Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Термодинамічні основи і цикли. Показники термодинамічних циклів поршневих двигунів. Методи термодинамічного аналізу (енергетичного, ексергетичного та...полностью>>
'Сочинение'
Мне повезло – моя классная руководительница Ольга Дмитриевна Маркина примерно такого же возраста, как и мои родители. Возможно, это помогло мне легче...полностью>>
'Документ'
Стаття присвячена дослідженню теоретичних і практичних аспектів електронної торгівлі у глобальному економічному середовищі. Виявлено генезис, тенденц...полностью>>
'Доклад'
- широкой информированности общественности и прежде всего родительской, в вопросах образовательной деятельности школы, результатах и проблемах её раз...полностью>>

Потапов Л. П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Историко-этнографический очерк. / Отв ред. А. П. Окладников

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

46

состав родов (Gesehlecht) внутри каждого племени, то такое предположение, конечно, отпадает. Вот родовой состав тубаларских 1 «племен» по Радлову: Кузен — роды Кузен и Чедибеш; Тир- | гешь — роды Тогус, Иобур, Чыгал;52 Комнош — роды Комнош, j Ялан, Тон, Чыгал и Палан; Июс — роды Иус и Шор; Торгул — | родов не имеет. Однако с таким определением невозможно согласиться. Радлову, конечно, назвали административные волости и внутри их сеоки-роды, которые в этих самых волостях тридцать щесть лет спустя зарегистрировала перепись 1897 г. Конечно, 9 / в «племени» Юс не могло быть и не было сеока Шор. Речь идет о Южской волости, в которой шорцы жили и в 1897 г. (51 чел.). Сеок Тон — это Кумандинский сеок Тонг, а сеок Палан — подразделение сеока Кондош (Палан-Кондош), как Педебеш подразделение сеока Кузен.

Привлечем данные переписи 1897 г. относительно тубаларов. В Комляжской волости отмечено 9 сеоков: Комдош, или Комнош (1037 чел.), Ярык (413 чел.), Чагат (158 чел.), Ялаи (96 чел.), Тастар (8 чел.), Мундус (6 чел.), Байлагас (5 чел.), Соен (5 чел.), Дьеты-Сары (3 чел.). Основным сеоком по численности в этой волости был Комдош, вторым по численности — Ярык и третьим — Чагат (или Чыгат). Кроме того, почти сто человек / здесь насчитывал сеок Ялан. В Южской волости было зарегистри- / ровано 4 сеока, из которых главным являлся сеок Юс (613 чел.), / остальные три сеока были весьма малочисленны: Чор или Шор (51 чел.), Ярык (11 чел.), Мундус (6 чел.). Кузенская волость включала представителей семи сеоков. Из них сеок Кузен был наиболее многочисленным (451 чел.), вторым по численности шел сеок Тентерек (260 чел.), затем совсем мелкие: Танды (46 чел.), Йоты, или Чооты (31 чел.), Тёртас (19 чел.), Педебеш (5 чел.). Наконец, в составе Кергежской волости было зарегистрировано шесть сеоков: Тогус (497 чел.), Чагат (356 чел.), Тибер-(228 чел.), Кергиль (5 чел.), Сарылар (3 чел.), Комдош (1 чел.). Отсюда можно сделать следующее заключение. У тубаларов большинство населения волости принадлежало к одному, иногда к двум сеокам. Например, в Комляжской волости это были сеоки Комдош и Ярык; в Южской — сеок Юс; в Кузенской — сеок Кузен, ибо Тентерек, согласно нашим полевым записям, — искаженное название Тонжарок, которым именовалось одно из подразделений сеока Кузен.

В Кергежеской волости население принадлежало к трем сеокам: Тогус, Чагат, или Чыгат, и Тибер, из которых первым по численности был Тогус.

j. M В данных названиях у Радлова явная описка (либо опечатка): Иобур __ эт0 в переписи 1897 г. и наших полевых записях Ябыр (который почему-то отождествлен в переписи с сеоком Ярык, что неправильно); чыгал — это, конечно, Чыгат.

