Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические рекомендации'
Программа дисциплины «Охрана окружающей среды и энерго­сбережение» предусматривает приобретение учащимися экологиче­ских и технических знаний, необхо...полностью>>
'Программа'
Целью организации предпрофильной подготовки в 9 классе является создание условий, обеспечивающих самоопределение выпускников основной школы в отношен...полностью>>
'Документ'
«МНЕ СНИЛОСЬ, ЧТО ИЗ БЕЗГРАНИЧНОСТИ, В КОТОРОЙ СУЩЕСТВУЕТ НАШ МИР, СПРАВА НАДВИГАЛАСЬ НЕОПИСУЕМАЯ ТЕМНО-СИНЯЯ БУРЯ. ЗАТЕМ ВРЕМЯ ЕЁ НАСТАЛО. И МЫ ВСЕ ...полностью>>
'Документ'
председатель цеховой организации. 33 Иосифов Александр Николаевич Председатель первичной профсоюзной организации МВЗ им.Войтовича 34 Капустин Евгений...полностью>>

Методическая разработка урока литературы в 11 классе

Главная > Методическая разработка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методическая разработка

урока литературы в 11 классе

«Сады души моей…». Особенности поэтического творчества Н. С. Гумилева

Автор: Потапушкина Ирина

Григорьевна

Цели урока: 1) познакомить учащихся с этапами духовного развития поэта;

2) развивать навыки интерпретации поэтического произведения в контексте

художественной культуры и традиций; выработать у учащихся умение соотносить определенные языковые средства, приемы их использования, сочетаемости, взаимоотношения с содержанием произведения, его идейной принадлежностью к тому или иному направлению, идейным замыслом, вкусами и знанием языка писателя;

3) формирование положительного отношения к взаимодействию и сотрудничеству; повышение качества межгрупповой (интерактивной)деятельности.

Оформление урока:репродукции картин П. Гогена, на доске – незаполненная таблица (можно использовать интерактивную доску)

Ход урока:

1. Работа с формулировкой темы урока. Объявление целей урока. Порядок работы.

    • Ребята, как вы понимаете это необычное сочетание – «сады души…»?

У каждого человека две жизни. Одна – среди своих современников, человеческая жизнь с подъемами и падениями, со всеми мелочами жизненных отношений, а другая – длительное постижение своего внутреннего мира, а применимо к поэту – «сад» - творчество как результат работы души, воплощение души в творчестве.

Творческий путь Гумилева, необычного и талантливого поэта, продолжался примерно 20 лет (с момента публикации первого стихотворения до дня смерти). Естественно, за этот период времени меняются восприятие окружающего мира, интересы, характер поэта. И сегодня наша задача –.

Для этого творчество Н. С. Гумилева мы пока формально (по названиям сборников) разделили на 3 этапа. Три группы работали со стихотворениями определенного периода творчества. Результат работы каждой группы должен стать частью общей характеристики поэтического творчества Гумилева.

    • С каких позиций характеризуется творчество любого поэта?

( содержания и формы)

Я предлагаю в ходе работы заполнять таблицу, где мы будем фиксировать особенности содержания и формы стихотворений ( в каждой группе секретари на 2-х листах бумаги фиксируют эти особенности, которые после рассмотрения каждого этапа творчества помещаются на таблице).

Этапы творчества (сборники)
Символ
Форма
Содержание

1этап

«Путь конквистадоров» 1905г.

«Романтические цветы» 1908»г.

«Жемчуга» 1910г.

2 этап

«Чужое небо» 1912г.

«Колчан» 1916г.

«костер» 1918г.

3 этап

Шатер» 1921г.

«Огненный столп» 1921г. (вышел после смерти поэта).

    • Но прежде мне хотелось бы узнать о ваших первых впечатлениях от произведений Гумилева, которые вы попытались выразить в символах.

      1. 1 этап творчества

Представитель от 1 группы выходит к доске, помещает символ – нарисованные пальму и жирафа и объясняет выбор группы: в стихотворениях первых трех сборников в основном присутствуют яркие, экзотические образы людей, животных, литературные герои (например, Дон-Жуан), мифологические (Агамемнон), исторические(Каракалла), некоторые стихотворения носят названия экзотических стран («Озеро Чад»); создается такое впечатление, что лирический герой совершает виртуальное путешествие не только в пространстве, но и во времени.

- Вы верно выбрали слово для характеристики творчества раннего Гумилева – «путешествие», которое связано с мотивом странничества. Что понималось под словом «странничество» в русской литературе?

(поиск духовного идеала, совершенства, для поэта он начался с освоения земного пространства).

