Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Темы рефератов'
Брачный договор – новелла Российского законодательства. Граждане как субъекты гражданского прва. Понятие и виды юридических лиц. Судебная власть в РФ...полностью>>
'Доклад'
за 2011г. по реализации решений координационного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве Республики Коми от 14.03 ...полностью>>
'Рассказ'
Теперь кругозор ребенка расширяется не только в ходе практических наблюдений и экспериментирования, которые доминировали в младшем дошкольном возрасте...полностью>>
'Документ'
Рекомендовано к изданию секцией научно-технического совета Института общественных зданий Минстроя России (бывший ЦНИИЭП учебных зданий Госкомархитект...полностью>>

После чтения пособия. Весь предлагаемые материал разделен на три основных раздела: Раздел 1 «Теоретические аспекты сравнительного преподавания», Раздел 2 «Исторический аспект сравнительного анализа», Раздел 3 «Методические разработки занятий по граждановедению и обществознанию»

Главная > Методические разработки
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Независимое расследование:

Опираясь на показания «очевидцев», (участников второй и третьей учебных групп), решим следующие учебные проблемы:

  1. Определить в чем истинные причины гражданской войны?

  2. Могла ли эта война закончиться по-другому?

  3. В чем ее историческое значение?

1.

«Итак, война началась. Их прежний неспешный мир был перевернут вверх тормашками и все уговоры, мольбы и молитвы были бессильны перед грозными силами все сметавшими на своем пути. Весь Юг был охвачен возбуждением, пьян войной. Дважды в неделю эскадрон проходил строевую подготовку, как им это представлялось, размахивая саблями времен войны за независимость и надрывая глотки до хрипоты. Одни отряды выглядели пестро и весело в голубом, малиновом, зеленом, другие были в домотканых одежках и енотовых шапках, третьи – вообще без формы – в суконных сюртуках и тонких рубашках. И все были недообучены, недовооружены и все возбужденно весело кричали и шумели, словно отправляясь на пикник. Вид этих вояк повергал в панику юношей графства: они смертельно боялись, что война закончиться прежде, чем они попадут на нее».

Итак, решаем первую проблему: ПОЧЕМУ НАЧАЛАСЬ ЭТА ВОЙНА? Для ее решения заслуживаем показания «очевидцев»:

  1. Очень кратко, в нескольких словах, охарактеризуйте две системы хозяйства в США в первой половине XIX века

А) в северных штатах (вторая группа)

Б) в южных штатах (третья группа)

  1. Каким был идеал деятельности для представителей разных штатов? Представьте психологический портрет типичного

А) северянина (вторая группа)

Б) южанина (третья группа)

  1. Верно ли утверждение, что в северных штатах развивались капиталистические отношения, а в южных – рабовладельческие? Свой ответ обоснуйте.

  2. К чему стремились политические партии, представлявшие интересы разных штатов?

А) демократы (третья группа)

Б) республиканцы (вторая группа)

  1. Как развивалась бы экономика США в случае победы южан?

В ходе беседы с учащимися, отвечающими на поставленные вопросы, группа экспертов выделяет и заносит на доску причины гражданской войны:

  1. Борьба за сохранение Союза Соединенных Штатов

  2. Борьба за политическую власть между республиканцами и демократами

  3. Борьба за западные земли между фермерами и плантаторами

2.

Приступаем к решению второй проблемы: были ли у южан шансы на победу? «Настроение было самое боевое: «Да один южанин стоит десяти янки! Что может этот сброд против истинных джентльменов? Мы разобьем их в один месяц! Да что там! В одном сражении!… И никто не задумывался о том, что к югу от железнодорожной линии Мейкон-Динсон нет ни одного оружейного завода, как вообще мало литейных заводов на Юге, также как и ткацких фабрик и кожевенных предприятий. Что нет ни одного военного корабля и флот янки может заблокировать все гавани за одну неделю, после чего станет невозможным продать за океан хоть один тюк хлопка. А у северян есть тысячи иммигрантов, готовых за кусок хлеба и несколько долларов сражаться на стороне янки, есть фабрики и заводы, верфи, угольные рудники, все то, чего нет у южан, у которых в избытке только хлопок, рабы и спесь».

