Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекции'
Целью дисциплины «Программирование» является изучение и освоение базовых понятий, методов и приемов программирования, применяемых на всех основных эт...полностью>>
'Регламент'
Ценная бумага- любая эмиссионная или неэмиссионная ценная бумага, признаваемая таковой действующим законодательством Российской Федерации и подлиннос...полностью>>
'Образовательный стандарт'
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требо...полностью>>
'Документ'
Во всех развитых странах малый бизнес является социально-экономической основой для формирования и развития “среднего класса” общества. Малый бизнес п...полностью>>

Ежегодный доклад о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на территории Челябинской области Уполномоченного по правам человека в Челябинской области Алексея Михайловича Севастьянова

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ежегодный доклад

о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на территории Челябинской области

Уполномоченного по правам человека в Челябинской области

Алексея Михайловича Севастьянова

«О ситуации с нарушениями прав человека на территории Челябинской области. Преодоление социальной несправедливости»

Челябинск, 2011

Содержание

1.

Введение

1.1.

Структура доклада и характерные случаи проявления социальной несправедливости

5

1.2.

О работе с обращениями и жалобами граждан. Статистические данные, основные темы жалоб граждан, результаты рассмотрения жалоб и предложений

15

2.

Право на жилье

2.1.

Приватизация не для всех. Проблемы жителей общежитий: текущий диагноз, пути решения. Определение несправедливости в отношении граждан

22

2.2.

Проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья

56

2.3.

Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО). Право на земельные участки в закрытых городах. Практика двойных стандартов

65

2.3.1.

Закрытые города (ЗАТО) на пути к соблюдению прав человека

65

2.3.2.

О праве на место рождения

67

2.3.3.

О правомерности ограничения права на свободу передвижения и выбор места жительства в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО)

68

2.3.4.

О правомерности ограничения земельных прав на территории закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО)

69

2.3.5.

О сложившейся практике «делового оборота» в режимных отделах закрытых городов

72

2.4.

Обеспечение жильем сирот. Лишение жилья сирот – черные риелторы. Постинтернатное сопровождение

73

2.5.

Обеспечение жильем участников ВОВ и приравниваемых к ним категорий

83

2.6.

Проблема незаконных исключений граждан из очереди на жилье

89

3.

Гражданские права

92

3.1.

Право граждан на проведение пикетов и мирных шествий

95

3.2.

Право граждан на получение информации и справедливое рассмотрение обращений, заявлений, жалоб. Завышенные требования, бумажная волокита

100

3.3.

Право граждан на справедливое судебное разбирательство. Процессуальная справедливость

107

3.4.

Развитие институтов медиации

113

4.

Социальные права

4.1.

Право на труд. Проявление социальной несправедливости. Низкие зарплаты в сферах культуры и образования. Невыплата зарплат — ловкость фирм и никакого мошенничества. Рекомендации

116

4.2.

Вынужденные переселенцы — забытые проблемы

128

4.3.

Мигранты – потенциал нашей страны. Цыганские поселения

130

4.4.

Качество и доступность медицинского обслуживания (общие проблемы)

136

4.5.

Пенсия – право на достойную старость

147

4.6.

Многодетные семьи

152

5.

Права граждан, находящихся в местах принудительного содержания

5.1.

Психиатрическая помощь: нужна реформа

158

5.2.

О состоянии дел в колониях и изоляторах

161

5.2.1.

Оказание помощи психически больным людям в системе ГУФСИН

168

5.2.2.

Социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы

169

5.2.3.

О необходимости участия гражданского общества

174

5.3.

Бытовые условия содержания следственно арестованных, административно задержанных и осужденных в ИВС

177

5.4.

Соблюдение прав граждан в ходе призывных кампаний, соблюдение прав военнослужащих при прохождении военной службы. Случаи нарушения прав граждан со стороны Министерства обороны РФ

180

6.

Экология региона. Право на здоровую окружающую среду. Право на получение информации

190

7.

