Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Андре-Мари Ампер родился 20 января 1775 года в Лионе в семье образованного коммерсанта. Отец его вскоре переселился с семьёй в имение Полемье, распол...полностью>>
'Документ'
Полные доклады, представленные во время работы Конференции, могут быть опубликованы в спецвыпуске журнала по рекомендации Международного Организационн...полностью>>
'Документ'
Национальный инвестиционный совет был учрежден в мае 2 года по инициативе ряда крупных бизнесменов, известных ученых и политических деятелей страны. ...полностью>>
'Документ'
Любое незавершенное психологическое событие, даже по прошествии длительного времени, продолжает подспудно влиять на человека и его поведение. Испытыва...полностью>>

Методическое объединение учителей географии Применение приёмов новых технологий лоо как средство повышения познавательного интереса к предмету географии. Обобщение передового педагогического опыта

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методическое объединение учителей географии

Применение приёмов новых технологий ЛОО – как средство повышения познавательного интереса к предмету географии.

Обобщение передового педагогического опыта

Галичаниной Г.П., учителя географии МОУ Кезской средней общеобразовательной школы №2, первая квалификационная категория, педстаж 32 года.

п.Кез, 2009 г.

Развитие личности воспитанника – одна из ключевых идей гуманистической педагогики – является приоритетной целью современного образования.

Педагог, занимающийся развитием личности школьника в процессе его обучения, выдвигает перед собой определенные образовательные и воспитательные задачи. К ним относятся: организация образовательного процесса на уроке таким образом, чтобы ученик сам определял цели и задачи своей учебной деятельности, а также усиление в содержании учебных дисциплин ценностно-смыслового компонента. Отсюда вытекает необходимость рефлексивной деятельности школьников такой, чтобы в структуре личностно-развивающего урока были представлены все структурные элементы деятельности: мотивы, цели, задачи, способы и средства её достижения.

Перечисленные задачи в полной мере реализуются в русле современных образовательных технологий: французских педагогических мастерских РКМЧП, исследовательских методов обучения.

Технология критического мышления через чтение и письмо позволяет процесс обучения сделать более интересным, более приближенным к реальной жизни, помогает глубже понять изучаемый материал. Уроки критического мышления отличаются рядом особенностей:

-первая особенность – это самостоятельность в мышлении. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формирует свои цели, свои оценки и убеждения.

-вторая особенность заключается в том, что информация является отправным, а не конечным пунктом. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

-третья особенность критического мышления начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать.

Учитель должен определить круг проблем, стоящих перед учениками. Собирая данные, анализируя тексты, карты, учащиеся находят ответы на волнующие их вопросы.

-четвертая особенность сводится к стремлению убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными и обоснованными доводами.

-и, наконец, пятая особенность. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается. В споре, обсуждении, обмене мнениями углубляется и уточняется позиция.

Известный педагог А.А.Окунев написал книгу «Как учить не уча», посвятив её технологии французских мастерских. Педагог в мастерской не учит, не сравнивает, не разъясняет. Функции педагога в мастерской сводится к предъявлению заданий, выполняя которые ученики сами приходят к собственным открытиям, выводам, оценкам. В структуре мастерских присутствует логика построения последовательности заданий. Это значит, что каждое звено мастерской вырастает из того или иного метода познания. Мастерская никогда не начинается с объявления темы и постановки цели учителем –мастером. Первый этап мастерской авторами данной технологии назван словом индуктор, который предполагает задания, направленные на создание мотива дальнейшей учебной деятельности. На этом этапе происходит актуализация личного опыта ученика, связанного с темой. Особым моментом мастерской, отличающим эту технологию, является разрыв, т.е. противоречие между прежними знаниями и новыми, приобретенными.

В технологии уроков-исследований мотивационный этап представлен «встречей с проблемой». Школьники осознают проблему, содержащуюся в предложенной ситуации, и формулируют исследовательский вопрос (проблему).

Основной этап урока связан с приобретением учащимися новых знаний, умений, опыта деятельности. Данный этап технологии включает сбор фактов, обобщение полученных знаний и построение объяснения, а также сопоставление с культурным аналогом.

