Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Оценка запасов пресных подземных вод по опыту эксплуатации на участке действующего водозабора ОАО Крахмалопаточный завод «Новлянский» Владимирской об...полностью>>
'Решение'
овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных д...полностью>>
'Документ'
Дневной свет внезапно уступил место разноцветному блеску праздничной ночи, когда он, равномерно шагая, миновал жемчужные врата. Воздух опьянял. Круто...полностью>>
'Диплом'
В Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось вручение благодарственного письма Петру Авену и Диплома ТПП РФ Российско-латвийскому де...полностью>>

После чтения пособия. Весь предлагаемые материал разделен на три основных раздела: Раздел 1 «Теоретические аспекты сравнительного преподавания», Раздел 2 «Исторический аспект сравнительного анализа», Раздел 3 «Методические разработки занятий по граждановедению и обществознанию»

Главная > Методические разработки
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Авторы учебника уделяют внимание особенностям советской экономики. На доступных и понятных для школьников примерах демонстрируется неэффективность командной экономики в сравнении с рыночной моделью. Скажем, обувь, одежда, телевизоры и другие товары советского производства всегда уступали по качеству западным аналогам. Редкостью для советских людей были стиральные машины, автомобили и … замороженные продукты. Людям приходилось стоять в длинных очередях в магазинах. Нарастали социально-экономические проблемы. Советские лидеры Хрущев, затем Брежнев были не в состоянии с ними справиться.

Финал советской истории описывается следующим образом. Михаил Горбачев попытался спасти «коммунистическую советскую власть», реформировав ее посредством гласности, перестройки и демократических реформ. Но его шаги оказались неудачными, что ускорило разрушение советской империи.

Состояние современной России характеризуется несколькими штрихами: коррупция, власть олигархов, преступность. Лишь немногие российские граждане смогли добиться экономического успеха. Но положение удачливых русских бизнесменов незавидно. Они испытывают ненависть, злобу и обиду со стороны бедных сограждан, а кроме этого на них постоянно нападают безжалостные преступные банды. Беда России в том, что она никогда в своей истории не имела демократического опыта. Поэтому будущее России остается смутным. Угрозой для зарождающейся российской демократии называются коммунисты и националисты. Учащимся предлагается подумать, что произойдет с Россией, если они вернутся к власти.

Теперь, когда авторская концепция российской истории в основном изложена, становится совершенно очевидным и образ России, создаваемый учебником. Однозначно негативный, мрачный образ. А для полноты картины еще несколько иллюстраций. Наполеона в 1812 году из России изгнали, оказывается, мороз и голод. При этом о патриотизме русского народа, о Кутузове, о партизанской войне – ни слова. Ничего не говорится о столыпинской аграрной реформе. П.А. Столыпин характеризуется только как «вешатель». Не забыто и выражение «столыпинский галстук». Не нашлось места в учебнике даже упоминанию о героизме советских людей в годы второй мировой войны. Лишь о стойкости защитников блокадного Ленинграда сказано вскользь. Почти совсем забытой оказалась русская культура. Из ее деятелей упомянуты лишь Пушкин, Шолохов, Евтушенко и Эйзенштейн.

В некоторых случаях авторам явно изменяет так называемая политкорректность. Взять, например, такое оригинальное с методической точки зрения задание. Учащимся предлагается изготовить игральные карты, изобразить на них русских царей и присвоить им масть в зависимости от того, был ли царь консерватором или реформатором. Или такое задание: найти в местной газете некролог, посмотреть, как он пишется, затем самим написать некролог, посвященный СССР.

Общая концепция данного учебника всемирной истории состоит в том, что важнейшей мировой тенденцией является взаимодействие и сближение культур и цивилизаций. Здесь поневоле возникает вопрос: как Россия может вступить в это взаимодействий, что она может дать миру кроме опыта автократии и тоталитаризма. Читаешь страницы учебника, посвященные России, и на ум приходят слова Чаадаева из его «Философического письма» о том, что «мы составляем пробел в разумном существовании человечества». Вспоминаются и слова Солженицына о том, что на Западе существует тенденциозное обобщение русской истории, где все сводится к «извечному русскому рабству», к некоей «азиатской традиции».

Конечно, было бы совершенно несправедливо уличать авторов во враждебном, предвзятом или неуважительном отношении к России, в сознательном искажении фактов. Здесь этого нет. Но в тоже время нет и ни малейшего стремления понять культурные и духовные ценности русского народа.

