Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
- поручительство платежеспособных юридических лиц, относящихся к инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства с учетом лимитов и огр...полностью>>
'Доклад'
По состоянию на 1 января 2012 г. в Новосибирской области на кадастровый учет поставлено 781040 земельных участков, в том числе в 2011 г. на государст...полностью>>
'Конкурс'
Саукенов Ерик Сабиевич, Директор РГКП «Координатор» Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики К...полностью>>
'Документ'
В книге "Законы оздоровления" были даны первые важные рекомендации для успешного начала естественного оздоровления организма: нейтрализоват...полностью>>

Третий периодический доклад о правах, изложенных в статьях 1-15 Пакта E/1994/104/Add

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Равноправие мужчин и женщин (статья 3)

    Информация, касающаяся данной статьи, содержится в пунктах 92 94 настоящего доклада, в пятом периодическом докладе о выполнении Российской Федерацией Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW/C/USR/5), который был представлен в Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в 1999 г., в национальном докладе о выполнении в Российской Федерации Платформы действий, принятой на четвертой Всемирной конференции по положению женщин (прилагается).

Право на труд (статья 6)

    Динамика процессов на рынке труда во многом была определена последствиями финансового кризиса 1998 года. С 1999 г. наблюдается рост численности занятых в экономике Российской Федерации. По сравнению с 1998 г. численность занятых в экономике увеличилась на 1,4 млн. человек и составила в конце 2000 г. 65 млн. человек.

    Общая численность безработных по состоянию на 1 июля 2001 г. составляла 6,6 млн. чел. (9,6% от численности экономически активного населения), численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости - 1,0 млн. чел. Средний срок поиска работы составляет 5,8 месяца.

    Наибольшее сокращение численности занятых в течение 1996-2000 гг. произошло в отраслях науки и научном обслуживании, промышленности, транспорта и связи. В то же время на предприятиях и организациях общей коммерческой деятельности, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, электроэнергетике происходило некоторое увеличение численности работников. В оптовой и розничной торговле, общественном питании устойчиво растет численность занятого населения.

    Продолжают оставаться острыми территориальные проблемы безработицы. К началу июля 2001 г. в 48 субъектах Российской Федерации уровень регистрируемой безработицы превышает среднероссийский показатель. Наиболее кризисная ситуация на рынке труда отмечалась в регионах России (в Мурманской и Кировской областях; в республиках Дагестан, Тыва и Ингушетия, в Чукотском, Корякском Ненецком, Агинско-Бурятском и Эвенкийском автономных округах), где уровень регистрируемой безработицы превысил среднероссийский в два и более раза.

    Скрытая безработица (значительное превышение численности работников) концентрируется в основном на убыточных предприятиях, число которых составляет примерно 50%, а также в моногородах и в районах с критическим состоянием на рынке труда. Она выполняет на макроуровне своего рода роль буфера между эффективной занятостью и открытой безработицей, не допуская лавинообразного роста последней и резкого нарастания социальной напряженности в обществе. По оценке экспертов, в Российской Федерации скрытая безработица достигает 12 13 млн. чел.

    Масштабы вынужденной неполной занятости, достигнув наибольшей ее величины в 1998 г., за последние два года начали постепенно снижаться. За первый квартал 2001 г. на неполное рабочее время по инициативе администрации было переведено 0,8 млн. чел. Численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, составила около 1,1 млн. чел. Наибольшие масштабы неполной занятости отмечены на предприятиях и в организациях промышленности, строительства, транспорта, науки и научного обслуживания.

    Политика поддержки реального сектора экономики в определенной степени привела к росту численности занятых в экономике. По оценке Госкомстата России в 2000 г. рост составил 0,6 млн. человек против 0,2 млн. в 1999 г; абсолютная численность занятых в экономике достигнет 64,6 млн. человек. К концу 2000 г. общая численность безработных, исчисляемая в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ), составила 7,0 млн. человек или 9,8% экономически активного населения. Численность официально зарегистрированных безработных составила 1,1 млн. человек, или 1,4% экономически активного населения. К концу июня 2001 г. общая численность безработных, исчисляемых в соответствии с методологией МОТ, составила 6,6 млн. человек или 9,6% экономически активного населения. Численность официально зарегистрированных безработных составила 1,0 млн. человек или 1,4% экономически активного населения.

    В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины. В 2000 г. численность безработных женщин, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 0,71 млн. чел. (более 68,9% от общей численности зарегистрированных безработных). Средняя продолжительность безработицы среди женщин составляет 2 месяца (среди мужчин - 6,0 месяца). По состоянию на конец 2000 г. численность безработных женщин, зарегистрированных в органах службы занятости, составляла 0,71 млн. человек (71% от общей численности зарегистрированных безработных). Средняя продолжительность безработицы среди женщин составляет 6,2 месяца.

    По состоянию на конец 2000 г. среди безработных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, женщины составляют 78%, среди одиноких родителей - 93%, среди многодетных родителей - 75%. По состоянию на конец 2000 г. среди безработных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, женщины составляют 76,5%, среди одиноких родителей – 94%, среди многодетных родителей – 75,3%.

    Преобладание женщин среди безработных объясняется наибольшим сокращением рабочих мест в "женских" отраслях экономики, сокращением ряда технических категорий служащих государственных учреждений, среди которых преобладают женщины, а также меньшей конкурентоспособностью женщин на свободном рынке труда вследствие характерной для женской занятости прерывности трудовой деятельности (перерывы по беременности, уходу за ребенком и т.п.).

    В целях содействия занятости безработные женщины отнесены к приоритетным группам лиц, на которые ориентированы мероприятия, предусмотренные программой занятости населения. Правом первоочередного трудоустройства на создаваемые рабочие места пользуются одинокие и многодетные матери, воспитывающие детей-инвалидов, несовершеннолетних детей; женщины-инвалиды; женщины предпенсионного возраста и т.п.

    Большое внимание проблемам женской занятости уделяется и в региональных программах занятости населения. Кроме того, разрабатываются специальные целевые программы улучшения положения женщин, в которых предусмотрен комплекс мероприятий по трудоустройству безработных женщин, их профориентации и переобучению, сохранению и созданию новых рабочих мест. Основными направлениями содействия занятости женщин являются:

a) трудоустройство на имеющиеся вакансии и квотируемые рабочие места;

b) профессиональное обучение и переобучение с учетом потребностей рынка труда;

c) организация временной занятости, в т.ч. на общественных работах;

d) содействие женской предпринимательской инициативе и самозанятости;

e) сохранение и создание рабочих мест для женщин.

    Так, в 2000 г. в органы государственной службы занятости обратилось за помощью в трудоустройстве 2,5 млн. женщин, (53% от общего числа обратившихся). При содействии органов занятости нашли работу (доходное занятие) 1,7 млн. женщин (52,1% от общего числа трудоустроенных). В течение 2000 г. в общественных работах приняло участие более 371 тыс. женщин. При содействии службы занятости индивидуально-предпринимательской деятельностью занялось около 20 тыс. ранее безработных женщин.

    Дополнительная информация представлена в докладе Российской Федерации о выполнении Конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

    Среди официально зарегистрированных безработных за 9 месяцев 2000 г. безработная молодежь составляла около 32,7%. Основными направлениями в решении проблемы безработицы этой группы населения являются:

a) развитие системы начальной и продвинутой профессиональной подготовки и переподготовки молодежи с ориентацией на свободный рынок труда;

b) реализация специальных программ трудоустройства молодежи ("Новый старт" и т.п.);

c) стимулирование продления сроков обучения молодежи в общеобразовательных школах.

    В связи с ростом массовой безработицы в стране отмечается растущая дискриминация инвалидов на свободном рынке труда. На 1 января 2000 г. в Российской Федерации состояло на учете 10,6 млн. инвалидов, из них около 50% составляли лица трудоспособных возрастов. Ежегодно впервые признаются инвалидами более 1 млн. чел. Имели работу 15% инвалидов трудоспособного возраста. На конец 2000 г. в числе безработных инвалиды составили 39,7 тыс. человек, из них 86% получили пособие по безработице. В 1999г. Правительством Российской Федерации представлен доклад в Международное бюро труда (МБТ) о выполнении положений Конвенции МОТ о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов 1983 г. (№ 159), в котором подробно изложена политика российского правительства и основные мероприятия, проводимые в стране для решения проблемы занятости инвалидов.

    Правительство РФ стремится обеспечить проведение взвешенного курса в политике занятости с тем, чтобы не допустить обвального неконтролируемого роста массовой безработицы, а с другой стороны - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

    В этих целях намечается активизировать меры по стимулированию роста объемов производства, оздоровлению финансового состояния предприятий. Общеэкономическую, бюджетную и кредитную политику предусматривается в большей степени ориентировать на повышение инвестиционной активности и реализацию важнейших инвестиционных программ, направленных на создание рабочих мест. Политика на рынке труда в настоящее время направлена на:

a) продолжение курса на обеспечение занятости через реализацию государственной политики поддержки реального сектора экономики, максимальное использование возможностей привлечения в экономику отечественных и иностранных инвестиций, а также сбережений населения;

b) усиление поддержки проблемных регионов с критической ситуацией на рынке труда, путем обеспечения, в частности, своевременного перечисления им финансовых трансфертов;

c) повышение эффективности работы системы органов по вопросам занятости населения, по своевременной профессиональной переподготовке высвобождаемых работников и их трудоустройству, сокращение масштабов застойной (более одного года) безработицы;

d) стимулирование развития малого и среднего предпринимательства;

e) совершенствование законодательства о занятости населения в целях усиления адресности социальной поддержки безработных граждан, более тесной увязки размера пособия со стажем работы, периодом страхования и причинами увольнения, уточнения оснований признания граждан безработными, повышения эффективности использования средств Государственного фонда занятости населения;

f) обеспечение реальной приоритетности политики роста занятости на основе мер по преодолению спада производства и его постепенному наращиванию;

g) совершенствование механизмов организации общественных работ на основе повышения их социального статуса, расширения их видов и масштабов, изменения условий участия граждан в общественных работах;

h) развитие и совершенствование системы профессионального образования и внутрипроизводственного обучения;

i) защиту национального рынка труда.

    В частности, в целях обеспечения реализации государственной политики занятости населения Правительством РФ была принята Федеральная программа содействия занятости населения РФ на 1998-2000 годы (постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 828), которая предусматривала, в частности, создание и сохранение рабочих мест, повышение эффективности труда, развитие малого предпринимательства и нетрадиционных форм занятости, определение конкретных мер государственной политики занятости в городах с градообразующими предприятиями, территорий с напряженной ситуацией на рынке труда.

    Основное внимание при решении проблемы занятости уделяется и реорганизации системы начальной, продвинутой и третичной профессиональной подготовки и переподготовки населения, особенно молодежи и безработных, с тем, чтобы она более соответствовала потребностям свободного рынка труда. В настоящее время во многом вследствие этого дисбаланса три пятых выпускников вузов, одна треть выпускников ПТУ и три четверти выпускников техникумов работают не по специальности, полученной в этих учебных заведениях, а около четверти безработной молодежи - это выпускники общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений.

