Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
008 Тебя так мало Осенний сплин застал опять за чашкой чая, остывшим ветром залетев в мое окно. Улыбкой грустной желтый листик привечая, прозрачных к...полностью>>
'Конкурс'
Дом-музей им.М.С.Малинина – филиал Костромского музея-заповедника (Куликова А.Б.), отдел культуры администрации Антроповского муниципального района (В...полностью>>
'Урок'
Последние десятилетия XX и начало XXI в. поставили человечество перед фак­том безудержного роста насилия как в от­ношениях между государствами, так и...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 18 сентября 2009 г. в 12 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.256.03 при Ставропольском ...полностью>>

После чтения пособия. Весь предлагаемые материал разделен на три основных раздела: Раздел 1 «Теоретические аспекты сравнительного преподавания», Раздел 2 «Исторический аспект сравнительного анализа», Раздел 3 «Методические разработки занятий по граждановедению и обществознанию»

Главная > Методические разработки
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Приложение.

Советы психолога…

Общаясь, внимательно всматривайтесь в своего собеседника и, прежде всего, обращайте внимание, как доктор на больного, на его лицо, на выражение лица. (Не случайно народная мудрость испокон веков уделяла внимание выражению лица, как показателю человеческой сущности, так, например, в частушке поётся: «Сидит милый на крыльце с выраженьем на лице; выражает то лицо, чем садятся на крыльцо»).

Пусть на Вашем лице всегда будет приветливое, приятное, располагающее к общению, умное выражение. Не ходите «с кислой миной» или с выражением, трагизма, безысходности, скорби. Управляйте своими эмоциями. Как советовал В.В.Маяковский: «Смотри на вещи просто!» (Главное, не то, что происходит, а как мы к этому относимся). Франсуа Монтень писал: «Отличительный признак мудрости – неизменно РАДОСТНОЕ восприятие жизни». НЕ забывайте об этом. УМЕЙТЕ РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ: «Что Бог не делает – всё к ЛУЧШЕМУ».

Пусть УЛЫБКА озаряет Ваше лицо. Помните о том, что Ваше лицо – «визитная карточка» Вашего отношения к людям.

Будьте искренни, тактичны, деликатны, оптимистичны и не забывайте, что Вы живете среди людей, и они создают о Вас свое представление.

(Н.Козлов «Как относиться к себе и людям»)

Роль улыбки в процессе общения.

Умение улыбаться – наука и искусство!

Об улыбке и ее магической силе воздействия на других писали ученые и поэты. Российским людям, к сожалению, в общем-то, несвойственно улыбаться: трудности жизни сказываются... Но все-таки надо помнить, что улыбка – важное средство общения. Улыбка – способ показать окружающим, что все идет хорошо и что вы рады их видеть. В специальных исследованиях, например, было выявлено: если продавцы улыбаются покупателям, то объем продаж в магазинах увеличивается на 20%. Улыбающееся лицо чаще вызывает к себе расположение, более успешно снимает возможную конфронтацию, чем хмурое и замкнутое.

Об эмоциональной содержательности улыбки И. В. Гоголь писал, « что можно увидеть улыбку... верх искусства... иногда такую, что можно растаять от удовольствия, иногда такую, что увидите себя вдруг ниже травы и потупите голову, иногда такую, что почувствуете себя выше адмиралтейского шпиля...»

Мы разделяем мнение В. Леви, который советует: «не нужно ни для кого строить улыбку специально – улыбайтесь для себя: только подлинная исходящая изнутри улыбка хорошо действует на других людей».

Дейл Карнеги одним из первых методически и профессионально заговорил о роли улыбки в процессе общения. «Улыбайтесь!»– призывал он. Поэзия лица заключается в тех чувствах, которые выражает рот, и ничто не сравнится с ним по выразительности. Природа создала его для исполнения трех предназначений: поцелуев, выражения согласия и улыбок.

Говорят, что известные красавицы ХVШ в. улыбались всегда, но никто не видел их смеющимися. Улыбка служит выражением и любви, и иронии, приглашения и запрещения. Скромной улыбкой подают надежду и обнаруживают остроумие. Благодаря своему многозначению и разнообразию она может служить наивысшим языком, которым выражаются чувствительность, сердечность и ум. Злой улыбается мало; грубый почти не улыбается.

