Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Приглашаем Вас принять участие в IV фестивале Хрустальная Фея, который будет проводитья в городе Прага (Чехия) дважды в год. Мастер-классы - 3 академ...полностью>>
'Документ'
1. Затвердження складу комісії з питань свободи слова, прав людини, національних меншин і міжнаціональних відносин та європейської інтеграції громадсь...полностью>>
'Программа курса'
Программа курса предназначена для углубления знаний по математике, для поддержки основного базового курса, а также для ориентации учащихся в выборе п...полностью>>
'Документ'
Для выполнения курсового проекта по курсу " Механика" разработано специальное методическое указание и задания для специальностей 25.09 00. ...полностью>>

Ежегодный доклад о соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина на территории Челябинской области Уполномоченного по правам человека в Челябинской области Алексея Михайловича Севастьянова

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Здание по адресу г. Челябинск, Троицкий тракт, д. 7

Из коллективного обращения граждан следует, что в указанном здании они проживают более десяти лет, вселялись по ордерам. Здание по Троицкому тракту, д. 7 в порядке приватизации было передано ОАО «РЖД», в дальнейшем внесено в уставный капитал дочернего общества ОАО «РЖДстрой». В настоящий момент находится на балансе Завода железобетонных конструкций и строительных деталей г. Челябинска.

Представленные документы свидетельствуют, что ОАО «РЖДстрой» считает здание по Троицкому тракту, д. 7 непрофильным активом. Из документов следует, что данная организация обращалась в Администрацию г. Челябинска с предложением принять указанное здание в муниципальную собственность. Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска определил ряд условий (капитальный ремонт здания, установка бойлера, изменение статуса здания и т.д.), после выполнения которых Администрация г. Челябинска готова безвозмездно принять указанное общежитие в муниципальную собственность. Однако до сих пор здание не передано в собственность города. Более того, ОАО «РЖДстрой» в настоящее время отказывается передавать указанное здание. По словам заявителей, здание собираются продавать; уже имеются покупатели.

Анализируя обращение граждан, имеющиеся документы, можно сделать вывод о том, что здание, расположенное по адресу г. Челябинск, Троицкий тракт, д. 7 может быть продано вместе с проживающими там людьми, а не передано в муниципальную собственность. Данные действия нарушают нормы законодательства, а также принципы целесообразности и обоснованности. Представляется, что в данных отношениях, в том числе и при совершении сделки купли-продажи здания, должны учитываться нормы жилищного законодательства и права людей, проживающих в этом здании и не имеющих иного жилья.

На наш запрос поступил ответ ОАО «РЖДстрой» от 22 июля 2011 года № 3972, из которого следует, что ОАО «РЖДстрой» рассматривает возможность проведения ремонта данного здания с целью последующей передачи его в муниципальную собственность.

Выводы:

Администрации г. Челябинска необходимо принять все возможные меры, направленные на ускорение процесса принятия здания по адресу г. Челябинск, Троицкий тракт, д. 7 в муниципальную собственность.

Здание по адресу г. Челябинск, ул. Крупской, д. 23б

Из коллективного обращения граждан следует, что в указанном здании они проживают более десяти лет, вселялись по ордерам. Здание по ул. Крупской, д. 23б в порядке приватизации было передано ОАО «РЖД», единственным акционером которой является Российская Федерация. В дальнейшем указанное здание было внесено в уставный капитал дочернего общества ОАО «РЖДстрой». В третьем квартале 2010 года планировалась передача общежития в муниципальную собственность. В октябре 2010 года Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска определил ряд мероприятий (капитальный ремонт здания, установка бойлера, изменение статуса здания и т.д.), после выполнения которых администрация г. Челябинска готова безвозмездно принять указанное общежитие в муниципальную собственность.

В письме Строительно-монтажного треста № 11 – филиала ОАО «РЖДстрой» от 25 ноября 2010 года № 1541 указано, что данная организация создана «для извлечения прибыли и не имеет возможности вкладывать денежные средства для последующей безвозмездной передачи в муниципальную собственность».

После этого жильцам общежития по ул. Крупской, д. 23б стало известно, что с декабря 2010 года собственником здания является уже ООО «Интеллект-Инвест» (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27 декабря 2010 года № 01/522/2010-420), а на 02 февраля 2011 года собственником данного здания значится ЗАО «Челябинский завод сверхтвердых материалов» (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02 февраля 2011 года № 01/072/2011-72).

