Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Ежегодный доклад о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на территории Челябинской области Уполномоченного по правам человека в Челябинской области Алексея Михайловича Севастьянова
Ежегодный доклад
о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на территории Челябинской области
Уполномоченного по правам человека в Челябинской области
Алексея Михайловича Севастьянова
«О ситуации с нарушениями прав человека на территории Челябинской области. Преодоление социальной несправедливости»
Челябинск, 2011
Содержание | |||
1. | Введение | ||
1.1. | Структура доклада и характерные случаи проявления социальной несправедливости | 5 | |
1.2. | О работе с обращениями и жалобами граждан. Статистические данные, основные темы жалоб граждан, результаты рассмотрения жалоб и предложений | 15 | |
2. | Право на жилье | ||
2.1. | Приватизация не для всех. Проблемы жителей общежитий: текущий диагноз, пути решения. Определение несправедливости в отношении граждан | 22 | |
2.2. | Проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья | 56 | |
2.3. | Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО). Право на земельные участки в закрытых городах. Практика двойных стандартов | 65 | |
2.3.1. | Закрытые города (ЗАТО) на пути к соблюдению прав человека | 65 | |
2.3.2. | О праве на место рождения | 67 | |
2.3.3. | О правомерности ограничения права на свободу передвижения и выбор места жительства в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) | 68 | |
2.3.4. | О правомерности ограничения земельных прав на территории закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) | 69 | |
2.3.5. | О сложившейся практике «делового оборота» в режимных отделах закрытых городов | 72 | |
2.4. | Обеспечение жильем сирот. Лишение жилья сирот – черные риелторы. Постинтернатное сопровождение | 73 | |
2.5. | Обеспечение жильем участников ВОВ и приравниваемых к ним категорий | 83 | |
2.6. | Проблема незаконных исключений граждан из очереди на жилье | 89 | |
3. | Гражданские права | 92 | |
3.1. | Право граждан на проведение пикетов и мирных шествий | 95 | |
3.2. | Право граждан на получение информации и справедливое рассмотрение обращений, заявлений, жалоб. Завышенные требования, бумажная волокита | 100 | |
3.3. | Право граждан на справедливое судебное разбирательство. Процессуальная справедливость | 107 | |
3.4. | Развитие институтов медиации | 113 | |
4. | Социальные права | ||
4.1. | Право на труд. Проявление социальной несправедливости. Низкие зарплаты в сферах культуры и образования. Невыплата зарплат — ловкость фирм и никакого мошенничества. Рекомендации | 116 | |
4.2. | Вынужденные переселенцы — забытые проблемы | 128 | |
4.3. | Мигранты – потенциал нашей страны. Цыганские поселения | 130 | |
4.4. | Качество и доступность медицинского обслуживания (общие проблемы) | 136 | |
4.5. | Пенсия – право на достойную старость | 147 | |
4.6. | Многодетные семьи | 152 | |
5. | Права граждан, находящихся в местах принудительного содержания | ||
5.1. | Психиатрическая помощь: нужна реформа | 158 | |
5.2. | О состоянии дел в колониях и изоляторах | 161 | |
5.2.1. | Оказание помощи психически больным людям в системе ГУФСИН | 168 | |
5.2.2. | Социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы | 169 | |
5.2.3. | О необходимости участия гражданского общества | 174 | |
5.3. | Бытовые условия содержания следственно арестованных, административно задержанных и осужденных в ИВС | 177 | |
5.4. | Соблюдение прав граждан в ходе призывных кампаний, соблюдение прав военнослужащих при прохождении военной службы. Случаи нарушения прав граждан со стороны Министерства обороны РФ | 180 | |
6. | Экология региона. Право на здоровую окружающую среду. Право на получение информации | 190 | |
7. | Местное самоуправление в поселениях Челябинской области. Отношение к несправедливости в сельской местности. Разные возможности | 207 | |
8. | Правовое просвещение и развитие гражданского общества | 217 | |
9. | Обобщенные предложения по изменению ситуации | 228 | |
10. | Благодарности за участие в подготовке доклада | 235 | |