Умение улыбаться – это наука и искусство. Невинность, печаль, доброта имеют свои образы в улыбках. Не следует улыбаться без всякого повода. Надо помнить о том, что, улыбаясь, мы раскрываем тайники своей души.

Улыбка украшает всех без исключения. В основе каждой улыбки должно лежать доброжелательное отношение к людям. Настоящая улыбка идёт от сердца.

Улыбка в Америке является служебной обязанностью. Кто не хочет и не умеет улыбаться, часто теряет рабочее место. Хорошо бы и в нашей стране возвести улыбку в закон жизни. Сколько бы это принесло здоровья и счастья всем людям. Мы думаем, что, прежде всего, учитель, преподаватель не имеет права входить в класс, в аудиторию без улыбки. Ведь не секрет, что любовь к предмету идёт через любовь к личности учителя, педагога, преподавателя.

Правило, которому надо следовать всем деловым людям, всем, кто работает с людьми, а тем более с детьми: «Не обращай внимания на невзгоды, а плохое настроение и заботы оставь только для себя, чтобы они не читались на твоём лице. Улыбайся!». Улыбка – обезоруживает! Рассматривая полотна знаменитых художников прошлого, мы отмечаем, что лица многих женщин на портретах имеют таинственную или нежную улыбку, полную очарования и обаяния. Известные художники и скульпторы, поэты и композиторы слагали гимны во имя улыбки, годами работали над тем, как отразить эту улыбку. Четыре года пятидесятилетний Леонардо да Винчи писал портрет тридцатилетней супруги Франческа дель Джио-конда. (Энциклопедия, 100). Никогда до этого ни один художник не смог «схватить» так, как он, всю привлекательность женской улыбки, которая почти магически действует на зрителей.

А.С.Пушкин так писал о роли улыбки в процессе общения: «Вы улыбнетесь – мне отрада, Вы отвернётесь – мне тоска...» («Признание»)

М.Ю.Лермонтов:

Однако все её движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни вдохновенья,

Так полны чудной простоты... («Она не гордой красотою»)

Улыбка творит чудеса и сегодня!

Приветливая, веселая улыбка, смех, жизнерадостность завоёвывают сердца и умы со времен сотворения мира.

И сегодня нас покоряют люди, чьи лица озаряет улыбка. Известные мировые звёзды: Жан Поль Бельмондо, Жан Маре, Ален Делон, Мэрлин Монро, Элизабет Тейлор, Джулия Poбертс и многие другие – навсегда вошли в наше сознание с их обаятельной улыбкой. Без улыбки их невозможно даже представить себе.

А улыбка принцесы Дианы? Улыбка, которую нельзя забыть! А знаменитая улыбка Гагарина, облетевшая весь мир и ставшая символом дружбы между народами, сплотившая и объединившая всех?!

Кто со спокойной улыбкой может противопоставить себя неприятностям, тот всегда одержит победу над собой и над своими недоброжелателями. Сохранение душевного равновесия, умение владеть собой, хорошее настроение, вера в себя и обаяние являются незаменимыми помощниками в жизни.

(Л.П.Колесникова из книги «Обаяние личности как категория риторики»).

Советы имиджмейкера.

Одна из важнейших составляющих имиджа политика – это его внешность. Умело скорректированная консультантом, она нередко приносит больше политических дивидендов, чем вдохновенные речи и грамотные экономические программы.

Самый известный из подобных случаев связан со знаменитым французским имиджмейкером Жаком Сегела. В 1981 году он руководил президентской кампанией Франсуа Миттерана, у которого, надо сказать, была серьезная проблема с имиджем. В середине 1950-х, когда алжирский народ начал борьбу за независимость, Миттеран отдавал приказы о крупномасштабных бомбардировках непокорных городов и о пытках местного населения. Погибло тогда больше миллиона мирных алжирцев – пятнадцать процентов населения страны.