-Обратите внимание на символ. Не правда ли, получилась красочная картинка? Может ли она послужить иллюстрацией в детской книжке?

- Значит ли это, что стихи раннего Гумилева в какой-то степени детские, а, следовательно, - наивные и легкомысленные? (кстати, критики именно так и оценили первые шаги поэта).

Нельзя однозначно на этот вопрос ответить, не рассмотрев более детально стихотворения.

Чтение наизусть и анализ стихотворения «Мореплаватель Павзаний…» (1906 г.)

  • Можно ли это стихотворение пересказать? О чем это говорит?

(о наличии сюжета)

- Кто является героями событий? Давайте обозначим каждую строфу именем героя.

- Какую особенность вы заметили?

(четкая, стройная композиция – зеркально-кольцевая, причем она проявляется и внутри каждой строфы – 5 строф, в каждой – по 5 строк).

-Какие средства выразительности использует автор для характеристики персонажей?

(Эпитеты, обозначающие яркие цвета)

- Что объединяет эти прилагательные, обозначающие цвет?

(цвета богатства, знатности, исключительности)

- Не показалось ли вам странным, что такими «знатными» цветами автор характеризует и императора, и животное – крокодила? Что автор хотел подчеркнуть тем самым – их сходство? Или герои находятся в оппозиции?

(сходство – оба хищники, 3 строфа указывает на различия: «солнце уходило» - император «вышел», чтобы «встретить крокодила»).

- В чем суть этого конфликта? Почему автор называет крокодила «нарушителем гармоний»?

(проявляется романтическая ирония автора, так как вряд ли можно назвать гармоничным мир императора: мир войн, денег, гетер, зверинцев, мир человеческий, в котором правят животные страсти - это для животных естественно быть хищником, у людей должны быть другие законы); этому миру противопоставлен мир, который гармоничен, свободен, – мир солнца, моря, крокодила; император же будто находится в плену, он зажат в тиски толпы своих подданных).

- Этот конфликт явный или скрытый? В чем еще он себя обнаруживает?

(ассонансы, аллитерация)

  • Как обнаруживает автор свои симпатии? (через кольцевую композицию, начинает и заканчивает стихотворение описанием крокодила).

Официально Гумилев объявил о новом направлении в литературе – акмеизме – в 1912 году, до этого времени своими учителями он считал символистов, В. Брюсова и К. Бальмонта.

- Признаки какого направления наблюдаются в этом стихотворении?

(уже проявляются признаки акмеизма, например, филигранность и совершенство формы: композиция, выверенный ритм, цветовые эффекты, звуковой состав; анализ формы стихотворения помог нам понять содержание стихотворения)

- Как вы думаете, в процессе творчества Гумилев задумывался над совершенством формы, ведь он считал стихи ремеслом, которым может овладеть каждый?

(скорее всего, нет; не отдавал себе отчета в этом, но подсознательно чувствовал).

Чтение наизусть стихотворения «Жираф» и его краткий анализ-впечатление.

  • Чем интересно это стихотворение? Только описанием экзотического жирафа?

В стихотворении 2 плана: экзотический мир, в котором живут жираф, черная дева, жираф (фольклорные африканские образы),– это воплощение мечты лирического героя, и реальный мир, который наводит на лирическую героиню тоску и грусть.

Лирический герой, желая отвлечь от грустных мыслей лирическую героиню, пытается увести ее в мир мечты, но лирическая героиня в финале плачет от невозможности преодолеть реальность.

-Почему именно это животное автор делает героем своего стихотворения?

Это самое высокое животное, ему видно то, чего не замечают другие, жираф, к тому же, яркое, притягивающее к себе взгляд солнечно оранжево-желтым цветом. Рисуя образ жирафа, с плавными, изысканными движениями, лирический герой словно призывает героиню возвыситься над своей печалью, с достоинством переносить жизненные невзгоды.

-Как образ животного соотносится с характером самого поэта?

Поэт сам был тем гордым, изысканным человеком, который верил в свою мечту и стремился воплотить ее в жизнь.

-Как помогает понять содержание форма произведения? Например, стихотворный размер?

Амфибрахий создает грустную, нежную и успокаивающую интонацию, используется кольцевая композиция.

Возвращаемся к вопросу, заданному перед началом анализа стихотворений:

-Можно ли стихи молодого автора назвать детскими?

С одной стороны, видна наивность автора в его желании уйти от тоски повседневного в сказку, желание обойти правду вымыслом, но, с другой стороны, за этим скрываются минуты раздумья взрослого человека, необъяснимая тревога. Сказка нужна для того, чтобы оттенить сложные, запутанные отношения цивилизованных людей, стремящихся чаще всего к материальному благополучию, обладающих духовной пустотой.