Приложение 1 Вопросы практической реализации конституционного принципа равенства прав мужчин и женщин | 237 | ||
Приложение 2 Европейская Социальная хартия. Что это такое. Как работает | 240 | ||
Приложение 3 Справка о проведении встреч с осужденными по вопросу практической реализации Указа Президента РФ от 28.12.2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» | 251 | ||
Приложение 4 Информация по вопросам пенсионного обеспечения и страхования за период с 01.10.2010г. по 31.07.2011г. | 256 | ||
Приложение 5 Интервью с руководителем «Уральской правозащитной группы» Николаем Щуром | 261 | ||
Приложение 6 Экспертное мнение членов общественной наблюдательной комиссии Челябинской области | 266 | ||
Приложение 7 Результаты измерения воспроизводства социальной несправедливости в отношениях власти и общества | 268 | ||
Приложение 8 Защита прав предпринимателей. Несправедливая конкуренция | 271 | ||
Приложение 9 Социологическое исследование на тему «Социальная несправедливость в Челябинской области» 2011 г. | 273 | ||
Приложение 10 Мониторинг и анализ СМИ по теме правового просвещения граждан | 279 | ||
Приложение 11 Отчет о выездных приемах по Челябинской области | 283 | ||
Приложение 12 Письма к докладу от общественных организаций | 285 |
1. Введение
Вниманию читателей предлагается первый Доклад Уполномоченного по правам человека в Челябинской области о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на территории Челябинской области «О ситуации с нарушениями прав человека на территории Челябинской области. Преодоление социальной несправедливости».
Данный ежегодный Доклад издается на основании п.8 ст.11 Закона «Об Уполномоченном по правам человека в Челябинской области» от 26 августа 2010 года № 620-ЗО и направляется в Законодательное собрание, Губернатору области, председателю Челябинского областного суда, председателю Арбитражного суда Челябинской области, прокурору Челябинской области, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Общественную палату Челябинской области.
Доклад о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на территории Челябинской области за 2011 год является первым итоговым докладом, подготовленным с момента создания института Уполномоченного по правам человека в Челябинской области.
Настоящий Доклад представляет собой не отчет о соблюдении и защите прав и свобод человека в Челябинской области, а научно-аналитическое исследование.
В Докладе за 2011 год главной является тема «О ситуации с нарушениями прав человека на территории Челябинской области. Преодоление социальной несправедливости».
Данная тема рассматривается в контексте концепции развития института Уполномоченного по правам человека в Челябинской области и контексте понятия «социальная несправедливость». Основная цель Доклада 2011 года – мониторинг соблюдения прав человека в Челябинской области, а также отражение новых тенденций на пути преодоления социальной несправедливости.
Для выполнения данных целей необходимо решить следующие проблемы, характерные как для России в целом, так и для Челябинской области в частности: отсутствие эффективной координации института защиты прав человека; недостаточное правовое просвещение населения и, как следствие, низкий уровень правового сознания и правовой культуры граждан; несовершенство российского законодательства.
В Докладе освещены приоритеты и задачи, характерные для современного этапа, сценарии и показатели достижения целей, поставленных к 2015 г.
В Докладе анализируются актуальные проблемы и направления: ситуация с нарушениями прав человека в сферах жилищного законодательства, в отношении льготных категорий граждан – инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, детей-сирот, а также граждан, находящихся в местах принудительного содержания, и другие проблемы.
При подготовке данного Доклада использовалась преимущественно статистика – собственные данные, а также данные служб государственной статистики, министерств и ведомств, предоставленные по запросам Уполномоченного. Подготовка данного Доклада происходила в активном диалоге с органами государственной власти и гражданским обществом.
