Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
4.2 Содействие совершенствованию механизмов использования государственного и муниципального имущества, земельных отношений для развития малого предпр...полностью>>
'Урок'
Возьмите интервью у своей мамы и запишите его. Дети по желанию зачитывают свои интервью. Наиболее интересные вопросы дети записывают в тетради, чтобы...полностью>>
'Регламент'
1.1. Административный регламент рассмотрения обращений граждан должностными лицами и органами местного самоуправления Каргасокского сельского поселен...полностью>>
'Исторический очерк'
БИБЛИОГРАФИЯ — не приводится, ибо в тексте приведены пространные выдержки из различных книг, журналов и статей с точными данными, когда и где это нап...полностью>>

После чтения пособия. Весь предлагаемые материал разделен на три основных раздела: Раздел 1 «Теоретические аспекты сравнительного преподавания», Раздел 2 «Исторический аспект сравнительного анализа», Раздел 3 «Методические разработки занятий по граждановедению и обществознанию»

Главная > Методические разработки
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Партия действия конституции (Constitution Action Party).

  • Гуманистическая партия (Humanist Party).

    Основные политические партии России 1905-1917 гг.

    Название

    Лидеры

    Программные требования

    ЛИБЕРАЛЫ

    Конституционно-демократическая партия (Партия народной свободы)

    Кадеты

    Образовалась в октябре 1905

    П.Н.Милюков

    В.Н.Вернадский

    И.И.Петрункевич

    П.Б.Струве

    Идеал – конституционная монархия(до марта 1917)

    Равноправие граждан перед судом и законом

    Избирательное право устанавливается в зависимости от воли местного населения

    Дума должна иметь законодательные полномочия,

    Правительство ответственно перед Думой

    Аграрный проект составил Н. Кутлер. Он предусматривал передачу за выкуп части помещичьих земель крестьянам, не затрагивая «образцовые хозяйства»

    Выступали за легализацию профсоюзов, социальное законодательство. В национальном вопросе выступали за автономию Финляндии.

    Выступали против политики Столыпина, критиковали ее.

    Союз 17 октября

    Октябристы

    Образовалась в ноябре 1905

    А.И.Гучков

    Шипов

    Родзянко

    Праволиберальная партия, выражала интересы крупного финансового капитала.

    Выступали за сильную уверенную в себе монархию

    За единую неделимую Россию, отстаивая преимущества русских предпринимателей перед предпринимателями других наций

    За законодательную Думу, которая могла бы влиять на проведение политики

    Признавали право рабочих на стачки и профсоюзы

    Оказали поддержку С.Ю.Витте осенью 1905 года

    Поддержали столыпинские реформы

    Обладали большинством в 3 и 4 Думах, которые можно назвать «октябристским маятником», так как октябристы балансировали между правыми и кадетами

    Выступали за проведение жесткой политики в отношении революционеров

    Прогрессивная партия

    Прогрессисты –

    Образовалась в 1912

    Н. Рябушинский

    Заняли нишу между октябристами и кадетами. Образование этой партии свидетельствовало о растущей оппозиционности буржуазии режиму. Выступали за предание Думе реальных законодательных полномочий, министры должны отвечать перед Думой

    Активизировались в период первой мировой войны.

    Участвовали вместе с октябристами и кадетами в создании «Прогрессивного блока» летом 1905 года и составлении «теневого кабинета»

    КОНСЕРВАТОРЫ

    Союз русского

    народа

    Образовалась в

    Ноябре 1905

    Н. Дубровин

    Н. Марков

    В. Пуришкевич

    В. Шульгин

    Крайне реакционная шовинистическая монархическая партия. Выступала за сохранение неограниченного самодержавия, борьбу с бюрократией, за сохранение за Думой законосовещательных полномочий, правительство ответственно перед царем.

