Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Расписание'
Открытое первенство Республики Беларусь и международный матч Турция-Украина-Беларусь проводятся в городе Могилёве в соответствии с Положением, утверж...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена в Московском энергетическом институте (техническом университете) на кафедре Автоматизированных систем управления тепловыми процессам...полностью>>
'Доклад'
Осуществление радикальных социально-экономических и политических реформ в со­временной России свидетельствует о том, что человеческие ресурсы преврат...полностью>>
'Документ'
б) художественное время и художественное пространство как выразители ценностной картины мира в литературном произведении; понятие хронотопа (по М. М....полностью>>

Российский университет дружбы народов Инновационная образовательная программа рудн

Главная > Образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Российский университет дружбы народов

Инновационная образовательная программа РУДН

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Приемочная комиссия:

Зам. руководителя Комиссии по организации, подготовке и контролю качества УМК

___________________/ В.Н. Чистохвалов/

Руководитель дирекции ИОП, проректор РУДН

___________________/ Н.С. Кирабаев /

Начальник Управления по науке и инновациям

____________________/Е.Б. Ланеев/

ОТЧЕТ

о выполнении работ по созданию учебника Учебно-методического комплекса (УМК), мероприятие 2.1.12.1. Создание учебника (или учебного пособия или текстов лекций) по магистерским программам и курсам дополни тельного профессионального образования изучения проблем межкультурного взаимодействия в области философии, истории, политологии, международных отношений, государственного и муниципального управления

Исполнитель: Казаринова Дарья Борисовна

Наименование УМК: «Европейский Союз и Россия: политические и социокультурные аспекты»

Согласовано:

Ответственный за выполнение мероприятия

____________________/Пузанова Ж.В. /


Москва 2008 г.

Введение

Российско-европейские отношения на современном этапе претерпевают существенные изменения. Связано это с появлением новых реалий XXI века, изменением расстановки сил на геополитической арене, внутренним процессам в ЕС и России в экономической, политической и социокультурной сферах. В настоящее время взаимоотношения двух сторон далеки от идеала, полны взаимного недопонимания и даже недоверия. В пылу полемики и политики, и эксперты об объективной заинтересованности в самом тесном сотрудничестве и взаимодействии между Россией и ЕС склонны забывать. А ведь наличие таких объективных интересов более чем очевидно.

Россия и ЕС – это не две различные цивилизации, между которыми нужно налаживать диалог. Народ России и его выдающиеся представители внесли колоссальный вклад в становление европейской цивилизации. Россия и страны ЕС обладают общностью культуры, традиций и исторической судьбы. Интеграционные возможности сближения двух половинок нашего континента свидетельствуют о колоссальном внутреннем разнообразии и богатстве европейской цивилизации.

Россия и все другие европейские государства сталкиваются с во многом схожими проблемами внутреннего развития. В их числе можно назвать такие, как преодоление разрыва между богатыми и бедными, проведение реформ социального обеспечения, пенсионной системы и системы здравоохранения, противостояние экстремизму, религиозному фанатизму и сепаратизму, упорядочение иммиграционных процессов и т.д. Естественно, что решать их можно будет легче, быстрее и эффективнее в случае объединения усилий и налаженного взаимного учета имеющегося опыта.

России и странам ЕС нужно давать адекватный ответ на все более обостряющиеся глобальные вызовы и проблемы. Он не допускает отлагательств. Оружие массового поражения, ядерные и ракетные технологии стремительно расползаются по нашей планете. Под влиянием техногенных факторов климат меняется с катастрофической быстротой. Человечество, похоже, проигрывает войну международному терроризму, наркобизнесу, организованной преступности и коррупции. Угроза истощения жизненно необходимых ресурсов становится все более ощутимой. Программы развития пробуксовывают год за годом. Понятно, что ответ на эти и многие другие глобальные вызовы и проблемы можно давать только сообща.

Партнерство между Россией и ЕС в состоянии дать значительный синергетический эффект также в социальной и экономической сферах. У Москвы и Брюсселя есть много чего предложить друг другу. Объединение научно-технического потенциала сторон, снятие административных барьеров, переход от примитивной торговли к созданию сложных производственных цепочек и внутриотраслевой интеграции, рачительное использование природных ресурсов способны превратить Большую Европу в по-настоящему преуспевающий континент, обладающий солидными конкурентными преимуществами.

