Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
профессио-нальная подготовка кадров 848 43 1 4918 314 109 1481 educatio...полностью>>
'Документ'
Под рынком медицинских услуг в наиболее общем виде мы можем понимать некоторое взаимодействие между потребителями и поставщиками этих услуг, целью ко...полностью>>
'Учебник'
Допущено учебно-методическим объединением вузов России по педагогическому образованию Министерства общего и профессионального образования Российской ...полностью>>
'Решение'
Филологические сайты Интернет позволяют получить доступ к электронный версиям художественной и научно-гуманитарной литературы, к ресурсам ведущих оте...полностью>>

Этноментальные аспекты прозы муссы батчаева в свете жанрово-стилевых исканий карачаевской литературы второй половины XX столетия 10. 01. 02 Литература народов Российской Федерации (кабардино-балкарская и карачаево-черкесская литература)

Главная > Литература
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

МАМЧУЕВА ФАТИМА ОСМАНОВНА

ЭТНОМЕНТАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЗЫ МУССЫ БАТЧАЕВА В СВЕТЕ ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫХ ИСКАНИЙ КАРАЧАЕВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX СТОЛЕТИЯ

10.01.02 – Литература народов Российской Федерации

(кабардино-балкарская и карачаево-черкесская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Нальчик – 2010

Работа выполнена на кафедре литературы Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор

Бекизова Лейла Абубекировна

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук

Караева Зухра Басхануковна

кандидат филологических наук

Атабиева Асият Даутовна

Ведущая организация:

Адыгейский государственный университет

Защита состоится «02» июля 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.076.04 в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.

Автореферат разослан «28» мая 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета А.Р. Борова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Время рубежа XX-XXI веков характеризуется смещением духовных и культурных ценностей в обществе. Вопросы о судьбе малых народов, этносов, вопросы о судьбе их культуры являются актуальными.

Пристальное внимание народов к национальным идеям, традициям, обычаям, обрядам, языку, к своей территории, к проблемам самоопределения государственности отмечается еще в конце 1960-х годов в полиэтническом СССР. С распадом великой державы начинается бурный рост самосознания народов РФ; табу, которое было наложено на «национальное» (подавление национально-этнического сознания и национальных чувств) было снято.

В практике исследований проблемы национальной идентичности и ее интеграции в мультикультурное пространство современного общества признаны как приоритетные направления, разрабатываемые в художественном творчестве. Когда этнос обнаружит свою идентичность и не будет бояться ее утратить, на первый план выйдет фактор обогащения за счет диалога культур. Таким же образом обстоит дело и с национальным сознанием. Поэтому этническая идентичность сегодня становится основой идеологии, суть которой заключается в словах: «мы начинаем теоретически осмысливать вопросы идентичности именно в тот период истории, когда они становятся реальной проблемой» [Эриксон Э.: 1996].

Как и литературы других народов Северного Кавказа карачаевская литература, начиная с 1970-х годов восстанавливает утраченную связь с собственными национально-этническими традициями, идущими от фольклора, этикета. «Пробуждение интереса к истокам, возвращение забытых, запрещённых, отторгнутых официальной идеологией эстетических ценностей, писательских имен, возрождение традиций как ментально-бытийных, так и художественных идет в направлении поиска, обретения опоры в родной истории, определения своего незаёмного места в общепланетарном человеческом обществе» [Суюнова Н.Х.:1999].

Избранная нами тема диссертационного исследования посвящена проблеме изображения человека как представителя этноса, исследованию этноментальных основ характера, воссозданного в прозе карачаевского писателя Муссы Хаджи-Кишиевича Батчаева как представителя новой художественной традиции карачаевской литературы 1960-80-х годов.

Актуальность настоящего исследования состоит в постановке и теоретическом осмыслении неразработанной в карачаевском литературоведении кардинальной проблемы художественного мировидения, исследовании этноментальных основ, языковых особенностей картин национального мира, характеристики художественных образов в прозе карачаевского писателя Муссы Хаджи-Кишиевича Батчаева.

