Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
Зырянский район (Глава района Флигинских Александр Николаевич, руководитель отдела сельского хозяйства Администрации Зырянского района Повстьянов Юри...полностью>>
'Документ'
Задзвонив , коли на годиннику було. Я якраз писав . Це дзвонив . Він попросив дати почитати . Я йому кажу: «Сідай краще до , встав  і працюй з...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре уголовного процесса и криминалистики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ю...полностью>>
'Методические рекомендации'
ЕГЭ по биологии 2009. Методические рекомендации по подготовке: учебно-методическое пособие / Авт.-сост.: Е.В. Спирина – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. – 9...полностью>>

Учебно-методическое пособие по библиографическим дисциплинам для студентов заочного отделения специальности 050418

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова

Факультет филологии, журналистики и искусства

Кафедра русской филологии и библиотековедения

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК

Учебно-методическое пособие

по библиографическим дисциплинам

для студентов заочного отделения

специальности 050418

«Библиотековедение и библиография»

Павлодар

УДК 01 (076)

ББК 78.5я73

Б59

Рекомендовано Ученым советом ПГУ им. С. Торайгырова

Рецензент: кандидат филологических наук Г.Н.Кенжебалина

Составители: Г. Т. Каужапарова, Н. К. Курбатова

Б59 Библиографическая деятельность библиотек : учебно-методическое пособие по библиографическим дисциплинам для студентов заочного отделения специальности 050418 «Библиотековедение и библиография» / сост. Г. Т. Каужапарова, Н. К. Курбатова. – Павлодар : НИЦ ПГУ им. С. Торайгырова, 2007. – 172 с.

Учебно-методическое пособие предназначено студентам, обучающимся заочно по специальности «Библиотековедение и библиография». Материалы сборника помогут в изучении теоретического раздела дисциплин библиографического комплекса, в подготовке к практическим занятиям и в самостоятельной работе.

Пособие составлено в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом Республики Казахстан.

УДК 01 (076)

ББК 78.5я73

© Г. Т. Каужапарова, Н. К. Курбатова, 2007

© Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова, 2007

Введение

Интеграционные процессы формирования единого образовательного пространства, которые провозглашены в ряде международных документов, в т.ч. в Болонской декларации выполняются и посредством совершенствования качества образования. Участниками образовательного процесса являются и преподаватели, и студенты, поэтому только совместными усилиями тех и других можно добиваться высоких результатов в усвоении знаний.

Важным условием успешного усвоения знаний по библиографическим дисциплинам является самостоятельная работа студента. Одно из этих условий – активность получаемых студентами знаний и навыков, т. к. стремительно нарастающая информация, быстрое моральное обеспечение получаемых знаний (например, по курсу «Информационные ресурсы и потребности»), появление новых делает особенно важным получение новых знаний самостоятельно.

Это обеспечивает адаптацию специалистов к неизбежным переменам в профессии. Поэтому при изучении библиографических дисциплин необходимы не только учебники, но и публикации на страницах профессиональных периодических и продолжающихся изданиях.

Самостоятельная работа подразделяется на два вида – самостоятельную работу студента под руководством преподавателя (СРСП) и на самостоятельную работу студента (СРС). Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя – внеаудиторная работа студента в контакте с преподавателем. Этот вид самостоятельной работы студента-заочника осуществляется в межсессионный период и непосредственно на сессии. СРСП будет более эффективной, если студент систематически занимается самостоятельно. С целью помочь студенту в самостоятельной работе и составлено данное пособие.

Учебно-методическое пособие предназначено студентам, обучающимся заочно по специальности «Библиотековедение и библиография». Материалы сборника помогут в изучении теоретического раздела дисциплин библиографического комплекса, в подготовке к практическим занятиям и в самостоятельной работе.

Основные разделы пособия:

1) методические указания по изучению библиографических дисциплин;

2) методические указания к самостоятельным и контрольным работам.

Основные разделы пособия дополняются Приложением, материалы которого помогут подготовиться к сессии и успешно ее сдать.

К каждой дисциплине дан список основной и дополнительной литературы, а в разделе «Содержание лекций» указан порядковый номер источника из списка. Источники под этими порядковыми номерами следует использовать и при подготовке по другим формам обучения.

1 Методические указания по изучению библиографических дисциплин

Главным источником обогащения студента знаниями является лекционный курс – целостный, развернутый, аргументированный комплекс идей той или иной учебной дисциплины, включенной в программу вузовской подготовки специалиста.