К репутации мясника добавлялась довольно свирепая внешность, и потому Сегела начал свою работу над имиджем клиента с того, что посоветовал Миттерану подпилить торчащие клыки. Улыбка кандидата потеряла агрессивность и стала более мягкой, что и подкупило избирателей. В президентском кресле Миттеран провел четырнадцать лет, не забывая время от времени поучать Горбачева по поводу… прав человека.

Олег Матвейчев. Политология улыбки

Интернет-ресурсы:

1. www. 

2. /english/termin/4_1.htm – Улыбка и конфликт культур.

3. /state/5278343 – Жизнь в Москве глазами иностранцев Результаты опроса экспертов.Источник: РОМИР

Литература.

1. Б.Ноткин. Об улыбке по научному // Неделя. 1988. С.10.

2. Стернин И.А. О некоторых особенностях русского общения // Болгарская русистика. 1992. № 2.

3. Стернин И.А. Улыбка в русском общении // РязаР. 1992. N2.

4. Стернин И.А. Почему русские мало улыбаются? // Практика. 1996. № 2. С.5--6.

5. Олег Матвейчев. Политология улыбки\\ Новый Жемчуг», №2, 2001

«Правовой статус учащихся общеобразовательных школ России и США» Особенности образовательных систем России и США.

Дмитриенко Т. Н. (Волгоград)

Цели урока:

  1. Узнать, какие нормативно-правовые документы определяют права и обязанности, учащихся России и США, сравним их правовой статус.

  2. Научиться анализировать уставы школ и правила поведения, учащихся в школах России и США, моделировать проблемные ситуации, происходящие со школьниками и находить для них решения, работать в группах сменного состава.

  3. Постараться понять, что права и обязанности человека взаимосвязаны, что при условии выполнения каждым своих обязанностей мы сможем свободно пользоваться своими правами.

Понятия для усвоения: правовой статус учащихся, устав школы, стандарты образования, централизованная и децентрализованная система образования.

Методические рекомендации по проведению урока обществознания в 9-10 классах.

Ход урока.

Любой человек, в какой бы стране он ни жил, пользуется правами, которые предоставляют ему действующие в данном государстве законы, выполняет возложенные на него обязанности и несёт ответственность за нарушение установленных правил поведения. Совокупность прав, обязанностей и ответственности называется правовым статусом человека. Дети многих стран пользуются правом на образование. Значит, процесс образования накладывает на них определённые обязанности и ответственность.

Основные права человека в государстве определяются Конституцией. Конституции России и штатов США предоставляют своим гражданам право на бесплатное образование.

Конституция РФ


Закон РФ «Об образовании»
Закон РФ «О санитарно–эпидемиологическом состоянии населения»


Устав школы

Правила поведения учащихся в школе

Ст. 43 Конституции РФ предоставляет каждому право на образование. В соответствии с этой статьёй были приняты федеральные законы « Об образовании» и «О санитарно-эпидемиологическом состоянии населения». На основе этих законов каждое учебное учреждение разрабатывает свои уставы, определяющие права и обязанности участников образовательного процесса (учеников, их родителей и учителей). Каждая школа устанавливает правила поведения учащихся в школе.

Работа с документами: ст.5, 50 п.1 и 4 Закона «Об образовании», Устав школы.

Работу по выполнению Закона «Об образовании» организовывает Министерство образования и Комитеты по образованию администраций области, города, района. Таким образом, система образования в России централизована.

Работа с документами: ст. 7 Конституции штата Техаса.

Конституция Техаса. Статья 7 Образование.

Раздел ! Поддержка и обеспечение системы бесплатных государственных школ.

Общее распространение знаний является необходимым для сохранения свобод и прав людей; Законодательная власть штата обязана обеспечить подходящие условия для поддержки и сохранения эффективной системы государственных бесплатных школ.

Раздел II Финансовое обеспечение школ.

1/4 часть бюджета штата выделяется на финансовую поддержку государственных школ.

Учащиеся государственных школ обеспечиваются бесплатными учебниками.