Местное самоуправление в поселениях Челябинской области. Отношение к несправедливости в сельской местности. Разные возможности

207

8.

Правовое просвещение и развитие гражданского общества

217

9.

Обобщенные предложения по изменению ситуации

228

10.

Благодарности за участие в подготовке доклада

235

Приложение 1

Вопросы практической реализации конституционного принципа равенства прав мужчин и женщин

237

Приложение 2

Европейская Социальная хартия. Что это такое. Как работает

240

Приложение 3

Справка о проведении встреч с осужденными по вопросу практической реализации Указа Президента РФ от 28.12.2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»

251

Приложение 4

Информация по вопросам пенсионного обеспечения и страхования за период с 01.10.2010г. по 31.07.2011г.

256

Приложение 5

Интервью с руководителем «Уральской правозащитной группы» Николаем Щуром

261

Приложение 6

Экспертное мнение членов общественной наблюдательной комиссии Челябинской области

266

Приложение 7

Результаты измерения воспроизводства социальной несправедливости в отношениях власти и общества

268

Приложение 8

Защита прав предпринимателей. Несправедливая конкуренция

271

Приложение 9

Социологическое исследование на тему «Социальная несправедливость в Челябинской области» 2011 г.

273

Приложение 10

Мониторинг и анализ СМИ по теме правового просвещения граждан

279

Приложение 11

Отчет о выездных приемах по Челябинской области

283

Приложение 12

Письма к докладу от общественных организаций

285

1. Введение

Вниманию читателей предлагается первый Доклад Уполномоченного по правам человека в Челябинской области о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на территории Челябинской области «О ситуации с нарушениями прав человека на территории Челябинской области. Преодоление социальной несправедливости».

Данный ежегодный Доклад издается на основании п.8 ст.11 Закона «Об Уполномоченном по правам человека в Челябинской области» от 26 августа 2010 года № 620-ЗО и направляется в Законодательное собрание, Губернатору области, председателю Челябинского областного суда, председателю Арбитражного суда Челябинской области, прокурору Челябинской области, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Общественную палату Челябинской области.

Доклад о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на территории Челябинской области за 2011 год является первым итоговым докладом, подготовленным с момента создания института Уполномоченного по правам человека в Челябинской области.

Настоящий Доклад представляет собой не отчет о соблюдении и защите прав и свобод человека в Челябинской области, а научно-аналитическое исследование.

В Докладе за 2011 год главной является тема «О ситуации с нарушениями прав человека на территории Челябинской области. Преодоление социальной несправедливости».

Данная тема рассматривается в контексте концепции развития института Уполномоченного по правам человека в Челябинской области и контексте понятия «социальная несправедливость». Основная цель Доклада 2011 года – мониторинг соблюдения прав человека в Челябинской области, а также отражение новых тенденций на пути преодоления социальной несправедливости.

Для выполнения данных целей необходимо решить следующие проблемы, характерные как для России в целом, так и для Челябинской области в частности: отсутствие эффективной координации института защиты прав человека; недостаточное правовое просвещение населения и, как следствие, низкий уровень правового сознания и правовой культуры граждан; несовершенство российского законодательства.

В Докладе освещены приоритеты и задачи, характерные для современного этапа, сценарии и показатели достижения целей, поставленных к 2015 г.

В Докладе анализируются актуальные проблемы и направления: ситуация с нарушениями прав человека в сферах жилищного законодательства, в отношении льготных категорий граждан – инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, детей-сирот, а также граждан, находящихся в местах принудительного содержания, и другие проблемы.

При подготовке данного Доклада использовалась преимущественно статистика – собственные данные, а также данные служб государственной статистики, министерств и ведомств, предоставленные по запросам Уполномоченного. Подготовка данного Доклада происходила в активном диалоге с органами государственной власти и гражданским обществом.

