Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Современные требования, предъявляемые к общетеоретической, методологической и методической подготовке специалистов высшей квалификации, направлены на...полностью>>
'Документ'
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается анкета, ответы вопросы которой помогут подготовить родительское собрание пятиклассников на тему «Физи...полностью>>
'Программа'
В 1996 году в селе Ахматово родилось шесть малышей, а в 1995 году – пятеро, в 2003 учебном году из части детей данных годов рождения и был сформирова...полностью>>
'Документ'
Паж Фальстафа. Бардольф. Пистоль. Пойнс. Пето. Шеллоу | } мировые судьи. Сайленс | Деви, слуга Шеллоу. Грибок | Облако | Лишай } рекруты. Немочь | Те...полностью>>

Модернизация сферы товарного обращения макрорегиона (потребительский сектор) 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Фетисова Ольга Владимировна

Модернизация сферы товарного обращения

макрорегиона

(ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СЕКТОР)

08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(региональная экономика)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Волгоград - 2007

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет».

Научный консультант доктор экономических наук, профессор

Иншаков Олег Васильевич

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Сафронов Николай Александрович

доктор экономических наук, профессор

Рисин Игорь Ефимович

доктор экономических наук, профессор

Гузев Михаил Михайлович

Ведущая организация ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

Защита состоится «___» __________2007 года в ___-___ часов на заседании диссертационного совета Д 212.029.01 по экономическим наукам при ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» по адресу: 400062, г. Волгоград, проспект Университетский , 100, ауд. 2-05 «В».

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет».

Автореферат разослан «___» _________ 2007 г. и размещен на сайте ВАК РФ «___» _________ 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор экономических наук, доцент Тимофеева Г.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Модернизация социально-рыночного хозяйства в современной России предполагает осуществление соответствующих системных мер в сфере товарного обращения (СТО) как неотъемлемой части воспроизводственной системы, обеспечивающей непрерывность функционирования всего общественного капитала, связь производства и потребления посредством совмещения рыночного спроса и предложения, возмещение и накопление ресурсного и факторного потенциала предприятий. Особое значение приобретает модернизация потребительского сектора данной сферы, как непосредственно обеспечивающего воспроизводство человеческого капитала и реализацию большей части товаров и услуг конечного потребления. Однако в экономической политике, ее стратегических документах, в целевых программах различного уровня и национальных проектах эти аспекты будущего развития страны не нашли должного отражения.

Концепция стратегического видения модернизации СТО складывается на пересечении объективных тенденций эволюции отечественного хозяйства. Среди них процессы глобализации и регионализации экономики, изменения уровня обобществления, структуры и масштабов территориальных хозяйственных комплексов, сетевой организации и системной институционализации предприятий, внедрения высоких технологий и информатизации, гуманизации и экологизации человеческой жизнедеятельности. Одновременно наблюдается продвижение ряда существенных инноваций во многих разделах и направлениях эволюционной экономической теории, которые позволяют найти более эффективные стратегические и тактические решения проблем модернизации СТО.

Рыночные реформы кардинально изменили глубинные основы СТО, разрушив командно-административные формы статусов ее субъектов, механизмов координации их действий, регулирования товарных потоков, структуры и масштабов товарной массы, параметров ее обмена и распределения. Однако созданные новые условия и механизмы, заместившие дореформенные, оказались недостаточно эффективны, особенно в потребительском секторе, как в социальном, так и в экономическом аспекте; не соответствуют актуальным тенденциям пространственной аллокации ресурсов, процессов и товаров; неконкурентоспособны в глобальном плане. От кризиса и реформ в СТО закономерен переход к стадии ее модернизации в направлении стратегических ориентиров всей отечественной системы хозяйствования на повышение качества и уровня жизни населения России. Эта модернизация предполагает системное обновление технологических, организационных и институциональных параметров, развитие информационной, гуманистической и экологической основы торговой деятельности не только в стране, но и в ее регионах, на предприятиях СТО.

Сложность и многогранность проблемы обусловливает особую значимость аспектов методологического характера, связанных с потенциалом и перспективами новых пространственных форм обобществления экономики, взаимодействия глобальных и региональных параметров в макрорегиональных структурах отечественного хозяйства. Основы теории развития СТО на новом этапе находятся в стадии нарастающего внимания, но по многим теоретическим и методологическим проблемам не сложилось вполне обоснованного мнения.

