Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Акціонерний банк “Національні інвестиції” (надалі Банк) в особі Голови Правління Крищука Олександра Дмитровича, що діє на підставі Статуту, з однієї ...полностью>>
'Документ'
Тайны и секреты алфавитов: что нового может поведать нам этот предмет о мире, в котором мы живем, и о нас самих? Очень и очень немного — как может по...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «16» октября 2008 года в 11 часов на заседании Диссертационного совета Д-212.166.10 при Нижегородском государственном университете и...полностью>>
'Сказка'
1-я служанка: На высокой горе, среди снежных облаков, среди синего неба стоит розовый чертог. На полу, на стенах, на потолке чертога- розы, розы, розы...полностью>>

М. П. Горчакова-Сибирская (отв ред., Спбгиэу), д-р философ наук, проф

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(СПбГИЭУ)


ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ

ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Материалы

VII научно-практической конференции

27 мая 2011 г.

Санкт-Петербург

2011

УДК 364(075.8).316:303.7

ББК 65.271

О82

Утверждено редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

Редакционная коллегия:

д-р пед. наук, проф. М. П. Горчакова-Сибирская (отв. ред., СПбГИЭУ), д-р философ. наук, проф. Е. А. Гусева (зам. отв. ред. СПбГИЭУ), канд. пед. наук М.В.Лазарева (чл. ред.кол., СПбГИЭУ), канд. филолог. наук В.В. Тепкеева (чл. ред.кол., СПбГИЭУ)

Одобрено к изданию научно-техническим советом СПбГИЭУ

О82 Отечественные традиции гуманитарного знания: история и современность: материалы VII науч.-практ. конф. 27 мая 2011/ ред. кол.: М.П. Горчакова-Сибирская (отв. ред.) [и др.] – СПб.: СПбГИЭУ, 2011. – 431 с.

В сборнике материалов конференции рассматриваются актуальные проблемы современного гуманитарного знания.

Издание рассчитано на студентов, аспирантов, преподавателей гуманитарных дисциплин и всех, кто интересуется современным состоянием гуманитарных наук. Материалы сборника могут быть использованы в учебном процессе и при изучении студентами курсов философии, культурологии, социологии, психологии и педагогики и других гуманитарных дисциплин.

УДК 364(075.8).316:303.7

ББК 65.271

© СПбГИЭУ, 2011

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

М.П. Горчакова-Сибирская

Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ШАГ К РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Образование всегда понималось как процесс, направленный на человека и на профессию. Соотношение этих сторон весьма подвижно: в разных социокультурных ситуациях доминирует та или другая направленность.

В середине XX века философия образования отчетливо и убедительно толкует педагогическую деятельность в контексте смыслов человеческого бытия. Образование понимается как базовый процесс в культуре: человек складывается под воздействием семьи, людей, окружающего мира, культуры, но только система образования рассматривается как целенаправленно развивающая человека как субъекта истории в самом широком и точном смысле слова. И в подготовке специалистов для той или иной конкретной деятельности формирование профессиональных навыков должно быть неотделимо от смысложизненного толкования самой профессии.

В любой деятельности, в конечном счете, реализуется не только профессиональное задание, но и определенная жизненная стратегия, в основе которой долг, достоинство, мужество, совесть, любовь.

При этом нравственные качества специалиста формируются и развиваются в учебных заведениях наряду с всесторонним развитием личности, в основном через гуманитарное образование и систему воспитательной работы.

Гуманитарная образованность гражданина зачастую отождествляется с интеллигентностью, хотя интеллигентность – это более широкое понятие.

Интеллигентность в современной профессиональной этике понимается как продуманность, интеллектуальная оснащенность для всякой работы, демократичность и доброжелательность в общении, отсутствие гордыни и недопустимость пренебрежения интересами потребителей, партнеров, клиентов.

Интеллигентность – скорее образ жизни, чем профессия.

