Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
г) совокупность финансовых ресурсов, находящихсяв распоряжении центральных или региональныхместных органов самоуправления, имеющих целе­вое назначени...полностью>>
'Документ'
А. Тюрго- это замечательный мыслитель и государственный деятель Франции. Он относился к течению физиократов. Анн Робер Жак развивал далее труды своег...полностью>>
'Документ'
Песня об Иване Грозном, о поединке с шурином царя - Кострюком – братом второй жены царя, черкесской княжны Марии Темрюковны. В ней угадывается фолькло...полностью>>
'Документ'
08:30 со Львова, а в 14:00 с Чопа – переезд на Родину известного вина – «Короля вин – вина королей!» – город Токай. Для всех – дегустация токайских в...полностью>>

Методические указания по выполнению курсовового проекта дисциплины

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1

Смотреть полностью

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА» (ГОУ ВПО МГУС)

ФАКУЛЬТЕТ «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ СЕРВИСА»

Кафедра «Менеджмент в социальной сфере»

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

проф. Л.А. Каплин

__________________________

«____» _____________ 2005 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОВОГО ПРОЕКТА

дисциплины

«Планирование деятельности предприятий

сервиса»

Для высших учебных заведений по специальности

080507 (061100) «Менеджмент организации»

специализации 061174 «Менеджмент в социальной сфере»

(все формы обучения)

М О С К В А

2005 год

Методические указания по выполнению курсового проекта разработаны на основании рабочей программы курса «Планирование деятельности предприятий сервиса»

Методические указания по выполнению курсового проекта рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Менеджмент в социальной сфере»

от «____» ___________ 200__ г.

протокол № ________

Зав. кафедрой

«Менеджмент в социальной сфере»

д.э.н., профессор Н.А. Платонова

Методические указания по выполнению курсового проекта одобрены Научно-методическим Советом МГУС

от «____» ___________ 200__ г.

протокол № ________

Методические указания по выполнению курсового проекта разработали

д.э.н., проф. кафедры «Менеджмент в социальной сфере» Н.А. Платонова

к.э.н., доц. кафедры «Национальная экономика» Т.В. Харитонова

Согласовано:

Начальник Учебно-методического отдела

ГОУ ВПО «МГУС» доцент О.Н. Краснова

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Цель выполнения курсового проекта – ознакомиться на практике с методикой составления бизнес-плана предприятия, провести все необходимые расчеты на примере конкретного предприятия.

Выбор темы курсового проекта:

Формирование тематики курсового проекта осуществляется студентами самостоятельно, исходя из следующих направлений:

I. Создание предприятия сферы услуг

II. Совершенствование предприятий сферы услуг

Структура курсового проекта:

I. Предплановые маркетинговые исследования

II. Бизнес-план

1. Титульный лист

2. Существо предлагаемого проекта

3. Анализ положения дел в отрасли

4. Производственный план

5. Организационный план

6. План маркетинга

7. Оценка риска и страхование

8. Финансовый план

Требования к оформлению курсового проекта:

Курсовой проект должен содержать два основных раздел (см. структуру курсового проекта). Каждый раздел следует разделить на смысловые параграфы, соответствующие структуре бизнес-плана. Параграфы обязательно должны иметь названия, отражающие их содержание. Каждый параграф следует начинать с новой страницы.

Объем курсовой работы – 30-35 рукописных страниц или 25-27 печатных страниц 14-м шрифтом Times New Roman через 1,5 интервала.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

I. ПРЕДПЛАНОВЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

При создании нового предприятия сферы услуг можно воспользоваться следующей методикой предплановых маркетинговых исследований1.

В соответствии с данной методикой предплановые маркетинговые исследования проводятся в несколько этапов.

I ЭТАП. Изучение ареала обслуживания предприятия

Ареал обслуживания - территория, на которой находятся потенциальные потребители услуг предприятия.

Услугами предприятия сферы сервиса могут пользоваться люди, проживающие поблизости от предприятия, а также так называемые «мигранты» - приезжающие в данную местность на работу, учебу, по делам бизнеса, отдых, за покупками и т.д. От того, сколько населения проживает в ареале обслуживания, каков его демографический, социальный состав, существует ли миграция и какова она, во многом зависят емкость и структура потенциального рынка сбыта услуг предприятия. Однако следует заметить, что для предприятий, ориентированных на потребителей с высоким уровнем дохода, понятие «ареал обслуживания» не актуально. Клиентами предприятия в этом случае может являться все высокообеспеченное население города (района, поселка, села), т.к. для него значимым является не удаленность предприятия, а качество и престижность предоставляемых им услуг.

Шаги определения ареала обслуживания:

I. Географические характеристики (выбор границ и расчет площади).

Для этого сначала анализируется транспортное сообщение: скорость движения, время ожидания, количество остановок на пути следования до предприятия; удаленность предприятия от ближайшей остановки транспорта.

Если транспортное сообщение в городе (районе, поселке, селе) существует, то рассчитывается радиус транспортной доступности предприятия по формуле:

Rt =(T -T1 -T2 * a) * Ft - Rh,

где Rt - радиус транспортной доступности (км);

T - нормативное время доступности предприятия, оказывающего услуги данной отраслевой группы (ч.);

T1 - среднее время ожидания прихода транспортного средства к остановочному пункту (ч.);

T2- средняя продолжительность нахождения транспортного средства на остановочном пункте во время остановки (ч.);

а - количество остановок транспортного средства на пути его следования от конечной точки маршрута до данного предприятия (шт.);

Ft - средняя скорость движения транспортного средства (км/ч);

Rh - расстояние между ближайшим остановочным пунктом транспортного средства и данным предприятием (км).

Примечание. Данная формула имеет смысл при условиях:

T1 -T2 * a < T

(T -T1 -T2 * a) * Ft <Rh

При невыполнении данных условий или при отсутствии транспортного сообщения - производится расчет радиуса пешеходной доступности:

Ro = T * Fo,

где Ro - радиус пешеходной доступности (км);

Fo - средняя скорость движения пешехода (4 км/ч).

Далее необходимо установить, существуют ли в городе (районе, поселке, селе) другие предприятия, оказывающие аналогичные виды услуг, т.е. конкуренты.

Это дает возможность определить, что будет являться ареалом обслуживания.

1 вариант - весь город (район, поселок, село), если в нем отсутствуют предприятия-конкуренты.

2 вариант - зона транспортной доступности, если в городе (район, поселок, село), существует движение общественного транспорта, а также действуют предприятия-конкуренты (за исключением тех случаев, когда существует низкий уровень развития транспортного сообщения).