1.1. Структура доклада и характерные случаи проявления социальной несправедливости
Социальная несправедливость становится все более значимым фактором социальных изменений современного общества, возникающим как результат взаимодействий индивидов, социальных структур гражданского общества и органов власти.
Социальная несправедливость является системным и воспроизводимым признаком современных взаимодействий управления, ускоряющим социальную динамику, меняющим социальную карту мира и личности. Обострение чувства несправедливости в России проявляется в увеличении потока жалоб и обращений в административные и судебные органы, в ненасильственных массовых протестных акциях, а также в формах стихийного протеста против несправедливости с проявлениями насилия.
Общественные трансформации, революции, бунты и общественные протесты вызываются социальной несправедливостью. Социальная несправедливость возникает как результат взаимодействий индивидуумов, социальных групп, обществ или государств и закрепляется в общественных практиках, формируя государственные институты. Революции разрушают институты, но несправедливость воспроизводится вновь и вновь и во все более жестких формах. Зачастую эти действия направлены на установление новых норм справедливости.
Новые институты берут на себя роль модераторов. Именно поэтому важны разработка методов преодоления обществом социальной несправедливости и расширение возможностей модерации этими институтами переговорного процесса между обществом и властью. Важно также, чтобы эти институты имели возможность содействовать формированию и заключению общественного договора, а не использовались властью как инструмент сговора.
Одним из находящихся на стадии становления в России институтов модерации является институт Уполномоченного по правам человека, ведущий мониторинг нарушения прав граждан, вкладывая в это понятие не просто отслеживание определенных процессов, но отслеживание и предание их гласности с целью стимуляции общественности и властных структур к устранению выявленных мониторингом недостатков.
То есть мониторинг – это система регулярного измерения изменений, происходящих в обществе или каких-то его подгруппах, при условии регулярного применения одних и тех же принципов выборки и одного и того же инструментария для сбора данных.
В условиях ускорения социального развития общества и изменений в нем возникает необходимость развития методов мониторинга и разработки более чувствительного инструментария для исследования и понимания ситуации, для того чтобы определить истинные причины нарушения прав человека и найти наиболее эффективные способы их защиты. Возникают ситуации, при которых необходимо защищать права не только отдельного человека, а целой группы лиц и предотвратить тем самым новые нарушения.
В данном Докладе мы прикладываем усилия, чтобы переосмыслить понятия справедливость-несправедливость и выработать на основе нашего эмпирического материала научные основания для понимания феномена социальной несправедливости в быстро меняющемся современном обществе на примере Челябинской области.
Структура доклада подчинена этой задаче.
В частности, в случаях массового лишения граждан права на жилье, притом что право на жилище гарантировано Конституцией РФ, мы выявили массовые манипуляции законом в пользу сильного и образовавшийся правовой конфликт: прав собственности и прав на жилье, не разрешенный законодателем в процессе его формирования. Таким образом, можно сказать, что формирование собственности в России происходит с массовым нарушением прав человека и гражданина и в условиях недостатка полномочий или инициативы муниципальной власти, и этот процесс нарастает в отсутствие понимания заинтересованными сторонами всех его составляющих: политической, моральной и социальной. Последствия разрыва коммуникаций ведут к социальной напряженности. Институт Уполномоченного по правам человека, выступая модератором этой ситуации, ищет и находит паллиативные решения, которые возможны в качестве первого предложения на первом этапе рабочего исследования.
Конституционное право на жилище означает юридически гарантированную возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем и невозможность его лишения.
Приведенные в Докладе ситуации свидетельствуют о том, что права на жилище лиц, в силу жизненных ситуаций оказавшихся в общежитиях и не способных самостоятельно обеспечить себя жильем, как минимум не выполняются в полном объеме. Безразличие к проблемам указанных лиц вынуждает их прибегать к длительным судебным процедурам, что является очень затратным и не всегда эффективным механизмом. Институтом Уполномоченного по правам человека в Челябинской области избран досудебный порядок защиты нарушенных прав. Жилищное законодательство разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области жилищных отношений (ст. 12 – 14 ЖК РФ). При этом самой эффективной для решения сложившейся проблемы стала технология модерации, позволившая выработать общие и согласованные меры всех заинтересованных сторон.