На рубеже XIX-XX веков в складывающихся деловых отношениях осознается умение находить компромиссы, сохранять уважение к партнерам по бизнесу и коллегам, быть сдержанным, четким, корректным. То есть предполагается овладение теми чертами светскости, которые давались дворянам домашним воспитанием. Отличительные черты истинного интеллигента – прямота, честность, бескорыстный подвижнический труд. Бескорыстность выражается не в отказе от вознаграждения, а в энтузиазме и высоком качестве работы, которое трудно оценить в денежном соотношении. Подобно английским джентльменам, интеллигенты одержимы стремлением к творческому обновлению в своей профессиональной деятельности.

Если рассмотреть толкование понятия в разные исторические отрезки времени, то получим следующую картину.

Согласно мнению Д.С. Лихачева, интеллигенты – это «люди мягкие и ответственные за свои поступки, что иногда принимается за нерешительность». Отмечается отсутствие в истинных интеллигентах агрессивности и подозрительности, для них характерны повышенная восприимчивость в самовоспитании внешней и внутренней культуры, интерес к искусству, деликатность, принципиальность, отсутствие национализма, потребность к постоянному осмыслению жизни.

Что главное в личности интеллигента? Духовное богатство и душевная щедрость. Постоянное стремление ввысь и вглубь в сочетании с желанием поделиться тем, что обнаружено и осмыслено. В интеллигенте - обособление и общение не противостоят друг другу, открытость и вместе с тем избирательность в общении; умение быть хозяином, а не рабом вещей, идей, деятельности или обстоятельств; органическое неприятие пустословия, суесловия, «ярмарки тщеславия». Все эти качества опосредованы индивидуальным моральным сознанием.

В споре о сущности и судьбах российской интеллигенции проявилась весьма широкая, в некоторых аспектах полная и достаточно противоречивая система взглядов и суждений.

Взгляды расходятся от утверждения Д.А. Гранина о том, что у нас «нет ни власти, ни интеллигенции» до позиции Д.С. Лихачева, видевшего в характере интеллигенции свободу убеждений, интеллектуальную независимость и свободу как нравственную категорию.

Жизнь убеждает в правильности и дальновидности оценок Д.С. Лихачева. Принято считать, что у российской интеллигенции:

    • гуманитарная образованность, интегрирующая ценности отечественной и мировой культуры, исключающая местничество, национализм и любые проявления человеконенавистничества;

    • моральная чистота, высокое чувство социальной ответственности, способность активно защищать свои нравственные позиции;

    • восприятие культуры как критерия качества жизни, пронизывающего все сферы бытия от творчества до повседневности и проявляющегося в труде, познании, общественных отношениях, быту и досуге;

    • духовно-нравственная направленность, демонстрирующая активность личности в реализации своих гражданских, профессиональных, семейных и иных социально-значимых функций.

Наряду с противоречивостью как свойством характера русской интеллигенции и русского народа вообще, к его неоспоримым достоинствам следует причислить несомненную творческую одаренность. На пути реализации духовно-психического потенциала одаренности долгое время были достаточно очевидны следующие барьеры. С одной стороны, это давление не всегда оправданной, а нередко и чрезмерной социокультурной и идеологической идентификации; с другой стороны, это ограниченность концептуальных, преимущественно бихевиористских, подходов к пониманию феномена личности.

Гуманитарная образованность достигается через гуманитарное образование, но, безусловно, само по себе гуманитарное образование не создаст интеллигента. Для интеллигента не только фактор внешнего поведения, а главным образом внутренняя гармония, мотивированные эмоциональная и духовно-нравственная составляющие социальной психики личности дают возможность судить о ней как уникальной и неповторимой индивидуальности.

В настоящее время, в связи с актуальностью повышения нравственного потенциала общества проблема интеллектуализации стала предметом изучения ряда наук от философии, психологии и социологии до макроэкономики. На повестке дня вопрос о комплексной междисциплинарной науке – интеллигентоведнии.

