Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Доля отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, в отношении которых произведен капитальный ремонт...полностью>>
'Конспект'
1. Сухар В. Л. Розвиток мовлення. Конспекти комплексних занять. Середня група [Текст] / В. Л. Сухар. – Х. : Ранок, 2009. – 208 с. – (Дошкільна освіта...полностью>>
'Документ'
 636036, г. Северск Томской области, пр. Коммунистический 65, СГТА, один экз. машинописного текста и электронный вариант (на дискете 3,5). В оргко...полностью>>
'Документ'
«Карнавал» был написан Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Посчитав это произведение лишь музыкальной шуткой, после нескольких ...полностью>>

После чтения пособия. Весь предлагаемые материал разделен на три основных раздела: Раздел 1 «Теоретические аспекты сравнительного преподавания», Раздел 2 «Исторический аспект сравнительного анализа», Раздел 3 «Методические разработки занятий по граждановедению и обществознанию»

Главная > Методические разработки
Сохрани ссылку в одной из сетей:

(Проверка заполненных граф таблицы)

II. Слово учителя: В XVI в. невиданная дотоле страсть к путешествиям охватила половину Европы. Испания, Португалия, Англия, Голландия занялись хлопотной и рискованной подготовкой многочисленных экспедиций в Новый Свет – недавно открытую Америку. А что же Россия? Неужели не находилось среди русских смелых и предприимчивых людей, готовых добыть счастье в далёких и трудных походах? Таких людей в Московском государстве было достаточно.

(Работа с картой).

Куда могли отправиться русские путешественники? В Сибирь. Откуда произошло это название? Так называлась тогда небольшая территория в низовьях Тобола, где обитало племя «сипыр», «Сибирская земля».

Сообщение ученика о природе, населении и занятиях жителей Сибири.

  • Большая площадь лесов, тайги;

  • Суровый климат;

  • Родоплеменные отношения;

  • Занятия охотой и рыболовством;

  • Неравномерность расселения племён.

(Проверка заполнения граф таблицы).

Слово учителя: Проникновение русских в Сибирь началось с её северо-западного угла – с северного Зауралья.

Уже в XI–XII вв. сюда ходили ватаги новгородцев, добывавшие пушного зверя и выменивавшие у местного населения меха на железные изделия. За ними шли снаряжённые новгородскими боярами военные отряды, собиравшие дань мехами с обитавших здесь племён. В конце XV в. сюда ходили и московские рати.

В XVI в. движение русских охотников-промысловиков на северо-запад Сибири возросло. В то время существовало два основных пути из России в Сибирь – сухопутный и морской. Первый из них – «чрезкаменный», известный ещё новгородцам, – проходил по Печоре и её восточным притокам и далее через Камень (как называли тогда Уральский хребет) к притокам Нижней Оби.

Другой путь в Сибирь шёл «морем-окияном». Этим путём русские мореходы из Поморья ходили на промысел морского зверя в устья Оби и Енисея.

Обратите внимание насколько обходной и трудный путь в Сибирь. Почему? Восточные границы России были отрезаны Казанским и Сибирским ханствами.

Ликвидация в середине XVI в. Казанского ханства открыла более удобный и короткий путь в Сибирь – по Каме и её притокам. Однако оставалось ещё одно препятствие – Сибирское ханство, остаток некогда могущественной Золотой Орды. Это было паразитическое и довольно примитивное государственное образование, основанное на завоевании и жестокой эксплуатации местных племён пришедшей с юга военно-кочевой знатью, совершенно чуждой коренному населению. Устранить эту преграду и открыть в Сибирь широкий доступ для русских переселенцев выпало на долю отряда волжских казаков под предводительством Ермака. Результаты похода Ермака (1582 г.) были закреплены присылкой сюда отрядов стрельцов и основанием первых русских сибирских городов – Тюмени (основанной на месте татарского поселения в 1586 г.) и Тобольска (1587 г.). Этим было положено начало действительному освоению и присоединению Сибири к России. Русские получили возможность стать первооткрывателями страны, не уступавшей Новому Свету ни по территории, ни по природным богатствам.

Дальнейшее продвижение в Сибирь шло главным образом в восточном направлении, в слабозаселённые и наиболее богатые пушным зверем таёжные и тундровые районы, поскольку пушнина была одним из основных стимулов освоения Сибири на раннем его этапе.

В XVII веке Владимир Атласов совершил поход на Камчатку в 1697 – 1699 гг. Тем самым был достигнут «край и конец сибирской земли» и положено начало новому этапу географических открытий, связанных с изучением Тихого океана и Северо-запада Америки.