Конституция штата Техас


Закон об образовании в штате


Устав школы


Правила поведения учащихся в школе

По Конституции США Федеральное правительство не имеет права издавать законы в области образования. Образование находится в ведении штатов. Каждый штат имеет местный отдел образования, состоящий из 3-9 членов, которые выбираются общественностью или назначаются губернатором. Единой для всей страны системы образования в США нет, то есть она является децентрализованной. Тем не менее, системы образования всех штатов имеют некоторую степень единообразия: при аттестации учащиеся США должны показать установленные государственными учреждениями знания, умения и навыки. Таким образом, образование в США, как и в России, должно соответствовать определённым стандартам.

И в России, и в США всем гражданам предоставляется право на образование независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии. Ученики и их родители имеют право выбирать учебное учреждение, форму образования (очную, очно-заочную, экстернат). Допускается сочетание различных форм образования.

В России существует сейчас 10-летнее образование. Некоторые школы участвуют в эксперименте по переходу к 12-летнему образованию. В США в основном существует обязательное 10-летнее образование (с 6 до 16 лет). В штатах Нью Мексико, Северная Дакота, Пенсильвания дети обучаются до 17 лет, в штатах Невада, Огайо, Оклахома и Юта – до 18 лет.

Уроки в школе.

Добросовестная учёба – важнейшая обязанность учащихся и в России, и в США. Учебная деятельность складывается из работы на уроке, выполнения домашнего задания, занятий в кружках, клубах, посещений специальных курсов.

В российских школах количество учащихся не должно превышать 25 человек. В американских школах в классах обучаются 35-42 ученика.

Как вы думаете?

Как количество учеников в классе влияет на качество их обучения?

Задание классу:

Один из учеников моделирует ситуацию с опозданием на урок, другой ученик должен закончить эту ситуацию, встав на место учителя.

Как вы думаете?

Почему нельзя опаздывать на урок?

Работа с документами: Правила поведения учащихся в школе, Ответственность учащихся за нарушение правил поведения (штат Огайо).

Ответственность учащихся за нарушение правил поведения (штат Огайо).

Нарушение

Отстранение от занятий

Исключение из школы

Обязательное исключение

Непосещение (прогулы уроков)

Наркотики, их распространение, владение и использование. Алкоголь.

Распространение, продажа, предложение к продаже наркотиков или алкогольных напитков.

Ношение (использование) огнестрельного оружия.

Ношение неогнестрельного оружия без угрозы опасности для жизни других.

Угроза неогнестрельным оружием или его использованием.

Азартные игры.

Курение

Поджог, попытка поджога.

Проникновение со взломом.

Нарушение порядка / деятельность преступных групп.

Взрывчатые вещества.

Вымогательство.

Ложная пожарная тревога или сообщение о бомбе.

Баловство с противопожарным оборудованием.

Ложная идентификация личности.

Драки.

Подделка подписи.

Нанесение телесных повреждений.

Богохульство/ непристойное поведение.

Грабеж.

Изнасилование.

Сексуальная активность (на территории школы).

Кража.

Нарушение владения.

Невыполнение правил.

Вандализм, тяжкий вандализм.

Повторные нарушения вышеупомянутых правил.

Домогательство.

В американских школах существуют более строгие меры наказания за опоздание на урок: если ты опоздал даже на 2 секунды, то есть тебя нет на рабочем месте, когда звенит звонок, то школьнику засчитывается опоздание. Опоздания приравниваются к пропуску без уважительной причины (прогулу). За 3 прогула оценка понижается на 1 балл. За опоздание школьника могут оставить после уроков не более чем на 40 минут, заставить вымыть кабинет, очистить мебель или пол от жвачки.

Как вы думаете?

Сколько весит ваша сумка с книгами и тетрадями?

Тяжёлые портфели влияют на вашу осанку?

В США каждый ученик имеет в школе специальный шкафчик-локер, в котором хранятся его учебники, личные вещи. Таким образом, нет необходимости носить с собой все книги сразу. Но локеры в случае поступления тревожной информации могут быть открыты администрацией школы и досмотрены без согласия ученика.

Как вы думаете?

Многие ученики подобные действия администрации считают нарушением своих прав. Каково ваше мнение?

Домашнее задание.

Как вы думаете?

Если российский школьник не сделал домашнее задание, какое взыскание он понесёт? А если он пропустил занятия в школе (без или по уважительной причины), он будет отрабатывать пропущенный материал?

