Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Потенциальная энергия гравитационного взаимодействия. Закон изменения полной механической энергии, превращение механической энергии во внутреннюю энер...полностью>>
'Документ'
Целями из задачами изучения дисциплины является воспитание гражданственности и национальной идентичности; развитие способности понимать историческую ...полностью>>
'Доклад'
1.7.Санитарно-эпидемиологическое заключение территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благо...полностью>>
'Документ'
Доводим до Вашего сведения, что ежегодная Международная конференция по привлечению инвестиций в производство комплектующих для автомобильной промышле...полностью>>

Тематический план № Наименование разделов, тем Объем учебного времени по формам работы в (в часах) Лекции

Главная > Календарно-тематический план
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Формы и методы проведения занятий:

Лекции и семинары

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов, тем

Объем учебного времени по формам работы в (в часах)

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа студента

1.

I.Генезис и предмет философского познания.

Философия: возникновение, предмет и место в культуре.

2

2

2

2.

Основные направления, школы и этапы развития философии. Структура философского знания.

8

8

22

3.

II.Основные проблемы, категории и принципы философского миропонимания.

Учение о бытии

6

6

14

4.

Человек; человек и природа. Антропосоциогенез

2

2

4

5.

Сознание

2

2

4

6.

Познание. Наука как вид духовного производства.

4

4

8

7.

Общество как система. Динамика

развития

6

6

12

8.

Личность и общество (человек в системе социальных связей).

2

2

4

9.

Современные тенденции общества и будущее человечества

2

2

2

34

34

72

Тематика и планы семинарских занятий.

Тема 1. Философия, ее предназначение, смысл и функции.

1.1.Становление философии: мифология, пра-философия, философия. Особенности формирования Восточного и Западного стилей мышления. Предмет философии.

1.2.Философия и жизнь (функции философии):

- философия в системе ценностей,

- философия и религиозное сознание,

- философия и наука.

Литература

Основная:

1.О социальных функциях и статусе философии. М., 1989.

2.Дубровский Д.И. О специфике философской проблематики // Вопр. филос. 1984..№ 11.

3.Философия и мировоззрение. – М.,1989.

4.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.,1996.

5.Введение в философию. /Под ред.И.Т.Фролова. - М., 1991. Кн.1. Гл.1.

6.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.,1997.

7.Миронов В.В. Философия – М.,1998.

8.Спиркин А.Г. Философия. – М.,2002.

9. Мир философии. Ч.1.- М., 1991.

Дополнительная:

1.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.,1997.

2.Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.,1990.

3.Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопр.филос.,1993. №8.

4.Франк С.Н. Понятие философии. Взаимоотношение философии и науки. – М.,1995.

5.Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. – М.,1989.

6.Кобзев А.И. О понимании личности в китайской и европейской культурах //Народы Азии и Африки. 1979.№5.

Тема 2. Основные направления, школы и этапы исторического развития философии.

Занятие 1.Философия Древнего мира.

1.Основополагающие принципы основных школ и направлений древнеиндийской философии.

2.Характерные черты философии Древнего Китая (даосизм, конфуцианство, моизм, школа имен).

3.У истоков европейской философии:

  • поиск единых всеобщих оснований бытия. Натурфилософия;

  • поворот к человеку. Проблемы истины знания и истины бытия. Сократ и Платон;

  • Системность греческой философской классики. Аристотель и его идеи;

  • Место античной философии в истории развития европейской культуры.

Литература

Основная:

1.Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. – М.,1989.

2.Индийская философия – М.,1994.

3.История Китайской философии. – М.,1989.

4.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М.,1981.

5.Асмус В.Ф. Античная философия. – М.,1976.

6.Богомолов А.С. Античная философия. – М.,1985.

7. Лосев А.Ф. История античной философии. – М.,1989.

Дополнительная:

1.Аристотель. Соч. в 4-х тт.- М.,1978-1984.

2.Платон. Соч. в 4-х тт. – М.,1990-1995.

3.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречения великих философов. - М., 1979.

4.Асмус В.Ф. Сократ. – М.,1993.