На запрос Уполномоченного по правам человека в Челябинской области поступил ответ ОАО «РЖДстрой» от 16 марта 2011 года № 1019, где содержится информация о том, что при смене собственника здания статус общежития будет сохранен и права проживающих в нем граждан не будут нарушены.

В ответе Строительно-монтажного треста № 11 – филиала ОАО «РЖДстрой» от 31 марта 2011 года № 341 подтверждается, что смена собственника здания по ул. Крупской, д. 23б не влечет расторжения или изменения договора жилого помещения.

Анализируя обращение граждан, поступившие ответы, в том числе материалы об отказе в возбуждении уголовного дела, можно сделать вывод о том, что здание по ул. Крупской, д. 23б перешло в частную собственность вместе с проживающими там людьми в нарушение норм законодательства, а также принципов целесообразности и обоснованности. Бывший собственник указанного здания в ответах ссылается на нормы гражданского законодательства. Однако представляется, что в данных отношениях, в том числе и при совершении сделки купли-продажи здания, должны были учитываться нормы жилищного законодательства.

В ответе Прокуратуры Челябинской области от 10 августа 2011 года № 16-536-2011 содержится информация о том, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 04 апреля 2011 года по факту незаконного отчуждения здания по ул. Крупской, д. 23б отменено и материалы направлены на дополнительную проверку с указаниями о выполнении конкретных действий.

В рамках работы Уполномоченного по правам человека в Челябинской области по решению вышеуказанной проблемы 13 июля 2011 года в Советский районный суд г. Челябинска подано 17 исковых заявлений о восстановлении нарушенного права на приватизацию жилых помещений жильцами общежития по ул. Крупской, 23б.

Вопрос об общежитиях, включенных в уставный капитал ОАО «РЖД», сложен в связи с тем, что в феврале 2003 года был принят Федеральный закон № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», которым, в исключение из общего порядка приватизации государственного имущества, только ОАО «РЖД» было предоставлено право внести в свой уставный капитал государственный жилищный фонд вместе со всеми его жителями.

Процедуре внесения имущества федерального железнодорожного транспорта в уставный капитал ОАО «РЖД» предшествовала инвентаризация данного имущества. По ее результатам должны были быть составлены передаточные акты по каждой организации федерального железнодорожного транспорта, а на их основе – сводный передаточный акт, утвержденный распоряжением трех министерств: Министерства имущественных отношений РФ, Министерства путей сообщения РФ и Федеральной энергетической комиссии РФ. Утвержденным сводным передаточным актом был определен состав имущества, подлежащего внесению в уставный капитал ОАО «РЖД». На основании этого акта и была произведена государственная регистрация права собственности ОАО «РЖД» на вносимое в его уставный капитал недвижимое имущество, в том числе и на здания общежитий по всей стране.

Таким образом, в процессе приватизации имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта путем изъятия их у указанных организаций и внесения в качестве вклада в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте было создано ОАО «РЖД» - в результате в частной собственности ОАО «РЖД» оказались многие и многие сотни общежитий по всей стране.

Этими действиями, по нашему мнению, были нарушены жилищные права граждан. Люди, проживающие в общежитиях ОАО «РЖД», в результате были лишены права приватизировать свое жилье.

Предприятие без труда могло бы передать все находящиеся в его собственности общежития в муниципальную собственность. Тем более что все эти здания строило вовсе не ОАО «РЖД» - они были построены за государственный счет.

Правительство, которое осуществляет полномочия акционера от имени Российской Федерации, также могло бы инициировать этот процесс. В конце концов – это безусловная обязанность государства перед своими гражданами, которых оно само в сентябре 2003 года и внесло в уставный капитал частного коммерческого предприятия, нарушив тем самым их права на приватизацию жилья.

Полагаем, что это можно, а самое главное необходимо сделать немедленно, пока еще все акции ОАО «РЖД» и дочерних предприятий находятся в собственности Российской Федерации. Если это изменится, то осуществить передачу жилищного фонда ОАО «РЖД» в муниципальную собственность будет, наверное, уже несколько сложнее, поскольку придется учитывать мнение приобретателей акций.

Если бы в свое время в полном соответствии с общим для всех порядком, установленным законом, здания железнодорожных общежитий были переданы в собственность муниципалитетов, а не внесены в уставный капитал ОАО «РЖД», то граждане имели бы право приватизировать занимаемые ими жилые помещения. Данного права в настоящее время граждане, проживающие в общежитиях ОАО «РЖД», лишены.

