Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
О. Ю. Захарова, д.и.н., профессор, Севастопольский филиал Академии труда и социальных отношений (Москва); Украинский морской институт (Севастополь). ...полностью>>
'Документ'
Сто лет назад эту пьесу шведского драматурга посчитали провозвестником «новой драмы», а также гимном феминизму. В премьерной постановке 1889 года рол...полностью>>
'Анализ'
Создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения(водоем по ул. Сельхозтехника, пруд мкр...полностью>>
'Документ'
0.0. Пытаясь разобраться в проблемах славянской мифологии, в зиму 2006-2007 и начало весны я выполнил антологическую подборку текстов по предмету. Он...полностью>>

После чтения пособия. Весь предлагаемые материал разделен на три основных раздела: Раздел 1 «Теоретические аспекты сравнительного преподавания», Раздел 2 «Исторический аспект сравнительного анализа», Раздел 3 «Методические разработки занятий по граждановедению и обществознанию»

Главная > Методические разработки
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОЗАИКА ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Дополнительные материалы для учителя
по использованию сравнительной методики
преподавания общественных дисциплин.

Данные методические материалы публикуются в рамках проекта организации СИВИТАС-Россия «Мозаика гражданского образования», одной из целей которого является способствовать использованию сравнительного межкультурного аспекта в практике преподавания. Несколько месяцев назад 12 российских регионов включились в новый проект «Мозаика гражданского образования», суть которого заключается в установлении тесных контактов между преподавателями США и России с целью обменяться имеющимся опытом гражданского образования. Участники проекта планируют, что учащиеся смогут получить более широкое представление о гражданских и правительственных институтах не только своей страны, но и других стран и цивилизаций; развивать навыки сравнительного анализа; вырабатывать социальные навыки и систему ценностей, необходимые для существования в политически разнородном мире.

В предлагаемой работе содержится разнообразный материал, подготовленный учителями и преподавателями различных регионов – Москвы, Волгограда и Орла. Здесь поднимаются вопросы современного компетентностного подхода в образовании и использовании сравнительного компонента в его реализации, говорится об общих элементах и различиях политической истории России и США, даются разработки занятий с использованием сравнения, а также некоторые документальные материалы. В ряде методических разработок есть ссылки на интернет, которые позволят заинтересованным читателям расширить свои представления по теме после чтения пособия. Весь предлагаемые материал разделен на три основных раздела: Раздел 1 «Теоретические аспекты сравнительного преподавания», Раздел 2 «Исторический аспект сравнительного анализа», Раздел 3 «Методические разработки занятий по граждановедению и обществознанию».

Следует отметить, что сравнительный подход представлен не только как один из методов преподавания, но и как средство формирования толерантного сознания, что представляется особенно актуальным в свете последних событий в мире.

Книга предназначена для учителей, преподавателей вузов, системы повышения квалификации работников образования, студентов гуманитарных факультетов.

Авторы материалов:

Ветрова Светлана Владимировна, учитель истории, права и обществознания средней школы № 20 г. Орла, исследователь проекта Мозаика гражданского образования в Орле.

Дмитренко Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания гимназии № 3 г. Волгограда, исследователь проекта Мозаика гражданского образования в Волгограде.

Жиронкина Лариса Николаевна, зав. кабинета истории и общественных дисциплин орловского Института усовершенствования учителей, координатор проекта Мозаика гражданского образования в Орле и Орловской области.

Иоффе Андрей Наумович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, социально-политического образования и права, координатор проекта Мозаика гражданского образования в Московском регионе.

Кишенкова Ольга Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, социально-политического образования и права, исследователь проекта Мозаика гражданского образования в Московском регионе.

Кузнецов Юрий Васильевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Орловского государственного университета, исследователь проекта Мозаика гражданского образования в Орле.

Макаренко Оксана Владимировна, учитель истории гимназии №1 г. Волгограда, исследователь проекта Мозаика гражданского образования в Волгограде.

Макаров Андрей Иванович, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и истории философии Волгоградского Государственного университета, исследователь проекта Мозаика гражданского образования в Волгограде.