5.Асмус В.Ф. Платон. – М.,1975.

6.Мыслители Греции. От мифа к логике. – М.,1998.

Занятие 2. Философия эпохи Средневековья и Возрождения.

1.Теоцентризм как системообразующий принцип философии средневековья. Основные этапы и философские проблемы средневековой философии.

2.Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Возрождения Эразм Роттердамский, Ф.Петрарка); натурфилософские идеи (Л.да Винчи, Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей). Формирование новой кртины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума. Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М.Лютер, Ж.Кальвин).

Литература

Основная:

1.Соколов В.В. Средневековая философия. – М.,1979.

2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М.,1981.

3.Горфункель А.Х.Философия эпохи возрождения. – М.,1980.

4.Антология мировой философии. – М.,1969. Т.1.Ч.2.

Дополнительная:

1.Августин Аврелий. Исповедь. – СПб,1999.

2. Августин Аврелий. О граде божием. //Соч. в 4-х тт. Т.3. – М.,1998.

3.Боргош Юзеф. Фома Аквинский. – М.,1975.

4.Николай Кузанский. Соч. в 2-х тт. – М.,1980.

5.Боэций «Утешение философией» и другие трактаты. – М.,1990.

6.Роттердамский Эразм. Философские произведения. – М.,

7.Сергеев К.А. Ренессансные основание антропоцентризма. – СПб.,1993.

8.Сочинение итальянских гуманистов эпохи Возрождения. – М.,1985.

Занятие 3. Философия эпохи Нового времени. (XVII-XVIII).

1.Научная революция в XVII в. и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Идея философии как строгой науки. Приоритет гносеологии.

2.Сенсуалистический материализм Фр.Бэкона и дж.Локка. Идея Новой науки, проблема достоверности, индуктивный метод.

3.Проблема достоверности знания: становление методологии классического рационализма: Р.Декарт, Г.Лейбниц.

4.Пантеистический монизм Б.Спинозы. Концепция субстанциальной природы бытия.

5.Проблема достоверности знания: Агностицизм. Субъективный идеализм (Дж.Беркли и Д.Юм).

6.Механистический материализм и социально-философская идея эпохи Просвещения. Развитие взглядов о господстве человека над природой. Культ научного разума; формирование понятия «гражданское общество».

Литература

Основная:

1.Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII в. – М.,1974.

2.Кузнецов В.Н., Миров Б.Б., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVII вв. – М.,1986.

3.Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков. – М.,1984.

Дополнительная:

1.Бэкон Ф. Соч. в 2-х тт.: Т.2. («новый Органон или истинные указания для истолкования природы» - М.,1978.

2.Декарт. Соч. 2-х тт.: Т.1. ("Рассуждение о методе". "Правила для руководства ума", "Первоначала философия".) - М., 1989.

3.Спиноза Б. Соч. Т.1. (Этика Ч.1 и 2.) - М., 1957.

4. Локк Дж. Соч. Т.1.(Опыт о человеческом разумении.) - М., 1986. 5.Беркли Дж. Соч. Трактат об основах человеческого познания или Три раз­говора между Гиласом и Филонусом. М., 1978.

6.Юм Д. Соч. Т.1. Предисловие. М., 1965.

7.Михайленко Ю.П. Френсис Бэкон и его учение – М.,1975.

8.Мамардашвили М. Картезианские размышления – М.,1993.

9.Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. – М.,1976.

Занятие 4. Классический этап философии Нового времени.

1.Философское учение И.Канта: Идея критической философии. Теория познания: априоризм и агностицизм; антиномии.

2.Этика Канта: автономия нравственной сферы человеческой деятельности. Проблема свободы.

3.Принцип тождества бытия и мышления. Философская система и метод Г.Гегеля.

Литература:

Основная:

1.Кузнецов В.Н. Немецкая Классическая философия второй половины XVIII, начала XIX века. – М.,1989.

2.Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М.,1984.

3.Нарский И.С. Западно-европейская философия XIX века. – М.,1976.

4.Фишер Куно. История новой философии – СПб.,1990.