    Особой проблемой является восстановление системы профессиональной подготовки и переподготовки на рабочем месте, существовавшей до начала реформ. Большинство работодателей, ужесточая требования к работникам на фоне роста безработицы, не принимают необходимых мер по переподготовке, возрождению или созданию системы внутрипроизводственного обучения персонала. В связи с чем резко сократились объемы обучения и повышения квалификации работников на производстве. Средняя периодичность переподготовки работников возросла с 1991 г. с пяти до девяти и более лет. Так, в 1998 г. численность рабочих, прошедших обучение на производстве, была в два раза меньше, чем в 1991 г., а повысивших квалификацию - в шесть раз меньше. В 1998 г. на производстве было обучено всего 1,5 млн. рабочих, повысило квалификацию 1,9 млн. рабочих и 1,1 млн. специалистов и руководителей.

    Правительством Российской Федерации в 1998 г. был представлен в МБТ доклад о применении в стране положений Конвенции МОТ о профессиональной ориентации и подготовке в области развития людских ресурсов 1975 г. (№ 142), в котором содержится подробная информации по данной теме.

    Что касается вопроса дискриминации в области труда и занятости, то в соответствии со статьей 37 Конституции РФ "Каждый имеет право… на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации...". Также по статья 16 Кодекса законов о труде (КЗоТ) запрещена прямая или косвенная дискриминация в области труда и занятости по признаку расы, национальной принадлежности, пола, вероисповедания, политических убеждений или социального происхождения. Данная проблема была подробно освещена в докладе Правительства Российской Федерации о применении положений Конвенции МОТ 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий (№ 111), представленной в МБТ в 1999 году.

    Серьезной проблемой для России остается широкомасштабная нелегальная трудовая миграция, усиливающая напряжение на отечественном рынке труда. С учетом сложившейся ситуации, постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена Федеральная миграционная программа на 1998 2000 годы, срок реализации которой продлен на 2001 год. Основные цели программы - усиление государственного регулирования миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, защита законных прав и интересов мигрантов.

    В течение 2000 г. на территорию Российской Федерации были привлечены 2 132 293 иностранных работника (по официальным статистическим данным) из более 150 стран мира. Наибольшее количество иностранной рабочей силы прибыло из Украины (63 797 человек – 29,96%), Китая (26 222 человек – 12,32%), Турции (17 847 человек – 8,38%), Вьетнама (13 256 человек – 6,23%), Молдовы (11 895 человек – 5,59%) и других стран.

    Основное количество иностранной рабочей силы использовалось в строительстве – 83 766 человек, промышленности – 26 725 человек, в торговле и на предприятиях общественного питания – 25 913 человек, в сельском и лесном хозяйстве – 20 132 человек, 18 272 человек занималось коммерческой деятельностью и т.д.

    В течение первого полугодия 2001 г. на территорию Российской Федерации были привлечены 120-125 тыс. иностранных работников (по оперативным данным) из более 30 стран мира. Наибольшее количество иностранных работников прибыло из Украины (29,06%), Турции (7,96%), Китая (12,85%), Вьетнама (6,04%), КНДР (4,3%) и других стран. Труд иностранных работников по-прежнему использовался в основном в строительстве, торговле, на предприятиях общественного питания, в сельском и лесном хозяйствах и др.

    Значительные размеры неполной занятости, задержки по выплате зарплаты и ее низкий уровень, отсутствие эффективной системы контроля за трудоустройством в частном секторе, особенно на мелких и средних предприятиях, обусловили широкое распространение такого явления, как вторичная и неформальная занятость. По оценке экспертов, вторую работу имеют около 8 млн. чел. В 2000 г. для работы на крупных и средних предприятиях официально привлекалось около 1,8 млн. чел., оформленных на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера. Наиболее высока доля таких лиц в организациях страхования, культуры и искусства, образования и науки, здравоохранения, торговли и общественного питания, строительства. Численность занятых в неформальном секторе, для которых этот вид деятельности является единственным источником дохода, составляет оценочно около 7,5 млн. чел.