    Должны быть обеспечены права русского народа,

    Расширены права православной церкви

    Выступали с антисемитскими лозунгами, за

    Насильственное отселение евреев из России

    Боевые дружины партии назывались «черными сотнями»

    Совет объединенного дворянства

    Члены императорской семьи

    Выступали за сохранение самодержавных порядков, защиту сословных привилегий дворян

    Поддержали столыпинские реформы

    СОЦИАЛИСТЫ

    Партия социалистов-революционеров-

    Эсеры – складывается в течение 1902-1905 годов, объединяя неонароднические организации

    В.М. Чернов

    Г. Гершуни

    Е.Ф. Азеф

    Б.В. Савинков

    Выступали за проведение социалистических преобразований, считали необходимым отмену помещичьего землевладения и передачу земли крестьянским общинам.(социализацию земли)

    Считали главной революционной силой крестьянство

    Народам России должно быть предоставлено право на самоопределение.

    Применяли тактику индивидуального террора, для чего создали «Боевую организацию», готовящую покушения на представителей власти и органов правопорядка. Громкие покушения – убийство министров внутренних дел Сипягина и Плеве, великого князя Сергея Александровича Московского генерал-губернатора, ряд покушений на П. Столыпина и его убийство в 1911 году.

    К осени 1917 года разделились на левых эсеров – союзников большевиков (Спиридонова) и правых (Чернов)

    Партия народных

    социалистов

    Энесы – выделились в ходе революции 1905-6 из партии эсеров

    Пешехонов

    Переверзев

    Программа носила умеренно-социалистический характер

    Главным направление борьбы считали борьбу за демократию, выступали против тактики террора

    Социал-демократическая партия

    Большевики

    В.И. Ленин

    Радикальное течение в социал-демократии, выделилось на 2 съезде в 1903 году, отстаивали диктатуру пролетариата, отмену частной собственности, за проведение социалистической революции

    Отстаивали право наций на самоопределение

    Программа-минимум партии предусматривала борьбу за демократию и установление демократической республики, не верили в революционность крестьянства, допуская в союзники пролетариата только беднейшее крестьянство и полупролетарские массы

    Меньшевики

    Ю.О.Мартов

    Г.В.Плеханов

    Ю.Аксельрод

    В.Засулич

    Н.Потресов

    Умеренные социал-демократы, считали приоритетной борьбу за демократию, полагали, что в России еще не сложились предпосылки для перехода к социализму, капитализм себя не только не исчерпал, но только начал развиваться.

    «Русская история еще не смолола той муки, из которой будет испечен пирог социализма» Г.Плеханов.

    Критиковали большевиков за их радикализм, считая необходимым после революции 1905-7 годов делать ставку на мирные легальные способы борьбы, активнее сотрудничать с Думой, трансформироваться в партию парламентского типа, как европейские социал-демократы.

    В мае 1917 года вошли в состав коалиционного Временного правительства

    РАЗДЕЛ 2

    XIX ВЕК: РЕФОРМАТОРЫ И ИХ СУДЬБЫ.

    Сравнительный анализ Александра II и Линкольна.

    Иоффе А.Н. (Москва)

    Россия и США: исторические параллели.

    В изучении исторического процесса очень часто используется прием ретроспективного сравнения, когда в разных эпохах исследователи находят общие черты и задачи, стоящие перед обществом, оценивают задачи и результаты реформ, делают выводы о повторяемости отдельных явлений. Вместе с тем не всегда обращается внимание на параллельность некоторых явлений, происходящих в одну и ту же эпоху, но в разных странах. Примеров можно найти бесконечное множество, но сегодня мы остановимся только на одном периоде истории и сравним процессы, происходившие в середине XIX века в России и США, выявив не только удивительные, подчас мистические, совпадения, но и существенные различия.

    Исторические пути российской и американской цивилизации имеют постоянные точки пересечения. Уже с первых шагов образования независимого государства Соединенные Штаты Америки позиция России играла огромную роль (предложенная Екатериной 2 «Декларация вооруженного нейтралитета» сорвала попытку блокаду мятежной колонии, которая была предпринята правительством Англии). В 1812 г. наши страны совместно боролись против агрессии Наполеона, а в XX веке стали союзниками в двух мировых войнах. Период конфронтации времен 50-80-х годов затем сменился потеплением отношений, переходом к сотрудничеству и взаимодействию. В истории России и США можно найти и тенденции к противоборству, и союзнические действия. Вместе с тем никогда проблемы внутреннего развития и политической ситуации в наших странах не были так близки, как в середине XIX века. Поэтому мы обратим внимание на этот период истории и кратко сравним ситуацию в России и США накануне отмены рабства, личности людей, проводивших эти реформы и их судьбы.