Но сначала боевые действия велись очень нерешительно. Война приняла затяжной характер, что было очень не выгодно для южан, не имевших значительного промышленного потенциала. Южане рассчитывали на молниеносный ход войны, на снисходительность части северной буржуазии, но, самое главное, на то, что Англия и Франция, чья промышленность не могла обойтись без американского хлопка, примут участие в войне на стороне Конфедерации. Но этот расчет не оправдался.

«…Война все еще длилась и люди перестали называть янки трусами. Госпитали и дома были переполнены больными и раненными. Все больше женщин появлялось трауре, а унылые ряды могил на солдатских кладбищах становились все длиннее. Бумажные деньги катастрофически обесценивались, стоимость одежды и продуктов также катастрофически росла, в госпиталях отчаянно на хватало лекарств и йода. Использованные бинты и марли стали слишком большой драгоценностью, чтобы их выбрасывать после употребления и все дамы, работавшие в госпиталях возвращались домой нагруженные корзинками с окровавленным перевязочным материалом, который надлежало выстирать, выгладить и снова пустить в дело. Жители Атланты, чтобы защититься от ветра, утепляли свою старую одежду с помощью тряпок и газет, дамы носили гетры, сшитые из старых ковриков или шалей, подметки делались из дерева. Север держал Юг в осадном положении, южные штаты всегда жили за счет продажи своего хлопка, покупая на вырученные деньги все, что не производили сами. Теперь они не могли не покупать, не продавать. Север мог со всего света получать боеприпасы и подкрепления. Юг мог рассчитывать только на себя!»

Но вскоре правительство Линкольна перешло к решающим действиям. 20 мая 1862 года был принят закон о гомстедах, согласно которому любой гражданин США, имеющий 10 долларов, мог получить на Западе участок земли в 160 акров. Через пять лет участок переходил в полную собственность поселенца. Этот закон имел большое значение для исхода войны. Фермеры и рабочие, добивавшиеся этого десятки лет, поверили своему правительству. Самой же главной мерой стала отмена рабства без всякого выкупа. Произошло это 1 января 1863 года. Одновременно был объявлен призыв негров в армию севера. Ход военных действий резко изменился. Никакое мужество и стойкость не могли теперь спасти южан от полного разгрома.

В апреле 1864 года армия северян под командованием генерала Гранта окружила Ричмонд – столицу мятежников – и взяла его. Первым по улицам сдавшегося города прошел негритянский полк. Последние полки разгромленной армии южан сдавали оружие северянам. 4-хлетняя кровопролитная война закончилась. Побежденных отпустили под честное слово. Север ликовал.

Как вы думаете? Были ли у Юга шансы на победу. Свое мнение обоснуйте.

Наполеон когда-то сказал: «Бог всегда на стороне более сильной армии». Сильной оказалась армия северян, чья мощь подкреплялась не только экономическими успехами промышленности северных штатов, но и массовой поддержкой республиканского правительства со стороны фермеров, рабочих и бывших рабов.

3.

Заканчивается урок решением третьей проблемы, что изменилось в стране после победы северян, то есть каково историческое значение этой победы?

В ходе беседы с учащимися выясняется, что:

-было отменено рабство,

-закон о гомстедах позволил развиваться фермерскому пути в сельском хозяйстве, что способствовало его переводу на капиталистические рельсы,

-политическая власть перешла к буржуазии, которой теперь не надо было делить ее с плантаторами.

Приходим к выводу, что были сняты препятствия на пути развития капиталистических отношений, то есть победа северян решила задачи буржуазной революции, в этом ее прогрессивное историческое значение.