Однако, как бы наука ни изучала черты и чёрточки, особенности интеллигентности, само понятие настолько психологически и социально тонкое и глубинное, что если посредством науки разгадка тайны русской интеллигенции и возможна, то формирование интеллигента как прикладная цель науки просто нереальна.

Что касается развития интеллигентности студентов, то следует всё же подчеркнуть, что гуманитарное образование является своеобразным отправным пунктом и в то же время стимулом к стремлению быть похожим на интеллигента, приблизиться к интеллигентской среде, “оттачивать” себя на пути к вершине.

Говоря об интеллигенте как этическом идеале результатов воспитания, представляется, что гуманитарное образование, система внеаудиторной работы и воспитательная направленность обучения в университете позволяют только лишь развивать интеллигентность, но не оценивать результаты: для конкретной личности интеллигентность либо есть, либо нет.

Т.Г. Новикова

ГОУ «Академия повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Необходимо изучать прошлое

для достижения возможности понимания

настоящего и управления будущим

Дж. Бернал

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ

КАК ИСТОЧНИК И ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одной из глобальных характеристик социального прогресса является доминанта инновационного способа развития. Современная конкуренция в мире характеризуется, в первую очередь, не борьбой за обладание ресурсами, материальными ценностями, а способностью к нововведениям. Именно эта способность, позволяющая выживать и развиваться в условиях нарастающей динамики социальных изменений, стала своеобразным индикатором эффективности современного образования.

Общественное развитие невозможно без инноваций, которые являются формой обновления общества на всех его уровнях, основным фактором не только экономического, но и социального развития, где они все чаще выполняют роль эффективного инструмента решения возникающих проблем.

В ХХI веке становятся все более очевидными тенденции смены ценностных приоритетов, обеспечивающих общественное развитие. Образовательные ориентиры стали иными, чем в традиционной системе. Взято направление на развитие инновационной политики в образовании: информатизация образовательного пространства, социальное партнерство, компетентностный подход, гуманистический, личностно ориентированные подходы, государственно-общественный подход к управлению образованием, развивающее обучение, создание среды для развития индивидуальности каждого.

Говоря о модернизации современного образования, целесообразно остановиться на соотношение традиционного и инновационного в процессе перехода общества к современному (информационному, постиндустриальному) этапу его развития.

Осуществляя модернизацию российского образования, с ориентацией на международный (западноевропейский и американский) опыт, следует серьезное внимание уделить специфике культуры, менталитета, местных особенностей. Опыт нельзя импортировать или перенести из одних условий в другие. Модернизация должна осуществляться в благоприятных условиях, учитывая предшествующие традиции и современное состояние общества. Данный принцип получил название "генетической совместимости". 1

Модернизация российского образования со всеми осуществляемыми в ходе ее инновациями требует внимательного отношения к российскому педагогическому наследию, к ментальности российского человека, многовековому опыту, духовности. В процессе осуществления модернизации образования, в каждом направление необходим учет и разумное соотношение наработанного в образовании опыта и изменившихся условий жизни общества.

Рассматривая вопросы инновационной деятельности в образовании, следует поднять проблему традиции, поскольку она стала одной из ключевых в споре о путях развития человечества, о том, что нужно ему оставить в прошлом и на что ориентироваться в будущем. Через понятия “традиция” и “традиционное” людям удавалось долгое время выражать свое смутное и полубессознательное отношение к отвергнутому прошлому и к тому, что в прошлом считалось незыблемым и неприкосновенным. Анализируя традиции и новаций, Дж. Бернал отметил, “сознательно или бессознательно ученые обязательно руководствуются опытом, почерпнутым из общего фонда человеческой культуры. Когда это происходит бессознательно, такая зависимость традиции будет слепой и приведет лишь к повторению опыта, более ранних попыток и решений, которые в силу изменившихся обстоятельств стали бесполезными. Если это делается сознательно, такое применение традиции должно привлечь за собой более глубокое знание. Необходимо изучать прошлое для достижения возможности понимания настоящего и управления будущим”2

Изучение традиций является необходимым этапом целенаправленного изменения действительности.

