Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой. — СПб.: Издательство «Речь...полностью>>
'Доклад'
Вследствие открытия национальной экономики перед мировым рынком и ускорения процессов экономической глобализации, транснациональные корпорации стали ...полностью>>
'Документ'
Язык программирования Бейсик был создан в 1965 году для обучения программированию студентов гуманитарных вузов. Его прямое назначение - решение матем...полностью>>
'Документ'
Немецкий эксперимент или модель "государства для всех" довоенной Германии оказалась такой же производительной, как и "Фольксваген"...полностью>>

Д. И. Менделеева Факультет технологии органических веществ Кафедра химии и технологии органических красителей и промежуточных продуктов курсовой проект

Главная > Курсовой проект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

3

Государственный комитет РФ по высшему образованию

Российский химико-технологический университет

имени Д. И. Менделеева

Факультет технологии органических веществ

Кафедра химии и технологии органических красителей и

промежуточных продуктов

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

производства красителя

«Кислотный Алый»

Студент Максимов М.В.

Группа О-54

Руководитель доцент Желтов А.Я.

Москва 1998

Оглавление

Предисловие

Государственный комитет РФ по высшему образованию 1

Факультет технологии органических веществ 1

Студент Максимов М.В. 1

Группа О-54 1

Руководитель доцент Желтов А.Я. 1

Оглавление 3

Предисловие 4

1 Общая характеристика производства и его технико-экономический уровень 6

2 Характеристика производимой продукции 7

3 Характеристика исходного сырья, материалов и промежуточных продуктов. 8

4 Описание технологического процесса и схемы. 11

5 Материальный баланс для одной производственной стадии. 18

6. Тепловой баланс стадии диазотирования 25

6.1 Определение количества теплоты Q2. отводимое хладагентом или подводимое теплоносителем, для каждой стадии 28

6.2 Расчет поверхности теплообмена 29

7 Ежегодные нормы расхода основных видов сырья, вспомогательных материалов и промежуточных продуктов. 33

8 Ежегодная норма образования отходов производства 33

9 Нормы технологического режима 34

10 Контроль производства и управление технологическим процессом. 40

Приложение к разделу 10. Методы анализа. 46

11 Возможные неполадки в работе и способы их ликвидации. 47

12 Охрана окружающей среды. 49

13 Характеристика опасности производства. 50

14 Перечень обязательных инструкций 59

15 Спецификация на основное технологическое оборудование. 60

16 Экономические параметры производства 63

Сырье на одну тонну готового красителя 63

полуфабрикаты на одну тонну готового красителя 64

Электроэнергия, пар и вода на одну тонну готового красителя 64

17 Литература. 66

Предисловие

Данное предисловие касается больше описания процесса прохождения практики, нежели содержания самого проекта.

Первое место на заводе, кроме проходной разумеется, куда привели нашу группу, была комната инженера по технике безопасности. Первые впечатления, полученные от пребывания там, в целом подтвердились в дальнейшем при прохождении самой практики.

Сидевший там инженер был в удивлении от количества появившихся в его комнате студентов, но получив поименный список, немного отошёл и ударился в несколько сумбурные воспоминания о том, как немцы построили этот завод в 1878 году и построенный завод вскоре стал орденоносным, о том как в дальнейшем указом Моссовета у завода отняли часть территории (Кремль-то рядом), а потом и вообще упало производство раз в 30 вместе с текстильной промышленностью. Что нам еще предстояло увидеть своими собственными глазами. До пуска завода в работу оставалось 22 дня.

Придя в аналитическую лабораторию, ставшую основной нашей базой на заводе на время практики, мы получили на руки регламенты своих производств, выносить которые из помещения было строго-настрого запрещено. И в течение первой недели их усердно переписывали, иногда удивляясь сильным расхождениям в материальных балансах. В то же время была обнаружена заводская столовая, весьма недорогая, но в которой из всего персонала считать умела только некая Мария Ивановна. А потом была экскурсия. В цех №8.

