Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Попередній рівень освіти або професійної підготовки: бакалавр з комп’ютерної інженерії. Абітурієнти повинні мати державний документ про освіту або пр...полностью>>
'Документ'
Ростовский технологический институт сервиса и туризма проводит II Международную научно-практическую конференцию студентов и молодых ученых «Мода и ди...полностью>>
'Документ'
Фонд им. К. Аденауэра, Российская ассоциация политической науки, Центр развития информационного общества и Институт научной информации по общественны...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Актуальность темы. В течение последних лет интенсивно исследовались и развивались технологии функциональной поверхностной обработки материалов с цель...полностью>>

1. Предмет и методология исследования

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1. Предмет и методология исследования

Под термином «экономика» одновременно понимается:

1)совокупность производственных отношений; экономический базис общества;

2)народное хоз-во страны или его часть, включающая соотв. отрасли и виды произв-ва;

3)отрасль науки, изучающая производственные отношения или их специфические стороны в определенной сфере общественного производства и обмена.

Предметом истории эк мысли является изучение истории становления и развития общественного производства, а также истор процесса возникновения, развития и смены эк концепций (идей и воззрений) в ходе эволюции человеческого общества.

Методами исследования эк науки являются:

1.экспериментальный метод - изучение поведения эк системы в целом и ее составных частей путем постановки экспериментов (сложность использования этого метода из-за частой невозможности постановки экспериментов в эк);

2.гипотетико-дедуктивный метод - основан на проверке различных гипотез в сочетании с анализом отдельных эк процессов и явлений в микро- и макро эк;

3.статистико-временной анализ - изучение совокупности массовых эк явлений и объектов, однородных в некотором существенном положении, во временном периоде;

4.историко-модельный подход - представление эк процессов в виде моделей, которые функционально повторяют изучаемый процесс, в историческом контексте;

5.математический метод - описание изучаемых эк явлений при помощи математических символов;

6.метод абстрагирования - исключение явлений, носящих случайный характер, при исследовании процессов экономики.

К совр. направлениям эк мысли относят:

1.неоклассицизм - направление, сформированное в 90-х годах XIX века, основанное на идеях эк либерализма и принципах сист. анализа маржинальных величин в исследованиях микро эк; в настоящее время в задачи этого направления входят решение макро эк вопросов и проблем государственного регулирования эк;

2.неокейнсианизм - направление, возникшее в 50 - 60 годы XX века; взяло за основу теорию Дж. М. Кейнса, дополнив ее учением о влиянии роста доходов на процесс воспроизводства;

3.неоинституционализм - течение, возникшее в 60 - 70-е годы XX века, которое ставило эк процессы в зависимость от современной техники и разъяснило значение эк процессов в соц жизни общества;

4.неолиберализм - эк учение о гос регулировании хоз процессов при достижении свободной конкуренции предпринимателей и других элементов эк либерализма;

5.марксизм - направление эк мысли, возникшее в 40-х годах XIX века в Германии, выступает в защиту интересов рабочего класса; в основе лежат представления о стоимости и прибавочной стоимости для обоснования неизбежности победы социализма.

2. Эк мысль Древнего Востока.

Выразители эк мысли древнего мира - крупные мыслители и отдельные правители рабовлад государств - стремились идеализировать и сохр навсегда рабовлад натур хоз.

Док-ва идеологов древнего мира основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функц-ния денежного и торгового капитала.

Источники экономической мысли Древнего Востока:1)Вавилон - кодекс царя Хамурапи; 2)Китай - Конфуций;3)Индия - трактат «Архашастра».

Свод законов царя Хаммурапи создан около 1760 г. до н.э. Он уделяет особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, ч/с вообще и охране интересов царских служилых людей; дает возможность сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилонии.

Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) заложил основы конфуцианства - этико-полит учения, оказывавшего огромное влияние на развитие духовной культуры, полит жизни и общественного строя Китая на протяжении более чем двух тысяч лет. Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.

Индийский трактат «Артхашастра» (наука о пользе, о практической жизни) - собрание наставлений по вопросам управления гос-вом. В трактате описывается идеальное гос-во с разветвленной полицейской системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые средства. Важнейший источник сведений об общественных отношениях, экономике, полит институтах Древней Индии. Автором трактата считается Каутчлья (IV в. до н. э.) - древнеиндийский гос деятель.