    Правовая база, регламентирующая вопросы труда и занятости, за период с 1996 по 2001 год была существенно дополнена рядом новых законов, а именно:

- "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 г. № 125 ФЗ;

- "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г. № 181 ФЗ;

- "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" от 4 февраля 1999 г., № 22 ФЗ;

- "О занятости населения в РФ" (закон РСФСР от 19 апреля 1991 г. № 1032 1, в редакции от 20 апреля 1996 г. № 36 ФЗ с последующими изменениями и дополнениями - последнее датируется 7 июля 2000 г.).

    В настоящее время Государственной Думой Федерального Собрания рассматривается проект Правительства РФ Трудового кодекса, регламентирующий основы трудовой деятельности граждан РФ в условиях современных трудовых отношений. Указанный проект направлен на обеспечение баланса интересов работников и работодателей, повышение мобильности рабочей силы и сокращение доли скрытых процессов на рынке труда. Предполагается добиться постепенного вытеснения "неформальных" трудовых отношений и расширения регистрируемой занятости с тем, чтобы обеспечить более высокий уровень сбалансированности на рынке труда и довести безработицу до минимального уровня. Предусматривается повышение роли договорного регулирования трудовых отношений, в первую очередь на основе укрепления взаимоотношений между профсоюзами и работодателями. Будет существенно усилена роль индивидуальных трудовых контрактов, расширена сфера применения срочных индивидуальных трудовых договоров, упрощена процедура их расторжения по инициативе работодателя (при сохранении необходимого уровня защиты прав и интересов работников), расширен круг вопросов, регулируемых непосредственно договорами. За государством сохранится право закрепления и конкретизации гарантий трудовых прав, общеобязательных для применения на всей территории страны. На уровне коллективно-договорного регулирования будут определяться отраслевые, региональные, профессиональные и другие особенности организации труда, обеспечиваться реальное повышение уровня трудовых гарантий работников. Индивидуально-договорное регулирование станет основным способом определения условий труда и его оплаты при непосредственном участии работника, уточнения характера и содержания трудовых функций, учета особых обстоятельств их выполнения, деловых качеств работника, расширения возможностей применения различных форм стимулирования труда и др.

    Учитывая, что в настоящее время в РФ имеются случаи задержки и невыплаты заработной платы, для усиления ответственности работодателей дополнительно к имеющимся нормам принят Федеральный закон от 15 марта 1999 г. № 48 ФЗ "О дополнении Уголовного кодекса РФ статьей 145 (1)", который устанавливает меры ответственности (штраф, лишение права занимать определенные должности на некоторый срок, лишение свободы до семи лет) за невыплату заработной платы, пенсии, стипендии, пособия и т.п.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Третий периодический доклад правительства Украины о правах, изложенных в статьях 1-15 Пакта E/1994/104/Add

    Доклад
    * Третий периодический доклад правительства Украины о правах, изложенных в статьях 1-15 Пакта (E/1994/104/Add.4), был рассмотрен на тринадцатой сессии Комитета по экономическим, социальным и культурным правам в 1995 году (E/C.
  2. Осуществление международного пакта об экономических, социальных и культурных правах вторые периодические доклады, представляемые государствами-участниками в соответствии со статьями 16 и 17 Пакта мадагаскар

    Доклад
    Мадагаскар ратифицировал Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 22 сентября 1971 года. Последний доклад был представлен страной в 1986 году.
  3. Доклад российских неправительственных организаций по соблюдению Российской Федерацией

    Доклад
    Непропорциональное и необоснованное использование силы и огнестрельного оружия при задержании, подавлении незаконных действий и поддержании общественного порядка 22
  4. Статья 1 Право на самоопределение 28 9

    Статья
    1. Правительство Новой Зеландии с удовлетворением представляет свой третий периодический доклад Комитету Организации Объединенных Наций по экономическим, социальным и культурным правам (Комитет).
  5. Доклад о работе сорок четвертой сессии

    Доклад
    1. По состоянию на 2 февраля 2007 года, дату закрытия сорок четвертой сессии Комитета по правам ребенка, участниками Конвенции о правах ребенка являлись 193 государства.

Другие похожие документы..