Необходимо подготовиться к слушанию и восприятию лекции. Для этого необходимо, во-первых, психологически настроиться на эту работу: осознать необходимость ее систематического выполнения; во-вторых, целенаправленно готовиться накануне лекции:

а) просмотреть записи предшествующей лекции с целью восстановления в памяти ранее изучаемого материала;

б) ознакомиться с материалом предстоящей лекции по программе и учебнику (учебному пособию) с целью установления смысловой и логической связи между ранее изученным и изучаемым материалом;

в) определить основные виды работ, которые потребуется выполнить в ходе лекции (записи, таблицы и т.п.), и заблаговременно подготовить материалы, необходимых для их выполнения;

г) ознакомиться с заданиями для самостоятельной работы, включенными в программу и учебник, подобрать литературу, необходимую для углубления и расширения знаний, для выполнения заданий.

Подготовка к предстоящей лекции мобилизует студента на творческую работу, главным в которой является умение слушать и воспринимать ее содержание.

Важным условием эффективного слушания является осознание целей и задач лекции, помогающие студенту более осмысленно воспринимать ее содержание. Кроме того, понимание целевой направленности лекции, и ее места в изучаемом курсе заставляет студента более внимательно относиться к сообщаемой информации, глубже вникать в содержание понятий, критически оценивать узнаваемое.

Записывание – это средство обратной связи, помогающее преподавателю контролировать усвоение знаний студентами. Если в ходе лекции преподаватель видит, что студенты не только внимательно слушают, но и записывают ее содержание, он читает лекцию так, чтобы помочь им в этом (остановками, повторениями, акцентом внимания на главном и т.п.).

Как же научиться конспектировать лекции? Прежде всего, надо знать, что и как записывать. Записывается дата занятия, название темы, цель лекции (если она определена преподавателем) и краткий план ее, сообщенный преподавателем или составленный студентами в процессе слушания. План обеспечивает целенаправленность усвоения темы и последующей самостоятельной работы над материалом. Записав план и цель, надо попытаться установить, как раскрываются они в лекции; как подкрепляются формулировками, выводами, доказательствами, то есть осмыслить записываемое.

В записях важно соблюдать четкость и последовательность путем выделения тем и подтем, вопросов и подвопросов; использование абзацев, красной строки, буквенной и цифровой нумерации, выделения главного.

Форма записи лекции может быть различной. Ее выбор во многом зависит от специфики изучаемого предмета, наиболее распространенной формой является следующая:

Основные вопросы лекции

Основные тезисы, доказательства, выводы. Собственные мысли по отдельным вопросам.

Данные методические указания помогут студенту сориентироваться в целях и задачах библиографических дисциплин, как в целом, так и по конкретной теме. Вопросы помогут усвоить материал лекций и подготовиться к контролю знаний, а рекомендуемая литература – изучить тему более глубоко.

Теоретический материал закрепляется на практических (лабораторных) занятиях.

Практические занятия имеют целью углубить, расширить, детализировать знания, полученные на лекции, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности.

Практические и семинарские занятия являются важной формой учебного процесса. Их особенностью является возможность равноправного и активного участия каждого студента в обсуждении рассматриваемых вопросов. Цель семинарского и практического занятия – развитие самостоятельности мышления и творческой активности студентов. Задачи: закрепление, углубление и расширение знаний студентов по соответствующей учебной дисциплине; формирование умения постановки и решения учебных, научных и практических задач и проблем; совершенствование способностей по аргументации студентами своей точки зрения, а также по доказательству и опровержению других суждений; демонстрация студентами достигнутого уровня теоретической и практической подготовки; формирование навыков самостоятельной работы с литературой.

Семинарское занятие – одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя. Семинары, как и лекции, относятся к теоретической форме занятий. На практике сложились следующие формы проведения семинаров: вопросно-ответный семинар; развернутая беседа на основе заранее данного студентам плана; устные доклады студентов с последующим обсуждением их; обсуждение письменных рефератов; теоретическая конференция; семинар-диспут; комментированное чтение источников и др.