Россия в данном учебнике освещается с позиций дихотомного подхода, при котором наша страна противопоставляется Западу, деспотия – демократии. Узость и скудость подобного подхода очевидна, это признается и некоторыми нашими американскими коллегами. Как можно в рамках дихотомного подхода объяснить парадоксальный расцвет русской культуры и, в частности, общественной мысли в годы реакции? А разве состояние современной России можно отразить дилеммой: либо демократия, либо коммунизм?

Аналогичный подход к освещению российской истории характерен и для других американских учебников всемирной истории, выходивших в последние годы. Разница лишь в большей или меньшей степени противопоставления России и Запада. Например, в учебнике 2000 года «Всемирная история. Люди и нации»4, изданном в ряде штатов, встречаем приблизительно тот же набор терминологии и те же натяжки , что и в рассмотренном учебнике. Разница в нюансах. Заметно, например, более уважительное отношение к русской культуре. Киевская Русь названа процветающим государством. Проводятся аналогии между «свободолюбивыми русскими казаками» и пионерами американского Запада. Делаются интересные наблюдения: самодержавная Россия способствовала освобождению балканских народов от османского ига, в то время как либеральная Англия стремилась сохранить статус-кво на Балканах. Но все же образ России и здесь создается схожий с тем, который мы уже видели.

В отдельную группу учебников и пособий можно выделить те издания, где авторы стремятся дать сжатый, максимально корректный, оценочно нейтральный, фактографичный экскурс в русскую историю.5 В силу этих свойств какого–либо эмоционально окрашенного образа России (а именно такой образ и принято называть стереотипом) они не формируют.

Среди анализируемой литературы нам встретилось методическое пособие, подготовленное Робертом Коулом и Джанет Вэйлант6. Книга содержит разработки уроков и учебные материалы по российской и советской истории. Мы встречаем здесь разнообразие тем: «Суд над Сталиным», «Граница в американской и русской мысли», «География России и новых независимых государств» и другие. Для анализа предлагаются различные произведения русской классики и советской литературы. В пособии содержатся отрывки из работ политиков, философов общественных деятелей России и США. Материалы этого издания не только выходят за рамки привычных стереотипов русской истории, существующих в США, но и стимулируют у учащихся самостоятельное мышление, дают возможность для сопоставления и поиска. Данное пособие издавалось дважды – в 1990 и 1993 годах, то есть в то время, когда интерес к России в США был довольно значительным. В настоящее же время подобное издание в Америке почти немыслимо. Да и сомнительно, что какой=либо учебный курс по истории России мог бы привлечь большое число американских учащихся старших классов. Интерес к России в течение последнего десятилетия снижается.

Обратимся теперь к российским учебникам. Это хорошо известные учебники новой истории для 7 и 8 классов под редакцией А.Я. Юдовской, а также учебники новейшей истории для 9 и 11 классов, подготовленные О.С. Сороко-Цюпой совместно с другими авторами. Нами проанализированы учебники, издававшиеся в 1997-2002 годах.

В общей сложности в школьных учебниках новой и новейшей истории Соединенным Штатам посвящено 48 страниц. Это в два раза больше, чем Китаю, но в полтора раза меньше, чем Англии и в два раза меньше, чем Франции. Наши учебники, как видно, европоцентричны. Отметим сразу, что в отечественных учебниках, история США освещается довольно информативно и всесторонне. Всесторонность достигается за счет того, что рассматривается и социально-экономическое развитие США в разные периоды, и политическая история, и культура. Такой подход был традиционным для советской исторической школы, и сейчас нет смысла от него отказываться.

В учебнике новой истории дается попытка сформулировать признаки и черты зарождающейся в XVIII веке американской нации. Особенно подчеркиваются такие пуританские (по сути буржуазные) качества, как трудолюбие и бережливость. При этом трактовка понятия «нация» дается в привычном марксистском ключе: основами американской нации стали общность территории, экономических и хозяйственных интересов колоний, языка и религии. Строго говоря, указанные признаки применительно к колониальному периоду Америки не совсем точны. Ведь не все колонии были пуританскими, да и между различными пуританскими течениями существовала непримиримость. О каких общих хозяйственных интересах можно говорить, сравнивая южные колонии и колонии Новой Англии? Другими словами. учащимся дается привычная для марксистской социологии схема формирования нации, при этом некоторые факты в эту схему не вписываются. Возникает вопрос: стоит ли ломать эту схему и знакомить учащихся с западными трактовками происхождения американской нации, которые тоже не идеальны. Может быть и вовсе не следует вносить путаницу в головы наших семиклассников? Стоит подумать.

