Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
познакомить учащихся с понятием «деятельность», выяснить в чем отличие активности человека от активности других существ, может ли человек жить ничего...полностью>>
'Книга'
Из этой книги вы узнаете об истории, философии и традициях одного из самых популярных в мире религиозных течений. Буддизм в Тибете не просто религия ...полностью>>
'Классный час'
Оформление: эпиграф «Я верю в благородство и достоинство человека» (Джек Лондон); портрет; иллюстрации к произведениям; компьютерная презентация; кни...полностью>>
'Программа дисциплины'
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 03. Гу...полностью>>

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Федеральное государственное унитарное предприятие

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.

Федеральное государственное унитарное предприятие

«Научно-производственный центр радиосвязи, радиовещания и телевидения» "Даймонд"

УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО:

Генеральный директор, Генеральный директор

кандидат технических наук ООО «Радиовещательные технологии»

_________________Николаев В.В. _________________Комаров С.Н.

«15» сентября 2006 г. «15» сентября 2006 г.

О Т Ч Ё Т

по научно-исследовательской работе

«Разработка концепции внедрения DRM радиовещания в Российской Федерации»

Выполнено по Государственному Контракту №19/03-05 с Федеральным Агентством

по печати и массовым коммуникациям.

Санкт- Петербург

2006г.

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

1. ООО «Радиовещательные технологии» - соисполнитель.

2. Генеральный директор

ООО «Радиовещательные технологии» Комаров С.Н.

3. Академик РАТ, профессор, Верещака А.И.

доктор технических наук

4. Ведущий научный сотрудник, Сергеев В.В.

доктор технических наук

5. Зав. кафедрой РПВЭС СПбГУТ,

доктор технических наук, профессор Ковалгин Ю.А.

6. Ведущий научный сотрудник, Филин В.А.

доктор технических наук

7. Ведущий инженер Николаева Л.С.

8. Инженер-конструктор 1 категории Меньшикова Л.В.

9. Руководитель лаборатории ОНИЛ «ППР»

доцент, кандидат технических наук Кузнецов М.А.

10. Генеральный директор

ФГУП «НПЦРРТ» "Даймонд",

кандидат технических наук Николаев В.В.

11. Главный инженер Захаров Ю.А.

12.Зам. Генерального директора

по финансам и экономике, Козин Е.В.

кандидат технических наук

13. Инженер-программист Шабашова О.В.

14. Старший научный сотрудник Манилов А.Л.

15. Юрисконсульт Леонова М.В.

Содержание.

Список исполнителей ------------------------------------------------ 2

Содержание --------------------------------------------------------------- 3

Введение --------------------------------------------------------------- 7

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы задачам

социально экономического развития Российской Федерации ------ 10

    1. Место государственного радиовещания в идеологическом и воспитательном процессе становления в стране гражданского общества, моральной и информационной поддержке инициатив граждан в развитии экономики в собственных регионах, пропаганды личной ответственности каждого гражданина. Текущее состояние вопроса ---------------------- 10

1.2 Тенденции развития общегосударственного, регионального и городского радиовещания. Формирование рекламных рынков и влияние радиовещания на экономику регионов ----------------------------------- 12

1.3 Воспитательная функция радиовещания и ее направления. Соответствие программы развития радиовещания Стратегии государственной молодежной политике в Российской Федерации ----- 13

2. Сравнительный анализ существующих видов аналоговых и цифровых форматов, используемых в радиовещательных технологиях. Выбор лучшего формата с учётом специфики Российской Федерации ---14

2.1. Аналоговое радиовещание --------------------------------------------14

2.2. Форматы цифрового радиовещания -------------------------------- 21

3.Новая идеология радиоприёма в цифровом формате DRM радиовещания ------------------------------------------------------------- 29

3.1. Предел информационной эффективности слухового радиоприема в коммерческом радиовещании ------------------------------------------------ 29

3.2. Внедрение DRM радиовещания создает условия для перехода на новую идеологию радиоприема. Изложение идеологии ----------------- 29

3.3. Дополнительные возможности радиовещания при переходе на новую идеологию ------------------------------------------------------------- 32

3.4. Интерактивность цифрового радиовещания -------------------- 32

4. Исходные данные для разработки новых форматов радиопрограмм общероссийского и регионального вещания, ориентированные на три основные социальные группы населения ----------------------------------- 34

4.1. Место радиопрограмм для DRM вещания на начальном этапе внедрения и тенденции изменения социального позиционирования при широком охвате территории страны цифровым вещанием. Форматирование аудитории для DRM вещания в соответствии с разделением общества на социальные группы ---------------------------------------------------------------- 34

5. Разработка описание полной технологической цепочки нового вида радиовещания (DRM), ее технические возможности для учредителя (собственника), радиовещателя, рекламодателя и слушателя ------------ 37

5.1. Подробное описание полной технологической цепочки нового вида радиовещания (DRM) ------------------------------------------------------------ 38

5.2. Предложения по структуре построения нового парка радиоприемников в России с учётом цифрового стандарта DRM ------ 41

5.3.Структурная схема радиокомпании, вещающей в стандарте DRM ---- 48

5.3.1. Функциональная схема DRM радиокомпании ------------------ 50

5.3.2. Автоматизированная система подготовки радиопрограмм и радиовещания ------------------------------------------------------------------- 52

5.3.3. Взаимодействие DRM радиокомпании, с регионом вещания -- 53

6. Роль Государственной политики в области новых научных технологий на процесс внедрения наземного цифрового радиовещания стандарта DRM в Российской Федерации ----------- ----------------------- 56

6.1. Возможные варианты процесса развития и внедрения системы DRM радиовещания в Российской Федерации. Перспективы и оценка --- 56

6.1.1. Принудительный переход России на цифровое вещание, под воздействием западных технологий и развивающегося рынка радиоприемников из стран Юго-Восточной Азии, как вынужденный процесс экспансии в Россию товаров с новой технологией ----------------- 56

6.1.2. Естественный, неуправляемый процесс развития технологий радиовещания, инициируемый коммерческими структурами при пассивном (разрешительном) участии государства ----------------------------------------- 57

6.1.3. Целевой управляемый процесс перехода на новые технологии при непосредственном влиянии государства, с ориентацией на отечественного производителя и привлечением (в экономически оправданных случаях) коммерческих структур и зарубежных поставщиков радиоаппаратуры массового спроса по целевым заказам -------------------- 57

6.1.4. Сравнение эффективности трех методов и их привлекательности для экономики России ---------------------------------------------------------------- 58

6.2. Главенствующее участие Государства, как основное условие скорейшего внедрения DRM радиовещания в Российской Федерации -- 59

6.2.1. Условия для планомерного внедрения новых цифровых радиовещательных технологий в России -------------------------------------- 60

6.2.2. Перевод государственного вещания на новые цифровые технологии. Примеры технологических барьеров в этом вопросе. Необходимость государственного регулирования ----------------------- 63

6.2.3. Развитие рынка услуг, предоставляемых государственными и коммерческими радиокомпаниями -------------------------------------------- 66

7. Построение и анализ технологической цепи, обеспечивающей наземное цифровое вещание в формате DRM. Основные требования, предъявляемые к электронной аппаратуре, входящей в технологическую цепь DRM радиовещания. Необходимые организационные мероприятия для проведения комплексных работ по разработке отечественной, цифровой аппаратуры DRM радиовещания ---------------------------------------------- 68

7.1. Построение и анализ технологической цепи DRM радиовещания --- 70

7.1.1 Студийный комплекс ----------------------------------------------- 70

7.1.2. Канал подачи программы ------------------------------------------ 71

7.1.3. .Тракт формирования сигнала в DRM формате (кодер, мультиплексор, генератор OFDM, модулятор) ---------------------------- 73

7.1.4. Принцип построения радиопередающих устройств (РПДУ) для обеспечения возможности их работы в обобщённом режиме с амплитудной (АМ), динамической (ДМ), однополосной (ОМ) модуляцией и цифровом стандарте DRM --------------------------------------------------------------------- 78

7.1.5. Цифровой интерактивный радиоприемник -------------------- 85

8. Возможности системы DRM радиовещания -------------------- 91

8.1. Технико-экономические возможности системы DRM

радиовещания для учредителя (собственника), радиовещателя, рекламодателя и слушателя -------------------------------------------------- 91

8.2. Экономико-маркетинговое место коммерческого радиовещания среди существующих СМИ, основанное на технических возможностях DRM формата ------------------------------------------------------------------ 91

8.3. Перечень направлений деятельности, исследований и разработок, необходимых для внедрения в России цифрового наземного радиовещания системы DRM -------------------------------------------------------------------- 92

8.4. Правовые, технические и маркетинговые задания отраслям промышленности и исследовательским организациям для их решения на этапе реализации государственной программы ----------------------------- 93

8.5. Задачи для PR компании в государственной, независимой и профессиональной радиовещательной прессе по продвижению технологии DRM среди радиовещателей и потенциальных рекламодателей ------- 93

8.6. Предложения для системы высшего и среднего образования по подготовке специалистов в области цифрового радиовещания системы DRM ---------------------------------------------------------------------------------- 94

8.7. Координация внедрения цифрового радиовещания в России

с международным DRM консорциумом (). Предложения

по организационной базе для проведения технических консультаций,

встреч, стажировок и обмена опытом --------------------------------------- 95

Приложение 1. Разработка комплекта оборудования

системы цифрового радиовещания в формате DRM -------------- 97

Приложение 2. «Разработка приемного устройства для системы

цифрового радиовещания в формате DRM» ………………… 107

Приложение 3. Передающие устройства ДВ, СВ, КВ диапазона, для

цифрового радиовещания ------------------------------------------------ 111

Приложение 3. Список государственных предприятий, организаций и коммерческих фирм, которые предположительно могут привлекаться к реализации программы -------------------------------------------------- 126

Приложение 4. Сравнительный анализ экономической эффективности

при использовании РПДУ, работающих в аналоговом и цифровом DRM

форматах --------------------------------------------------------------- 121

Приложение 5. Сравнительный анализ экономической

эффективности при использовании РПДУ, работающих в

аналоговом и цифровом DRM форматах. ………………………….. 122

Выводы ------------------------------------------------------------ 139

Литература ----------------------------------------------------------- 142

Введение

В настоящее время, в современном мире радиовещание является одним из важнейших средств массовой информации, влияющим на духовное развитие общества, экономический рост, социальную стабильность и укрепление институтов гражданского общества. Радиовещание оказывает существенное воздействие на политический и социальный климат современной России. Являясь составной частью культуры страны, радио способствует сохранению языка, традиций, формирует шкалы материальных ценностей общества. Радиопередающие устройства (РПДУ), объединённые в единые сети радиовещания, выполняют функцию одной из основных систем оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах.

Основными целями государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций, определенными Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, являются сохранение и развитие многообразия и самобытности традиций национальной культуры, а также дальнейшее формирование и создание единого культурного и информационного пространства, отвечающего требованиям современного этапа экономического развития страны.

Расширение возможностей и уровня радиовещания необходимо рассматривать в рамках задач защиты конституционных прав и свобод человека, связанных с формированием личности, сплочённого гражданского общества, свободой массового информирования, использования духовного и культурного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, с укреплением нравственных ценностей, патриотизма, гуманизма граждан.

В настоящее время Россия отстает от ведущих мировых стран по количеству и качеству принимаемых населением программ, техническому состоянию, экономическим показателям, правовому обеспечению телерадиовещания. Состояние передающей сети АМ вещания в диапазоне длинных, средних и коротких волн в настоящее время оставляет желать лучшего из-за несоответствия радиопередающих и радиоприёмных устройств (РПДУ и РПУ) современным требованиям.

Действующим, эксплуатируемым в настоящее время на радиоцентрах, РПДУ разработки сорока-пятидесятилетней давности присущ ряд существенных недостатков:

  • отсутствие режима однополосной передачи;

  • невозможность регулировки уровня несущей (использование режима ДРМ), позволяющей улучшить условия электромагнитной совместимости (ЭМС) и существенно снизить энергопотребления без уменьшения напряженности поля в точках приема;

  • отсутствие устройств автоматического обслуживания и контроля работы РПДУ;

  • низкий промышленный коэффициент полезного действия (КПД), не превышающий при сеточной модуляции 25%, а при анодной модуляции 50% (по сравнению с величиной 80-85% у современных РПДУ);

  • большое число дорогостоящих электровакуумных приборов (устаревших триодов), обладающих малой долговечностью (~ 2000 часов);

  • неудовлетворительные массогабаритные показатели;

  • низкая надежность;

  • полный физический износ;

  • отсутствие режима передачи цифровых сигналов.

На сегодняшний день РПДУ использующих амплитудную модуляцию (АМ), передающих государственные вещательные программы насчитывается в России около 460 единиц. На их долю приходится около 70% электроэнергии, потребляемой всем оборудованием электросвязи. Эксплуатационные радиопредприятия несут более 75% затрат на оплату электроэнергии, потребляемой этими РПДУ. Более 90% АМ вещательных передатчиков должны быть списаны по причине физического и морального износа (значительная их часть во много раз превысила установленную продолжительность эксплуатации).

Это, в свою очередь, препятствует обеспечению равных возможностей доступа к культурным ценностям жителей различных регионов России и представителей разных социальных групп, достижению максимального охвата населения страны социально значимым пакетом радиопрограмм федерального и регионального уровней.

Следует особо отметить необходимость повышать творческий уровень и разнообразие программ вещания. Имеется востребованность со стороны общества в новых специализированных радиоканалах, имеющих иной, отличный от существующих, формат радиовещания.

Существующие темпы развития системы правового регулирования и технологической организации, выделения финансовых средств на радиовещание, не обеспечивают эффективного вклада отрасли в социальное и экономическое развитие страны, необходимого доступа населения к информационным ресурсам, не способствуют преодолению отставания России на пути вхождения в глобальное информационное общество.

Предлагаемый проект Концепции основывается на внедрении новейших методов передачи вещательных программ в цифровом стандарте DRM.

Международный консорциум DRM разработал для радиовещания в диапазонах длинных, средних и коротких волн цифровой стандарт, в котором

на сегодняшний день работают более 40 радиостанций из 21 государства. Данная разработка была заказана Международным Союзом Телекоммуникаций – ITU для использования новой технологии государствами – его 189 членами. Преимущества новой системы в том, что для её успешного повсеместного внедрения не требуется ни нового спектра частот, ни иной ширины полосы пропускания. Система DRM пригодна как для местного узколокального, регионального, так и для национального вещания, а также иновещания и может быть использована для стационарной, переносной и подвижной связи. В планах консорциума к 2007 году завершить исследования по усовершенствованию уже имеющегося стандарта, расширив частотные рамки перевода радиовещания на цифру до FM диапазона включительно (до 120МГц). В 2009 году намечено начать регулярные трансляции в частотном спектре до 108 МГц. Таким образом, радиовещатели получат в пользование универсальную, приведённую под общий принцип цифровой технологии, радиосистему передачи сигнала, включающую в себя полный спектр от длинных до FM частот – систему DRM, обладающую высочайшим качеством приёма своих программ.

Ключевой целью данной Концепции является нахождение путей ускоренного развития и внедрения цифровых технологий DRM в сферу радиовещания Российской Федерации. Внедрение DRM обеспечивает резкое улучшение качества звукового вещания в диапазонах длинных, средних и коротких волн, в результате перевод вещания в данных диапазонах из разряда познавательно-информационного в художественно-информационное.

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы задачам социально экономического развития Российской Федерации.

1.1. Место государственного радиовещания в идеологическом и воспитательном процессе становления в стране гражданского общества, моральной и информационной поддержке инициатив граждан в развитии экономики в собственных регионах, пропаганды личной ответственности каждого гражданина. Текущее состояние вопроса.

Национальная безопасность Российской Федерации существенно зависит от информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000г. утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, согласно которой под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

В обеспечение национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере в 2000-2001 годах были приняты «Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации на 2001-2010 годы», федеральные целевые программы «Электронная Россия», «Развитие единой образовательной информационной сферы на 2002-2006 годы». Выполнение их предусматривает создание и широкое внедрение современных инфокоммуникационных технологий. Вместе с тем, в этих и других, утвержденных на разных уровнях директивных документах, не рассматривался важнейший вопрос - обеспечение их реализации путем качественной и эффективной передачи и распространения радиовещательного сигнала. Вне поля государственного зрения до настоящего времени оставались вопросы развития и реконструкции технической базы, необходимой для передачи и распространения радиовещательного сигнала, средств коммуникации и связи, модернизация и обновление базы государственных радиовещательных сетей.

Внедрение цифрового радиовещания стандарта DRM-ETSI ES 201 980 рассматривается как один из этапов реализации стратегической цели государственной политики и первостепенная задача в области звукового радиовещания. Такая модернизация государственной сети, создаст предпосылки для расширения внутренних и внешних хозяйственных связей, а также возможностей соблюдения конституционных прав граждан России в части удовлетворения общественных потребностей русскоязычного населения на территории зарубежных стран.

