Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методичні рекомендації'
10-11 класи Програми для профільного навчання учнів загальноосвітніх навчальних закладів: рівень стандарту, академічний рівень, профільний рівень. Те...полностью>>
'Задача'
В умовах ринкової економіки діяльність підприємств - рекламодавців пов'язана з проблемою створення, розробки і розміщення реклами в засобах реклами, ...полностью>>
'Документ'
Корпоративные стратегии (стратегия связанной диверсификации, стратегия несвязанной диверсификации и др.). Функциональные стратегии (наступательные, о...полностью>>
'Документ'
В общем случае под живучестью несущих конструкций будем понимать их свойство сохранять в течение некоторого времени работоспособность при наличии раз...полностью>>

Кочеткова И. С. Медиаресурсы доступ к культуре и путь к творчеству

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Кочеткова И.С. Медиаресурсы - доступ к культуре и путь к творчеству.

В практике преподавания отдельных учебных дисциплин всё большее значение приобретают вариативные программы. Они, безусловно, не выходят за границы, обозначенные государственным образовательным стандартом, но составляются с учётом запросов студентов как будущих специалистов, их интересов и творческих склонностей. Здесь речь пойдёт об опыте преподавания студентам различных специальностей предмета «Мировая культура и искусство».

Ирина Степановна Кочеткова, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Сервиса и моды» Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

ОПТИМИЗАЦИЯ учебной деятельности с использованием информационных технологий в настоящее время изучается очень активно. Потому что, чтобы сформировать у студента наиболее полную картину мира, необходимы педагогические технологии, ориентированные на познание, переживание и оценку осваиваемых знаний.

Кроме того, что касается таких дисциплин гуманитарного цикла, как «Мировая культура и искусство», то обучение должно быть личностно ориентированным, т. е. необходимо принимать во внимание индивидуальность студентов, а также создавать на лекционных и семинарских занятиях заведомо проблемные ситуации, направленные на развитие личности.

Эффективным считается такой процесс подготовки, который характеризуется профессиональной направленностью содержании и методики обучения и в то же время развивающий личность будущего специалиста.

Итогом обучения должна стать компетентность, т. е. определённые умения и навыки реализации полученных знаний. Компетентность является интегральной характеристикой целостности личности. А способность решать проблемные задачи в учебной деятельности является предпосылкой успешности будущего специалиста.

Обучение, ориентирующееся на развитие важных личностных и профессиональных качеств, подразумевает определённую расстановку акцентов в его учебной программе, а также выбор организационных форм, методов и средств.

В процессе преподавания я ставлю для себя ряд конкретных задач. Во-первых заинтересовать студентов изучать искусство как феномен, как форму культуры, проявляющуюся в способности субъекта к эстетическому освоению мира и образно-символическому его воспроизведению. Во-вторых, мотивировать студентов на выполнение заданий повышенной сложности, направленных на формирование профессионально значимых компетенций (умений и навыков). В-третьих. использовать произведения мирового искусства для выявления нравственно-этических проблем и как имеющие воспитательное значение.

Для решения таких задач я применяю различные педагогические технологии и методики. Здесь я буду рассматривать один из них - оптимизацию учебного процесса с помощью медиаресурсов. В данном случае речь идёт о различных видах электронных носителей информации: CD, DVD, аудио-и видеокассетах.

Использование медиаресурсов в учебном процессе преследует несколько целей, одна из которых (познавательная) направлена на овладение студентами различными способами освоения культуры; другая (практическая) позволяет экономить время студентов на подготовку к занятиям, а также проводить лекционные и семинарские занятия на более высоком уровне.

В медиаклассе Владивостокского государственного университета экономики сервиса (ВГУЭС) библиотечные фонды насчитывают более 300 видеоматериалов и CD-носителей о мировой и российской живописи, скульптуре, архитектуре, театре, балете, музыке, кинематографе.[1]

Учебный процесс выстраивается исходя из особенностей профессиональных компетенции будущих специалистов в области туристического бизнеса, имиджмейкерских услуг, (специальность «социально-культурный сервис и туризм») и менеджера дома и офиса (специальность «домоведение»].