3 вариант - зона пешеходной доступности, если в городе существуют предприятия-конкуренты, а движение общественного транспорта отсутствует (или существует низкий уровень его развития).

После установления границ ареала обслуживания определяется его площадь.

Если в качестве ареала обслуживания выбран вариант 1, то площадь ареала обслуживания будет равна площади города (района, поселка, села).

Если же выбраны другие варианты в качестве ареала обслуживания, то определить площадь можно непосредственно по карте города (района, поселка, села), либо расчетным методом (как площадь круга):

При 2 варианте

S = П * Rt2,

где S – площадь ареала обслуживания (км2); П=3,14;

При 3 варианте

S = П * Ro2

II. Демографические характеристики (определение количества человек, проживающих в ареале обслуживания).

При 1 варианте ареала обслуживания, количество человек будет равно численности жителей города (района, поселка, села):

N= N`,

где N – количество человек, проживающих в ареале обслуживания (чел.);

N` - численность населения, проживающего в территориальной единице (чел.).

При 2 и 3 варианте количество человек в ареале обслуживания можно рассчитать двумя способами:

Способ 1. Определив количество жилых домов и количество человек, проживающих в них (данный способ требует значительных временных и материальных затрат).

e

N = Nm,

m=1

где e - число домов, находящихся в зоне доступности (транспортной или пешеходной);

Nm - число жителей, проживающих в m-ом доме (чел.).

Способ 2. Предположив, количество человек в ареале обслуживания соотносится с общей численностью жителей города (района, поселка, села) примерно в той же пропорции, как площадь ареала обслуживания с общей площадью города (района, поселка, села).

N = S * N`/ S`,

где S` - площадь территориальной единицы (км2).

II ЭТАП. - Сегментация потенциальных клиентов предприятия

Сегментация - разбивка потребителей на группы с различными потребностями и активностью пользования услугами

Для услуг индивидуального потребления критериями сегментации могут являться:

1. Демографическая структура населения, (половозрастной состав населения).

2. Уровень доходов населения.

Для услуг семейного потребления в качестве критериев сегментации могут выступать:

1. Размер семьи.

2. Уровень дохода на одного члена семьи.

При выделении сегментов сначала следует определить их количество и рамки, их ограничивающие (пол, возраст, доход, размер семьи). Далее определяется емкость каждого сегмента, т.е. количество человек (семей), входящих в него.

Емкость сегментов можно рассчитать несколькими способами.

Для 1 варианта:

Способ 1. Емкость каждого сегмента будет равна численности жителей населенного пункта (количеству семей в населенном пункте), входящих в этот сегмент.

Ni = Ni`,

где Ni – емкость сегмента (чел. или семей);

Ni` - численность жителей населенного пункта (количество семей в населенном пункте) (чел. или семей).

Способ 2. Если нет возможности определить емкости сегментов непосредственно по населенному пункту, то их можно рассчитать, предположив, что удельный вес сегментов в численности населения этого населенного пункта примерно равен удельному весу сегментов в численности населения в целом по России.

Ni = N` * li /100%,

где li - удельный вес i-ого сегмента в общей численности населения страны, (%).

Для 2,3 вариантов:

Способ 1. Емкость сегментов можно определить, предположив, емкость сегментов в ареале обслуживания соотносится с емкостью сегментов в городе (районе, поселке, селе) примерно в той же пропорции, как количество человек (семей) в ареале обслуживания с численностью жителей (семей) города (района, поселка, села).

Ni = N * Ni`/ N`,

Способ 2. Емкость сегментов можно определить также, зная число жилых домов в ареале обслуживания и количество человек (семей), проживающих в каждом доме и входящих в какой-либо из сегментов (однако данный способ требует значительных временных затрат).

e

Ni =  Nim,

m=1

где Nim - число жителей (семей) m-ого дома i-ого сегмента (чел. или семей).

Способ 3. Когда нет возможности получить необходимую информацию по отдельной территориальной единице в целом и по ареалу обслуживания в частности, то емкость сегментов можно рассчитать, предположив, что удельный вес сегментов в общем количестве человек (семей) в ареале обслуживания примерно равен удельному весу сегментов в численности населения (семей) в целом по России.

Ni = N * li /100%

III ЭТАП - Расчет количества потенциальных клиентов предприятия по каждому сегменту

Определяется в такой последовательности:

  • включением в емкость сегмента приезжающих в ареал обслуживания на работу, учебу, по делам бизнеса, отдых, за покупками и пользующихся там данной услугой

  • исключением выезжающих из ареала обслуживания на работу, учебу, по делам бизнеса, отдых, за покупками и пользующихся данной услугой за его пределами

  • исключением клиентов предприятий-конкурентов, находящихся в непосредственной близости от предприятия 2

  • вычитанием из емкости сегмента пользующихся данной услугой в порядке самообслуживания (обслуживания родственниками и знакомыми) и не пользующихся ей вовсе ввиду низкого уровня дохода, незначимости потребности в данном виде услуг и др.:

Ci = (Ni * (100 - zi - fi)- Gi*bi + Pi * ui)/100,

где: Ci - количество потенциальных клиентов предприятия по i-ому сегменту (чел. или семей);

zi – доля проживающих в ареале обслуживания, являющихся клиентами предприятий-конкурентов, находящихся в непосредственной близости от предприятия (%);

fi - доля проживающих в ареале обслуживания, пользующихся данной услугой в порядке самообслуживания или не пользующихся ей вовсе по различным причинам (%);

Gi - количество выезжающих из ареала обслуживания по различным причинам, т.е. исходящий миграционный поток (чел. или семей);

bi - доля выезжающих из ареала обслуживания, пользующихся за его пределами данной услугой (%);

Pi – количество приезжающих в ареал обслуживания по различным причинам, т.е. входящий миграционный поток (чел. или семей);

ui – доля приезжающих в ареал обслуживания и пользующихся там данной услугой (%).

IV ЭТАП - определение потребительских предпочтений в пользовании услугами

На этом этапе по каждому виду услуг исследуемого ассортимента:

  • выявляется доля потребителей, предпочитающих пользоваться той или иной услугой (ri,, %);

  • определяется частота пользования услугами в течении года (yi, раз в год);

  • исследуется сезонность (неравномерность) потребления услуг в течение года (см. табл. 1).

V ЭТАП. Расчет емкости потенциального рынка сбыта услуг

Емкость потенциального рынка сбыта услуг определяется для каждой услуги по сегментам потребителей как произведение количества потенциальных клиентов, доли клиентов предпочитающих пользоваться той или иной услугой и частоты пользования услугой:

Qi = Ci *ri *yi,

где Qi - емкость потенциального рынка сбыта услуги по i-ому сегменту потребителей (условно-натуральных единиц).