Матюхин Игорь Валерьевич, учитель истории, обществознания, права средней школы № 33 г. Орла, исследователь проекта Мозаика гражданского образования в Орле.

Матюхина Наталья Александровна, зам. директора по учебно-методической работе, учитель истории, обществознания Малокуликовской средней школы Орловской области, исследователь проекта Мозаика гражданского образования в Орле.

Орехова Галина Анатольевна, учитель истории гимназии №3 г. Волгограда, исследователь проекта Мозаика гражданского образования в Волгограде.

Щербакова Галина Робертовна, учитель истории гимназии №1 г. Волгограда, исследователь проекта Мозаика гражданского образования в Волгограде.

Большая роль в подготовке материалов для этой книги принадлежит координатору проекта в Волгограде Берсеневой Татьяне Валентиновна, директору муниципального образовательного учреждения для детей Центр «Истоки» г. Волгограда.

Идея обложки книги принадлежит Шэннон Мак Лауд, представителю Американской Федерации учителей (США).

РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты сравнительного преподавания.

Сравнительный подход в гражданском образовании. Иоффе А.Н. (Москва)

Сегодня, в связи с модернизацией российской системы образования, с особой актуальностью встают вопросы содержания и методики преподавания, а также воспитательного компонента в образовании. Особенно актуально это для общественных дисциплин, место которых в российской школе до сих пор остается непонятным. Между тем не возникает вопросов по поводу того, что подрастающее поколение должно не только обладать набором определенных знаний в различных областях, но и иметь определенную гражданскую позицию, уметь сотрудничать, уважать многообразие окружающего мира. По Аристотелю, человек является животным политическим. Он писал в своей работе «Политика»: «Государство принадлежит к тому, что существует по природе, и человек по природе своей есть существо политическое». Но вместе с тем, можно сказать, что человек также является существом, постоянно находящимся в ситуации сравнения. Он сравнивает себя с другими людьми, различные периоды собственной жизни, эпохи существования человечества, представителей разных стран и народов и т.п. Таким образом, проведение сравнения является неотъемлемой частью обыденной жизни человека и должно занимать важное место в системе школьного преподавания, в первую очередь в гражданском образовании.

Современная жизнь требует от гражданина обладания рядом компетенций, которые помогут ему найти свое место в общественной жизни, реализовать собственные потребности и творческий потенциал, самосовершенствоваться и сохранять чувство собственной полноценности. Сегодня в свете реформ российской системы образования среди ключевых компетенций называют такие как коммуникативную, информационную или технологическую, гражданскую, аналитическую и некоторые другие. В формировании каждой из названных компетенций важную роль может играть сравнительное преподавание. При сравнении учащиеся приобретают умения выделять общее и находить различия, четко оформлять результаты обсуждений и размышлений в виде схем и таблиц, выбирать решения или наиболее рациональный способ действий на основе имеющихся альтернатив при их сравнении, выделении минусов и плюсов каждого подхода. Все это способствует развитию у школьников аналитических способностей. Анализ информации тесно связан с информационной компетенцией, так как компьютерные технологии позволяют через систему интернета получать полный обзор мнений, подходов, фактов, позиций и другой информации, которую необходимо отбрать и четко структурировать для проведения дальнейшего детального изучения и анализа.

Вместе с тем анализ любой информации (видео или печатной) необходимо дополнять личностными отношениями. В сравнительном подходе это означает, что учащиеся должны уметь устанавливать коммуникацию, общаться с представителями других культур, задавать вопросы, проводить социологические опросы, брать интервью.

Не следует забывать и о том, что сравнение способствует воспитанию толерантности, так необходимой в современном сложном и взрывоопасном обществе. На основе изучения других взглядов и мнений учащиеся могут приобрести умение ставить себя в позицию представителя другой культуры и воспринять ценность уважительного отношения к иным взглядам и культурам. На уроках общественных дисциплин может быть сформировано представление о многообразии моделей гражданственности в мире, проведено обсуждение наиболее острых общественных проблем с выделением среди них общих.