Во-первых, этим специалистам необходимы знания общего характера; о развитии мировой культуры и искусства, о своеобразии искусства народов разных стран и общих явлениях в рамках единой античной культурной парадигмы. А во-вторых - выработка технических умений и навыков; поиск информации в Интернете, отбор научно значимой информации, навыки работы с полнотекстовыми базами данных и работа с электронными носителями информации, имеющимися в медиаклассе ВГУЭС.

Использование электронных ресурсов на лекциях по «Мировой культуре и искусству» позволяет сформировать наглядное представление об артефактах различных эпох, стилей и жанров. За время лекции студенты успевают увидеть репродукции произведений живописи и скульптуры, архитектурные памятники, видеофрагменты балетов, опер, прослушать отрывки музыкальных произведений выдающихся композиторов.

Подготовка к семинарам предполагает самостоятельную работу студента в медиаклассе. Пользование медиаресурсами требует специальных навыков и для многих студентов на первых порах представляет определенные трудности. Бывает, что добросовестный, хорошо успевающий по другим предметам студент на первых занятиях боится использовать в своих выступлениях электронные ресурсы или не может последовательно прокомментировать видеоряд, не говоря уже о привлечении музыкальных фрагментов. Преодолеть психологический барьер помогут работники медиакласса ВГУЭС. Они не просто фиксируют выдачу электронных ресурсов, но, по сути, являются важным звеном учебного процесса, помогают выбрать нужный материал и всесторонне консультируют.

Преподаватель должен чётко формулировать требования к заданию. Такими обязательными требованиями я считаю сопровождение каждого ответа видеорядом либо аудиофрагментами и участие каждого студента в обсуждении семинарских вопросов.

Мотивацией к выполнению задания служит оценка знаний в рамках рейтинговой системы. Какой бы большой ни была семинарская группа (чаще всего это около сорока человек), использование технических средств обучения позволяет каждому студенту, будь у него такое желание, продемонстрировать свои знания. Выступление студента может представлять собой презентацию по теме, которую можно готовить индивидуально или группой. При этом в ходе дискуссии преподаватель поощряет участие каждого студента, даже если оно ограничивается краткими репликами, потому что они подчас могут быть интереснее развёрнутого, но не оригинального ответа.

Завершается семинарское занятие всегда пятиминутным подведением итогов. Каждый студент получает от 0 до 5 баллов за активность и за качество ответов, причём оценка обязательно обоснуется. Эти последние пять минут семинара много значат в мотивации каждого студента, при этом важно доброжелательно объяснить причину невысоких баллов. Однако это ещё не окончательная оценка - на каждом семинарском занятии 15 минут уделяется тестированию (подробнее о тестировании будет сказано ниже).

На первых семинарских занятиях у многих студентов выявляются две крайности по отношению к интернет- и медиа ресурсам. Это — компьютерофобия (боязнь нажать не ту клавишу) и сверхдоверие к материалам, размещенным в Интернете, отсутствие критического подхода к отбору материала.

Первая проблема устраняется необходимостью осваивать компьютер, поскольку эти навыки универсальны и являются залогом отличной учёбы. Вторая проблема решается постепенно, в ходе семинарских занятий: студентам невольно приходится сравнивать уровень собственных ответов с ответами своих товарищей и анализировать их, исходя из критерия научности. В данном случае мотивировкой служит выработка навыков грамотной работы в поисковой базе - навыков, необходимых каждому современному специалисту. Студент должен уяснить, что принципы работы с исследовательским материалом не зависят от носителя - печатного или электронного, что указать фамилию автора, название работы, место и год издания, место публикации (если это статья) либо электронный адрес нужно в любом случае. Критерием научности является уровень подготовки библиографии и справочного аппарата работы.

