностью встаёт вопрос о способах существования таких ключевых для социальной философии понятий, как событие, сообщество, совместность, современность, сознание, поскольку именно они во многом определяют современную картину социального знания, как в плане его наиболее общего конституирования, так и в аспекте его внутреннего структурирования и концептуализации. Однако именно эти понятия, по-прежнему, остаются наименее изученной областью в корпусе социально философских тем, и именно их проблематизацию можно обозначить в качестве одной из актуальных задач современного социально-философского анализа. И, прежде всего, необходимо детально исследовать стратегии реализации в пространстве современной социальной философии таких концептов как сообщество и событие. При этом важно рассмотреть онтологический, исторический и социальный статус данных категорий, а также наиболее существенные концептуальные подходы к их описанию в пространстве социально-философского дискурса. Особо актуальным представляется исследование того, каким образом событие репрезентируется в социальном пространстве, какие стратегии используются современными аналитиками социальной реальности, чтобы исследовать данное понятие.

Актуальность разработки понятий сообщества и события обусловлена ещё и тем, что в практиках современного философствования недостаточно внимания уделяется традиционным вопросам о методологической целесообразности и категориальной строгости используемых понятий и определений, и отчасти именно поэтому многие работы имеют достаточно узкий круг применения и крайне неубедительный характер собственных теоретических построений. В подобной ситуации, не представляется возможным, корректно и непротиворечиво решать актуальные социально-философские проблемы: о соотношении индивидуального и социального, о многомерности и гетерогенности социального бытия, о становлении социальности, об отношениях Я и Другого, о сущности и содержании категорий “сообщество” и “событие”, о специфике их отношений, о событийном характере социальных явлений и феноменов, о социализирующей деятельности сообществ и др. Именно поэтому особо актуальны исследования, предлагающие не только оригинальные концептуальные решения поставленных задач, но также разворачивающиеся посредством целостной проработки используемых понятий и методов. В этом проблемном поле и может быть выявлена актуальность нашего исследования.

Степень разработанности темы. Тема “сообщества и события”, а также самой частицы “со”, что их формирует, становится одной из приоритетных тем в социально-философской мысли второй половины двадцатого века и, как представляется, к настоящему времени она лишь упрочила собственную актуальность и аналитическую ценность. Концептуальный анализ категорий “сообщества” и “события” связан с целым комплексом работ тех философов, чьи исследования определили развитие современной мысли. Здесь следует в первую очередь упомянуть Ж. Делёза и Ф. Гваттари, Ж. Деррида, М. Бланшо, Ж.-Л. Нанси, Ж.-Ф. Лиотара, А. Бадью, Ж. Рансьера и др. При этом, следует отметить, что сама проблема “сообщества и события” была поставлена многим ранее. Уже Хайдеггер писал о необходимости выстраивания некоторой фундаментальной онтологии исходя из события, которое “мы должны теперь использовать как ведущее слово в деле мышления”. В это же время Батай стремился – и в мыслях и в реальности – к реализации некоторой предельной формы общностного опыта. Однако, как отмечает Нанси, до недавнего времени “никто не сподвигся радикальным образом тематизировать “со” (“вместе”) как сущностную черту бытия и общества”. Именно такого рода “тематизацию со-” можно обозначить в качестве одной из задач данного диссертационного исследования.

В книге “Праздное сообщество” (La communauté desoeuvré) и позже в работе “Бытие единичное множественное” (Ếtre singulier pluriel) Жан-Люк Нанси описал сообщество, как то, что дано до бытия, что не предполагает бытие-для-себя, но исключительно бытие-одних-в-месте-с-другими. Нанси рассматривает проблематику сообщества в-месте события, и помещает само это “в-месте” в центр бытия. Это значит, что со-впадение в-месте – есть изначальная ситуация бытия; оно формирует ситуацию как таковую, где быть значит всегда уже быть-в-месте и сообща-один-с-другим. Быть-в-месте с другим означает возле некоторого “со” и выставляет это “со” напоказ в качестве диспозиции бытия и общества. В работе “Праздное сообщество” Нанси показывает, как идея сообщества начинает доминировать в современных философских размышлениях, где ключевыми оказываются проблемы события, опыта, суверенности и проч. Сообщество связывается у Нанси с неустранимым опытом со-в-местного существования - со-бытия. При этом, Нанси говорит о сообществе как о “праздном” или “неработающем” в двух смыслах: во-первых, сообщество “неработающее” в том смысле, что не производит какой бы то ни было работы, в соответствии с результатами которой оно могло бы быть зафиксировано, а во-вторых, само понятие “сообщество” перестаёт работать в качестве описания некоторой социальной общности.