В соотв. с этими источниками для азиатского способа производ­ства характерны:

1)чрезмерное регулирование хоз-ва посредством регламентации сферы ссудных операций и торговли; 2)ведущая роль в экономике отводится собственности гос-ва; 3)неприкосновенность ч/с.

3. Реформы Солона и Клисфена.

Целью реформ Солона - примирение интересов различных враждующих группировок.

В это время 3 партии: горцы, хотели все изменить; паралии, хотели изменить немногое; педиеи, не хотели ничего изменять. С издал закон о погашении долгов, облегчавший уплату изменением величины %. Другой закон возвратил свободу тем, долги которых сделали их рабами. Благодаря ему, с полей Аттики стали исчезать ограды и закладные столбы, указывающие на поземельные долги. И в другие законы С ту же мягкость и умеренность, стараясь «соединить» силу и правосудие». Прежде всего он провозгласил общее прощение, из кот искл изменники и убийцы.

Дал право гражданства тем иностранцам, кот поселились в Аттике с семьями и имуществом. Он узаконил 2 главных нововведения: 1)каждый гражданин обладал известными правами, кот доставляло ему его звание; 2)разделил население на четыре класса по состоянию. 1й закон был вполне демократический; 2й был демократический тем, что уничтожал потомственное дворянство, и аристократическим тем, что ставил богатых во главе государства.

Четыре класса: В 1й входили все граждане, обладавшие годовым доходом в 500 медимнов пшеницы или соответственным количеством масла или вина.

2й должны были иметь более 300 медимнов дохода – состояние, признанное необходимым для содержания лошади. Этот класс поставлял кавалерию.

3й 150 - 200 медимнов, они поставляли тяжеловооружённую пехоту и занимали низшие должности.

4й < 150 медимнов; из них набирали рекрутов для лёгкой пехоты и флота.

По конституции C 4 полит. учреждения руководили управлением страны: архонты, сенат, народное собрание и ареопаг.

С постановил, чтобы шестидесятилетние граждане, принятые обеими партиями, могли составлять верховный суд, решения которого считались окончательными.

С придал больше значения брачным союзам. Обязует взрослого сына кормить больного отца.

Реформы Клисфена уничтожили старое деление населения на 4 племени.

Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала 3 находящиеся в разных местах территории - городскую, прибрежную и земледельческую. Крестьянство было освобождено от влияния древних родовых традиций, на которых основывался авторитет знати, доступ к участию в политической позиции получили и те, кто не входил в местную племенную организацию. На смену кровнородственному пришёл территориальный принцип деления населения. К упразднил Совет 400сот и на основе созданной территориальной организации населения учредил Совет 500(10 фил по 50 чел. от каждой). Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Был создан ещё один орган – коллегия десяти стратегов: по одному представителю от каждой филы. Реформы К завершили длительный процесс становления гос-ва в Древних Афинах.

4. Эк мысль Древней Греции (Платон и Аристотель)

Платон (428 - 347 гг. до нэ) создал теорию идеал общественного устройства и изложил ее в своем труде «Гос-во». Коренной идеей такого устр-ва является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Под справедливостью он подразумевал добродетель, объединяющую мудрость, мужество и просветленное состояние и представляющую их равновесие. Платон проповедовал уничтожение ч/с, общность жен и детей, гос регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

Аристотель (384 - 322 гг. до нэ) основывал свое эк учение на предпосылке, что рабство - явление естественное и всегда должно быть основой производства. Ключевые положения его труда «Политика»:1)обязательным является наличие ч/с; 2) все виды деятельности разделены на 2 группы: экономию и хрематистику. Под экономией он понимал изучение естественных явлений, связанных с производством потребительных стоимостей; к ней же относил мелкую торговлю, необходимую для удовл. потребностей людей. Под хрематистикой — изучение противоестественных, с его точки зрения, явлений, связанных с накоплением денег; сюда же причислял и крупную торговлю. В соответствии с этим Аристотель устан 2 вида богатства: как совокупность потребительских стоимостей и как накопление денег, или как совокупность меновых стоимостей. Источником первого вида богатства он считал земледелие и ремесло и называл его естественным, поскольку оно возникает в результате производ деят, направлено на удовл потребностей людей и его размеры огр этими потребностями. Второй вид богатства называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не огр. Т о, Аристотель одобряет эк деят и порицает хрематистику;

1)деньги выступают в роли соизмерителя при обмене. Он считал, что деньги стали «всеобщим средством обмена» в результате соглашения;2)чел, есть существо, которое не м жить вне общества и гос-ва. Следовательно, гос-во важнее семьи и отдельной личности. Рассматривая воспитание как средство укрепления гос строя, он считал, что школы должны быть только гос и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к гос порядку.

