Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Компьютер прочно вошёл в нашу жизнь не только как техническое средство, но и как собеседник, друг, помогающий преодолевать многие человеческие личност...полностью>>
'Руководство'
Вы держите в руках необыкновенную книгу – это первое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, в котором дано годовое планирован...полностью>>
'Документ'
Згодна з інструктыўна-метадычным пісьмом Міністэрства адукацыі, адным з актуальных аспектаў арганізацыі выхаваўчага працэсу ў агульнаадукацыйных уста...полностью>>
'Документ'
Фортепианные сочинения для одной руки занимают особое место в истории музыкального исполнительства XVIII–ХX столетий. Из них леворучные фортепианные ...полностью>>

Пояснительная записка (68)

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Пояснительная записка

В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, оказавшие огромное влияние на судьбу России. Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в современное время: время возрождения России.

Цель элективного курса «История в лицах» - расширение знаний учащихся о роли личности в истории.

В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.

Задачи курса:

1) способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;

2) формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;

З) создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;

4) развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания; творческие способности;

5) формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.

Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Иными словами, ориентирует учащихся на творческий характер обучения.

В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений:

• анализ и сопоставление фактов;

• работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой;

• анализ документов;

• оформление сообщений и рефератов.

Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования общеучебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся специальные предметные умения и навыки:

• определять достоверность исторических фактов;

• устанавливать последовательность, синхронность исторических событий;

• сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности,

анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия;

• высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в

различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.

Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении элективного курса следующие формы и приёмы:

• лекции с последующим опросом;

• лекции с обсуждением документов;

• беседы;

• практические работы;

• «мозговой штурм»;

• викторины.

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательно го интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как:

• умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;

• умение выдвинуть гипотезу;

• умение делать обобщения;

• умение систематизировать материал;

• умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить

цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей

деятельности);

• умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную

деятельность.

Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Курс позволяет использовать достаточно популярные формы проверки знаний - тесты, решение исторических задач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками и т. д.

По окончании изучения элективного курса учащиеся должны:

• соотносить единичные факты и общие явления и процессы;

• называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических

личностей;

• сравнивать исторические события и исторических деятелей;

• излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и

личностей;

• объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных

людей в истории; излагать оценки событий и личностей;

• сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, вы являть сходства и

отличия;

• определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и

личностям в истории, их оценку.

Условия для реализации:

Занятия по изучению элективного курса желательно проводить в кабинете истории, имея оборудование: комплекты настенных карт, атласов по истории России, иллюстративный, справочный материал, научную и методическую литературу, дидактический и раздаточный материал, аудио- и видеоаппаратуру.

Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий, в том числе и тестовых. Так измерителем обученности учащихся может быть:

• исторический диктант, в котором учащиеся должны уметь правильно соотнести

исторический факт с указанными на доске названиями, историческую личность с

ее деятельностью;

• деформированный текст, в котором учащимся нужно вставить пропущенные слова,

даты;

• текст с ошибками, в котором учащиеся должны исправить ошибки;

• обобщающие вопросы и задания;

• тесты.

Программа элективного курса рассчитана на 10 часов.

ПРОГРАММА КУРСА

Введение. (1 час)

Структурой курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль в историческом процессе. Реформы и реформаторы, их роль в истории.

Тема 1. Первые отечественные реформаторы и их преобразования. (1 час)

Первые русские реформаторы: княгиня Ольга и Владимир Святославович. Их роль в развитии русского государства. Административная реформа княгини Ольги. Крещение Руси – коренное преобразование русской истории.

Тема 2. Иван Грозный. (1 час)

Причины проведения реформ в XVI веке. Реформаторская деятельность Избранной рады. Роль протопопа Сильвестра, Алексея Адашева, Андрея Курбского в деятельности Избранной рады. Иван Грозный и его преобразования. Опричнина: причины её возникновения.

