Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
Ученые, нашедшие лакорийцев, решают, что разглашение уцелевших сведений об пришельцах несвоевременно и принимают решение об охране их тайны. В романе...полностью>>
'Документ'
науковий журнал має статус ВАКівського видання, у ньому публікуються статті на трьох мовах: українській, російській та англійській. 40-річний ювілей ...полностью>>
'Документ'
Стипендія за міжнародною програмою магістерського рівня "Розробка інтегрованих систем і схем" (Scholarship for the international master deg...полностью>>
'Литература'
П. "Оранжевый портрет с крапинками", "Мальчик со шпагой" Платонов А. П."Корова" Паустовский К....полностью>>

После чтения пособия. Весь предлагаемые материал разделен на три основных раздела: Раздел 1 «Теоретические аспекты сравнительного преподавания», Раздел 2 «Исторический аспект сравнительного анализа», Раздел 3 «Методические разработки занятий по граждановедению и обществознанию»

Главная > Методические разработки
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РАЗДЕЛ 3 Методические разработки занятий по граждановедению и обществознанию.

Урок – телепередача «Новости правосознания».

Ветрова С.В. (Орел)

Цели занятия: после занятия школьники смогут

  • объяснить термин «правосознание»

  • познакомиться с мнением американских школьников об уровне правосознания в Вашей школе, районе, городе и с факторами, влияющими на правосознание

  • познакомиться с проблемами формирования правосознания в России и вариантами решения этих проблем российскими школьниками;

  • продолжить формирование умений анализировать информацию, делать выводы, высказывать собственную точку зрения

  • задуматься над сложностью и необходимостью повышения правовой культуры

Подготовительный этап.

Занятие требует предварительной подготовки для сбора материала, проведения анкетирования или интервью, разработки определенного блока «Новостей». На уроке необходимо иметь карты России и США.

К данному занятию

  • готовятся и переводятся на английский язык размышления российских школьников о проблемах, уровне российского правосознания.

  • необходимо создать 5 рабочих групп, которые могут быть сформированы или в ходе урока, или накануне урока. Каждая из групп получит свое задание; на занятии участники групп будут представлять уже готовый продукт.

I группа – «Новости науки»

Учащиеся I группы:

  • выбирают научные определения термина «правосознание» (из российских и американских источников);

  • разрабатывают схему «Правосознание».

Состав группы и алгоритм учебных шагов:

Один, два или три ученика могут быть журналистами: они выбирают из разнообразных источников определения термина «правосознание», разрабатывают схему компонентов правосознания и знакомят с данными материалами диктора. Участники группы могут воспользоваться Приложением 1, где даны различные определения правосознания и Приложением 2 со схемой 1, 2.

Один – диктор: составляет текст выступления.

Один – гример, один – имиджмейкер: они продумывают внешний вид, манеры, дают рекомендации по расстановке смысловых акцентов в выступлении. Информацию об особенностях работы имиджмейкера можно найти по адресу /information/imagemkr.htm

Учитель может предложить и другие роли в случае необходимости (по собственному сценарию)

II группа – «Общественное мнение»

Перед занятием участники группы проводят мини – опрос или анкетирование учащихся своего класса, школы, жителей района.

Состав группы:

1-3 ученика – журналисты. Они разрабатывают вопросы анкеты самостоятельно или могут использовать имеющуюся примерную анкету (см. ниже).

5-6 учеников – волонтеры для обработки данных.

1 ученик – диктор. Он озвучивает результаты анкетирования и дает комментарий.

III группа. «Международные новости»

Целью работы этой группы является обработка материалов предварительного задания – сочинений российских школьников по проблеме правосознания. Школьники должны выбрать наиболее интересные мнения и познакомить с ними аудиторию.

Состав группы:

1-3 ученика – журналисты-международники. Они читают, выбирают и составляют нужный объем текста для диктора.

один ученик – диктор

IV группа. «Метеобюро»

Целью работы этой группы является подготовка «прогноза погоды» правосознания. Учащиеся имеют возможность воспользоваться схемой 3 (см. Приложение). Здесь под циклонами подразумеваются факторы, влияющие на снижение уровня правосознания, а под антициклонами – факторы, влияющие на повышение уровня правосознания, прогноз – вывод из всего вышесказанного. Участники группы должны описать прогноз «погоды» на ближайшее будущее.

