Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Воспаление (inflammatio) – это сложная, комплексная местная сосудисто-мезенхимальная реакция на повреждение ткани, вызванное действием различных агент...полностью>>
'Документ'
Каждый, кто собирается изучать иностранный язык, ставит перед собой определенные задачи. Одним необходимы лишь базовые знания, чтобы читать и перевод...полностью>>
'Методическое письмо'
Экзаменационная работа по литературе базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественные произвед...полностью>>
'Документ'
Шестьдесят лет назад жизнь людей расколола война, и матери стали получать письма, называющиеся так страшно - «похоронки». Наше поколение не испытало ...полностью>>

Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Общие положения

Главная > Основная образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор ТПУ

__________________П.С. Чубик

«_____»_______________2011 г.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ ООП

241000 «Энерго-и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии»

ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ

основные процессы химических производств и химическая кибернетика;

машины и аппараты химических производств; охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ)

бакалавр

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

очная

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ

240 кредитов ECTS

ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС ВСЕГО

7182 часов

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

3990 часов

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

3192 часов

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ

государственный экзамен,

выпускная квалификационная работа

ВЫПУСКАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

Институт природных ресурсов

РУКОВОДИТЕЛЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Мазуров А.К., проректор-директор ИПР, д.г.-м.н., профессор,

РУКОВОДИТЕЛЬ ООП

Ушева Н.В., к.х.н., доцент

Томск-2011

  1. КОНЦЕПЦИЯ ООП ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭНЕРГО-И РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, НЕФТЕХИМИИ И БИОТЕХНОЛОГИИ»

Образовательная программа «Энерго-и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» направлена на подготовку бакалавров в области химической технологии, нефтехимии и биотехнологии.

Выпускники образовательной программы должны быть подготовлены к производственно-технологической, проектной и организационно-управленческой деятельности в области энерго-и ресурсосберегающих, экологически безопасных: химической технологии, технологии промысловой подготовки, первичной и глубокой переработки нефти, газа и газового конденсата, нефтехимии и к научно-исследовательской деятельности [1].

В основе концепции образовательной программы лежит стремление обеспечить высококвалифицированными кадрами основные химические, нефтехимические и биотехнологические отрасли.

Уровень профессиональной подготовки выпускников по данной программе определяется требованиями ведущих предприятий-потребителей, которые основаны на ключевых позициях современных отраслей промышленности: высокой технологичности, требованиях энерго-и ресурсосбережения, экологичности производства, повсеместном использовании современных информационных технологий, компьютеризации проектирования и управления. Образовательная программа «Энерго-и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» 241000 сформирована с учетом требований международных аккредитационных агентств [2–4].

Важной особенностью программы является то, что её выпускникам предоставлена возможность в процессе обучения участвовать в реальных научных разработках и реальных проектах Томского политехнического университета, Томского государственного университета, академических (Институт химии нефти СО РАН, Институт катализа СО РАН, г. Новосибирск и др.), проектных институтов (ОАО НК «РОСНефть», г. Краснодар, ОАО «ТомскНИПИнефть ВНК», ОАО «Самаранефтехимпроект» и др.), научно-производственных центрах (НПЦ «Полюс», НИОСТ, НПК «Полимер-Компаунд» и др.), промышленных предприятий (ООО «Томскнефтехим», ОАО «Томскгазпром», ОАО «КИНЕФ», г. Кириши, ООО «Томскнефтепереработка», ОАО «Томскнефть», ОАО «Юграгазпереработка», г.Югра, ОАО «Фармстандарт–Томскхимфарм», Омский нефтеперерабатывающий комбинат, Ачинский нефтеперерабатывающий завод, Сургутский нефтеперерабатывающий комбинат, Березниковский химический комбинат, Ангарский нефтеперерабатывающий комбинат, Кемеровское производственное объединение «Азот», и др) и использовать при их выполнении современное оборудование.

    Специфика данной образовательной программы определяется опытом, традициями научных школ химиков-технологов Томского политехнического университета, сочетающими научные исследования, современные компьютерные и образовательные технологии, а также высоким кадровым потенциалом, которые обеспечивают перевод процесса познания на качественно новый уровень с возникновением неаддитивной связи фундаментальных знаний с навыками и умениями в профессиональной деятельности.

Основной особенностью подготовки данных специалистов является обучение инжинирингу и проектированию химико-технологических процессов на основе применения метода математического моделирования и компьютерных моделирующих систем (МС), что позволяет обеспечить ресурсоэффективность проектируемых и действующих производств.