В сравнительном преподавании происходит отказ от рейтинга и переход к представлению о многокультурности, мозаичности окружающего мира. Мозаика совершает реальный взгляд от однополярного, биполярного или любого другого полюсного деления мира к уважению культурного многообразия, его использованию на благо всего человечества. Когда мы сравниваем, мы заставляем себя думать глубже, шире, перспективнее.

Сравнительное преподавание строится на выявлении общего и различий в теориях, подходах, концепциях, культурах, символах, представлениях, событиях, фактах. К сожалению, сегодня в политике чаще внимание концентрируется на том, что разделяет народы. При этом некоторые политические лидеры используют эти различия для разжигания национальной и социальной розни, оправдания жестокости и воинственности, поиска внутренних и внешних врагов. В гражданском образовании выяснение общих черт и существующих различий ни в коей мере не должно формировать определенный рейтинг, при котором один народ станет наиболее успешным, а другой отсталым, одно историческое событие будет объявлено величайшим, а другое – ничтожным. Сравнительная методика таит опасность выяснения истины в последней инстанции. В современном мире сравнение обычно разделяет, хотя оно должно объединять. Любое соревнование в определенной степени является способом сравнения. Любой отбор и оценка невозможны без критериального сравнения. Важно понять, что не всегда сравнение требует итоговой рейтинговой оценки и разделения на лучших (более успешных) и худших (аутсайдеров, отстающих). Поэтому при использовании сравнительной методики преподавания в гражданском образовании следует стремиться избегать следующих опасностей:

1. Использование в националистических целях, разжигание конфликта, установление границы между своими и чужими, выделение рейтинга и установление идеала (идеологизация)

2. Снижение системного характера знаний, формирование мышления эклектичного, бессистемного, случайного (эрудиция без интеллекта).

3. Использование некорректных примеров или несравнимых тем, а также искусственный подбор фактов и явлений для их сравнения, замалчивание или незнание отдельных фактов.

4. Отсутствие диалога в сравнении (диалоговый режим работы не всегда свойственен преподавателям, к тому же он выдвигает высокие требования к эрудиции и методическому мастерству преподавателя).

5. Злоупотребление цифрами, статистическими данными, превращение сравнения в игру математических цифр.

Гражданское образование должно акцентировать внимание на объединяющие компоненты общественно-политической жизни. Сегодня многие общественные институты, теории, факты и исторические события зачастую используется как потенциал разжигания ненависти. Религиозные взгляды зачастую разделяют народы, но ни одна религия не поощряет убийство, ненависть к людям. Этническое происхождение или разнородный этнический состав населения не должны разжигать ненависти и сеять рознь, так как при современной глобализации и тесноте мира трудно говорить о «чистоте крови» или совершенно уникальной культуре, которая обошлась без заимствований и модернизаций. Другими возможными элементами, используемыми для разделения человечества являются:

-исторический путь развития (вместе с тем, история не должна довлеть над современностью, следует жить сегодняшним днем и думать о будущем, а не переживать по поводу прошлого),

-представление о будущем (национальная идея не должна осуществляться при нарушении права других наций на существование и развитие),

-стереотипы (их необходимо рассматривать с учащимися, чтобы разрушать).

Необходимо отметить, что у каждого различия есть потенциал объединения. Поэтому в гражданском образовании сравнительный компонент может быть использован в самых разных направлениях:

–сравнение существующего положения вещей (современный аспект);

-историческая ретроспектива (акцент на исследовательскую работу);

-моделированное сравнение (выдуманная ситуация, модель);

-игровое сравнение (разыгранная ситуация, симуляция, заданный алгоритм);

-системное сравнение.

Выделим некоторые темы, которые было бы наиболее эффективно использовать при проведении сравнительного анализа в общественных дисциплинах:

1. Внутреннее и внешнее состояние общества: революции и реформы, конфликты и способы их разрешения, войны и внешняя политика.

2. Политико-правовая сфера (управление): лидеры (роль харизмы, источники власти), конституции, управление (властные отношения, государственное устройство), федерализм и межэтническое взаимодействие, выборы и избирательные системы, политическая культура, нормы права, демократические институты, права человека и способы их реализации, судебная система.