Тест на музыкальную память

Гуманистический подход в образовании означает особое внимание к индивидуальности, ориентацию на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. И такой предмет, как «Мировая культура и искусство», открывает хорошие возможности, поскольку искусство является результатом творчества, которое всегда было процессом исключительно субъективным, часто ниспровергающим авторитеты предшествующих культурных эпох. Восприятие искусства также всегда субъективно. Важно, чтобы студент понял, что в вопросах восприятия искусства не может быть правильного и неправильного мнения, но есть мнение собственное, которое может расходиться с общепринятым. Главное - уметь его аргументировать.

Проблемой является и то, что часто студенты, особенно младших курсов, более настроены на механическое усвоение и воспроизведение готовых знаний. Поэтому на первых занятиях приходится переориентировать их на самостоятельную активную познавательную деятельность.

Использование электронных ресурсов позволяет студентам яснее разобраться в том, что пространственные (живопись, графика, скульптура, архитектура, прикладное искусство], временные (музыка, литература) и пространственно-временные (театр, кино, балет) искусства по-разному подходят к воплощению жизненного пространства в образно-символическом ключе. Схожие идеи могут порождать несовпадающие тематические и композиционные подходы. Идея абсурдности войны, например, по-разному тематически и композиционно реализуется и «Раненом солдате» 0. Дикса, «Гернике» П. Пикассо, монументе Г. Цадкина «Разрушенный город» в Роттердаме, в работах В. Сидура, Э. Неизвестного, в седьмой (Ленинградской) симфонии Д. Шостаковича, произведениях А. Шёнберга «Уцелевший из Варшавы», «Плаче по жертвам Хиросимы» К. Пендерецкого.

В современном образовательном процессе важное место отводится самостоятельной работе. При изучении предмета «Мировая культура и искусство» важно организовать учебный процесс так, чтобы некоторые вопросы студенты прорабатывали самостоятельно, мотивируя это возможностью получить дополнительные баллы по теме. Так появился еще один вид работы в медиаклассе самостоятельная подготовка и сдача теста на знание музыкальной культуры.

Медиакласс ВГУЭС располагает богатой коллекцией аудиозаписей. А компьютеры медиакласса снабжены наушниками для индивидуального прослушивания.

Темы музыкальных тестов соответствуют лекционным темам: «Музыка средневековья», «Музыка нового времени», «Музыка Европы XIX в.и, «Музыка России XIX в.» и др. Готовясь к тестированию, студенты получают перечень произведений и самостоятельно прослушивают указанные музыкальные фрагменты. Подготовившись, студент получает специально составленный диск, в котором музыкальные фрагменты записаны в произвольной последовательности и пронумерованы. Прослушав контрольный диск, студент составляет список, в котором у каждого номера указывает фамилию композитора и название произведения. Время здесь не лимитируется. Присутствие преподавателя не требуется. Студенты выполняют эту работу в удобное для каждого время. При этом работники медиакласса следят, чтобы каждый работал самостоятельно.

Вот пример теста "Музыкальная культура Европы XIX - нач. XX вв.».

I Европейский романтизм первой половины XIX века (Ф. Шуберт, Серенада. Аве Мария, Р. Шуман, Детские сцены. Грёзы)

II "Веризм» - музыкальный реализм. Итальянская опера XIX-XX вв. (Дж. Россини, Севильский цирюльник. Каватина Фигаро; Г. Доницетти, Любовный напиток. Романс Неморино; Дж, Верди, Риголетто. Песенка герцога; Р, Леонковалло, Паяцы. Ариозо Канн»; Дж.Пуччини, Мадам Баттерфляй. Монолог Баттерфляй),

III Французская музыка XIX в. Лирическая опера (Ш. Гуно, Фауст. Куплеты Мефистофеля; Ж. Визе, Кармен. Хабанера. Куплеты Тореадора; Ж. Массне, Элегия).

IV Музыкальный импрессионизм нач.XX к (К. Дебюсси, Эскизы для симфонического оркестра. Разговор ветра с морем. Море; М. Равель, Болеро).