Но какова цена прогресса? Она непомерно велика. Гражданская война унесла многие жизни – 600 тысяч убитыми и около миллиона ранеными. Под сопровождение кадров из художественного фильма можно привести следующие строка М.Митчелл: «…стоны, вопли, удушливый запах смрадных госпиталей. Грязные, бородатые, обовшивевшие мужчины с такими отвратительными ранами на теле, что у любого нормального человека все нутро выворачивается наизнанку… Под бесконечным палящим солнцем – кто плечом к чьему – то плечу, кто – головой к чьим – то ногам – сотни и сотни раненых заполняли пространство. Их ряды уходили в бесконечность. Санитары сновали с носилками туда и сюда среди тел, распростертых на земле практически вплотную друг к другу, нередко наступая на раненых, а те стоически молчали глядя вверх, ожидая когда у санитаров дойдет очередь до них. Это был подлинный ад – кровоточащие смердящие теле прямо под палящим солнцем, страдание, крики, зловоние…»

В течение 4-х лет страна была в пламени беспощадной гражданской войны. Война разделила семьи, американцы воевали друг с другом. Уже после капитуляции Юга президент Линкольн был убит сторонником рабовладельцев Бутом. Но рабство было отменено окончательно, Союз спасен, Север и Юг вскоре были преобразованы, шел дальнейший процесс образования американской нации.

Заключение: Война всегда зло. Никакие самые благие намерения не должны оправдывать убийство, разрушения, горе народа. Сравните строчки двух писателей и вы поймете, что война не имеет национальности. Она – абсолютное зло.

«Смерть была рядом, ее присутствие ощущалось в воздухе, поля расстилались неестественно тихие, молчаливые, вселяя в души и страх, только трупы людей, лошадей, мулов. Ни щебета птиц, ни далекого мычания стад, ни шелеста ветра в листве. Очертания печных труб, возносящихся вверх, как гигантские надгробия, улицы, заваленные обгорелых обломков и кирпича, старые деревья, умирающие от ожогов, разграбленное кладбище…» (М. Митчелл «Унесенные ветром»)

«Нет гнусности, которая не допускалась бы войной, нет преступления, которое не оправдывалось бы ею. Подумайте, – сколько здорового, прекрасно мыслящего воздуха выплеснуто на грязную землю, сколько остановилось чутких сердец!» (М. Горький «Несвоевременные мысли»)

Вопросы по теме урока:

Каковы причины гражданской войны?

Была ли неизбежной победа Севера?

Почему эту войну часто называют второй американской революцией?

РАЗДЕЛ 3.

Тема: Так пускай повсюду на земле….

Матюхина Н.А. (Орел)

Не бойся, что тебя не поймут, опасайся не понять другого.

Древняя мудрость

После урока учащиеся смогут:

  • понять значение улыбки и позитивного настроения в общении;

  • поразмышлять над стереотипами в восприятии своей и американской нации;

  • высказать собственное мнение по исследуемой проблеме.

Ход занятия.

1 этап. Зачитайте или перескажите участникам занятия отрывок из статьи Акрама Муртазаева: «Улыбка Гагарина, его шнурки, нырки и рубашка...».

…Так вот, к полету готовились Юрий Гагарин и Герман Титов. Вопрос – кто полетит первым – мучил всех. Все было в пользу Титова: более образован (это еще деликатно сказано), кроме того, просто дьявольски красив (невероятно желтые волнистые волосы, такие же невероятно синие глаза, чеканный профиль). Но самое главное – весил на сколько-то меньше Гагарина.

У Гагарина была только улыбка. Королев прервал споры и сомнения традиционно коротким решением: «Полетит Гагарин». Запротестовали, было, ученые – мол, Гагарин весит на столько-то больше, а это значит, такие-то приборы не поднимутся на орбиту!..

Ученые смотрели в схемы. А Королев – на улыбку, которой суждено было стать символом планеты. Поэтому он подошел к космическому кораблю и, не глядя, сорвал несколько приборов весом в столько-то грамм.

Мне кажется, Королев был способен выкинуть из космического корабля все приборы, чтобы туда вместилась улыбка Гагарина. Абсолютный прагматик Королев не только вычислил траекторию полета корабля «Восток», но и величайшую траекторию улыбки…

Задайте вопросы учащимся:

Почему столь важное значение придавал улыбке первого космонавта С.Королев? Оправдано ли было «пожертвовать» важными приборами ради улыбки?

Сколько же, по-вашему, мнению, «весит» улыбка?

После краткого обсуждения учитель назовите тему, цели и задачи урока.