3. Культура социума и человека: ценности (национальный характер и национальная идея), общественные символы, понимание гражданственности и патриотизма, культурно-бытовые традиции.

4. Проблемы: глобальные и локальные (наркомания, коррупция, экология, терроризм и др.).

5. Экономика: экономические системы, предпринимательство, способы конкуренции.

6. Социальные отношения: системы образования, социальная структура, семейные отношения, элементы гражданского общества.

Сравнение может быть использовано в различных стратегиях преподавания:

1. В пассивной стратегии:

Лектор сравнивает несколько стран, личностей, фактов, ситуаций и т.п.

2. В активной стратегии.

Интервью – вопросы представителю другого народа (выдуманному или реальному). Например, учитель играет роль зарубежного гостя или личности из истории. Учащиеся задают вопросы, а в итоге проводится обсуждение.

3. В интерактивной стратегии.

Группы ищут информацию, обмениваются, проводят ролевую игру – Конгресс народов мира, юристов мира, дипломатов, крестьян, учителей и т.п.

В заключение, выделим основные этапы, которые могут быть использованы при использовании сравнения в практике преподавания и представим их в виде схемы:

ЭТАПЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА:

ПРОБЛЕМА

(постановка в виде мотивации различных типов)

ВОПРОСЫ

(постановка вопросов для поиска информации)

ИНФОРМАЦИЯ И АНАЛИЗ

(разные подходы к проблеме с учетом национальных особенностей, отбор информации и структуризация)

СРАВНЕНИЕ

(выделение общего и различий)

АНАЛИЗ

(понимание многообразия мира)

РЕФЛЕКСИЯ

(обсуждение)

На наш взгляд, сравнение может использоваться в преподавании самых различных школьных дисциплин, что позволит не только сделать преподавание более интересным и эффективным, но и создаст потенциал свободного творческого развития подрастающего поколения, отхода от идеологического давления, создания ситуации выбора и понимания ответственности за свои решения, а также уважения к другой позиции и миропониманию.

Раздел 1.

СТЕРЕОТИПЫ ВЗАИМНОГО ВОСПРИЯТИЯ РОССИИ И США (ПО МАТЕРИАЛАМ УЧЕБНИКОВ ИСТОРИИ)

Кузнецов Ю.В. (Орел)

Проблема взаимного восприятия разных стран и народов (в данном случае Америки и России) все больше интересует историков и обществоведов. Почему? Причин много. Выделим одну, возможно, наиболее важную. Дело в том, что мы, россияне и американцы, что ни говори, относимся к разным культурам и цивилизациям. Нет, конечно, при желании можно провести сколь угодно много параллелей в истории наших двух стран, найти общие черты и даже порассуждать об определенной близости наших народов. Но все-таки мы разные, и остаемся таковыми даже в условиях современной глобализации. Очень часто мы не можем достичь адекватного понимания друг друга. Тем не менее. стремиться к этому необходимо. Вот почему и интересно, и важно посмотреть, какие же стереотипы лежат в основе взаимного восприятия нас и американцев.

Прежде давайте договоримся по поводу термина «стереотип». Нередко это слово употребляется нами как синоним предвзятого, устаревшего представления. Вот здесь и надо внести уточнение. Стереотип – это вовсе не обязательно то, что содержит негативный смысл или оттенок. Это не всегда ложное восприятие. От стереотипов никуда не денешься, они всегда будут частью человеческого знания. Стереотип – это обладающий устойчивостью, как правило, эмоционально окрашенный, привычный, стандартизированный образ какого-либо объекта или явления, например, как в данном случае, другой страны или народа.

Наша задача – выяснить, какой образ двух стран создают учебники и учебные пособия по истории, выходившие в России и США в последнее десятилетие. Безусловно, учебная литература – не самое эффективное средство формирования социальных или этнических стереотипов. Средства массовой информации, особенно телевидение, играют в этом деле куда более значимую роль. И все же учебники выполняют свою, особую функцию. У них свой контингент читателей, причем самый перспективный – речь идет о школьниках. Представления и образы, которые формируются на основе учебника, обладают наибольшей устойчивостью и даже спустя много лет служат своеобразной призмой, через которую воспринимается новая информация о предмете. Наконец, наше обращение к учебникам истории в рамках поставленной проблемы объясняется еще и тем, что они выполняют большую граждановедческую функцию. Через определенные знания о прошлом, которые мы передаем школьникам, мы формируем юных граждан. В понимании этого мы совершенно сходимся с нашими американскими коллегами.1 Только здесь стоит добавить: не только национальная история вооружает учащихся гражданскими знаниями, этому же служит и всемирная история.