Билет 5

Законы 12 таблиц начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима.

Законы 12 таблиц регулировали сферу семейных и наследст­венных отношений, содержали нормы, относящиеся к займо­вым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались гос права. Начиная с 4—3 в. днэ законы Таблиц стали корректироваться новым источником права — преторскими эдиктами, отражавшими новые экономи­ческие отношения, порожденные переходом от древних архаи­ческих форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производ­ства, товарообмена, банковских операций и пр.

1. История создания Законов 12 таблиц.

Древнейшее поселение Рима жило родами, которыми управ­ляли старейшины. Род первоначально представлял собой спло­ченный коллектив, связанный общим происхождением, общей собственностью на землю.

Со временем на территории, принадлежащей родам, появи­лись люди, не входящие ни в один из них. Это были освобож­денные рабы или их потомки, чужеземцы, ремесленники и тор­говцы, люди, изгнанные за нарушение родовых обычаев, насильственно переселенные из покоренных городов. Этих пришельцев в Риме называли плебеями. Исконное же насе­ление, жившее родами, называлось патрициями.

Возвращаясь к вопросу о происхождении римских сословий, можно взять за основу его "комплексную теорию":

- патриции действительно были коренным граж­данством. Они представляли собой полноправный "римский на­род";

- в непосредственной связи с ними были клиенты (от лат. Clients - послушный), которые получали от них землю, скот, пользовались их защи­той на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы;

- плебеи стояли вне родовой организации патрици­ев, т.е. не принадлежали к "римскому народу", не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав. Они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Зато беспрепятственно занимались земледелием, ремеслами, торговлей, Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями.

Патриции были полноправными гражданами. Они распадались на 3 племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовы­вали курию.

Курии образовывали общее народное собрание римской общины (ку­риатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему зако­нопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важ­нейшими судебными делами и пр.

Вторым органом демократии был совет старейшин, сенат. Его члены на­зывались "отцами" - patres. В компетенцию се­ната входили дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира. Он состоял из старейшин всех 300 родов и назывался (от senex - старейшина). Старейшины эти составляли потомс­твенную аристократию римской общины.

Ромул назначил первых 100 сенаторов. Тарквиний довел их коли­чество до 300.

Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые су­дебные функции принадлежали избираемому собранием курий "царю", кото­рого называли рексом. Исторические предания называют первым рексом римской общины Ромула, а всего насчитывают 7 рексов.

Несмотря на представительность народного собрания, сенат и рекс пользовались правом отменить решения народного собрания. При этом рекс мог издавать общеобязательные постановления.

Шестым царем был Сервий Туллий, к периоду царствования которого относятся важнейшие государственные и правовые преобразования, которые способствовали превращению Рима в наиболее значительную общественную формацию античного периода.

Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в середине 6в днэ реформой Сервия Туллия. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства.

Первоначально римское войско было преимущественно патрицианским. Плебеи, находившиеся на вне патрициальной общины, также не входили в военную организацию. Вследствие этого возникло резкое несоответствие между населением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватническая политика требовала увеличения войск и расходов на ведение войн.

Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очевидной. Поэтому все свободное население Рима патриции и плебеи - было разделено по имущественному признаку (цензу) на 5 разрядов, каждый из которых был обязан выставить определенное количество воинских подразделений - центурий.

Помимо этих центурий, были еще 18 центурий всадников из самых богатых римлян; а также пять невооруженных центурий: две - ремесленников, две - музыкантов и один из неимущих, которых называли пролетариями. Т о всего было 193 центурии.

Центурии каждого из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старшая, куда входили римляне от 45 до 60 лет, предназначалась для гарнизонной службы; другая - войны от 17 до 45 лет - младшая, предназначалась для боевых походов.

Для оценки имущества граждан, вся территория Рима была разделена на трибы. Новых, территориальных триб вначале было создано 21: четыре городских и семнадцать сельских.

Со временем состоящее из центурий войско стало принимать участие в решении вопросов, связанных не только с войной и военным делом. Постепенно к центуриатным собраниям переходило решение дел, которыми ранее ведали собрание римских патрициев по куриям. Центурии собирались за городской чертой, а куриатные собрания проводились в городе.

Каждая из 193 центурий обладала при голосовании 1 голосом. Самые богатые римляне, преимущественно патриции: всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных собраниях не как таковые, в силу своих родовых привилегий, а как наиболее состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть и уже попадали в эти центурии.

Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с организацией, основанной на территориальным и имущественном признаках, причем только постепенно, в течение 200 лет она вытеснила родовую организацию. Это происходило в ожесточенной борьбе плебеев с патрициями, которая особенно обострилась после свержения последнего рекса. Военная демократия как форма организации власти в период разложении родового строя изжила себя бесповоротно.

Развитие ремесел и торговли, которыми все больше и больше занимались плебеи, привело к расслоению римского плебса. Из среды плебеев выделилась богатая торгово-ремесленная знать. С другой стороны, возросло количество неимущих плебеев.

Плебеи, находясь вне патрицианской родовой организации, владели на праве частной собственности очень небольшими участками земли. Войны, неурожаи, переселение в Рим части жителей завоеванных областей, естественный прирост населения в условиях римского малоземелья увеличили число безземельных плебеев. Многие из них передавали землю в качестве залога ростовщикам, часто принадлежащим к родовой аристократии. Неплатежеспособный должник терял право собственности на землю, и если по воле кредитора и оставался на прежнем участке земли, то лишь в качестве арендатора, под залог своей личной свободы. Это расслоение плебеев привело к обострению отношений между социальными группами.

К первой половине V в. до н.э. относятся первые попытки плебеев добиться решения аграрного вопроса. В 486 г. до н.э. консул Спурий Кассий хотел разделить захваченные во время войны земли между плебеями. Патриции обвинили консула в стремлении к тирании. Однако в 456 г. до н.э. народный трибун Ицилий провел закон о разделе между бедняками земель на Авентине.

Другое, что требовало реформы, касалось отмены долгового рабс­тва, неизбежного при несвоевременной уплате долга. И это, как и дележ завоеванных земель, более других задевало интересы плебеев.

Но чтобы добиться того и другого плебеи нуждались в политичес­ких правах. Дело доходило до острых столкновений, но, в конце концов, в течение двух последующих столетий плебеи добились удовлетворения всех своих требований. В том числе: 1.Учреждения особой плебейской магист­ратуры - народного тирибуната, призванного защищать плебеев от произ­вола патрициев; 2. Доступа к общественной земле наравне с патрициями; 3. Защиты от произвола патрицианских судей (введением кодекса законов, известных под названием Законов 12 таблиц); 4. Разрешения браков меж­ду патрициями и плебеями 5. Права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая военные.

Изгнание царей и учреждение Республики было результатом обострения социально-политической борьбы в Риме в конце VI в. до н.э. В античной историографии этот переворот изображался всенародным делом. Но фактически республиканское правление, было победой патрициев, которые установили порядки, закрепившие их господство. С этой целью они сохраняли элементы родовой организации. Плебс организационно окреп и усилил борьбу за свои права. Важным этапом этой борьбы являлось опубликование Законов 12 таблиц.

2.Основополагающие характеристики римского права по Законам XII таблиц.

2.1 Право собственности

Важной чертой римского права собственности было под подразделе­ние вещей на 2 типа. К 1 типу относилась земля, рабочий скот, рабы, здания, т.е. объекты традиционно общинной собственности. Ко 2 типу отно­сились все прочие вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано.

Для отчуждения вещей 1 категории-продажи, мены, дарения и пр. - требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципа­ции.

Манципация сообщала приобретателю неос­поримое право собственности на вещь. Следует еще сказать, что передача манципируемой вещи происходи­ла в торжественной форме, в присутствии 5 свидетелей и весодержателя с весами и медью.

Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью прос­той традиции, то есть без формальной передачи на условиях, установлен­ных договором купли-продажи.

Старый раб, как и старая лошадь, требовали - при переходе из рук в руки - манципации. Драгоценная ваза - традиции. Первые две вещи отно­сились к разряду орудий и средств производства; по своему происхожде­нию они тяготеют к верховной коллективной собственности римской общи­ны, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности.

Уже в древнейший период складывается порядок, в соответствии с которым, право собственности на вещь могло возникнуть вследствие длительного владения вещью. Особым видом вещного права, зафиксированным в Законах 12 таблиц являются сервитуты, нормы права, ограничивающие права собственников на принадлежащее им имущество, а также наделяющее субъекта рядом прав на имущество ему не принадлежащее.