Потребителями ООП 241000 «Энерго-и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» являются студенты, желающие осуществить свой карьерный рост в области высокотехнологичного наукоемкого производства и потенциальные работодатели выпускников (промышленные предприятия, научно-исследовательские центры, проектные институты). При этом общество, научно-педагогическое профессиональное сообщество и государство, как гарант качества образовательной услуги, также являются потребителями данной программы. В связи с этим цели программы, планируемые результаты и содержание программы разработаны с учетом установленных требований всех заинтересованных сторон.

Ключевыми компетенциями выпускников по ООП ТПУ 241000- «Энерго-и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» являются:

  • способность оперативно адаптировать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять современные информационные технологии, методы математического анализа и моделирования химико-технологических процессов, теоретического и экспериментального исследования химических и нефтехимических процессов;

  • умение использовать полученные знания в практической деятельности;

  • способность использовать новейшие достижения в области энерго-и ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий;

  • способность находить организационно-управленческие решения в производственных ситуациях.

  1. ЦЕЛИ ООП

Механизм формирования целей ООП «Энерго-и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» определяется требованиями ФГОС ВПО, стандарта ООП ГОУ ВПО НИ ТПУ, концепцией программы, критериями аккредитации основных образовательных программ, требованиями работодателей в рамках Миссии ТПУ [1–4]. Через оценивание результатов обучения проверяется достижение целей ООП, а проведение анализа удовлетворенности потребителей является основанием для корректировки целей программы.

Таблица 1

Цели образовательной программы

Код цели

Формулировка цели

Требования ФГОС ВПО и (или) заинтересованных работодателей

Ц1

Подготовка выпускников к производственно-технологической деятельности в области энерго- и ресурсосберегающих процессов в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии, конкурентоспособных на мировом рынке.

Требования ФГОС ВПО, кри-терии АИОР, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI. Требования к выпускникам предприятий химического комплекса России (ООО СИБУР «Томскнефтехим», ОАО «Тоскгазпром», ОАО «КИНЕФ», г. Кириши, Ангарский нефтеперерабатывающий комбинат, ПО «Азот», г. Кемерово, ООО «ЭльПласт», ООО «Сибметахим, ОАО «Фармстандарт–Томскхимфарм», и др.).

Ц2

Подготовка выпускников к проектной деятельности в области энерго- и ресурсосберегающих процессов в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии.

Требования ФГОС ВПО, кри-терии АИОР, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI. Требования к выпускникам предприятий химического комплекса России (ОАО «ТомскНИПИнефть, ОАО НК «РОСНефть», г. Краснодар, ОАО «Самаранефтехимпроект, ЭЛЕСИ и др.).

Ц3

Подготовка выпускников к научным исследованиям для решения задач, связанных с разработкой новых методов создания процессов, материалов и оборудования, обеспечивающих энерго-ресурсосбережение, экологическую безопасность технологи.

Требования ФГОС ВПО, критерии АИОР, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI. Потребности научно-исследовательских центров РАН, СО РАН (ТПУ, ТГУ, Институт химии нефти СО РАН, Институт катализа СО РАН, г. Новосибирск, НИОСТ, ООО НПЦ «НООСФЕРА», г. Надым и др).

Ц4

Подготовка выпускников к организационно-управленческой деятельности.

Требования ФГОС ВПО, критерии АИОР, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI, запросы отечественных предприятий и НИИ.

Ц5

Подготовка выпускников к самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию.

Требования ФГОС ВПО, критерии АИОР, соответствующие международным стандартам EUR-ACE и FEANI , запросы отечественных предприятий и НИИ..

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ООП

  1. Область профессиональной деятельности бакалавров

Область профессиональной деятельности бакалавров включает [1] создание, внедрение и эксплуатацию энерго- и ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий в производствах продуктов переработки нефти, газа и твердого топлива, основных неорганических веществ, продуктов основного и тонкого органического синтеза, полимерных материалов, микробиологического синтеза, лекарственных препаратов и пищевых продуктов, разработку методов обращения с промышленными и бытовыми отходами и вторичными сырьевыми ресурсами.

  1. Объекты профессиональной деятельности бакалавров

  • Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

  • - основные химические, нефтехимические и биотехнологические

производства;

  • - процессы и аппараты в химической технологии, нефтехимии и

биотехнологии;

  • - промышленные установки и технологические схемы, включая системы

автоматизированного управления;

  • - системы автоматизированного проектирования;

  • - автоматизированные системы научных исследований;

  • - сооружения очистки сточных вод и газовых выбросов, переработки

отходов, утилизации теплоэнергетических потоков и вторичных

материалов;

  • - методы и средства оценки состояния окружающей среды и защиты ее от

антропогенного воздействия;

  • -системы искусственного интеллекта в химической технологии;

нефтехимии и биотехнологии;

  • -многоассортиментные производства химической и смежных отраслей

промышленности.