Состав группы:

два-три ученика – сотрудники «метеослужбы»: они готовят материал о циклонах и антициклонах, т.е. факторах, определяющих уровень правосознания.

один ученик – диктор, который озвучивает результаты работы метеослужбы.

V группа «Реклама»

Цель этой группы – создание рекламных роликов (одного-двух, по желанию участников). Можно предложить примерные темы или сюжеты, например, «Соблюдайте законы – это гарантия безопасности Вас и Вашей семьи», «Мои права – моя крепость».

Состав группы:

1-2 ученика – сценаристы – они пишут сценарий для рекламы;

один оператор – если есть возможность снять ролик на видео и продемонстрировать его в ходе урока;

актеры – их количество определяется сюжетом ролика.

Ход программы.

  1. «Новости науки» 7 мин

  2. Реклама «Соблюдайте законы» 3 мин

  3. «Общественное мнение» 7 мин

  4. Реклама «Мои права» 3 мин

  5. «Международные новости» 7 мин

  6. «Прогноз погоды» правосознания. 7 мин

  7. Подведение итогов – 3 мин, технические перерывы – 3 мин

Приложение № 1

«Правосознание – идеи и представления людей о праве. Правосознание отражает понимание людьми прав и обязанностей, их представления о существующем праве».

Из Энциклопедии Бухгалтера.

– «Правосознание – сфера общественного, группового и индивидуального сознания, связанная с отражением правозначимых явлений и обусловленная правозначимыми ценностями, правопониманием».

Из энциклопедии Глосс Эк. Издательство EDI – PRESS.

– «Правосознание – совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным».

Из энциклопедии БСЕ. Рубрикон

– «Правосознание – совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.

Индивидуальное правосознание – совокупность представлений и чувств, выражающих отношение конкретного индивида к праву и правовым явлениям в общественной жизни.

Групповое правосознание – совокупность представлений и чувств, выражающих отношение тех или иных социальных классов, слоев общества, профессиональных сообществ, к праву и правовым явлениям в общественной жизни.

Массовое правосознание – совокупность представлений и чувств, выражающих отношение к праву и правовым явлениям, которое характерно для нестабильных временных объединений людей.

Общественное правосознание – совокупность представлений и чувств, выражающих отношение макроколлективов к праву и правовым явлениям в общественной жизни.

Л.С. Соминич . Теория государства и права, Москва, 2000

Приложение 2.

Схема № 1

Классификация видов

правосознания




По носителям

По уровню


обыденное


индивидуальное


групповое


научное


массовое


профессиональное


общественное




Схема № 2

Функции

правосознания



Познавательная

Регулятивная


Оценочная


Приложение 3.

Примерные вопросы анкеты:

1. Уважают ли граждане Вашей страны законы?

  • Да, большинство

  • Да, но не все

  • Да, но лишь некоторые

  • Нет, не уважают

2. Нужно ли изучать законы?

  • Да, законы своей страны нужно знать

  • Да, для того чтобы в любой жизненной ситуации опираться на закон

  • Да, для того чтобы знать, как их обойти

  • Нет, это лишь ограничивает мою свободу

3. Что для Вас в жизни имеет наибольшую ценность (расставьте в порядке значимости)?

  • Мир

  • Дом

  • Право

  • Благополучие

  • Безопасность

  • Семья

4. Нужно ли знать права человека?

  • Да, это позволяет уважать себя и других

  • Да, это позволяет уважать себя

  • Да, так как об этом много говорят

  • Нет, так как это сковывает поведение

5. Доводилось ли Вам отстаивать свои права?

  • Да, часто

  • Да, но редко

  • Да, один раз

  • Нет никогда

6. Что, на Ваш взгляд влияет на уровень правосознания граждан (расставьте по степени значимости)?

  • Школа

  • Семья

  • Социум

  • СМИ

  • Уровень жизни в стране

  • Уровень жизни конкретного человека

  1. Должно ли государство каким-то образом влиять на уровень правосознания?

  • Да, посредством образовательных учреждений

  • Да, совершенствуя законодательство

  • Да, ужесточая законодательство

  • Да, поддерживая определенный уровень жизни

  • Нет, так как это личное дело каждого

  1. Хотите ли Вы жить в государстве, где соблюдаются законы и Ваши права?