В.В.Аверьянов, обращаясь к вопросу традиции, раскрывает три ее аспекта: а) традиция как порядок, б) традиция как процесс, в) полная традиция. Прежде всего, отмечает исследователь, традицию следует определить как порядок наследования, обеспечивающий посредством определенных правил, обязанностей, мер точное воспроизведение сущности наследуемого, его содержания. Содержанием наследования в духовной культуре выступают смысл, ценностные установки, то, что называют “духом культуры”, ее внутренней сущностью. Традиция выполняет в культуре функцию инстинкта самосохранения, выступает как принцип и способность сопротивляемости разложению смысла. Поэтому традиция не может быть сведена к частному мнению, но только к надындивидуальной вере и убеждению. Традиция не является чем-то абстрактным, неуловимым, она всегда есть конкретный порядок: модель, образец, ценностный, духовно-эмоциональный, символический “стереотип”. 3

Полная традиция включает в себя помимо собственно традиции (как ее внутреннего принципа, то есть упорядоченного наследования): разработанную систему моделей наследования, обеспечивающую надлежащую сохранность каждой входящей в нее модели; мировоззрение, то есть систему представлений, поддерживающих традицию интеллектуально, в том числе идеологически; институты и организации, обеспечивающие последовательный и правильный процесс наследования, например: систему воспитания, систему образования, систему рекрутирования и инициации восприемников традиции.

Традиция в онтологическом смысле — это не сохранение или изменение, а нечто постоянное внутри перемен, константное в развитии, абсолютное в относительном, вечное во временном. Это тот фундамент, на котором “формуется” новое в образовании. Это идеи, подходы, методы, технологии, т.е., комплекс элементов, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи обучения, воспитания, образования; которые включают в себя процесс становления нового подхода, стиля мышления и т.д.4 [

Обучение в своей концептуальной форме предполагает два одинаково значимых обстоятельства: знакомство с прошлым и умение мыслить творчески, а значит, превзойти прошлое. При этом каждый из этих факторов имеет существенное значение. Без знакомства с прошлым, с тем, что накопило человечество по тому или иному вопросу, человек не сможет понять свое место в мире, не будет знать, каким образом формировалась культура, в чем проявляются духовные силы народа. Именно знание опыта, накопленного предыдущими поколениями, характеризует укорененность человека в той или иной культуре. Такое знание оказывает решающее влияние на формирующееся мировоззрение, отношение к ценностям своей страны.

Проблема традиций чрезвычайно многоаспектна в силу своей интегративной функции, поэтому в равной степени значима для любой сферы гуманитарных знаний, в том числе и образования. Эта особенность представляется значимой при рассмотрении связи традиции с общекультурными явлениями, т.к. проявляясь, традиция испытывает влияние социокультурной среды. Признавая важность диалога будущего с прошлым в культуре, Ю.М.Лотман говорил: “В подлинной культуре ничего не умирает... Будущее - это гармония человеческих усилий, интересов, возможностей”. Социально-экономические изменения, происходящие в, обществе сказываются на глубинных структурах культуры.

Э.С.Маркарян определяет культурную традицию как специфический для общества селективный стабилизирующий, гомеостатический механизм, который благодаря стереотипизации социально-организованного опыта и его пространственно-временной трансмиссии воспроизводит прошедший испытание способ человеческого существования.5

Редженова С.И. отмечает, что культурная традиция возникает как естественно-исторический механизм воспроизводства и регуляции системы социальной жизнедеятельности людей еще в их генезисе. Последующее ее функционирование обеспечивает стабилизацию сложившихся форм общественной жизни. 6

Значение культурной традиции для образования определяется, во-первых, тем, что отражает ценностные установки, сложившиеся в обществе на определенном этапе его развития, которые прошли практическую апробацию, что, гарантирует отделение утопических проектов от реализуемых. Во-вторых, она формирует духовную сферу, в которой происходит функционирование социальных процессов, в том числе и образования. В-третьих, определяя программу деятельности, общения, поведения субъектов конкретной исторической эпохи, она задает общую направленность педагогическим стереотипам.