Анализу различных аспектов управления рыночными процессами в СТО и ее потребительскому сектору на макро и мезо уровнях посвящены пока редкие отдельные публикации. Проведение стратегической модернизации СТО, как и всей рыночной инфраструктуры, на уровне макрорегионов крайне актуально, но исследования ведутся пока лишь в отдельных аспектах конкретных товарных рынков и связанных с ними отдельных элементов инфраструктуры. Необходимо преодоление фрагментарности и укоренение системного подхода в теории и практике модернизации макрорегиональных хозяйственных комплексов, включая СТО, особенно ее потребительский сектор, на основе их воспроизводственного и социального значения для рыночной экономики России.

Изложенные обстоятельства определили выбор темы, формулировки цели и задач, логику, структуру и содержание диссертационного исследования.

Степень изученности проблемы. Общие проблемы модернизации российской экономики на современном этапе нашли многогранное отражение в трудах Л. Абалкина, Е. Гайдара, С. Глазьева, В. Ивантера, А. Илларионова, Д. Львова, В. Маевского, В. Макарова, В. May, А. Некипелова, Е. Ясина.

Вклад в разработку методологии и теории стратегического развития макрорегионов России в различных аспектах внесли Гранберг, Н. Добрецов, О. Иншаков, Г. Клейнер, А. Конторович, В. Кулешов, П. Минакир, В. Окрепилов, Л. Руховец, Е. Слуцкий, В. Суслов, Б. Штульберг и другие исследователи.

Процессы глобализации и регионализации в современной России, которые легли в основу концепции модернизации СТО, изучались Е. Аврамовой, А. Анфиногентовой, А. Барковским, А. Варшавским, А. Гладышевским, В. Гришановым, А. Гусевым, А. Новоселовым, С. Перминовым, И. Погосовым, Н. Римашевской, С. Сильвестровым, Д. Сорокиным, А. Стручалиной, В. Сутягиным.

Региональные аспекты модернизации отдельных сфер экономики стали предметом исследований С. Валдайцева, А. Казанцева, Г. Краюхина, М. Ксенофонтова, Д. Кувалина, О. Литовки, А. Румянцева, И. Садчикова, А. Татаркина, М. Узякова, А. Федоркова, Л. Чистова и других отечественных ученых.

Системное представление о практических проблемах развития СТО сложилось на основе анализа работ А. Бернвальда, Б. Вирянски, Н. Егоровой, С. Загладиной, З. Капелюк, И. Князевой, Т. Николаевой, В. Шишова, Р. Шнипера.

Системное взаимодействие трансакционных и трансформационных факторов в различных сферах экономики Южного макрорегиона, а также генетические связи факторов, ресурсов и условий в стратегии его развития специально освещены в работах М. Гузева, Е. Иншаковой, Э. Искренко, А. Калининой, Н. Лебедевой, О. Ломовцевой, А. Плякина, Р. Попова, Е. Руссковой.

Цель диссертационного исследования состоит в концептуальном обеспечении стратегической модернизации потребительского сектора сферы товарного обращения (СТО) в макрорегионах современной России и обосновании эффективных направлений и механизмов ее реализации в контексте эволюции трансформационных и трансакционных компонентов структуры, функционирования и развития сложных хозяйственных систем.

Указанная цель определила постановку и решение следующих задач:

- выделить конкретные характеристики СТО макрорегиона по роли и значению, месту, уровню и масштабам, потенциалу и перспективам развития в воспроизводственной системе отечественного хозяйства;

- оценить итоги общего кризиса, выявить противоречивость проведенных рыночных реформ в СТО, необходимость, сущность и закономерный характер перехода к ее модернизации;

- разработать концептуальные основы стратегии системной модернизации сферы товарного обращения в единстве ее макро, мезо и микро уровней;

- раскрыть содержание СТО макрорегиона с позиции эволюционной экономики, теории эндогенных и экзогенных факторов производства;

- обосновать в качестве важнейшего компонента модернизации макрорегиональную профилизацию и реструктуризацию СТО на основе сочетания глобальных, национальных и этноэкономических параметров;

- сформировать проблемное поле и цели, приоритеты и императивы, ориентиры и горизонты, критерии и механизмы осуществления стратегической модернизации СТО макрорегиона;

- выделить структурные и функциональные особенности действия механизма модернизации СТО на макрорегиональном уровне;

- дать содержательную характеристику прогрессивных направлений развития трансформационных и трансакционных факторов СТО макрорегиона.