Готовясь к тестированию, студенты знакомится с художественными стилями в музыке. Музыка никого не оставляет равнодушным. Опыт проведения подобных работ показывает, что все студенты успешно справляются с заданиями, несмотря на первоначальные опасения.

Структура семинара

Каждое семинарское занятие, как отмечалось выше, состоит из двух частей. Первая - проверка эрудиции путём тестирования. Студент должен назвать, какие произведения искусства были созданы в определенную эпоху, их авторство, стилевая и жанровая характеристика. Для подготовки к этой части семинара на сайте ВГУЭС, в «Медиаресурсах библиотеки», где размещены презентации лекций, студенты ещё раз просматривают видео, демонстрировавшееся на лекции. На семинаре снова демонстрируется тот же видеоряд, но уже в иной последовательности и без указания автора и названия. Это занимает 10-15 минут. Но основная часть семинара посвящена устным ответам и носит дифференцированный характер.

Использование дифференцированного подхода предполагает различные по степени сложности задания. Студенты сами могут выбирать уровень сложности. Минимальный уровень - использование видео- либо аудио-фрагментов и комментирование видеоряда. Подобные ответы являются наиболее простым, традиционным способом изучения предмета, который сводится к peтрансляции готовых знаний: студенты быстро овладевают им, и требуется определённая мотивация, чтобы побудить их к переходу на следующий уровень.

Вторая и основная часть семинара требует аналитической работы и посвящается обсуждению проблемных вопросов, (здесь студенты должны проявить cnocoбность к собственным суждениям на основе с самостоятельно проведённого сравнения. Например: «Искусство первобытного общества конкретно либо символично?». «Палеолитические Венеры - первый женский идеал красоты или символ?». Для успешного ответа требуется использовать самостоятельно отобранные факты и проиллюстрировать свой ответ видеорядом.

По мере углубления в предмет перед студентами ставятся более сложные задачи. Они проистекают из свойства самой культуры аккумулировать достижения предшествующих эпох и творчески перерабатывать художественный опыт. При этом человечество испытывает непреходящий интерес к стержневым (или сквозным) проблемам, решая их в каждую эпоху по-разному: противореча сложившейся традиции или продолжая её. XIX и XX вв. ярко демонстрируют это свойство культуры. При изучении этих периодов студентам предлагается обращаться к таким этическим проблемам, как Истина. Добро, Зло. Любовь, Красота, Предательство и их отображение в искусстве, а также сопоставлять произведения различных эпох, посвященных одному сюжету. Например: «Библейские сюжеты в искусстве разных эпох: "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи и Сальвадора Дали». Рассуждая на предложенную тему, студент комментирует изображение двух работ, отображённых на экране одновременно.

Актуальны в молодёжной аудитории вопросы, поднимающие проблемы нравственности и гуманизма в искусстве. Например, «Новые герои произведений XIX века: Э. Мане "Олимпия'', Д. Верди "Травиата"». Рассуждая на заданную тему, студент (либо группа, если ответ коллективный) демонстрирует на экране работу Э. Мане, комментирует либретто оперы и использует музыкальные фрагменты, для создания определённого эмоционального настроя группы.

Студенты проявляют заинтересованность и обращаются к своему, пока небольшому жизненному опыту и при обсуждении темы любви в искусстве. Например, «Любовный треугольник - герои и антигерои в произведениях "Кармен" П. Мериме и Ж. Безе, "Цыганы" Л. С. Пушкина, "Алеко" С. В, Рахманинова». Задания этого уровня требуют фантазии и умения отстаивать собственное мнение.

Ещё одна группа вопросов на семинаре направлена на формирование профессиональных компетенций. Например, студентам специальности «туризм» предлагается разработка примерного туристического маршрута по определённой теме: творчество художника, композитора, архитектора, скульптора (целями маршрута являются выставочные и концертные залы, города, где можно увидеть или услышать произведения интересующих мастеров). Студенты-имиджмейкеры отрабатывают навыки создания образов в рамках какого-либо стиля. Домоведы уделяют специальное внимание эстетике бытовой культуры.

