Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Прийом абітурієнтів, які мають диплом бакалавра (спеціаліста) для здобуття освітньо-кваліфікаційного рівня спеціаліста або магістра за спеціальністю ...полностью>>
'Документ'
До этого момента мы изучали плановую экономику, лишь предполагая, что в ней имеются деньги. Теперь же денежный сектор становится непосредственным пре...полностью>>
'Программа'
Учреждение прокуратуры Петром I. Функции прокуратуры до судебной реформы 1864 г. А.Ф. Кони о роли прокуратуры в Российской империи, как государственн...полностью>>
'Лекция'
представляет собой национальное хозяйство какой-либо страны или его часть; совокупность производственных отношений, определяющих общественно-экономич...полностью>>

Третий периодический доклад о правах, изложенных в статьях 1-15 Пакта E/1994/104/Add

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Право на справедливые и благоприятные условия труда (статья 7)

    Российская Федерация является участницей Конвенции 1921 г. о еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях (№ 14), Конвенции 1947 г. об инспекции труда в промышленности и торговле(№ 81), Конвенции 1951 г. о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности(№ 100), Конвенции 1957 г. о еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях (№ 106) и Конвенции 1981 г. о безопасности и гигиене труда и производственной среде (№ 155). Очередные доклады Правительства Российской Федерации о применении данных конвенций были представлены в МБТ по Конвенции № 14 в 1994 году, по Конвенции № 100 - в 1996 году, по Конвенции № 106 - в 1994 году и по Конвенции № 155 - в 1996 году. Конвенции № 81 и 155 ратифицированы РФ в 1998 году, запросы из МБТ о представлении первых национальных докладов Правительством РФ по применению их положений в стране в 1999 г. не поступали. Конвенция 1969 г. об инспекции труда в сельском хозяйстве (№ 129), Конвенция 1970 г. об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран (№ 131) и Конвенция 1970 г. об оплачиваемых отпусках (пересмотренная) (№ 132) РФ не ратифицированы.

    В российском законодательстве термин "заработная плата" или "оплата труда" в настоящее время не имеет прямого определения. Кодекс законов о труде Российской Федерации в статье 77 (Оплата по труду) определяет, что "оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда и максимальным размером не ограничивается", причем "запрещается какое бы то ни было понижение размеров оплаты труда работника в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям".

    В принятом 27 октября 1999 г. Государственной Думой проекте закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" статьи 77 и 78 даются в следующей редакции:

"Статья 77. Оплата по труду

Оплата труда каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой им работы и количества затраченного им труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая то ни было дискриминация при установлении и изменении размеров и других условий оплаты труда. Гарантируется равное вознаграждение мужчин и женщин за труд равной ценности.

Статья 78. Минимальный размер оплаты труда

Минимальный размер оплаты труда - социальный норматив, устанавливаемый федеральным законом в целях регулирования уровня заработной платы. Минимальный размер оплаты труда является государственной гарантией для всех работников. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации. Оплата труда работника, полностью отработавшего определенную на месяц норму рабочего времени и исполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные компенсационные выплаты".

    В представленном в Государственную Думу в 1999 г. проекте нового Трудового кодекса Российской Федерации термин "оплата труда" (заработная плата) означает вознаграждение, установленное работнику за выполнение трудовых обязанностей.

    Минимальный размер оплаты труда определяет низшую границу оплаты труда неквалифицированных работников при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

    Тарифная ставка (оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение норм труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени.

    Экономические преобразования последних лет привели к существенному ослаблению воздействия государственных органов на трудовые отношения, резко сузили зону действия централизованного административного регулирования оплаты труда, фактически ограничивая ее так называемым "бюджетным сектором". Государственные и муниципальные предприятия составляют лишь 11% субъектов хозяйствования, в том числе в промышленности и строительстве - 5%. Более 60% занятых в экономике россиян работают на предприятиях, не относящихся к сфере прямого влияния государственных и муниципальных органов. В российской экономике можно выделить четыре сектора, принципиально различающихся по оплате труда:

a) предприятия и учреждения, получающие средства из госбюджета, т.е. "бюджетный сектор", включающий в основном государственные учреждения федерального и регионального уровней, а также учреждения образования, науки, культуры и здравоохранения;

b) государственные предприятия, обладающие значительной финансовой самостоятельностью (к ним относятся предприятия смешанной формы собственности, на которых контрольный пакет акций принадлежит государству);

c) приватизированные предприятия, преобразованные в акционерные общества;

d) новые частные фирмы.

    В 2000 г. денежные доходы населения составили 3 742,3 млрд. руб., расходы – 3 640,3 млрд. руб. Заработная плата по-прежнему является основой для удовлетворения жизненных потребностей основной массы населения (более 50 млн. экономически активных лиц), составляя более 65,6% от денежных доходов населения. Доходы от предпринимательской деятельности в 2000 г. составляли 12,6%, от социальных трансфертов – 13,4%, от собственности – свыше 7,4%.

    Заработная плата в Российской Федерации составляла в 2000 г. в среднем за месяц 2 223 рубля (около 79 долл. США). Доля работников с заработной платой на уровне прожиточного минимума и ниже составляла в 2000 г. около 40%.

    Разрыв в уровнях оплаты труда работников 36 основных отраслей экономики и промышленности в 2000 г. достигал 12-13 раз. Наиболее высокий уровень заработной платы имеют работники отраслей, активно использующих монопольное положение на внутреннем рынке и благоприятные возможности сбыта продукции на мировом рынке. Самая низкая заработная плата - в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях.

    Проблема низкой заработной платы осложнена ее несвоевременной выдачей. На начало 2001 г. перед 9 млн. чел., работающих на 55 тыс. предприятий и организаций, имелась просроченная задолженность по заработной плате, размер которой в среднем составлял два месячных фонда заработной платы этих предприятий и организаций.

    В 1999 г. Правительство Российской Федерации представило в МБТ очередной подробный доклад о применении в стране положений Конвенции МОТ 1949 г. об охране заработной платы (№ 95).

    Минимальный размер оплаты труда установлен Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" № 82-ФЗ от 16 июня 2000 г.: с 1 июля 2000 г. в сумме 132 руб. в месяц, с 1 января 2001 г. – 200 руб., с 1 июля 2001 г. – 300 руб. В законе определено, что соответствующие пособия и другие социальные выплаты устанавливаются, исходя из базовой суммы, равной 100 рублям. В третьем квартале 1999 г. соотношение минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму составило 7,9%.

    Оплата труда в бюджетном секторе определяется Единой тарифной сеткой (ETC), введенной в декабре 1992 г. ETC устанавливает 18 разрядов оплаты труда и соответствующие для каждого разряда тарифные коэффициенты относительно первого разряда, которые периодически пересматриваются с учетом инфляции, роста стоимости жизни и состояния госбюджета.

    В соответствии с Федеральным законом "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" № 22-ФЗ от 4 февраля 1999 г. и Постановлением Правительства Российской Федерации № 309 от 10 марта 1999 г. "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" размер минимальной ставки по первому разряду в 1999 г. составлял 110 рублей. В третьем квартале соотношение минимального размера выплат по ставке первого разряда ETC составляло 10,5% среднего прожиточного минимума по России. Соотношение между высшим и низшим разрядами Единой тарифной сетки (1 и 18 разрядом) в 1999 г. составляло 1:8,23, при этом ставка (оклад) первого разряда была установлена в размере 110 рублей, а 18 разряда – 905 рублей. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2000 г. № 282 с 1 апреля 2000 г. повышены в 1,2 раза тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.

    Тарифные коэффициенты утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей (статьи 1 и 3 Федерального закона от 4 февраля 1998 г. № 22-ФЗ "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы").

    Для лиц, замещающих государственные должности, заработная плата выплачивается в виде денежного содержания или денежного вознаграждения, определяемых указами Президента Российской Федерации. В состав денежного содержания входит должностной оклад, надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг) и особые условия государственной службы, выслугу лет, премии по результатам работы. Денежное вознаграждение установлено в абсолютных цифрах. Оно определено с учетом должностных окладов, надбавок и других выплат.

    В целях обеспечения социальных гарантий лицам, замещающим государственные должности, в связи с ростом цен производится индексация денежного содержания или денежного вознаграждения в сроки, предусмотренные для работников бюджетной сферы.

    В целом, система оплаты труда в Российской Федерации нуждается в реформировании, в связи с чем разрабатывается комплекс мер, направленных на поэтапное решение этой проблемы. Одним из важнейших направлений деятельности Правительства в данной области является изменение подхода к формированию минимальной заработной платы (МРОТ - минимальный размер оплаты труда). МРОТ удерживается на уровне, значительно отстающем от величины среднего прожиточного минимума по стране (по состоянию на конец 1999 г. - менее 10%). В результате произошло нарушение стимулирующей функций оплаты труда и МРОТ вместо функции минимальной гарантии оплаты труда стал выполнять несвойственную ему роль технического норматива при определении величины социальных выплат и административных платежей.

    В этой связи прорабатывается вопрос о постепенном восстановлении стимулирующей функции МРОТ, его сближении с размерами прожиточного минимума и отделении его от системы социальных выплат. Предполагается введение новых принципов индексации минимальной оплаты труда, при которых его размеры определяются на основе соотношения между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума, устанавливаемого законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Периодичность индексации МРОТ должна устанавливаться исходя из уровня инфляции.

    Рассматривается вопрос и о кардинальном повышении реального размера заработной платы во всех сферах и отраслях экономики, на предприятиях всех форм собственности, существенное повышение ее удельного веса в стоимости производимой продукции (услугах) и денежных доходах населения, восстановление ее стимулирующей роли.

    Действующее законодательство в Российской Федерации не содержит дискриминационных норм в области вознаграждения за труд равной ценности.

    Вместе с тем, существуют определенные различия в среднем уровне доходов мужчин и женщин, предопределяемых во многом так называемой профессиональной сегрегацией на свободном рынке труда, наличием "женских" и "мужских" профессий с разным уровнем квалификации и соответствующей оплаты. Например, по данным Российского статистического агентства, среднемесячная заработная плата женщин - работников крупных и средних предприятий почти на 30% ниже среднемесячной заработной платы мужчин. Одновременно происходит своеобразное "перетекание" мужской рабочей силы в более доходные отрасли, в которых ранее в России традиционно преобладали женщины, например, торговля, общественное питание, финансы и страхование.

    Дополнительная информация по этому вопросу представлена в Докладе Российской Федерации о выполнении Конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

    За отчетный период в национальном законодательстве России, касающемся права на справедливые и благоприятные условия работы, произошли следующие изменения и дополнения.

    17 июля 1999 г. был принят Закон Российской Федерации "Об основах охраны труда в Российской Федерации", предусматривающий четкое разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также обязательность создания служб охраны труда в организациях, осуществляющих производственную деятельность. В законе уточнена сфера применения законодательства об охране труда, а также расширены и более четко сформулированы отдельные права работника на труд, отвечающие требованиям охраны труда. Так, в него включено право каждого работника на обязательное социальное страхование работодателем от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Введение в закон нормы, регулирующей обязательность создания службы охраны труда в организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью более 100 работников, а также недопущение ее упразднения позволит значительно повысить возможности внутриведомственного контроля, как основы комплексного решения проблем охраны труда.

    В целях повышения ответственности работодателя за обеспечение требований охраны труда в организации и защиты интересов работников в закон введен ряд дополнительных обязанностей работодателя.

    Введение в действие закона акцентирует внимание к вопросам охраны труда со стороны государственных и хозяйственных органов всех уровней, работодателей и работников, позволит повысить технологическую дисциплину, усилить контроль за соблюдением требований по охране труда, организовать прохождение обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда всех работников организаций, в том числе их руководителей, в результате чего ожидается снижение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, сокращение на этой основе государственных расходов и улучшение социального положения работников.

    Нормы Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" позволили надежно защитить интересы лиц, пострадавших на производстве. Введение и применение закона позволили практически полностью снять вопросы текущих выплат по возмещению вреда.