  • Да, но это не возможно

  • Да, я живу в таком государстве

  • Да, я сам законопослушный гражданин

  • Нет, я не законопослушный гражданин

РАЗДЕЛ 3.

Тема: Гражданство и проблемы натурализации в США и России

(сравнительный анализ приобретения гражданства в США и России).

Матюхин И.В. (Орел)

Урок обществознания – 10 класс.

В ходе урока учащиеся смогут:

  • познакомиться с понятиями «гражданство», «натурализация»; с содержанием законов о гражданстве США и РФ;

  • провести сравнительный анализ юридических документов, продолжить формирование умений делать выводы, сотрудничать в процессе групповой работы;

  • задуматься о важности понятия «гражданство» для каждого человека, разобраться в причинах, по которым люди стремятся стать гражданами того или иного государства.

Ход занятия.

I этап. Расскажите школьникам реальную ситуацию, связанную с темой гражданства. По закону, служить в российской армии могут только граждане России. Однако, как выяснилось, это далеко не так. Наиболее яркий пример, известный, пожалуй, всей стране, – история служащего в 201-й российской дивизии в Таджикистане прапорщика Олега Козлова и его семьи. Еще в 1994 году Козлов получил звание Героя России за бои на таджикско-афганской границе, однако российского паспорта удостоился только после личного телевизионного обращения к Президенту В. Путину.

З

Гражданство – устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Гражданство Российской Федерации приобретается (из Закона о гражданстве РФ):
а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации.

В современных демократических государствах, как правило, нет дискриминации по признаку пола, расы, профессии, вероисповедания, национальности. Но остается один – наличие или отсутствие гражданства, получить которое, оказывается, не во всех странах просто, в том числе и в России. Новый закон «О гражданстве РФ», существенно ужесточил требования к желающим получить российский паспорт.

а последние несколько лет в стране появилось значительное число – сотни, если не тысячи – молодых людей из числа граждан бывшего СССР, которые, не являясь гражданами России, тем не менее, отслужили в российских Вооруженных силах по призыву. Многие из них проходили службу в Чечне, имеют ранения или увечья.

Задайте школьникам вопрос: «Почему большинство людей стремятся получить гражданство?» (ученики могут назвать такие причины, как защита государством гражданина, социальные гарантии, полноценное участие в политической жизни).

II этап. Предоставьте учащимся возможность (самим, работая с текстом, или с помощью учителя) познакомиться с информацией о приобретении гражданства в России и США.

Проживание на территории государства не делает человека автоматически его гражданином. В США каждый год приезжает более миллиона иммигрантов. Им предоставляют вначале вид на жительство, и они пользуются почти всеми правами, какими пользуются граждане-американцы: и медицинской страховкой, и пособием по безработице, и различными социальными дотациями, могут получить лицензию и устроиться работать и т.д. Но они лишены одного – избирательного права и права быть избранными на государственные посты. Их называют просто резидентами.

В США иммигранту после получения вида на жительство надо прожить еще несколько лет, чтобы получить право голосовать. Лишь после этого он считается гражданином США. Процесс обретения таких прав именуется натурализацией – принятием лица по его просьбе в гражданство или подданство какого-либо государства (напр., в случае долголетнего проживания). Стало быть, до этого момента человек не считается гражданином страны.


А вот как это происходит в США, куда эмигрируют со всего света миллионы людей.

III этап. Работа в группах.

Сформируйте 3 рабочие группы учащихся и раздайте каждой группе тексты с вопросами (см. Приложение): – группе № 1 – Рабочий лист № 1 , извлечение из федерального закона о гражданстве РФ – статья 13 «Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке»

группе № 2 – Рабочий лист № 2, статья 16 «Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации» и статья 19 «Выход из гражданства Российской Федерации»;

группе № 3 – извлечение из свода законов США: «Иностранные граждане и гражданство» (часть II); «Гражданство, приобретаемое в порядке натурализации».

Результаты работы групп, оформленные в виде текстовых таблиц, учащиеся вывешивают на доску и объясняют для всех участников занятия (по ходу выступления групп информация записывается в рабочих тетрадях всеми учениками).

Комментарий. Если количество учеников в трех группах будет велико, то каждую группу можно разбить на 2 подгруппы. Одна из подгрупп будет излагать результаты работы у доски, а вторая может ее дополнять или у доски могут выступать два ученика – представители подгрупп.