Проблематике сообщества посвящена также работа Мориса Бланшо “Неописуемое сообщество” или, что более точно, “Непризнаваемое сообщество” (La communauté inavouable). Бланшо, во многом развивая идеи Батая и Нанси, говорит о сообществе как “неописуемом” в том плане, что оно избегает говорить о себе, и “непризнаваемом”, поскольку сторонится любого рода признаний в собственном существовании.

Отчётливое стремление к критическому осмыслению проблематики “сообщества и события” характерно и для других французских философов. Так, Жак Рансьер в целом ряде текстов разрабатывает концепцию “Сообщества равных” (существует одноимённый доклад Рансьера, сделанный им на конференции, проведённой в 1987 году в рамках Международного философского коллежа). “Событийную” концепцию политики разрабатывает Ален Бадью в книгах “Можно ли мыслить политику?” и “Кратком трактате по метаполитке” (нельзя не упомянуть и самой фундаментальной работы Бадью “Бытие и событие”, где он ставит своей целью ни много ни мало как изложить программу, опираясь на которую следует заново отстроить здание философии). Особенно необходимо выделить статью Алена Бросса “Невыговариваемое”, в которой автор, осмысляя теракты 11 сентября, разрабатывает проблематику “сообщества тех, кто лишён языка”, являющуюся центральной для третьей главы нашего исследования.

Следует отметить, что настоящее исследование не носит историко-философского характера, в силу чего в нём не ставилась цель подробно воспроизвести и проанализировать все более-менее значимые концепции, связанные с проблематикой, отсылающей (онтологически - посредством выстраивания концепции “события” или же социально-политически – через разработку идеи “сообщества”) к некоторой непроизвольной “единичной множественности со”. Акцент сделан на французской философии второй половины XX века, но и здесь мы сознательно уклонились от хронологической последовательности в изложении, оставив лишь последовательность топологическую.

Что касается степени освещения рассматриваемой проблемы в отечественной научно – исследовательской литературе, то она не может быть оценена однозначно. С одной стороны, уже начиная с 1970-х годов в нашей стране появляются единичные исследования, посвящённые концепциям французского структурализма и постструктурализма (например, работа Н. С. Автономовой “Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках”), в рамках которых собственно и оформляется проблематика “сообщества и события”. Но, в то же самое время, вплоть до недавнего времени оставались не переведёнными на русский язык основные тексты ключевых французских философов середины – второй половины XX века (мы имеем ввиду тексты Батая, Бланшо, Барта, Клоссовски, Фуко, Деррида, Делёза и др.). Лишь в 90-х годах появляются издания этих текстов на русском языке. И здесь значительную роль сыграли В. Е. Лапицкий (опубликованы его переводы текстов Бланшо, Деррида, Клоссовски, Лиотара, Рансьера, Бадью и др.), С. Л. Фокин (переводы Батая, Лейриса, Делёза, Лаку-Лабарта, Сюриа, Бросса и др.), С. Зенкин (Барт, Бодрийяр, Делёз, Кайуа и др.), М. Рыклин (тексты Деррида и сборник его интервью с крупнейшими современными философами “Деконструкция и деструкция”), Б. М. Скуратов (Фуко, Батай, Делёз, Рансьер), А. Гараджа (Бодрийяр, Бадью, Лаку-Лабарт), С. Дубин (Бланшо) и др. Вместе с выходом этих текстов на русском языке значительно расширился и круг публикаций, связанных с их критическим осмыслением. Но и здесь ключевую роль играют, прежде всего, те авторы, которые занимаются непосредственным переводом текстов исследуемых философов.

Для нашего исследования безусловно значимой была также работа С. Л. Фокина “Философ-вне-себя”, посвящённая становлению мировоззрения Жоржа Батая в контексте развития французской философии. Одной из ключевых проблем, рассматриваемых Фокиным, является участие Батая в различного рода сообществах (“Контратака”, “Ацефал”, “Коллеж Социологии”).

Критическому анализу категории “сообщества” через призму некоторой общности посвящена работа О. Аронсона “Богема: опыт сообщества (наброски к философии асоциальности)”.

Понятие “события” с точки зрения синергетических феноменов языка анализируется авторами сборника (Аршинов В., Гиренко Ф. М., Киященко Л., Родин А., Свирский Я. и др.), изданного институтом философии РАН: “Событие и смысл: (Синергетический опыт языка)”. Целый ряд авторов данного сборника используют в своём анализе смысла события идеи и подходы, разработанные в контексте французской постструктуралистской философии.