Так, на семинаре по теме «Культура и искусство первобытного общества» будущие работники туристической сферы получают задание составить виртуальные маршруты для туристов, интересующихся наскальной живописью, мегалитической архитектурой, петроглифами. Студенты-домоведы готовят рассказ о бытовых предметах, найденных на стоянках людей первобытного общества. Студенты-имиджмейкеры рассказывают о зарождении имиджевых, маркирующих элементов в культуре - татуаже, маске, первых украшениях.

Таким образом, подготовка к каждому семинарскому занятию заключается не только в знакомстве с артефактами но и в выполнении проблемных заданий. Семинарское занятие включает тестирование на знание живописи, архитектуры, скульптуры. Благодаря технической оснащённости аудиторий тестирование занимает минимум времени. Большая же часть семинарского времени уделяется творческой работе.

Проектные задания

Ещё одним видом работы, представляющим высокий уровень сложности, является разработка самостоятельных проектов. В соответствии с профессиональными компетенциями будущих специалистов, студенты, задействуя аналитическое мышление, выполняют проектные задания («Анимационный проект "Русская изба" на территории кампуса ВГУЭС», «Экскурсионные маршруты “Славянская культура на территории Приморского края"» и др.). Проектные задания не являются обязательными для всех, выполняются по желанию, могут быть индивидуальными, парными или групповыми и выполняться от нескольких недель до семестра.

Например, для выполнения задания «Анимационный проект "Русская изба" на территории кампуса ВГУЭС» от студентов требуются не только знания традиционной русской культуры, но и поиск оптимальных дизайнерских решений, работа в роли сценариста, постановщика, аниматора. Выполнение проектов способствует развитию познавательных навыков учащихся, умению ориентироваться в информационном пространстве, развитию творческого мышления.

Проектное задание предполагает самостоятельное решение проблемы, предусматривающее использование различных средств обучения (библиотечных фондов и медиа-ресурсов библиотеки, полнотекстовой базы данных, Интернета), а кроме того -интегрирование теоретических научных знаний, творческих способностей и практических технологий. Смысловая целостность подчинена идее, диктующей его тематическое и смысловое единство, образно- символический строй.

Решение должны найти сами студенты, авторы проекта и предложить оптимальные пути его воплощения. Результатом такого задания является готовый проект.

Выполненное задание может быть использовано студентом при написании курсовых или дипломных работ, что способствует созданию положительной мотивации и творческому подходу к обучению. Такие задания выводят студентов на уровень приобретения профессиональных знаний и умений, так как основываются на моделировании среды, или реальной ситуации.

Проектные задания вовлекают студентов в профессионально значимую для них деятельность. А решение в процессе работы сложных задач требует интеграции общих и частных знаний и умений. Их использование в учебном процессе позволяет не только научить студентов эффективно применять полученные знания, но и устанновить связь между учебной деятельностью и будущей профессией. В итоге студенты демонстрируют осознанное усвоение материала и заинтересованность в его практическом применении.

Итак, можно констатировать высокую эффективность применения аудиовизуальных средств обучения для решения образовательных задач. Исследования по данной теме, освещающие отечественный и зарубежный опыт использования медиаресурсов4, демонстрируют, что новые педагогические технологии прочно заняли своё место в учебном процессе, наряду с традиционными методами и формами работы.

1 Алашкевич М. Ю., Гиглавый А. В. Основные положения стратегии развития единой образовательной информационной среды (2006-2010) // Вопросы образования - 2005. - №3. - С. 54-69; Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. - М., 1999. - 224 с; Штейнберг, В. Э, Дидактические многомерные инструменты: тео¬рия, методика, практика / В. Э. Штейнберг. - М: Нар. образование, 2002. - 304 с.

2 Белошицкий Л. В., Бережная И. Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза // Педагогика, - №5,2006. - С. 60-66.; Фомин Н. Е., Рункова М. К. Педагогические технологии: теория и практика применения в высшей школе // Интеграция образования. - 2006. - №2. - С. 15-19.