На момент первой экскурсии цех не работал, жидкости с потолка не капали, но на полу были, хотя преимущественно в твердом виде. Там я впервые в живую увидел титановые аппараты (кроме монтежю, баков и прочего вспомогательного оборудования всё было из титана) и цеховую тележку. Фильтр прессы нам и раньше показывали, на практике по процессам и аппаратам, так что основные правила экскурсий по цехам я помнил хорошо (ходить куда хочется, ни к чему не прислоняться, обо всём спрашивать и подробно записывать, а, главное, на память ничего тяжелого из того что плохо лежит не брать). Больше там в тот момент интересного не было, хотя аппараты и мы на фоне их были сфотографированы. На память.

Следующим запомнившимся этапом был поход по заводоуправлению. В поисках цен, калькуляций данных по зарплатам, энергетическим и материальных расходам. Но сначала созвонились с проектно-конструкторским отделом, где нам обещали сделать синьки с чертежей. Как только копировалку починят. А в заводоуправлении, после посылания нас по различным отделам в количестве четырех, наконец догадались отослать в плановый отдел. Где нам после недолгих переговоров обещались все по расценкам предоставить. Но потом. И, как ни странно, предоставили. Не всё, правда¼

А чертежи мы потом получили. Копировальный аппарат так и не починили и он работал на последнем дыхании. Наших аппаратов (у всех похожие почти) не было, но были найдены после долгих поисков наиболее подходящие и скопированы под аромат свежего аммиака.

А с первого марта заработал завод и всем стало еще более не до нас. Так что в техническом отделе нам были не рады, но данные обещали предоставить, но потом. Будучи уже более опытными мы не стали ходить по одиночке и нервировать персонал, как за калькуляцией, а подали весь список и зашли на недельке.

А потом нам устроили новую экскурсию. Уже в работающий цех. И появились новые данные и ощущения от увиденного. Кипяток с потолка, перемешивающаяся суспензия в заполненных до половины или до верху чанах, шум, ездящая по монорельсу тележка, разноцветные лужи на полу, мешки, бочки, чумазые рабочие, поэтажное распределение аппаратов по назначению, напорные коробки, оказавшиеся небольшими цистернами, стояк с насосами, вентиляция с подогревом, комната управления с большим количеством приборов и несколько человек народу. Реально в цехе работает 30 человек и производятся сейчас всего четыре красителя (хромовый оранжевый, хромовый черный О, кислотный коричневый КМ, кислотный черный). Два образца — черный и оранжевый — я взял на память и прилепил в тетрадку с отчетом. Мой краситель «кислотный алый» в цехе больше не производится.

Также произошло маленькое изменение профиля – стало меньше красителей для текстиля, но стали выпускать в большем количестве смеси красителей для дерева.

И еще – яркое впечатление производят несколько разноцветные собаки и цветные протоптанные дорожки в снегу.

Люди, работающие на заводе для нас делились на две неравнозначные категории: нам не мешавшие и нам помогавшие. За время прохождения практики хотелось отметить большим спасибо следующих достойных представителей второй категории:

  • Навицкого Ивана Карловича, начальника проектно-конструкторского отдела, предоставившего нам возможность покопаться в чертежах.

  • Работников планового отдела – Елену Васильевну и Ларису Николаевну, всё же предоставившие нам калькуляцию и данные по ценам и зарплате.

  • Марину Ивановну из технического отдела, предоставившая данные по расходу вспомогательных материалов, и энергоресурсов.

  • Комарова Бориса Анатольевича, устроившего нам две увлекательные инструкции в восьмой цех и отвечавшего на разные вопросы.

  • Марину Исаковну – самого большого специалиста из цеха сушки и размола, устроившую нам экскурсию в цех сушки и не пустившую нас в цех размола для нашего же блага (люди, работающие там похожи на шахтеров, в шахте и живущих).

  • Галину Сергеевну из колористической лаборатории, рассказавшую и показавшую нам, как проводится сравнительное крашение и контроль.

1 Общая характеристика производства и его технико-экономический уровень

  1. Краситель «Кислотный алый» получается путем сочетания диазосоединения метоксилидина с раствором смеси Р-соли и соли Шеффера.

  2. Год первого выпуска красителя - 1938.