Творчество Гумилева и традиции русской литературы.

-Такое состояние души лирического героя, когда он пытается уйти в свою мечту, идеальный мир, характерно для какого литературного направления?

(романтизма, который выразился в мечте о земном рае, о внешнем преображении жизни)

Творчество Гумилева и мировое искусство

- Можете ли вы доказать другими примерами, что Гумилев придерживался в своем творчестве традиций русского романтизма?

(в стихотворении «Ягуар» и поэме Лермонтова «Мцыри» - явное сходство в сюжетной линии, показана исключительность характеров и обстоятельств, тоска по свободе, по героическому).

  • Скажите, в своем стремлении к экзотическому, декоративному, к изображению рыцарей, капитанов, путешественников в масштабах мирового искусства Гумилев был одинок?

(подобный стиль у Киплинга: образы моря, героических людей, Африка; не зря поэт Борис Корнилов назвал Гумилева «царскосельским Киплингом»).

  • Посмотрите на репродукции картин французского художника Поля Гогена. Гумилев, когда бывал в Париже, посещал выставки этого художника и часами любовался на его картины. Как вы думаете, что могло привлечь поэта в этих картинах?

(непохожесть на предыдущую живопись, яркость колорита, необычная композиция, выбор объекта изображения – экзотика; то же самое мы можем наблюдать и в стихотворениях Гумилева).

Вывод: Гумилев действовал в духе общих мировых тенденций, которые были связаны с поиском

новых форм и тем в искусстве

Завершая разговор о первом этапе творчества Гумилева, я хочу предложить на ваше обсуждение оценку первых сборников поэта Ахматовой: «Невнимание критиков безгранично. Что они вычитывают из молодого Гумилева, кроме озера Чад, жирафа, капитана и прочей маскарадной рухляди?»

  • Согласитесь вы с этой оценкой?

(видимо, нельзя назвать так стихи, в которых автор проявляет себя как поэт, уже выработавший свой индивидуальный стиль).

Листочки с итогами работы группы крепятся на таблице.

      1. 2 этап творчества

Выходят двое учащихся, читают наизусть стихотворения «Отравленный» и «Война», крепят символы в таблицу – розу (символ любви) и дуб(символ мужественности)

- Что отличает эти стихотворения от предыдущих?

Если раньше Гумилев путешествовал во времени мысленно, то теперь это время конкретно – 1914 год - «Война»). Это не экзотическая страна, это Россия. И не вымышленные рыцари и капитаны, исторические герои, удаленные от нас веками, он сам становится участником событий. Исчезает декоративность, она тут неуместна (эпитет «ярко-красный» - это цвет смерти, страдания), присутствует предельная конкретность. Это реальный мир, зримый.

-Каково отношение автора к войне и к ее участникам?

Прославляет доблесть, труд воина, милосердное отношение к поверженному.

Заметно сходство этих стихотворений со стихотворениями А. С. Пушкина «Памятник» и «Я вас любил…»( «…и милость к падшим призывал», «…так дай вам бог любимой быть другим»).

- Какие признаки акмеизма присутствуют в этих стихотворениях?

Предметы реального мира несут на себе психологическую нагрузку.

Вывод: выбрав в качестве символов, характеризующих второй этап творчества поэта, розу и дуб, вы оказались правы, так как Гумилев, не отказываясь от своих излюбленных тем (например, тема Африки), активно развивает в сборниках «Чужое небо» и «Колчан» темы любви и мужественности.

Выводы по 2 этапу крепятся на доске.

4) 3 этап

Учащийся помещает на доске символ – Лотос и объясняет свой выбор(символ мудрости).

- Попробуем выяснить, в чем проявилась мудрость поэта в его последней книге «Огненный столп», которая издана была уже после смерти поэта?

- Что означает это сочетание огненный столп?

В книге Моисея говорится о том, что сам Господь шел перед народом Израиля, скитающимся по пустыне в поисках Земли Обетованной, днем в виде облачного, а ночью – в виде огненного столпа. Особенно грозным было явление огненного столпа у Черного моря, когда евреев догнали египетские войска и им грозила неминуемая гибель. Тогда огненный столп встал позади израильтян и светил им, а египтян ослеплял.

Сборник открывает стихотворение «Память», работа над которым позволит нам выяснить, как соотносится название сборника с его содержанием.

Чтение наизусть и анализ стихотворения «Память»

- Как вы понимаете смысл 1 строфы?