Объектом исследования является СТО макрорегиона с позиции эволюции и потенциала системной модернизации, осуществляемой в рамках целенаправленного стратегического изменения эндогенных и экзогенных трансформационных и трансакционных факторов.

Предметом исследования являются отношения, противоречия, тенденции и механизмы взаимодействия между хозяйствующими субъектами разных видов и уровней в процессе реструктуризации, функционирования, развития и системной модернизации условий, ресурсов и факторов СТО макрорегиона.

Методологической и теоретической основами исследования послужили труды представителей экономической теории, пространственной экономики, региональной экономики, монографические исследования и статьи современных отечественных и зарубежных экономистов, философов и социологов, посвященные проблемам СТО, ее эволюции и модернизации, формирования и эффективного использования торгового капитала. С позиции диалектической логики в рамках системного и эволюционного подхода автор применил структурный, функциональный, сравнительный, статистический и эмпирический методы качественного и количественного анализа субъектов и объектов, процессов и проектов в аспекте актуального описания и обоснования модернизации СТО макрорегиона.

Информационно-эмпирической базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты Федерального Собрания РФ, Президента и Правительства РФ; официальные данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов РФ, Института экономического анализа РФ; материалы Торгово-промышленной палаты, научно-практических конференций и симпозиумов; информация, опубликованная в периодической печати, специальной научной литературе, глобальной информационной сети; собственные исследования и расчеты автора.

Концепция диссертационного исследования. Стратегическая модернизация СТО является закономерным этапом эволюции воспроизводственной системы отечественного хозяйства в условиях его глобализации и регионализации. Модернизация СТО должна рассматриваться в качестве неотъемлемой составной части общей стратегии экономического развития России и ее макрорегионов. Теоретическое обоснование и практическое осуществление этой модернизации на новом этапе обобществления отечественного хозяйства в границах макрорегиональных систем с учетом их структурной и функциональной специфики требует интеграции эволюционного, программно-целевого, многоуровневого и ресурсно-факторного подходов, согласованного применения теорий стратегического управления и планирования, трансформационного и трансакционного строения и видов капитала, компетенций и хозяйственного механизма.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Кризис сферы товарного обращения в СССР имел общий, затяжной, структурный, трансакционный, нециклический характер и являлся составной частью кризиса суженного воспроизводства хозяйственной системы в условиях тотального огосударствления и дефицита. Деструктивной формой проявления кризиса стала застойная асимметрия субъектов и товарных потоков (по составу и структуре, масштабам и мощности, статусам и формам, направлениям и доступности) в хозяйственном пространстве страны, институционально закрепляющая социально-экономическое неравенство населения регионов.

Региональными проявлениями кризиса СТО стали: дезинтеграция по видам товаров, центростремительное распределение товарных потоков, уменьшение емкости и сужение товарной номенклатуры рынков; центробежные тенденции теневого движения местных товаров, активизация стихийного перераспределения товарной массы из центра обратно в регионы; расширение теневых отношений регионов с центром, коррупция центральных распределительных органов, формирование скрытых центров товарного обращения в региональных транспортных узлах, развитие спекуляции, нарушение принципов торговли в сфере потребительской кооперации; цеховое производство и реализация теневой продукции, бартерные сделки и институциональные ловушки, введение карточной системы и социального сегментирования покупателей.

2. В условиях социально-рыночной трансформации первоначальный капитал в СТО формировался в регионах интенсивно, но неравномерно по сегментам рынков и территориям. Процесс приватизации предприятий имел скачкообразный характер, а недостаточные размеры капитала, устаревшая МТБ, отсутствие опыта и низкая квалификация его субъектов вели к различиям стартовых условий предприятий. В период реформ сложившаяся асимметрия и диспропорции в данной сфере не были преодолены, что обусловило необходимость стратегического перехода к модернизации СТО в стране и ее регионах. Особое значение для осуществления стратегических преобразований в современной России приобретает разработка периодизации эволюции СТО, как на стадии ее кризиса и трансформации, так и на стадии ее модернизации, что позволяет раскрыть аспекты, ориентиры и горизонты проводимой политики.

