Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Рассмотрим одну из самых актуальных задач современного финансового управления, а именно портфельный менеджмент. Анализ этой проблемы интересен в перву...полностью>>
'Доклад'
Куда и как отправлять материалы и заявкуЭлектронный вариант текста и заявки следует направлять по e-mail: conf.usavm@mail.ru Статья и заявка должны б...полностью>>
'Рассказ'
В школьные годы он мечтал стать музыкантом, но потом забросил скрипку, увлекся химией и вполне серьезно готовился поступать в политехнический институ...полностью>>
'Документ'
1. Информационно описывается множество объектов некоторой предметной области. Это могут быть объекты самой различной природы (личности, предметы прои...полностью>>

Потапов Л. П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Историко-этнографический очерк. / Отв ред. А. П. Окладников

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

28

иЧеского рода» жило среди алтайцев (и частично телеутов), где управлялось зайсанами других южноалтайских родов. Скорее всего, телесы оказались раздробленными между теленгитами, алтайцами и телеутами в силу чисто конкретных исторических причин, о чем собственно и говорится в одном из преданий, записанном А. Ка-дачевым.16 В предании, в полном соответствии с историческими фактами, говорится об обитании телесов раньше у Телецкого озера. Они вынуждены были покинуть насиженные места из-за набегов «киргизов» (на самом деле казахов) под главенством Кочкорбая, которого им в конце концов удалось убить. Ища сильного покровителя, телесы направились в Улясутай (в предании г Алястай), но вскоре убедились, что представители китайского императора, находившиеся там, были заинтересованы лишь в том, чтобы обложить телесов тяжелым ясаком (калан). Несмотря на уговоры китайских властей (оккупировавших тогда Монголию) переселиться в окрестности Кобдо по р. Буянту (близ г. Кобдо), телесы предпочли остаться на Алтае. За покровительством они обратились в г. Бийск к русским властям и стали платить им ясак, но были вынуждены также вносить и калан Китаю. С тех пор они стали двоеданцами. Предание легко датируется началом второй половины Х\П1 в., поскольку в нем упоминается имя казахского феодала Кочкорбая, который производил набеги на Алтай в 50-х годах XVIII в., во время разгрома и истребления населения Джунгарии Маньчжурской династией Китая. Южным алтайцам, как находившимся формально в джунгарском подданстве, также грозило поголовное истребление. Они спаслись благодаря тому, что вошли в подданство Русского государства. Следовательно, раздробленность телесов и территориальные перемещения в свете отмеченных фактов вполне понятны и объяснимы.

У алтайских телесов перепись 1897 г. не зарегистрировала деления на сеоки. Они попали в перепись обобщенно под названием Телес, но лишь в качестве сеока, расселенного среди телен-гитов и южных алтайцев (Радловым он отмечен и у телеутов). какому положению способствовала полная неизученность телесов в этнографическом отношении, без чего было трудно выяснить этот вопрос. Раздробленность телесов среди различных групп алтайцев и сохранность у них общего этнонима приводили к тому, что телесов принимали за сеок. Они сами, находясь в чужой родо-члеменной среде, стремились больше сохранить свое общее самоназвание, а не название сеоков. Телесы были скорее всего особым племенем, с присущим, ему родовым составом. Даже теперь еще °я?но, хотя бы частично, определить некоторые сеоки телесов. . Ь1Ше мы уже говорили о сеоках Оргончи и Титас, которые до пор сознают себя кровными родственниками и не вступают

18чк К а л а ч е в. Поездка к теленгитам на Алтай. Живая старина,

00> год тестой, в. Ш—IV, стр. 499—500.

29

в брак между собой и телесами из-за боязни ршцеста, но не считают себя в то же время кровными родственниками ни с одним теленгитским или алтайским сеоком. Таким образом, совершенно очевидно, что сеоки Оргончи и Титас — телесские сеоки. Здесь уместно указать, что название Титас в переписи 1897 г. (и у Ка-лачева) является русским искажением термина Дьети-ас (семь ас'ов) и вспомнить одну из полевых записей Г. Н. Потанина о том, что настоящее имя телесов будто бы Джиты-тас (семь плешивых).17 Приведенная запись ценна, несмотря на некоторое искажение названия и его этимологии, признанием идентичности телесов и титасов. Затем мы располагаем данными еще об одном сеоке телесов, давно обитающем среди тубаларов. Старики туба-лары, с которыми нам пришлось работать в поле (в конце 20-х и начале 30-х годов), уверенно говорили о телесском происхождении сеока Ярык. Они определяли его частью телесов, живших по р. Чульшшану, переселившейся в Комляжскую волость, где он разделился на два: Сыгынчы-Ярык (ярыки — охотники за маралами) и Кара-Ярык («черные», т. е. обычные ярыки). У них в Комляжской волости были свои два демичи (помощники зайсана), которые управляли обоими сеоками Ярык. Телесское происхож дение сеока Ярык подтверждается еще тем, что он считался кровнородственным телесам и браки между сеоками Ярык и Телес были запрещены. В данной связи снова уместно сделать ссылку на киргизов, в числе родо-племенных подразделений которых (наряду с Телес и Мундус) имеется Джарык-(т. е. Ярык).1*Вероятно, ярыки попали в Киргизию вместе с мундусами и родственными им телесами. Таким образом, наличие у киргизов Джарык служит косвенным доказательством того, что тубаларский сеок Ярык дей ствительно произошел от телесов.