IV этап. Обсудите результаты работы в группах и заполните таблицу «Сходство и различия американского и российского законодательства о гражданстве».

Для организации обсуждения используйте материалы работы групп, а также раздайте всем Рабочий лист №4 – таблицу «Как приобрести и потерять гражданство в США» (стр. 130, учебник «Обществознание» Кравченко А.И.) и используйте следующие вопросы:

1. Выделите общее и особенное в законодательстве двух стран, касающееся условий приёма в гражданство. Чем, по вашему мнению, можно объяснить различия?

2. Выделите общее и особенное в законодательстве двух стран, касающееся условий отказа в получении гражданства.

3. Какие факты вызвали у вас повышенный интерес?

4. Какие выводы можно сделать на основании известной вам информации?

Таблица 1. «Сходство и различия
американского и российского законодательства о гражданстве».

сходство

различие

условия приема в гражданство (приобретения гражданства)

условия отказа в получении гражданства

V этап. Подведите итоги урока и предложите домашнее задание: поразмышляйте над проблемой – не вступают ли в противоречие законы о гражданстве с одним из фундаментальных прав человека на свободу передвижения и место жительство?

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Рабочий лист № 1

Прочитайте статью 13 Федерального закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» и выполните следующее задание:

  1. Перечислите условия получения гражданства Российской Федерации.

  2. Укажите особые условия получения гражданства в Российской Федерации.

  3. Оформите свои выводы в виде текстовой схемы.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»

Статья 13. Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке.

1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года;

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию…

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

2. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом «а» части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;

б) состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации;

г) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

д) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

е) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

3. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

Рабочий лист № 2

Прочитайте статьи 16 и 19 Федерального закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» и выполните следующее задание:

  1. Перечислите условия отказа в получении гражданства Российской Федерации.

  2. Опишите процедуру выход из гражданства Российской Федерации?

  3. Оформите свои выводы в виде текстовой схемы.

Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской (извлечение)

Статья 16. Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации.

Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания);

з) не имеют законного источника средств к существованию на день обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или в течение пяти лет непрерывного проживания на территории Российской Федерации, если иной срок проживания на территории Российской Федерации, являющийся условием для обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, не установлен настоящим Федеральным законом.

Статья 19. Выход из гражданства Российской Федерации.

Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица…

Рабочий лист № 3

Прочитайте текст – извлечения из Свода законов США и выполните следующее задание:

  1. Перечислите условия для получения гражданства, приобретаемого в порядке натурализации.

  2. Кому может быть отказано в получении гражданства в США?

  3. Оформите свои выводы в виде текстовой схемы.

Комментарий. США, Канада и Австралия находились в числе тех стран, которые на протяжении XX столетия охотно предоставляли иммигрантам права гражданства, увеличивая тем самым рабочую силу, расширяя сферу производства и услуг, наращивая экономическую мощь. В конце столетия они начали ограничивать выдачу виз, сдерживая нарастающий приток желающих поселиться в этих странах. В посольствах ужесточились требования на въезд.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа государственого образовательного учреждения средней общеобразовательной школы

    Основная образовательная программа
    Директор школы Дониченко Ольга Георгиевна награждена медалью "В память 850-летия Москвы" (1997г.)" и нагрудным знаком "Почетный работник общего образования РФ" (2001г.
  2. Пособие выходит при финансовой поддержке  Перевод. Составление. Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование». От редакторов

    Книга
    Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н. Воскресенской и С. Шехтера. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта. М. 2004. Третье, переработанное издание.
  3. О преподавании права в 2009-2010 учебном году

    Реферат
    Ерохова Е.В., Макарова О.Е. Методическая разработка интегрированного урока право и ИКТ «Правовые нормы поведения человека в современно мире» 7 класс .
  4. Одавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / Москва, 19-20 ноября 2008г

    Документ
    Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции /(Москва, 19-20 ноября 2008г.
  5. Е. А. Марковская Теория и методика о рганизации профильного обучения: Санкт-Петербургский опыт Учебное пособие

    Учебное пособие
    Кривых С.В., Абдуллаева О.А., Алексашина И.Ю., Марковская Е.А. Теория и методика организации профильного обучения: Санкт-Петербургский опыт. Учебное пособие для специалистов по управлению образованием / Под редакцией И.

Другие похожие документы..