5.Слинин Я.А. Этика Иммануила Канта – М.,1994.

Дополнительная:

1.Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М.,1973.

2.Баскин Ю.Я. Кант. – М.,1984.

3.Гулыга А.В. Гегель. – М.,1970.

4.Нерсесянц В.С. Гегель. – М.,1979

5.Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т.1. Кто мыслит абстрактно? М.,1970.

6.Быкова М.Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. – М.,1993.

7.Длугач Т.Б. И.Кант: от ранних лет к «Критике чистого разума». – М.,1990.

8.Каримский А.М. Философия истории Гегеля – М.,1988.

9.Философия Гегеля: проблемы диалектики М.,1987.

10. Философия Гегеля и современность. – М.,1975.

11.Философия Канта и современность. – М.,1974.

Занятие 5. Философия второй половины XIX-XX вв.

1.Кризис традиционной формы философского знания. Формирование новых типов философствования:

  • диалектико-материалистический ( Марксизм);

  • иррационалистический (Философия жизни. А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор);

  • сциентистский ( Позитивизм. О.Конт. Постпозитивизм.).

2.Феноменология Гусерля. Общая характеристика.

3.Философия экзистенциализма.

Литература

Основная:

1.Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX-XX вв. – М.,1988.

2. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. – М.,1994.

3.История современной зарубежной философии. – СПб,1997.

Дополнительная:

1.Любутин К.Н. От Канта к Шопенгауэру: формирование идеалистической философской антропологии //Историко-философские исследования – Свердловск.,1977.

2.Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе ХХ века //Вопр.филос.,1993. №6.

3.Витгенштейн А. О достоверности //Вопр.филос.,1991,№2.

4.Камю А. Бунтующий человек. – М.,1990.

5.Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. //Ницше Ф. Собр.соч. в 2-х тт.: Т.2. – М.,1990.

6.Поппер К. Логика и рост научного знания. – М.,1985.

7.Сартр Ж-П. Экзистенциализм – это гуманизм //Сумерки богов. – М.,1989.

Занятие 6. Русская философия.

1.Возникновение русской философии (М.В.Ломоносов., А.Н.Радищев). Попытки философского осознания исторического пути России (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы).

2.Русская религиозная философия конца XIX-XX вв.:

  • Вл.Соловьев: идея всеединства: философия нравственности («Оправдание добра»);

  • Н.БердяевФилософия свободы. Русская идея и русский коммунизм;

- Философия русского космизма: Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский.

Литература

Основная:

1.Громов М.Н. Русская философская мысль в X-XVIII вв. – М.,1990.

2.Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия 1Х-Х1Х вв. Л., 1989.

3.Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. – М.,1991.

4.Лосский Н.Н. История русской философии. – М.,1991.

5.Акулинин О.В. Философия всеединства Вл.Соловьева. – Новосибирск,1994.

6.Соловьев В.С. Оправдание добра. - М., 1996.

7.Вергазова С.Г. Философские взгляды В.С. Соловьева. Учеб пособие. – СПб,1993.

8.Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

9.Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.,1990.

10.Русский космизм: Антология философской мысли. – М.,1993.

Дополнительная:

1. Асмус В. Ф. Теоретическая философия Вл. Соловьева //Филос.науки.,1982.№2.

2.Лосев А.Ф. Вл.Соловьев и его время. – М.,1990.

3.Бердяев Н.А. Самосознание (опыт философской автобиографии) – М.,1991.

4. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М.,1990.

5.Русская философия второй половины XVII века. Хрестоматия. В 3-х ч. Свердловск. Изд-во Урал. гос. ун-та, 1991.

6.Русская философия второй половины XIX века. Хрестоматия. В 3-х ч. Свердловск. Изд-во Урал. гос. ун-та, 1991.

7.Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М.,1995.

Раздел II. Основные проблемы, категории и принципы философского миропонимания.

Тема 1. Учение о бытии.

Занятие 1.

1.Категория бытия в философии. Понятия: бытие, субстанция, материя, дух, природа. Многообразие форм бытия.

2.Всеобщие формы и способы бытия: пространство, время, движение.