Мусса Батчаев принадлежит к среднему поколению карачаевских писателей, пришедших в литературу в конце 1950-х начале 60-х годов. В его творчестве наметились тенденции развития карачаевской литературы обозначенного периода.

С именем М. Батчаева связаны новаторские искания карачаевской поэзии, прозы и драматургии 1960-80-х годов. Философско-нравственные искания М.Батчаева во многом обусловлены этнокультурными, фольклорными и мифоэпическими традициями карачаевского народа, этнокультурными традициями, определившими особенности художественного этнографизма, являющимся важным вопросом при изучении национального языка с точки зрения реализованной в нем языковой (национальной) картины мира писателя.

Цель диссертационного исследования определяется её темой, необходимостью научного осмысления важнейших проблем, связанных с особенностями художественного мировидения писателя, индивидуальными способами выражения карачаевской ментальности посредством идионимии и элементов устного народного творчества, приемами создания национального мира, образа человека, воплощающего нравственное представление народа, философию мифов, легенд, афоризмов, пословиц.

В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи:

- исследовать генетические истоки творчества М. Батчаева, обусловившие принципы изображения и характеристики национального характера, человека этноса;

- выявить художественную концепцию человека в эпической традиции;

- исследовать роль художественно-этнографических традиций формирования поэтики и стилистики жанра в осмыслении национального мировосприятия писателя, а также проследить роль фольклорно-этнографических традиций в изображении героя и действительности, в воссоздании национального характера;

- охарактеризовать этнонациональные традиции изображения и характеристики человека средствами фольклора, этикета «Тау адет», эпической традиции;

- выявить историко-этнографическую основу образов и сюжетов произведений М.Батчаева;

- исследовать мифологические персонажи карачаевских легенд и сказаний писателя в сопоставлении с общекавказскими народными героями, что позволит не только выделить их специфические качества, но и проследить общие закономерности развития кавказского фольклора, выявить северокавказскую региональную общность, основанную на сходном опыте.

Анализ произведений подчинен исследованию заявленной темы, осмыслению принципов изображения героя и действительности в многожанровом творчестве Муссы Батчаева. Указанные задачи предполагают комплексное исследование особенностей поэтики и стилистики творчества писателя с учетом освоения им как мифоэпических, так и литературных традиций в контексте творческих исканий карачаевских прозаиков 1960-80-х годов.

Научная новизна исследования. В исследовании впервые предпринята попытка монографического изучения художественных национально-этнических и мифофольклорных традиций карачаевцев, определивших национальную особенность творчества Муссы Батчаева. В прозе М. Батчаева воссоздан национально-этнический мир, своего рода этнический микрокосмос, картина мира с соответствующими образами, сюжетными коллизиями, с внутренними психологическими конфликтами. Писатель воссоздает национальный характер, опирающийся на прочные мифоэпические и этнофольклорные традиции.

В определенной степени новым является и сам подход к исследованию поставленной проблемы: разноаспектное изучение вопросов основано на индивидуальном стиле писателя. Используя стилистические и образные возможности карачаевского языка, философию мифов, легенд, афоризмов, пословиц и поговорок, М. Батчаев воссоздает мир художественных образов, описывает жизнь и судьбу карачаевского народа. Рассматриваемый период охватывает 1960-80-е годы, и жанровые формы классифицируются с опорой на проблемно-тематический уровень произведений.

В работе дается анализ языковой картины художественного мира писателя, исследуется этнопсихологический и словесно-образный мир произведений М. Батчаева, создающийся за счет использования в тексте национальной лексики, запечатленной в пословицах, поговорках, афоризмах, фразеологизмах карачаевского народа.

Объект исследования проза карачаевского писателя-гуманиста, фольклориста, драматурга и переводчика Муссы Хаджи-Кишиевича Батчаева. Рассматриваемый нами период охватывает 1960-80-е годы, отбор произведений (преимущественно, прозу – повести, рассказы, новеллы, пьесы) обусловлен их хронологической принадлежностью к определенному периоду развития его творчества.