При расчете целесообразно использовать форму табл. 2

Таблица 1

Распределение потребления услуг по месяцам года (%)

Вид услуг

Месяц

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Итого

Услуга А

Услуга В

Услуга С

100

100

100

100

На основе полученных в ходе исследования данных производится выбор целевого рынка сбыта услуг предприятия. Предприятие может ориентироваться в своей деятельности:

  • на всех потенциальных клиентов;

  • на один или несколько сегментов потребителей;

  • полный ассортимент услуг;

  • на один или несколько видов услуг.

В итоге определяется потенциальный годовой объем сбыта производимых услуг предприятия в условно-натуральных единицах, который будет равен емкости выбранного целевого рынка сбыта услуг.

Таблица 2

Расчет емкости потенциального рынка сбыта услуг

Показатели

Сегмент

Количество потенциальных клиентов предприятия (Ci,чел. или семей);

Доля потребителей, предпочитающих пользоваться услугой (ri,, %)

Частота пользования услугами (yi, раз в год,)

Емкость потенциального рынка сбыта услуги

(Qi, условно-натуральных единиц)

Услуга А

Сегмент 1

Сегмент 2

Итого:

Х

Услуга В

Сегмент 1

Сегмент 2

Итого:

Х

Услуга С

Сегмент 1

Сегмент 2

Итого:

Х

Х – данный значок здесь и далее показывает, сумма каких показателей необходима в этом или последующих расчетах.

Исследование основывается на сборе первичной и вторичной информации.

В качестве методов сбора первичной информации целесообразно использовать наблюдение и опрос. Наблюдение – метод сбора данных путем наблюдения за поведением людей, деятельностью организаций в конкретной ситуации и регистрации его результатов. Опрос – это сбор информации непосредственно от людей. В табл. 3 указаны виды информации, которые возможно получить с помощью каждого из этих методов. Возможные источники вторичной информации (внутренней и внешней) представлены в табл. 4.

Таблица 3

Методы сбора первичной информации при проведении предпланового маркетингового исследования

Метод сбора

первичной

информа-ции

Получаемая информация

Наблюдение

Наличие предприятий-конкурентов в городе (районе, поселке, селе)

Уровень развития транспортного сообщения в городе (районе, поселке, селе)

Исследуемый ассортимент услуг

Сезонность в потреблении услуг

Количество потребителей, образующих входящий и исходящий миграционные потоки

Опрос

Доля потребителей, пользующихся услугами в порядке самообслуживания (обслуживания членами семьи, родственниками и знакомыми) или не пользующихся ей вовсе ввиду низкого уровня дохода, относительно низкой значимости данной потребности для жизнедеятельности населения и т.д.

Доля потребителей услуг конкурирующих предприятий, расположенных в границах ареала обслуживания

Предпочтения потребителей в пользовании услугами

Периодичность пользования услугами

Таблица 4

Источники вторичной информации при проведении предпланового маркетингового исследования

Источник вторичной информации

Вид вторичной

информации

Данные маркетингового отдела предприятия

(другой структурной единицы

предприятия или физического лица, выполняющего его функции)

Внутренняя

Данные Центрального статистического управления России

Внешняя

Сведения бюджетной статистики России

Внешняя

Данные Архитектурного отдела при администрации территориальной единицы

Внешняя

Данные структурного подразделения администрации территориальной единицы, курирующего сферу услуг

Внешняя

Социально-демографический паспорт территориальной единицы, составляемый Центром занятости

Внешняя

Отчеты Статистического управления территориальной единицы

Внешняя

Данные Автотранспортного предприятия территориальной единицы

Внешняя

Материалы местных периодических изданий

Внешняя

Данные Паспортного стола микрорайона, где дислоцируется предприятие

Внешняя

При совершенствовании деятельности предприятия сферы услуг в предплановых исследованиях необходимо провести анализ основных технико-экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия за предшествующие периоды. Цель этого анализа – показать необходимость и возможность проведения мероприятий по совершенствованию деятельности данного предприятия, которые затем найдут отражение в бизнес-плане. В процессе анализа должны быть выявлены недостатки в работе предприятия или, напротив, вскрыты резервы дальнейшего роста.

В качестве основных технико-экономических показателей деятельности предприятия сферы услуг рекомендуется рассматривать:

  • объем реализации услуг,

  • себестоимость услуг,

  • затраты на один рубль объема реализации услуг,

  • прибыль от реализации услуг,

  • чистую прибыль,

  • рентабельность (хозяйственной деятельности, коммерческую),

  • численность основных работников,

  • выработку на одного основного работника,

  • среднегодовую стоимость основных производственных фондов,

  • показатели эффективности использования основных производственных фондов,

  • годовой остаток оборотных средств,

  • показатели эффективности использования оборотных средств.

В качестве основного методического приема анализа используется способ сравнения (нахождение абсолютных и относительных отклонений значений показателей в отчетном периоде от их значений в базисном периоде). По результатам анализа делаются выводы.

Изменения отдельных показателей в динамике (например, объема реализации услуг) также можно использовать для прогнозирования их значений в будущих периодах. Если такой возможности нет, то годовой объем реализации услуг, который может быть достигнут предприятием с учетом всех запланированных изменений, определяется в соответствии с методикой, рекомендуемой для вновь создаваемых предприятий сферы услуг, или любой другой возможной методикой.

II. БИЗНЕС-ПЛАН

В результате проведенного исследования выявляется потенциальный объем сбыта производимых услуг. На его основе с учетом сезонности в потреблении услуг (табл. 5) рассчитывается производственная программа предприятия на планируемый год в натуральных единицах.

Эта программа является основой для разработки бизнес-плана. Рекомендуемая форма таблицы следующая (здесь и далее формы таблиц являются рекомендуемыми и могут быть изменены в зависимости от удобства выполнения расчетов).

Таблица 5

Планируемая производственная программа предприятия

(в условно-натуральных единицах)

Виды услуг

Месяцы

Услуга А

Услуга В

Услуга С

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

ИТОГО:

Х

Х

Х

2.1. Титульный лист

На титульном листе нужно указать следующее:

  • полное название и адрес фирмы;

  • имя предпринимателя и его домашний телефон;

  • суть предлагаемого проекта (2-3 фразы);

  • совокупная стоимость проекта;

  • заявление о том, что содержащиеся в документе сведения не подлежат разглашению.