Нарушение права на жилище осуществляется и на уровне местной власти при переселении граждан из ветхо-аварийного жилья, поскольку федеральный законодатель в настоящее время вообще исключил благоустроенность из признаков, характеризующих помещение как жилое (ст.15 ЖК РФ), и не уточнил, что следует понимать под благоустроенностью. Выявленное несовершенство Жилищного кодекса приходится решать на уровне гуманизации регионального законодательства и учета в нем гражданских прав.
Судебная практика показывает, что часто именно власть выступает источником и инструментом насилия, формирующим несправедливость. В частности, в ситуациях с ветхо-аварийным жильем местные чиновники сносят дом, не уведомив об этом собственника, без предварительного и равноценного возмещения его имущества. Подобное отношение к нарушению прав человека не способствует разрешению конфликтной ситуации, но лишь усугубляет ее. Власть использует с этой целью как свои структурные, так и функциональные возможности: положение арбитра и манипуляцию нормативными и подзаконными актами и документами.
В любом случае, действия местных властей должны быть направлены на обеспечение условий для осуществления гражданином своего законного права на жилище, правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом.
С точки зрения прав человека, такое самовольное решение местных чиновников напрямую нарушает права и свободы гражданина, в особенности право частной собственности и создает препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Провоцирующим фактором является несовершенство нормы жилищного законодательства, регулирующего юридическую процедуру предоставления жилого помещения взамен изымаемого. Федеральный Жилищный кодекс, как показывает рассмотрение конфликтных ситуаций с предоставлением жилья взамен ветхо-аварийного, нуждается в безусловной корректировке.
В связи с тем, что изложенные выше проблемы ветхо-аварийного жилья носят массовый характер, было решено организовать круглый стол для их обсуждения и поиска вариантов решений. Проведение круглых столов является эффективным инструментом модерации переговорного процесса заинтересованных сторон.
Круглый стол состоялся 29 июня 2011 г. В нем приняли участие представители отделов судебных приставов, жилищных отделов Челябинска, Копейска, Миасса, Кыштыма, Увельского района. Активное участие в обсуждении проблем при переселении приняли сами жители ветхо-аварийных домов.
В ходе круглого стола были обобщены основные проблемы, с которыми обращаются к Уполномоченному граждане. Среди них были выделены четыре основных негативных направления в нарушении прав человека и признании ситуации социально несправедливой.
Похожие документы:
Содержание раздел Общие вопросы права и другие актуальные проблемы Берзин В. А
РегламентЗамрий О.Н. Презумпция невиновности и информация о доходах, полученных в результате легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем 22 Серов А.Российские сми о мчс мониторинг за 6 августа 2010 г
РуководствоМЧС РФ усилило контроль за пожароопасной ситуацией в Брянской области, где остались районы с загрязнением от Чернобыля – С.Шойгу (Прайм-ТАСС, 05.08.2010) 59Периодические издания, поступившие в Центр правовой информации в 2011 году
ДокументКонин В.В. Расширение подсудности суда с участием присяжных заседателей как одно из направлений реализации судебной реформы и формирования гражданского общества 10Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №25 (676), 5 июля 2010 г
Информационный бюллетень17.00 - 18.00 Горячая телефонная линия (274-71-42) с заместителем главы администрации Центрального района Алексеем Андреевичем Писцовым по вопросам благоустройства и содержания жилого фонда.Россия между «норд-остом» и бесланом (1)
РефератКак известно, в России всегда существовали извечные русские вопросы: кто виноват? что делать? и кому на Руси жить хорошо? Последнее десятилетие сформулировало такие же извечные русские ответы с некоторой поправкой на время: