Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Заслухавши інформацію Знам`янської міської виборчої комісії про результати виборів депутатів Знам`янської міської ради по одномандатних мажоритарних ...полностью>>
'Документ'
30.31. Организация и построение занятий ФВ....полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи» цикла дисциплин по выбору (ГСЭ.В.2) составлена в соответствии с Государственным образоват...полностью>>
'Доклад'
Рождественские чтения собирают нас уже в 20-й раз для того, чтобы мы глубже и ответственнее всмотрелись в то время, которое для нас является единстве...полностью>>

Внастоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:


ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность го­сударственных органов и общества в целом выбывав! рост числа детей, находящихся r социально опасном положении, ухудшение физического и психическою здоровья подрас!ающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорно­сти, преступности и наркомании среди детей и подростков.

За последние десять лет число дегей в России, согласно ста­тистическим данным Министерства образования РФ 5.0], сократи­лось на 4289000 человек. Па начало 2003 г. численность де'1ей до 18 лег составляла 30,5 млн человек. На всей территории России рождаемость ниже черты естественного прироста населения, чис­ло детей-сирот, напротив, ежегодно увеличиваемся и составляет в 2004 г. 699,2 тыс. человек [55, 175. 235].

95% нынешнего поколения сирот имеют родителей, только те либо лишены родительских прав, либо сами отказались от собствен­ных детей. Как свидетельствует статистика, в 60% случаев па этот позорный шаг родителей толкает тяжелая болезнь ребенка. Около 20% отказов — результат трудного материального положения и бы­товых условий семьи. Сложилось острое противоречие между необ­ходимостью обеспечить нормальную жи:нте деятельность и развитие каждого ребенка и неадекватными экономическими во(можнос!я-мн большинства семей.

Вынужденная миграция населения и экономический кризис обу­словили резкий рост детской безнадзорности и беспризорности. Приводятся ралпьге показатели численности беспризорных детей в России: от 2,5 млн (по данным МВД) до 4 млн (по данным незави­симых экспертов). Соответственно отмечается скачок подростковой преступности: в 2000 г. зарегистрировано более 20S тыс. правонару­шений, совершенных малолетками, в том числе убийства, грабежи,

3

хищения, незаконное изготовление и приобретение наркотиков. Во- переживших страшные экономические и психологические кризисы

лее 50% несовершеннолетних правонарушителей выросли в непол- и сумевших сохранить своих детей.

ной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, рос- Можно выделить три основные группы факторов, влияющих

ли без отца [18, 238]. нз, решение проблемы сиротства: социально-экономические, психо-

Статистика свидетельствует, по числу детей-сирот, приходящих- л ого-педагогические и медицинские [72]. В настоящее время осиов-

ся на каждые 10 тыс. детского населения, Россия занимает первое Ht>ie усилия государства сосредоточены в социально-экономической

место в мире; Почти 50% детского населения страны (около 18 млн) сфере, где осуществляется широкая поддержка категорий населе-

находится в тоне социального риска. 'В нашей стране 422 дома ре- ния вместо адресной помощи семьям группы риска по сиротству,

бенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей; 237 Работа с психологическими и медицинскими факторами (вылвле-

школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется нле, ранняя диагностика, формы работы по преодолению проблем)

более 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке [175, 235[. практически не проводится, и деятельность различных социально-

До настоящего времени не предусмотрена надежная правовая психологических служб направлена не на предупреждение социаль-

защита от жестокого обращения и преступных посягательств в от- ного сиротства, а на работу с детьми, уже фактически ставшими

ношении детей в семье. Спасаясь от жестокого обращения, ежегод- сиротами.

но кончают жизнь самоубийством примерно 2 тыс. детей и подрост- Известно, что дискуссии о специфике развития детей в сирот-
ков, 50 тыс. уходят из семьи, 6 тыс. — из детских домов и интер- ских заведениях и задачах их воспитания всегда велись достаточно
натов. В общей сложности 25-26 тыс. несовершеннолетних ежегод- активно, но до начала XX в. их вели преимущественно педиатры,
но становятся жертвами преступных посягательств. В России ре- педагоги и философы.

гистрируется свыше 2,5 тыс. половых преступлений, включающих Психологи включились в обсуждение этой проблемы гораздо
развратные действия взрослых лиц в отношении малолетних детей. позднее. Первые психологические исследования развития детей в
С каждым годом все больше совершается изнасилований песо вер- приютах относятся к 20-м годам XX в. В ту пору, во многом под
шсннолетних [238]. влиянием психоаналитической теории, в психологии распространи-
Роет социального сиротства, беспризорности и безнадзорности лось убеждение, разделяемое многими и поныне, о решающем вли-
объясняется сейчас причинами социального характера: бедностью, янии первых лет жизни ребенка па последующее становление его
нищетой, безработицей, алкоголизмом родителей и т.д. Однако личности. Соответственно и внимание исследователей было сосре-
многие народы, переживая экономические кризисы, не знали та- доточено преимущественно на детях младенческого и раннего воз-
кого роста числа детей, оставленных родителями. раста.-Было убедительно продемонстрировано, что утрата ребенком
В последите годы в нашем государстве принято достаточно мно- родительской семьи, и прежде всего общения с матерью, влияет на
го социально-экономических мер, направленных на предотвраще- его развитие крайне негативно, причем чем раньше происходит от-
ние сиротства. Регулярно правительство РФ принимает постанов- рыв от матери, тем более выражено это влияние» Первые подобные
леняя о развитии мер по предотвращению сиротства, по профилак- данные были получены исследователями Венской школы детской
тике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Раз- психологии, которую возглавляла Ш.Бюлер [26].
виваются новые формы помощи семьям и детям, открываются но- На данные Венской школы отчасти опирались и получившие
вые территориальные центры поддержки семьи, психолого-медико- более широкую известность последующие исследования Р. Спитца.
социальной помощи детям, приюты, «телефоны доверия» и т. п. Дж. Боулби и К. Гольдфарба. определившие основные направления
При явной позитивности этих мер они не приводят к уменьше- исследования проблемы психической депривации в детском воз­
ни ю социального сиротства. Вес это свидетельствуете том, что при- раеге [26].

нимаемые меры не учитывают каких-то важных аспектов проблемы Именно изучение сиротских учреждений и особых нарушений

сиротства и не приводят к ощутимым результатам. Пока государ- развития личности ребенка, формирующихся в их стенах, привело

ство видит причины социального сиротства только в социально- Дж. Боулби к созданию теории привязанности, породившей мно-

экономическом положении семьи, принимаемые меры оказываются гочисленные исследования. В психолотческих исследованиях при-

неэффективными. Между тем известно огромное количество семей, вязанности показано, что лишь интимные, эмоционально насыщен-

4 5

ные тт устойчивые отношения с объектом привязанности веду г к ламп- Воспитание в ггмье оказалось намлото лошевле для го< •-.;

нормальному психическому развитию, к формированию здоровой. гтсенного о юл же та и лучше отвечало потребностям ле!ей. В СШ.'

активной п социально адаптированной личности (2SG 289. 313-316]. в результате успешной работы по организации фостеровски\ се:.:; и

Способность к любви и привязанности — фундаментальная ха- 75Ус детей были возвращены в кровную семью, а 25Ус определены

рактериетпка нормального развития, которую называют в качество в благоприятную семейную обстановку.

критерия психического здоровья все крупные ученые-психологи и Наиболее значительный опыт по организации фоперовских i.\--

пснхогералевты начиная с 3. Фрейда. Неизбежная нестабильность \;ей. подготовке падронатпых воспитателен в США имеет благоi bu

п многочисленность социального окружения в сиротских учрежде- рптельный Фонд Бакнера. Фонд Бакнера более чем сто лет реади-

Ш1ях, отсутствие ключевой фигуры, принимающей на себя заботу о з\ег социальные программы, целью которых является сокращенi;i-

ребенке. сопровождает его на протяжении жизни, обеспечивай чув- числа детей в интернатных учреждениях и нахождение для ребен-

сгво стабильности, надежности и защищенности, создает крайне ка семьи, в которой ему будет обеспечен индивидуальный подход и

неблагоприятны!? условия для формирования привязанности тт эмо- внимание.

циональното развития ребенка, более того, способствует разруше- С 1995 г, в Фонде Бакнера организовано отделение «Междуна-

пию естественного стремления ребенка к близости и любви. У таких родной помощи детям-сиротам», которое начало свою деятельность

летен не формируется важнейшее для последующего психического и к России. На основе договора Министерства образования Рос-

развития чувство базового доверия к миру [2G6J. сип. Фонда Бакнера п администраций ряда регионов, в том чис-

В 80-90-х годах XX в. был проведен целый ряд отечественных ле Владимирской области и Санкт-Петербурга, формируются мо-

цсихологических исследований, убедительно показавших негатив- дели патропатной семьи с использованием американского опыта и

ные последствия институционального воспитания. В этих исследо- его адаптацией к российской действительности. Анализ результа-

ваниях (73-74. 19ti, 199--200. 203] красной нитью проходит идея о то в этой новой формы семейного устройства детей-сирот показал

том. что воспитание детей в условиях детского дома строится без эффективность и возможность развития патроната в современных

учета адекватных психологических условий, обеспечивающих пол- российских условиях, как в муниципальных, так и в крупных горо-

ноцепное развитие детей, я неизбежно включает факторы, тормо- дах.

зящне психическое развитие. Однако имеется много трудностей в развитии патронатных сс-

Предлагаемое учебное пособие посвящено не только психологи- мой в России, Они связаны прежде всего с отсутствием:

ческим аспектам «социальною» сиротства, но и междлсшшлинар- ~ нормативно-правовой базы;

пьш проблемам, связанным с развитием, обучением и воспитанием ~ психологи-педагогических критериев отбора патронатных ро-

детей в кровных семьях разного типа, а также в альтернативных дитслей;

замещающих семьях и интернатных учреждениях. — комплексной пс и хо л ого-педагоги ческой и медико-соииальной

В пособии мы попытались проанализировать результаты отече- системы сопровождения патронатных семей;

ственных и зарубежных авторов, а также собственные псследова- ~ подготовки, обучения и консультирования патронагных ро-

ния по изучению психолого-педагогпческих причин неблагополуч- дителей и т, д.

ных семей п детей, возможностей психологи ч ее кон реабилитации и В пособии представлены основные проблемы и причины пебла-

коррекции сиротского воспитания в семейных условиях приемной, гоиолучного детства в России, особенности психического развития

патронатшш, опекунской семей или в центрах семейного воспита- детей-сирот в интернатных учреждениях с акцептом на причины

ния и других формах устройства детей в семьи. нарушения их социализации, эмоционального развития и общения.

Одной из инновационных форм семенною воспитания ребенка- Рассматриваются различные формы семейного воспитания детей-

сироты является патронатная {или фостеровская) семья [181. 243, cupoi и детей, оставшихся без попечения родителей, п историческом

258-259]. Хотя патронатное воспитание известно еще со времен ан- п современном аспектах.

титностн, наибольшее распространение оно получило в США и Ев- Большое внимание в книге уделяется опыту развития системы

ропс лишь с середины XIX в. [95, 258-259]. В XX в. развитие па- патронатною воспитания, его принципам, методам и моделям.

тронатного воспитания в разных странах мира игл о быстрыми тем- В отдельной главе представлено описание действующих в пасто-

6 7

ящее время законодательных актов, регламентирующих права и га­рантии детей, оставшихся без попечения родителей, а также права, обязанности и ответственность родителей за обучение и воспитание детей.

В приложениях представлены проекты законов РФ и положе­ния о патронате; нормативно-право вые документы но патронату и анкеты для диагностики (разработанные во Владимирской об­ласти совместно со специалистами Фонда Бакнера). Нормативно-правовые документы могут быть использованы для самостоятель­ной работы студентов при изучении различных тем курса, а также в практической деятельности специалистов учреждений для детей-сирот.

При составлении настоящего пособия автором использованы материалы, представленные М.Дугласом (Фонд Бакнера, США), Е. В. Селениной (Фонд «Надежда», Владимирская область), а так­же разработанные сотрудниками кафедры специальной психологии СПбГУ и Института специальной педагогики и психологии резуль­таты ряда дипломных работ выпускников этих вузов.

Раздел первый

(СОЦИАЛЬНОЕ» СИРОТСТВО КАК ФЕНОМЕН РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Глава 1

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНОГО ДЕТСТВА

1.1. Причины «социального» сиротства

Дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, ро­дители которых либо лишены родительских прав, либо находятся в заключении, либо в силу своего социально-нравственного облика не в состоянии выполнять свои родительские обязанности, состав­ляют одну из основных категорий среди неблагополучных детей, категорию «социальныхя сирот. ,

Значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик стало в России грозным яв­лением в последние годы. Обнаруживается так называемое «скры­тое социальное» сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи,

В условиях не стабильности социально-политической обстанов­ки, инфляции, безработицы и вынужденной миграции населения, снижения жизненного уровня семей, ослабления их инфраструкту­ры отмечается^постоянный рост числа таких детей-j

В 2003 г. количество детей в интернатных учреждениях вырос­ло до 286 тыс., за три года этот прирост составил почти 120 тыс. человек. В эти учреждения направляется в среднем около 30% вы­явленных детей. Около 50% уходит под опеку к родственникам, примерно 0,9% — в приемные семьи. На усыновление —• 7% (в ос­новном— зарубежное или вторым родителем) [175, 235].

За последние сто лет Россия переживает третью волну сирот­ства: после Первой мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и в настоящее время. Если в 1945 г. в СССР было около 678 тыс. детей-сирот, то на начало 2003 г. их насчиты­валось 699,2 тыс. только в России [175].

t_ В чем причины того, что дети при живых родителях остают­ся наедине со своей трудной судьбой? Явление это не только рос-

9

сийское. Стремительная урбанизация современного общества, со­циальные потрясения, интенсивная миграция населения во многих странах сопровождается ростом числа брошенных детей. (/Однако до сих пор остается малоизученной и непонятной природа этой аномальной формы материнского поведения. Практика работы с такими женщинами, анализ немногочисленной литературы по про­блеме свидетельствуют о чрезвычайной сложности взаимодействия социальных, психологических и патологических факторов, наруша­ющих важнейшую форму социального поведения женщин — мате­ринство [67, 155,251,266].

I Бельгийский комитет но социальным проблемам женщин, ис­следовав аспекты отказа от ребенка, описал три основные кате­гории бросающих матерей. Первая, наиболее распространенная,— отец ребенка бросил беременной будущую мать. Вторая — женщина рожает ребенка от внебрачной связи. Третья категория — женщины с низкой социальной и моральной приспосабливаемостью и с низ­кой ответственностью [67].

И если в 1945 г. причины сиротства были понятны, то в на­ше время трудно признать и принять как естественные следующие причины сиротства [175, 247].

Алкоголизм и наркомания родителей — ведущая причина (в по­следние годы), а отсюда — жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами. Более 100 тыс. де­тей ежегодно отбирается из неблагополучных семей, причем часть из них (43 тыс. в 2000 г.) отбирается через лишение родительских прав. Если в 1995 г. таких детей было около 20 тыс., то в 2002 г. — уже 43,4 тыс. человек.

Увеличивается число «круглых» сирот из-за преждевременной смертности населения, чаще всего из-за неестественных причин. Если 5-7 лет назад доля «круглых» сирот составляла примерно 5% от общей численности детей-сирот, то сегодня этот показатель в среднем составляет 15%, а в некоторых регионах достигает 25-30%.

Увеличивается недееспособность родителей, в том числе из-за психических заболеваний. В настоящее время в России ежегодно около 2,8 тыс. женщин рожают в возрасте 15 лет; 13 тыс.— в 16 лет; 36,7 тыс.— в 17 лет. Удельный вес детей, чьи матери не до­стигли совершеннолетия, составляет в среднем 3,8% от общего чис­ла родившихся. В группе неполных семей с несовершеннолетними матерями отмечается высокий уровень материнской депривации; около 1% всех новорожденных становятся сиротами уже в первые дни жизни вследствие отказа от них матерей в роддомах.

Увеличивается число детей, рождающихся вне брака (28% от

10

общего числа родившихся). Ежегодно из-за разводов около 470 тыс. детей остается без одного из родителей. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака. В 2000 г. вне брака родилось 354 тыс. детей, почти 22 тыс. внебрачных детей —у матерей, не достигших совершеннолетия.

Отмечается рост социальной дезорганизации семей, материаль­ных и жилищных трудностей родителей, безработицы родителей, нездоровых отношений между ними, слабости нравственных усто­ев [59].

; Среди неблагоприятных факторов социального сиротства зна­чительное место занимает увеличение числа неполных семей. Ма­териальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее нала­живают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчи­ков, встречаются невротические симптомы. По данным социологи­ческих опросов, более 50% несовершеннолетних правонарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца [25, 61].

' Указанные причины социального сиротства фиксируют лишь последствии, конечную точку в сложном пути деградации челове­ческой личности, а как следствие этого процесса — невозможность растить своих детей, снижение родительской ответственности и да­же злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка..__

Очень тяжелы для детей последствия раннего «социального» сиротства:

  • глубокие и часто необратимые воздействия на здоровье и пси­
    хику, приобретенные еще до официальной констатации потери се­
    мьи;

  • аномальное внутриутробное развитие в процессе нежеланной
    беременности;

— отрицательный социальный опыт в период раннего и до­
школьного детства.

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверст­ников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызы­вает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития.

Самое драматичное последствие «социального» сиротства — это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ре­бенка, лишившемуся попечения родителей. До 60% контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологи­ей, преимущественно центральной нервной системы, относящиеся

11

тп.

к Ш-V (наиболее низким) (руппам здоровья. Почти 55% детей от­стают в физическим развитии. Лишь 4,7% детей квалифицируются как практически здоровые [10-5].

Причины расстройся in физического и психического здоровья, у детей-сирот мноюобразны (26. 99. 130. 162. 260]-

Во-первых, основная часть детей, содержащихся в интернатных учреждениях, имеет неоспоримо негативную наследственность, в частности наследственную отягощенность алкоголизмом, а в по­следние годы п наркоманией: происходит постоянное увеличение количества сирот, страдающих врожденной психической п невроло­гической патологией. Именно «отказные» лет чаще имеют врож­денные физические и психические аномалии как следствие зачатия партнерами в состоянии алкогольного опьянения пли использова­ния будущей матерью различных средств для прерывания беремен­ности. Кроме того, дети, помещенные в детские дома, перегружены психопатологической наследственностью, в первую очередь это ум­ственная отсталость и шизофрения.

Во-вшрых, вредным является уже само вынашивание нежелан­ного ребенка потенциальными «откалницами», бросающими ново­рожденных в родильных домах. Стрессогенное воздействие вына­шивания такой беременносш приводит к искажениям жизненно важного взаимодействия во время внутриутробного развития меж­ду матерью и ребенком, к нарушению сенсорных, обменных, гу­моральных связей между ними- У большинства будущих ч от каз­нил» во время беременности отмечаются психические нарушения: пстероформные реакции, депрессивные состояния, п с нхо вегетатив­ные нарушения, обострения психических, соматических, хрониче­ских заболеваний. Важный патогенный фактор —связанные с пси­хическими отклонениями нарушения поведения таких беременных: гпперактивность, неудачные попытки прервать беременность, зло­употребление курением, алкоголем, наркотиками и проч. Большин­ство из них оказываются не готовыми к родам, о чем свидетель­ствует исключительно высокий уровень недонашиваемое™ (37,5% по сравнению с 4,79с в общей популяции), а также патологии родо­вой деятельности (59,2%)- Две трети младенцев рождаются массой менее трех килограммов. Признаки морфофункциональной незре­лости отмечаются почти у половины доношенных. Клинически вы­раженные мозговые повреждения у новорожденных обнаружены в 43,7% случаев. 46.99с младенцев сразу после родов нуждаются в реанимации и интенсивной терапии в связи с тяжестью состояния (против J4.S% б общей популяции новорожденных).

Недоношенность, малая масса н сопутствующие им цсребраль-

12



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Е. В. Леонтьева -г. П. Окорокова

    Документ
    Н47 НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ РОССИИ: История. Опыт. Перспективы. — М.: МГОФ «Знание», 2008.

Другие похожие документы..