Но, несмотря на то, что число публикаций, посвящённых французской философии второй половины XX века продолжает увеличиваться, до сих пор нет ни одного сколь бы то ни было целостного исследования, посвящённого вопросу концептуализации проблемы сообщества и события в современной французской философии. Вместе с тем, на наш взгляд, именно эта проблематика, в том или ином своём аспекте является одной из центральных в современной философии. Отчётливо ощущается необходимость в целостном исследовании концепции “сообщества” в современной социальной философии. И то, что настоятельно заявляет здесь о себе, это вовсе не “социальное измерение”, накладываемое на матрицу индивидуальной данности. Речь идёт о другом: о том, чтобы осмыслить сообщество в его неуступчивой совместности событию.

Эта установка была решающей при определении цели и задач диссертационного исследования, а также его структуры.

Целью настоящего исследования является рассмотрение онтологического, исторического и социального статуса категорий “сообщества” и “события”, а также наиболее существенных концептуальных подходов к описанию данных понятий в пространстве социально-философского дискурса.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

  • прояснение и уточнение сущности и содержания категорий “сообщества” и “события” в контексте современной социальной философии;

  • теоретико-методологическое обоснование продуктивности использования концептов “сообщества” и “события” в пространстве социально-философского дискурса;

  • описание специфики отношений между событием и сообществом в их онтологической и социальной сопричастности;

  • выявление социализирующей деятельности сообществ в качестве необходимого условия социального и экзистенциального позиционирования субъекта;

  • анализ философии Жоржа Батая в качестве одного из важнейших источников современного дискурса сообщества;

  • обозначение возможного спектра применения таких понятий как “сообщество” и “событие” при решении традиционных социально-философских проблем;

  • практическая актуализация концептов “сообщества” и “события” при анализе современных социально-политических процессов.

Объектом исследования являются категории “сообщества” и “события” как социально-философские понятия. В качестве предмета исследования выступают различные стратегии реализации концептов “сообщества” и “события” в пространстве современной социальной философии.

Теоретическая и методологическая основа исследования обусловлена спецификой изучаемой проблемы, а также целью и задачами диссертационной работы. При изложении материала мы придерживались метода социальной синергетики и основных диалектических принципов: объективности, закономерности, взаимосвязи и развития, связи общего и особенного. В качестве общенаучных методов использованы исторический метод и метод сравнительного анализа. Также в исследовании был задействован герменевтический метод анализа.

Кроме этого, методологическую основу диссертационного исследования составляет комплекс подходов, выработанных французской постструктуралистской мыслью для глубинного анализа различных социальных феноменов. Прежде всего, при определении методологических ориентиров нашей работы, мы использовали радикальную методологическую манифестацию Бодрийяра: “Радикализация гипотез является единственно возможным методом, ибо теоретическое насилие образует на уровне анализа эквивалент того “поэтического насилия”, которое, как писал Ницше, “обновляет строй всех атомов фразы”. “Радикализация гипотез” в качестве методологического основания сопряжена с некоторой степенью вызывающей теоретической агрессивности, а также, является условием определённого радикального или, используя терминологию Бурдье, “гиперболического” сомнения. Сторонясь подобного эпистемологического радикализма, мы обречены на пустое повторение сказанного прежде, механическое проговаривание теорий прошлого. Идею эпистемологического радикализма развивал также Гастон Башляр, отмечавший необходимость вернуть человеческому разуму его функцию турбулентности и агрессивности, поскольку “в царстве мысли неосторожность является методом”. Мы не можем познавать, при этом не подвергая познание риску распада и разложения, иначе говоря, мы не можем писать и при этом не разрушать. Чтобы сказать о событии, необходимо вернуть слову событие. Необходимо обнаружить место, в котором артикуляция языка происходит посредством и в-месте события. Подобные методологические установки, проходящие сквозной линией через всё наше исследование, также развивал Мишель Фуко. В работе “Археология знания” он отмечает, что “во имя методологической строгости мы должны уяснить, что можем иметь дело только с общностью рассеянных событий”.

Для реализации сформулированных целей и задач использованы следующие критерии отбора материала: во-первых, фундаментальность и концептуальность разработки проблематики; во-вторых, новизна и своеобразие взглядов того или иного автора по сравнению с предшественниками в постановке и способах разработки проблемы.