Тема 3. Пётра I. (2 часа)

Причины проведения реформ в начале XVIII в. цели реформаторской деятельности Петра I. Какой хотел видеть страну великий реформатор. Методы достижения цели. Петр I: человек и правитель. Итоги реформаторской деятельности Петр I.

Тема 4. Великие реформы Александра II. (2 часа)

Личности Александра II. Причины проведения реформ во второй половине XIX в. Цели и методы проведения реформ второй половины XIX в. особенности подготовки и проведения крестьянской реформы. Значение реформ Александра II.

Тема 5. Последний реформатор Российской империи. (1 час)

Личность А.П. Столыпина – последнего реформатора Российской империи. Деятельность А.П. Столыпина. Аграрная реформа – содержание и осуществление. Итоги реформаторской деятельности А.П. Столыпина.

Викторина: Интеллектуальный лабиринт. (1 час)

Итоговое занятие: История в лицах. (1 час)

Календарно-тематический план

Дата

Тема

Всего

часов

В том числе

Формы контроля

Лекция

Практика

Введение

1

1

Первые отечественные реформаторы и их преобразования

1

1

Письменная работа

Иван Грозный.

1

1

Письменная работа, тест

Пётр I.

2

1

1

Письменная работа

Великие реформы Александра II.

2

1

1

Письменная работа, тест

Последний реформатор Российской империи

1

1

Письменная работа, тест

Итоговое занятие

2

2

Защита рефератов

Итого

10

5

5

Занятие 1

Введение

Цель: познакомить учащихся с содержанием курса.

Основное содержание: знакомство со структурой курса, его примерным содержанием, формами работ, системой проверки знаний.

План занятия:

1. Беседа по содержанию курса.

2. Работа в группах.

Ход занятия

Человек познается в трех случаях:

в критических ситуациях,

при абсолютной свободе

и в обстановке успеха.

Спиноза

1. Беседа по содержанию курса.

У ч и т е л ь. Изучение истории человечества в целом, отдельных государств есть, в первую очередь, изучение истории человека. Ведь именно человек вершит историю. Но в последнее время мы все чаще говорим о человечестве, забывал о роли личности в истории, допуская тем самым ошибку.

Каждый человек оставляет свой след в истории: будь то посаженное дерево или построенный дом, полет в космос или выигранное сражение, управление государством или написанная картина. Следы людей в истории человечества разные: большие и маленькие. Но именно они составляют историю человечества. Можно говорить о многих людях, оставивших в истории России значительный след. Но мне бы хотелось обратить ваше внимание на российских реформаторов, их преобразования и на тот след, который они оставили в истории. Почему именно реформаторы? В наш «сумасшедший» век, когда общество живет в постоянном ожидании новых преобразований, когда происходит реформирование всех сторон общественной жизни, вы - будущее нашей страны, должны знать больше о реформаторской деятельности, о роли личности при разработке и проведении реформ. Мы не будем касаться современных реформ и реформаторов, мы окунемся с вами в прошлое России и через призму прошедших лет попытаемся разобраться в этих вопросах,

II. Общеклассная работа.

Обучающиеся должны в течение 5 минут предложить варианты вопросов для рассмотрения тем курса.

Проанализировав поступившие предложения, мы можем определить круг вопросов и заданий, которые будем обсуждать на наших занятиях:

• исторические условия, в которых происходит деятельность личности;

• задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения;

• каково значение личных качеств;

• оценка результатов деятельности личности.

III Домашнее задание: сбор материала, его классификации для написания реферата (сообщения) «История в лицах».

Занятие 2

Первые отечественные реформаторы и их преобразования

Цель: расширить знания учащихся о первых реформаторах в российской истории; формировать умение работать с источниками.

Основное содержание: исторический деятель, исторический период, реформа, роль личности.

План занятия:

  1. Беседа «Отечественные реформаторы».

  2. Практическая работа.

Ход занятия

I. Беседа.

Первым реформатором в нашей истории можно, наверное, считать (хотя с известной долей условности) жену второго по счету киевского князя Игоря - княгиню Ольгу.