Суть предлагаемого проекта и его ориентировочную стоимость рекомендуется указывать на титульном листе, поскольку, имея такую справку, потенциальные инвесторы могут сразу понять, о чем идет речь и сколько это может стоить, не читая подробно весь план.

2.2. Суть предлагаемого проекта

Эта часть пишется после того, как составлен весь план. Она должна быть краткой (не более 1-2 страниц) и написана так, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора. Нужно четко и убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, а именно – чем будет заниматься создаваемое предприятие, сколько денег потребуется в него вложить, какой ожидается спрос на его услуги, почему предприниматель считает, что это предприятие добьется успеха. Основные вопросы, на которые необходимо дать ответ в этом разделе бизнес-плана следующий:

  1. Какие услуги предполагается производить?

  2. Дайте подробное описание предлагаемых услуг, включая сведения о патенте, копирайте и торговом знаке (если таковые имеются)?

  3. Где будет располагаться фирма?

  4. Нуждается ли помещение в ремонте? Во что примерно может обойтись ремонт?

  5. Это ваше собственное помещение (здание) или Вы предполагаете его арендовать?

  6. Удобно ли это помещение и его месторасположение?

  7. Работники каких специальностей Вам нужны?

  8. Какое оборудование потребуется для офиса?

  9. Можно ли взять это оборудование на прокат или его придется покупать?

  10. Есть ли у Вас опыт предпринимательской деятельности?

  11. Есть ли у Вас опыт руководящей работы?

  12. Расскажите немного о себе: ваш возраст, образование, склонности и интересы.

  13. Почему Вы решили стать предпринимателем?

  14. На чем основана Ваша вера в успех?

2.3. Анализ положения дел в отрасли

Очень важно преподнести идею нового предприятия в контексте сложившегося состояния дел в отрасли – ведь одним из критериев, на основании которых потенциальный инвестор судит о шансах нового предприятия на победу в конкурентной борьбе, как раз и является ситуация на рынке данного вида услуг. Таким образом, в бизнес-плане рекомендуется провести краткий исторический экскурс, дать анализ текущего состояния дел в отрасли и сведения о намечающихся тенденциях развития. Рекомендуется также дать справку по последним новинкам, перечислить потенциальных конкурентов, показать их сильные и слабые стороны и то, какую роль может сыграть каждый из них в судьбе затеваемого дела.

Необходимо также дать ответ на вопрос, на какого именно потребителя рассчитаны товары или услуги нового предприятия. Для этого нужно определить тот сегмент рынка, который будет для предприятия главным. Как правило, новые предприятия могут успешно конкурировать лишь на каком-то одном, достаточно узком сегменте рынка. Выбор такого сегмента может зависеть, в том числе и от остроты конкурентной борьбы, которая для услуг одного типа может быть слабее, для другого – сильнее.

Необходимо взять на заметку все прогнозы по данной отрасли, какие только удастся разыскать (подобные прогнозы обычно можно найти в отчетах органов статистики или в отчетах отраслевых ассоциаций). Примерный круг вопросов, который должен быть освещен в этом разделе бизнес-плана следующий:

  1. Какова была динамика продаж по отрасли за последние 5 лет?

  2. Какие ожидаются темпы роста отрасли?

  3. Сколько новых фирм возникло в этой отрасли за последние 3 года?

  4. Какие новые виды услуг появились в отрасли за последнее время?

  5. Потенциальные конкуренты: кто они?

  6. За счет чего можно выдвинуться вперед?

  7. Как идут дела у конкурентов: растут ли их продажи, убывают ли или держатся на одном и том же уровне?

  8. В чем сила и слабость ваших конкурентов?

  9. Потенциальные потребители: кто они?

  10. Отличается ли возможный круг потребителей ваших услуг от того круга потребителей, на который рассчитаны услуги конкурентов?

2.4. Производственный план

2.4.1. Расчет необходимого количества рабочих мест

Краб.мест = Пн.ч./Б,

где Пн.ч- производственная программа, выраженная в нормо-часах. Рассчитывается исходя из нормативов времени на оказание услуг (Ni вр). Норматив времени может быть разработан на предприятии, а может быть типовым.

Рекомендуемая таблица для расчета Пн.ч

Таблица 6

Расчет производственной программы в нормо-часах

Виды услуг

Кол-во услуг в год

Норма времени на оказание услуг

(Ni вр)

Производственная программа в

нормо-часах

1. Услуга А

2. Услуга В

ИТОГО:

Х

Пн.ч= Пн.ед*Nвр.,

где Пн.ед – годовая производственная программа в натуральных единицах по каждому виду услуг;

Б – баланс рабочего времени одного рабочего в год рассчитывается, исходя из рабочих часов в году и плановых потерь рабочего времени.

2.4.2. Расчет числа основных рабочих (Краб.)

При односменной работе:

Краб.= Краб.мест

При двусменной работ:е

Краб.= 2Краб.мест

2.4.3. Расчет необходимого оборудования для оснащения рабочих мест осуществляется исходя из их количества и необходимого оснащения.

Таблица 7

Расчет стоимости необходимого оборудования

Наименование оборудования, модель, тип, марка

Кол-во единиц

Цена за единицу, (руб.)

Стоимость, (руб.)

Итого общая стоимость

Х

2.4.4. Расчет амортизационных отчислений

К объектам амортизируемого имущества относятся основные средства и нематериальные активы.

С 1 января 2002 года предусмотрено два основных метода начисления амортизации на объекты амортизируемого имущества: линейный метод и нелинейный метод.

При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется по формуле:

АО = 1/n х Спер.,

где n – срок полезного использования объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах;

Спер. – первоначальная (балансовая) стоимость объекта амортизируемого имущества.

При применении нелинейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется по формуле:

АО = 2/n х Сост.,

где Сост. – остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества.

Для правильного определения срока полезного использования объекта амортизируемого имущества необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Применение ускоренной амортизации (с коэффициентом ускорения до 2) допускается в отношении объектов амортизируемого имущества, используемых для работы в условиях агрессивной среды или повышенной сменности.

Не допускается применение ускоренной амортизации, если объект амортизируемого имущества относится к первой, второй и третьей амортизационным группам и если амортизация по нему начисляется нелинейным способом.

Начисление амортизации по нематериальным активам (лицензиям, патентам, товарным знакам, программному обеспечению) осуществляется в соответствии с одним из вышеперечисленных способов.

С 1 января 2002 года МБП не относятся к объектам амортизируемого имущества. Стоимость МБП (дополнительных материалов, инструментов, хозяйственного инвентаря) относится к расходам на сырье и материалы.