Материалом исследования послужили сборники «Быть человеком» (1968, 1987), «Серебряный дед», «Мои земляки» (1976), сборник сказаний и легенд «Горы и Нарты», написанный в соавторстве с Е. Стефанеевой, пьесы и повести на карачаевском языке. Исследование обозначенных произведений позволяет проанализировать языковую картину мира писателя, выявляя лингвистические особенности, стилистику и поэтику его творчества.

Методологической основой диссертационного исследования стала ориентация на целостное восприятие художественной и языковой картины мира творчества М. Батчаева, рассмотрение этой проблемы в контексте развития всей северокавказской и отечественной литературы.

Исследуя этноментальные аспекты прозы М.Батчаева, мы опирались на принципы и методы, разработанные в трудах Д.С.Лихачёва, Ю.М.Лотмана, Е.М.Мелетинского, В.М.Жирмунского, М.М.Бахтина, У.Б.Далгат, Л.Я.Гинзбург, Г.Д.Гачева, Г.Н.Поспелова, Н.С.Надьярных, А.С.Бушмина и других классиков отечественного литературоведения.

Значительную роль в решении научной концепции нашей работы сыграли труды и северокавказских литературоведов: Л.Бекизовой, М.Джуртубаева, А.Караевой, З.Караевой, З.Кучуковой, Х.Малкондуева, А.Мусукаевой, Н.Суюновой, З.Толгурова, Ф.Урусбиевой, Т.Чанкаевой.

Основные положения, выносимые на защиту:

- Возрождение духовно-культурных признаков этномиросозерцания и национального менталитета карачаевцев характерно для творчества М. Батчаева, которое является художественным воплощением возрождения национального этносознания. В этом плане творчество М. Батчаева является яркой страницей карачаевской литературы.

- Обращение М.Батчаева к генетическим истокам вызвано стремлением писателя показать свою этноментальную принадлежность, воссоздать происхождение национальной истории и личности в неразрывной связи с национальным бытом, культурой, попыткой передать самобытность национального мира своего народа. Выявляя генетические истоки творчества М. Батчаева, мира художественных образов, определивших национальное своеобразие писателя, мы отмечаем качественно новый тип взаимодействия народнопоэтических традиций и литератур, пример плодотворного взаимодействия синтеза фольклора и литературы с теми национальными особенностями, которые объясняются своеобразием их исторического развития. Этот синтез на уровне реалистического сознания обогащает прозу новым типом повествования, соединения лирики и эпики, во многом определившим быстрое развитие и успехи молодой письменной литературы.

- Жанрово-стилевые искания прозы М. Батчаева позволяют проследить формирование художественных модификаций, получивших закрепление в поэтических жанрах фольклора. Существенные результаты были достигнуты в освоении жанровой системы, в обогащении поэтики повествовательных жанров, в первую очередь, рассказа, повести.

- Все творчество М.Батчаева подчинено задаче ответить на вопрос, что значит быть Человеком, и с точки зрения взывающих к нему предков, олицетворяющих многовековую мудрость и опыт родного народа, и с точки зрения нового общества, современного человечества.

- Исследование прозы М. Батчаева в аспекте раскрытия художественной концепции человека обогащает современное литературоведческое представление о проблемах национального мировидения, о принципах создания национального характера в творчестве писателя. Он обращается к внутреннему миру человека, к духовному, нравственно-этическому облику современника – представителя всего человечества и своей нации. Поэтому важнейшими аспектами прозы писателя являются философичность, психологизм, рациональность, органичное единство общечеловеческого, национального и интернационального.

- Язык произведений М.Батчаева, мир его художественных образов складывался с опорой на мифоэпические и этнокультурные традиции карачаевского народа. Язык эпоса «Нарты», пословицы, поговорки, притчи, афоризмы – весь этот арсенал был взят писателем на вооружение в ходе перевода произведений русской и советской классики, использовался для передачи идей и мыслей на карачаевском языке.