Большое будущее у партнерства России и ЕС в международной сфере. Москва и Брюссель твердо выступают за восстановление авторитета ООН, уважение международного права и соблюдение его предписаний. От того, как они будут взаимодействовать, во многом зависят предотвращение очередной гонки вооружений, урегулирование международных конфликтов, как находящихся в острой фазе, так и замороженных, успех превентивной дипломатии.

Это все плюсы сотрудничества. Если его не будет, они не просто превратятся в перечень упущенных возможностей. Политическая линия на сдерживание и изоляцию России, как и, наоборот, на противостояние Европейскому Союзу серьезно усугубят все перечисленные проблемы. Непредсказуемость мирового развития существенно возрастет. Диспропорции уходящего в прошлое мирового порядка, серьезно дестабилизированного за последние годы, увеличатся.

ТЕМА 1. Место и роль Европейского Союза в современном мире

Европейский Союз является уникальным образованием, проходящим процесс политического становления. Его можно рассматривать как вариант ответа на вызовы современности, поскольку в рамках объединенной Европы существует возможность для государств-участников решать ключевые проблемы социально-экономического, политического, культурного, экологического развития и вопросов внутренней и внешней безопасности. В XXI столетии, после полувекового развития ев­ропейской интеграции, ЕС превратился в один из основных и наиболее развитых центров современного мира. Доля ЕС в миро­вом валовом продукте превышает 20%, на него приходится почти четверть мировой торговли. ЕС играет ведущую роль в оказании технической и финансовой помощи развивающим­ся странам. Сегодня ЕС, пережив четыре волны расширения, включает в себя 27 стран: Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Францию, Германию, Великобританию, Данию, Ирландию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию, Швецию -15 стран старых членов - и 10 стран - новых членов или младоевропейцев: Польшу, Венгрию, Словению, Словакию, Латвию, Литву, Эстонию, Чехию, Румынию, Болгарию.

По пути региональной интеграции во второй половине ХХ века пошло большинство стран мира. Наряду с ЕС в мире существует значительное количество международных организаций, на базе которых происходят региональные интеграционные процессы: это АСЕАН, АТЭС, МЕРКОСУР, КАРИКОМ, НАФТА, ЕврАзЭС, ШОС и многие другие. Уникальность Европейского Союза в том, что только это объединение прошло все четыре этапа экономической интеграции (зона свободной торговли – таможенный союз – общий рынок – экономический и валютный союз), прошло этап создания наднациональных политических институтов (то есть перешло к политическому союзу) и приступило к интеграции социокультурной.

Изучение процесса европейской интеграции позволяет сделать общие выводы о механизмах функционирования социально-политического образования в качественно новых условиях современности. В подобных координатах рассмотрение ЕС как интегративного политического образования как по вертикали, так и по горизонтали, позволяет сделать выводы о новых вариантах и возможностях функционирования политических систем, институтов и всего общества в целом. Проблема поддержания единства интеграционного образования актуализировала необходимость изучения социокультурных алгоритмов обеспечения выживаемости и развития как социума в целом, так и его политической системы. Одновременно, такой подход позволяет зафиксировать кризис традиционных внутри - и межцивилизационных контактов, а также видоизменение самоидентификационной составляющей ЕС.

В России изучение опыта ЕС позволяет использовать результаты исследования для трансформации и оптимизации политической системы. Это необходимо для органичного, адекватного встраивания в современный международный политический процесс, характеризующийся возникновением новых внегосударственных субъектов международной политики, изменениями в национально-политических матрицах, оформлением многоуровневого политического пространства, трансформацией традиционной системы международных отношений. Изучение опыта западноевропейского объединения представляется важным в том числе и потому, что это дает обширную научную базу и материал для компаративных исследований в связи с интеграционными процессами в рамках СНГ, союза России – Беларуси, ЕврАзЭС, ШОС и укреплением международного положения России, в национальные интересы которой входит обретение статуса «ядра» интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Социокультурные проблемы, с которыми столкнулся Европейский Союз, начинавшийся как экономическое и политическое образование, показали, что общность не может существовать и развиваться без идейно-идентификационной составляющей. Понимание этого актуально и для современной России.