В Законах XII таблиц собственнику прямо предписывалось:

  • Оставлять незастроенное место вокруг здания (VII.1.);

  • Отступать от границ участка на определенное расстояние (VII.2.);

  • Обрезать деревья на высоте 15 футов, дабы не причинять вред соседнему участку (VII. 9а);

Помимо этого предоставлялось право прохода по чужой земле «Пусть (собственники придорожных участков) огораживают дорогу, если они не мостят её камнем, пусть едет на вьючном животном, где пожелает». Собственники участков имели право при определенных обстоятельствах пользоваться продуктами приносимыми чужой собственностью: «VII.9б. Законом XII таблиц разрешалось собирать желуди, падающие с соседнего участка», а также обращаться с иском к владельцу собственности, наносящей ущерб «VII.10. Если дерево с соседнего участка склонилось ветром на твой участок, ты на основании Закона XII таблиц можешь предъявить иск об уборке его».

2.2 Обязательственное право

2.2.1 Обязательства из договоров.

В условиях неразвитости товарно-денежных отношений такая форма фиксации обязательств как договор использовалась крайне редко и отличалась ярко выраженным формализмом. При одностороннем характере древнейших договоров именно внешняя формальная сторона определяла характер контракта.

Наиболее ярко раннерабовладельческое право отражалось в договорах самозаклада, при этом Законы 12 таблиц не разделяют сделки самозаклада и отчуждения вещи, регулируя и те и другие общей статьей Законов «VI.1. Если кто заключает сделку самозаклада или отчуждения вещи (в присутствии 5 свидетелей и весовщика), то пусть слова, которые произносятся при этом, почитаются ненарушимыми». Должник после признания за собой долга или после принятия против него судебного решения получал тридцать льготных дней. Если же в течение этого льготного срока задолженность не погашалась, кредитор получал право «наложить руку» на должника, т.е. доставить его к месту судопроизводства. Законы 12 таблиц строго регламентируют процедуру принуждения должника к исполнению обязательств, не допуская самоуправства кредитора и однозначно требуя судебного решения для ограничения прав должника. И хотя наказание для несостоятельного должника могло быть очень жестоким, от продажи в рабство и смертной казни до пропорционального расчленения сообразно претензиям кредиторов, Законы регламентировали движение ссудного капитала, ограничивая размеры взимаемых %, наказывая ростовщичество крупным штрафом. Только в 326 году до н. э. законом Петелия договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

2.2.2 Обязательства из деликтов

Законы 12 таблиц определяют ряд обязательств, которые возникают вследствие причинения вреда, и рассматривают их не как правонарушение, а как посягательство на права частного лица, которое ставило обидчика в положение должника пострадавшего.

К категории таковых частных правонарушений относились личная обида. Особо жестоко наказывалась клевета или позорящие слова (смертная казнь). Обязательство в виде штрафов или возмещения причиненного ущерба полагалось в случае порубки чужих деревьев, неосторожного уничтожения чужого имущества, хранение краденых вещей, ростовщичество, предъявление суду поддельных вещей, потрава или кража урожая в ночное время (для несовершеннолетних).

Законам 12 таблиц известны и публичные деликты, относящиеся прежде всего к посягательствам на государство. «IX.5. Закон 12 таблиц повелевает предавать смертной казни того, кто подстрекает врага (римского народа к нападению на Римское государство), или того, кто предает врагу римского гражданина»

Однако, несмотря на достаточно широкий спектр преступлений, наказываемых смертной казнью, решение о лишении жизни римского гражданина могло быть принято только в центуриатной комиции.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Множественная этническая идентичность: теоретические подходы и методология исследования (на примере российских немцев)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «24» июня 2011 года в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д 209.002.04 по социологическим наукам в Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД РФ по адресу: 119454, Москва,
  2. Методология исследования процессов формирования и развития экономико-технологической реальности в промышленности

    Автореферат
    Экономика и управление народным хозяйствомЭкономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность)
  3. Методология исследования антикризисного управления предприятиями в системе устойчивого развития региона

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре экономики и управления на предприятии пищевой промышленности Высшей школы экономики ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет»
  4. Темы курсовых работ Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Предмет и методология теории государства и права

    Документ
    Курсовая работа — это одна из форм учебной работы, выполняя которую студент учится письменно излагать теоретические вопросы. Цель курсовой работы — научить студента выбирать, ставить и формулировать теоретическую проблему, самостоятельно
  5. Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар «Методология исследований в персонологии»

    Программа дисциплины
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар «Методология исследований в персонологии» для направления 030300.

Другие похожие документы..