Таблица 8

Расчет амортизационных отчислений

Наимено-вание амортизи-руемого имущества

Стоимость

амортизи-руемого имущества (руб.)

Срок полезного ис-пользования, (месяцы)

Амортиза-ционные отчисления в год

(руб.)

Кол-во амортизи-руемого имущества

Общие амортизаци-онные отчисления

в год

(руб.)

Итого амортиза-ционные отчисления

Х

2.4.5. Расчет размера производственных и вспомогательных помещений и их оплата

Расчет размера площадей осуществляется, исходя из нормативов площади на одно рабочее место.

Таблица 9

Расчет размера производственных и вспомогательных помещений

и их оплата

Наименование помещений

Норматив площади, (м2)

Общая площадь помещений, (м2)

Итого площадей

Х

Стоимость площадей осуществляется, исходя из договоров с собственниками помещений.

2.4.6. Расчет стоимости коммунальных платежей осуществляется, исходя из договоров с ДЭЗом, энергослужбами, телефонным узлом и пр.

2.4.7. Расчет затрат на энергию и прочие ресурсы на технологические нужды.

Рассчитывается, исходя из норм расхода на производство услуги.

2.4.8. Расчет потребностей в сырье, основных и дополнительных материалах, инструментах

В этом разделе необходимо рассчитать потребность в сырье и материалах и их стоимость на каждый вид услуг и на каждый месяц года.

Таблица 10

Расчет потребностей в сырье и основных материалах

Вид услуги

Виды сырья и материалов

Кол-во в натуральном выражении

Стоимость за единицу, (руб.)

Стоимость всего объема сырья и материалов, (руб.)

1. Услуга А

1.1.

1.2.

Итого

Х

2. Услуга В

2.1.

2.2.

Итого

Х

Расчет потребности в инструментах, дополнительных материалах и пр. осуществляется исходя из норм на одно рабочее место или из практики работы предприятия.

2.4.9. Расчет затрат на оснащение офиса

Оценивается потребность в мебели и офисной технике и рассчитывается общая стоимость ее приобретения.

2.5. Организационный план

2.5.1.Юридическое обеспечение проекта

Важной задачей этого раздела является рассмотрение вопросов правового обеспечения осуществления проекта на данном предприятии. В нем приводится информация, связанная с организационно-правовой формой этого предприятия: формой собственности и правовым статусом (индивидуальные частные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого или закрытого типа, государственные предприятия, муниципальные предприятия).

Таким образом, в этом разделе предпринимателю необходимо осветить следующие основные моменты:

  1. Дата создания и регистрации фирмы.

  2. Где и кем она зарегистрирована.

  3. Учредительные документы.

  4. Зарегистрированный офис.

  5. Форма собственности (частная, государственная, муниципальная).

  6. Принадлежность капитала (национальный, иностранный, смешанный).

  7. Наиболее значительные акционеры (пайщики) фирмы.

  8. Для акционерного общества:

  • количество разрешенных к выпуску акций;

  • количество выпущенных акций;

  • количество обращающихся акций;

  • номинальная стоимость одной акции;

  • рыночная стоимость одной акции;

  • динамика изменения рыночной стоимости акции.

    1. Аспекты деятельности фирмы, подлежащие государственному контролю и предписаниям.

    2. Лицензии на виды деятельности, являющиеся предметом рассмотрения в данном бизнес-плане.

    3. Договора и соглашения с другими организациями по данным видам деятельности.

    4. Другие документы, которые необходимы для обеспечения деятельности предприятия по осуществлению проекта (патенты, контракты, торговые марки и знаки и т.д.).

2.5.2. Выбор форм и систем оплаты труда

Вознаграждение за труд может включать:

  • заработную плату, выплачиваемую работникам независимо от финансовой ситуации на предприятии;

  • премии, зависящие от успехов деятельности предприятия;

  • комиссионное вознаграждение. Сумма, выражающая в процентах от суммы продаж;

  • опционы по акциям компании. Возможность купить акции компании в будущем по цене на сегодняшний день.

Как правило, для основных рабочих применяется сдельная оплата труда (в виде расценки за выполненное изделие или в процентах от выручки).

Расценки или проценты от выручки устанавливаются либо по аналогии с подобными предприятиями, либо с учетом прожиточного уровня и средней оплаты труда соответствующих рабочих в отрасли. В последнем случае при установлении ориентировочного фонда оплаты труда рабочих возможно определение процента от выручки расчетным путем.

Оплата труда административно-управленческому персоналу, вспомогательным рабочим и младшему обслуживающему персоналу устанавливается повременная. Для этого разрабатывается штатное расписание, утвержденное директором предприятия.

Таблица 11

Штатное расписание

п/п

Должности

Кол-во штатные ед.

Месячная оплата труда

ФОТ

месяч.

ФОТ

годовой

1.

Директор

2.

Гл. бухгалтер

и т.д.

Х

Х

Разрабатывается положение об оплате труда, куда входит в случае применения, премиальная система или система штрафов. В этом положении должны соблюдаться следующие основные требования:

  1. Сформулированы элементы премиальной системы:

    1. показатели и условия премирования;

    2. круг премируемых работников;

    3. источник выплаты премий;

    4. размеры премий;

    5. периодичность премирования.

  2. Показатели премирования должны соответствовать задачам производства на предприятии.

  3. Число показателей и условий премирования должно быть не более 2-3.

  4. Между показателями и условиями премирования не должно быть противоречий.

  5. Показатель премирования устанавливается дифференцировано по фактически достигнутому среднему уровню его выполнения на данном производстве, выше достигнутого среднего уровня и т.д.

  6. Определяются нормативы премирования (размер премии).

  7. Проводится оценка напряженности показателя премирования.

  8. Круг премируемых работников включает только тех из них, которые оказывают на показатели премирования непосредственное воздействие.

  9. Устанавливать периодичность премирования в зависимости от особенностей предприятия, организации (организации производства и труда, характера показателей премирования и т.д.).

  10. Обеспечивается гарантирование премии соответствующим источником ее выплаты.

При невыполнении тех или иных показателей работники могут лишиться премий (это должно быть отражено в положении). Руководство предприятия имеет право депремировать работника за упущения в работе или повысить ему премию за достижение определенных производственных показателей. На практике используются и некоторые особые виды премирования, как правило, разовые премии и вознаграждения. Они могут быть индивидуальными и коллективными. Независимо от принятых форм и систем заработной платы на предприятиях используются следующие виды разовых премий:

  • вознаграждение по итогам работы за год;

  • единовременные поощрения за выполнение особо важных заданий, срочных и непредвиденных работ;

  • премии по итогам смотров и конкурсов, праздничным и торжественным датам.