2 этап. Предложите учащимся поучаствовать в анкетировании (анкеты раздаются в печатном виде каждому).

Анкета.

1. Как часто Вы улыбаетесь?

А) не обращаю на это внимания; Б) редко; В) почти всегда

2. Что вызывает у Вас улыбку?

-----------------------------------------------------------------------------------

3. Считаете ли Вы, что улыбка делает лицо более привлекательным?

А) да; Б) нет; В) не знаю.

4. Влияет ли улыбка, по Вашему мнению, на состояние здоровья?

А) да; Б) нет; В) не знаю.

5. Отвечаете ли Вы на улыбку?

А) да; Б) нет; В) иногда.

6. Есть ли у Вас любимое высказывание (пословица, поговорка, четверостишье, афоризм) об улыбке? _____________________________________________

________________________________________________________

7. А может быть, предложите своё?!

________________________________________________________

3 этап. Работа в группах. Расскажите участникам о коммуникативной культуре, ее составляющих, о роль улыбки в процессе коммуникации, улыбке как важном средстве невербального общения.

Об улыбке и её магической силе писали учёные, поэты…. Мы можем вспомнить немало людей, чья улыбка стала поистине исторической. Давайте назовем некоторые подобные примеры.

Но, к сожалению, российским людям не свойственно улыбаться. И потому улыбка Ю. Гагарина скорее исключение, чем правило. Однако, есть нации для которых улыбка является своего рода символом. Например ….

Оказываясь впервые в США или встречаясь с американцами в России, невольно задаешь себе вопрос: почему они всё время улыбаются?

Подобным вопросом, но с частицей «не» задаются наши американские друзья. Давайте попробуем на сегодняшнем занятии разработать собственную теорию по поднятой проблеме. Ведущий создает аналитические группы и раздает каждой из них информационные материалы.

1 группа – американцы.

Задание: подготовить выступление, в котором попытаться ответить на вопрос о том, почему они улыбаются.

2 группа – россияне.

Задание: подготовить выступление об отношении и восприятии нами «американской улыбки».

3 группа – американцы.

Задание: подготовить выступление о влиянии русской «не улыбчивости» на впечатление о россиянах (в чем нас «подозревают», если мы не улыбаемся?)

4 группа – россияне.

Задание: провести малое историческое исследование на тему: отношение к улыбке в историко-культурной российской традиции (истоки нашего «серьёзного отношения к жизни»).

5 группа – эксперты.

Задание для участников 5 группы: а) анализ анкетирования: «Отношение к улыбке в нашей аудитории».

б) подготовить ответ на вопрос: надо ли нам улыбаться чаще? (аргументы «за» или может быть «против»).

Время работы в группах – 10 мин.

Выслушайте выступления представителей групп и проведите обмен вопросами.

Комментарий. По ходу выступлений групп ведущий сообщает интересные факты, приводит мнения психологов, врачей, представителей нетрадиционной медицины, имиджмейкеров об улыбке и её влиянии на людей (см. Приложение) Для педагогов-участников можно сделать акцент на роли улыбки в педагогической профессии.

4 этап. Игра. «Выборы Мисс и Мистера Улыбка». Голосование. Вручение «Ордена Улыбки». Орденом награждается также победитель конкурса афоризмов.

Всем раздаются «улыбки» – специальные карточки с изображением улыбок. На них предлагается записать афоризм дня – понравившееся высказывание по теме, обменяться «улыбками» с друзьями...

Звучит фонограмма песенки «Об улыбке» В. Шаинского (все поют последний куплет, учитель дописывает последнее четверостишье в название темы занятия).

5 этап. В качестве рефлексии дети пополняют «Копилку заблуждений» (в неё предлагается складывать «заблуждения», стереотипы, от которых ребята избавились в ходе занятия).

Материалы для групп.

Информационный лист 1 группы. Проблема: американцы: почему они улыбаются?

На фотографиях в прессе американские деятели улыбаются счастливой белозубой американской улыбкой.