Помимо этого, четкое представление о механизмах принятия решений в ЕС, ценностных ориентаций европейской политической системы – важный шаг на пути преодоления взаимного непонимания ЕС и России, в том числе и по вопросу о сущности российско-европейского стратегического партнерства.

Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

  1. Назовите страны, входящие на сегодняшний момент в ЕС.

  2. Обозначьте основные политические процессы современности и их корреляцию с интеграционными процессами в Европе.

  3. Назовите другие крупнейшие интеграционные группировки в мире.

  4. Охарактеризуйте основные отличия ЕС и других интеграционных группировок.

  5. В чем важность изучения опыта европейского строительства?

Литература обязательная:

  1. Европейский союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития Под ред. Ю. Борко и О. Буториной.- М.: «Эдиториал УРСС», 2001.

  2. Шишков Ю. Интеграционные процессы на пороге XXI века: Почему не интегрируются страны СНГ. - М.: III тысячелетие, 2001. – Раздел 1.

  3. Шемятенков В. Европейская интеграция. М., 2003. – С.342-346.

  4. Костюнина Г. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция. М., 2002. – С. 6-10.

Литература дополнительная:

  1. Что такое Европейский союз? М.: Интердиалект+, 2000

  2. Арах М. Европейский Союз: видение политического объединения. М., 1998.

  3. Европа вчера, сегодня, завтра / Под. Ред. Шмелева Н. М., 2002.

ТЕМА 2. Глобализация и европейская интеграция

Европейский Союз на современном этапе является мощным геополитическим и экономическим центром всего мира, западноевропейские государства связаны прочными узами права сообществ и общими интеграционными институтами, а также теснейшими экономическими связями, воплотившимися в едином внутреннем рынке. Вместе с тем жизнь выдвигает перед Западной Европой новые проблемы, создает новые вызовы, как внешние, так и внутренние, которые требуют скорого и адекватного ответа.

Первым и главным вызовом является глобализация. Многие из проявлений этого феномена, переплетаясь между собой и взаимодействуя друг с другом, ведут к радикальной перестройке среды обитания человечества.

Во-первых, это снятие темпорального ограничения, явившегося следствием революционных достижений в электронике и смежных областях, сделавшие возможным создание единого всемирного информационного пространства. Наиболее ярким проявлением информационной революции является Интернет. В результате, человек не ограничен местным режимом времени.

Во-вторых, возникший эффект атопичности, обусловленный бурным развитием средств транспорта, позволившее населению промышленно развитых стран, а в последнее время - и части граждан наиболее продвинутых развивающихся стран свободно передвигаться по всему миру, а торгово-промышленными фирмам этих стран осуществлять поставки товаров и услуг, а также иную деловую активность далеко за пределами национальных границ. Как следствие, человек перестает быть привязан к пространству.

В-третьих, транснационализация как атрибут современности. Темпы научно-технического прогресса и, следовательно, смены выпускаемых моделей товаров в этих отраслях настолько высоки, что сроки амортизации крупных капиталовложений становятся все более короткими. Для того, чтобы сделать производство новых товаров экономически оправданным, конкурирующие фирмы не могут оставаться в пределах национальных рынков – они должны практически мгновенно выбрасывать свою продукцию на всемирный рынок. Поэтому транснациональные корпорации становятся всемирными корпорациями.

В-четвертых, создание мирового финансового правительства. Возникновение всемирного денежного рынка и рынка капиталов привело к современной интернационализации производства. Ежедневный оборот этих рынков составляет порядка 1,3 трлн. долларов США.

В конечном счете, глобализацию можно рассматривать сквозь призму того, что каждый человек в промышленно развитых странах, каждая фирма оказываются непосредственно перед лицом всемирного рынка. Это многократно расширяет возможности развития личности и проявления личной инициативы. Но, одновременно, это влечет за собой кризис традиционных ценностей и институтов, в том числе и государства. Возникает новая интернациональная массовая культура, социальная база национальных культур размывается на глазах.