(проверка заполнения граф таблицы)

III. Работа с высказыванием монаха францисканского ордена Бартоломео де Лас Касас, участника освоения Америки.

«Они шли с крестом в руках и ненасытной жаждой золота в сердце».

  • О ком идёт речь?

  • Почему они шли с крестом в руках?

  • Почему с жаждой золота?

Примерные ответы:

В конце XV начале XVI века тысячи испанских солдат переправлялись в Новый Свет, добывая золото и завоёвывая всё новые и новые земли для испанской короны. Они считали войну едва ли не единственным занятием, достойным дворянина. Их стали называть конкистадорами – завоевателями. Конкистадоры были одержимы мыслью найти сказочную страну Эльдорадо, в которой золото, якобы, лежит прямо под ногами.

(Фрагмент фильма из серии «Исчезнувшие цивилизации»).

Перед учащимися ставится проблемный вопрос: Европейцы утверждают, что они открыли доколумбовы цивилизации Америки. Потомки индейцев убеждены, что европейцы закрыли эти цивилизации для истории человечества. Кто из них прав? Как вы поняли это высказывание?

(Проверка заполнения граф таблицы).

Работа с учебным текстом и вопросами к нему.

Русское правительство старалось избегать насильственных методов, проводило покровительственную политику по отношению к коренному населению. Конечно, при этом оно руководствовалось не столько принципами гуманности, сколько соображениями собственной выгоды. Будучи заинтересовано в сохранении большого количества «ясачных людей» (т.е. данников) и поддержании их платёжеспособности, правительство пыталось, хотя и не всегда успешно, оградить коренное население от произвола и лихоимства местной администрации. В царских грамотах и «наказах» (инструкциях) местным властям постоянно предписывалось действовать по отношению к «ясачным людям» «не жесточью, а ласкою», чтобы их не «ожесточить» и не «отогнать от государевой милости». Запрещалось взимание ясака «правежом», т.е. с помощью прямого физического воздействия. Власти почти не вмешивались во внутренние дела ясачных волостей, управление которыми было оставлено в руках родоплеменной знати. Русским людям разрешалось селиться только «на пустых местах и у ясачных людей угодий не отнимать». Не разрешались насильственное крещение, обращение в холопы и продажа «ясачных людей». И хотя все эти меры были продиктованы интересами казны, тем не менее, они сыграли большую роль в создании условий, облегчавших налаживание совместной жизни русского и других народов Сибири в рамках единого государства.

Крестьяне-земледельцы тем более не искали столкновений с коренными жителями, т.к. шли в Сибирь не грабить, а заниматься привычным мирным делом. Малочисленность населения и его разбросанность на огромном пространстве, наличие громадного количества неиспользуемых земель, разрешение крестьянам селиться только на свободных землях сводили к минимуму столкновения на хозяйственной почве. В целом между русским и нерусским населением складывались мирные и добрососедские отношения. Только в этих условиях даже самые малые – однодворные и двухдверные – русские поселения могли спокойно существовать в окружении ясачных юрт. Сами переселенцы-крестьяне с удовлетворением отмечали, что местные жители «не спорят, дают селиться спокоем», что «спору... с ними не бывало, жили в совете». Налаживанию хороших отношений с коренным населением способствовало также отсутствие у русских какого-либо высокомерия, чувства превосходства, что проявилось, в частности, в распространении смешанных браков.

Вопросы:

  1. Как относились переселенцы к местному населению Сибири?

  2. Что делало русское правительство для сохранения «ясачных» людей?

(Проверка заполнения граф таблицы).

Проблемное задание:

Подумайте, почему таким разным было отношение к местному населению переселенцев в Америке и в Сибири?

Примерные ответы учеников:

  • Разные цели освоения территорий;

  • Разное отношение к людям, отличающимся от европейцев.

Слово учителю: Десятки тысяч людей покидали родную землю и пускались в странствия, на поиски богатства и славы. Презирая лишения и опасности, они стремились устроить свою жизнь в неведомых заморских странах так, как не получалось устроить её у себя на родине. Подумайте, кто и с какой целью уезжал с насиженных мест?

Примерные ответы учеников:

  • Крестьяне, лишившиеся своей земли для обретения её;

  • Купцы – за новыми товарами;

  • Священнослужители – для обращения в свою веру местных жителей;

  • Предприниматели – для расширения своего дела;

  • Беглые преступники – прятались от закона;

  • Пуритане – строить жизнь по заветам строго пуританской веры и морали.

Слово учителю: Кого манила к себе Сибирская земля? Какую цель преследовали эти люди, покидая родные края?