1.1. Структура доклада и характерные случаи проявления социальной несправедливости

Социальная несправедливость становится все более значимым фактором социальных изменений современного общества, возникающим как результат взаимодействий индивидов, социальных структур гражданского общества и органов власти.

Социальная несправедливость является системным и воспроизводимым признаком современных взаимодействий управления, ускоряющим социальную динамику, меняющим социальную карту мира и личности. Обострение чувства несправедливости в России проявляется в увеличении потока жалоб и обращений в административные и судебные органы, в ненасильственных массовых протестных акциях, а также в формах стихийного протеста против несправедливости с проявлениями насилия.

Общественные трансформации, революции, бунты и общественные протесты вызываются социальной несправедливостью. Социальная несправедливость возникает как результат взаимодействий индивидуумов, социальных групп, обществ или государств и закрепляется в общественных практиках, формируя государственные институты. Революции разрушают институты, но несправедливость воспроизводится вновь и вновь и во все более жестких формах. Зачастую эти действия направлены на установление новых норм справедливости.

Новые институты берут на себя роль модераторов. Именно поэтому важны разработка методов преодоления обществом социальной несправедливости и расширение возможностей модерации этими институтами переговорного процесса между обществом и властью. Важно также, чтобы эти институты имели возможность содействовать формированию и заключению общественного договора, а не использовались властью как инструмент сговора.

Одним из находящихся на стадии становления в России институтов модерации является институт Уполномоченного по правам человека, ведущий мониторинг нарушения прав граждан, вкладывая в это понятие не просто отслеживание определенных процессов, но отслеживание и предание их гласности с целью стимуляции общественности и властных структур к устранению выявленных мониторингом недостатков.

То есть мониторинг – это система регулярного измерения изменений, происходящих в обществе или каких-то его подгруппах, при условии регулярного применения одних и тех же принципов выборки и одного и того же инструментария для сбора данных.

В условиях ускорения социального развития общества и изменений в нем возникает необходимость развития методов мониторинга и разработки более чувствительного инструментария для исследования и понимания ситуации, для того чтобы определить истинные причины нарушения прав человека и найти наиболее эффективные способы их защиты. Возникают ситуации, при которых необходимо защищать права не только отдельного человека, а целой группы лиц и предотвратить тем самым новые нарушения.

В данном Докладе мы прикладываем усилия, чтобы переосмыслить понятия справедливость-несправедливость и выработать на основе нашего эмпирического материала научные основания для понимания феномена социальной несправедливости в быстро меняющемся современном обществе на примере Челябинской области.

Структура доклада подчинена этой задаче.

В частности, в случаях массового лишения граждан права на жилье, притом что право на жилище гарантировано Конституцией РФ, мы выявили массовые манипуляции законом в пользу сильного и образовавшийся правовой конфликт: прав собственности и прав на жилье, не разрешенный законодателем в процессе его формирования. Таким образом, можно сказать, что формирование собственности в России происходит с массовым нарушением прав человека и гражданина и в условиях недостатка полномочий или инициативы муниципальной власти, и этот процесс нарастает в отсутствие понимания заинтересованными сторонами всех его составляющих: политической, моральной и социальной. Последствия разрыва коммуникаций ведут к социальной напряженности. Институт Уполномоченного по правам человека, выступая модератором этой ситуации, ищет и находит паллиативные решения, которые возможны в качестве первого предложения на первом этапе рабочего исследования.

Конституционное право на жилище означает юридически гарантированную возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем и невозможность его лишения.

Приведенные в Докладе ситуации свидетельствуют о том, что права на жилище лиц, в силу жизненных ситуаций оказавшихся в общежитиях и не способных самостоятельно обеспечить себя жильем, как минимум не выполняются в полном объеме. Безразличие к проблемам указанных лиц вынуждает их прибегать к длительным судебным процедурам, что является очень затратным и не всегда эффективным механизмом. Институтом Уполномоченного по правам человека в Челябинской области избран досудебный порядок защиты нарушенных прав. Жилищное законодательство разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области жилищных отношений (ст. 12 – 14 ЖК РФ). При этом самой эффективной для решения сложившейся проблемы стала технология модерации, позволившая выработать общие и согласованные меры всех заинтересованных сторон.