Научная новизна исследования:

  • раскрыты сущность и содержание категорий “сообщества” и “события” в контексте современной социальной философии;

  • концепты сообщества и события проанализированы автором в их смысловой соотнесённости, что позволило обнаружить их онтологическую и социальную сопричастность, а также создало новые смысловые пространства для интерпретации целого ряда ключевых для социальной философии понятий;

  • обоснована продуктивность использования концептов “сообщества” и “события” в пространстве современного социально-философского дискурса;

  • автором выявлена социализирующая деятельность сообществ в качестве необходимого условия социального и экзистенциального позиционирования субъекта;

  • обозначен возможный спектр применения концептов “сообщества” и “события” при решении как традиционных социально-философских проблем, так и при анализе современных социально-политических процессов.

Новизна исследования конкретизируется в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

  1. Проблемы события, сообщества и совместности постепенно начинают доминировать в современной социальной философии, инициализируя собой новый тип экзистенциальной и социальной аналитики.

  2. Последовательное усиление значимости данных проблем в философии объективно связано с процессами трансформации в социальной сфере существования индивида. Современные тенденции, наблюдаемые в обществе – децентрация, фрагментарность, изменчивость, неопределённость, кризис идентификации – требуют выработки новых аналитических концептов, способных целостно описывать данные социальные изменения.

  3. Рассмотрение сообщества только в качестве статичной структуры, социального организма или института является недостаточным и непродуктивным в условиях полисубъектной социальности. Возникающая проблема выяснения тенденций и перспектив социально-философской трактовки сообщества наиболее целостно может быть решена посредством её (трактовки) событийной переориентации. Последняя направлена на преодоление методологических стереотипов, связанных с представлением  о сообществе как статичной, упорядоченной и в конечном итоге непроблематизируемой “данности”.

  4. Социальная реальность событийна. Каждый индивид выступает мобильной совокупностью некоторых прав и обязанностей, ролей и функций. Но они не относятся к реализации какого-то основания или цели: единственная цель – это институция самой социальности. И в сообществе индивид как раз и разделяет в-месте с другими функции, роли и знаки социальности, и в этом разделении полностью выражается событие со-вместности. Событие здесь – это некое различие, реализующееся в элементарном практическом (взаимо)действии и структурирующее социальную систему.

  5. Событие составляет условие экспозиции сообщества или, иначе говоря, сообщество нуждается в событии, в качестве места собственного развёртывания. Именно поэтому, сущностную черту сообщества мы можем определить следующим образом: у него нет иного источника, который оно могло бы присвоить, кроме как единственное “в-месте события”, его конституирующее.

  6. Событие также является единственным возможным ориентиром существования политического и единственным местом, куда политическое может быть вписано. В ситуации, когда политическое пространство характеризуется непрерывностью и бессобытийностью (а именно это ключевые черты современной политической ситуации), ничто не гарантирует, что само понятие политического продолжает сохранять собственную обоснованность.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты работы имеют не только теоретическую, но и практическую значимость, поскольку способствуют пониманию социального мира как пространства со-бытия, что открывает дополнительный путь для реализации индивидуальных возможностей в условиях совместного бытия.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке спецкурса, посвящённого основным проблемам современной французской философии. Кроме того, возможно использование данных материалов при подготовке соответствующих разделов учебных курсов по социальной и политической философии, истории философии, а также при написании учебных и методических пособий.

Ряд положений диссертационного исследования нашли своё отражение в опубликованных автором статьях.

Структура диссертации отражает логику исследования и выстраивается в соответствии с поставленной целью и задачами. Работа включает в себя введение, три главы основной части (первая глава состоит из четырёх параграфов, вторая – из трёх, третья – из двух), заключение и библиографический список, состоящий из 196 наименований.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программы кандидатских экзаменов 05. 09. 03 «Электротехнические комплексы и системы» 05. 12. 04 «Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения» 05. 12. 13 «Системы, сети и устройства телекоммуникаций»

    Программа-минимум
    В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: основные технологические процессы и машины текстильного производства; приводные системы машин и агрегатов; анализ и синтез исполнительных механизмов; основы расчета механизмов
  2. «Теология в системе научного знания и образования»

    Книга
    Теология в системе научного знания и образования. Материалы слушаний в Общественной палате Российской Федерации. – М.: Изд. Общественной палаты Российской Федерации, 2008.
  3. Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (14)

    Документ
    кафедра психологии (Стерлитамакская государственная педагогическая академя им. Зайнаб Биишевой); доктор философских наук, профессор Казанского государственного университета В.
  4. Е. А. Бөкетов атындағы Қарағанды мемлекеттік университетті

    Библиографический указатель
    Көрсеткіш Е.А.Бөкетов атындағы ҚарМУ ғылыми кітапханасының қорында бар және 2001-ші жылдан бастап 2011-ші жыл аралығында жарық көрген кітаптар мен журналдық жарияланымдар туралы мәліметтерден тұрады.

Другие похожие документы..