    Обстановка в России и США накануне отмены крепостного права и рабства

    Россия и США к середине XIX века подошли в качестве крупнейших стран мира, в которых продолжали оставаться рабские отношения (в России – крепостное право, в США – рабовладение в южных штатах). В обеих странах были обширные районы, свободные от рабства, и территории, где без использования подневольного труда высшие слои общества не представляли своего существования. Неоднозначной было и отношение общества к возможности отмены рабства – от мнения о его несовместимости с моральными нормами современного государства до представления о неприкосновенности традиций и уклада жизни предков. Вместе с тем, и в России, и в США наиболее консервативные силы выступали под флагом опасных последствий перемен (в России в качестве устрашающего фактора выдвигалась кровавая революция, а в США – распад единого государства). Правда, были и особенные черты развития в каждой из стран. Так, Соединенные Штаты являлись уже в то время одним из мировых лидеров в промышленном развитии, причем это лидерство было связано с развитием свободного Севера, уже на протяжении почти ста лет в стране действовала конституция, защищались права граждан, действовали элементы гражданского общества и правового государства. В России, наоборот, промышленное развитие только начиналось, преобладающее значение в экономике имело сельское хозяйство, а хлебопроизводящие районы страны в большой степени основывались на использовании труда крепостных крестьян, самодержавная форма правления оставалась незыблемой, а разговоры о конституции, легализации политических партий и разделении властей, если уже не относились к разряду сумасшествия (как было с П. Чаадаевым), то считались актами крамолы и революционной пропаганды.

    Личности реформаторов: общее и различия

    Удивительным образом одновременно похожими и очень различными были личности главных реформаторов – императора Александра Николаевича Романова и президента США Авраама Линкольна. Начнем с некоторых совпадений мистического характера. Практически все американцы знают, что Линкольн был 16 президентом США, но при этом мало кто обращает внимание на тот факт, что Александр 2 стал 16-м представителем династии Романовых на российском престоле (если считать при этом малоизвестных правителей Ивана V и Ивана VI Антоновича). Причем оба они первоначально не были горячими сторонниками проведения реформ – Линкольн с настороженностью относился к аболиционистскому движению, а Александр 2 отрицательно смотрел на попытки отца приступить к решению крестьянского вопроса.

    Приведем в качестве примеров отрывки из выступлений будущих реформаторов:

    Выступление Линкольна в начале 1850-х годов во время дискуссии со Стивеном Дугласом.

    «На это я скажу, что ни сейчас, ни прежде я не выступал за установление в каком-либо виде социального и политического равенства между белой и черной расами. Я никогда – ни сейчас, ни прежде – не выступал за то, чтобы предоставить неграм право голоса, право участвовать в коллегии присяжных и занимать какие-либо официальные посты, никогда не выступал за то, чтобы допускать их браки с белыми. Более того, между белой и черной расами существуют физические различия, которые, я убежден, навсегда исключат возможность их сосуществования в условиях социального и политического равенства с белыми. Следовательно, должен быть принят принцип высшего и низшего, и, следовательно, я в той же мере, что и любой другой, выступаю за то, чтобы главенствующее положение принадлежало белой расе».

    (Б. Майроф «Лики демократии» М. 2000. С. 142).

    Высказывание Александра 2 в разговоре с генерал-губернатором Москвы А.А. Закревским (1856 г.)

    «Я узнал, господа, что между вами разнеслись слухи о намерении моем уничтожить крепостное право. В отвращении разных неосновательных толков по примеру столь важному, я считаю нужным объявить всем вам, что я не имею намерения сделать это сейчас. Но, конечно, вы и сами понимаете, что существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным. Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели ожидать времени, когда оно начнет само уничтожаться снизу. Прошу вас, господа, обдумать, как провести все это в исполнение. Передайте мои слова дворянам для соображения».