О России и ее истории американские школьники в основном получают информацию на уроках и соответственно из учебников всемирной истории, которая изучается, как правило, в 9-10 классах. Возьмем в качестве примера учебник, вышедший в 1997 году в крупном издательстве «Прентис Холл». Его авторы – писательница и историк Элизабет Эллис и профессор истории Энтони Эслер.2 Учебник обладает массой достоинств, среди которых концептуальность, иллюстративность, доходчивость. Непосредственно России в нем посвящено 33 страницы – больше чем многим другим странам, но меньше, чем Англии (37 стр.), Франции (42 стр.) или Китаю (44 стр.). Образ нашей страны, содержащийся в этом учебнике, предстанет перед нами во всей наглядности, если мы просто изложим авторскую концепцию русской истории , обращая внимание на терминологию, используемую для характеристики России.

Важнейшим событием Древнерусской истории называется принятие христианства из Византии. Утверждается, что византийское наследие оказало воздействие на все последующее развитие Руси и России. Причем, речь идет не только о культурных последствиях принятия восточного христианства. Более значимыми элементами византийского наследия стали: 1) установление тесной связи церкви и государства, при главенстве последней; превращение православной церкви в опору государственной власти; 2) зарождение традиции автократического правления (здесь и далее выделено мной – Ю.К.).

Второй акт русской истории в изложении американского учебника – период монгольского завоевания. Именно тогда получила дальнейшее развитие традиция автократического правления. Доказывается, что последствиями зависимости Руси от Орды стали: централизация власти в русских княжествах, изоляция Руси от Западной Европы, закрепощение крестьян, развитие торговли. Заметим, что не все в этом перечне бесспорно и корректно с научно-исторической точки зрения, например, возникновение крепостничества или расцвет торговли в период ордынского ига. К такого же рода утверждениям относится и то, что именно с XIII века русская женщина стала полностью зависимой в семье от мужчины, и что даже в некоторых случаях муж мог продать жену в рабство. Такие пассажи, содержащиеся в учебнике, заслуживают отдельного обсуждения, но наша задача сейчас проследить содержащуюся в нем концепцию русской истории. Поэтому мы идем дальше.

Следующая страница русской истории в американском учебнике всемирной истории – эпоха Ивана III (Великого) и Ивана Грозного. Эти монархи хорошо усвоили восточные уроки автократии. Оказывается, именно при них закладываются основы российского абсолютизма в его крайнем выражении. Не будем и здесь отвлекаться на спор о научной корректности применения этого термина к XV-XVI векам. Заметим другое. Наверное, русские страницы всемирной истории дают возможность американскому учителю хорошо отработать с учащимися такие понятия как «автократия», «абсолютизм», «террор». Видимо, обучение демократическим ценностям достигается здесь методом «от противного».

Эпоха Петра и Екатерины характеризуется как попытка модернизации и европеизации России. Как буквально говорится, «Петр Великий стал перестраивать Россию своими большими и мозолистыми руками». Но, оказывается, убедить русских встать на путь модернизации было трудным делом. Отсюда – еще большее усиление власти монарха, насилие и жестокость по отношению к своему народу. Кстати, почему-то со временем Петра авторы связывают окончательное утверждение крепостничества в России. Другая черта рассматриваемой эпохи – усиление территориальной экспансии России, в результате которой русские дошли до Тихого океана, Аляски и даже до Калифорнии.

К XIX веку Россия превратилась в огромную, многонациональную империю, вызывавшую удивление и опасение европейцев. В то же время подчеркивается, что Россия была отсталой страной. Русские цари понимали необходимость реформ, но опасались утратить при этом абсолютную власть.