Наконец, относительно сеока Ярык как пришельца к туба ларам свидетельствует и такой существенный факт. Сеок Ярьи; не имел в районах нового обитания своих родовых охотничьих угодий и промышлял по отдельным логам в родовых угодьях ту баларского сеока Кондош. Не имел сеок Ярык здесь и своей свя щенной родовой горы, а почитал родовую гору комдошей. Далее, мы имеем еще прямые указания на происхождение от телесов тубаларского сеока Чигат (Чагат, Чыгат). Среди тубаларов чыгаты считаются телесскими выходцами из южных районов Телецкого озера.19 Любопытно, что родовые охотничьи угодья сеока Чигат находились в верховьях Абакана, что вполне объяснимо, поскольку чыгаты вышли из среды телесов.

Чулышманские телесы живут смешанно с теленгитами и ча стично с южными алтайцами. Обобщенное название телес не яв

17 Г. Н. Потанин, ук. соч., стр. 9.

18 С. М. Абрамзон. О параллелях в этнонимике киргизов и алтайцев. Тр. Киргизск. археолого-этногр. экспед., т. III, Фрунзе, 1959, стр. 38

19 С. П. Ш в е ц о в, ук. соч., стр. 105.

30

яяется теперь единственным, так как население, живущее по Улагану, именует себя еще улаан-кижи, т. е. улаганцы. Мы думаем, что такая ситуация сложилась в результате процесса этнической и территориальной консолидации. Наряду с раздроблением телесов, обусловленным указанными выше причинами, шел также процесс территориальной консолидации, отразившейся в самоназвании улаганцы. Сохранению этнонима телес в районе, прилегающем к Телецкому озеру с юга, могло содействовать и чисто историческое обстоятельство. В XVII в. здесь жили телесы в значительном количестве под управлением своих князей, о чем повествуют русские исторические документы.20 Телецкое озеро находилось в руках телесов и от их имени получило русское название. Как бы то ни было, но алтайские телесы никак не могут быть отождествлены с теленгитами, как это представляли себе, например, А. Калачев и С. П. Швецов. Не могут они считаться также всего навсего сеоком алтайцев, теленгитов или телеутов. Телесы на Алтае — это остаток большой и древней племенной группы. Против отождествления телесов с теленгитами говорят некоторые исторические источники XIII в. Так, в известном «Сокровенном сказании» телесы перечисляются в списке «лесных народов» одновременно с теленгитами.21 Сохранение на Алтае средневековых телесов вполне объяснимо и естественно, как мы это надеемся показать в последующих главах. Остается еще сказать о проживании телесов вне Алтая. В первую очередь нужно указать на тувинских телесов, которые именуют себя тулюш или тю~ люш. Г. Н. Потанин первым обратил внимание на тувинцев тулюш, сопоставив это название с термином телес. Позднее его поддержал Г. Грумм-Гржимайло. Значительная часть телесов живет в современной Киргизии, где они несомненно являются выходцами из Саяно-Алтайского нагорья. Телесы вошли в этнический состав киргизов вместе с мундусами и другими родо-племенными подразделениями южных алтайцев.22

Однако среди киргизских телесов, именно южной группы, сохранились воспоминания о приходе их предков в Киргизию, как Думает С. М. Абрамзон в середине XVIII в. из южной части современного Синьцзяна.23 Мы полагаем, что в середине XVIII в. в связи с начавшимся разгромом Джунгарии едва ли могло быть переселение из Синьцзяна в Киргизию, вероятно, это было несколько раньше, в период Джунгарского ханства, когда алтайские

'Л. П. Потапов. Очерки по истории алтайцев. М.—Л., 1953,

и Сокровенное сказание, стр. 161. а Н. А. А р и с т о в. Заметки об этническом составе тюркских племен

а|°Дностей. Живая старина, 1896, в. 3—4, стр. 341,

Ло ^f' Абрамзон. Из этнической истории киргизов. В сб.: Тюрко-

dp 'Jon15^ сборник в честь шестидесятилетия А. Н. Кононова. М., 1966,

31

телесы оыли втянуты в военные действия оиратов и оказались частично в Синьцзяне. В дальнейшем изложении мы еще коснемся данного вопроса .