Необходимо побудить ОАО «РЖД» и государство передать все общежития в муниципалитеты. Это общий порядок, установленный законом, и, как представляется, изменять его для одного единственного лица, наверное, было не совсем правильным. Передача данных общежитий в муниципалитеты была бы справедливым решением проблемы. В этом случае граждане будут проживать в них на условиях договора социального найма, что будет означать и возможность приватизации занимаемых ими жилых помещений.

Пока же, как показывает случай с общежитием по адресу г. Челябинск, ул. Крупской, д.23б, все происходит совершенно наоборот – Российская Федерация через ОАО «РЖДстрой» продала здание частной организации, лишив тем самым людей возможности использовать оплаченное ими жилье.

Выводы:

В настоящее время гражданами предъявлено порядка 30 исковых заявлений о признании права собственности на занимаемые жилые помещения. Администрация г. Челябинска выступает с поддержкой заявленных требований.

В органы внутренних дел направлены материалы на повторную проверку по вопросу отчуждения здания по ул. Крупской, д.23б

Здание по адресу Челябинская область, г. Трехгорный, ул. 50 лет Победы, д. 18

Из обращения заявителя следует, что указанное здание находится в собственности Российской Федерации, передано на праве хозяйственного ведения ФГУП Приборостроительный завод.

Здание по ул. 50 лет Победы, д. 18 в г. Трехгорном по факту является жилым домом и не отвечает требованиям, которые предъявляются к общежитиям (отсутствуют администрация, комендант, паспортный стол, правила внутреннего распорядка, здание не укомплектовано мебелью и др.).

Из полученного ответа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области от 25 февраля 2011 года № 02994 следует, что для передачи федерального имущества, то есть указанного здания, необходимо согласие балансодержателя и его вышестоящего ведомства.

Ответы ряда ведомств (в том числе Госкорпорации «Росатом», Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области) на запросы Уполномоченного по правам человека в Челябинской области о возможности передачи в муниципальную собственность г. Трехгорного указанного здания свидетельствуют о необходимости также согласия органа местного самоуправления на принятии данного здания.

В ответе ФГУП Приборостроительный завод изложено убеждение в нецелесообразности передачи здания в муниципальную собственность.

Наша позиция по описываемому зданию аналогична позиции по иным случаям, связанным с федеральными общежитиями, а именно: в соответствии с требованиями законодательства указанное общежитие подлежало передаче в муниципальную собственность, поскольку данный объект относится к муниципальной собственности в силу приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27 декабря 1991 года. Согласно п. 2 указанного Постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27 декабря 1991 года объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, должны быть переданы в муниципальную собственность. Кроме того, обязанность по передаче здания в муниципальную собственность основана на Постановлении Правительства РФ № 235 от 07 марта 1995 года. Согласно п. 1 Положения, утвержденного указанным Постановлением, данное Положение распространяется на приватизированные, находящиеся в стадии приватизации и неприватизируемые предприятия. В соответствии с данным Постановлением Правительства РФ № 235 от 07 марта 1995 года с целью освобождения предприятий от не войственных им функций по содержанию объектов коммунально-бытового назначения данные объекты должны быть переданы в муниципальную собственность. Впоследствии Распоряжением Правительства РФ № 1453-р от 17 октября 2002 года было также указано всем федеральным государственным унитарным предприятиям, имеющим на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства, завершить до 31 декабря 2004 года передачу указанных объектов в муниципальную собственность в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства РФ № 235 от 7 марта 1995 года. В соответствии со ст. 7 ФЗ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Таким образом, если бы в соответствии с действующим законодательством здание общежития по ул. 50 лет Победы, д. 18 в г. Трехгорном находилось в настоящее время в собственности муниципалитета, то жители указанного дома имели бы право приватизировать занимаемые ими жилые помещения. Данного права в настоящее время они незаконно лишены.

Выводы:

Положительное решение по вопросу принятия здания по адресу г. Трехгорный, ул. 50 лет Победы, д. 18 в муниципальную собственность будет свидетельством заботы администрации о жителях города. Последующее возможное принятие данного здания в муниципальную собственность позволит решить жилищные проблемы многих граждан путем предоставления в социальный наем занимаемых ими помещений.

Здание по адресу г. Челябинск, ул. Кожзаводская, д. 34б

Из обращения трех граждан и приложенных к нему документов следует, что здание по указанному адресу является собственностью Челябинской области и предоставлялось заявителям в связи с их работой на Кожзаводе (позднее ОАО «Южуралкожа»). В 2006 году в отношении ОАО «Южуралкожа» вводилась процедура банкротства. В настоящее время здание закреплено на праве хозяйственного ведения за ОГУП Областная казна.

По указанному адресу заявители зарегистрированы по месту жительства.