- В прозе М. Батчаева большое внимание отводится «вечным» вопросам и проблемам человеческого бытия, определяющим её философское звучание, отражающим общечеловеческие, национальные и индивидуальные взгляды писателя на окружающую действительность, на личность в ее морально-этическом, социальном, национально-историческом аспектах. Эти представления, воплощенные в прозе писателя, обладая внутренним единством, развиваются согласно определенной логики художественной концепции человека.

- Проблема «сопряжения» традиционного и нового, общественного и индивидуального является важной нравственной проблемой. Решая её, М. Батчаев добивается определенных результатов, отказавшись от социологического разрешения проблемы и переходя на рельсы психологического раскрытия характера героя.

- Анализ ряда произведений с точки зрения мифофольклорных литературных взаимодействий показывает эволюцию национально-художественного мышления в карачаевской прозе. Кроме того, выясняется, что мифологические образы, генетически и типологически сходные с персонажами, бытуют в дагестанском, грузинском, и в общекавказском тюркоязычном фольклоре (Бийнегер, Беткил, Коджоджаш).

- Специфика этнофилософского содержания прозы М. Батчаева определила и специфику проблемно-тематической направленности поэтики его прозы 1960-80-х годов.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке актуальной проблемы национального мира, языковой картины мира на материале творчества карачаевского писателя М. Батчаева, в которой на первый план выдвигается проблема этнонациональной ментальности в его творчестве. Исследование ведется с учетом эволюции художественного сознания в процессе выявления этногенетических истоков, осмысления мира художественных образов, определивших национальное своеобразие творчества писателя. Полученные в процессе работы материалы и выводы по теме диссертации, на наш взгляд, позволяют увидеть решение проблемы концепции человека на национальном материале, обогащающее современное представление о проблемах национального мировидения, о принципах создания национального характера в творчестве писателя.

Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в работе выводы и обобщения могут быть использованы при дальнейшей разработке тем и решении проблем развития карачаевской литературы; при написании коллективных трудов по истории литератур народов Северного Кавказа и РФ, а также при подготовке вузовского курса лекций «История карачаевской литературы» и в практике преподавания карачаевской литературы в средней общеобразовательной школе.

Диссертационная работа значительно восполнит представление о самобытности и индивидуальности Муссы Батчаева и расширит общий взгляд на эволюцию жанров и нравственных исканий младописьменных литератур.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа была обсуждена на расширенном заседании кафедры литературы Карачаево-Черкесского государственного университета им.У.Д.Алиева (апрель 2010 г.), а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Российской Федерации» (май 2010 г.) в Кабардино-Балкарском государственном университете и рекомендована к защите.

Основные положения исследования освещались на внутривузовских, региональных, всероссийских, международных научных и научно-методических конференциях (Карачаевск, Пенза, Черкесск, Майкоп, Нальчик), в научных публикациях автора, в том числе в рецензируемом научном журнале «Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова», рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ по филологии (г.Кострома, КГУ, 2009. – №2).

Структура диссертации подчинена содержанию работы и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей список художественных текстов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, определены объект исследования, его основная цель и задачи, научная новизна, дана краткая характеристика изученности выдвигаемых проблем и вопросов, теоретическая и практическая значимость исследования, изложены методологические принципы работы.

В первой главе диссертации «Этнокультурные истоки творчества Муссы Батчаева» в двух ее параграфах исследуются мифоэпические и этнокультурные традиции карачаевцев, традиции осмысления окружающей среды и человека, этноментальные основы изображения национального мира в фольклорном наследии карачаевцев и балкарцев. XXI век отмечается пристальным вниманием национальной культуры к поиску своих истоков. Актуализация проблемы национальной идентичности, глубокое изучение истории духовности в реальном этногенетическом и историко-культурном контексте отражена в истории национальных литератур. Постановка этой задачи невозможна без решения проблем литературного контекста «проблемы связи национального «текста» литературы во всем его содержательном и формальном объеме со своим контекстом – литературным (историко-культурным), историческим, общественным и философским» [Надъярных Н.С.:1993]. В современном литературоведении понятие «текст», «генотекст» (контекст культуры) стало объектом внимания таких ученых, как Р.Барт [Барт Р.:1979], Ю.Лотман [Лотман Ю. М.: 2000]. Выявление коренных культурных констант, типологических общностей является важным для понимания специфики национальной культуры, для познания исторически полного объема культурного процесса в движущемся временном контексте. Начиная с архаических стадий он включает все этапы существования нации. Считая литературу «неотрывной частью культуры», М. М. Бахтин писал об упрочении связи между литературоведением и историей культуры, ибо «нельзя понять литературу вне целостного контекста всей культуры данной эпохи» [Бахтин М.М.: 1979].