  1. Виды профессиональной деятельности бакалавров

Бакалавр по направлению подготовки 241000 «Энерго-и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

    • производственно-технологическая;

    • организационно-управленческая,

    • научно-исследовательская;

    • проектная.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются ТПУ совместно с заинтересованными объединениями работодателей.

  1. Задачи профессиональной деятельности бакалавров

Бакалавр по направлению подготовки 240100 «Энерго-и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

а) производственно-технологическая деятельность:

  • организация входного контроля сырья и материалов с позиций энерго- и

ресурсосбережения при их переработке;

  • контроль качества выпускаемой продукции, ресурсо-, энергопотребления и безотходности технологических процессов с использованием стандартных методов;

  • организация обслуживания и управления технологическим процессом;

  • участие в эксплуатации автоматизированных систем управления технологическим процессом;

  • участие в осуществлении мероприятий по охране окружающей среды на

основе требований промышленной безопасности и других нормативных

документов, регламентирующих качество природных сред;

  • участие в работе центральных заводских лабораторий и лабораторий

санитарно - эпидемиологического контроля, отделах ораны окружающей

среды предприятий химической, нефтехимической, биотехнологической

и смежных отраслей промышленности.

б) организационно-управленческая деятельность

  • составление технической документации (графиков работ, инструкций,

планов, смет, заявок на материалы, оборудование и т.п.), а также

установленной отчетности по утвержденным формам;

  • организация работы малого коллектива в условиях действующего

производства;

  • подготовка исходных данных для выбора и обоснования научно-

технических и организационных решений на основе комплексного

анализа экономической эффективности, энерго- и ресурсосбережения,

экологической безопасности производства;

  • участие в проведении организационно-плановых расчетов по созданию

(реорганизации) производственных процессов;

  • участие в реализации новых технологий;

  • разработка оперативных планов работы производственных подраз-

делений, оценка результатов их функционирования и анализ затрат;

  • планирование и выполнение мероприятий по предупреждению

производственного травматизма, профессиональных заболеваний и

экологических нарушений, а также анализ и предупреждение аварийных

ситуаций.

в) научно-исследовательская деятельность

  • изучение научно-технической информации, отечественного и

зарубежного опыта по тематике исследования;

  • планирование и проведение экспериментальных исследований и анализ

их результатов по энерго- и ресурсосбережению, обеспечению

экологической безопасности при реализации технологического процесса;

  • математическое моделирование технологических процессов с

использованием стандартных пакетов автоматизированного расчета и

проектирования;

  • систематизация данных для составления обзоров, отчетов и научных

публикаций, составление отчета по выполненному заданию, участие во

внедрении результатов исследований и разработок;

  • участие в разработке систем управления процессами.

  • участие в проведении мероприятий по защите объектов интеллек-

туальной собственности и результатов исследований и разработок как

коммерческой тайны предприятия.

  • разработка и внедрение информационных систем, баз данных, баз

знаний.

г) проектная деятельность

  • сбор и анализ исходных данных для проектирования эффективных

технологических процессов и установок, характеризуемых высоким

уровнем энерго- и ресурсосбережения и экологической безопасностью;

  • анализ и оценка альтернативных вариантов технологической схемы и ее отдельных узлов;

  • расчет и проектирование отдельных стадий технологического процесса в соответствии с техническим заданием, учетом эколого-экономических ограничений и требований промышленной безопасности;

  • проверка соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ БАКАЛАВРСКОЙ ПРОГРАММЫ

Необходимые требования для обучения по направлению подготовки 241000 «Энерго-и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» [1]:

    • Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.

    • Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем имеется запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

    • Успешно пройти вступительные испытания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (2)

    Основная образовательная программа
    Актуальность разработки этой программы определяется общими тенденциями научно-образовательной деятельности, направленными на развитие комплексного изучения предпринимательской деятельности предприятий.
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (3)

    Основная образовательная программа
    Образовательная программа направлена на формирование бакалавров, обеспечивающих информационную инфраструктуру в электронной и традиционной формах в административной, производственной, бизнес сферах на основе установленной номенклатуры
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (6)

    Основная образовательная программа
    ООП магистратуры по профилю «Оздоровительная физическая культура» предусматривает изучение механизмов и факторов оздоровительного воздействия физических упражнений на организм человека, а также технологию разработки и применения тренировочных
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (7)

    Основная образовательная программа
    Предлагаемая программа сочетает в себе основные государственные требования к уровню подготовленности лиц, завершающих обучение в вузе и получающих фундаментальное экономическое образование.
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (8)

    Основная образовательная программа
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 809 утверждена федеральная целевая программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы, целью которой является «…развитие

Другие похожие документы..