Как мы помним, главным стержнем внутренней политики первых князей Киевской Руси был сбор дани с населения подвластных земель. Собирали ее во время полюдья, при этом размеры дани определены не были. Понятно, что такая «система налогообложения» таила в себе немало неприятных сюрпризов для населения, поскольку все зависело от княжеского аппетита и жадности дружинников. Рано или поздно неминуемо должен был случиться конфликт. И он случился в 945г. Конфликт этот хорошо известен и описывается во всех учебниках истории. Князь Игорь с дружиной, собран один раз дань с древлянской земли, решил вернуться и подсобрать еще. Древляне, сказан, что если волк повадился ходить в стадо, то переведет его все, перебили княжеский отряд. Погиб и Игорь.

- Как вы считаете, только ли жадность князя Игоря стала причиной его гибели? Почему? Аргументируйте свою точку зрения.

Совершенно очевидно, что причиной гибели Игоря была не только жадность и стремление древлян к независимости, но и несовершенство самой системы сбора дани. И Ольга, преемница Игоря на княжеском столе, сделала соответствующие выводы. «И иде Вольга до Деревстей земли с сыном и с дружиною, уставляющие уставы и уроки; и суть становища ее и ловища...» - так более чем кратко описывает мероприятия княгини автор «Повести временных лет». Именно их и принято считать административно-финансовой реформой Ольги. Суть ее заключается в том, что были определены размеры дани («уроки») и был установлен («уставляющи») твердый порядок ее сбора. Считается, что были созданы специальные места сосредоточения дани - «погосты», которые стали административными центрами.

- Какие преобразования провела княгиня Ольга?

- В чем историческое значение этих преобразований?

- В чьих интересах проводились эти преобразования?

- Способствовали ли преобразования, проведенные княгиней Ольгой, развитию государства? Почему? Аргументируйте свой ответ.

Следующим крупным преобразователем жизни древнерусского общества был внук Ольги князь Владимир Святославович (980 - 1015). Его реформа - одно из наиболее масштабных деяний всей русской истории, определившее на века путь дальнейшего развития страны и общества.

— Как вы думаете, о какой реформе идет речь? Аргументируйте свой ответ.

Конечно же, речь идет о введении христианства в качестве официальной религии Древнерусского государства. Восточные славяне до образования государства и в первое столетие существования Киевской Руси были язычниками. Появление у восточных славян классов и государства потребовало новой идеологии и, следовательно, новой религии. Этого же требовали и внешнеполитические интересы державы Рюриковичей.

- Почему, как вы думаете, религия играла важное значение для внешней политики Киевской Руси?

После долгих сомнений и колебаний Владимир примет христианство, и в 988 г. в Киевской Руси была введена новая государственная религия. Теперь исповедовать ее стало одной из обязанностей подданных киевского князя.

- Какое значение имело крещение Руси?

- Как вы считаете, были ли у этой реформы отрицательные стороны? Аргументируйте свой ответ.

II. Работа по карточкам.

Карточка 1

С. М. Соловьев о княгине Ольге:

в Константинополе, во дворце императорском, как под стенами Коростеня, Ольга отличалась ловкостью, находчивостью, хитростью; перехитряет императора, как прежде перехитрила древлян. Император, говорит предание, предложил Ольге свою руку; та не отреклась, но прежде требовала, чтоб он был ее воспреемником; император согласился, но когда после таинства повторил свое предложение, то Ольга напомнила ему, что по христианскому закону воспреемник не может жениться на своей крестнице. «Ольга! Ты меня перехитрила» - воскликнул изумленный император и отпустил ее с богатыми дарами».

- О каких личных качествах княгини Ольги пишет историк?