В культуре Америки улыбка социальный признак преуспевания. Если вы выдвинули свою кандидатуру на любой общественный пост, вы должны улыбаться на всех фотографиях, чтобы будущие избиратели видели: у этого человека все в порядке, у него есть деньги, успех, спокойная совесть, он улыбается, он доволен, ему можно довериться.

Keep smiling – девиз американского образа жизни: «что бы ни случилось – улыбайся». Этот призыв учит: не сдавайся, не поддавайся ударам судьбы, не показывай людям, что у тебя что-то не в полном порядке, не подавай виду – улыбайся, keep smiling. Напускной оптимизм в любой ситуации (don't worry, be happy! keep smiling! [не беспокойся, радуйся! улыбайся!]) – вот та черта американского национального характера, которая официально одобрена и внедряется всеми средствами, в том числе и языковыми.

В западном мире вообще и в англоязычном в особенности улыбка – это знак невербальной культуры (культуры, разумеется, в этнографическом смысле слова), это традиция, обычай: растянуть губы в соответствующее положение, чтобы показать, что у вас нет агрессивных намерений, вы не собираетесь ни ограбить, ни убить. Это способ формальной демонстрации окружающим своей принадлежности к данной культуре, к данному обществу.

Задание: на основе текста и собственных знаний подготовьте выступление для остальных участников занятия по указанной проблеме.

Информационный лист 2 группы.
Проблема:
россияне об отношении к американской улыбке.

Знаменитая американская улыбка вызывает разную реакцию у русских: одни восхищаются приветливостью (принимая ее за естественную положительную реакцию), другие недоумевают, третьи не одобряют и относятся подозрительно.

Свидетельство русского языка: словосочетания дежурная улыбка, вежливая улыбка имеют отрицательные коннотации: дежурная – значит, по обязанности, вежливая – значит, не от души. Сатирик Михаил Задорнов назвал американскую улыбку хронической. Комментарии излишни: хронической в русском языке бывает только болезнь. Один наш преподаватель сказал по поводу американской улыбки: «В Америке дантисты очень дорогие, поэтому американцы улыбаются, чтобы показать, что у них достаточно денег для ухода за зубами. Это способ продемонстрировать свое финансовое благополучие».

Американская улыбка играет важную роль в идеологической пропаганде, навязчиво внушающей мысль жителям США (особенно «новеньким», то есть недавно иммигрировавшим) о том, какое это счастье, удача и привилегия – быть гражданином этой страны.

В западной культуре улыбка – обязательный компонент обслуживания. В Чейз Манхэттен бэнк висит объявление: если наш оператор Вам не улыбнулся, заявите об этом швейцару, он Вам выдаст доллар (из материалов проф. И. А. Стернина, Воронежский университет).

Русские писатели не раз обращали внимание на отличие русской и американской улыбки, характеризуя американскую улыбку как странную для русского человека и искусственную. «На русского дежурный американский смайл производит впечатление лицемерия, неискренности, заставляет заподозрить: Чему это он радуется? Нет ли у него каких задних мыслей? А, может быть, он просто придурок?»

«Американская улыбка» больше характерна для мира бизнеса. Да и нам, славянам, не понять эту наигранную улыбчивость. У нас улыбка – признак расположения. Улыбка чаще всего выражает дружелюбие, потребность в одобрении, открытость общению…

О широкой американской улыбке наслышаны все. Это у них норма жизни, требование. Один крупный физик с мировым уровнем не мог найти себе работу. Долгое время он приходил на первое интервью (собеседование), и не понимал, почему ему не задают вопросов по специальности. До этого же дело просто не доходило. Дело в том, что на первом интервью обращают внимание на зубы, ногти, умение держаться, на походку. А у физика была золотая коронка на зубах, и поэтому разговор заканчивался быстро.

А вообще улыбки у американцев искренние, и хочется улыбаться в ответ.

(Анастасия Белинская)

В Америке по внешнему виду и разговору вообще сложно определить, кто свой, а кто чужой. Но везде – неизменно вежливые люди, открытые и приветливые, часто улыбающиеся. Об ослепительной американской улыбке уже столько написано и сказано, но…она действительно такая! Сияющая, белоснежная, всегда вежливая, часто веселая, иногда ироничная (но не по отношению к вам, нет), очень редко грустная. Иногда не совсем искренняя, оно и понятно – если на душе кошки скребут, тяжело улыбаться. Но поверьте, если вы улыбнетесь даже незнакомому американцу, он обязательно улыбнется вам. И потом, пусть лучше не совсем искренняя американская улыбка, чем наша искренняя злоба и откровенная ненависть.