    (Л. Ляшенко «Александр 2, или история трех одиночеств» С. 172).

    Лидер аболиционистского движения Фредерик Дуглас писал, что «поставив на первое место отмену рабства, а не сохранение целостности Союза, он неизбежно лишился бы поддержки активной части американского народа. И это сделало бы сопротивление мятежу невозможным. С точки зрения основ аболиционизма мистер Линкольн, казалось, был медлителен, холоден и безразличен, но с точки зрения его отношения к своей стране, с которым он как государственный деятель обязан был считаться, он был быстр, усерден и решителен».

    Интересно, что инаугурационная речь американского президента состоялась 4 марта 1861 г., а указ об отмене крепостного права объявлен в России на один день позже – 5 марта 1861 г. (хотя официальной датой Манифеста об отмене крепостного права считается 19 февраля), а 4 марта из Петербурга отправлены генералы и другие офицеры свиты, командированные в губернии для наблюдения за ходом крестьянской реформы.

    Оба правления начинались на фоне сложной внутриполитической ситуации в стране. Александр 2 пришел к власти в момент, когда стало очевидно сокрушительное поражение России в Крымской войне, что не могло не отразиться не только на международном авторитете страны, но и на общественном настроении российского общества. Линкольн стал президентом на фоне роста территории и укрепления статуса США как мировой державы, но в стране надвигалась Гражданская война, которая в итоге разразилась и могла привести к распаду государства, что стало бы для общества крахом идеалов и ценностей, послуживших основой создания государства. Таким образом, обострение внутриполитической ситуации сопровождало действия реформаторов двух стран (не стоит забывать о крестьянских волнениях, ставших реакцией на отмену крепостного права). Интересы единства государства пронизывали не только всю политику американского президента, но и действия российского императора. В подтверждение приведем пример отрывка из его разговора с предводителем звенигородского дворянства Голохвастовым в 1859 г., помещенный в книге Л.М. Ляшенко «Александр 2, или история трех одиночеств»: «Теперь вы, конечно, уверены, что я из мелкого тщеславия не хочу поступиться своими правами! Я даю тебе слово, что сейчас, на этом столе, я готов подписать какую угодно конституцию, если бы я был убежден, что это полезно для России. Но я знаю, что сделай я это сегодня, и завтра Россия распадется на куски. А ведь этого и вы не хотите».

    Однако самым похожим в судьбах правителей было их убийство и мифология вокруг этого события. Многие специалисты по отечественной истории и просто заинтересованные любители хорошо знают о предсказании, что Александр переживет 7 покушений на свою жизнь и о том, что в роковой день 1 марта 1881 года на него было совершено последовательно два покушение, последнее из которых (восьмое по общему счету) стало результативным. Меньше знают о том, что недобрые предзнаменования начались с момента коронации нового императора, когда стоявший с «державой» престарелый М.Д. Горчаков неожиданно потерял сознание и упал, выронив при этом символ власти. Шар покатился по каменному полу и многие посчитали это нехорошим началом для царствования, хотя сам Александр 2 утешал придворного словами: «Не беда, что свалился. Главное, что стоял твердо на полях сражений».

    В США подобные легенды (об их подлинности судить сложно) о Линкольне также имеют широкое распространение. Например, рассказывают, что последняя фотография президента была таинственным образом перечеркнута черной линией в районе шеи, а негатив разрушился сразу же после того, как была отпечатана первая и единственная копия (та самая, на которой наблюдается зловещая черта). Также существует рассказ о том, что незадолго до смерти Аврааму Линкольну приснился сон – он шел по Белому дому и слышал плач, на вопрос о причине горя слуги ответили, что умер президент США.

    Наконец, результаты реформ также не стали радикальной сменой общественной ситуации. Сделав первый шаг к освобождению рабов, Россия и США не уравняли рабов и крестьян в отношениях с другими сословиями. Черное население США получило право на голосование только в начале XX века, а в России до 1904 г. оставались телесные наказания для крестьян, особый волостной суд.