Колебания и нерешительность в политике реформ приводили к еще большему отставанию России от Запада. Основными чертами внутренней политики России XIX века – репрессии, цензура, русификация, антисемитизм, разгул тайной полиции. Сообщается , что 150 тысяч россиян при Николае I были сосланы в Сибирь, тысячи людей были помещены в сумасшедшие дома. Этот материал сопровождается цитатой из Марка Твена: «В России, если схватят мужчину, женщину или ребенка, у которого есть сколько-нибудь ума, таланта или характера, то этого человека прямиком отправляют в Сибирь. Это восхитительно! Это понижает общий интеллект общества до уровня царского». Что ж, здесь, как видим, есть и межпредметные связи. Хорошо и то, что авторы учебника не забывают сообщить школьникам, что Марк Твен – американский писатель-юморист. Интересно, что в 30-х годах XIX столетия в американском школьном учебнике истории о Николае и николаевской России говорилось почти то же самое и в тех же терминах.3

Из эпохи реформ Александра II в учебнике Эллис и Эслера выделяется только одно понятие – «земства», которое вводится наряду с термином «беженцы» и специфически русским термином «погром».

Россия начала XX века характеризуется как по-прежнему отсталая страна, где господствовали помещики, духовенство и коррумпированная бюрократия. Крестьянство жило в нищете. Средний класс был немногочисленным, так же как и рабочий класс. Из всех исторических персонажей этой эпохи больше всех повезло Григорию Распутину. Ему отведено почти две страницы. Понятно, экзотика. Иначе это не объяснишь.

Дальше – кровавые революции, гражданская война, голод, насилие. Справедливости ради заметим, что российские революции, включая большевистскую, рассматриваются как закономерные.

Как же освещается советский период истории? Прежде всего, показывается преемственность большевистского режима с царским. Общее для них – террор, опора на армию, тайную полицию, подавление индивидуальной свободы и свободы целых народов. Вот только на смену православию пришла новая государственная ортодоксия – марксизм-ленинизм. Сталинская внутренняя и внешняя политика вызывала подозрение и опасение на Западе. Это, между прочим, не позволило западным демократиям сблизиться с СССР перед лицом угрозы фашизма.

Вместе с тем, в учебнике отмечаются прогрессивные социальные изменения, произошедшие после 1917 года – успехи образования, здравоохранения, равноправие женщин. Рассказывается и о противоречивых последствиях индустриализации и коллективизации. Делается вывод о том, что марксовым идеям народовластия не суждено было осуществиться в Советской России. Власть перешла к новой элите. Ее составляли партийная верхушка, крупные хозяйственные руководители, военачальники, а также некоторые ученые, художники и писатели.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пособие выходит при финансовой поддержке  Перевод. Составление. Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование». От редакторов

    Книга
    Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н. Воскресенской и С. Шехтера. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта. М. 2004. Третье, переработанное издание.
  2. Основная образовательная программа основного общего образования вектор индивидуализации обучения в основной школе версия 0 от 24. 11. 2010 Москва, ноябрь 2010

    Основная образовательная программа
    Данная работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы проекта «Разработка  и апробация нормативных и инструментально-методических материалов,
  3. О преподавании права в 2009-2010 учебном году

    Реферат
    Ерохова Е.В., Макарова О.Е. Методическая разработка интегрированного урока право и ИКТ «Правовые нормы поведения человека в современно мире» 7 класс .
  4. Примерная программа является ориентиром и навигатором для образовательных учреждений на этапе разработки своих рабочих основных образовательных программ основного общего образования. Оглавление

    Примерная программа
    Данная работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы проекта «Разработка  и апробация нормативных и инструментально-методических материалов, обеспечивающих введение федеральных государственных
  5. Е. А. Марковская Теория и методика о рганизации профильного обучения: Санкт-Петербургский опыт Учебное пособие

    Учебное пособие
    Кривых С.В., Абдуллаева О.А., Алексашина И.Ю., Марковская Е.А. Теория и методика организации профильного обучения: Санкт-Петербургский опыт. Учебное пособие для специалистов по управлению образованием / Под редакцией И.

Другие похожие документы..