Все рассмотренные современные образовательные технологии отличаются трехфазовой структурой урока, в которой выделяются вводный или мотивационный этап, основной – приобретения новых знаний, и заключительный – рефлексивный.

Авторы технологий считают, что деятельность учителей и учеников в их русле способствуют воспитанию граждан информированных, способных направить свои идеи и энергию на добрые цели.

Предложенные уроки разработаны в рамках технологии: РКМЧП, исследовательского методы, французских педагогических мастерских, отдельные уроки подготовлены только в сочетании мастерских и критического мышления.

Природные зоны Африки. Влажные экваториальные леса. Саванны.

Урок географии в 7 классе.

Цель: изучение физико-географических особенностей влажных экваториальных лесов и саванн, а также их органического мира.

Задачи:

- образовательная: формирование понятий «влажные экваториальные леса», «саванны» и «редколесья»; характеристика растительного и животного мира природных зон;

- воспитательная: формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;

- развивающая: продолжить формирование общеучебных умений в процессе работы с текстом учебника, таблицами, картами.

Технология: РКМЧП

Оборудование: карта «Природные зоны Африки», таблицы из серии « Растительный мир материков, « Животный мир материков и океанов», атласы.

ОУУН способствуют развитию мыслительных способностей ученика, самостоятельному познанию окружающей действительности. Мыслительная деятельность детей складывается из репродуктивного и продуктивного мышления. Продуктивное мышление отличается новизной своего продукта ( учебные проекты, исследования), своеобразием процесса его получения и существенным влиянием на умственное развитие. Репродуктивное мышление характеризуется меньшей продуктивностью, но обеспечивает понимание нового материала, а также применение знаний на практике без их существенного преобразования.

Развитие обоих видов мышления происходит в ходе учебных умений, формируемых учителем на уроке.

Ход урока.

Структура

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент.

Приветствует класс, настраивает его на успешную работу.

Здороваются. Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на успех в учебной деятельности.

Тема, цель, задачи урока. Актуализация знаний и умений.

Роль ОУУН в развитии мыслительной деятельности учащихся. Объявляет тему, цели и задачи урока.

Записывают тему урока.

Изучение и применение нового материала.

Разъясняет условия и последовательность работы школьников на уроке.

Игра №1. «Подбери вопрос»

Учитель предлагает текст справочника к уроку, где помещены вопросительные слова и выражения. Затем выбирает из текста два предложения и к каждому предложению подбирает вопросительное слово.

Игра №2. «Найти опорное предложение».

Рекомендует обратиться к справочнику, выявить, что такое опорное предложение».

Предлагает прочитать пункт «Влажные экваториальные леса» полностью и выбрать опорные предложения.

Игра №3. «Кто больше?». Стр. 110- 111 (1,2 аб.)

В течение 3 минут выбрать как можно больше опорных предложений.

Через 3 минуты подводятся результаты работы.. Кто отобрал 3 предложения? Кто больше?

Игра №4. «Моя познавательная задача»

Познавательная задача состоит из двух частей: смысловой (опорное предложение) и вопроса. Предлагает прочитать текст на стр. 111 ( 3, 4, 5 аб.) и стр. 112 и сконструировать познавательную задачу, используя вопросы, вопросительные слова и предложения текста.

Игра №5. «Кто быстрее?».

(Работа в творческих группах)

Предлагается на основе прочитанного и проработанного материала по влажным экваториальным лесам, а также саваннам отобрать три опорных предложения и сконструировать три познавательные задачи.

Игра №6. Конкурс на лучшее конструирование понятий «влажные экваториальные леса», «саванны».

Понятие формируется из двух смысловых частей: опорного предложения( или его части, или названия темы), а также его признаков, отражающих существенные свойства, взаимосвязи и взаимоотношения отдельных компонентов природной зоны.

БСЭ –

Саванна – тип тропич. раст-ти; характеризуется сочетанием травяного покрова с одиночными деревьями и кустарниками ( баобаб, зонтичная акация)

Влажный экваториальный лес – тип растительности, господствующий ярус которого образован несколькими видами деревьев с сомкнутыми кронами.

Осознают основные правила работы на занятии.

