Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Рыночная экономика характеризуется не только рынками товаров, рабочей силы, но и рынком капитала, который обеспечивает государство денежной наличност...полностью>>
'Программа'
Важным фактором модернизации российского образования стал приоритетный национальный проект «Образования», который выступил катализатором развития рос...полностью>>
'Документ'
Бронхиальная астма. Проблемы пациентов. Особенности течения бронхиальной астмы у беременных. Профилактика и принципы лечения (роль акушерки). Доврачеб...полностью>>
'Контрольная работа'
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Челябинская государственная медицинская академия Федерального агент...полностью>>

Вопросы психологии №3, 1995

Главная > Статья
Сохрани ссылку в одной из сетей:




Вопросы психологии №3, 1995

САМОДЕТСРМИНАЦИЯ И ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

в.и. чирков

ВНЕШНЯЯ СТИМУЛЯЦИЯ И ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ

Люди постоянно вовлечены в раз­нообразную деятельность и осущест­вляют то или иное поведение. Для по­иска ответов на вопрос «почему?», «ради чего выполняется определен­ная деятельность?» психологами был введен конструкт «мотивация» [11].

Поведение человека может быть описано с разных сторон. В процессу­альном плане любой поведенческий акт имеет начало, течение и заверше­ние. Он может быть также охаракте­ризован с точки зрения интенсивно­сти и направления. Изучение мотива-

Статья подготовлена по грантам Американ­ского совета преподавателей русского языка и литературы и Американского совета по сот­рудничеству в области образования и изучения языков.

При подготовке статьи использованы мате­риалы, предоставленные сотрудниками Роче-стерского университета, США, ЭЛ. Диси и P.M. Райаном, авторами одной из концепций са­модетерминации, которой в основном и посвя­щен настоящий обзор.

ции — это анализ причин и факторов, которые инициируют и энергетизиру-ют активность человека, а также на­правляют, поддерживают и приводят к завершению определенный пове­денческий акт. Важнейшей особенно­стью мотивированного действия яв­ляется наличие интенции — намере­ния к его выполнению. Для объясне­ния детерминации человеческого по­ведения создаются многочисленные психологические теории мотивации, которые строятся на системе допу­щений о природе человека и устанав­ливают законы инициации и регуля­ции человеческого поведения [12], [15]. В большинстве мотивационных теорий анализируются три основных параметра поведенческой активно­сти: инициация, интенсивность и на­правление.

Мотивированное поведение есть результат действия двух факторов: личностного и ситуационного. Под личностным фактором понимаются

Самодетерминация и внутренняя мотивация

117

мотивационные диспозиции личности (потребности, мотивы, установки, ценности), а под ситуационным — внешние, окружающие человека ус­ловия (поведение других людей, отно­шения, оценки, реакции окружаю­щих, физические условия и т.д.). Сле­дует отметить, что, когда разговор идет о внешних факторах, то анали­зируются прежде всего не объектив­ные параметры среды, а оценки и ин­терпретации личностью контексту­альных аспектов своего поведения, т.е. субъективное отражение объективных условий и то значение, кото­рое она этим условиям придает. Че­ловек поступает в соответствии с тем, как он оценивает и интерпретирует окружающую действительность. Роль мотивационных диспозиций сводится не столько к прямой детерминации поведения, сколько к участию в фор­мировании когнитивных оценочных схем, с помощью которых человек интерпретирует ситуацию. Последу­ющие действия являются результа­том этой интерпретации.

Цель настоящей статьи — познако­мить российских психологов с основ­ными положениями, экспериментами и путями практического использова­ния одного из широко известных в за­рубежной психологии подходов к ана­лизу и пониманию причин человече­ского поведения — теории самоде­терминации и внутренней мотивации, разработанной американскими психо­логами Эдвардом Л. Диси и Ричардом М. Райаном [23], [24], [27], [28].

ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИИ

Большинство психологов согласны с выделением двух типов мотивации и соответствующих им двух типов пове­дения: 1) внешней мотивации (extrin-sic motivation) и соответственно внеш­не мотивированного поведения (ext-

rinsic motivated behavior) и 2) внутрен­ней мотивации (intrinsic motivation) и соответственно внутренне мотиви­рованного поведения (intrinsic motivated behavior).

Внешняя мотивация — конструкт для описания детерминации поведе­ния в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулиру­ют, находятся вне Я (self)1 личности или вне поведения. Достаточно ини­циирующему и регулирующим фак­торам стать внешними, как вся моти­вация приобретает характер внешней.

