Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сайт музей русского слова () мной изначально создавался в качестве визитки музея, но со временем он перерос формат визитки и теперь является информати...полностью>>
'Документ'
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) – первый русский ученый–естествоиспытатель мирового значения. Один из величайших русских ученых и деятелей р...полностью>>
'Документ'
Государственная экономическая политика в основных сферах и отраслях национального хозяйства. Структурная государственная политика....полностью>>
'Документ'
Правопорушення, якi здiйснюють вiйськовослужбовцi, роз подiляють на загальнi i вiйськовi. До вiйськових вiдноситься по сягання на встановлений порядо...полностью>>

Программа курса и методические указания к практическим занятиям, самостоятельной работе для студентов 2-го курса дневной и 3-го курса заочной (на базе высшего образования) форм обучения по специальности 080102 «Мировая экономика»

Главная > Программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная академия экономики и права»

Кафедра мировой экономики и внешнеэкономических связей

Мировая экономика

Программа курса и методические указания

к практическим занятиям, самостоятельной работе

для студентов 2-го курса дневной и 3-го курса заочной

(на базе высшего образования) форм обучения

по специальности 080102 «Мировая экономика»

Хабаровск 2006

ББК У 5

Х 12

Мировая экономика : программа курса и методические указания к практическим занятиям, самостоятельной работе для студентов 2-го курса дневной и 3-го курса заочной (на базе высшего образования) форм обучения по специальности 080102 «Мировая экономика» / сост. Н. Л. Шлык. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2006. – 32 с.

Рецензент Е. И. Деваева

Утверждено издательско-библиотечным

советом академии в качестве методических указаний для студентов

© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2006

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4

1. Тематический план и распределение часов по курсу………………………...5

2. Содержание теоретического курса…………………………………………….6

3. Тематика, план и задания к практическим занятиям и

самостоятельной работе студентов семинарских занятий…………………….11

4. Вопросы к экзаменам………………………………………………………….30

Введение

Дисциплина «Мировая экономика» является одной из составляющих фундаментальной подготовки специалистов в сфере международного экономического сотрудничества. Она основывается на ранее изученных студентами курсах – экономической теории, макроэкономики, истории мировой экономики и других. В свою очередь, курс «Мировая экономика» является базой для дисциплины «Международные экономические отношения» и для последующих дисциплин специализации по специальности «Мировая экономика».

Целью дисциплины «Мировая экономика» является формирование у студентов современных знаний о сущности мирового хозяйства, теориях и тенденциях его развития, основных формах международных экономических отношений.

Наряду с анализом общих глобальных проблем мирового сообщества и направлений по их решению, оценкой природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства и уровнем социально-экономического развития разных групп стран (развитых, развивающихся и стран с переходной экономикой), тенденциями развития международной торговли, движения капитала, миграции рабочей силы в выборе предмета изучения определенный акцент сделан на Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) и формирующуюся здесь систему международной экономической интеграции. Такой акцент обусловлен возрастающей ролью АТР в развитии мировой экономики, значимостью этого региона во внешнеэкономической политике России и географической близостью стран АТР к Российскому Дальнему Востоку, развитие которого в значительной мере будет определяться углублением экономического сотрудничества России с азиатскими странами.

Предметом курса является изучение закономерностей формирования, построения и функционирования хозяйственных комплексов различных групп стран, их внешнеэкономических связей. В процессе изучения курса следует уяснить основные факторы внутреннего и внешнего характера, влияющие на формирование национальных хозяйственных комплексов, их структуру, характер внешнеэкономических связей.

Необходимо изучить особенности развития различных групп стран в мировом хозяйстве и объединяющие их проблемы и предпосылки для включения в формирующуюся систему региональной интеграции и мировой глобализации в целом.

Настоящая программа является единой для дневной и заочной форм обучения по специальности «Мировая экономика». Вместе с тем в зависимости от количества часов, выделяемых на данную дисциплину, возможна корректировка тематического плана, увеличение или уменьшение времени на изучение отдельных тем, самостоятельное изучение тем студентами.

В целом курс рассчитан на 68 аудиторных часов, в том числе 34 лекции и 34 часа практических занятий для студентов дневной формы обучения и на 20 аудиторных часов, в т.ч. 2 практических занятий для студентов заочной формы обучения.

1. Тематический план дисциплины

Количество аудиторных часов

дневная

заочная

всего

в том

числе

всего

в том числе

лек.

практ.

сам.

лек.

практ.

сам.