Наиболее распространенной формой является заслушивание и обсуждение устных докладов студентов. Вопросы или темы сообщений студенты получают заранее, готовятся к ним, самостоятельно формулируют выводы. Группа должна внимательно слушать выступающего студента, чтобы затем задать ему вопросы, дополнить и уточнить выступление, тактично указать выступающему на смысловые, логические или речевые недостатки. Семинар завершается заключительным словом преподавателя.

Основными целями и задачами написания письменных работ является не только расширение и углубление знаний студента, но и формирование умения анализировать теоретический и практический материал логично, последовательно, ясно, кратко и в то же время емко излагать свои мысли в письменном виде.

Овладение знаниями, полученными на практических занятиях и семинарах, может быть проверено вскоре на контрольных работах или при устном ответе.

Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся. При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала.

Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех студентов группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки.

Достоинством устного опроса является возможность непосредственного общения преподавателя со студентами, обсуждение и выяснение всех затруднений или ошибок в ходе ответа или после него.

В целом же усвоение темы контролируется на коллоквиуме – проверяется усвоение лекционного материала, семинарских и практических занятий, а также материала, изученного при самостоятельной работе с учебной литературой.

Коллоквиум – это промежуточный контроль работы студента, форма отчетности по теоретическому материалу. Его цель – не только проверка усвоенных знаний, но также контроль эффективности работы студента на лекциях, семинарах, практических занятиях и его работы по самообразованию. Как правило, на нем даются индивидуальные вопросы плюс время на подготовку, как на экзамене; в результате ставится оценка, которая влияет на зачет в конце семестра.

Контрольные работы и коллоквиумы – это формы промежуточной аттестации знаний студентов. Контрольная работа – письменная, а коллоквиум – это проблемное собеседование, обсуждение научной проблемы или монографии по теме. На коллоквиум выносится узловая, спорная или достаточно трудная тема, чаще всего это теоретическая проблема.

Реферат является научной работой, поскольку содержит в себе элементы научного исследования. В связи с этим к реферату должны предъявляться требования по оформлению, как к научной работе. Реферат требует глубокого изучения источников. Умения связывать теоретические положения с условиями современности, проводить глубокий анализ, делать практические выводы.

Оформляется реферат согласно требованиям, изложенным в «Правилах оформления учебной документации. МИ ПГУ 4.01.2-06».

Далее в разделе предлагаются учебно-методические материалы к лекциям и практическим работам.

1.1 Библиографоведение

Курс «Библиографоведение» – первый из цикла библиографических дисциплин, обеспечивающих профессиональную библиографическую подготовку библиотекарей.

Цель преподавания дисциплины «Библиографоведение» – формирование теоретической основы ко всему циклу библиографоведческих дисциплин (отраслевые библиографические курсы, мировая библиография, библиографическая деятельность библиотеки, информационные ресурсы и потребности), путем изучения теоретических вопросов, относящихся к библиографии как к общественному явлению, взятому в целом.

Предметом изучения курса является библиография, библиографическая информация.

Задача изучения дисциплины заключается в том, что курс «Библиографоведение» должен обеспечить целенаправленную подготовку и воспитание будущего специалиста, получение им профессиональной компетентности в области науки и практики библиотечного дела.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

а) современные концепции сущности библиографии;

б) историю развития библиографии;

в) структуру библиографоведения;

в) основные виды библиографии и библиографических изданий;

г) категориальный аппарат, который используется в библиографической деятельности и уметь:

а) излагать историю и теорию библиографоведения в контексте общеисторической обстановки;

б) ориентироваться в различных проявлениях библиографии, ее организационных формах;

в) учитывать особенности основных способов удовлетворения библиографических потребностей читателей.

При изучении курса необходимо применять знания, полученные в процессе изучения следующих дисциплин: «История библиотечного дела»; «Документоведение»; «Культурология»; «Библиотековедение».

      1. Содержание лекций

Тема 1 Введение

Цель: дать студентам представление о задачах и содержании курса.

Задача: рассказать студентам о предмете, структуре курса, о его роли в профессиональной подготовке библиотекарей-библиографов; о профессии библиографа, его профессиональной этике.

Вопросы

  1. Назовите автора учебника «Библиографоведение».

  2. Какие темы изучаются в курсе «Библиографоведение»?

  3. Назовите имя первого библиографа.

  4. Кто разработал Кодекс библиографа?

Литература [5,14,15]

Тема 2 Общее представление о библиографии

Цель: раскрыть сущность библиографии как общественного явления.