Литература:

1.Доброхотов А.Я. Категория бытия в классической западно-европейской философии. М., 1986.

2.Сартр Ж-П. Бытие и ничто //Филос.науки. 1989.№3.

3.Энгельс Ф. Диалектика природы. – М.,1987.

4.Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм //Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. Вместо предисловия. Гл.1. Гл.3. Гл. 5.

5.Пространство,время, движение /Отв.ред. И.В.Кузнецов – М.,1971.

6.Мир философии: Кн. для чтения. Ч.1. Разд. 2 и 3. - М.1991.

Занятие 2.Категориальная структура бытия.

1.Понятие вещи и категории, выражающие бытие вещи (мира вещей): качество, свойство, отношение (связь, взаимодействие), количество, мера.

2.Бытие отдельной вещи как бытие мира вещей: понятие основания (сущности) вещи, возможность и действительность.

3.Общее, единичное и особенное. Понятие закона. вещи как бытие мира вещей.

4.Системная организация бытия вещи: понятие системы, структуры, элемента. Связь и системность как объективное про­явление единства мира.

Литература:

1.Ленин В.И. Философские тетради //Полн. собр. соч. Т.29. См. предметный указатель.

2.Ленин об элементах диалектики: Гл.1. – М.,1965.

3.Райбекас А.Я. Категории вещь, свойство, отношения. Историко-философский очерк. – Красноярск.2000.

4.Материалистическая диалектика как научная система.Т.1. - М., Изд-во МГУ, 1983.

5.Мир философии Ч.1.Раздел 3.1-3. – М., 1990.

6.Философский энциклопедический словарь – М.,1988.

Занятия 3. Бытие как процесс. Процессуальная природа бытия.

1.Бытие вещи как процесс: понятие тождества и различия. Отношение вещей; понятие противо­речия. Основное противоречие бытия вещи и формы его разрешения.

2.Движение как процесс возникновения и разрешения противоречия бытия вещи в фор­ме ее количественных и качественных изменений. Закон перехода количественных из­менении в качественные.

3.Движение как процесс возникновения и разрешения противоречий бытия вещи: понятие диалектического отрицания как разрешающегося противоречия. Закон отрицания отрицания. Бытие как мировой процесс. Диалектика.

4.Принципы диалектики: принцип всеобщей связи, принцип детерминизма, принцип системности, принцип развития.

Литература:

Основная:

1.Энгельс Ф. Диалектика природы. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20. (См. также раздел «диалектика» по предметному указателю).

2.Ленин В. И. Философские тетради // Полн. собр. соч. Т.29.: К вопросу о диалектике; см. также по предметному указателю: тождество, различие, отношение, противоречие, противоположность, отрицание отрицания и др.

3.История марксистской диалектики. – М.,1971. Гл.4,5,6.

4.Материалистическая диалектика. В 6 тт.Т.1. Объективная диалектика. – М.,1981.

5.Мир философии. Кн.1.- М.. Политиздат, 1991. Разд. III.

6.Парнюк М.А. Принцип детерминизма в системе материалистической диалектики. – Киев.1972.

7.Современный детерминизм. Законы природы. – М.,1973.

8.Пригожин И.П., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М.,1986.

Дополнительная:

1.Материалистическая диалектика как научная система. М.. Изд-во МГУ, 1983. Т.1. Гл. 5, 10.

2.Диалектика отрицания отрицания. – М.,1983.

3.Проблема диалектического противоречия. Методологический аспект. -. Красноярск: Изд-во КрасГУ. 1987.

4.Принцип развития в познании природных и социальных процессов – Красноярск. Изд-во КрасГУ.1983.

5.Туркин Л.П. Принципы диалектического материализма. - Красноярск: Изд-во КрасГУ. 1984.

Тема 2. Человек.

Занятие 1.Человек как объект философского познания.

1.Проблема человека в философии познания.

2.Антропосоциогенез: человек как родовое духовное существо, субъект предметно-практической деятельности, Homo sapiens (человек разумный). Потребности, интересы, цели жизнедеятельности.