    Теперь поговорим о различиях. Начнем с разницы властных амбиций двух реформаторов. Александр 2 жалел, что родился великим князем и не скрывал своей склонности к жизни частного человека. Мердер в своих «Записках воспитателя»: «В великом князе совершенный недостаток энергии и постоянства; малейшая трудность или препятствие останавливает его и обессиливает. Не помню, чтобы когда-нибудь он чего-нибудь желал полно и настойчиво. Малейшая боль, обыкновенный насморк достаточен, чтобы сделать его малоспособным заняться чем бы то ни было… Ему случается провести час времени, в продолжение которого ни одна мысль не придет ему в голову; этот род совершенной апатии меня приводит в отчаяние…».

    А. Линкольн, наоборот, изначально имел склонность к участию во властных структурах. Он не скрывал, что конечной его целью является. Один из помощников министра Ч. Дана так описывал Линкольна: «Даже в минуты полной расслабленности в нем всегда ощущалось присутствие воли и сила интеллекта, утверждавшие доминирующее положение президента».

    Также можно говорить и о различных уровнях образования – если Александр считался одним из самых образованных людей своего времени, то Линкольна часто обвиняли в неграмотной речи и неотесанности, что не мешало ему быть обаятельным и завоевывать симпатии людей в непосредственном общении. У. Херндон писал «Внешне он был холоден – по крайней мере особой привлекательностью не отличался – и не предпринимал никаких попыток привлечь людей своей манерой держаться… Он никогда не был позером, … презирал помпезность, неестественность, господствующие стереотипы и притворство».

    Наконец, значительно отличался и возраст реформаторов – Линкольн был на 8 лет старше, начал свои реформы в более зрелом возрасте, а погиб значительно раньше (на 16 лет), не доведя многое из задуманного до завершения.

    Итоги реформ

    Однако главным было то, что несмотря на предстоящие трудности, оба реформатора взялись за дело, которое осветило их правления символом величия и грандиозного прорыва. Пожалуй, Александр 2, который был крайне осторожен в своих публичных выступлениях, подписался бы под следующими словами американского президента, сказанные им в разные годы:

    Речь, датируемая 1858 г. (о рабстве)

    Я никогда не делал вид, что мне безразличны почести, которые дает высокое официальное положение; и если бы я сделал это сейчас, то стал бы просто смешон. Все же я никогда не забывал, и теперь не забываю, что защита дела республики – это более высокая цель, чем желание занять высокий пост. Я не в силах забыть, что в Великобритании выступления против отмены работорговли начались за сто лет до принятия закона о ее запрете; что у этого закона были как свои ожесточенные противники, так и противники «ничего не знающие», противники финансовые и противники равенства негров, защитники расизма и защитники религии и порядка; все они занимали высокие посты, а их оппоненты, выступающие за отмену рабства, – ни одного. Я также помню, что хотя пламя их выступлений разгоралось, подобно яркому свету сальных свечей, в течение столетия, оно постепенно начинало меркнуть, а затем гасло, ненадолго оставляя в темноте мерзкую вонь, и вскоре не осталось даже воспоминаний о его отвратительном запахе. Школьники знают, что в борьбе за принятие этого закона участвовали Уильям Уилберфорс и Гренвилл Шарп, а кто теперь помнит хотя бы одного их противника? Кто помнит об отчаянном противодействии? Все этапы борьбы сохранились в моей памяти, и я вполне допускаю, что ее высшая цель не будет достигнута при моей жизни. Но я не сомневаюсь в том, что в свое время эта цель осуществится. Учитывая это, я горжусь тем, что в отпущенное мне время пытаюсь внести свою скромную лепту в ее торжество, которого мне, возможно, уже не придется увидеть».

    Геттисбергская речь А. Линкольна (1862 г.)