Существует мнение, что глобализация не только размывает социальную и культурную базу европейской интеграции, но и ставит под вопрос экономическую целесообразность Сообщества. В самом деле, питательной почвой интеграционного строительства во второй половине ХХ века были резервы международного разделения труда внутри самой Западной Европы, которые оказались гораздо большими, чем альтернативные возможности в других частях света. Поэтому все возрастающая часть производственных усилий, торговых и финансовых потоков западноевропейских стран была направлена внутрь региона. Углубление региональной интеграции было увенчано созданием единого внутреннего рынка. Сохранится ли это положение в XXI веке? Не окажется ли так, что возможности региональной интеграции уже в основном исчерпаны, а будущее западноевропейских производителей связано не с европейским, а с всемирным рынком? Не станет ли единый внутренний рынок ненужным, а возможно даже вредным, поскольку, ограничивая доступ в Западную Европу иностранных производителей, он может провоцировать создание барьеров для западноевропейских фирм в других регионах?

Характерно, что западноевропейские предприниматели осознают эту опасность. В 1996г. Федерация германской промышленности констатировала, что западноевропейский экономический регионализм достиг своего предела. «С учетом высоких издержек протекционизма для экономики, - говорилось в подготовленном Федерацией докладе, - германская торговая политика должна быть направлена на развитие глобальной свободной торговли». Серьезные основания для беспокойства дают и статистические данные об экономическом развитии Западной Европы в последние годы. Ни завершение проекта «Европа-1992», ни перспектива создания экономического и валютного союза не создали достаточных стимулов для экономического подъема. Исходя из статистики, Европа проигрывает в соревновании с Соединенными Штатами за использование новых возможностей глобальной экономики.

Вторым вызовом является радикальное изменение европейской архитектуры в связи с окончанием «холодной войны». В первые послевоенные годы острое противоборство двух различных общественных систем в Европе в огромной степени способствовало генезису западноевропейской интеграции. Задачи борьбы против Советского Союза и реформирования мировой экономики под американской эгидой заставили Соединенные Штаты закрыть глаза на неизбежное усиление конкурентных позиций Западной Европы в результате Создания Европейских Сообществ. Существование «советской угрозы» сплачивало западноевропейские страны, отодвигая на второй план традиционные антагонизмы между государствами-нациями. Благодаря существованию НАТО они были избавлены от необходимости нести огромные расходы на обеспечение собственной военной безопасности. Тот факт, что сравнительно более отсталая Центральная и Восточная Европа оказались за «железным занавесом», содействовал успеху интеграции, так как ее первоначальными участниками были наиболее продвинутые в экономическом и социальном отношении страны. И, наконец, экономические успехи Советского Союза и восточноевропейских стран в 50-60-е г.г. были действенным катализатором ускорения экономического развития на Западе.

С окончанием «холодной войны» этот стимулирующий эффект сошел на нет. Европейский Союз оказался перед необходимостью разрешить три взаимосвязанные задачи:

  • Найти новую мотивацию для продолжения и углубления западноевропейской интеграции;

  • «организовать» огромное пространство Центральной и Восточной Европы;

  • выработать новые подходы к развитию отношений с Россией и другими новыми независимыми государствами, возникшими на территории бывшего Советского Союза, и к строительству Большой Европы в качественно новых условиях, возникших после окончания «холодной войны».

На сегодняшний день можно констатировать, что ЕС сделал серьезные шаги на пути разрешения двух последних задач, а реализация первой все еще остается под вопросом.

Третьим вызовом является деформация центральной оси Европейского Союза – отношений сотрудничества и соперничества между Германией и Францией, в связи с резким изменением баланса сил между ними вследствие объединения двух германских государств. Возникшие проблемы особенно отчетливо проявились в процессе создания экономического и валютного союза.

Германия и Франция играют ключевую роль в осуществлении этого проекта. На их долю до расширения приходилось 46 % ВВП и 37% внешней торговли ЕС. До введения евро германская марка и французский франк составляли более половины стоимости корзины ЭКЮ.