Карточка 2

«Владимир был младшим сыном князя Святослава от ключницы Малуши. Человек неординарный и противоречивый. Как свидетельствуют источники, Рогволод — полоцкий князь отказался вы дать за Владимира свою дочь Рогнеду, мотивируя отказ «низким» происхождением Владимира. Тогда Владимир во главе отряда штурмом взял город, убил Рогволода и его сыновей, а Рогнеду

насильно сделал своей женой (или наложницей)».

- Какие качества личности Владимира, показанные в этом отрывке, вы можете назвать?

- Как вы думаете, помогали ли эти качества Владимиру в управлении государством? Аргументируйте свой ответ.

Карточка 3

«Итак, началась война Владимира и Ярополка. Младший брат предпочел, видимо, не искушать судьбу и не в открытом сражении победить киевского князя, а используя «пятую колонну». Воевода Блуд, ставший предателем, дал Ярополку не самый хороший совет, в результате которого Ярополк был убит варягами из охраны Владимира».

- О каких качествах личности Владимира говорит этот отрывок?

- Как вы думаете, такие качества были присущи только Владимиру или же были нормой для того времени? Свой ответ аргументируйте.

Но мы не зря говорили о Владимире, как о противоречивом человеке

Карточка 4

«Словно забыв жестокие и порой вздорные дела своей молодости, он приступил к решению важных государственных проблем, среди которых была организация обороны русских земель от набегов печенегов, христианизация Руси, реорганизация управления русскими землями, развитие культуры и образования. В народных сказаниях, былинах Владимир изображался как князь Красное Солнышко, щедрый правитель, жаловавший простых людей, как человек, преданный своим товарищам по оружию, своей дружине, которую он ставил превыше всего».

- О каких качествах личности Владимира идет речь в этом отрывке?

- Используя свои знания по литературе, ответьте на вопросы:

почему время князя Владимира было запечатлено во многих былинах? Какие Исторические события нашли в них отражение?

- Выражает ли образ князя Владимира, созданный народом в былинах, отношение к нему современников?

Карточка 5

• Найди ошибки в тексте:

«Ольга проявила себя как мягкая беззащитная женщина. Она не смогла отомстить за смерть мужа, но ей удалось заключить мирный договор с древлянами. Ольга стала инициатором организованного обложения населения Налогами. В 957 г. в Константинополе Ольга и ее сын Святослав приняли христианство».

Карточка 6

• Найди ошибки в тексте:

«В 980 г. Киев был Захвачен Владимиром. Новый великий князь стремился укрепить Центральную власть. Как и отец, он посылал своих сыновей в качестве наместников в разные концы Русской земли. Но внешняя Политика Владимира отличалась от активной политики Святослава».

III. Итог урока.

Итак, мы познакомились с первыми российскими реформаторами. Какими они были? Как велико значение проведенных ими преобразований? На все эти вопросы мы постарались ответить на занятии.

IV. Домашнее задание: опишите портрет кого-либо из реформаторов прошлого по плану, который мы разработали на вводном занятии.

Занятие3

Иван Грозный

Цель: расширить знания учащихся о реформаторской деятельности Ивана Грозного, ее положительных и отрицательных результатах.

Основное содержание: понятие «опричнина», Избранная рада, противоречивость характера Ивана IV, его влияние на ход истории.

План занятия:

1. Проверка домашнего задания.

2. Лекция.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка (17)

    Пояснительная записка
    Предмет «Кинотеатры и видеозалы» один из профилирую­щих по специальности 2013 «Аудиовизуальная техника и звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ».
  2. Пояснительная записка (87)

    Пояснительная записка
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной
  3. Пояснительная записка (134)

    Пояснительная записка
    Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе,
  4. Пояснительная записка (30)

    Пояснительная записка
    На кафедре действуют шесть тематических спецсеминаров, охватывающих свыше 60 студентов 3-5 курсов и более двенадцати магистрантов, специализирующихся по исторической политологии.
  5. Пояснительная записка (24)

    Пояснительная записка
    Рабочая программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» .
  6. Пояснительная записка (93)

    Пояснительная записка
    Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.

Другие похожие документы..