Вознаграждение по итогам работы за год учитывает результаты работы всего предприятия. Обычно размеры выплат увязываются с величиной непрерывного стажа работы на данном предприятии по шкале.

Работники предприятия помимо заработной платы и премий получают доплаты и надбавки, исчисляемые на базе установленных им тарифных ставок (окладов). В кодексе законов о труде Российской Федерации и в правительственных документах предусмотрено, что подавляющее большинство компенсационных и стимулирующих доплат и надбавок определяется предприятиями самостоятельно и выплачивается в пределах имеющихся средств. Размеры и условия выплат оговариваются в коллективных договорах.

Все действующие в настоящее время доплаты и надбавки (их более 50 наименований) подразделяются на две большие группы (рис. 2). В первую группа входят, например, такие доплаты, как: за работу в сверхурочное время; за работу в выходные и праздничные дни; несовершеннолетним работникам в связи с сокращением их рабочего дня и т. д. Вторая группа доплат и надбавок подразделяется на три подгруппы. Первая предусматривает доплаты за совмещение профессий (должностей); за выполнение обязанностей отсутствующего работника, специалистам за высокие достижения в труде и высокий уровень квалификации; бригадирам из числа рабочих, не освобожденных от основной работы, за ведение делопроизводства, бухгалтерского учета и т.д. Вторая подгруппа включает доплаты, связанные с особым характером выполняемой работы (сезонностью, отдаленностью и т.п.) и выплачиваемые за многосменный режим работы, за дни отдыха (отгулов), предоставляемые за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ, а также надбавки к заработной плате за разъездной характер работы и т.д. Третья подгруппа подразумевает доплаты за интенсивность труда рабочим на конвейерах, поточных и автоматических линиях; за работу в ночное время, за работу с тяжелыми (вредными) и особо тяжелыми (особо вредными) условиями труда рабочим, мастерам, начальникам участков, цехов, другим специалистам и служащим – при их постоянной занятости (не менее 50% времени) на участках, в цехах и на производстве, где более половины рабочих получают доплаты за неблагоприятные условия труда, и т.п.

2.6. План маркетинга

2.6.1. Расчет затрат на продвижение услуг

В этом разделе рассчитываются затраты предприятия, связанные с продвижением услуг: затраты на проведение рекламной кампании, PR-кампании, прямые продажи и директ-маркетинг, на нестандартные формы обслуживания, содержание приемных пунктов и т.д.

Для расчета бюджета рекламной компании выбираются средства рекламы, временной период проведения рекламной кампании, учитывается стоимость каждого мероприятия кампании (см. табл. 12).

Таблица 12

Бюджет рекламы

№ п/п

Вид рекламы

Стоимость, (руб.)

Период проведения

1.

2.

3.

Итого:

Х

Аналогичным образом можно подсчитать и другие затраты на продвижение услуг.

2.6.2. Расчет цен на услуги

Наибольшую сложность вызывает учет в цене услуг уровня условно-постоянных расходов. Одним из возможных методов является метод, учитывающий трудоемкость выполнения услуг3.

Доля условно-постоянных расходов (Упостi) в цене каждого вида услуг рассчитывается по следующей формуле:

Упостi =

Для определения доли прибыли в цене услуги следует ориентироваться на общий объем прибыли, который необходимо получить предпринимателю, выбранную ценовую и маркетинговую стратегии.

Таблица 13

Формирование цены на услуги (руб.)

№ п/п

Виды услуг

Себестоимость

Прибыль

Цена*

Цена конкурентов или аналогичного предприятия

Окончательная цена

Единицы услуги

Всего объема оказанных услуг

1.

Услуга А

2.

Услуга В

Итого:

Х

* необходимо учесть НДС

Ориентация на цену конкурентов дает возможность скорректировать свою цену для получения конкурентных преимуществ в определенных сегментах рынка, при неизменном общем объеме прибыли.

После расчета цены возможно сформировать производственную программу предприятия в стоимостных единицах (табл. 14).

Таблица 14

Производственная программа предприятия (руб.)

№ п/п

Виды услуг

Месяцы

итого

за год

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

1.

Услуга А

2.

Услуга В

3.

Услуга С

…………...

Итого:

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

2.7. Оценка риска и страхование

Задача данного раздела – оценить возможные риски и спланировать основные методы защиты от их влияния.

При написании данного раздела необходимо осветить следующие основные моменты:

  1. Привести перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от этого.

  2. Указать организационные методы по профилактике и нейтрализации указанных рисков.

  3. Представить программу страхования от рисков.

В это программу может войти:

  1. Страхование возможных рисков в страховых компаниях. Необходимо рассчитать сумму страхового взноса.

  2. Создание собственного резервного фонда. В этом случае следует написать положение о страховом фонде и определить размер ежегодных отчислений для его формирования.

2.8. Финансовый план

Финансовый план аккумулирует все рассчитанные в других разделах бизнес – плана показатели.

Финансовый план должен дать предпринимателю полную картину того, откуда и когда фирма должна получать деньги, на что эти деньги будут потрачены, как соотносится потребность в деньгах с денежной наличностью, каким будет финансовое положение фирмы к концу года. Финансовый план обычно составляется на год вперед с разбивкой по месяцам, поэтому он служит основой текущего финансового контроля на фирме и позволяет избежать типичный для всех новых предприятий проблемы – нехватки денег.

Потенциальному инвестору финансовый план должен дать ответ на вопрос, сможет ли предприниматель выполнить взятые на себя обязательства и сумеет ли он так распорядиться полученными средствами, чтобы либо вовремя вернуть долги, либо обеспечить хорошую прибыль на вложенный капитал.

В нем необходимо рассчитать сумму каждого из уплачиваемых предприятием налогов и также прочие расходы, не вошедшие в предыдущие разделы бизнес-плана.

Основные разделы финансового плана: расчет налогов, план доходов и расходов (план прибылей и убытков), план денежных поступлений и выплат, балансовый план и план по источникам и использованию средств.

2.8.1. Расчет налогов

Для правильного установления отпускных цен на работы и услуги, корректного расчета затрат и финансовых результатов, формирования жизнеспособного плана денежных поступлений и выплат необходимо учесть установленную законодательством совокупность налогов, уплачиваемых большинством организаций сферы услуг. В их числе:

  • косвенные налоги на доходы: налог на добавленную стоимость;

  • налоги, относимые на расходы: единый социальный налог, налог на имущество, налог на рекламу, транспортный налог, земельный налог;

  • налоги, уплачиваемые из чистой прибыли: налог на прибыль.