47

Опираясь на полевой материал, собранный нами в 20-х годах примерно лет через 30 после переписи 1897 г., а также на этнографическую литературу, мы уверенно можем перечислить сеоки которые являются собственно тубаларскими. В этом отношении особенно ценны показания многих стариков-тубаларов, с которыми нам приходилось неоднократно работать в полевые сезоны в разных районах проживания тубаларов. Исходя из списка переписи 1897 г., мы отметим прежде всего как явно не тубаларские сеоки Чор, или Шор (это шорцы, выходцы из Кузнецкой тайги, которые хорошо помнят о своем переселении к тубаларам), Танды (тувинский сеок). Сеоки Юуты (Йоты, Чооты) и Юртас (Тёртас) — несомненно роды телеутов-аккештимов, главная масса которых обитала в б. Аккештимской волости Кузнецкого уезда. Сеоки Мундус, Кергиль и Байлагас относятся к южным алтайцам (телеуты и собственно алтайцы), о чем говорилось выше. Сеок Ялан тоже пришлый. Старики рассказывали нам, что настоящее название данного сеока Тогул, или Торгул. Доподлинно известно, что в XVIII в. сеок Тогул обитал по р. Чумышу. Представители его появились среди тубаларов в тайге недавно. Они пришли сюда Г из степных мест вследствие голода. Поэтому местное население £ говорило про них «яландан кельген кижилер», т. е. «из степи пришедшие люди». От слова яландан (из степи, степняки) и произошло название Ялан (сокращенное слово яландан). Постепенно это имя настолько привилось, что и сами люди из сеока Торгул стали называть себя Ялан.53 По происхождению же сеок Торгул телеутский. Они жили оседло к западу от Томи в Торгульской волости, где, по данным В. Вербицкого, их числилось в 60-х годах XIX в. 364 чел.54 Сеок Чагат, или Чыгат, по свидетельству местного населения, явился из южной части бассейна Телецкого озера.55 Он телесского происхождения. Мы это отметили выше, ■когда рассматривали родовой состав телесов. То же самое нужно сказать и относительно сеока Ярык (он в переписи идет и под названием Ябыр), телесское происхождение которого также удостоверяют тубалары. Сеок Тастар относится к кумандинцам, и о нем речь пойдет дальше, а сеок Сойон — тувинский. Сеок Утты-Сары, точнее Дьеты-Сары, также не тубаларский. В черневых волостях было зарегистрировано из него всего 3 человека. Он входил в пятую алтайскую дючину (295 чел.), обитал в левобережном районе Катуни и по своему происхождению был связан, как указывалось, с енисейскими кыргызами. Таким образом, из 22 сеоков, зафиксированных переписью в черневых волостях, 13 перечисленных сеоков не являются тубаларскими.

53 Согласно нашей полевой записи, произведенной среди кумандинцев,на Бию пришли три брата сеока Тонгул из степных районов. Двое из них,Ямяк и Варсогош, ушли в Комдошскую волость.

54 В. Вербицкий. Алтайские инородцы. М., 1893, стр. 7.

55 С. П. Швецов, ук. соч., стр. 105.

-48

К сеокам тубаларов относятся следующие, названия которых ь1 даем с уточнениями, полученными на месте во время полевой работы: Кондош (по другому произношению — Комнош и Компот) > Кузен, Юс, Тибер, Тогус. Укажем здесь, что Палан, Педе-беШ и Тентерек, отмеченные переписью, несомненно тубаларской Группы, но это не сеоки, а их ответвления. В частности, сеок Па-лан — это только подразделение сеока Кондош, который делился на: 1) Кобурчи-Кондош (т. е. угольщики, так как часть кондошей занималась приготовлением угля для кузнечной работы и позднее для продажи русскому населению); 2) Катугас-Кондош (молчаливые) ; 3) Кипе пбрюк Кондош (носящие кошемные шапки); 4) Палан-Кондош, т. е. «калинщики» (собиратели ягод калины). В подразделение Палан-Кондош входила и группа Когус-Кондош т. е. «громкоголосые», или «горластые». Тентерек, Педебеш и Санмай, отмеченные переписью, были подразделениями сеоков Кузен и Юс. Сеок Кузен имел три подразделения: Тонжарак-Ку-зен (в переписи искажено Тентерек), Педебеш-Кузен и Киштен-дер-Кузен (охотники на соболя). Сеок Санмай — это подразделение сеока Юс. Последний распадался на четыре подразделения: 1) Тау-Юстар (горные юзы); 2) Сары-Юс (желтые юзы); 3) Шанмай-Юз (в переписи Санмай-Юз; 4) Саргайчы-Юз (собиратели сараны). Следовательно, у тубаларов было (не считая подразделений) пять сеоков: Кондош, Кузен, Тибер, Тогус, Юс.

Нам предстоит рассмотреть сеоки тубаларов в историко-этно-графическом плане по примеру южных алтайцев. Начнем с Кер-гежской волости, которая на протяжении всего XVII в. именовалась в русских исторических документах Тиргешской и только в 1703 г. впервые была названа Кергежской. В официальных русских источниках это новое название удержалось, хотя иногда оно уживалось вместе со старым. Однако у местного населения волость по-прежнему называлась Тиргешской. В. Радлов приводит, со слов местных жителей, старое название Тиргеш вместо Кергежской волости и отождествляет его с племенем. Перепись 1897 г. внесла в свои материалы официальное название волости как Кергежской. Во время полевой работы в конце 20-х и на протяжении 30-х годов мы неоднократно слышали от некоторых тубаларов, что они принадлежат к Тиргеш, причем иногда отвечали нам так на вопрос о принадлежности к сеоку. Как бы то ни было, но определенно устанавливается, что название Кергежской волости первоначально звучало как Тиргешская. Для нас оно представляет

55 По поводу молчаливости и сдержанности характера упомянутой группы Кондош нами записано несколько рассказов, иллюстрирующих эту особенность: Л. П. Потапов. Разложение родового строя у племен Северного Алтая. М.—Л., 1935, стр. 11—12. См. там же и о подразделениях ДРУгих сеоков тубаларов.

4 Л. п. Потапов 49

особый интерес, так как содержит в себе древнетюркский этнощщ тюргеш. Следовательно, как можно думать, старое название туба-ларской волости, зафиксированное в письменных источниках XVII в., говорит о наличии в среде тубаларов потомков древних тюрков, скотоводов-кочевников по образу жизни. И действительно, именно, у тубаларов Кергежской волости, как обратил в свое время внимание А. В. Андрианов, в культуре и быте проявлялись черты скотоводческого быта, как и у южных алтайцев. Это обстоятельство особенно ярко бросалось в глаза на фоне охотничьей культуры, характерной для тубаларов, отражающей быт пеших таежных охотников. А. Андрианов пишет, что мужчины у тубаларов-кергеш носили волосы, заплетенные в небольшую косичку, а женщины — безрукавую верхнюю одежду (чегедек), обычную для южных алтайцев. Добавим к этому еще такие признаки, как приготовление молочных продуктов, способ приготовления и терминология которых свойственны для тюркоязычных кочевников, в частности для южных алтайцев. Невозможно не обратить внимания и на то, что южные алтайцы называют кожаный сосуд для хранения чегеня большей частью по-монгольски — архыт, хотя местами употребляют и старинный тюркский термин саба. Любопытно, что у тубаларов, жителей тайги, еще в недавнем прошлом типичных охотников-звероловов, это тюркское название для большого кожаного сосуда бытовало до наших дней, но применительно к берестяному сосуду, в котором приготовляли ячменную брагу для жертвоприношения духам-покровителям. Термином саба они называли и самую жертвенную брагу, приготовляемую из моченых зерен ячменя, толокна и воды, подвергшихся брожению. Это обстоятельство может служить косвенным указанием на то, что в этногенезе тубаларов приняли участие тюркоязычные кочевники Алтая еще в домонгольский период, когда широко бытовал упомянутый тюркский термин саба, который и сохранил свое старое название в области шаманского культа.