Фольклор, являясь шкалой социального опыта, помогает глубже понять национальные и исторические особенности своего народа. Являясь источником необходимой информации, мифы, песни, сказки, легенды, пословицы и поговорки и другие жанры устного народного творчества не только давали людям эстетическое наслаждение, но и формировали художественно-образное мышление у носителей данной культуры, воссоздавали специфику и эволюцию мировидения данного народа.

В данной главе рассмотрены важнейшие проблемы, связанные с национально-художественными истоками прозы М. Батчаева, предопределяющие художественное мировидение, национальное своеобразие, мир художественных образов, миропонимание и мировосприятие писателя. Национальная основа прозы М. Батчаева связана с осознанием писателем своей причастности к карачаевскому этносу, стремлением выразить художественный менталитет карачаевцев через традиционные образы и мифоэпические традиции в целом.

В данной главе прослеживается стремление писателя художественно осмыслить судьбоносные темы всего карачаевского мира, опирающегося на героико-эпические традиции родного фольклора. В ходе конкретного анализа выявляются принципы художественного воссоздания мира с опорой на фольклорно-эпические традиции карачаевского народа, определяется специфика творческой индивидуальности писателя, формируются особенности осмысления им этнохудожественных традиций карачаевского народа.

Выразить национальное своеобразие М. Батчаеву помогает родной фольклор, в котором отражены самые выразительные черты народа. Пути отражения национального многообразны, так как они (пути) связаны с формой и содержанием произведения. Фольклор живет и на страницах повестей «Серебряный дед» и «Аул Кумыш» («Мои земляки») - обряды «къурманлыкъ», «къоз берк», «вызывания дождя»; притчи, легенды и сказки – «Притча о профессиях» (пахарь, воин, поэт)», «Легенда об ауле Кумыш», «Притча о карачаевском гостеприимстве», «Сказка о пастушьей свирели», пословицы и афоризмы - «если случится обвалу, то от птичьей ножки», «шел за шерстью, а вернулся подстриженным» («Аул Кумыш»); «Желать счастья легко - дать трудно. И взять трудно», («Когда осуждают предки»); «Кто приходит с огнем - тот сам горит», «Добрая зависть – это конь, на котором можно далеко уехать» («Серебряный дед») – все это позволяет говорить о фольклоре как источнике лиризма, так как наиболее лиричными являются те главы, которые насыщены фольклорными вставками.

В главе исследуется художественная традиция карачаевской прозы, которая охватывает эпос «Нарты», многожанровый фольклор, мифологический пласт – архетипические формы национального художественного мышления и является ее синтезом традиционных составляющих. Выявляя механизмы влияния этих традиционных основ на современную прозу, мы опирались на результаты новых литературоведческих исследований З.Х. Толгурова, Т.Ш. Биттировой, З.А.Кучуковой, З.Б. Караевой.

Современная карачаевская литература шире и глубже использует фольклорные и мифоэпические традиции. Такая плодотворная почва способствовала превращению эпического жанра в феномен, и исследовательский интерес к нему поддерживается наличием богатого, значимого, однако еще малоизученного и не осмысленного материала. Миф, являясь словесной первобытной культурой, выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Синтез древнетюркского, аланского и общекавказского компонентов лежит в основе мифологии балкарцев и карачаевцев. Культура древних племен – предков балкарцев и карачаевцев – богата и разнообразна. Она и явилась источником формирования мифологии этого народа, которая сохранила следы глубокого архаизма и донесла до нас религиозно-мифологические представления и древнее мышление народа в относительной полноте и разнообразии форм, хотя столетия и наложили заметный отпечаток на ее эволюцию.