Переписью 1897 г. отмечен в 1-й Чуйской волости, кроме те-лесов (включая сюда сеоки Титас и Оргончи), численность которых составляла около 60% всего населения волости, довольно многочисленный сеок Алмат (33% населения). Видимо, это теленгит-ский сеок, так как среди других групп южных алтайцев он зарегистрирован в небольшом количестве (немного более 100 чел.). Это — потомки средневековых алматов, ветви кераитов XIII в.

Во 2-й Чуйской волости основными и наиболее многочисленными сеоками были Кобёк, Сагал и Ябак (последний небольшом по численности), составлявшие вместе около 70% населения волости. Из них, согласно А. Калачеву, «аристократическим родом», из которого происходили зайсаны, был Кобек, расселенный главным образом в бассейне Башкауса. Во 2-й Чуйской волости было2Д всех кобёков, обитавших на Алтае. Одна треть их числилась во 2-й алтайской дючине (бассейн pp. Чарыша, Кана). Сеок Ябак числился только во 2-й Чуйской волости и больше нигде. По преданию, записанному Г. Н. Потаниным, сеоки Ябак и Кобёк — родственные, так как их эпонимические основатели были родные братья.24

В преданиях и поговорках южных алтайцев говорится о том, что теленгиты были в прошлом очень многочисленным народом. «Теленгитов больше, чем пестрой березы» — гласит одна поговорка (ала каингнанг коп теленгет), а более старинное выражение — «алтон тужен теленгет» т. е. «шестьдесят туменов теленгитов» (тумен—10 тысяч), свидетельствует о том же.25 Сообщения алтайцев о многочисленности теленгитов в прошлом имеют реальные исторические основания, о чем мы будем говорить ниже. Между прочим, в одном из преданий, записанном в 80-х годах XIX в. среди алтайцев, говорится, что теленгиты (или часть их), живущие по Чулышману, пришли сюда из страны Конграй, точнее из Конграй-Сагай. Конграй, как не без оснований полагал Г. Н. Потанин, означает название Енисея, а Конграй-Сагай — Са-гайской степи, что, конечно, вполне возможно, ибо в эту степь теленгиты могли проникнуть с юга, со стороны Тувы, где они когда-то обитали.26 Известно также, что группа теленгитов вместе с ойратами попала в низовья Волги, где полностью омонголилась по языку среди волжских калмыков.

Во 2-й Чуйской волости (как и в 1-й), кроме основных сеоков теленгитов, были зарегистрированы в небольшом количестве различные другие сеоки и группы: алтайские, телеутские,

24 Г. Н. Потанин, ук. соч., стр. 7.

25 Там же, стр. 9.

26 Там же, стр. 10.

,42

Таковы: Кьшчак, Тонжоан, Мундус, Кергиль, Иркит, Соен, из ко-

орых два последних можно считать тувинскими, так как основ-

ая масса их проживает в Туве. Сеок Соен — это потомки саянов,

сТупивших в подданство России после разгрома Джунгарии

месте с другими «урянхайцами», а также телеутами и алтайцами.

После этого вскоре они под управлением старшины или зайсана

Долдоя кочевали летом по долинам pp. Ябагана и Кана, а зимой —

v Кеньгинского озера. Их числилось тогда 100 чел. (взрослых

У 97

Обратимся теперь к сеокам собственно алтайцев. Из 36 сеоков, зарегистрированных у них переписью 1897 г., мы можем исключить как заведомо не собственно алтайские следующие: прежде всего Телес, затем Кобёк, Алмат, Саал или Сагал (теленгитские), Соен и Танды (тувинские), Дербет и Могол (монгольские по происхождению, хотя и тюркизированные по языку), Ара, Модор и Бурут (группы аринов, моторов и енисейских кыргызов, превратившихся среди алтайцев в сеоки), Ярык, Тогус, Юс (тубаларские, причем Ярык, как говорилось выше, в прошлом телесский). Далее, мы не можем считать за сеоки несколько одиночек, зарегистрированных переписью под явно искаженными названиями: Елик, Ме-рет, Суузар. Затем нельзя воспринять как сеоки Каал и Чагандык, ибо это были локально группы алтайцев, назвавшие себя по местности, т. е. по рекам Кану и Чагану (Каал искаженное вследствие опечатки р. Каан), откуда они и происходили. Наконец, для нас неясны названия Богусхан (49 чел.) и Коожо (139 чел.), которые кажутся нам тоже искаженными (Коожо, возможно, от Кижи).