Змея сбрасывает кожу, чтобы обновить тело, душа змеи растет, но она стареет, так как не обновляется. У человека все по-другому. Он не может прожить свою земную жизнь (т. е обновить тело) дважды, но у него есть другая возможность – «менять душу», т. е. развиваться духовно, ведь настоящая личность проходит через разные этапы своего духовного становления. В основе первой строфы – предостережение: человек может повторить судьбу змеи.

- В стихотворении нашла отражение восточная теория о переселении душ. Сколько душ сменилось в теле лирического героя и каково отношение к ним автора?

1 душа – «колдовской ребенок», он стремится к уединению, изображен на фоне природы, лирический герой с трудом верит, что отношение к жизни у него могло быть таким.

2 душа – некто – под вывеской поэта, который хотел быть Богом и царем, автору не нравится эта юношеская самонадеянность, неразборчивость в творчестве, претензии на гениальность (имеется в виду сборник «Путь конквистадоров»)

3 душа – «избранник свободы» и «Мореплаватель и стрелок», стремящийся познать земное пространство. Автор воспевает отвагу, мужество, бесстрашие лирического героя, так как он напрягает все силы, чтобы преодолеть преграды и воплотить свою мечту в жизнь (этот этап как раз отражен в таблице).

Что объединяет судьбу лирического героя с судьбами других людей?

Судьбы человеческие несовершенны, от каких-то ошибок мы бы и хотели отказаться, но это невозможно, человеку свойственно заблуждаться, состояние 1 и 2 души – это как раз время заблуждений, так как душа была сосредоточена на своих личных интересах. Но тем не менее автор смиренно принимает и эту часть прожитой жизни.

- Почему эта третья, любимая, уходит, уступая место четвертому, - угрюмому и упрямому, который променял веселую свободу на бой?

Душа поэта подчиняется не собственным желаниям, мечтам, интересам, а священному долгу – откликнуться на жизнь страны и всего народа – это война 1914 года. Но это испытание для героя – прежде всего физическое.

- В чем же теперь видит свой долг лирический герой, который обретает 4-ю душу?

(строительство храма – Нового Иерусалима – Земли Обетованной)

- Какой смысл вкладывается автором в этот образ? Вспомните отрывок из книги Моисея.

Это для поэта – символ настоящего творчества, поэзии, которая силой слова способна вести за собой, преобразить людей, помочь им в стремлении к святости, творчества, которое способно покарать преступивших Божий закон и покровительствовать слабым. И в этом поэт приравнивается к Богу (сравнить со второй душой, обратим внимание на отношение к творчеству: раньше – ремесло, теперь – прозрение, интуиция, тайна, божественный дар).Только теперь он стремится преобразовать уже не земное пространство, а внутреннее, духовное.

- Что сложнее для поэта – постижение земного пространства или внутреннего, духовного?

Творчество «сжигает душу», это процесс мучительный в нравственном отношении, но цель «стены Иерусалима на полях моей родной страны» - благородна. Как Иисус Христос отдает свое тело в жертву ради истины, так поэт отрекается от собственного «я» ради преображения человека.

- В двух последних строфах – образ путника. Кто он?

Разные толкования: смерть, Христос, сам автор. Но то, что лев и орел, которые сопровождают путника, в библейской мифологии трактуются как Марк и Иоанн, ученики Христа, дает нам основание полагать, что это – Иисус Христос.

Почему же эта душа должна умереть? Почему бы ей не перейти в другое состояние?

Она приблизилась к совершенству, так как обратилась к христианским ценностям; чтобы принести свои плоды, она должна умереть. Лирический герой не может смириться с тем, что все завершаемо, тленно, и потому бьется над продолжением себя. Он надеется, что его душа останется в творчестве. (Сравнить со стихотворением А. С. Пушкина «Памятник»: «Нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживет…»)

- Чем это стихотворение отличается от стихотворений, написанных в предыдущие периоды творчества?

- О чем говорит тот факт, что некоторые образы могут трактоваться по-разному?

Обращение к символизму. Читая это стихотворение, мы и не вспоминаем об акмеизме. Подобно символистам, он пытается интуитивно передать ощущения человека, стоящего перед лицом Вечности, Смерти, Бога. И мужество Гумилева как поэта еще и в том, что он не ограничил себя рамками созданного им нового направления – акмеизма.

Листки с итогами работы группы помещаются на таблицу.

4.Итоги урока

- Каковы были истоки творчества Гумилева?

Романтические традиции русской литературы – Лермонтова, Пушкина, мировая литература, влияние символизма, собственные наработки, в духе нового направления – акмеизма и , конечно, талант поэта.