  3. Краситель производится по совмещенной схеме. Проектная мощность зависит от размещенного на ней ассортимента.

  4. Разработчик оригинальной схемы – Дербеневский завод.

2 Характеристика производимой продукции

  1. Наименование—краситель «Кислотный алый».

  2. Структурная формула:

  3. Эмпирическая формула: С18Н14N2O7S2Na2.

  1. Молекулярная масса 480 кг/кмоль.

  1. Краситель «Кислотный алый» отвечает требованиям ТУ6-36-0204187-412-90 и представляет собой порошок ярко-красного цвета.

  1. Колористическая концентрация стандартного образца - 100%.

  2. Концентрация по отношению к стандартному образцу - 100%. Оттенок близок к стандартному образцу.

  3. Устойчивость окраски на шерстяной ткани к физико-химическим воздействиям соответствует стандартному образцу.

  4. 2.6 Основные физико-химические свойства и константы.

  1. Растворимость

  • в воде растворяется, образуя раствор красноватого цвета. Растворимость стандартного образца - 5 баллов.

  • в химически чистой серной кислоте (плотность 1.84 г/см3) растворяется, образуя раствор красноватого цвета.

  • в растворе едкого натра с массовой долей 10% частично растворяется, образуя раствор красноватого цвета.

  • в растворе едкого натра с массовой долей 40% не растворяется.

  1. Массовая доля нерастворимых в воде примесей составляет не более 1,5%

  2. Пожароопасные и токсические свойства вещества смотри в разделе 12 (характеристика опасности).

  3. Массовая доля химически чистого красителя в стандартном образце 54% по расщеплению сернокислым ванадием.

  4. Область применения. Краситель «Кислотный алый» предназначен для крашения шерсти (волокно, пряжа, ткань).

  5. Технические условия ТУ6-36-0204187-412-90.

  6. Краситель «Кислотный алый» и способ его получения правовой защиты не имеет.

Примечание: Качество красителя в пасте. По строению и показателям качества краситель должен соответствовать ТУ6-36-0204187-412-90 за исключением внешнего вида, оттенка, концентрации и степени измельчения. Допускаются отклонения в оттенке и концентрации, позволяющие после установки на тип выпуск в соответствии с ТУ.

3 Характеристика исходного сырья, материалов и промежуточных продуктов.

  1. Наименование

  2. исходного сырья и промежуточных продуктов

  1. ГОСТ, ОСТ, ТУ, регламент или методика

  1. Показатели, обязательные для проверки

  1. Регламент показателей с допустимыми отклонениями

  1. 1

  1. Метоксилидин

  1. ТУ6-14-145-80

  2. изм. 2

  1. Внешний вид

  2. Массовая доля

  3. суммы аминов в сухом продукте

  4. основного вещества

  1. Прозрачная жидкость от желтого до светло-коричневого цвета

  2. не менее 98,7%

  3. не менее 84%

  1. 2

  1. 2-нафтол-3,6-дисульфокислота динатриевая соль (Р-соль)

  1. ТУ6-14-371-80

  2. изм 2

  1. Внешний вид

  2. Массовая доля суммы йодирующихся нафтол сульфокислот в пасте, в пересчете на молекулярную массу Р-соли.

  1. Однородная паста серого цвета, допускается сиреневый оттенок.

  2. Не менее 28%

  1. 3

  1. Аммиачная вода техническая

  1. ГОСТ 9-92

  1. Внешний вид

  2. Массовая доля аммиака

  1. Прозрачная бесцветная жидкость, допускается желтоватый оттенок

  2. Не менее 25%

  1. 4

  1. Калиевая соль 2-нафтол-6-сульфокислотыы (Кислота Шеффера калиевая соль)

  1. ТУ6-14-978-83

  2. изм 1

  1. Внешний вид

  2. Массовая доля суммы калиевых солей 2-нафтол-3,6-дисульфокислот (Г-соли) в пасте в пересчете на молярную массу калиевой соли 2-нафтол-6-сульфокислоты

  1. Не расслаивающаяся паста

  2. Не менее 48%

  1. 5

  1. Нитрит натрия (раствор)