Традиционным для отечественной историографии являлось особое внимание к двум американским революциям – войне за независимость и гражданской войне. И сейчас эти темы хорошо освещены в школьных учебниках. Нашлось место и другим сюжетам истории США: прогресс технической мысли и техники, превращение США в ведущую индустриальную державу, освоение Запала, социальные конфликты и многое другое. Положительно и то, что учащиеся в курсе новой и новейшей истории знакомятся не только с американскими президентами, но и с общественными деятелями, писателями, учеными (всего упоминается 56 персоналий, гораздо больше, чем русских деятелей истории в американских учебниках).

Разумеется, есть и слабые места в наших учебниках. Российские учебники (речь идет в том числе и об учебнике для 7 класса) написаны более сложным, наукообразным языком, нежели американские учебники всемирной истории для 9-10 классов. Может быть наши дети настолько более развиты? Есть в наших учебниках фактические ошибки и всякого рода упущения. Под гравюрой, изображающей бостонскую бойню 1770 года, помещена подпись: «Бостонское чаепитие 1773 г.». В новом издании учебника для 7 класса эту оплошность исправили, но не заметили другое ошибочного утверждение о том, что Северная Каролина была отторгнута от Мексики. Или другой пример. Сообщается, что в XIX веке в состав союза вошли Небраска и Дакота. Но ведь в состав США в тот период вошли не только они, а 24 новых штата. Список ошибок можно продолжить. Жаль, прежняя советская историческая школа, хоть и была лишена концептуальной свободы, зато отличалась фактографической точностью.

К недостаткам стоит отнести и нарушение хронологической последовательности в изложении событий. Ну зачем, например, от кануна гражданской войны и восстания Джона Брауна возвращаться ко времени Эндрю Джексона? Непонятная логика. Не совсем адекватно иллюстрируется административное устройство колоний до войны за независимость. Хочется заметить: если бы колонисты не были знакомы со свободами и самоуправлением, то вряд ли бы и произошла эта война. За пределами внимания в учебнике новой истории остается вопрос о происхождении американской демократии. Невнятно изложены причины гражданской войны. Что же касается учебников новейшей истории, то в них более менее комплексная картина американской истории дана лишь до «нового курса» Ф. Рузвельта. А дальше – отдельные фрагменты политической истории США. Вместо рассмотрения истории общества – калейдоскоп президентов.

Все же при всех недостатках наших учебников они содержат больше разносторонней информации о США, чем американские о России. Личные наблюдения также показывают, что, как правило, наши школьники гораздо больше знают об истории, политике, культуре США, чем американские школьники о России. Эти наблюдения полностью подтвердили американские учителя, проводившие исследование в школах города Орла.

Какой же образ США формируют современные российские учебники? Этот вопрос может остаться без ответа. Как ни странно, при всей информативности отечественных учебников, четкий образ Америки не формируется, он остается размытым (особенно это относится к США XX века). Думается , что такая ситуация не случайна. Наукообразный, сухой текст не создает запоминающийся образ страны и народа, а значит, и устойчивых, эмоционально окрашенных представлений. Но дело, конечно, не в этом. Образ Америки в сознании русского человека всегда был динамичным, подвижным. Остается таковым он и сейчас. Исключением является лишь период холодной войны, когда существовал однозначный образ врага. В постсоветский период образ Америки-врага поблек и пошатнулся, а новый образ так и не создан. Еще не создан.

  1. См. напр.: Gary B. Nash, Charlotte Crabtree, Ross E. Dunn, History on Trial. Culture Wars and the Teaching of the Past . N.Y., Alfred A. Knoph, 1997, p.IX.

  2. World History Connections to Today / By Elizabeth Gayner Ellis and Anthony Esler. Prentice Hall, Upper Saddle River, Ney Jersey, etc., 1997.

  3. См.: Курилло И.И. Американская дипломатия 1840-х гг. о российской империи // США<>Канада: экономика, политика, культура. 2003. №3. С.79.

  4. World History. People and Nations / Sue Miller, Executive Editor and others. Austin, N.Y., etc. Halt, Rinehart and Winston, 2000.

  5. Global Insights: People and Cultures / By Monir A. Farah and others. Glencoe: Mcmillan / McGrow Hill, 1994; World Cultures and Geography / By Sarah W. Bednars and others. Exanston, Ill., McDougal Littel Inc., 2003.

  6. Activities for Teaching Russian and Soviet Studies in the High School / Ed. By Robert A. Cole and Janet G. Vaillant. Boulder, Colorado, 1990 (updated 1993).

РАЗДЕЛ 1.