    Первый год применения уже принятых законодательных и иных нормативных правовых актов в области социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний показал, что должны быть внесены существенные изменения в действующую Классификацию отраслей (подотраслей) экономики по классам профессионального риска. Изменения должны быть направлены на увеличение числа классифицируемых подотраслей экономики с целью приближения размеров взносов страхователей к реально сложившимся у них выплатам в возмещении вреда потерпевшим на производстве. Работа в этом направлении проводилась Минтрудом России, Фондом социального страхования Российской Федерации, Минэкономики России совместно с федеральными органами исполнительной власти, всероссийским объединением предпринимателей и была завершена в конце 2000 г. Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. №17-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 г." страховые тарифы устанавливаются по группам отраслей (подотраслей) экономики уже в соответствии с 22 классами профессионального риска (было 14) в размерах от 0,2 до 8,5 процентов (было от 0,2 до 10,7) к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных.

    Работа над приближением размеров взносов страхователей к реально сложившимся у них выплатам в возмещение вреда потерпевшим на производстве будет продолжаться. Продвижению к этой цели будут способствовать правила установления скидок и надбавок к страховым тарифам, которые должны быть утверждены и введены в действие в 2001 г.

    В настоящее время продолжается работа по формированию пакета нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в полном объеме.

    В 2000 г. Минтрудом России совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации проведена организационная работа по направлению на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных. В более 250 обучающих организациях, выигравших конкурс, обучено около 175 тыс. человек. На эти цели израсходовано 164 млн. рублей из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

    За период с 1995 по июнь 2001 г. утверждены 17 Межотраслевых правил по охране труда; постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве; утверждены формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве; постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение о порядке извещения, расследования, регистрации и учета профессиональных заболеваний (отравлений); утверждены Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

    В области гигиены и безопасности труда в Российской Федерации действуют около 1 000 межотраслевых нормативных правовых актов, около 700 отраслевых нормативных правовых актов.

    Нормативных правовых актов, определяющих минимальные условия в области гигиены и безопасности труда, насчитывается более 250.

    Государственный надзор и контроль за выполнением требований нормативных правовых актов по охране труда осуществляется Федеральной инспекцией труда и другими федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий.

    Законодательные подходы, принятые в Российской Федерации в отношении опасных, тяжелых и вредных видов работ, простираются от всеобщего запрета на такую работу для всех работающих женщин и подростков до отраслевых или профессиональных ограничений, касающихся работы с конкретными веществами или реагентами, и до конкретных ограничений, применяемых исключительно к беременным женщинам и кормящим матерям.

    В соответствии с Федеральной целевой программой улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы в России разработаны и утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 162 и № 163 новые перечни тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе 18 лет.

    Указанные перечни составлены с учетом научно-обоснованных медико-биологических критериев по оценке условий труда с целью определения показаний к применению труда женщин и Медико-биологических критериев оценки условий труда с целью определения противопоказаний и показаний к применению труда подростков, утвержденных Минздравом России и согласованных с Минтрудом России.

    При подготовке проектов перечней учтены соответствующие положения конвенций Международной организации труда, ратифицированных Российской Федерацией.

    Реальное положение в области охраны труда характеризуется достаточно большими масштабами производственного травматизма вследствие сохранения вредных производственных факторов и использования несовершенных машин, оборудования и технологических процессов. На предприятиях 11 обследованных отраслей экономики1 Российской Федерации, в течение 1998 г. пострадали от травм и временно утратили трудоспособность 158,5 тыс. человек, в том числе в промышленности - 64,3 тыс. человек. От травм на производстве за это время погибли 4,3 тыс. человек. Из общего числа получивших смертельные травмы работники промышленности составили 1,7 тыс. человек, строительных организаций - 0,6 тыс., транспортных предприятий - 0,5 тыс. человек.

    По причинам эксплуатации рабочих мест, не соответствующих требованиям безопасности, несоблюдение обязательных мер безопасности труда ежегодно в среднем получает травмы каждый восьмой из общего числа пострадавших на производстве (приложение 2).