Примерные ответы учеников:

  • Крестьяне – от гнёта феодалов;

  • Охотники-промысловики – для добычи пушнины;

  • Предприниматели, вольные промышленники – для открытия своего дела;

  • Отряды служилых людей, приводившие под «высокую государеву руку» местное население и облагавшие его «ясаком»;

  • Беглые преступники – от закона;

  • Казаки – от власти государства.

(Проверка заполнения граф таблицы)

IV. Каково значение освоения Америки и Сибири для государств-экспансионистов и местного населения учащиеся рассматривают в группах, работая с учебными текстами.

Текст для первой группы:

В XVII в. поток русских первопроходцев неудержимо устремляется в Сибирь. В то время как на западе каждый клочок земли, каждый город, каждая крепость приобретались Россией ценой тяжких усилий и огромных потерь, восточные границы отодвигались всё дальше и дальше с невероятной быстротой.

В начальный период освоения Сибири русское население не имело возможности возделывать пашню в плодородной лесостепной и степной зоне Южной Сибири, подвергаясь в этих местах нападениям воинственных племён. Приходилось создавать земледельческое хозяйство в условиях сибирской тайги, отвоёвывая у леса участки земли под пашню. Уже в XVII в. возделанные пашни появились почти на всём протяжении Сибири с запада на восток. К концу XVII в. Сибирь уже избавилась от необходимости ввозить хлеб из-за Урала. Создание основ сибирского пашенного земледелия – одна из самых замечательных страниц в истории освоения Сибири. Заселение и одновременно хозяйственное освоение русским народом этой огромной территории сыграли решающую роль в том, что уже в ходе присоединения Сибирь становилась органической частью Российского государства. Уже к концу первой четверти XVIII в. русские составляли не менее 70% всего населения Сибири.

Вхождение народов Сибири в состав России, хотя и сопряжённое с угнетением и эксплуатацией со стороны государства, способствовало преодолению их изолированности от цивилизованного мира и создавало более благоприятные условия для дальнейшего хозяйственного и культурного развития этих народов.

Для народов Сибири одним из важных последствий их вхождения в состав России было прекращение межродовых и межплеменных усобиц. Благодаря этому выросла общая численность коренного населения, ускорились процессы формирования крупных народностей из разрозненных племён и национальных групп. На современной этнической карте Сибири мы не встретим названий многих племён XVII в. Это отнюдь не означает, что они были истреблены или вымерли. Они вошли в состав более крупных народностей или слились с русским населением.

Таким образом, присоединение Сибири к России имело огромное значение не только для русского народа, но и для народов Сибири. Включение их в состав государства с более развитой экономикой и более высокой культурой создало условия для существенного ускорения хозяйственного, социального и культурного развития этих народов.

Текст для второй группы:

Для развития Европы открытия имели колоссальное значение. Были открыты новые полезные культуры. Европейцы научились выращивать кукурузу, томаты, картофель, тропически фрукты.

Радикально преобразилась европейская торговля. Ее главные пути переместились из Средиземного моря в Атлантику.

В Европу хлынул поток драгоценных металлов. Цены на товары резко выросли, что сделало выгодными разнообразные торговые операции, что обогатило предпринимателей.

В результате открытий начала складываться мировая колониальная система. Для народов субконтинента закончился тысячелетний период внутреннего развития.

В XVI веке начинается бурное развитие географии, медицины, биологии Фантастические представления о мире уходили в прошлое. На смену им шло научное осмысление природных явлений.

К середине XVI века европейцы подчинили себе народы Нового Света и присвоили их территории. Они умело использовали слабость аборигенов, их разрозненность и вражду. Успех европейцев обеспечило и военно-техническое превосходство, особенно конница. Лошади вызывали у индейцев суеверный страх

Индейцы оказались беззащитными перед завезенными из Европы болезнями: оспой, корью, гриппом.

Мышление первооткрывателей еще было в значительно степени средневековым. Поэтому многим европейцам индейцы казались низшими существами или даже порождением дьявола. В Европе началась полемика относительно прав завоевателей и покоренных народов. Завоеватели уничтожили складывавшийся столетиями социальный уклад древнеамериканских народов, все основы их жизни. Разрушению подвергались грандиозные оросительные системы, посевы, средства общения, целые города селения. Пришельцы яростно обрушивались на языческие верования, храмы, жрецов.

Еще в XIX веке вовлечение индейцев в русло западноевропейской цивилизации рассматривалось как безусловно положительный факт: предполагалось, что аборигены получили возможность приобщиться к высоким достижениям европейской культуры. Ныне трудно с этим согласиться. Незваные цивилизаторы обрекли индейцев на истребление, а выживших – на изоляцию. До сих пор многие потомки создателей древних американских цивилизаций прозябают в глуши, чувствуя себя униженными и отверженными на родной земле.