Использование газетных публикаций для сравнительного исследования в преподавании школьных курсов истории.

Жиронкина Л.Н. (Орел)

Cамым доступным, емким и наиболее используемым источником получения информации для нас традиционно являются материалы прессы. Пресса обладает такими свойствами, как

  • доступность (сравнительно низкие цены на газеты, журналы);

  • информативность (журнальные, газетные публикации содержат разнообразные материалы – информацию о текущих политических, экономических, культурных событиях в мире, регионе, местном сообществе; тексты законов, публичных выступлений; письма в редакцию, авторские публикации, обзоры общественного мнения и результаты опросов, исторические публикации и др.);

  • оперативность (большинство важных текущих событий, явлений быстро находит отражение, отзыв в публикациях).

  • политическое, идеологическое разнообразие мнений.

Включение газетных, журнальных публикаций в урочную и внеурочную деятельность школьников позволяет учителю, преподавателю решать многие задачи и, прежде всего, способствует развитию гражданских компетентностей. Школьники получают возможность:

  • знакомиться с различными интерпретациями событий и явлений, анализировать их и сделать самостоятельные выводы;

  • знакомиться с текущими событиями, отслеживать их развитие во времени;

  • развивать навыки работы с информацией, доказательно и деликатно высказывать свои суждения (устно или письменно), навыки критического мышления, умение отличать факты и мнения;

  • вырабатывать уважительное отношение к иному мнению, чувство сопричастности процессам, происходящим в мире; понимать принципы многообразия.

В то же время, не секрет, что принимать на веру все, что сообщается в прессе, было бы весьма опрометчиво. Важно, чтобы каждый из нас умел отличать достоверные факты от частного мнения. Хорошие возможности для развития перечисленных навыков создает использование приемов сравнения. Материалы прессы позволяют сравнивать социально –экономическое, политическое, культурное развитие стран. Газетные материалы могут использоваться для уточнения информации, получения дополнительных сведений по учебным курсам, для организации дискуссии, в качестве мотивации, организации проектной деятельности учащихся.

При планировании работы с материалами прессы, прежде всего, надо определиться с целью их привлечения, продумать информационные потребности участников занятия. Работу с газетными публикациями, как и любую работу с текстом, должен предварять комментарий учителя. Внимание учащихся обращается на то, как публикация связана с темой урока, на какие вопросы может быть получен ответ при помощи данной статьи; советует, что необходимо сделать, чтобы выполнить задание, и как оформить результаты учебной деятельности.

Преподавание современных международных отношений является обязательной характеристикой школьных курсов новейшей отечественной и зарубежной истории. Использование материалов печати в дополнение к учебникам О.С.Сороко-Цюпы, А.Н.Загладина по новейшей истории просто необходимо. Объектами исследования могут быть не только события, но и политические, государственные деятели – действующие, вновь назначенные или сошедшие с политической арены, ключевые фигуры, влияющие на внешнеполитический курс, их биографии, выступления, статьи. Сравнение аспектов внешней политики двух стран будет способствовать преодолению в сознании школьников, педагогов стереотипов взаимного восприятия. Предложенное ниже занятие можно провести как с учащимися, так и с педагогами в системе повышения квалификации.

Занятие

«Использование газетных публикаций для сравнительного исследования современных международных отношений Россия – США»

Цели: после занятия участники смогут

  • назвать области сотрудничества и некоторые проблемы российско-американских отношений;

  • организовать в классе занятие с использованием газетных сообщений, провести их сравнение;

  • задуматься о сложности и многоаспектности российско-американских отношений.

Ход занятия.

1 этап. В начале занятия задайте аудитории несколько вопросов:

  • Какие источники дают нам самую быструю информацию о текущих событиях в мире, регионе?

  • Какое место в СМИ отводится освещению российско-американских отношений? Почему?

  • Назовите одно слово, термин, которое, на ваш взгляд, наиболее точно отражает характер российско-американских отношений.

Запишите все названные варианты на доске.

2 этап. Предложите участникам занятия сравнить их варианты ответов с мнением автора первой статьи – посла России в США Юрия Ушакова в газете «Вашингтон пост». С этой целью разделите участников на 4 группы. Раздайте текст статьи (см. Приложение 2) и памятку «Как работать с газетными публикациями» (см. Приложение 1).

Попросите участников прочитать статью и в каждой группе соответственно ответить на один из вопросов памятки:

1группа – Какую информацию содержит заголовок?

2 группа – Какую информацию содержит подзаголовок?

3 группа – На каких фактах автор заостряет внимание?