Мы не можем также не обратить внимания на состав сеоков Тиргешской волости. Если В. Радлов относил к тиргешам сеоки Тогус, Иобур (т. е. Ябыр) и Чыгат, то перепись 1897 г. основным населением Кергежской волости показала те же три сеока — Тогус, Чагат и Тибер. Названные сеоки, по крайней мере два первых, по своему наименованию представляют определенный исторический интерес. Название Тогус невольно ассоциируется с именем Тогус-Огуз, под которым было известно объединение ряда племен теле в VII—VIII вв. Если обратиться к сеоку Чыгат, то, кроме его телесского происхождения, указывающего на наличие среди тубаларов тюркоязычных этнических элементов, связанных с культурой и бытом кочевников-скотоводов, само название дает основание сопоставить данный этноним с именем Чик, названием племени, жившего в VII в. в долине Енисея на территории совре-

50

иной Тувы.57 Мы вернемся к этим названиям в заключительной* аве, а хеперь обратим внимание только на то, что, судя по неко-Горым этнонимам и этнографическим признакам, среди тубаларовггдргешской волости сохранились далекие потомки кочевников-скотоводов периода Тюркского каганата. ,„ jКузенская волость, абсолютное большинство населения кото- [рой, согласно переписи, принадлежало к сеокам Кузен и Тенте-рек,' состояла по существу только из сеока Кузен, так как Тенте-рек'переписи 1897 г. — это искаженное название Тонжарак, представляющее одно из трех подразделений сеока Кузен, о чемупоминалось выше. Относительно происхождения сеока Кузену тубаларов и челканцев существуют сходные предания. Сеок Кузен считается кровнородственным сеоку Чалканыг (или Чал-канду). Между ними поэтому запрещены взаимные браки. Предание сообщает, что патронимные основатели обоих сеоков былиродные братья по имени Кузенек и Чалганак, которые поселилисьна правобережье Бии. Один из них — Кузенек — стал жить наБие, а его брат Чалганак избрал местом жительства р. Лебедь(правый приток Бии). Оба брата в эти места пришли из болеесеверных лесостепных мест Кузнецкого уезда. Там они занимались скотоводством и земледелием. Потомки Чалганака осталисьзатем на р. Лебеди, а потомки Кузенека переселились на левыйберег Бии, где намеревались развести скот, так как по правобережью Бии мест, пригодных для скотоводства, не было. Но и здесьсодержать скот оказалось трудно, и охота, как и сбор кедровогоореха, наряду с мелким мотыжным земледелием стала у них преобладающим занятием. Челканские и тубаларские предания о былом обитании сеока Кузен на правобережье Бии подтверждаютсяеще тем фактом, что его родовые охотничьи угодья находилисьв верховьях Бии по правому берегу и близ Телецкого озера. Таковы были «тайги»: Актыган, Солог, Яшту, Чорбок. Отдельныестарики из тубаларов в беседе с нами относили сеок Кузен дажек кумандинцам, конечно, из-за того, что они пришли в места обитания тубаларов с правобережья р. Бии, выше впадения в неаР- Лебеди. Итак, сеок Кузен можно считать пришельцем в бассейнЬии, видимо, из телеутской среды, расположенной западнееР- Томи. Переселение могло состояться в конце XVI или в самомначале XVII в., так как Кузенская волость уже числится в русских ясачных книгах с 1629 г.

В Кондошской волости (она же Комляжская) сеок Кондош Ь1л главенствующим и самым многочисленным. Но здесь значи-ельная часть (по алтайским масштабам) населения принадле-