3.Человек в своем духовно-практическом отношении к миру природы и социальной действительности: ценности человеческого бытия, принципы их классификации, виды (нравственные, эстетические, религиозные, познавательные и др.). Ценность и норма. Ценность и оценка. Ценность и целеполагание жизнедеятельности. Понятие смысла жизни.

Литература

Основная:

1.Андреев И.Л. Происхождение и общество. – М.,1988.

2.Батенин С.С. Человек в его истории. – Л.,1976.

3.Барулин В.С. Социально-философская антропология. Общие начала. – М.,1994.

4.Григорьян Б.Т. Философская антропология. – М.,1982.

5.Буржуазная философская антропология ХХ века. – М.,1986.

6.Франк С.Л. Смысл жизни //Вопр.филос.,1990,№6.

7.Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.,1990.

8.Феномен человека: антропология. – М.,1993.

Дополнительная:

1.Человек как философская проблема: Восток-Запад. – М.,1991.

2.Бердяев Н.А. О назначении человека. – 1993.

3.Гуревич П.С. Человек. – М.,1995.

4.Камю А. Бунтующий человек. – М.,1990.

5.Печчеи А. Человеческие качества. – М.,1980.

6.Честертон Г.К. Великий человек. – М.,1990.

Занятие 2. Сознание как субъективная духовная реальность.

1.Проблема сознания в истории философского познания ( попытки определения).

2.Происхождение сознания: мозг, психика, предметно-практическая деятельность, знак (значение), язык, образ, мысль.

3.Проблема идеального.

Литература

Основная:

1.Бажутина Т.О. Происхождение человека. – Новосибирск, 1993.

2.Бондаренко Л.И. Основные этапы становления сознания. – Киев,1979.

3.Дубровский Д.И. Психологические явления и мозг. – М.,1971.

4. Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М.,1983.

5.Природа и дух: мир философских проблем . Кню1,2.- СПб,1995.

6.Иванов А.В. Сознание и мышление. – М.,1994.

7.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М.,1972.

8.Философия сознания в ХХ веке – М.,1991.

9.Мир философии.Ч.1. Разд.4.1. – М.,1991.

Дополнительная:

1.Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. – М.,1980.

2.Мозг и разум – М.,1994.

3.Семенов С.А., Петров В.С., Рыбаков Р.Б. О древнейшем периоде человеческой истории. //Вопр.филос.,1977.№7.

4.Тугаринов В.П. Философия сознания. – М.,1971.

5.Человек: философские аспекты сознания и деятельности. - М.,1989.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Тематический план курса «Административное право» и распределение учебного времени по дневному факультету Тематический план курса «Административное право» и распределение учебного времени по вечернему факультету

    Календарно-тематический план
    На дневной и вечерней формах обучениях в течение четвертого и пятого семестров, а на заочном обучении — третьего и четвертого семестра сборник будет вашим непременным учебным спутником при изучении курса: при подготовке к семинарским
  2. План введение 2 раздел 1 анализ рынка услуг по доставке грузов 4 Характеристика транспортных услуг, оказываемых в московском регионе. 4

    Документ
    Любое коммерческое мероприятие, направленное на оказание услуг, принято начинать с составле­ния анализа рынка предоставления таких услуг, оценки собственных возможностей по выходу на рынок.
  3. Учебно-методический комплекс по курсу. Часть Тематический план занятий. Часть 1

    Учебно-методический комплекс
    Курс «История русской культуры» предназначен для студентов всех факультетов, которые реализуют образовательную программу по направлению «История». Курс предназначен прежде всего для студентов факультетов истории, политологии и права,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Художественная культура России» для специальности 032600 «история» Утвержден на заседании кафедры отечественной истории нового и новейшего времени

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина регионального компонента блока предметных дисциплин «Художественная культура России» изучается студентами исторического факультета в 4 семестре (дневное отделение), в 6 семестре (заочное отделение).
  5. Учебное пособие в помощь студентам, изучающим курс «Отраслевой учёт»

    Учебное пособие
    Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в Российской Федерации.

Другие похожие документы..