4 группа – Какую идею поддерживает или опровергает фактический материал?

Выслушайте ответы групп.

3 этап. Предложите участникам занятия сравнить позиции Юрия Ушакова с мнением известного американского политолога Стивена Коэна. Раздайте текст статьи; попросите участников ее прочитать (см. Приложение 3) и в каждой группе соответственно ответить на один из вопросов той же памятки.

Выслушайте ответы групп.

4 этап. Предложите участникам ответить на вопросы Памятки на сравнение газетных публикаций. Из памятки задайте только те вопросы, которые на ваш взгляд, необходимы для организации обсуждения:

  • Сопоставьте точки зрения на события, содержащиеся в исследуемых статьях.

  • Как вы думаете, чем объясняются позиции авторов (одинаковые или различные) по отношению к одному и тому же событию?

  • Какие аргументы содержатся в статьях, чем эти аргументы подкрепляются?

2. Чью точку зрения вы поддерживаете? Может быть, ваша точка зрения отличается от этих мнений? В чем она состоит?

Сделайте выводы, обобщения.

5 этап. Проведите итоги занятия. Участники могут вместе обсудить взаимосвязь внутриполитических и внешнеполитических процессов, происходящих в России и США, назвать наиболее интересные для них моменты в содержании занятия. Учителям можно предложить дополнительно обсудить следующие вопросы:

  • Как можно использовать Памятки? Что можно изменить в памятках с целью учета специфика класса, возможностей школьников?

  • Нужно ли такое занятие? Почему?

  • Что необходимо, чтобы провести такое занятие в классе?

  • Какие трудности могут возникнуть? Как их избежать?

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Памятка «Как работать с газетными публикациями»

Ознакомьтесь с содержанием статьи и ответьте на следующие вопросы:

1

Какую информацию содержит заголовок?

Знакомство с содержанием статьи начинайте с ее заголовка. В заголовок выносятся ключевые слова, отражающие главную идею статьи и привлекающие внимание читателей.

2

Какую информацию содержит подзаголовок?

Он следует за названием статьи. Подзаголовок расскажет, кем подготовлена информация: репортером или информ. агентством. Подзаголовок может содержать информацию о том, где произошли комментируемые события и дату написания статьи.

3

На каких фактах автор заостряет внимание?

В тексте, следующем за заголовком, раскрывается содержание cтaтьи. Оно даст вам разностороннюю информацию о событии, ситуации.

4

Какую идею поддерживает или опровергает фактический материал?

Как правило, идея (проблема) формулируется кратко и четко, одним-двумя предложениями.

II. Памятка «Как сравнить газетные публикации».

  1. Сопоставьте точки зрения на события, содержащиеся в исследуемых статьях.

  • Как вы думаете, чем объясняются позиции авторов (одинаковые или различные) по отношению к одному и тому же событию?

  • Какие аргументы содержатся в статьях, чем эти аргументы подкрепляются?

  • Сделайте выводы.

  1. Чью точку зрения вы поддерживаете? Может быть, ваша точка зрения отличается от этих мнений? В чем она состоит?

  2. Подготовьте выступление для остальных участников.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пособие выходит при финансовой поддержке  Перевод. Составление. Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование». От редакторов

    Книга
    Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н. Воскресенской и С. Шехтера. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта. М. 2004. Третье, переработанное издание.
  2. Основная образовательная программа основного общего образования вектор индивидуализации обучения в основной школе версия 0 от 24. 11. 2010 Москва, ноябрь 2010

    Основная образовательная программа
    Данная работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы проекта «Разработка  и апробация нормативных и инструментально-методических материалов,
  3. О преподавании права в 2009-2010 учебном году

    Реферат
    Ерохова Е.В., Макарова О.Е. Методическая разработка интегрированного урока право и ИКТ «Правовые нормы поведения человека в современно мире» 7 класс .
  4. Примерная программа является ориентиром и навигатором для образовательных учреждений на этапе разработки своих рабочих основных образовательных программ основного общего образования. Оглавление

    Примерная программа
    Данная работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы проекта «Разработка  и апробация нормативных и инструментально-методических материалов, обеспечивающих введение федеральных государственных
  5. Е. А. Марковская Теория и методика о рганизации профильного обучения: Санкт-Петербургский опыт Учебное пособие

    Учебное пособие
    Кривых С.В., Абдуллаева О.А., Алексашина И.Ю., Марковская Е.А. Теория и методика организации профильного обучения: Санкт-Петербургский опыт. Учебное пособие для специалистов по управлению образованием / Под редакцией И.

Другие похожие документы..