Владимир Грановский

Американцы в основном сыты и довольны собой и их американская улыбка – это знак этого их общего довольства, а также неосознанный способ подчеркнуть свое признание американских достижений, а, следовательно, правил и законов американского строя друг перед другом…

Иван Бореев <pripegala@>

Задание: на основе текста и собственных знаний подготовьте выступление для остальных участников занятия по указанной проблеме.

Информационный лист 3 группы. Проблема: американцы о русской «не улыбчивости»

«От приезжающих в Россию иностранцев (особенно американцев) часто можно услышать мнение о жителях России как о людях довольно-таки мрачных внешне, редко улыбающихся, большей частью угрюмых. Самое распространенное объяснение, которое они сами же и дают – жизнь русских людей слишком тяжела, голодна, не обустроена и опасна, что, естественно, отражается на их повседневном поведении. Однако объяснение, приходящее на ум представителю другой страны, другой культуры, носителю несомненно другого мировоззрения, представляется чересчур сторонним и вряд ли точным в силу своей упрощенности».

«Не практикуют американскую улыбку в Америке только опасные маньяки, уголовники, деклассированные элементы, обособленные сообщества. Отсутствие американской улыбки на их устах мгновенно показывает добропорядочному американскому гражданину, что данные люди не признают конвенций американского общества и, вообще, пора уносить ноги. Поэтому когда простой американец приезжает в Россию, спокойные лица наших граждан вызывают у него неприятные ассоциации, все больше и больше вгоняя в панику».

«При встрече с нами американцы обычно удивляются нашей мрачности. Столкнувшись с выражением лица, которое мы привыкли считать серьезным, адекватным деловому общению или беседе с малознакомым человеком, американец задается вопросом: В чем проблема? Чем он недоволен? Не обидел ли я его»?

Улыбка – обязательный атрибут приветствия и любого общения у европейцев и американцев. Природная российская неулыбчивость воспринимается на Западе либо как следствие плохого воспитания, либо как свидетельство недоброжелательного отношения к партнеру. Улыбайтесь чаще и больше – это одно из основных правил, которые следует усвоить, пересекая границу с Востока на Запад.

Задание: на основе текста и собственных знаний подготовьте выступление для остальных участников занятия по указанной проблеме, а именно о влиянии русской «не улыбчивости» на впечатление о россиянах (в чем нас «подозревают», если мы не улыбаемся?)

Информационный лист 4 группы. Проблема: россияне, почему мы редко улыбаемся?

Серьезное, сосредоточенное выражение лица русских на улице – не признак их особой мрачности, а лишь традиция, считающая улыбку чем-то сокровенным и предназначенным близкому и приятному человеку. Традиция эта имеет глубокие корни. Улыбка и смех – только в минуты радости, отдыха, легкости души. Во всех остальных случаях это глупость. Мудрое слово Древней Руси учит:

  • Сын мой, среди людей находясь, к ним подходя – не смейся: ибо в смехе рождается глупость, из глупости – ссора, а в ссоре – свара и драка, в драке же смерть, а в убийстве и грехи свершаются («Повесть об Акире Премудром», XII в.);

  • Светлой улыбкой легко показать душевную радость... Ибо когда веселится сердце, расцветает лицо (Св. Василий);

  • Кто хочет смеяться вместе с детьми, укоризну и поношение на себя навлечет («Мудрость Менандра Мудрого», XIV в.);

  • Смехи да хихи вводят в грехи;

  • Велик смех, не мал и грех (из пословиц XVIII в., Мосхион).

В словаре В. И. Даля глагол улыбаться определяется как, ухмыляться, смеяться молча, про себя, показывать выражением уст и лица расположение ко смеху'. В качестве иллюстративной фразеологии приводятся примеры: Где грех, там и смех; Набьет и улыбка оскомину; Смехом сыт не будешь; Смех до добра не доводит.