- В чем особенность творческого пути поэта? Какие изменения произошли в содержании и форме? (по таблице)

- от внешней яркости и декоративности к предельной простоте и глубокому содержанию;

- от постижения пространства земного к постижению духовной сущности человека;

- при значительном изменении содержания многие элементы формы остаются почти

неизменными.

- Какое определение вы бы дали «садам души» Н.Гумилева?

(сам Гумилев: «сады души моей всегда узорны…»)

-Стихотворения какого этапа творчества вам понравились больше и почему?

- В 2011 году исполнится 125 лет со дня рождения Н.Гумилева. Недавно в Санкт-Петербурге проводили опрос на улицах города: Что жители северной столицы могут сказать о Гумилеве? Самыми распространенными были следующие ответы:

- Офицер, расстрелян за участие в «таганцевском заговоре».

- Русский поэт.

- Муж Анны Ахматовой.

- Вроде бы поэт, лично я не читала.

- Два Георгия за храбрость.

- Кажется, историк, недавно умер.

- Путешественник, исследователь Африки и мой любимый поэт.

- Дрался на дуэли с Волошиным.

- Девушка, дорогая, кому это сейчас нужно.

- Представьте, что среди опрошенных оказались вы. Что вы можете сказать о Н.Гумилеве?

5. Домашнее задание.

Прочитать стихотворения из сборника «Костер». Первое впечатление выразить с помощью символа, объяснить свой выбор.

Примерное содержание таблицы

Этапы

тв-ва

Символ

Содержание

Форма

1

Пальма

Жираф

-пристрастие к декоративности, экзотике, африканской мифологии, необычным животным как воплощение романтической мечты;

-презрение к материальному благополучию, отрицание духовной пустоты.

-наличие сюжета;

-четкая, стройная композиция;

-насыщенные краски;

-яркие, пышные образы;

- ассонансы, аллитерации;

- мажорный тон.

2

Роза

Дуб

-тема любви, военной жизни, тема Африки;

- описание реальной жизни, объективность;

- пространственные ориентиры более четкие;

-точные наблюдения внешних признакуов переживания.

-сюжетность

-четкая композиция;

-ассонансы, аллитерация;

-конкретные детали, несущие на себе конкретную психологическую нагрузку, равновесие чувства и образа;

-тон и стиль становятся суровее.

3

Лотос

-обращение к философским темам (жизни и смерти, души и тела, идеала и действительности);

-болезненное ощущение непреодолимого окружающего несовершенства;

- внимание к миру тайн души, чувств и пророчеств;

-переоценка отношения к творчеству (творчество-прозрение, интуитивное постижение действительности).

-сюжетность

-четкая композиция;

-афористическая четкость звучания:

-вкрапление фантастических и иррациональных моментов.

-обычные предметные совмещены с абстрактными деталями;

-библейские образы;

-тон трагический, печальный.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическая разработка урока литературы в 11 классе (2 часа) Тема: «Король писателей Антон Сорокин»

    Методическая разработка
    Оборудование: на доске автопортрет А.Сорокина со свечой с надписью «Писатель подобен свече ,сгорающей ,чтобы озарить человечество», дата жизни , эпиграф ,
  2. Моу «усть – вельская средняя общеобразовательная школа №23» Методическая разработка урока литературы в 11 классе

    Методическая разработка
    Мучительным и долгим, непростым было возвращение имени писателя в сегодняшний наш обиход. Сколько труда и душевных сил пришлось положить многим энтузиастам нашей литературы, чтобы книги Зощенко стали выходить одна за другой.
  3. Конкурса Методическая разработка урока по теме «Памяти павших будем достойны»

    Конкурс
    Сведения об авторе методической разработки урока литературы, представленной на конкурс «Памяти павших будем достойны» ( к 65- летию Победы в Великой Отечественной войне).
  4. Методическая разработка урока литературы Тема: Уильям

    Методическая разработка
    Оборудование: издания трагедии «Ромео и Джульетта» в разных переводах, драматические произведения У. Шекспира (выставка книг); мультимедийный проектор; фрагменты из кинофильма «Ромео и Джульетта» (1968); музыка из балета С.
  5. Методическая разработка урока литературы в 10 11 классах по рассказу Б. Екимова «Белая дорога»

    Урок
    Б.Екимова на примере рассказа «Белая дорога»; показать особенности художественного мира, стиля и языка писателя, развивать умение понимать смысл прозведения через текст путём сопоставительного анализа произведений разных авторов.

Другие похожие документы..