Почему учителя и родители рекомендуют самостоятельно выучить пропущенный материал?

Работа с документами: Уставы школ России и штата Огайо.

В школах США более строго, чем в России относятся к выполнению и наличию домашнего задания: все работы должны быть сданы строго в срок или заранее, даже если ученик болел. За невыполнение домашних работ снижается итоговая оценка.

Оценка знаний.

В школах США строго относятся к выполнению и наличию домашнего задания: все работы должны быть сданы строго в срок или заранее, даже если ученик болен. При отсутствии домашних работ оценка снижается.

На окончательную оценку в школах США оказывают влияние:

  1. Оценка за тесты (контрольные работы).

  2. Активность учащихся (участие в классной работе).

  3. Выполнение домашних заданий.

  4. Участие в проектах (работа в группах).

Оценка состоит из «кредитов» и выставляется в %:

  1. 91 – 100 % – А (отлично);

  2. 81 – 90 % – В (хорошо);

  3. 71 – 80 % – С (удовлетворительно);

  4. 61 – 70 % – D (неудовлетворительно);

  5. менее 60 % – F (провалил курс).

В России, как и в других европейских странах, существует 5-бальная школа знаний:

Как вы думаете?

Какие знания, умения и навыки должен показать российский школьник, чтобы получить «5», «4», «3», «2», «1»?

Министерство образования РФ предложило школам перейти от 5-бальной системы оценок знаний и умений учащихся к 100 % системе. Как вы оцениваете это предложение министерства образования?

Для учащихся, которые хотят повысить свои знания, кому нужна помощь в учёбе, в России и США работают летние школы. Только в России обучение в летней школе платное, в США – бесплатное.

Общественно полезный труд.

Работа с документами: ст.50 п.14 Закона «Об образовании», Правила поведения учащихся в школе.

Уставы некоторых российских школ возлагают на учащихся обязанность отрабатывать летнюю практику (убирать школьный двор, ухаживать за растениями, помогать в уборке строительного мусора), добросовестно дежурить в классе и по школе. В американских школах за чистотой помещения следят уборщики. Учащиеся по желанию участвуют в волонтёрской работе: 1 раз в сезон расчищают школьный двор, приводят в порядок школьные классы и здание, сажают растения, за что получают «кредиты» при выставлении итоговых оценок.

Медицинский кабинет.

Задание классу: составьте план работы медицинского кабинета в школе России.

Работа с документом: ст. 51 п.1 и 4 Закона «Об образовании».

В школах США медицинское обследование, как в России, не проводится. Работники медкабинета могут дать больному ребёнку таблетку только с разрешения родителей, оказать первую помощь при травмах.

Каникулы.

Работа с документом: ст. 50 п.16 Закона «Об образовании».

Школьники России и США имеют право на отдых – каникулярное время, которые бывают 4 раза в год. К ним добавляются ещё дни государственных праздников.

В США:

  • 9 – 10 недель летом (середина июня – конец августа);

  • 2 недели зимой (Рождество);

  • 1 неделя весной (Пасха);

  • 4 – 5 дней осенью (День Благодарения).

В каникулярные дни ученики вообще не посещают школу: не проводится внеклассная работа или практика. Некоторые ученики в эти дни решают добровольно выполнять какую-нибудь общественную работу, их называют волонтёрами.

В России существуют определённые законом каникулярные дни:

  • 7 дней осенью;

  • 10 дней зимой;

  • 12 дней весной;

  • 9 – 10 недель летом.

Как вы думаете?

Надо ли в каникулярное время проводить с учащимися какие-либо мероприятия?

Как проходят каникулы в вашей школе?

Из устава школы.

Чтобы в школе был порядок, жизнь и здоровье учеников и учителей была в безопасности, не ущемлялось личное достоинство участников образовательного процесса, в российских и американских школах действуют правила поведения учащихся.

Задание классу: прочитайте правила поведения учащихся в школах России и США и сравните требования к поведению школьников и меры наказания за их нарушения.

Совет подросткам

1. Не расстраивай родителей. Они вас воспитывают.

2. Покорно подчиняйся, т. к. когда-то и вам придется отдавать приказы.

