Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Важнейшие даты: 1037г. - Софийский Киевский собор, 1052г.- Софийский Новгородский собор, XIIв. - Успенский собор во Владимире, 1185г. – время написани...полностью>>
'Расписание'
3,4 5 Выборнова Е.Ю. аудитория 8 11.01 среда 1 Прикладная информатика лекция 1, пр. Квасников В./Вистман Т.С. ауд.9 3 История экономических учений лек...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится " " 2010 года в ч. мин. на заседании диссертационного совета Д 212.141.15 при Московском государственном техническом униве...полностью>>
'Документ'
Регистрация участников в холле Большого зала Дворца культуры МГТУ им. Н.Э. Баумана (1 этаж, Учебно-лабораторный корпус, Рубцовская набережная д. №.2 /...полностью>>

Методические рекомендации по проведению торжественных мероприятий, посвященных

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

СЕВЕРНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Методические рекомендации по проведению

торжественных мероприятий, посвященных

65-летию Победы в Великой Отечественной войне

1941-1945гг.

Москва

2010

Авторы-составители: А.В. Фомичев, Е.Г. Сергеенкова, методисты по истории и обществознанию предметно-методического структурного подразделения ГОУ МЦ СУО

Методическое пособие посвящено 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

Методические материалы предназначены для учителей истории, обществознания и права, а так же классных руководителей и организаторов общешкольных мероприятий.

В пособии представлены сценарий торжественной линейки, посвященной 65-летию Великой Победы «Вечный огонь», разработка урока Памяти «Нам нужна одна Победа».

Пособие содержит варианты внеклассных мероприятий для 5-11 классов.

В качестве приложений дан материал «Великая Отечественная: факты, хроника, комментарии», рекомендуемые кинофильмы и музыкальные произведения к проведению урока Памяти, стихи советских поэтов о Великой Отечественной войне.

В сборник включены материалы И.Н. Белозеровой, В.Ю. Крыловского, И.В. Маликовой, Т.С. Терещенковой, О.В. Щепетовой

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………… 4

Торжественная линейка «Вечный огонь»…………………..

Урок памяти «Нам нужна одна Победа»…………………… 5

Классный час «Поклонимся великим тем годам»…………. 21

Посвящается 67-летию Сталинградской битвы……………. 45

«Города-герои», исторический альманах…………………… 53

«Память сердца», сценарий исторического вечера………… 65

Приложение 1 «Великая Отечественная война. Факты,

хроника, комментарии»………………………………………...75

Приложение 2 «Кинофильмы и музыкальные

произведения, рекомендуемые к проведению урока памяти,

посвященного 65-летию Великой Победы»…………………. 98

Приложение 3 «Стихи советских поэтов

о Великой Отечественной войне»…………………………….

Введение

9 мая 2010 года мы будем отмечать 65-летие Великой Победы в Великой Отечественной войне. Это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя в той, теперь уже далекой, Великой Отечественной войне, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Уроки Великой Отечественной войны многоплановы. Но главный урок состоит в том, что лишь тот народ свободен и может противостоять любой агрессии, кто готов сражаться за свою свободу, за свою землю и за свое будущее до конца. Урок Великой Отечественной войны состоит еще и в том, что народ, чувствующий свою правоту в освободительной войне и не боящийся жертвовать собой, фактически непобедим. Сохранение памяти о Великой Отечественной войне – часть основы дальнейшего развития России в XXI веке.

Передовые позиции в сохранении исторической памяти народа принадлежат школе, где особое место отводится социально-гуманитарным дисциплинам. Они выводят на первое место социально-этические проблемы осмысления места и роли человека в развитии цивилизации, ориентированные на предоставление не столько теоретических абстракций, сколько на конкретизацию научных знаний, способных помочь учащемуся в формировании собственного мировоззрения.

ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ


торжественная линейка,
посвященная 65-летию Победы

На линейку приглашены ветераны войны.