В 2007 году дом признан не пригодным для проживания (заключение межведомственной комиссии № 2 от 14 ноября 2007 года). Заявители пытались добиться получения другого жилья в судебном порядке. Однако суд отказал в удовлетворении их требований.

В соответствии с информацией Прокуратуры Челябинской области от 19 февраля 2008 года № 7/1-93-08 на тот момент отсутствовало решение о дальнейшем использовании помещения по ул. Кожзаводской, д. 34б, в том числе о сроках отселения физических лиц. По указанным фактам бездействия органов государственной власти прокуратурой области в адрес председателя Правительства Челябинской области было вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. Однако до настоящего времени вопрос не решен.

Кроме того, на запросы Уполномоченного по правам человека в Челябинской области поступили ответы, противоречащие друг другу:

1) Ответ Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 29 марта 2011 года № 1/4735, в частности, содержит мнение о том, что общежитие, расположенное по ул. Кожзаводской, д. 34б, относится к муниципальной собственности.

2) Ответы Управления жилищной политики Администрации г. Челябинска от 30 марта 2011 года № 373-7 и от 26 июля 2011 года № 373-7, в соответствии с которыми указанное здание является собственностью Челябинской области.

Устранение указанного противоречия возможно при вмешательстве органов прокуратуры или в судебном порядке.

Выводы:

Оптимальным решением жилищного вопроса граждан видится даже не принятие здания по адресу г. Челябинск, ул. Кожзаводская, д. 34б в муниципальную собственность, а обеспечение проживающих в нем граждан иным пригодным для проживания жильем.

В качестве варианта преодоления проблемы, связанной с общежитиями, находящимися в собственности Челябинской области, может быть рассмотрен комплексный подход к ее решению, примерный алгоритм которого предложен в конце настоящей главы.

Здание по адресу г. Челябинск, ул. Байкальская, д. 35

Изучение коллективного обращения заявителей и документов позволяет сделать вывод, что общежитие по ул. Байкальской, д. 35 является государственной собственностью Челябинской области и находится в оперативном управлении ГОУ СПО Профессиональное училище № 32.

Граждане, проживающие в настоящее время в данном здании, вселялись на основании ордеров, с жильцами заключались и заключаются договоры найма жилого помещения.

С 2002 года жильцы общежития по ул. Байкальской обращаются в различные инстанции и ставят вопрос о передаче здания в муниципальную собственность г. Челябинска, рассчитывая на последующее заключение договоров социального найма и приватизацию занимаемых ими помещений.

Несмотря на то, что Министерство образования и науки Челябинской области считает целесообразным передачу указанного здания в муниципальную собственность, этого до настоящего времени не произошло.

В письме Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области от 17 января 2011 года № 3/181 сообщается, что решение о нецелесообразности сохранения общежития по адресу ул. Байкальская, д. 35 для нужд учреждений образования было принято в 2008 году. Из письма следует, что передача здания в муниципальную собственность до сих пор не произведена по причине того, что принимающая сторона поставила определенные условия – в частности, ремонт и переоборудование здания за счет прежнего собственника. На выполнение этих условий нет денежных средств.

Выводы:

Оптимальным решением жилищного вопроса граждан видится принятие здания по адресу г. Челябинск, ул. Байкальская, д. 35 в муниципальную собственность. С целью преодоления существующих препятствий к этому необходимо принять комиссионное решение о путях и источниках финансирования работ (либо совместные средства муниципалитета и области, либо привлечение заинтересованного инвестора).

В качестве варианта преодоления проблемы, связанной с общежитиями, находящимися в собственности Челябинской области, может быть рассмотрен комплексный подход к ее решению, примерный алгоритм которого предложен в конце настоящей главы.

Здание по адресу г. Челябинск, ул. Молдавская, д. 21

Из обращения и приложенных к нему документов следует, что здание по ул. Молдавской, д. 21 находится на балансе ОАО трест «Связьстрой-5». В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27 декабря 1991 года указанное здание отнесено к муниципальной собственности.

По информации, предоставленной Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области от 15 декабря 2010 года № 14936, здание в соответствии с распоряжением Главы г. Челябинска от 15 декабря 1997 года № 1541-п было передано в муниципальную собственность г. Челябинска. Однако процедура передачи осталась незавершенной – не был подписан акт приема-передачи между передающей и принимающей стороной.