Нарушение права на жилище осуществляется и на уровне местной власти при переселении граждан из ветхо-аварийного жилья, поскольку федеральный законодатель в настоящее время вообще исключил благоустроенность из признаков, характеризующих помещение как жилое (ст.15 ЖК РФ), и не уточнил, что следует понимать под благоустроенностью. Выявленное несовершенство Жилищного кодекса приходится решать на уровне гуманизации регионального законодательства и учета в нем гражданских прав.

Судебная практика показывает, что часто именно власть выступает источником и инструментом насилия, формирующим несправедливость. В частности, в ситуациях с ветхо-аварийным жильем местные чиновники сносят дом, не уведомив об этом собственника, без предварительного и равноценного возмещения его имущества. Подобное отношение к нарушению прав человека не способствует разрешению конфликтной ситуации, но лишь усугубляет ее. Власть использует с этой целью как свои структурные, так и функциональные возможности: положение арбитра и манипуляцию нормативными и подзаконными актами и документами.

В любом случае, действия местных властей должны быть направлены на обеспечение условий для осуществления гражданином своего законного права на жилище, правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом.

С точки зрения прав человека, такое самовольное решение местных чиновников напрямую нарушает права и свободы гражданина, в особенности право частной собственности и создает препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Провоцирующим фактором является несовершенство нормы жилищного законодательства, регулирующего юридическую процедуру предоставления жилого помещения взамен изымаемого. Федеральный Жилищный кодекс, как показывает рассмотрение конфликтных ситуаций с предоставлением жилья взамен ветхо-аварийного, нуждается в безусловной корректировке.

В связи с тем, что изложенные выше проблемы ветхо-аварийного жилья носят массовый характер, было решено организовать круглый стол для их обсуждения и поиска вариантов решений. Проведение круглых столов является эффективным инструментом модерации переговорного процесса заинтересованных сторон.

Круглый стол состоялся 29 июня 2011 г. В нем приняли участие представители отделов судебных приставов, жилищных отделов Челябинска, Копейска, Миасса, Кыштыма, Увельского района. Активное участие в обсуждении проблем при переселении приняли сами жители ветхо-аварийных домов.

В ходе круглого стола были обобщены основные проблемы, с которыми обращаются к Уполномоченному граждане. Среди них были выделены четыре основных негативных направления в нарушении прав человека и признании ситуации социально несправедливой.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Содержание раздел Общие вопросы права и другие актуальные проблемы Берзин В. А

    Регламент
    Замрий О.Н. Презумпция невиновности и информация о доходах, полученных в результате легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем 22 Серов А.
  2. Российские сми о мчс мониторинг за 6 августа 2010 г

    Руководство
    МЧС РФ усилило контроль за пожароопасной ситуацией в Брянской области, где остались районы с загрязнением от Чернобыля – С.Шойгу (Прайм-ТАСС, 05.08.2010) 59
  3. Периодические издания, поступившие в Центр правовой информации в 2011 году

    Документ
    Конин В.В. Расширение подсудности суда с участием присяжных заседателей как одно из направлений реализации судебной реформы и формирования гражданского общества 10
  4. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №25 (676), 5 июля 2010 г

    Информационный бюллетень
    17.00 - 18.00 Горячая телефонная линия (274-71-42) с заместителем главы администрации Центрального района Алексеем Андреевичем Писцовым по вопросам благоустройства и содержания жилого фонда.
  5. Россия между «норд-остом» и бесланом (1)

    Реферат
    Как известно, в России всегда существовали извечные русские вопросы: кто виноват? что делать? и кому на Руси жить хорошо? Последнее десятилетие сформулировало такие же извечные русские ответы с некоторой поправкой на время:

Другие похожие документы..