Э.С.Маркарян по поводу трактовки культурной традиции писал, “это специфический механизм, во многом задающий общую направленность общественного развития. Ведь именно на потенциях и предпосылках, создаваемых культурной традицией, базируются творческие инновации, благодаря которым преодолеваются соответствующие, отжившие свой век стереотипы человеческой деятельности и происходит развитие общества”. 7. Культурная традиция сопровождает человечество на протяжении всей истории и представлена в конкретных исторически переходящих формах, т.е. “традиция не есть неподвижная статуя, она живая и растет подобно могучему потоку”, тем самым “является душой каждого последующего поколения, его духовной субстанцией, ставшей чем-то привычным, его принципами, предрассудками и богатством” 8. Здесь важно подчеркнуть, что традиция живой феномен, который требуется изучать, на который необходимо опираться при создании или введении нового в социальную практику. Взаимодействие традиции с культурой, проявление традиции в жизни общества посредством культуры - эта особенность традиции дает возможность утверждать, что в процессе исчезновения культурного наследия одного поколения, знание и сохранение его является проблемой для последующего поколения, то же касается и образования. Небрежное отношение к прежним традициям, отказ от учета педагогического опыта предшествующих поколений неизбежно приведет к ошибкам, рискам, неудачам и подчас неожиданным трудностям.

В различные исторические эпохи становление новых образовательных структур невозможно вне действия культурных традиций, которые являются основой для воспроизводства системы образования. Педагогическая традиция непрерывно обогащается с развитием общественно-исторической практики, поскольку усложнение и развитие социальной системы влечет за собой в качестве необходимого условия воспроизведение, сохранение, приращение накопленного педагогического опыта. Именно педагогический опыт предыдущих поколений и ориентация на воспитание будущих, выступает в педагогической традиции как количественные модификации настоящего.

Жизнеспособность традиций в образовании зависит от дальнейшего развития ее последующими поколениями, которые ее принимают и развивают, либо переводят в разряд консервативных явлений. В этом проявляется еще одна особенность традиции - массовое воспроизводство культурного наследия в современных структурах деятельности. То, что недавно пытались отвергнуть, уничтожить из культурного обихода, порой скоро признается необходимым и ценным, если эти стереотипы отвечают условиям жизни. К.Мангейм писал: “Конкретные формы существующих моделей поведения или продуктов культуры определяются не историей традиции как таковой, но исключительно историей тех свойств общественного положения, которые способствовали их появлению и последующему приданию им статуса традиций”. 9

Как отмечает Редженова С.И. “основная интегративная функция культурной традиции – информационно обеспечивать, регулировать, программировать и стимулировать те сферы жизнедеятельности…..в которых проявляются и доминируют социальные закономерности. Традиция выступает как обобщение и общественное санкционирование стихийно сложившихся продуктов материальной и духовной деятельности, обретает статус из вне предписанного стандарта.”10 В данном определении принципиально значимо то, что общество принимает сложившиеся продукты, придает им некую неписанную нормативность, традиционность и использует в дальнейшей жизни.

Традиция, в современных философских исследованиях трактуется как форма существования социального духа, стремление которой заключается в связи прошлого и будущего через настоящее. Поскольку “традиционная” организация общественного развития изменяется, интенсифицируется, достигает нового качества, определяется в традицию, то и культура не только изменяется, но и сохраняется, а сохраняясь передается, фиксируется. В результате “революционных” преобразований, которые являются основной предпосылкой для выхода на новый уровень общественной жизни, наступает новое “традиционное” общество. В этой связи традицию можно рассмотреть как «определенный тип отношений между последовательными стадиями развивающегося объекта, в том числе и культуры, когда «старое» переходит в «новое» и продуктивно работает в нем» 11.