  1. ТУ36-10-1021278-90 или СТП6-14-02-65-80 изм 2

  1. 1. Внешний вид

  2. 2. Массовая доля нитрита натрия

  1. 1. Бесцветная светло-желтая или с зеленоватым оттенком жидкость

  2. 2. По ТУ: 27-29%, по СТП: 29-31%

  1. Наименование

  2. исходного сырья и промежуточных продуктов

  1. ГОСТ, ОСТ, ТУ, регламент или методика

  1. Показатели, обязательные для проверки

  1. Регламент показателей с допустимыми отклонениями

  1. 6

  1. Кислота соляная (из абгазов хлорорганических производств)

  1. ТУ6-01-193-80

  2. изм 3

  1. Внешний вид

  2. Массовая доля хлорида водорода

  1. Прозрачная бесцветная или желтоватая жидкость без механических примесей, взвешенных или эмульгированных частиц

  2. Не менее

  • высший сорт - 31,5%

  • 1 сорт - 30,0%

  • 2 сорт - 27,5%

  • 7

  1. Масло касторовое сульфированное (ализариновое масло)

  1. ГОСТ 6990-75*

  1. 1. Внешний вид при 20-25 °С

  2. 2. Массовая доля

  1. 1. Густая прозрачная жидкость от желтого до темно-коричневого цвета без механических примесей.

  2. 2. Не менее 68%.

  1. 8

  1. Сульфаминовая кислота (амидосульфокислота) техническая.

  1. ТУ6-36-0204192-1030-89

  1. Внешний вид.

  2. Массовая доля основного вещества.

  1. Кристаллы продукта от белого до светло-серого цвета.

  2. Не менее

  • марка А - 85%

  • марка Б - 86%

  1. 9

  1. Соль поваренная пищевая

  1. ГОСТ 13830-84*

  1. 1. Внешний вид

  2. 2. Массовая доля

  1. Белые кристаллы с оттенками (сероватый, голубоватый, желтоватый, розоватый) в зависимости от происхождения соли.

  2. Не менее

  • Экстра - 99,7%

  • Высший сорт - 98,4%

  • 1 сорт - 97,7%

  • 2 сорт - 97,0%

  • 10

  1. Кислоты нефтяные (асидол)

  1. ГОСТ 13302-77*

  1. Внешний вид

  2. 2. Массовая доля нефтяных кислот.

  1. 1. Маслянистая жидкость коричневого цвета

  2. Не менее

  • марка А-1 - 42%

  • марка А-2 - 50%



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа среднего профессионального образования по специальности 110812 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции Квалификация Технолог вид подготовки базовая форма подготовки очная

    Программа
    Основная профессиональная образовательная программа профессионального образования по специальности 110812 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (базовый уровень подготовки ).
  2. Российская академия наук (3)

    Тезисы
    В сборнике представлены тезисы докладов VIE Междуна­родной конференции «Биоантиоксидант». Отражены основные достижения в области синтеза, механизма действия и практическо­го использования биоантиоксидантов в медицине, сельском хозяй­стве,
  3. Б. А. Трофимов

    Книга
    Академическая химия Восточной Сибири (Иркутскому институту химии им. А. Е. Фаворского СО РАН – 50 лет) / Под общей ред. Б. А. Трофимова и М. Г. Воронкова, главн.
  4. Приоритетные направления программы Укрепление и сохранение здоровья детей. Развитие воспитательного потенциала с использованием традиций, современного опыта и инноваций. Создание условий для получения качественного образования

    Документ
    Проблема школы: развитие социальной поддержки и защиты детей, сохранение и укрепление их здоровья, обеспечение их безопасности, сохранение, дальнейшее развитие и модернизацию системы образования и воспитания учащихся, способствующей
  5. Агропромышлен-ный комплекс Республики Казахстан в условиях рыночной экономики

    Документ
    Для освоения данной дисциплины студенту необходимы базовые знания по следующим дисциплинам: «физическая география РК», «экономическая география РК», «введение в социально-экономическую географию» и .

Другие похожие документы..