1-й ЧТЕЦ: Война... Суровее нет слова.
Война... Печальнее нет слова.
Война... Священнее нет слова
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть … и нет…

2-й ЧТЕЦ: Последним мирным днём 1941 года была суббота. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Лишь продолжали дышать жаром домны, дымили трубы, безостановочно работающих предприятий, по железным дорогам мчались грузовые и пассажирские поезда…
Тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших своё вступление во взрослую жизнь… (музыка “Рио-Рита” прерывается воем сирен)

3-й ЧТЕЦ: На нашу милую и горделивую,
На нашу Родину счастливую
На наш родимый, мирный край,
Напал фашистский негодяй!
Он осквернил всё дорогое,
Где только подлая нога
Ступала фрица-негодяя
Там пепел, смерть и нищета.

4-й ЧТЕЦ: Из дневника начальника Генерального штаба сухопутных войск фашистской Германии генерал-полковника Гальдера:
“24 июня 1941 года (3-й день войны)
В общем-то, теперь стало ясно, что русские не думают об отступлении, а напротив, бросают все, что имеют в своём распоряжении, навстречу вклинившимся германским войскам…”

5-й ЧТЕЦ: “29 июня 1941 года (8-й день войны). Сведения с фронта подтверждают, что русские всюду сражаются до последнего человека... Упорное сопротивление русских заставляет вести бой по всем правилам наших боевых уставов, хотя на Западе мы могли позволить себе известные вольности…”

6-й ЧТЕЦ: “10 августа 1941 года (50-й день войны)
...На центральном участке фронта создалась невыгодная для нас обстановка, а на северном фланге мы терпим большие потери…”

7-й ЧТЕЦ: “11 августа 1941 года (51 – й день войны)
...Общая обстановка всё очевиднее показывает, что колосс – Россия… был нами недооценён.”

(Звучит песня “Священная война”.)

1-й ЧТЕЦ: Обрушился огонь орудий,
И целых три часа подряд
Не разговаривали люди
И били пули невпопад.

2-й ЧТЕЦ: И, навсегда оглохнув, птицы,
Бесшумные спешили прочь.
За ними вслед, сверкнув зарницей,
На запад отступала ночь.

3-й ЧТЕЦ: Громада огненного вала
Шла всем стихиям вопреки,
Дубы с корнями вырывала,
Колола скалы на куски.

4-й ЧТЕЦ: В пике упали самолёты,
Танк загремел, и, наконец,
Безмолвно двинулась пехота
По грудь в воде через Донец.

5-й ЧТЕЦ: И у мёртвых, безгласных
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она спасена.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас.
На земле на поверки
Выкликают не нас.

6-й ЧТЕЦ: Нам свои боевые
Не носить ордена,
Вам – всё это, живые.
Нам – отрада одна:
Что не даром боролись
Мы за Родину-мать.
Пусть не слышен наш голос,
Вы должны его знать.

7-й ЧТЕЦ: 4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей!
Мы живём в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с лёгкостью, почти не задумываясь произносим .Тысяча километров в час, миллионы тонн сырья…
20 миллионов погибших. Вы представляете, что это такое?

1-й ЧТЕЦ: Если по каждому погибшему из 20 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года!

2-й ЧТЕЦ: 20 миллионов могил на 2,5 тысячи километров – это значит 7, 5 тысяч убитых на километр, 15 человек на каждые 2 метра земли!

3-й ЧТЕЦ: 20 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек в каждую минуту. Вот что такое 20 миллионов!

4-й ЧТЕЦ: Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!

(Минута молчания)

(Звучит песня “За того парня…”)

5-й ЧТЕЦ: Не забывайте зла военных лет.
Не возводите в мифы достоверность.
Четыре года шла солдатам вслед
Кровавыми шагами повседневность.
Не говорите громкие слова
Тем, кто присяге с молодости предан.
Не отживёт высокая молва
О тех, над кем склоняется Победа.
Не возвращайте нас к делам былым,
Не бередите старых ран невольно.
Героев чтите павших. А живым…
Живым сыновней верности довольно.

6-й ЧТЕЦ: Прошла война, прошла страда.
Но боль взывает к людям:
Давайте люди никогда
Об этом не забудем.

7-й ЧТЕЦ: Пускай во всём, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было!

1-й ЧТЕЦ: Носите ордена
И в праздники и в будни.
На строгих кителях
И модных пиджаках.

2-й ЧТЕЦ: Носите ордена,
Чтоб видели все люди
Вас, вынесших войну
На собственных плечах.

3-й ЧТЕЦ: Наш народ хорошо знает цену миру, мирной жизни.

4-й ЧТЕЦ: Мир – это утро, полное света и надежд.

5-й ЧТЕЦ: Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.

6-й ЧТЕЦ: Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.

7-й ЧТЕЦ: Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся. Хорошо быть счастливым! И так важно защитить и сохранить наше счастье как это сделали наши деды – Великое поколение Великой Победы!

(Звучит песня “День Победы”)


Поздравление ветеранов.

УРОК ПАМЯТИ,

ПОСВЯЩЕННЫЙ

65-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

«НАМ НУЖНА ОДНА ПОБЕДА»

В мае 2010 г. исполняется 65 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. В исторической памяти она сохранилась как символ горя и бедствий, мужества и Победы, доставшейся нашим соотечественникам ценой огромных потерь и бедствий.

Великая Отечественная война с немецкими захватчиками 1941-1945 годов – великая страница новейшей истории России в XX веке. Она явилась не только величайшим несчастьем для советского народа, масштабы которого измеряются гибелью более 27 миллионов советских людей, но и величайшим взлетом человеческого духа, духовности, патриотизма, величайшего исторического прозрения воевавших поколений людей. Это была война за независимость, за человеческое достоинство.

Победа в Великой Отечественной войне — это была не только победа России и всех стран нынешнего СНГ, которые тогда были объединены в СССР, но и победа культуры, победа духовности, духовного потенциала всех народов, входивших в состав Советского Союза. Это была победа любви, победа любви не только к своему Отечеству, но и победа любви ко всему миру. Всемирная отзывчивость, всечеловечность русского характера, проявились в этой войне в полную силу. Советский солдат, держащий ребенка на руках и разрубающий фашистскую гадину на памятнике в Трептов-парке в Берлине, — это не только символ, это духовная правда Великой Отечественной войны.

Советский Союз, а в его составе и Россия, терпя тяжелейшие испытания на оккупированных территориях, на фронте и в тылу, спасли человечество от величайшей мировой трагедии, связанной с мировым господством немецкого фашизма. Именно Советская Армия перемолола военную мощь немецко-фашистского государства. Конечно, роль союзников СССР во второй мировой войне достаточно значима, но все же главная тяжесть во Второй мировой войне пала на плечи советского народа, который внес решающий вклад в Великую Победу над гитлеровским фашизмом. Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков в своих «Воспоминаниях и размышлениях» пишет: «Никто не может оспаривать то обстоятельство, что главная тяжесть борьбы с фашистскими вооруженными силами выпала на долю Советского Союза. Это была самая жестокая, кровавая и тяжелая из всех войн, которые когда-либо пришлось вести нашему народу».

9 мая 2010 года мы будем отмечать 65-летие Великой Победы в Великой Отечественной войне. Это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя в той, теперь уже далекой, Великой Отечественной войне, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Уроки Великой Отечественной войны многоплановы. Но главный урок состоит в том, что лишь тот народ свободен и может противостоять любой агрессии, кто готов сражаться за свою свободу, за свою землю и за свое будущее до конца. Урок Великой Отечественной войны состоит еще и в том, что народ, чувствующий свою правоту в освободительной войне и не боящийся жертвовать собой, фактически непобедим.

Сохранение памяти о Великой Отечественной войне – часть основы дальнейшего развития России в XXI веке. «Память истории», сочетающаяся с чувством гордости за свою историю, – основа достоинства нации и ее способности в реализации национальных ценностей и идеалов. Без памяти о Великой Отечественной войне, о Великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, потому что Великая Отечественная война – это духовный подвиг наших отцов и дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают жить рядом с нами, — подвиг, без которого не было бы ни нас, ни России.

Место урока в учебно-воспитательном процессе школы:

- урок выполняет роль своеобразной кульминации юбилейного 2009/2010 учебного года: в ходе занятия целесообразно подчеркнуть непреходящий характер обращения к истории подвига народа в Великой Отечественной войне;

- важно через тему: «Поклонимся великим тем годам…» актуализировать знания учащихся, полученные через уроки, внеклассную работу, поисковую деятельность, изучение истории семьи, создание школьного музея, походы и поездки по России, подготовку проектных работ по тематике, относящейся к теме урока;

- целесообразно показать вклад всех народов многонациональной России в победу над жестоким врагом;

- в ходе урока необходимо уделить внимание местным материалам: истории округа, района, их жителей, школы, ее выпускников.

Формы проведения урока:

- урок- беседа;

- урок-конференция (доклады учащихся, представление проектных работ);

- урок-дискуссия (например, «Роль личности в истории страны», «Роль СССР и ее союзников во Второй мировой войне»…)

- написание мини-сочинения на тему урока с последующим обсуждением;

- встречи с ветеранами и участниками войны, тружениками тыла, детьми войны;

- экскурсии в школьные, районные, городские музеи, музеи Подмосковья, музеи Боевой славы и исторические музеи;

- поездки к мемориалам и памятникам микрорайона

- Написание мини-сочинения на тему урока с последующим обсуждением.

- урок - просмотр лучших художественных и документальных кинофильмов о Великой Отечественной войне с последующей беседой с учащимися.

- викторины, конкурсы, блицтурниры, способствующие формированию знаний о Великой Отечественной войне, о битвах и сражениях, о подвигах защитников Родины.

Хотим подчеркнуть, что учитель может создавать урок, используя данную разработку в той мере и в том ракурсе, который будет в наибольшей степени соответствовать педагогическим целям, оптимальным в конкретных условиях работы с классом. Вопросы, рассматриваемые на уроке, формы его проведения целесообразно выбирать в различных сочетаниях, конкретизируя их для данного класса. Такой подход позволит

  • максимально учитывать как предыдущую работу в данном классе по тематике урока, так и планы урочной и внеурочной работы в классе в новом учебном году;

  • опираться на уровень подготовленности данного класса;

  • в наибольшей степени опираться на специализацию проводящего занятие педагога как предметника.

Учитель волен самостоятельно определять содержание и форму урока. Этому способствуют включенные в методические рекомендации разнообразные приложения, в которых содержатся материалы к занятию.

Тем не менее, в рекомендациях даются разработки занятий для того случая, когда педагог найдет целесообразным последовать целостным методическим разработкам урока («Материалы для занятия в 5-8 классах» и «Материалы для занятия в 10-11 классах»).

Цели урока и его обеспечение.

Цель урока: изучение и сохранение в памяти молодого поколения бессмертного подвига советского народа над фашизмом, исторического значения Великой Победы для истории нашей Родины и всего человечества.

Задачи урока:
    1. Воспитание патриотизма, гражданственности, любви к Родине через знакомство и изучения истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

    2. Формирование высокой ответственности молодежи за историческое и культурное наследие страны, реализации практической деятельности молодежи по изучению и сохранению исторического достояния отечества.

    3. Воспитание молодежи в духе историко-культурного наследия России, формирование интереса к отечественной истории.

    4. Содействие повышению исторического и общекультурного уровня современной молодежи.

Оборудование урока:

- государственная символика России, официальная символика Москвы;

- записи гимнов России и Москвы;

- выставка предметов, документов, фотографий « Страна в солдатской шинели», а также фотографий из семейного архива, журналов, газет, плакатов;

- портреты полководцев, участников Великой Отечественной войны

1941-1945 гг.;

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ В 5 – 9 КЛАССАХ

Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней (А.Н.Толстой).

Цель урока:

Создать условия для продолжения работы по формированию гражданских и патриотических качеств учащихся через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

На конкретных фактах и примерах показать, что небывалый в истории подвиг советского народа и армии был настолько велик и величественен, что он вдохновляет и нынешних россиян служить своему Отечеству.

План урока:

1. Что мы знаем о войне (вступительная беседа).

2. Человек на войне.

3. Великая Отечественная война в мемориальной культуре Москвы.

4. События Великой Отечественной войны в поэтических произведениях (стихи прилагаются).

Ход урока:

1) Вступительная беседа может начаться с вопросов о датах начала и завершения Великой Отечественной войны (даты записываются на доске).

– Какие известные вам события можно вписать в этот промежуток между 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года?

По мере их называния учитель сам или силами заранее подготовленных учащихся кратко комментирует содержание этих событий, расставляет их в хронологическом порядке и при необходимости привлекает творческие работы учащихся, которые представлены на стенде.

Возможны аннотации к книгам по истории Великой Отечественной войны, просмотр фрагментов из кино – или видеофильмов о войне.

При этом обязательно будет названо одно из важнейших событий Великой Отечественной войны – Битва за Москву.

Далее целесообразно спросить учащихся:

  • Кого из героев Великой Отечественной войны вы знаете?

  • Имена каких полководцев Великой Отечественной войны вам известны?

  • Какие подвиги героев – воинов армии и флота, партизан вам запомнились из книг, кинофильмов?

  • Приведите примеры подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны вашими ровесниками

Заслушав ответы учащихся, учитель обратит внимание на то, что одной из черт гражданина является его благодарная память о живых страницах биографии своей страны, своего народа. Одной из таких незабываемых страниц является битва за Москву.

В исторических судьбоносных событиях познается человек, его возможности, его характер, духовные силы.

Откуда брались силы у курсантов подольских пехотного и артиллерийского училищ, которые во время битвы под Москвой на Ильинском направлении шесть дней сдерживали фашистов? А не положи они свои жизни, неизвестно, как бы обернулись события: дорога на Москву была бы открыта. Где истоки духовных сил, мужества, самопожертвования у 160 тысяч москвичей – участников народного ополчения?

Война выбивала целое поколение здоровых сил нации. Народное ополчение – это добровольческие формирования, создававшиеся из людей, не подлежащих первоочередному военному призыву по мобилизации. Это ученые, рабочие, подчас люди преклонного возраста…

Всего за годы войны только наша Москва направила в Вооруженные силы СССР 850 тысяч человек.

Свыше 800 из них получили звание Героя Советского Союза.

Десятки тысяч награждены орденами и медалями. Знаете ли вы, что медалью «За оборону Москвы» награждено 20 тысяч пионеров! Это ваши ровесники. Героизм действительно был массовым.

Я слушаю далекий грохот,

Подпочвенный, неясный гуд

Там подымается эпоха

И я патроны берегу.

Я крепко берегу их к бою.

Так дай мне мужество в боях,

Ведь если бой, то я с тобою

Эпоха громкая моя.

Горестно пророческие строки стихотворения Павла Когана, в которых выражено ощущение надвигающейся войны, смертельной схватки с фашизмом, которым жило поколение тридцатых годов и которое, когда пришел их час, так защищало свою Родину, так сражалось с ненавистными завоевателями за каждую пядь родной земли, «чтоб лишних сто семьдесят два сантиметра легли в завоеванный счет».

Гитлеровское командование исчисляло сроки войны с СССР месяцами и неделями. Мужество, героизм, самопожертвование наших соотечественников сломили их планы.

Один из учащихся прочтет стихотворение Александра Плотникова

ОДА СОЛДАТУ

Солдату я слагаю оду.

Был ратный путь его тяжел.

Он все прошел: огонь и воду,

И трубы медные прошел.

Шагал по вражескому следу

До завершающего дня.

И прочно выковал Победу

Из грома, стали и огня.

И, полная творящей силы,

Вся в блеске солнца, не в дыму,

Стоит спасенная Россия,

Как вечный памятник ему.

Это стихотворение может быть органичным переходом ко второму пункту плана.

2) Учитель отметит, что самым молодым солдатом последнего призыва сегодня за семьдесят, и их, не так много осталось в живых, а с каждым годом становится все меньше и меньше, и это все заметнее и заметнее.

Сегодняшние школьники лихо рассуждают о цене победы, прогнозируют дальнейшее развитие событий: что было бы, если бы…, дискутируют на тему: были ли героями Александр Матросов или Зоя Космодемьянская, имел ли право полководец (в частности Г.К. Жуков) посылать на смерть тысячи людей ради «точки на карте» и т.п. При том есть довольно значительная часть учащихся, которые вообще не знают конкретных имен героев войны. «А ровесникам нынешних старшеклассников (!) и ровесникам ваших родителей в те годы не приходилось рассуждать, – скажет учитель. Они получали приказ, и его необходимо было выполнить. Им надо было выстоять, выдержать, сражаясь не на жизнь, а насмерть и только благодаря тому, что большинство из них пошли на самопожертвование, отдали свои жизни, мы с вами живы и, сидя дома у телевизора или в светлом классе, можем спорить, вести дискуссии, рассуждать на темы войны и мира.

А те люди воевали за нашу землю, за нашу Родину, за родных и близких людей, за наше с вами будущее, за нашу с вами жизнь.

Наверное среди них были всякие: и негодяи и трусы и предатели, но не они решили исход этой войны. Не они 1418 дней и ночей своей жизни отдали тому, чтобы «пропахав пол-Европы по-пластунски», водрузить флаг над Берлином, сокрушив фашистскую махину.

Какие подвиги защитников Москвы произвели на вас наиболее сильное впечатление и почему?

Возможна ситуация, что этот вопрос поставит учащихся в тупик. Нынешние школьники могут и не называть никого поименно. В этом случае, пользуясь учебником «Москвоведение», приложениями, учитель сам приведет несколько конкретных примеров подвигов защитников Москвы на фронте и в тылу.

Вопросы для беседы.

– Какой отклик у москвичей нашел призыв песни «Вставай страна огромная! Вставай на смертный бой!»?

– Как в московской топонимии сохраняется память о Великой Отечественной войне?

– В каких современных музеях нашего города отражена история Великой Отечественной войны?

– Почему Москва является городом-героем?

– Используя известные вам материалы по истории своего округа, района, школы, своей семьи докажите отечественный характер войны против фашистской Германии.

3) «Великая Отечественная война в мемориальной культуре нашего города занимает особое место» – скажет учитель.

Далее, опираясь на знания учащихся по курсу москвоведения, их поездки и прогулки по Москве, коллективными усилиями можно выявить:

– Где расположен главный мемориал Москвы, посвященной Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.? Что он из себя представляет? Как к нему можно добраться от нашей школы? (У Поклонной горы вдоль Кутузовского проспекта).

– Предположите, в каком московском музее хранится самый большой фонд материалов, посвященных Великой Отечественной войне? (Центральный музей Вооруженных Сил).

– Какой музей специально посвящен тематике Московской битвы? (Государственный музей обороны Москвы, который является и мемориалом и научно-исследовательским центром).

– Как называется памятник, посвященный всем павшим воинам, в первую очередь тем, чьи имена до сих пор не установлены? Где он расположен? (Имеется ввиду могила Неизвестного солдата в Александровском саду у Кремлевской стены).