На запрос Уполномоченного по правам человека в Челябинской области в адрес Главы г. Челябинска поступил ответ Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска от 25 марта 2011 года № 4286. Из указанного ответа следует, что «после проведения ОАО трест «Связьстрой-5» указанных мероприятий и предоставления всех необходимых документов согласно Постановлению Правительства РФ от 13 июня 2006 года № 374 дом № 21 по ул. Молдавской будет принят в муниципальную собственность». Однако по имеющейся информации организация ОАО трест «Связьстрой-5» проходит процедуру банкротства (дело № А76-20588/2010 Арбитражного суда Челябинской области – в соответствии с информацией сайта ).

В ответе первого заместителя Главы Администрации г. Челябинска от 07 сентября 2011 года № 309-9 содержится информация о том, что Администрацией г. Челябинска проводится совместная работа с балансодержателем по устранению недостатков, препятствующих подписанию акта приема-передачи здания общежития в муниципальную собственность.

В настоящее время здание принято в муниципальную собственность, осуществляется оформление документов.

Здание по адресу г. Магнитогорск, ул. Бориса Ручьева, д. 13/1

Из обращения следует, что граждане вселялись в указанное здание в 1984 – 1994 годах. В 1992 году общежитие было приватизировано Магнитогорским заводом металлургического машиностроения (ОАО «Металлургмаш»). Решением Арбитражного суда Челябинской области от 16 февраля 2007 года по делу № А76-8656/2006-32-65/1 установлено, что сделка приватизации в части включения в уставный капитал АООТ «Металлургмаш» здания общежития по ул. Бориса Ручьева, д.13/1 является недействительной (ничтожной). Однако в удовлетворении исковых требований Администрации г. Магнитогорска о применении последствий ничтожности сделки приватизации указанного общежития путем возврата его в государственную собственность отказано по основанию истечения срока исковой давности.

В обращении граждан указано, что здание общежития находится в плачевном состоянии: ремонт не проводился с 1997 года, не работают душевые кабины, течет крыша, фактически не действуют канализация и водопровод, что приводит к затоплению подвала, повышенная влажность в здании вызывает замыкание электропроводки и т.д.

По информации, полученной в ответ на запросы Уполномоченного по правам человека в Челябинской области, ОАО «Металлургмаш» проходит процедуру банкротства. В конкурсную массу включено в том числе и здание по адресу ул. Бориса Ручьева, д.13/1.

Администрация г. Магнитогорска предъявила требование о передаче здания общежития в муниципальную собственность.

Конкурсным управляющим ОАО «Металлургмаш» принимались меры по выселению граждан в судебном порядке. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении указанных требований, Челябинский областной суд оставил это решение в силе.

Уполномоченным по правам человека в Челябинской области было направлено обращение в адрес конкурсного управляющего ОАО «Металлургмаш» с просьбой о передаче здания городу.

Выводы:

Решение жилищного вопроса граждан, проживающих в общежитии по адресу г. Магнитогорск, ул. Бориса Ручьева, д.13/1, требует положительного решения руководства ОАО «Металлургмаш» (в настоящее время – конкурсного управляющего) о передаче здания в муниципальную собственность. Администрации г. Магнитогорска при защите своей позиции в суде можно применить опыт положительной судебной практики в отношении зданий по адресам: г. Челябинск, ул. Жукова, д. 1, ул. Жукова, д. 3 и ул. Дегтярева, д. 50.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Содержание раздел Общие вопросы права и другие актуальные проблемы Берзин В. А

    Регламент
    Замрий О.Н. Презумпция невиновности и информация о доходах, полученных в результате легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем 22 Серов А.
  2. Российские сми о мчс мониторинг за 6 августа 2010 г

    Руководство
    МЧС РФ усилило контроль за пожароопасной ситуацией в Брянской области, где остались районы с загрязнением от Чернобыля – С.Шойгу (Прайм-ТАСС, 05.08.2010) 59
  3. Периодические издания, поступившие в Центр правовой информации в 2011 году

    Документ
    Конин В.В. Расширение подсудности суда с участием присяжных заседателей как одно из направлений реализации судебной реформы и формирования гражданского общества 10
  4. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №25 (676), 5 июля 2010 г

    Информационный бюллетень
    17.00 - 18.00 Горячая телефонная линия (274-71-42) с заместителем главы администрации Центрального района Алексеем Андреевичем Писцовым по вопросам благоустройства и содержания жилого фонда.
  5. Россия между «норд-остом» и бесланом (1)

    Реферат
    Как известно, в России всегда существовали извечные русские вопросы: кто виноват? что делать? и кому на Руси жить хорошо? Последнее десятилетие сформулировало такие же извечные русские ответы с некоторой поправкой на время:

Другие похожие документы..