    Как явствует из данных приложения 2, в последние годы отмечается снижение показателя травматизма на производстве, которое можно объяснить уменьшением отработанного времени персоналом вследствие вынужденных отпусков по инициативе администрации, снижением численности занятых в обследованных отраслях и закрытием наиболее травмоопасных производств.

    Потери рабочего времени из-за временной нетрудоспособности работников по причине травматизма на предприятиях и в организациях обследованных отраслей составили 4,3 млн. человеко-дней, в том числе в промышленности - 1,9 млн. человеко-дней. В результате несчастных случаев на производстве каждый пострадавший в среднем за год отсутствовал почти месяц (28,3 дней - в целом по отраслям, участвующим в обследовании уровня травматизма на производстве).

    Работа во вредных условиях является причиной многих профессиональных заболеваний. В приложениях 3 и 4 приведены данные Министерства здравоохранения Российской Федерации о численности больных с диагнозом профессионального заболевания.

    За последние пять лет по данным Министерства здравоохранения РФ зарегистрировано 53 661 больных с впервые выявленным диагнозом профессионального заболевания.

    В связи со значительным сокращением финансирования на улучшение условий труда, повышением шумовых и вибрационных характеристик машин, нередко отработавших амортизационные сроки, ухудшением медицинского обслуживания на селе, удельные показатели профзаболеваний выросли, в расчете на 10 000 работающих, с 1,437 до 1,694. В связи с этим возрастает необходимость проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организациях, с последующим устранением выявленных недостатков.

    В целях реализации Федерального закона "О ратификации Конвенции 1947 г. об инспекции труда в промышленности и торговле и Протокола 1995 г. к Конвенции 1947 г. об инспекции труда в промышленности и торговле, Конвенции 1978 г. о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация и Конвенции 1981 г. о безопасности и гигиене труда и производственной среде" приняты Федеральный закон "Об основах труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ и постановление Правительства РФ "О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда" от 9 сентября 1999 г. № 1035.

    В соответствии с Указом Президента РФ от 18 июня 1996 г. № 934 "О подготовке программы социальных реформ", Правительством РФ была утверждена Программа социальных реформ в РФ на период 1996-2000 гг. (Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222). Данная программа предусматривала проведение реформ в сфере труда и трудовых отношений (охрана труда, защита трудовых прав граждан, развитие социального партнерства), занятости населения и развитие кадрового потенциала, миграционной политики, реформирование социального страхования, пенсионного обеспечения, системы социальной защиты населения и других отраслей социальной сферы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Третий периодический доклад правительства Украины о правах, изложенных в статьях 1-15 Пакта E/1994/104/Add

    Доклад
    * Третий периодический доклад правительства Украины о правах, изложенных в статьях 1-15 Пакта (E/1994/104/Add.4), был рассмотрен на тринадцатой сессии Комитета по экономическим, социальным и культурным правам в 1995 году (E/C.
  2. Осуществление международного пакта об экономических, социальных и культурных правах вторые периодические доклады, представляемые государствами-участниками в соответствии со статьями 16 и 17 Пакта мадагаскар

    Доклад
    Мадагаскар ратифицировал Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 22 сентября 1971 года. Последний доклад был представлен страной в 1986 году.
  3. Доклад российских неправительственных организаций по соблюдению Российской Федерацией

    Доклад
    Непропорциональное и необоснованное использование силы и огнестрельного оружия при задержании, подавлении незаконных действий и поддержании общественного порядка 22
  4. Статья 1 Право на самоопределение 28 9

    Статья
    1. Правительство Новой Зеландии с удовлетворением представляет свой третий периодический доклад Комитету Организации Объединенных Наций по экономическим, социальным и культурным правам (Комитет).
  5. Доклад о работе сорок четвертой сессии

    Доклад
    1. По состоянию на 2 февраля 2007 года, дату закрытия сорок четвертой сессии Комитета по правам ребенка, участниками Конвенции о правах ребенка являлись 193 государства.

Другие похожие документы..