В философско-педагогической литературе понятие “традиция” трактуется как передача социально - культурного наследия, как средство стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений. Но такая узкая трактовка, исходя из философского рассмотрения данного понятия, неприемлема для образования. Тем более, что на современном этапе развития общества, когда темпы социального прогресса высоки, то процессы формирования традиции участились, при этом многие из них не успевают даже “пройти проверки на полезность” как для общества в целом, так для образования в частности. Характер, педагогической традиции также дуалистичен, поскольку с одной стороны выступает, как фактор стабилизации и неизменчивости образовательных норм, передаваемых из поколения в поколение, с другой, - как база для новаций. Педагогическая традиция непрерывно обогащается с развитием педагогической практики. История педагогики есть движение формализованных структур педагогической деятельности, которая невозможна без научных знаний, информации, обеспечивающих ее осуществление. Поэтому усложнение и развитие педагогической деятельности влечет за собой в качестве предпосылки воспроизведение, сохранение и приращение накопленного опыта.

В этой связи назначение педагогической традиции состоит в обеспечении для последующих поколений педагогов возможности решать новые назревшие педагогические проблемы посредствам использования теоретического и практического наследия прошлых поколений. Отсюда Л.В.Романюк предлагает рассматривать педагогическую традицию как: форму избирательной фиксации педагогических стереотипов, основанных на прогрессивных педагогических идеях и выражающихся в педагогическом опыте определенного исторического этапа, аккумулирующегося и воспроизводящегося в педагогической практике современности, имеющего направленность на альтернативное использование.12

Педагогическая традиция является объективной реальностью. В основе понимания роли традиции в педагогической науке лежит представление о научном познании как о совокупности способов деятельности по овладению педагогическим наследием, нуждающимся не только в изучении, но в осмыслении, оценке, осознанном отборе для использования в современных условиях.

Учитывая, что сложившиеся на определенном этапе традиции в образовании несут на себе печать своего времени, они ограничены рамками прошлой деятельности. Закрепленные в традиции инновационные программы педагогической деятельности исчерпывают свои продуктивные возможности. Это приводит к тому, что постепенно в деятельность вовлекаются нетрадиционные системы организации, оперирование с которыми требует выработки новых программ действий, что приводит к мобилизации жизненной, интеллектуальной энергии личности, которая осуществляет переход на новый уровень бытия.

Подобные ситуации возникают периодически в развитии общества, когда оно переходит освоение новых уровней и видов материального мира, по своим законам резко отличающихся от объектов прежнего уровня, что обуславливает невозможность решить возникшую задачу наличными средствами. Для решения подобной задачи необходим инновационный подход суть которого заключается в выработке таких способов и приемов деятельности, которые бы позволили адаптироваться к непредвиденной традицией ситуации, освоить те объекты, способы и приемы оперирования, которыми отсутствуют в фонде культурной традиции. Это все дает основание считать, что в генезисе инновация возникает стихийно, вне сознательной ориентации на творчество, как действие, преследующее сугубо адаптивные цели. Результат новаторской деятельности существует вначале как единичный прием действия с конкретным объектом, а впоследствии этот прием обобщается и фиксируется в виде информационной модели, несущей информацию о “технологии” деятельности с данным классом объектов.13



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования по направлению 080500 «Менеджмент» Санкт-Петербург

    Публичный отчет
    Самообследование кафедры «Экономики и менеджмента в нефтегазохимическом комплексе» по направлению 080500 – Менеджмент проводилось в соответствии с приказом ректора университета № 1-109 от 01.
  2. Отчет о результатах самообследования 080502. 65 Экономика и управление на предприятии

    Публичный отчет
    Самообследование кафедры «Экономики и менеджмента в нефтегазохимическом комплексе» по специальности 080502.65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям: химическая промышленность; нефтяная и газовая промышленность) проводилось
  3. В россии (3)

    Библиографический указатель
    Цели Болонского процесса – формирование единого рынка труда высшей квалификации в Европе, расширение доступа к европейскому образованию, расширение мобильности студентов и преподавателей, принятие сопоставимой системы ступеней высшего

Другие похожие документы..