В главе отмечается, что в формировании художественно-эстетического сознания карачаевцев и балкарцев велика роль нартского эпоса, традиционной формы национальной художественности. В этом отношении примечателен сборник легенд и преданий М. Батчаева, написанный в соавторстве с Е.Стефаневой «Горы и нарты». Обращение писателя к древним пластам культуры, куда входили мифы, эпические предания о богатырях, легенды дают подрастающему поколению знания о представлениях наших предков о мире, пространстве, времени, человеке. По легендам, мифам и преданиям можно сказать, чем раньше занимались наши предки, что их интересовало, чего боялись, чему поклонялись («Аймуш», «Бийнегер»).

Эпос – постоянный неисчерпаемый источник для содержательного обновления словесного искусства кавказских народов, так как в нем аккумулированы важнейшие нравственные идеалы. В прозе М.Батчаева представлена разнообразная символика: это серебряные рога – символ счастья, мира и изобилия; Эльбрус (Минги-Тау) – символ счастья; Апсаты – символ охоты; Фатима (Байдымат) – дочь бога и покровителя охоты, олицетворяющая закон разумного пользования богатствами природы, покровительница оленей; Адиюх – символ солнца и света; Эблиз – символ зла и пороков; золоторогий белый баран – символ плодородия. Прозаики и поэты новейшего времени, по-новому решая проблемы личности, продолжают черпать из этого источника, оказавшегося на перекрестках современной цивилизации, переосмысливая характер взаимоотношения его со средой обитания.

В главе специально подчеркивается роль фольклорно-эпических традиций как важнейшего и значимого пласта в развитии национальной культуры в целом и карачаевской литературы в частности. В настоящей диссертации проза карачаевского писателя Муссы Батчаева рассматривается с опорой на осуществленные исследования Х.Х.Малкондуева, Р.А.-К.Ортабаевой, З.Х.Толгурова, Т.Ш.Биттировой, З.А.Кучуковой, З.Б.Караевой, К.Н.Тотуркулова. Анализ ментальных, мировоззренческих, жанрово-стилевых и поэтических особенностей прозы М.Батчаева выявляет актуальность данного наследия для современной карачаевской литературы.

Во второй главе диссертации «Философия бытия в прозе М.Батчаева» в исследованы традиционное и новаторское темы единства человека и окружающего мира, роль народных преданий, пословиц и поговорок как основного элемента поэтики. В данной главе анализируется проблема человеческого бытия, которая проходит красной нитью через все творчество писателя. Особенно рельефно обозначаются эти проблемы в произведениях «Быть человеком», в пьесе «Ёлюб кетгинчи» («До самой смерти») и в стихотворении «Сый джойсам» («Если потеряю честь») «Серебряный дед», «Белая скала», «Двое», «Алибек – сын Дыгаласа», «Хочалай и Хур-Хур», «По закону жизни».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Писательская критика сибири: рецептивно-функциональные аспекты регионально-исторического самосознания

    Автореферат
    в часов на заседании Диссертационного совета ДМ 212 317.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им.
  2. Идея преображения в русской духовной культуре

    Автореферат
    Защита состоится «8» апреля 2009 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212. 044. 01 по присуждению ученой степени доктора наук при Государственной академии славянской культуры.
  3. Випуск 75 Серія: філософські науки другі кулішеві читання з філософії етнокультури чернігів 2010

    Документ
    Редакційна колегія серії “Філософські науки”: доктори філософських наук Афанасьєв Ю.Л., Бондаренко В.Д., Левчук Л.Т., Личковах В.А., Мєднікова Г.С., Оніщенко О.
  4. Автореферат дисертації на здобуття наукового ступеня (7)

    Автореферат
    Роботу виконано на кафедрі російської та світової літератури Харківського національного педагогічного університету імені Г. С. Сковороди Міністерство освіти і науки,
  5. «Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского»

    Автореферат
    Защита состоится « 26» января 2011 г. в 11.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.117.10 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук, доктора культурологии и доктора искусствоведения при

Другие похожие документы..