Таким образом, как будто бы собственно алтайскими сео-ками можно считать: Тодош, Иркит, Найман, Кыпчак, Мундус,Кергиль, Тонгжоан, Чапты, Очы, Байлагас, Кообалы, Дьети-Сары, Олюп, Меркут, Тумат. Однако из этих «собственно алтайских» некоторые имеются и у тувинцев, где. под такими же названиями живут большие группы населения, а также у телеу-тов. К ним относятся Иркит, Тодош (Тодот), Тумат, Кообалы (по-тувински Хоовалыг), Олюп. Следовательно, нельзя считать эти сеоки чисто алтайскими. Сеок Чапты представляет собой, вероятно, выходцев из восточных тувинцев Прикосоголья и карагасов, гДе до наших дней имеются группы под именем Чептей.

Из оставшихся сеоков собственно алтайцев, такие как Очы, Найман, Меркут (Меркит), Кыпчак, Мундус, имелись также У тедеутов, а два последних —■ еще и у теленгитов. Следовательно, и эти сеоки нельзя считать только алтайскими, ибо у телеутов °ни также довольно многочисленны. Остаются лишь сеоки Кер-*ль, Тонгжоан, Байлагас и Дьети-Сары, которые были у собст-—52°_Л£2^йЧев и отсутствовали у теленгитов и телеутов.

ст_ Чтения в Обществе истории и древностей Российских, 1866, кн. 2, ИЗ—114. Показания урянхайца Чеобу Хорина от 1760 г.

3 Л. п. Потапов 33

В отношении сеока Тонгжоан напрашивается сближение с родовой группой тувинцев, именуемой Тонгак и Тонг у кумандин-цев. Сеок Дьети-Сары потомки енисейских кыргызов, оказавшихся на Алтае после распада их феодального улуса, игравшего в XVII в. видную политическую роль в жизни племен Саяно-Ал-тайского нагорья. Как известно, у енисейских кыргызов один из правящих родов назывался Джеты-Сары (джесары, десары или есары русских исторических документов XVII в.). На Алтае название Джегы-сары, в соответствии с фонетикой южного алтайского языка, стало звучать как Дъети-Сары.

Итак, у собственно алтайцев было только два сеока (Кергил!, и Байлагас), которые не встречались у других групп алтайцев а их соседей тувинцев. Отсюда видно, что так называемые алтай-кижи, или собственно алтайцы, — весьма смешанная в родо-пло-менном и этническом отношении группа, принявшая обобщенно:» географическое сахионазвание от проживания на Алтае. Мы надеемся в дальнейшем показать ее смешанный состав и в историческом плане.

Чтобы закончить рассмотрение родового состава южных алтайцев, обратимся непосредственно к телеутам. Переписью 1897 г. телеуты, проживавшие в Горном Алтае (Бийский уезд), не принимались во внимание как отдельная этническая группа или племя. Под таким названием учтено только 105 чел., как выходцы из «кузнецких телеутов». У них, как и у других групп алтайцав, выяснялась лишь принадлежность к сеоку и к той или иной административной единице. Поскольку большинство сеоков у телеутов имеет общие названия с собственно алтайскими и теленгитскимм, то по наименованию сеоков выделить телеутов среди остальной массы алтайцев, как правило, невозможно. Однако хорошо известно, что телеуты Горного Алтая, по крайней мере до 30гх годов нашего столетия, назывались телеутами в отличие от алтай-кижи и прекрасно знали свои сеоки. Для выяснения родового состава телеутов придется воспользоваться более ранним материалом, собранным В. Радловым, относящимся к телеутам, проживавшим севернее Алтая (Кузнецкий уезд), в частности по pp. Большому я Малому Бочагам.

В. Радлов отметил, что телеуты тогда (60-е годы XIX в.) распадались на два племени: телеутов и ак-киштымов. Он зафиксировал у них 18 сеоков (перечислены выше), из которых четыре относились к ак-киштымам. К сожалению, у В. Радлова нет численности телеутов по родам-сеокам, а только общая. Исследователь сообщает, что в Кузнецком уезде проживало телеутов 2991 чел., а в Бийском (Горный Алтай и его северные предгорья) 2791 чел.