лость в- русские документы называют сеок Чагат Чигатской во-

с xju Ю' а сеок Тодош—Татушской волостью, которая фигурирует вместе

в "5fv?TTCKOU (Б- О. Долгих. Родовой и племенной состав народов Сибири

VI1 в- М., 1960, стр. 107). .. . . .. ■;,.. . ,

4* 51

жала к пришлым сеокам Ярык и Чагат или Чыгат, а к сеоку Ялан. Нам уже приходилось касаться сеока Ярык и ат и привести аргументы в пользу их телесского происхождения По поводу сеока Ялан мы также привели материалы, говорящИе о его приходе сюда из степных мест, причем приходе сравнительно недавнем, относящемся, вероятно, к концу XVII или пер, вой половине XVIII в. Переселение группы Тогул произошло при комдошском (или комляжском) зайсане Сазу, который принимал тогульцев в свою волость и отвел им на новом месте тайгу ддя основного охотничьего промысла по р. Лажы (левый приток Уйменя) и две речки Кузе (Кан-Кузе и Коку-Кузе) для ближних промыслов (в районе современного селения Пуучак, Чойского аймака Горно-Алтайской автономной области). Зайсан Сазу указал также пришельцам почитаемую гору для молений и жертвоприношений. Это была гора Ужубе-Ялбаган — священная родовая гора комдошей, находящаяся в верховьях Лажы. Зайсан Сазу был третьим правителем Комляжской волости после вступления ее в подданство России.55 Кондоши в старину славились умением выплавлять железо и изготовлять из него различные изделия, которыми они долгое время платили дань джунгарским сборщикам. А одно из ответвлений сеока Кондош, уже упоминавшееся выше, — Кобурчи-Кондош (угольщики кондоши) отражает в своем названии их причастность к старинной металлургии. Сеок Кондош считается «коренным» в своих местах. Кондоши были типичные пешие охотники и оседлые металлурги. Старинные предания рисуют их пешими охотниками, ходившими на промысел с деревянными посохами (таяк-агаш), в обутках с холщовыми голенищами, с ременными опоясками и т. п.

Сеок Юс, составлявший Южскую волость, по преданию, произошел от сеока Кондош. В предании говорится о девушке из сеока Кондош, родившей ребенка, отца которого она затруднялась назвать. Мальчик получил имя сеока матери. От этого мальчика впоследствии пошло потомство. Когда потомство достигло ста человек, оно с согласия сеока Кондош выделилось в особый сеок, получивший числовое название Юс, т. е. сотня. У сеока Юс, как только он отделился, появились свои зайсаны. Первого из них звали Чокон. С тех пор до упразднения зайсанов в 1912 г. в Юж-ской волости правило 10 зайсанов. Следовательно, зайсан Чокон жил, если считать, что каждый зайсан (власть их была наследственная) жил в среднем по 30 лет, примерно в середине XVII в. Другое предание объясняет появление Юс среди Кондошей по-иному. Была война между сойонами, жившими по левобережью

58 Тубалары включены в состав Русского государства около половивйXVII в. (в документе 1643 г.). Они числятся ясачными волостями, а записив ясачных книгах о поступлении с них ясака начинаются с 1629 г.

59 Южская волость впервые упоминается в ясачных книгах в 1630 г.

S2

Кату, и юсами. В результате ее были истреблены все юсы, за свлючением беременной женщины, которую затем приютили «омдоши. Родившийся от нее мальчик по отцу был юс, и его-то потомство позднее выделилось из состава комдошей.60 По записям г Л. Швецова, тубалары Южской волости считают себя остатками особого народа, коренного обитателя данных мест, ныне занятых тубаларами.61 Не исключено, конечно, что сеок Юс можно сопоставить с бельтирским сеоком Чус, или Чис, обитающим, по крайней мере с конца XVII в. до сего времени, в верховьях Абакана. По материалам конца XIX в. названный сеок у бельтиров имел два подразделения, которые именовались в множественном числе Ак-Чистар и Кара-Чистар. Однако и в XVII в. сей сеок бельтиров также назывался Чистар, как свидетельствуют русские исторические документы, упоминающие «Чистарскую волость» вместе с Бельтирской. Обе волости числились в Кузнецком уезде, но ясак платили не регулярно и порой откочевывали «в Саяны» или «в черные калмыки» (к джунгарам).

Белътиры, близкие родственники некоторых групп современных тувинцев, также были пешими таежными охотниками. В культуре и быте бельтиров и тубаларов (до Октябрьской революции) было много общих черт. Следовательно, такое сопоставление вполне допустимо. Разумеется, мы не можем считать этот вопрос исследованным конкретно, но сопоставление тубаларских юстаров с белътирскими чистарами представляется нам правильным, обещающим пролить свет на происхождение тубаларов Южской волости.

Меньше сомнений вызывает историческая связь сеоков Юз и Кондогп, подсказываемая преданием. Она проявляется и в весьма существенных исторических фактах. Мы имеем в виду то обстоятельство, что юсы промышляли зверя в родовых угодьях сеока Кондош.

Итак, в рамках того фактического материала, которым мы располагаем к настоящему времени, можно вполне уверенно говорить о смешанном происхождении группы северных алтайцев, обобщенно называемой тубаларами. В этом смешении по ряду признаков отчетливо выступают древнетюркские этнические элементы, связанные с кочевым скотоводческим бытом. Относительно Других этнических эле1ментов, представленных особенностями пешего охотничьего образа жизни, сказать в отношении тубаларов что-либо определенное трудно, п силу недостаточной изученности историко-этнографического и лингвистического материала.