Учащиеся обмениваются информацией и делают выводы.

Литература:

  1. Учебник «Новая история» 15-XVIII век. Мишина И.К., Жарова Л.Н. – М., Русское слово-2002 г.

  2. Пособие «История США» Б.Д.Козенко, Г.Н.Севостьянов – журнал «Преподавание истории в школе» , № 1,97

  3. История раннего нового времени. А.Безносов. – газета «История» – еженедельное приложение к газете «Первое сентября» – № 3, 97 г.

РАЗДЕЛ 3.

«Гражданская война в США. Независимое расследование».

Щербакова Г.Р. (Волгоград)

Цели урока: 1. Изучить причины, основные события, итоги и значение гражданской войны.
2. Используя средства эмоционального воздействия, донести до сознания учащихся мысль об особой трагичности братоубийственной гражданской войны, проведя аналогии с российской историей.

Понятия для усвоения: гражданская война, буржуазная революция, плантационное рабство, конфедерация, республиканцы и демократы, гомстеды.

Урок истории в 8 классе

Организация работы: разделить учащихся класса на три учебные группы: первая группа – эксперты, получают опережающие задания, знакомят класс с основными моментами истории США XIX века, выносят оценочные суждения, вторая и третья группы – представляют и защищают воззрения южан и северян.

Средства обучения: кроме учебных и методических пособий по истории гражданской войны, использовать аудио – материалы (популярные американские мелодии в стиле кантри, блюзы), видео – материалы (сцены голливудского фильма «Унесенные ветром»), любое издание романа М. Митчелл «Унесенные ветром», отрывки из книг М. Горького «Несвоевременные мысли» и И. Бунина «Окаянные дни» (также любое издание).

  1. США в XIX веке. Различия в экономическом развитии северных и южных штатов (материал для группы экспертов).

После обретения независимости США стали развиваться быстрыми темпами. Был завершен промышленный переворот, в несколько раз увеличилась емкость внутреннего рынка, выросли численность населения и территория страны. США заняли лидирующее место в мире по объему промышленного производства, протяженности железных дорог, использованию современных технологий.

В силу различия природных условий, по-разному шло развитие северных и южных штатов страны. Север переживал бурный промышленный подъем, там активно строились фабрики и заводы, прокладывались каналы и железные дороги. Накануне гражданской войны Нью-Йорк стал городом с миллионным населением. Сельское хозяйство Севера представляли фермеры, активно внедряющие капиталистические методы в сельскохозяйственное производство. Но земли на хватало и взоры фермеров все чаще обращались на запад, где свободных земель было в изобилии.

Сельскохозяйственный Юг переживал расцвет плантационного земледелия. Половину всего американского экспорта в середине XIX века занимал хлопок. «Юг процветал, весь мир требовал хлопка и девственная плодородная земля рождала его в изобилии. Он был дыханием ее сердца, его посевы и сборы – пульсацией крови в жилах Юга» (здесь и далее цитируется роман «Унесенные ветром»). Если в начале XIX века США вывозили 35 млн. фунтов хлопка, то в 1860 г. – уже 1,5 млрд. фунтов. Однако промышленность на Юге развивалась очень слабо. Южные штаты давали всего 15% удельного веса промышленной продукции, тогда как северные – 85%.

По-разному решали северяне и южане проблему рабочей силы. Промышленники Севера старались восполнить ее нехватку использованием новейших технологий. А плантаторы Юга – увеличением числа рабов. Но труд рабов, несмотря на систему жестоких наказаний, и непрестанного контроля, был непроизводителен. Рабам нельзя было доверить сложную технику, на плантациях невозможно было применять севооборот, удобрения, улучшенные породы скота. Поэтому земля плантаций быстро истощалась, падали ее урожайность и прибыльность, и плантаторы стремились занять новые участки земли, расширяя плантационное рабство на свободные западные земли. Власть, осознавая безнравственность и бесперспективность рабства, пыталась бороться с этим явлением. Так, в 1809 году был принят закон, запрещающий ввоз рабов в страну. Но их число продолжало неуклонно расти, и увеличилось за первую половину XIX века с 1 миллиона до 3,5 миллионов человек.

Как вы думаете? Можно ли считать верным утверждение, что «в южных штатах был рабовладельческий строй»?