Данный проект носит научно-технический и политический характер и важен с точки зрения своевременного внедрения цифрового радиовещания (ЦРВ) начиная с длинных волн и заканчивая ФМ диапазоном.

В настоящее время общегосударственные и региональные бюджетные радиокомпании, вещающие на внутреннюю аудиторию страны создают программы, представляющие интерес для потенциального электората общегосударственных выборов. С этой целью они были реформированы, с этой целью финансируются, эту задачу исправно выполняют, и имеют соответствующий штат сотрудников. Иными словами социальный портрет слушателя этих радиопрограмм совпадает с социальным портретом той части нашего общества, которая на сегодняшний день принимает реальное участие в выборах. Вполне очевидно, что социальный портрет аудитории радиостанции с высокой степенью точности коррелирует с социальным составом коллектива радиокомпании. Иными словами, люди, работающие в этих компаниях, создают радиопрограммы для себя и себе подобных. Следует отметить - это свойственно не только государственным компаниям.

Как правило, эти радиокомпании не оказывают существенного влияния на процесс становления в стране гражданского общества, моральной и информационной поддержке инициатив граждан в развитии экономики в собственных регионах, пропаганды личной ответственности каждого гражданина. Эта задача не свойственна их коллективам, поскольку сотрудники этих компаний работники бюджетной сферы, и, как правило, не являются реальными участником названного процесса.

Главные задачи, которые выполняют государственные радиокомпании:

- пропаганда идеологии, влияние на умы, образование, воспитание.

- поддержание лояльности электората, средство обеспечения стабильности власти.

- точное освещение событий, происходящих в стране и мире.

Радио времен СССР и его прямые преемники современные государственные радиостанции, сохранившие свои коллективы и традиции с тех времен, реализуют в своих вещательных концепциях именно такие цели. Такое радио должно быть высокоинтеллектуальным, образовательным, воспитательным и позиционировать себя по отношению к аудитории "сверху-вниз". Такие радиокомпании нацелены на ведение пропаганды стабильности и имеют значительную аудиторию слушателей в наименее социально адаптированных и слабо реализовавшихся на сегодняшний день слоях общества. Имеет место также определенный пик популярности этих программ среди не определившейся (определяющейся) в жизни части молодежи. На таких радиостанциях очень хорошо принимаются аудиторией выступления врачей, психологов, священников, чиновников и государственных деятелей различных уровней.

Позиционирование таких радиопрограмм в России рассчитано на социально неустроенные слои населения. Направленность программ сведена к рассмотрению различных методик решения социальных проблем, бичеванию «язв общества», демонстрации усиленной работы над недостатками и представление на контрасте очередного лидера, как достойного кандидата для успешного решения насущных проблем Народа.

Реализация данных задач не полностью совпадает с процессом становления в стране гражданского общества, моральной и информационной поддержке инициатив граждан в развитии экономики в собственных регионах, пропаганды личной ответственности каждого гражданина исключительно в силу совершенно другого социального позиционирования своих программ. В аудитории государственных, бюджетных радиостанций отсутствуют люди, участвующие в активных процессах реформирования общества. И это принципиально.

Процессами становления и развития общества занимаются другие социальные группы, которые почти полностью отсутствуют в аудитории слушателей государственных радиокомпаний.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российский рынок периодической печати (4)

    Доклад
    Настоящий доклад продолжает практику подготовки и публикации ежегодных докладов Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о состоянии и развитии рынка периодической печати Российской Федерации, начатую в 2005 году
  2. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российский рынок периодической печати (1)

    Доклад
    Настоящий доклад продолжает практику подготовки и публикации ежегодных докладов Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о состоянии и развитии рынка периодической печати Российской Федерации, начатую в 2005 году
  3. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российский рынок периодической печати (3)

    Доклад
    Настоящий доклад продолжает практику подготовки и публикации ежегодных докладов Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о состоянии и развитии рынка периодической печати Российской Федерации, начатую в 2005 году
  4. Агентства Республики Коми по печати и массовым коммуникациям доклад (1)

    Доклад
    Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Агентства Республики Коми по печати и массовым коммуникациям (далее – Доклад) подготовлен в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 29.
  5. Агентства Республики Коми по печати и массовым коммуникациям доклад (2)

    Доклад
    Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Агентства Республики Коми по печати и массовым коммуникациям (далее – Доклад) подготовлен в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 29.

Другие похожие документы..