3. Особый статус макрорегионов в модернизации СТО обусловлен взаимодействием тенденций эволюции хозяйственной системы России в условиях роста ее обобществления на мегаэкономическом, макроэкономических и микроэкономических уровнях. Модернизация данной сферы требует стратегического подхода с учетом тенденций глобализации и формирования макрорегионов, исходя из их геоэкономической и этноэкономической специфики; профилизации и кластеризации их экономики; концентрации и специализации производства, диверсификации и сетевой организации торгового капитала, институциональной и информационной идентификации.

Макрорегион становится перспективным полем реализации и опорным стратегическим звеном модернизации СТО России как пространственная форма обобществления национального хозяйства, основанная на единстве функциональной интеграции и дифференциации субъектов мезоуровня.

4. Основу макрорегиональной стратегии модернизации СТО должна составлять концепция, являющаяся системным обобщением закономерностей развития ее микро- и макро уровней, которая выясняет потенциал адаптации и мобилизации акторов, агентов и фирм данной сферы для обеспечения ее конкурентоспособного устойчивого развития. Потенциал стратегической модернизации (PSM) СТО должен отражать емкость, структуру и динамику ее рынков; его целесообразно определять как разность между достигнутым (PT) и базовым (PB) потенциалами состояния данной сферы: PSM = PT PB. Критерием успешного достижения интегральной цели модернизации СТО макрорегиона является максимизация действенности системы его рынков: MPMR max в зависимости от производственной (PE) и аллокативной эффективности (AE), эффективности распределения (DE), технологической (TP) и институциональной прогрессивности (IP), а также характеристики продукции (PP). В данный процесс вовлекаются все хозяйствующие субъекты объединенных регионов, их «связанные группы» и властные структуры субъектов Федерации и Федеральных округов.

В концепции следует в полной мере учесть как структурно-функциональное единство экономического пространства и государственных интересов России, так и геостратегическую и этноэкономическую специфику региональных условий, ресурсов и факторов (человеческих, технологических, природных, институциональных, организационных и информационных) ведения торговой деятельности. Необходимо структурное и функциональное определение множества уровней, субъектов и объектов для выявления подходов к модернизации СТО и направлений их реализации, которые будут иметь специфические, но взаимосвязанные приоритеты, императивы и ориентиры, сроки и параметры достижения поставленных целей.

5. Многоуровневый подход к модернизации СТО макрорегиона предполагает горизонтальную (на каждом уровне) и вертикальную (между уровнями), координацию и синхронизацию этого процесса в деятельности торговых предприятий, их «связанных групп» и объединений; групп, слоев и ассоциаций покупателей; местных и государственных органов власти.

В макрорегиональной стратегии модернизации СТО, реализуемой посредством программно-целевого подхода, интернальный эффект территориально-отраслевого единства порождает экстернальный эффект возможности приоритетно-проблемного государственного регулирования и направляемого (устойчивого) развития хозяйственной системы мезоуровня. Вербальное формулирование «дерева целей» стратегии модернизации необходимо осуществлять в эволюционном контексте в интегральном и дифференциальном аспекте, раскрывая его посредством системы индикаторов, отражающих состояние СТО на каждом горизонте ее осуществления. Эта система индикаторов должна стать основой оценки, сравнительного анализа результатов и коррекции стратегии по аспектам, достоверно отражать отклонения от ее приоритетов, императивов и ориентиров, выявлять изменение условий, определять потребности в ресурсах и состояние факторов СТО. Необходимо обеспечить субординацию и координацию целевых программ и планов хозяйствующих субъектов на микро- и мезо- уровнях со стратегией развития СТО макрорегиона, поскольку модернизация данной сферы на каждом уровне осуществляется при взаимном влиянии экзогенных и эндогенных факторов разного уровня и масштаба.

6. В модернизации СТО необходимо применение ресурсно-факторного подхода, что предполагает разработку прогрессивных направлений, согласованных темпов и соразмерных пропорций в развитии рынков и товарных потоков, привлечении ресурсов, совершенствовании трансакционных и трансформационных факторов.