«Осталось для всех неизвестным

Все то, чем владел он живой:

Фамилия, имя и место,

И дата рожденья его…

(Надпись на надгробии гласит: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»).

– Где и когда был сооружен памятный обелиск «Москва – город-герой» (Обелиск сооружен возле Дорогомиловской заставы на Кутузовском проспекте в 1965 году в честь 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне).

– Кто из вас видел памятные знаки, посвященные московскому народному ополчению? (Конечно не все, но какие-либо из следующих знаков могут быть названы: Мемориальная доска на фасаде Московского горного университета (Ленинский проспект, д. 6, посвященная ополченцам Ленинского района); монумент в память ополченцев Фрунзенского района на сквере института иностранных языков им. Мориса Тореза; стела в честь ополченцев Краснопресненского района в Стрельбищенском переулке во дворе школы № 83 им. Героев Советского Союза Анатолия Живова и Юрия Костикова; на Даниловском кладбище установлен памятник павшим ополченцам Замоскворечья; на Автозаводской площади – памятник ополченцам Пролетарского района; в зоне отдыха Черемушкинского района есть памятный знак воинам 5-й Московской стрелковой дивизии; бойцам и командирам этой дивизии сооружен еще один мемориал на ул. Обручева. В Столовом переулке перед школой 110 стоит памятник, посвященный всем выпускникам московских школ, павшим в боях за Родину. Перечень можно продолжить.

4) Завершить занятие можно чтением следующих стихотворений, которые предварительно распределяются между учащимися. Они своим содержанием создают определенный эмоциональный фон, приподнятое настроение и могут быть достойным завершением занятия.

Возможен и другой вариант завершения занятия. Учитель прочтет сам или включит звукозапись песни А. Пхмутовой на слова М. Львова (эту песню исполняет Л. Зыкина):

Поклонимся великим тем годам,

Всем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым.

Поклонимся и мертвым, и живым

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по проведению урока, посвященного 50-летнему юбилею полета ю. А. Гагарина в космическое пространство

    Методические рекомендации
    Авторы-составители: А.В. Фомичев, Е.Г. Сергеенкова, методисты по истории и обществознанию предметно-методического структурного подразделения ГОУ МЦ СУО
  2. Методические рекомендации по проведению первого урока 2007-08 учебного года «урок чтения. 860-летие москвы»

    Методические рекомендации
    Также традицией является и интегративность нашего первого урока, объединяющего разные школьные предметы. Сейчас, однако, интегративность намного более явно выражена и новом Московском базисном учебном плане.
  3. Методические рекомендации по проведению мероприятий, посвященных 50-летию полета в космос Ю. А. Гагарина / сост. М. Н. Крухмалева, Ю. А. Ларченко, Е. С. Ракова, В. С. Урсой

    Методические рекомендации
    Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь педагогическим работникам при планировании, подготовке и проведении классных часов, посвященных 50-летию со дня первого полета человека в космос.
  4. Методические рекомендации по проведению урока 1 сентября 2009 г

    Методические рекомендации
    Данные методические рекомендации предназначены для проведения 1 сентября 2009 г. урока, посвященного 65-летней годовщине Победы и последующей организации работы по этой теме на протяжении учебного года.
  5. Методические рекомендации по проведению первого урока 2009/2010 учебного года по теме: «это гордое слово «победа!» Москва миоо ОАО «Московские учебники» 2009 удк 373. 016: 323. 1(470+571)

    Методические рекомендации
    Авторы-составители — сотрудники МИОО: А.Э. Безносов, Л.А. Иляшенко, Е.Г. Каткова, С.И. Козленко, Т.А. Круглова, И.Ю. Силина, Г.И. Старобинская, Н.В. Щеглова и сотрудник ИСМО РАО - Т.

Другие похожие документы..