Задача: дать студентам знания о библиографии в контексте истории общества, раскрыть сущность термина «библиография» в трудах ученых, в концепциях различных исторических периодов.

Вопросы

  1. Дайте определение термина «библиография» по ГОСТу

7.0 – 99.

  1. В каких значениях использовался и используется термин «библиография»?

  2. Назовите ученых, которые соотносили понятие «библиография» с книгой?

  3. Сколько периодов развития библиографии как науки выделяют ученые, назовите их.

  4. Современные концепции библиографии: назовите их и ученых, которые являются их авторами.

Литература [1, 5, 9, 10, 17,19]

Тема 3 Методология библиографоведения

Цель: раскрыть сущность библиографоведения как области научного знания.

Задача: изучить структуру библиографоведения, методы его познания, терминологию.

Вопросы

  1. Что является объектом и предметом изучения библиографоведения?

  2. Как соотносятся между собой «аспектные» и «объектные» разделы библиографоведения?

  3. Назовите аспекты изучения библиографоведения?

Какие методы познания библиографии используют ученые?

  1. Кто из современных ученых разрабатывает библиографоведческий метод познания библиографии?

Литература [2, 5, 6, 10, 22]

Тема 4. Библиографоведение в системе смежных областей знания

Цель: показать соотношение библиографоведения с другими науками.

Задача: научить студентов логическому и аналитическому методам изучения связи библиографоведения со смежными науками.

Вопросы

  1. Библиографоведение в системе социально-коммуникативных дисциплин.

  2. Назовите объекты, которые объединяют библиографоведение и библиотековедение.

  3. В чем единство и различие книговедения и библиографоведения?

  4. В чем сущность соотношения библиографоведения и информатики?

Литература [5]

Тема 5 Библиографическая информация как научное понятие

Цель: раскрыть сущность библиографической информации как научного понятия, ее места в социальной информации.

Задача: изучить историю возникновения библиографической информации, ее роль в современном обществе; дать студентам знания о сути содержания библиографической информации.

Вопросы

  1. В чем состоит основная особенность библиографической информации как посредника в системе документальных коммуникаций?

  2. Чем отличаются и как соотносятся системы: «документ – потребитель информации» и «книга – читатель»?

  3. Что такое «соответствие» между документом и потребителем информации? В чем значение этого понятия для теории библиографии?

  4. Какую роль играют информационные барьеры в развитии и функционировании системы документальных коммуникаций?

  5. Зачем нужны три уровня рассмотрения функций библиогра­фической информации: основной (общий), групповой (частный) и индивидуальный (единичный)?

  6. Что означает «вторичность» применительно к библиографической информации? Как проявляется это ее качество?

Литература [5, 6, 10, 17, 22]

Тема 6 Основные общественные функции библиографической информации

Цель: определить основные функции библиографической информации в обществе, их роль в информационно-образовательном процессе.

Задача: дать студентам понятие библиографической информации, документально и библиографической потребностей, изучить качества библиографической информации.

Вопросы

  1. Что представляют собой понятия основных общественных функций библиографической информации? Зачем они нужны и что дают библиографоведению?

  2. В чем состоит двойственность библиографической информации?

  3. Каково соотношение понятий информационных, документальных и библиографических потребностей? Что такое документально-библиографическая потребность?

  4. Какой поиск позволяют вести средства реализации коммуникативной функции библиографической информации – предварительный или окончательный?

  5. Какие закономерности развития и функционирования библиографической информации отражает последовательность ее основных общественных функций: поисковая – коммуникативная – оценочная?

Литература [2, 5, 6, 10, 17, 21]

Тема 7 Видовая классификация библиографии

Цель: изучить видовую классификацию библиографии в историческом и современном аспектах, определить ее значение для развития библиографической науки и деятельности.

Задача: научить студентов логическим правилам построения видовой классификации библиографии; дать им знания о современном состоянии данного направления в библиографоведческой науке.

Вопросы

  1. Какие основные концепции видов библиографии существуют в библиографоведении?

  2. Как соотносятся понятия научно-вспомогательной и реко­мендательной библиографии?

  3. Какие три основных способа классифицирования можно использовать в целях построения видовой структуры библиографии?

  4. На чем основаны и как соотносятся между собой понятия общей и специальной библиографии?

  5. Что означает и на чем основан закон функционального превращения источников текущей библиографии в ретроспективные?