Заключая наш обзор о тубаларах, мы хотели бы подчеркнуть также и у них некоторые особенности этнического развития. ^ тубаларов, несмотря на их большую оседлость по сравнению

00 С. П. Ш в е ц о в, ук. соч., стр. 104. 61 Там же

"• J-A. 4-1. I. J

61 Там же.

53

с южными алтайцами, видную роль играли родовые связи, кото рые в силу характера расселения сеоками, почти совпадающими с административной волостью, соответствовали и территориадь-иым связям. Другими словами, территориальные связи тубаларов чаще всего являлись и связями родовыми, поскольку процесс территориального смешения сеоков здесь в рассматриваемое время еще не зашел далеко. Здесь также наблюдался процесс сложения отдельных мелких территориальных групп (например, кок-шылары, т. е. жители pp. Сары и Кара-Кокши). Однако в большой степени здесь был характерен процесс консолидации туба-ларских сеоков в единую территориальную группу йыш-кижи, что значит «люди тайги», или «черни». Отсюда нередко их называли в литературе «черневые татары». Соседи, именно алтайцы, дали им название тубалар, которое постепенно было воспринято туба-ларскими сеоками как обобщающее самоназвание. Оно распространилось в тубаларской среде уже в начале этого столетия, хотя и не было зафиксировано ни исследованиями В. Вербицкого, ни переписью 1897 г.

..„„^Переходя к характеристике кумандинцев, челканцев и их отдельных сеоков, мы обязаны напомнить, что вопрос о происхождении обеих групп уже затрагивался в научной литературе не только в общем плане для всех северных алтайцев (т. е. тубала-ров, кумандинцев, челканцев и шорцев), которых В. Радлов, а за ним и Н. Аристов относили в совокупности к тюркизированным енисейским остякам (кетам) и самоедам (по В. Богоразу — это отюреченные праазиаты), но и более узко. Аристов в своей классификации тюркских народностей хотя и помещал кумандинцев и челканцев в рубрику «отуреченные енисейцы и самоеды бассейна верхней Оби», в то же время выдвинул гипотезу, по существу противоречащую взглядам В. Радлова, суть которой сводится к следующему. На основании интерпретации древнетюркской генеалогической легенды, зафиксированной в ранних китайских летописях,62 Аристов утверждал, что кумандинцы и челканцы близко родственны между собой и относятся к древнейшим тюркоязыч-ным аборигенам Алтая. Их далекие предки дали начало вообще древним тюркам-тюкю, которые, как известно, создали в Центральной Азии мощное государство кочевников, существовавшее в VI-—VIII вв., получившее в истории наименование Тюркского каганата. Такое представление о современных кумандинцах и челканцах сложилось потому, что в упомянутой древнетюркской легенде говорится о происхождении предков древних тюкю из государства или владения Со, название которого Аристов сопоставил с этнонимом со у кумандинцев, так как у них под таким именем известен один из сеоков. Вот краткое содержание упомянутой ле-

в2 Н. Я. Б и ч у р и н, ук. соч., т. I, стр. 221—222; Liu Mau-tsai, ук. соч., т. I, стр. 5—6; т. И, стр. 489—490.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Барнаульский государственный педагогический университет Научная библиотека

    Примерная программа
    Катунский проект: проблемы экспертизы : материалы к общественно-научной конференции, 13-15 апреля 1990 г. : [в 2 ч.] / Академия наук СССР, Сибирское отделение.
  2. Бюллетень новых поступлений 2008 год (1)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  3. Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030600 История

    Программа
    Данная программа вступительных испытаний предназначена для выпускников высших учебных заведений, поступающих в магистратуру по направлению 030600 История: Историко-культурное наследие Южной Сибири: археология и этнография Хакасского
  4. Л. Д. Петрова Редакционная коллегия

    Документ
    О-55 Олонхо в театральном искусстве: I республиканская научно-практическая конференция: (тезисы и материалы) / М-во культуры и духов. Развития РС(Я) [и др.

Другие похожие документы..