У русских совершенно другой менталитет, другие традиции, другая жизнь, другая культура – в этом вопросе все прямо противоположное. Чем выше общественная позиция человека, тем серьезнее должен быть его имидж. Если вы претендуете на высокий пост, вы должны показать будущим избирателям, что вы человек основательный, серьезный, умный и, следовательно, сознающий, какое сложное дело вам предстоит, какие серьезные проблемы придется решать. Улыбка в такой ситуации неуместна, она только покажет, что человек легкомыслен, не сознает ответственности своего дела и поэтому довериться ему нельзя.

В русском коммуникативном сознании существует императив: улыбка должна являться искренним отражением хорошего настроения и хорошего отношения. Не принято улыбаться ‘просто так’, чтобы поднять настроение собеседника, чтобы сделать приятное, чтобы поддержать человека – этих функций у русской улыбки нет. Чтобы иметь право на такую улыбку, надо действительно хорошо относиться к человеку или реально быть в хорошем, приподнятом настроении.

Улыбка русского человека должна иметь вескую причину, известную окружающим, только тогда человек получает на нее ‘право’ в глазах окружающих. Если русскому человеку причина чьей-либо улыбки оказывается непонятной, это может вызвать у него серьезное беспокойство.

Для русской коммуникативной культуры характерна искренность и открытость; соборность, коллективность бытия русского человека предполагает, что все должны все друг о друге знать, не должно быть особых секретов от окружающих. Отсюда – стремление и привычка не скрывать своих чувств, своего настроения.

Повседневный же быт русского человека, его повседневная жизнь были на протяжении многих веков тяжелой борьбой за существование; жизнь рядового русского человека была крайне тяжелой, и озабоченность закрепилась как нормативная бытовая мимика русского человека. Улыбка же отражает в этих условиях исключение из правила – благополучие, достаток, хорошее настроение, а все это может быть у немногих и в исключительных случаях, это всем заметно и может вызвать вопросы, зависть и даже неприязнь – «чего разулыбался?».

Вы, наверное, замечали, как много хмурых людей на улицах Москвы, в метро, в магазинах? И все они злые, раздраженные, вечно чем-то недовольные – излучают злобу и даже как-то гордятся ею. Наорет такой человек в метро на одного, наступит на ногу другому, на третьего посмотрит так, что жить не захочется, – и вот едет целый вагон потенциальных невротиков. Так что несчастные люди представляют собой даже некоторую угрозу для общества. Наверное поэтому в христианстве уныние считается грехом.

Упражнение «Уровень счастья»

Наталья Шавшукова, 11 января 2001, 01:06

Задание: провести малое историческое исследование на тему: отношение к улыбке в историко-культурной российской традиции (истоки нашего «серьёзного отношения к жизни»).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа государственого образовательного учреждения средней общеобразовательной школы

    Основная образовательная программа
    Директор школы Дониченко Ольга Георгиевна награждена медалью "В память 850-летия Москвы" (1997г.)" и нагрудным знаком "Почетный работник общего образования РФ" (2001г.
  2. Пособие выходит при финансовой поддержке  Перевод. Составление. Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование». От редакторов

    Книга
    Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н. Воскресенской и С. Шехтера. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта. М. 2004. Третье, переработанное издание.
  3. О преподавании права в 2009-2010 учебном году

    Реферат
    Ерохова Е.В., Макарова О.Е. Методическая разработка интегрированного урока право и ИКТ «Правовые нормы поведения человека в современно мире» 7 класс .
  4. Одавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / Москва, 19-20 ноября 2008г

    Документ
    Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции /(Москва, 19-20 ноября 2008г.
  5. Е. А. Марковская Теория и методика о рганизации профильного обучения: Санкт-Петербургский опыт Учебное пособие

    Учебное пособие
    Кривых С.В., Абдуллаева О.А., Алексашина И.Ю., Марковская Е.А. Теория и методика организации профильного обучения: Санкт-Петербургский опыт. Учебное пособие для специалистов по управлению образованием / Под редакцией И.

Другие похожие документы..