Для учета налогового аспекта в бизнес-плане следует использовать знания, полученные в курсе «Налоги и налогообложение», в рамках раздела «Налоговый менеджмент» курса «Финансовый менеджмент», а также изложенные ниже особенности отечественной системы налогообложения, существенно реформированной в 2001-2005 г.г.

Налог на добавленную стоимость. В целях упрощения задачи в курсовом проекте можно исходить из того, что объектом обложения НДС являются обороты по реализации товаров, продукции и услуг, исходя из применяемых цен и тарифов.

При расчете налога следует учесть:

  • вид деятельности и установленные законодательством льготы по налогу на отдельные виды услуг;

  • распространение с 2001 года сферы применения данного налога на индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных без образования юридического лица;

  • арифметические особенности при определении налога, когда НДС учтен в составе объема продаж, и необходимо использовать не действующую, а расчетную ставку для его выделения;

  • особенности зачетной схемы, применяемой по этому налогу: сумма уплачиваемого в бюджет налога должна представлять собой разницу между налогом, начисленным с облагаемого оборота, и налогом, предъявляемым в зачет бюджету:

НДС к доплате = НДС начисленный – НДС зачтенный

При этом в зачет бюджету предъявляется НДС, оплаченный поставщикам материальных ценностей, работ и услуг, относимых на затраты. Следовательно, при формировании расходов и расчете налогооблагаемой прибыли необходимо разделять стоимость материальных активов и услуг, с одной стороны, и величину НДС, содержащуюся в цене поставщика, с другой стороны. Первые относятся на расходы и уменьшают налогооблагаемую прибыль, вторые предъявляются в зачет бюджету и уменьшают сумму НДС к доплате.

Таблица 15

Расчет НДС к доплате

Материальные активы и услуги

С учетом НДС

Без учета НДС

Сумма НДС

1. Объем продаж

Всего НДС начисленный

Х

2. Стоимость сырья и материалов

3. Стоимость МБП

4. Арендная плата

5. Коммунальные платежи

6. Стоимость рекламы

………………..

Всего НДС зачтенный

Х

НДС к доплате

Х

С 1 января 2004 года НДС рассчитывается по ставкам 0%, 10% и 18%. Налогообложение услуг осуществляется в основном по ставке 18%.

Если бизнес-планом предусмотрена выручка от реализации товаров, работ и услуг (за вычетом налога с продаж и НДС) в размере менее 1 млн. руб. в месяц, то можно воспользоваться льготой по НДС в виде полного освобождения от налога. Это позволит существенно уменьшить налоговые издержки и упростить расчет затрат.

Реализация отдельных видов услуг на территории РФ в соответствии с действующим законодательством освобождается от налогообложения НДС, поэтому для правильного планирования платежей по данному налогу рекомендуется очень внимательно изучить налоговое законодательство, в частности Налоговый кодекс РФ.

Единый социальный налог введен в 2001 году вместо совокупности страховых взносов во внебюджетные фонды. Налоговым Кодексом РФ установлена регрессивная четырехуровневая регрессивная шкала налогообложения. В настоящее время ЕСН составляет 26% (при оплате труда каждого работника до 280000 рублей в течение года). Начисленный налог относится на расходы и, следовательно, уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Для индивидуальных предпринимателей ставка ЕСН составляет 10% (при величине налогооблагаемого дохода до 280000 рублей в течение года).

Налог на имущество организаций отнесен к региональным налогам. Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение и пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объекта основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Сумма налога исчисляется исходя из среднегодовой стоимости имущества (при этом имущество учитывается по остаточной стоимости) и действующей в регионе ставки налога (как правило, 2,2%).

Начисленный налог включается в состав расходов и уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Налог на прибыль организаций с 1 января 2002 года регулируется главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Плательщиками налога на прибыль являются юридические лица и территориально обособленные подразделения, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории России.

Объектом налогообложения является прибыль, определяемая в финансовом плане по следующей схеме:

Объем продаж – НДС = Выручка от реализации – Расходы1 = Налогооблагаемая прибыль4 – Налог на прибыль =

Чистая прибыль / убыток

Налог на прибыль рассчитывается по ставке 24%.

С 1 января 2002 года предусмотрена лишь льгота на покрытие убытков предшествующих периодов.

Индивидуальный предприниматель налог на прибыль не уплачивает. Но его доход облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 13%.

Организации, занимающиеся игорным бизнесом, уплачивают налог на игорный бизнес в соответствии с главой 29 НК РФ и законодаельством субъектов РФ.

Наряду с общей системой налогообложения, может применяться упрощенная или, для отдельных видов деятельности, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев доход от реализации не превысил определенного предела, установленного действующим законодательством (см. НК РФ). Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

  • организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

  • банки;

  • страховые организации;

  • негосударственные пенсионные фонды;

  • инвестиционные фонды;

  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;

  • ломбарды;

  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

  • нотариусы, занимающиеся частной практикой;

  • организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

  • организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов;

  • организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек и ряд других организаций.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Это могут быть доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Состав доходов и расходов, учитываемых при исчислении единого налога, определяется налогоплательщиком в соответствии с действующим законодательством (см. НК РФ).

Если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Налоговым кодексом РФ, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения. Эта система налогообложения может применяться в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

    1. оказания бытовых услуг;

    2. оказания ветеринарных услуг;

    3. оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

    4. розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

    5. оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров;

    6. оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств;

    7. оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках.

Единый налог на вмененный доход предусматривает замену налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, не признаются также налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Исчисление и уплата иных налогов и сборов, не указанных выше, осуществляются налогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения. Ставка налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.

2.8.2. План доходов и расходов (план прибылей и убытков)

В него включаются только текущие расходы предприятия (табл. 16). Его основная цель – показать, насколько экономически эффективно планируемое дело.

2.8.3. План денежных поступлений и выплат

Одна из главных проблем, стоящих перед любым новым предприятием, – это правильное планирование денежной наличности. Вполне рентабельные фирмы терпят банкротство из-за того, что у них не хватает оборотных средств. План денежных поступлений и выплат (табл. 17) строится на основе плана доходов и расходов с разбивкой по месяцам, но при этом в стоимости материальных активов и услуг учитываются косвенные налоги.