В течение последних пяти лет имело место впечатляющее сближение текущих номинальных макроэкономических показателей в обеих странах. В настоящее время практически совпадают динамика индексов цен и долгосрочных процентных ставок. По оценке многих специалистов, это свидетельствует о синхронизации экономических циклов и долговременного экономического роста в обеих странах. Тем не менее, в свое время проект экономического и валютного союза был чреват для Германии и Франции определенными стратегическими рисками. Но, несмотря на явную экономическую неоднозначность проекта ЭВС как для Германии (угроза модели безинфляционного экономического роста), так и для Франции (угроза безработицы), правительства этих стран проявили несгибаемую волю к его полному осуществлению. И это неудивительно. Их стратегические цели в отношении экономического и валютного союза совпадают. Каждая из сторон идет на известный экономический риск для себя во имя углубления интеграции в ограниченной зоне внутри расширяющегося Европейского Союза. В итоге, они надеются спасти и укрепить «твердое ядро» ЕС и, одновременно, свое ведущее положение как в этом ядре, так и в расширяющемся Союзе в целом. Будущее покажет, насколько оправданными являются эти ожидания, особенно в свете ухода военного и первого послевоенного поколения немцев и французов, для которых альянс двух государств был неоспоримым выбором, почти святым идеалом.

Четвертым вызовом является состоявшееся расширение Европейского Союза на восток и на юг и его последствия для самого Союза. Теоретически, присоединение стран Центральной и Восточной Европы к единому внутреннему рынку должно было резко расширить его емкость. Появились возможности более эффективного разделения труда внутри ЕС за счет использования относительно дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы.

Однако практическое достижение этих целей сопряжено со значительными трудностями. Вступление новых членов значительно понизило средний по ЕС показатель производства ВВП на душу населения. Остается открытым вопрос о том, как скоро и в какой степени вступившие страны смогут приблизиться к западноевропейским стандартам социального рыночного хозяйства и политической демократии. Обеспечение ускоренного развития их экономики, как свидетельствует опыт бывшей ГДР, требует огромных капиталовложений, которые не сулят быстрой отдачи. Низкие трудовые издержки грозят обернуться еще более сильным давлением на охваченные кризисом рынки рабочей силы в странах Западной Европы. Неизбежно и обострение конкуренции на рынках сельскохозяйственной продукции. Надежды на то, что Европейский Союз справится с задачей интеграции восточных соседей без увеличения бюджета, представляется малообоснованным.

Чрезвычайно сложным делом является институциональная реформа внутри ЕС. Последнее по времени расширение ЕС означает переход количества в качество. Сохранить действовавший до сих пор на ключевых направлениях деятельности ЕС принцип единогласия стало невозможно – процесс бесконечных согласований застопорит процесс принятия решений. Государства-члены ЕС не связаны дисциплиной национальной политической системы, предполагающей обязательное подчинение меньшинства большинству. Они представляют собой разнородный конгломерат, находятся на неодинаковых уровнях социально-экономического развития и имеют разные интересы. Расширение усилило эту внутреннюю напряженность, так как в состав Союза влились относительно отсталые и бедные страны с историческими традициями, существенно отличающимися от наследия Западной Европы. Во многих вопросах они имеют свои специфические интересы, совершенно не совпадающие с интересами их более развитых партнеров.

Пятый вызов проистекает из внутренней динамики в самих западноевропейских странах, являющихся ядром Европейского Союза и главным двигателем интеграции. Крупным социальным достижением стран-членов ЕС является создание цельной системы защиты прав человека. Именно индивидуум образует фундамент сложившейся в этой части света социально-экономической и политической модели, венцом которой являются наднациональные интеграционные институты.

Глобализация, как уже отмечалось выше, ускоряет процесс индивидуализации, выводит его из-под контроля общества. В результате налицо ослабление коренных устоев западноевропейской цивилизации и, следовательно, западноевропейской социальной модели – семьи, церкви, протестантской этики, католического традиционализма, местных общин, политических партий, государства-нации. Грозную опасность представляет собой хроническая массовая безработица, вследствие которой имеет место не только снижение конкурентоспособности на мировых рынках, но и возникновение угрозы качеству жизни. На горизонте маячат последствия быстрого старения населения. Массовый наплыв эмигрантов вызывает зримое нарушение этнического и культурного баланса в западноевропейском обществе и, как реакцию, подъем правого экстремизма. Наиболее впечатляющим проявлением этой опасности является приход к власти в Австрии в начале 2000 г. крайне правых, поставивших под угрозу целостность Европейского Союза, а также выход во второй тур выборов Ж.М. Ле Пена на последних президентских выборах во Франции. Одновременно события во французских пригородах реально высветили отмеченные социально-экономические и культурные проблемы, связанные с существованием внутри «ядра» ЕС иных цивилизационных анклавов.