1. Мировое хозяйство: понятие, структура. Теории мировой торговли. Международное разделение труда и интернационализация экономики

10

4

4

2

2

2

6

2. Глобализация мировой экономики. Глобальные проблемы мирового хозяйства

10

4

4

2

2

6

3. Ресурсный потенциал мирового хозяйства

6

2

2

2

4

2

6

4. Отраслевая структура мирового хозяйства. Тенденции современного развития

6

2

2

2

6

5. Экономика промышленно-развитых стран. Их место в мировом хозяйстве

6

2

2

2

2

2

6

6. Экономика США

6

2

2

2

5

7. Экономика Европейского союза

6

2

2

2

4

8. Экономика Японии

6

2

2

2

4

9. Экономика развивающихся стран.

6

2

2

2

6

10. Экономика новых индустриальных стран (НИС)

6

2

2

2

2

2

4

11. Экономика стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

6

2

2

2

4

12. Экономика КНР

6

2

2

2

2

3

5

13. Экономика постсоциалистических стран. СНГ

6

2

2

2

2

2

6

14. Экономика России

6

2

2

2

2

3

6

15. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) и его роль в мировом

хозяйстве*

6

2

2

2

4

2

6

Всего

98

34

34

30

20

18

2

78

* Самостоятельное изучение

2. Содержание теоретического курса

Тема 1. Мировое хозяйство: понятие, структура.

Теории мировой торговли. МРТ и интернационализация экономики

Мировое хозяйство (мировая экономика): сущность, основные этапы формирования.

Система показателей, характеризующая экономический потенциал стран и используемая для определения их места в мировой экономике (ВВП, ВНП, в т.ч. на душу населения, отраслевая структура ВВП; внешнеторговые показатели – динамика внешнеторгового оборота (ВТО), его структура; экспортная, импортная и внешнеторговая квоты; автаркия и открытая экономика).

Субъекты мирового хозяйства: страны (объединение стран, групп стран: промышленно-развитые, развивающиеся страны, страны с переходной экономикой); международные экономические организации; международные корпорации. Три центра индустриального мира: Северная Америка, Западная Европа, Япония. «Большая семерка». Прогнозные оценки изменения экономических позиций основных центров мирового хозяйства.

Международное разделение труда как материальная основа развития мирового хозяйства.1 Факторы, влияющие на МРТ. Преимущества, получаемые странами в результате участия в МРТ.

Теории международной торговли: теория абсолютного преимущества (Адам Смит) и теория сравнительного преимущества (Давид Рикардо); теория факторов производства (Хекшера – Олина); «парадокс Леонтьева»; теория конкурентных преимуществ (М. Портер) и др.)

Тема 2. Глобализация мировой экономики. Глобальные проблемы мирового хозяйства

Интеграция и глобализация – определяющие тенденции развития современного мирового хозяйства.

Экономическая интеграция, сущность и виды. Формы интеграционных группировок. Влияние интеграционных группировок на экономическое развитие стран-участниц. Основные интеграционные группировки стран (ЕС, НАФТА, общий рынок Южного Конуса (Меркосур), АСЕАН и др.), их особенности и тенденции развития.

СНГ и ЕвраЗЭС. Роль России в современных интеграционных процессах.

Усиление тенденций глобализации в развитии современной мировой экономики.

Современные глобальные проблемы в мировой экономике. Проблемы безопасности и мира как центральная глобальная проблема; международные экономические аспекты решения продовольственной проблемы; демографические проблемы. Новые и нарождающиеся глобальные проблемы (международный терроризм, наркомания, освоение мирового океана и космического пространства).

Глобальное экономическое сотрудничество в новом столетии и роль международных организаций в решении глобальных проблем человечества.

Тема 3. Ресурсный потенциал мирового хозяйства

Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.

Природные ресурсы и их роль в мировой экономике. Абсолютная и относительная ограниченность минерально-сырьевых ресурсов. Запасы минерального сырья в различных странах и регионах. Экономический рост и потребление минеральных ресурсов. Земельные, водные и лесные ресурсы, их значение в развитии мировой экономики. Специфика стран и регионов в обладании и использовании этих ресурсов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009 Автор-составитель: Д. э н., профессор Родыгина Н. Ю

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  2. Учебно-методический комплекс для специальности 080102 Мировая экономика Москва 2007 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Немецкий язык» (основной) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта II поколения высшего профессионального образования по специальности «Мировая экономика» от
  3. Отчет орезультатах самообследования специальности 08. 01. 02 "мировая экономика" Саранск 2008 г. Содержание

    Публичный отчет
    4.1. Основная образовательная программа (цели ООП; учебный план по специальности; перечень специализаций; Учебно-методические комплексы; материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций) 14
  4. Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 080103 Национальная экономика, 080102 Мировая экономика

    Учебно-методический комплекс
    ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАН: Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 080103 Национальная экономика, 080102 Мировая экономика очной и заочной форм обучения.
  5. Учебно-методический комплекс для всех специальностей, кроме 080102 Мировая экономика

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Испанский язык» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины «Иностранный язык» (в вузах

Другие похожие документы..