Методологической базой стратегии модернизации СТО становится эволюционное понимание производственной функции Q = F (A, T, M, Ins, O, Inf), соединяющее в качестве ее аргументов трансформационные (Tf) и трансакционные (Ta) факторы для хозяйственных единиц и их совокупностей разного масштаба: Q = F (Tf, Ta). Трансформационные факторы СТО (человеческий, технологический, природный – A, T, M) непосредственно изменяют предметы деятельности ее предприятий для реализации и удовлетворения потребностей покупателей. Трансакционные факторы (институциональный, организационный и информационный – Ins, O, Inf) определяют статус, формы торговли, правила и порядок, организационные структуры, уровень развития информационной составляющей, рекламы и т.п. Трансакционные издержки (CTa) – затраты на взаимодействия и сделки в рамках внутренней и рыночной координации деятельности хозяйствующих субъектов СТО. В основе их масштабов и динамики лежит неполнота доступной информации и противоречия экономических интересов контрагентов рынка. Выделение факторов (Ta) как особого объекта исследования обусловлено нарастанием их роли и значения, доли и динамики в модернизации СТО.

7. Трансформационные факторы (A, T, M), становясь капиталом (KTf), формируют дополнительные издержки обращения (CTf) товаров и часть прибыли агентов рынков, а эффективное использование (Tf) прямо обеспечивает экономический рост в СТО. Основные направления развития трансформационных факторов торговых предприятий СТО включают разработку системы развития и использования человеческого капитала (KA) персонала, реализацию модели компетенций; электронизацию, медиатизацию, компьютеризацию и интернетизацию технического капитала (KT); улучшение экологических свойств продуктов и среды за счет рациональной эксплуатации природного капитала (KM).

Трансакционные факторы (Ins, O, Inf), становясь капиталом (KTa), формируют чистые издержки обращения (CTa) товаров и часть прибыли агентов рынков, а эффективное использование (Ta) косвенно обеспечивает экономический рост в СТО. Совершенствование трансакционных факторов СТО связано с определением, классификацией и устранением причин, снижающих эффективность использования институционального капитала (KIns) («теневая экономика», коррупция, нормативная база, криминалитет, административные барьеры); выявлением тенденций эволюции организационного капитала (KO) и разработкой способов устранения аномалий в структурах торговых предприятий и рынках; созданием эффективной современной торговой информационной системы, выявлением и устранением проблем, возникающих в процессе кругооборота информационного капитала (KInf), включая: поиск и выбор ресурсов, их получение и обработку, складирование запасов и использование факторов; реализацию в процессе производства и его результатах.

8. Необходимость разрешения противоречий между хозяйственными субъектами СТО макрорегиона, возникающих в ходе стратегической модернизации данной сферы, требует формирования и использования специального механизма ее реализации с целью обеспечения конкурентоспособного, устойчивого и безопасного развития системы рынков всех уровней, их агентов, а также всего хозяйства страны. Данный механизм содержит необходимую систему методов, инструментов и форм, позволяющих реализовывать поставленные цели в краткосрочном и долгосрочном периодах, адаптироваться с наименьшими затратами к постоянно меняющимся условиям среды. Комплексное логическое, графическое и математическое моделирование структуры, функций и критериев данного механизма становится наиболее актуальным на современном этапе в связи с переходом к практическому формированию общих стратегий социально-экономического развития макрорегионов России на долгосрочный период.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Маркетинг коммерциализации рыночных инноваций: теория и методология 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством: маркетинг

    Автореферат
    Защита состоится « 2 » марта 2011 г. в 11.00 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ.212.209.04 при Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) по адресу: г.
  2. Вак 08. 00. 05

    Документ
    В рамках данной специальности исследуются экономические системы, их генезис, формирование, развитие, прогнозирование. Разграничительным признаком специальности 08.
  3. «Временных требований к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования по отрасли 08. 00. 00 Экономические науки»

    Программа
    Программа вступительных экзаменов в аспирантуру НОУ ВПО ВИБ по специальности 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности) составлена в соответствии с:
  4. Отчет о работе Государственного научно-исследовательского учреждения

    Публичный отчет
    В отчетном году были проведены исследования по 46 теме, подготовлено более 160 научных отчетов и аналитических записок, в том числе 15 исследований выполнялось в соответствии с тематикой, утвержденной Минэкономразвития России, по
  5. Паспорт специальности (8)

    Документ
    Разграничительным признаком специальности 08.00.05 по отношению к другим экономическим специальностям, и в частности 08.00.01 – Экономическая теория, является изучение экономических систем в качестве объектов управления.

Другие похожие документы..