Таковы вызовы, с которыми Западная Европа столкнулась после окончания «холодной войны». С некоторыми из них ей удалось справиться, с некоторыми еще предстоит. Но правительства стран-членов ЕС полны решимости идти по пути преодоления этих трудностей вместе.

Достаточно неординарный подход к этой проблеме показывает в своей книге «Что такое глобализация?» известный немецкий социолог, профессор Мюнхенского университета Ульрих Бек. В разделе «Европа как ответ на глобализацию» он пишет: «…без Европы нет никакого ответа на вызов глобализации. А значит, то, чем является или чем должна быть Европа, не следует вытягивать из прошлого, оно должно политически набрасываться как политический ответ на вопросы будущего, причем во всех тематических полях: рынка труда, экологии, социального государства, международной миграции, политических свобод, основных прав. Только в транснациональном пространстве Европы политика индивидуального государства может превратиться из объекта угрожающей глобализации в субъект творимой глобализации.» То есть У. Бек считает, что для национального государства спасением от размывания (имплазии), происходящей в результате глобализации, является сама глобализация.

Политический выход из сложившейся ситуации, по его мнению, таков: «Из ловушки глобализации нет национального выхода. Но есть, пожалуй, выход транснациональный. Транснациональная совокупность государств масштаба Европейского Союза могла бы восстановить приоритет политики, восстановить демократически контролируемую общественно- и экономико-политическую способность действий для кооперирующих стран.» И далее он пишет: «…сильный демократический Европейский Союз, как самая большая торговая держава мира, мог бы использовать свой вес для проведения подлинных реформ…»

Рецепт У. Бека таков: «Политике дерегулирования транснациональных государств нужно бы противопоставить требование ререгулирования, введения новых социальных и экологических стандартов». Выступая с позиции европейца, этот ученый заявляет: «Нам нужно единое налогообложение в Европейском Союзе, чтобы не возникли дополнительные налоговые лазейки. Нужно прийти к взвешенной мировой торговле, в которой не действовал бы принцип, когда все меньше игроков выигрывают все больше, а за кутеж расплачиваются все остальные. Мы должны наконец начать обсуждение всеевропейской экологической налоговой реформы, которая лишила бы национальных игроков их аргументов. Мы должны помочь другим странам в том, чтобы они производили для собственного рынка, чтобы в нем участвовало их собственное население. Глобализация означает… регионализацию на субнациональном и наднациональном уровнях».

Рассмотренные нами вызовы отражают основные моменты напряженности для объединенной Европы. Осмысление их в обществознании фиксируют единую тенденцию в рассмотрении проблем европейской интеграции и глобализации как западными, так и российскими учеными, однако детали их концепций имеют существенные различия и содержат, подчас, непримиримые противоречия.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное агентство по образованию Национальный фонд подготовки кадров Российский университет дружбы народов кейс и методические рекомендации внедрение в вузе системы зачетных единиц (по типу ects): опыт Российского университета дружбы народов

    Методические рекомендации
    Работа выполнена сотрудниками РУДН в рамках проекта НФПК «Обобщение опыта участия вузов Российской Федерации в реализации принципов Болонского процесса»
  2. Российский университет дружбы народов (11)

    Документ
    Материалы конференции посвящены актуальным проблемам преподавания иностранного языка делового общения, современным тенденциям профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам,
  3. Российский университет дружбы народов вопросы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения

    Документ
    Материалы сборника посвящены актуальным проблемам преподавания иностранного языка делового общения, современным тенденциям профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам,
  4. Отчет подготовлен Татьяной Волосовец, профессором, заведующей кафедрой специального образования Российского университета дружбы народов (Москва) и Марианной Шахнович,

    Публичный отчет
    Семинар «Новые методические подходы к преподаванию конфликтов в школьной истории», проводившийся в Москве в Российском университете дружбы народов 25-26 апреля 2006 года был организован Советом Европы, Европейской комиссией, Министерством
  5. Российский университет дружбы народов (12)

    Документ
    Редакционная коллегия: д.ф.н., проф. Малюга Е.Н., д.пед.н., проф. Дмитренко Т.А., д.ф.н., проф. Магидова И.М., д.ф.н., проф. Пономаренко Е.В., к.ф.н., доц.

Другие похожие документы..