  6. Как соотносятся между собой понятия универсальной и отраслевой библиографии?

  7. Что такое библиография библиографии?

  8. Современные концепции классификации библиографии.

Литература [1, 2, 5, 8, 10, 17]

Тема 8 Национальная библиография как вид

Цель: изучить проблему национальной библиографии как вида, рассмотрев ее в историческом развитии.

Задача: дать студентам понятие терминов «национальная библиография» и «государственная библиография», рассмотрев их соотношение; изучить современную систему взглядов на роль национальной библиографии внутри государства и на международном уровне.

Вопросы

  1. В каком веке и кем впервые был введен термин «национальная библиография»?

  2. Назовите основные признаки определения национальной и государственной библиографии.

  3. Кто считал термины «национальная библиография» и «государственная библиография» синонимами, и в каком его труде это нашло отражение?

  4. Какой термин, на Ваш взгляд, отражает сущность понятия «национальная библиография»?

Литература [8, 13, 17]

Тема 9 Структура библиографической деятельности

Цель: дать студентам общее представление о библиографической деятельности; рассмотреть ее конкретно-историческую обусловленность как общественного явления.

Задача: изучить структуру библиографической деятельности, ее основные компоненты.

Вопросы

  1. Что представляют собой непосредственная библиографическая деятельность и производные, сопутствующие виды деятельности?

  2. Что такое непрофессиональная библиографическая деятельность?

  3. Как соотносятся между собой понятия «библиография» и «библиографическая деятельность»?

  4. Чем отличаются и как соотносятся между собой компонентная и видовая структуры библиографии как области деятельности?

  5. Какой компонент в структуре библиографической деятельности является системообразующим и почему?

  6. Какими психологическими качествами должен обладать библиограф как субъект библиографической деятельности?

  7. В каких качествах выступают документы и потребители информации как объекты библиографической деятельности?

  8. Какова связь между документальной потребностью и документальным запросом?

  9. Как соотносятся между собой понятия «библиографический поиск», «библиографическое разыскание» и «библиографическое выявление»?

  10. Как связаны между собой основные этапы и методы библиографирования документов?

  11. Чем обслуживание по системе ИРИ отличается от тради­ционных форм индивидуального библиографического информирова­ния, осуществляемого библиотеками?

  12. Почему библиографическая продукция является одновре­менно средством и результатом библиографической деятельности?

Литература [2, 3, 5, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 20]

Тема 10 Видовая классификация библиографической продукции

Цель: рассмотреть библиографическую продукцию как результат библиографической деятельности и ее значение в удовлетворении библиографических потребностей.

Задача: изучить виды библиографических пособий, признаки их видовой классификации.

Вопросы

  1. В чем заключается конечная цель библиографической деятельности?

  2. Библиографическая продукция – результат …(закончите предложение).

  3. В чем заключается значение видовой классификации библиографических пособий?

  4. Назовите признаки классификации библиографических пособий.

  5. Какие виды пособий выделяются по назначению?

  6. В зависимости от объектов библиографирования пособия бывают …

  7. Назовите методы библиографирования и виды пособий, которые определяются в зависимости от них.

  8. Какие жанры пособий существуют?

  9. Назовите издательские формы пособий.

Литература [2, 3, 5, 8, 10, 17]



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания по изучению дисциплины для студентов заочного отделения

    Методические указания
    Дисциплина «Экономическая теория» является обязательным элементом системы высшего образования в Российской Федерации. В соответствии с Государственным образовательным стандартом Российской Федерации по гуманитарным и социально-экономическим
  2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (2)

    Методические рекомендации
    График сдачи отчетности 5 II. Материалы для выполнения контрольных работ Общие положения Порядок выполнения работы 8 Образец оформления титульного листа контрольной работы 10 Задания для контрольных работ Политология 11 Психология и педагогика
  3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (1)

    Методические рекомендации
    Выполнение контрольной работы прививает навыки самостоятельной исследовательской работы: целенаправленное изучение специальной литературы, оперирование основными понятиями науки.
  4. Методические указания для студентов заочного отделения специальности «Государственное и муниципальное управление»

    Методические указания
    Методические указания разработаны в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление».
  5. Программа методические рекомендации и планы практических занятий по курсу источниковедения для студентов заочного отделения и экстернов исторического факультета ставрополь, 2005 г

    Программа
    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ И ЭКСТЕРНОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Другие похожие документы..