Вслух вместе с учителем читают текста учебника ( стр. 108-109 «География» 7 класс, авторы В.А. Коринская, И.В. Душная, В.А. Щенева.

Заслушивают вопросы. Находят в тексте предложения к вопросительным словам.( Два предложения индивидуально, а затем работа в парах)

Читают текст, выбирают опорные предложения, а затем озвучивают их.

Работа

- индивидуальная (подобрать два предложения)

- в парах

- в группах ( зачитать и выбрать опорные предложения для социализации в классе).

Примерные ответы:

«Влажные экваториальные леса расположены по обе стороны от экватора. Образование зоны обусловлено большим количеством тепла и влаги в течение года и др.

Читают текст «Саванны» стр. 110-111 (1,2 аб.). Подчеркивают в тексте опорные предложения. Через 3 минуты зачитывают вслух

Конструируют познавательные задачи разного уровня сложности:

- Почвы и растительность саванн зависят от продолжительности сезона дождей. Докажите это.

Используя таблицы, рисунки учебника, текст, выявите, что произойдет, если травоядным животным не будут сопутствовать многочисленные хищники?

Конструируют познавательные задачи. Те, кто выполнил быстрее других, зачитывают свой вариант (один из пары читает задачу, другой дает ответ).

Класс обсуждает познавательные задачи и способы их решения.

Прочитывают весь наработанный материал, текст и находят соответствующее опорное предложение и дописывают к нему свойства природных зон.

Работают в группах.

Каждая группа зачитывает свои формулировки понятий. Класс обсуждает, выбирает самое лучшее и записывает в словарь.

Рефлексия

Учитель вместе с учащимися обсуждают эффективность пробретения знаний и умений ходе каждой игры.

Учащиеся оценивают результаты сами. Если при выполнении заданий активно работали – высокий уровень успеха, если выполнялись задания на 50% - средний уровень успеха, низкий – менее 50% заданий выполнялись.

НАСЕЛЕНИЕ АВСТРАЛИИ.

Урок географии в 7 классе.

Цель: -формирование знаний об этническом составе, размещении и хозяйственной деятельности населения Австралии в сравнении с коренными жителями Удмуртии – удмуртами;

-продолжить формирование умения применять различные источники информации;

-формирование ценностного отношения к культуре народов, населяющих Австралию.

Оборудование: физическая карта Австралии, тексты, атласы, листы чистой бумаги, фломастеры.

Технология: РКМЧП

Вызов: Все учащиеся класса разбиты на 3 группы по 4 человека. В классе имеется стенная физическая карта Австралии. На столах каждая группа имеет атлас, фломастеры, тетради, листы чистой бумаги. На доске записаны ключевые слова:

1.суровая 2.низкий 3.волосы 4.веснушчатая 5.болотистая 6.замкнутость

Учитель просит каждую группу подготовить рассказ с применением предложенных ключевых слов (3 мин).

Участники групп презентуют свои рассказы, отражающие климатические и почвенные особенности местности (2 мин).

Учитель зачитывает культурный аналог, в содержание которого входят данные слова. «Суровая обстановка природы, среди которой живет этот народ, отразилась как на внешнем виде, так и на его душевном складе. Низкий рост, светлые волосы, серые глаза, веснушчатая кожа – вот отличительные признаки этого народа, жителей болотистой низменности. Замкнутость, молчаливость характеризуют внутренний склад его души ( Удмурты, учебник «География 9 класс).

Все слушают внимательно и отвечают на вопросы: «Описание какого народа предлагается в тексте?».

Учитель просит зарисовать на листах фломастерами коренных жителей Австралии – аборигенов (3 мин).

Рисунки укрепляются на доске скотчем и презентуются участниками (3 мин).

Учитель объявляет тему урока и записывает на доске, а школьники в тетрадях. Ученикам предлагается вычертить сводную таблицу «Сравнение образа жизни аборигенов и удмуртов»:

удмурты

Линия сравнения

аборигены

Колонки «удмурты» и «аборигены» учащиеся заполняют с информацией. Признаки, подлежащие сравнению, располагающиеся в колонке «линия сравнения», учениками определяются самостоятельно.

Осмысление содержания: На данной стадии каждый в группе получает текст о населении Австралии и Удмуртии, их образе жизни, хозяйственной деятельности и орудиях труда. Одновременно заполняется сводная таблица.

1 текст- Быт и образ жизни удмуртов.

2 текст- Орудие.

3 текст- Одежда удмуртов.

4 текст- Образ жизни аборигенов.

Тексты распределяются между участниками группы. Все знакомятся с информацией, которую записывают в соответствующую колонку таблицы, а также формулируют признаки, подлежащие сравнению.

Затем из учащихся формируются экспертные группы, в которых происходит обмен результатами своей работы. Вернувшись в рабочую группу, каждый эксперт знакомит участников с подготовленным материалом. В рабочей группе происходит обмен информацией всех участников (2 мин).

Учитель предлагает каждому прочесть свою таблицу и одному из учеников прочесть её. Линии сравнения обсуждаются, дополняются, выясняются вопросы, возникшие в ходе знакомства с информацией и заполнении таблицы (5 мин).

Рефлексия:

  • Представьте, вы оказались в роли туристов, путешествующих по Австралии. Отправьте sms-сообщение на мобильный телефон своим родным, высказав свои впечатления от общения с населением Австралии. Необходимо учесть роуминг, а также баланс своего телефона.

  • Какие чувства испытали от знакомства с населением? Не возникло ли у вас чувство ксенофобии («ксено»- чужой, «фобия»- страх).

Приложения.

Быт и образ жизни удмуртов.

Удмуртские поселения всегда располагались в местности с таким расчетом, чтобы рядом были вода и лес. Таким экологическим требованиям отвечали высокие берега рек или незатапливаемые весной пойменные террасы.

В намеченном для поселения месте на довольно значительной площади лес сводили, чтобы было достаточное количество солнечного света и местность проветривалась.

Дома (избы) строились исключительно из деревьев. Строительным материалом служила ель – широко распространенная в Удмуртии порода, и раньше в ней недостатка не было. Заготовляли брёвна весной или поздней осенью, когда древесина содержит меньше влаги. Готовый сруб оставляли на некоторое время для просушки. Между брёвнами прокладывали зелёный, реже – сфагновый мох как утеплитель.

Клеть и подворные постройки также старались делать из ели, но здесь не было строгих правил, могли быть использованы и другие хвойные породы. Строили бани. Из деревьев делали мебель и посуду.

Излюбленным занятием удмуртов было бортничество – промысел мёда. Большое распространение получили обработка дерева, кости, металла, льна, шерсти, кожи.

Орудие.

Большинство орудий аборигенов сделаны из дерева, кости и других органических материалов. Каменные орудия применялись непосредственно при добыче пищи, и поэтому они были более специализированными. Но по большей части каменные инструменты использовались при изготовлении орудий из дерева, кости и других органических материалов, а те в свою очередь применялись в хозяйстве. Аборигены не применяли для охоты лук и стрелы. Само по себе это не удивительно, так как несколько столетий назад они вступили в контакт с народом макассарами, который использовал или знал лук и стрелы.

Женщины обычно собирают продукты на расстоянии 6-8 км от лагеря, а мужчины уходят искать дичь на 11-13 км.

Многие другие охотничьи народы применяли отравленные метательные оружия (простые стрелы и стрелометательные трубки). В Австралии, что может показаться еще более удивительным, чем отсутствие лука и стрел, аборигены ни когда не использовали яд для увеличения силы воздействия своих копий. Они прекрасно знали ядовитые растения и змей. Данные Дж.Полтера показывают, что большая часть метательных копий для броска были не более 160 см длиной и весили 100 г или даже меньше. Основными типами орудий служат копьё, копьеметалка, палица, бумеранг и щит. За исключением орудий для охоты женщинами использовалась палка – копалка.

Образ жизни аборигенов.