3. Выбирай друзей тщательно, т. к. вы становитесь такими как они.

4. Следите за своими мыслями, вы такой, каковы ваши мысли.

5. Встречайся только с тем, кто может стать твоим товарищем.

6. Будь хозяином своих привычек, иначе они будут управлять тобой.

7. Не выделывайся, когда едешь. Води транспорт осторожно.

8. не позволяй толпе давить на тебя, сопротивляйся, иначе у тебя ничего не получится.

Автор неизвестен.

Очень хорошо быть важным, но более важно быть хорошим.

Школьные правила.

1. Уважайте друг друга.

А) Не отзывайтесь недоброжелательно о своих одноклассниках.

Б) Не употребляй оскорбительные слова.

2. Уважай учителей.

А) Оставайся на месте до звонка

Б) Ничего не трогай на столе учителя.

3. Уважай свою школу.

А) Не пиши на партах, стенах и т.д.

Б) Береги книги.

Peen Creed.

1. Don't let your parents down. They brought you up.

2. Be humble enough to obey, you may give orders someday.

3. Choose companions with care, you become what they are.

4. Guard your thoughts, what you think you are.

5. Choose only a date who would make a good mate.

6. Be master of your habits, or they will master you.

7. Don't be a show off when you drive. Drive with safety and arrive.

8. Don't let the crowd pressure you, stand for something or you'll fall for everything.

Author Unknown.

IT'S NICE TO BE IMPORTANT, BUT IT'S MORE IMPORTANT TO BE NICE.

Classroom rules.

1. RESPECT EACH OTHER.

Don't speak unkindly of classmates.

Don't use offensive language.

2. RESPECT THE TEACHER. Stay in your seats between bells. Don't touch items on the teacher's desk.

3. RESPECT YOUR SCHOOL. Don't write on desks, walls, etc. Take good care of books.

Мы строим дом.

Благополучие и порядок в доме зависят от того, насколько его жильцы умеют жить в рамках своего правового статуса. Сейчас мы построим два школьных здания: для российских и американских школьников. Листы бумаги будут служить нам кирпичами для строительства. Класс делится на три бригады: первая записывает на листах права российских и американских школьников (каждое право на отдельном листе бумаги), вторая – обязанности, третья – меры ответственности за нарушение правил поведения.

После выполнения работы из трёх групп формируются две: в первую объединяются те, кто выписывал права, обязанности и ответственность российских школьников, во вторую – американских.

Здание состоит из фундамента, стен и крыши. Каждой части здания в нашем случае будут соответствовать права, обязанности и ответственность школьников, из которых и надо построить школьное здание. Свой порядок размещения прав, обязанностей и ответственности учащиеся вы должны прокомментировать.

Учащиеся школ России и США имеют одинаковые правовые статусы, так как в демократических государствах права человека основываются на положениях Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка, и пользоваться ими можно, только соблюдая права других и выполняя свои обязанности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа государственого образовательного учреждения средней общеобразовательной школы

    Основная образовательная программа
    Директор школы Дониченко Ольга Георгиевна награждена медалью "В память 850-летия Москвы" (1997г.)" и нагрудным знаком "Почетный работник общего образования РФ" (2001г.
  2. Пособие выходит при финансовой поддержке  Перевод. Составление. Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование». От редакторов

    Книга
    Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н. Воскресенской и С. Шехтера. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта. М. 2004. Третье, переработанное издание.
  3. О преподавании права в 2009-2010 учебном году

    Реферат
    Ерохова Е.В., Макарова О.Е. Методическая разработка интегрированного урока право и ИКТ «Правовые нормы поведения человека в современно мире» 7 класс .
  4. Одавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / Москва, 19-20 ноября 2008г

    Документ
    Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции /(Москва, 19-20 ноября 2008г.
  5. Е. А. Марковская Теория и методика о рганизации профильного обучения: Санкт-Петербургский опыт Учебное пособие

    Учебное пособие
    Кривых С.В., Абдуллаева О.А., Алексашина И.Ю., Марковская Е.А. Теория и методика организации профильного обучения: Санкт-Петербургский опыт. Учебное пособие для специалистов по управлению образованием / Под редакцией И.

Другие похожие документы..