Конечно, нет. И на Севере, и на Юге господствовали капиталистические отношения, рабство было особым порядком (укладом) внутри капиталистического строя. Хозяйство плантаторов было ориентировано на рынок. Рабовладельцы Юга так же, как и промышленники Севера вкладывали свои капиталы (на Юге – в землю и рабов), чтобы получить прибыль. Наряду с трудом рабов на Юге применялся труд наемных рабочих, имелись фабрики и железные дороги, хотя и в гораздо меньшем количестве, чем на Севере. Но, являясь порождением капиталистических отношений, рабство существенно тормозило их дальнейшее развитие.

  1. Идеал деятельности северянина и южанина. Их политические пристрастия (материал для экспертов).

Население Севера значительно превышало численность южан. В северных штатах проживало к началу гражданской войны – 23 млн. человек, в южных – 9 млн. человек, причем из них 3,5 млн. рабов. Типичный северянин (янки) отличался такими личными качествами как трудолюбие, решительность, бережливость, практичность, вера в собственные силы, успех. Это для него существовал девиз: «Время – деньги!».

Типичный южанин был совсем другим. «Вместе с хлопком росли его самонадеянность и спесь. Уверенность в завтрашнем дне порождала неуемную жажду жизни, алчную тягу ко всем ее благам. Дело всегда можно было бросить ради охоты, рыбалки или скачек, не проходило недели, чтобы кто-нибудь не закатил бы пикника и не устроил бы бал». Южане свято чтили законы гостеприимства, дуэльный кодекс, подчеркнуто рыцарское отношение к дамам. Они ненавидели янки за то, что те пытаются вмешиваться в их жизнь, осуждая рабство. Ведь, по мнению южных плантаторов, рабы – это дети, они не смогут прожить без опеки хозяина, который наставит их на путь истинный, заставит работать, будет заботиться о них в тяжелые годы.

Интересы северян отстаивала республиканская партия. Республиканцы выступали за бесплатную раздачу земель на Западе, за запрет распространения рабства, за установление высоких протекционистских тарифов на ввоз в страну английских промышленных изделий.

Демократы защищали интересы южных плантаторов: сохранение рабства, его распространение на западные земли, снижение тарифов на зарубежные промышленные товары, т.е. за сохранение колониальных черт в экономике.

Борьба между республиканцами и демократами была не просто борьбой за политическую власть. Победа той или иной стороны означала выбор дальнейшего пути для развития страны на долгие годы вперед.

В 1860 году президентом США становится республиканец Авраам Линкольн, осуждающий рабство, выступающий против его распространения на новые земли. Линкольн говорил: «Если рабство не зло, то зла в мире вообще нет». Но Линкольн не стоял за немедленную отмену рабства без всякого выкупа. Он был за компромиссное соглашение с рабовладельцами. Однако плантаторы не захотели мириться с тем, что президентом стал противник рабства. Восемь южных штатов заявили об отделении от США, они создали свою Конфедерацию с центром в Ричмонде и избрали своим президентом крупного плантатора Дэвиса. Южане в апреле 1861 года обстреляли и захватили форт Самтер. Линкольн объявил южан мятежниками и провозгласил набор ополчения. Так началась гражданская война – война между гражданами одной страны, война, унесшая жизни сотни тысяч американцев. Особая трагичность такой войны, будь то Россия, Испания или Америка в том, что в ней нет, и не может быть победителей и побежденных, что пролитая кровь соотечественников сводит на нет любую радость от одержанной победы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа государственого образовательного учреждения средней общеобразовательной школы

    Основная образовательная программа
    Директор школы Дониченко Ольга Георгиевна награждена медалью "В память 850-летия Москвы" (1997г.)" и нагрудным знаком "Почетный работник общего образования РФ" (2001г.
  2. Пособие выходит при финансовой поддержке  Перевод. Составление. Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование». От редакторов

    Книга
    Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н. Воскресенской и С. Шехтера. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта. М. 2004. Третье, переработанное издание.
  3. О преподавании права в 2009-2010 учебном году

    Реферат
    Ерохова Е.В., Макарова О.Е. Методическая разработка интегрированного урока право и ИКТ «Правовые нормы поведения человека в современно мире» 7 класс .
  4. Одавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / Москва, 19-20 ноября 2008г

    Документ
    Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции /(Москва, 19-20 ноября 2008г.
  5. Е. А. Марковская Теория и методика о рганизации профильного обучения: Санкт-Петербургский опыт Учебное пособие

    Учебное пособие
    Кривых С.В., Абдуллаева О.А., Алексашина И.Ю., Марковская Е.А. Теория и методика организации профильного обучения: Санкт-Петербургский опыт. Учебное пособие для специалистов по управлению образованием / Под редакцией И.

Другие похожие документы..