До прихода европейцев в Австралии проживало примерно 700 племен, говоривших на разных языках. Они занимались собирательством, рыболовством. У аборигенов не было постоянных жилищ. Спали они в углублениях на земле. Иногда аборигены строили хижины из веток, глины и кусков коры. Аборигены, живущие в горной местности, строили жилище из камней или поселялись в пещерах. Одежды у них почти не было. Женщины носили передник, у мужчин был пояс из человеческих волос, спереди висела перламутровая раковина. В холода они завертывались в шкуры кенгуру. На охоту аборигены выходили с копьями и бумерангами. Первое, что поразило европейцев, столкнувшихся с аборигенами Австралии, была примитивность их материальной культуры. Они умели добывать огонь, но ничего не знали о возделывании растений, о приручении скота. Они были охотниками, собирателями, рыболовами. Их существование целиком зависело от способности добывать себе пищу. Аборигены были кочевниками, ибо только при подвижном образе жизни они могли выживать во время продолжительных засух. Их утварь была крайне немногочисленна и представляла собой орудия охоты и собирательства: копья, бумеранги, палки-копалки, рыболовные сети из травы.

Население состоит из аборигенов и европейцев- англоавстралийцев.

Одежда удмуртов.

Североудмуртский женский костюм представлял собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов. Шили его из белого домотканого холста, он имел туникообразный покрой и украшался вышивкой. Особенность такого покроя заключалась в том, что не было плечевого шва: основное полотнище перегибалось пополам, и к нему под прямым углом пришивали рукава и боковые полотнища, прямые или расширяющиеся книзу. Вышивали рубашку шелковыми, шерстяными, бумажными, серебряными и позолоченными мишурными нитками. Вышивкой украшали грудь рубашки, рукава и подол. Основным её элементом был геометрический орнамент: звёзды, ромбы, квадраты, кресты; в расцветке преобладал красный в сочетании с синим или черным.

Полы, воротник, подол кафтана украшали вышивкой, иногда – бусами, монетами, раковинами каури; вышивка всегда сопровождалась нашитой полоской кумача. Свадебные шортдэремы украшались особенно богато, с большим количеством кумачовых полосок.

Неотъемлемую часть женского костюма составляли передники без грудки (азькышет), их отделывали кружевами, тесемками, вышивкой. В праздники на фартук надевали еще узорный пояс, к которому подвешивали полотенце или платок.

Теплой верхней одеждой служили длинные из толстого сукна кафтаны (сукман). Праздничные сукманы шили сукна, с отрезной спинкой, с большим количеством сборок; будничные – и- некрашеного сукна, приталенные, без сборок. Шубы делали из дубленой овчины.

Большим разнообразием отличались женские головные повязки, покрывала, шапки, полотенца и т.д.

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ

Урок географии в 7 классе

Цель:- сформировать знания об особенностях внутренних вод материка Южная Америка

-продолжить формировать умения устанавливать зависимость характера течения от рельефа, режима питания от климатических условий;

-создать условия для развития умения связно и логично излагать свои мысли;

-совершенствовать навыки групповой работы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общественная организация учителей географии Географическое образование XXI века Материалы семинаров и конференций 1996 2002 Москва 2002

    Семинар
    Интеграция географии, экологии и профориентации является перспективным направлением развития школьной географической науки и имеет большое не только теоретическое, но и практическое значение.
  2. И. И. Букина заместитель директора государственного учреждения «Региональный центр развития образования» > И. М. Петряева старший методист отдела «Передовой

    Документ
    И.М. Петряева – старший методист отдела «Передовой педагогический опыт в системе образования» государственного учреждения «Региональный центр развития образования»
  3. План работы васильевской мсош 2011-2012 уч год Протокол №1 Педагогического совета от 26. 08. 2011 г. Анализ работы школы за 2010/2011 учебный год

    Анализ
    Деятельность образовательного учреждения по выполнению Закона российской Федерации «Об образовании», направленная на получение бесплатного основного и среднего образования.
  4. Рекомендации по построению моделей "портфолио" выпускников основной школы Методические рекомендации по введению предпрофильной подготовки в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области

    Методические рекомендации
    Астафьева Н.Г. О результатах деятельности системы образования Тамбовской области в 2004 году ио приоритетных направлениях модернизации образования в 2005 году.
  5. Анализ итогов 2009-2010 учебного год

    Анализ
    Анализ работы МОУ «СОШ №49» за 2009-2010 учебный год проведен с целью определения эффективности работы образовательного учреждения. Критериями реализации основных направлений выбраны конечные результаты в достижении индикативных показателей

Другие похожие документы..