В этот раздел финансового плана включаются все расчеты предприятия (притоки и оттоки денежных средств), соответственно включаются и расходы, не входящие в себестоимость, а носящие капитальный характер, или те из них, которые относятся на прибыль. Все расходы строго относятся на тот месяц, где они планируются к уплате.

В результате последняя строка «Остаток на конец месяца» показывает, правильно ли спланированы потоки денежной наличности и будет ли в каком – то месяце ее дефицит. В последнем случае, те из платежей, уплату которых можно варьировать во времени, необходимо перенести на другой, более благоприятный период или запланировать краткосрочный кредит.

Таблица 16

План доходов и расходов (прибылей и убытков)5

№ п/п

Показатели

Значения

1

Выручка от реализации услуг (без учета НДС)

2

Себестоимость услуг (расходы),

в том числе

2.1

Материальные расходы

2.2

Расходы на оплату труда

2.3

Суммы начисленной амортизации

2.4

Расходы по оплате коммунальных услуг

2.5

Расходы по оплате аренды

2.6

Расходы, связанные с проведением рекламных акций

2.7

Расходы по страхованию

2.8

Налоги, относимые на расходы

2.9

Прочие расходы, связанные с реализацией услуг6

2.10

Внереализационные расходы7

3

Налогооблагаемая прибыль

4

Налог на прибыль

5

Чистая прибыль (убыток)

2.8.4. Балансовый план отражает состояние активов и пассивов предприятия на конец первого года. К составлению балансового плана (табл. 18) приступают, когда план доходов и расходов, а также план денежных поступлений и выплат уже имеются, поскольку они используются при его подготовке.

Балансовый план отражает состояние дел на предприятии к концу первого года его существования. Он представляет собой счет активов и пассивов, разность (сальдо) которых дает оценку собственной стоимости капитала предприятия.

Баланс – это как бы «мгновенный снимок», отражающий состояние дел на предприятии на определенный момент, но не имеющий временной протяженности.

2.8.5. План по источникам и использованию средств

План по источникам и использованию средств (табл. 19) показывает, на что расходуются средства, полученные предприятием в качестве доходов от собственной хозяйственной деятельности и из других источников. Цель этого раздела – дать ясную картину того, из чего складываются средства предприятия и каким образом они тратятся на прирост активов или на покрытие задолженностей.

Типичными источниками денежных средств предприятия являются: доходы от операций, собственные средства предпринимателя, долгосрочные займы и уменьшение активов. Типичными статьями расходов являются: прирост активов, выплаты по долгосрочным обязательствам, выкуп акций или доли одного из партнеров, выплата дивидендов. План по источникам и использованию средств показывает взаимосвязь между этими статьями и оборотным капиталом. Он помогает и предпринимателю, и потенциальному инвестору лучше понять финансовое положение предприятия и оценить эффективность выбранной финансовой политики.

Таблица 17

План денежных поступлений и выплат

№ п/п

Показатели

Месяцы

Всего

за

год

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

1

Поступления денежных средств8

Х

2

Платежи всего,

в том числе

Х

2.1

Стоимость сырья и материалов, включая МБП

Х

2.2

Стоимость основных средств и нематериальных активов

Х

2.3

Арендная плата

Х

2.4

Коммунальные платежи

Х

2.5

Заработная плата

Х

2.6

Стоимость рекламы

Х

2.7

Страхование

Х

2.8

Общая сумма налогов

Х

2.9

Прочие платежи, связанные с реализацией услуг

Х

2.10

Прочие платежи, непосредственно не связанные с реализацией услуг9

Х

3

Прирост денежной наличности

Х

4

Остаток на начало месяца

***

5

Остаток на конец месяца

****

*** совпадает с остатком на начало января; **** совпадает с остатком на конец декабря

Таблица 18

Баланс на конец планируемого года

Актив

Пассив

Основной капитал (внеоборотные активы)*

Собственный (акционерный) капитал***

Оборотный капитал (оборотные активы)**

Долгосрочные обязательства****

Краткосрочные обязательства*****

Итог актива

Итог пассива

Актив = Пассив

Пассив = Обязательства + Акционерный Капитал

Акционерный Капитал = Актив - Обязательства

___________________________________

*Включают стоимость основных средств и нематериальных активов за вычетом суммы начисленной амортизации и прочие внеоборотные активы.

**Включают запасы сырья и материалов, готовой продукции, дебиторскую задолженность, денежные средства и прочие оборотные активы

***Включают уставный капитал и нераспределенную прибыль

****Включают долгосрочные займы и прочие долгосрочные обязательства

*****Включают краткосрочные займы, расчеты с кредиторами и прочие краткосрочные обязательства

Таблица 19

План по источникам и использованию средств на конец года

Средств из разных источников, всего

в том числе:

кредит или иной займ

средства учредителей

чистая прибыль

амортизация

Использовано средств, всего

в том числе на:

покупку оборудования или финансирование иных капитальных затрат

возврат заемных средств

Чистый прирост денежных средств

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

  1. Платонова Н.А., Харитонова Т.В. Планирование деятельности предприятия: Учебное пособие. – М.: «Дело и Сервис», 2005.

Дополнительная литература

  1. Бухалков М.М. Внутрифирменное планирование: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.

1 Данная методика предплановых исследований не является обязательной и может быть заменена любой другой (по выбору студента), а также разработана студентом самостоятельно.

2 - 100 % исключения в случае ориентации предприятия на незанятый рынок услуг

- частичное исключение в случае «наступления» на позиции конкурентов

3 Метод ценообразования, а также окончательная ценовая стратегия может быть выбрана студентом самостоятельно.

41 В том числе налоги, включаемые в состав расходов.

2 Налогооблагаемая прибыль может быть увеличена на суммы превышения нормативов затрат (ставки Центробанка по кредитам, расходов на рекламу, подготовку кадров, представительских расходов и некоторых других), если предусмотренные в бизнес-плане расходы на эти целя превышают установленный законодательством норматив.

5 Форма таблицы и состав показателей может быть изменен в зависимости от выбранного режима налогообложения

6 Включают в себя расходы, связанные с проведением предплановых маркетинговых исследований, регистрацией предприятия, оформлением интерьера помещений и др.

7 Включают в себя проценты за пользование заемными средствами и др.

8 Включают доходы от реализации услуг, косвенные налоги, взносы учредителей, суммы заемных средств и др.

9 Включают в себя возврат заемных средств (с учетом процентов за пользование заемными средствами) и др.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Е. П. Балакина Рекомендовано редакционно-издательским

    Документ
    Васильева М.А. Балакина Е.П. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Информационное обеспечение систем управления».- М.:МИИТ, 2007.

Другие похожие документы..