    «У Всевышнего свои пути. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». Если рабство в Америке один из таких соблазнов, ибо по Всевышнему провидению такому соблазну надобно на положенное время прийти, и если Он хочет нас от него избавить, посылая и Северу, и Югу эту страшную войну как горе тем, через кого соблазн пришел, разве не должны мы принять эти божественные знаки, которые, как знают все верующие в животворного Господа Бога нашего, Он всегда нам подает? Мы с радостью надеемся и горячо молимся, чтобы страшное наказание войной скорее нас миновало. Если же Он пожелает, чтобы мы несли эту кару, пока богатство, сотворенное рабами за двести пятьдесят лет невознагражденного труда, не будет роздано, пока каждая капля крови от ударов плети не будет оплачена каплей крови от удара меча, то теперь нам должно сказать, как было сказано три тысячи лет назад: «Суд Господен всегда по вере и по правде».

    Выступление в 1864 г.

    «Я – естественный противник рабства. Если рабство оправдано, то оправдано все. Не помню, чтобы когда-либо я думал иначе. Тем не менее я вовсе не считал, что президентство предоставило мне неограниченное право действовать в официальном качестве, исходя из этого суждения».

    Часто в исторической литературе пишут о крайней ограниченности реформ, подробно выясняют их последствия на развитие экономической жизни, выясняют оставшиеся «пережитки прошлого» и судят реформаторов за недостаточную радикальность и последовательность. Однако не следует забывать, что изменения не происходят в безвоздушном пространстве, а общество не должно ждать их в виде некого «подарка». Именно поэтому и сегодня мы часто говорим о необходимости формирования гражданского общества, развития гражданской ответственности и активной жизненной позиции. Не будем осуждать реформаторов за их ошибки, а приведем короткий отрывок из заметки, данной по поводу гибели Александра 2 от руки террориста-революционера через 2 дня после трагической развязки:

    «Молва» 3 марта 1881 г.

    «Преобразования, благополучно начавшиеся, сейчас же возбудили против себя ожесточенную злобу всех затронутых ими интересов. Каждый, считавший себя обиженным или обделенным, печаловался на верховную власть. Государя уверяли, что реформы идут будто бы слишком быстро, что к реформам следует ставить точки. Начались замедления, остановки, а разгоряченное воображение пылких мечтателей, возбужденное веяниями свободы, тем с большим увлечением поскакало вперед, не справляясь с действительностью. Государь сделался виноватым и в том, что реформы идут слишком быстро, и в том, что они двигаются слишком медленно. Одна сторона тормозила, шипела, клеветала, возбуждала недоверие и подозрительность; другая … тем более рвалась вперед и, удерживаемая насилием, переходила к заговорам и, наконец, бросилась в покушения против верховной власти… Логические последствия этого неизбежного раздора всею тяжестью упали на судьбу государя».



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Пособие выходит при финансовой поддержке  Перевод. Составление. Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование». От редакторов

      Книга
      Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н. Воскресенской и С. Шехтера. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта. М. 2004. Третье, переработанное издание.
    2. Основная образовательная программа основного общего образования вектор индивидуализации обучения в основной школе версия 0 от 24. 11. 2010 Москва, ноябрь 2010

      Основная образовательная программа
      Данная работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы проекта «Разработка  и апробация нормативных и инструментально-методических материалов,
    3. О преподавании права в 2009-2010 учебном году

      Реферат
      Ерохова Е.В., Макарова О.Е. Методическая разработка интегрированного урока право и ИКТ «Правовые нормы поведения человека в современно мире» 7 класс .
    4. Примерная программа является ориентиром и навигатором для образовательных учреждений на этапе разработки своих рабочих основных образовательных программ основного общего образования. Оглавление

      Примерная программа
      Данная работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы проекта «Разработка  и апробация нормативных и инструментально-методических материалов, обеспечивающих введение федеральных государственных
    5. Е. А. Марковская Теория и методика о рганизации профильного обучения: Санкт-Петербургский опыт Учебное пособие

      Учебное пособие
      Кривых С.В., Абдуллаева О.А., Алексашина И.Ю., Марковская Е.А. Теория и методика организации профильного обучения: Санкт-Петербургский опыт. Учебное пособие для специалистов по управлению образованием / Под редакцией И.

    Другие похожие документы..