Ученик стал более добросовестно выполнять все домашние задания по­сле того, как родители пообещали ку­пить ему велосипед. Работа над до­машними заданиями в этом случае — внешне мотивированное поведение, так как направленность на уроки и интенсивность (в данном случае — добросовестность) задаются внешним по отношению к самой учебе факто­ром: ожиданием получения велосипе­да. Все приятели пошли в спортивную секцию, и наш ученик пошел. Поход в секцию для него внешне мотивиро­ванный акт, так как его инициация и направленность находятся полностью под контролем приятелей, т.е. вне собственного Я ученика. Представим ситуацию, когда приятели перестали ходить в секцию. Скорее всего, и наш внешне мотивированный друг оттуда уйдет. Общепризнанным является по­ложение, что внешняя мотивация прежде всего основана на наградах, поощрениях, наказаниях или других видах внешней стимуляции, которые инициируют и направляют желатель­ное или тормозят нежелательное по­ведение.

1 Лучшим переводом английского, понятия «self» являются русские слова «сам» или «Я сам», так как они наиболее точно передают идею «self» о Я как об активно действующем начале. Но в тексте выражение «сам» практически неприемле­мо, и поэтому мы оставляем термин Я.

118

Чирков В.И.

Наиболее ярко концептуализация данного типа мотивации представле­на в бихевиористских теориях [42], [70] и в теориях инструментальности [6], [77].

Внутренняя мотивация — конст­рукт, описывающий такой тип детер­минации поведения, когда иницииру­ющие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри само­го поведения. «Внутренне мотивиро­ванные деятельности не имеют поощ­рений, кроме самой активности. Лю­ди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели» [23; 23].

Если ученик приходит домой и с восторгом говорит, что в школе был интереснейший урок и он хочет по­читать энциклопедию, чтобы завтра участвовать в обсуждении, то он де­монстрирует пример внутренне моти­вированного поведения. В данном случае направленность на выполне­ние урока проистекает из содержания самого урока и связана с интересом и удовольствием, которые сопровожда­ют процесс познания и открытия но­вого. Когда все приятели бегут запи­сываться в секцию каратэ-до, потому что это стало модным (пример внеш­ней мотивации), а наш ученик напра­вляется в городошную секцию, пото­му что только это ему интересно, он вновь демонстрирует внутренне мо­тивированное поведение.

Для объяснения этого типа мотива­ции было создано множество теорий: теория компетентности и мотивации эффективностью [78], [79], теории оптимальности активации и стимуля­ции [8], [17], теория личностной при­чинности [18], теория самодетермина­ции [28], теория «потока» [14], [15].

ТЕОРИИ ВНЕШНЕЙ МОТИВАЦИИ

В бихевиористских теориях ос­новной акцент в детерминации пове­дения делается на подкреплении — положительных (награды, поощре­ния) или отрицательных (наказания) последствиях, которые следуют за выполнением определенного поведен­ческого акта. Идеи бихевиоризма бе­рут свое начало в исследованиях оперантного обусловливания, проводив­шихся Эдвардом Л. Торндайком [73]. Им была обнаружена закономерность, получившая впоследствии его имя и известная в психологии как закон эф­фекта Торндайка. Этот закон гласит, что привлекательные и непривлека­тельные последствия поведения влия­ют на частоту инициации поведенче­ских актов, приводящих к этим по­следствиям. Поведение, которое при­водит к положительным последстви­ям, закрепляется и имеет тенденцию к повторению, тогда как поведение, приводящее к отрицательным по­следствиям, имеет тенденцию к пре­кращению. Для объяснения регуля­ции поведения эти идеи были исполь­зованы К. Халлом [42] и Б.Ф. Скин-нером [70], [71]. Главной особенно­стью всех вариантов бихевиористско­го подхода является признание того, что основным инициатором и регуля­тором поведения является внешнее по отношению к нему подкрепление.

Сущность прикладного примене­ния данной модели в педагогике и во­обще в житейской практике заключа­ется в систематическом подкрепле­нии желательного поведения. В шко­ле или на предприятии выделяются паттерны поведения, наиболее целе­сообразные с точки зрения учителя или руководителя: высокая актив­ность на уроке, хорошая дисциплина или отсутствие опозданий на работу. При демонстрации этого поведения ученик или работник поощряются


Самодетерминация и внутренняя мотивация

119


специальными жетонами, звездами или вымпелами. При накоплении определенного количества премий такого рода он может получить более значимые призы или поощрения. Ана­логичная система существует и в ма­газинах, когда покупателю, сделав­шему определенное количество поку­пок, выдается премия, подкрепляю­щая поведение, направленное на по­купки именно в этом магазине. Важ­но отметить, что все эти системы рас­считаны на подкрепление изначально неинтересного и непривлекательного поведения, которое по своей воле че­ловек выполнять не станет. Хотя они показали свою эффективность, тем не менее, многие исследователи согла­шаются с тем, что человек оказыва­ется марионеткой подкреплений. Бо­лее того, было замечено, что жела­тельное поведение имеет место толь­ко в период действия подкрепления (если не вступают в действие другие мотивационные механизмы). Нет подкрепления — нет мотивированного поведения.