3 Некоторые электронные ресурсы медиакласса ВГУЭС: Древнерусская культура / Директ Медиа Паблишинг.-М., 2004. - 1 CD-ROM.; Искусство и путешествия. -Электрон, дан. - М.: КОМИНФО, 1997. - Электрон, дан.- М.: -1 CD-ROM. - (Шаг за шагом).; Искусство Древнего Египта / ДиректМедиа Паблишинг. - Электрон, дан. -М.: Новый диск, 2004. - 1 CD-ROM.; Барокко: (Живопись, рисунок, гравюра, архитектура, интерьер) / ДиректМедиа. - Электрон, дан. - М.: ДиректМедиа, 2004. - 1CD-ROM.; Импрессионизм: живопись, гравюра и рисунок / ООО «ДиректМедиа». - Электрон, дан. - М.: Новый Диск. - 1 CD-ROM; Модерн. - Электрон, дан. - М.:ДиректМедиа. -1 CD-ROM.; Киномания 97: Энциклопедия российского киноискусства. — Электрон, дан. — М.:КОМИНФО, 1997. - 1 CD-ROM.; Классическая музыка в современной обработке: Новое звучание знакомых мелодий. - Электрон, дан. - Б. м. - 1 CD-ROM.; Леонардо да Винчи. Жизнь, творчество, произведения / Бизнессофт; ИДДК ГРУПП, Электрон, дан. - М.: ИДЦК, 2004.; Шедевры архитектуры. Великобритания; «New MediaGeneration», 2001. -1 CD-ROM.; Художественная энциклопедия зарубежного классическое искусства / «Коминфо». - М.: Большая Рос. Энцикл., 2002. -1 CD-ROM.; Театр, балет, опера, драма. Энциклопедия / «КОРДИС &МЕДИА». - М., 2006; Россия. Фотоколлекция, - М., 2004.- 1 CD-ROM.; Нонконформисты. Новое русское искусство. - Электрон, дан. - М.: Интерсофт, 1997. - 1CD-ROM. - (Коллекция «Искусство и культура»).; Современное Российское искусство. - Электрон, дан. - Великобритания: Кирилл и Мефодий, 1997. -1 CD-ROM.; Русский Музей. Живопись. - Электрон, дан. - М.: 1С, 1997.-1 CD-ROM.; Эрмитаж: История, дворцы, коллекции. – Электрон. дан, - М.: Мульти Медиа, 1999. - 1 CD-ROM.

4 Ажгибекова Т. Н., Здерев В. В., Лебедева М. Л, Технология применения аудиовизуальных средств обучения в высших учебных заведениях // Инновации в образовании. -2004. - №2. - С. Ш-123.; Федоров А, В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьников // Инновации в образований. - №4. - 2006. - С. 175-228..

С автором можно связаться по адресу: Irina.Kocheikova@



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сборник статей Выпуск 3 Москва, 16 февраля 2007 г

    Сборник статей
    Региональный координационный центр Института открытого образования МГОУ – современная система модернизации методической службы Московской области: Сборник статей.
  2. А. Л. Кузеванова // Вопросы культурологии. 2009. №11 (ноябрь). C. 49-52

    Документ
    *Кузеванова, А. Л. Бизнес и культура: проблемы научного анализа / А. Л. Кузеванова Вопросы культурологии. – 2009. – № 11 (ноябрь). – C. 49-52. Важность изучения культурного контекста развития бизнес-деятельности объясняется тем,
  3. Программа «Дней молодёжной науки в Алтайском государственном университете» 16 апреля 2012

    Программа
    Организатор: отделение связей с общественностью, ООО «Креативная Лаборатория «Presentация», ООО Региональный информационный центр «Илан» (г. Красноярск).
  4. Р. Б. Ноздрева (мгимо(У) мид рф)

    Изложение
    Допущено Министерством образования и наукиРоссийской Федерации в качестве учебникадля студентов высших учебных заведений,обучающихся по специальности «Реклама»

Другие похожие документы..