Другим вариантом теорий внешней мотивации являются теории валент­ности ожидания инструментальности. Данный тип теорий по­строен на двух фундаментальных ус­ловиях человеческого поведения, ко­торые в психологии стали изучаться после работ К. Левина [49]—[51] и Э. Толмена [74], [75]. Первое условие заключается в следующем. Для того чтобы быть мотивированной к опре­деленному виду поведения, личность должна быть уверена, что существу­ет прямая связь между осуществляе­мым поведением и его последствия­ми. Эта субъективная уверенность получила название «ожидание х инструментальность». Второе условие: последствия поведения должны быть эмоционально значимы для личности, должны иметь для нее определенную

ценность. Эта аффективная привле­кательность получила название «ва­лентность». Формула мотивиро­ванного поведения в этом случае выглядит так: поведение = валент­ность х ожидание. Произведение двух параметров означает, что, если хотя бы один из сомножителей равен ну­лю, то и все произведение будет рав­но нулю. Если последствия поведения будут незначимы для личности, то она не будет испытывать интенции к его выполнению. Также, если чело­век будет уверен, что поведение ни­как не связано с его результатами, то мотивации к выполнению не будет. Высокая мотивация в соответствии с данным подходом будет в том слу­чае, когда человек будет уверен, что желательные для него последствия являются прямым результатом пред­принимаемого поведения. В рамках данной парадигмы созданы многие известные мотивационные теории [б], [12], [77].

Эта группа теорий относится к внешним, потому что ведущими регу­лирующими факторами поведения яв­ляются валентность внешнего по от­ношению к поведению последствия и связь между поведением и этим пос­ледствием. Когда рабочий собирает на конвейере (осуществляемое пове­дение) агрегат (получаемый резуль­тат) и зарабатывает таким образом деньги на жизнь (привлекательные последствия), мотивация данного тру­дового поведения носит ярко выра­женный внешний характер. Его ини­циация, интенсивность и направлен­ность находятся в прямой зависимо­сти от привлекательности последст­вий и связи между поведением и эти­ми последствиями. Само по себе пове­дение ценности для человека в этом случае не имеет. Оно ценно настоль­ко, насколько служит надежным ин­струментом для достижения желае-

120

Чирков В.И.

мых последствий. В силу этого и в би­хевиористских теориях, и в теориях «валентности х ожидания» поведение рассматривается как инструменталь­ное, выполняющее функцию средства для получения привлекательного ито­га, являющегося внешним по отноше­нию к нему самому.

ТЕОРИИ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ

Термин «внутренняя мотивация» впервые был введен в 1950 г. [36]. К этому времени популярность бихе­виористского подхода стала падать, и прежде всего потому, что, несмотря на попытки сформулировать универ­сальные законы человеческого пове­дения, многие виды человеческой ак­тивности никак не укладывались в объяснительные схемы бихевиориз­ма. В конце 50-х гг. появились две работы, которые как бы подвели итог этой неудовлетворенности: кни­га Р. Вудвортса [81] и статья Р. Уайта [78].

В книге «Динамика поведения», ко­торая явилась развитием идей, впер­вые изложенных в 1918 г. [80], Р. Вуд-вортс провозгласил принцип Первич­ности поведения в противовес бихеви­ористскому принципу первичности драйва (побуждения). Перефразируя известную поговорку, этот принцип можно сформулировать так: «Чело­век ест, чтобы осуществлять поведе­ние, а не осуществляет поведение для того, чтобы есть». Человек, согласно Р. Вудвортсу, рождается с активной тенденцией освоить мир с помощью поведения. Такое поведение понима­ется как постоянный поток активно­сти по эффективному взаимодейст­вию с окружением. Удовлетворение драйвов прерывает эту активность для того, чтобы обеспечить организм необходимой энергией.

Р. Уайт в статье «Пересмотр мо­тивации: понятие компетентности» предложил концептуально более раз­работанную модель на эту же тему. Он ввел понятие «компетентность» (competence), объединяющее такие виды поведения, как ощупывание, ос­матривание, манипулирование, кон­струирование, игра, творчество. Он считает, что все эти виды поведения, при выполнении которых организм не получает никаких видимых под­креплений, преследуют одну цель: по­вышение компетентности и эффек­тивности человека. Силой, детерми­нирующей это стремление к компе­тентности, является «мотивация че­рез чувство эффективности» (effec-tance motivation). Данный вид мотива­ции имеет место всякий раз, когда че­ловека побуждает потребность в эф­фективности, компетентности и мас­терстве. Анализируя многочислен­ные работы по сравнительной и дет­ской психологии, психоанализу, пер-сонологии и психологии творчества, Р. Уайт убедительно показывает, что для понимания большого набора раз­личных видов человеческого поведе­ния конструкты «компетентность», «стремление к компетентности» и «мотивация эффективностью» (что практически равнозначно конструкту «внутренняя мотивация») являются более продуктивными, чем конструк­ты «оперантное обусловливание», «подкрепление» или гомеостатиче-ская модель биологических драйвов.

СРАВНЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИЙ

Многочисленные исследования про­демонстрировали, что внешняя и вну­тренняя мотивации могут значитель­но энергетизировать поведение и су­щественно изменять его направление, другими словами, оказывать решаю-

Самодетерминация и внутренняя мотивация

121

Таблица

Влияние внешней и внутренней мотиваций на поведение и психические процессы

Влияние внешней мотивации

Влияние внутренней мотивации


Тенденция к продолжению деятельности

Внешне мотивированное поведение прекра- Внутренне мотивированное поведение может
щается, как только исчезает внешнее продолжаться достаточно долго при отсутст-
подкрепление [61] вии всяких видимых наград [36], [78]

Предпочтение сложности и объема задания

Испытуемые предпочитают более простые Предпочитают более трудные задания (опти-
задания [59]. мальной трудности) [16], [37], [38], [57], [68]
Они делают только то, что положено: для то­
го, чтобы получить награду [46]

Степень алгоритмизации деятельности

Отрицательно сказывается на когнитивной гибкости;

облегчает выполнение деятельностей, требу­ющих алгоритмического метода (умножение многозначных чисел, запоминание простых геометрических фигур, парное запоминание, узнавание слов в тахистоскопических экспери­ментах) [55].

Значительно ухудшает качество и скорость решения эвристических задач [45]

Положительно влияет на когнитивную гибкость;

облегчает выполнение деятельностей, требу­ющих эвристического метода (все виды твор­ческих задач, не имеющих заранее данного ал­горитма: завершить электрическую цепь, про­должить закономерность чисел и т.п.) [5], [54]

Креативность

Подавляет креативность [2], [4]; способствует росту напряженности, уменьшает спонтанность [4]

Способствует креативности [2], [4], [44]

Эмоции

При взаимодействии с другими преобладают Способствует получению удовольствия от ра-
отрицательные эмоции [31] боты [45];

вызывает эмоции интереса и радостного воз-
буждения [65]

Школьное обучение

При внутренней мотивации происходит более успешное освоение школьной программы, бо­лее высокий уровень освоения теоретическо­го материала;

более эффективное понятийное научение; наблюдается значимое улучшение мнемиче-ских процессов [34]. [62], [65], [66]

Самоуважение

Преобладание внутренней мотивации повы­шает самоуважение [64]

122

Чирков В.И.

щее влияние на его детерминацию. Но так ли одинаковы последствия этих двух типов мотивации для когни­тивных процессов, эмоций, психиче­ского здоровья и других аспектов личности? Какой тип мотивации сто­ит культивировать, если мы хотим не только сиюминутного повышения ин­тенсивности поведения или немедлен­ного изменения его направления, а за­интересованы в долгосрочном и гар­моничном развитии личности? Для поиска ответов на эти вопросы обра­тимся к результатам экспериментов. Для облегчения восприятия этого ма­териала мы оформили его в виде таб­лицы (см. с. 121).

Как видно из таблицы, каждый вид мотивации имеет свои плюсы и мину­сы, оказывая различное влияние на психические процессы. Наиболее по­ложительное влияние как на познава­тельные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя моти­вация. Внешняя мотивация может иметь преимущество при решении ча­стных задач. Приведенные данные ставят проблему изучения внутрен­ней мотивации и всестороннего ана­лиза факторов как способствующих, так и препятствующих ее проявлению.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вопросы психологии №3, 99

    Документ
    Современная отечественная психология пересматривает свое отношение к проблеме биологических основ психики. В течение долгого времени в психологии биологическим детерминантам психического развития отводилась второстепенная или даже третьестепенная роль.
  2. Вопросы психологии, 1995, №1, с. 25 33

    Документ
    Старший школьный возраст — это завершающий период детства, в течение которого решаются задачи выбора жизненного пути, профессионального и социального самоопределения.
  3. Психология семьи и больной ребенок

    Книга
    В книге собраны новые и классические исследования по психологии внутрисемейных отноше­ний. Читатель сможет познакомиться с трудами отечественных и зарубежных специалистов (психи­атров, психологов, педагогов, логопедов), чьи профессиональные
  4. "Вопросы и ответы по политологии" Курсовые работы онлайн

    Документ
    Предметом политологии является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.
  5. Психология XXI столетия том 2

    Документ
    Члены Оргкомитета: Акопов Г.В., Базаров Т.Ю., Журавлев А.Л., Знаков В.В., Ерина С.И., Кашапов С. М., Клюева Н.В., Львов В.М., Мануйлов Г.М., Марченко В.

Другие похожие документы..