Из списка Радлова видно, что у телеутов, живущих далеко за пределами Горного Алтая, имеются общие по названию сеоки с собственно алтайцами и с телесами. Сеоки эти следующие: Кьга-

34

Найман, Тодош, Мундус, Телес, Очы и Тумат. Последний мы 4 птаем в большей степени тувинским, нежели алтайским сеоком, С к как среди тувинцев туматы представляют наибольшую по чис-еняости группу. Таких сеоков, которых не было бы у других жных алтайцев, у телеутов очень мало. По существу это только оКИ Меркит и Тогул (ср. р. Тогул, приток Чумыша), причем часть последнего, как увидим дальше, переселилась в Север'-ньш Алтай и смешалась с тубаларами, где стала именоваться Ялан, о чем у местного населения тубаларов сохранилась память до наших дней, и сеок Тёртас. Разумеется и у телеутов есть «сеоки» для них явно чужие, представляющие собой мелкие группы среднеазиатских или монгольских народностей, вошедшие в состав телеутов. Таковы, видимо, «сеоки» Сарт и Торб( среднеазиатского происхождения), Пурут (енисейские кыргызы-пересе-леяпы в Джунгарию), Чорос (западные монголы-ойраты), Юты (или Дьюты), Чооты (или Чжоты), основная часть населения которого находится в Восточной Туве. Ничего мы не можем пока сказать о сеоке Чунгус (по записи Радлова). Возможно, это название звучит Читан (по записи антрополога А. Яр'хо, относящейся к 20-м годам XX в.).28 Так же трудно определить сеоки Анг и Чалман (по записи Радлова), которых Ярхо уже не обнаружил.

Обзор и сравнение наименований сеоков и их численности у различных групп южных алтайцев показывает, во-первых, что несмотря на то что в каждой упомянутой группе имеются основные по численности и особые по наименованию сеоки, не встречающиеся у других групп, в целом для южных алтайцев характерна общность сеоков. Во-вторых, у всех южных алтайцев встречаются сеоки, общие с тувинцами. Следовательно, мы имеем основание сделать вывод как об общности происхождения совре-меных южных алтайцев, так и о их близком родстве с современными тувинцами.

Разумеется, желательно выяснить, какие этнические и родопле-менные элементы явились основой для формирования перечисленных выше групп южных алтайцев. Можно попытаться ответить на этот вопрос на основе материалов переписи 1897 г. Если взять, например', собственно алтайцев, или алтай-кижи, входивших административно в 7 алтайских дючин, то, исходя из названий сеоков и их численности, мы получим такую картину.29 Сеоки Кергиль и Ьайлагас, которые можем считать характерными только для данной группы алтайцев, так как они в других группах не встречаются, составляли 8°/о всех зарегистрированных переписью ал-Таицев, приписанных к семи дючинам. Основную же массу насе-

и А. И. Я р х о. Алтае-саянские тюрки. Абакан, 1947. Род Чингыс от-*вн среди олётов в Монгольском Алтае (Г. Н. Потанин, ук. соч., т \стр. 42).

2S

С. П. Швецов, ук. соч., стр. 91—92.

3* 35

ления алтай-кижи представляли другие группы и сеоки, которьимелись одновременно у телеутов, телесов, теленгитов и тувинцев а именно: Телес — 7.3%; теленгитские сеоки Кобек, Алмат и Сагал и др. — 4 %; сеоки, общие с телеутами, Кыпчак, Тодош Най-ман, Мундус — 49 %; сеоки, общие с тувинцами, Иркит, Тонгжоан, Сойон, Кообалу, Танды и др. — 24.7%. Стало быть, на первом месте по численности у собственно алтайцев были телеутские ила общие с телеутами сеоки, на втором тувинские, на третьем свои отсутствующие у других групп алтайцев, на четвертом — телесу и на пятом — теленгитские сеоки.

Для телеутов Горного Алтая мы лишены возможности дать документальный цифровой материал, ибо их сеоки вошли в численность собственно алтайцев (алтай-кижи) и теленгитов, а для телеутов б. Кузнецкого уезда цифровые данные по сеокам также отсутствуют. Известны только названия их сеоков и общая численность, о чем уже говорилось выше.

Если мы захотели бы посмотреть, какую картину в отношении численного родового состава дают южные алтайцы в целом, то материалы переписи 1897 г. показывают, что и здесь мы имеем примерно такое же соотношение телеутских, теленгитских, телесских и тувинских компонентов, как и у алтай-кижи. Телеутские сеоки (Тодош, Кыпчак, Найман, Мундус, Тогул) составляют в нем 40%, Телес и теленгитские сеоки — 25%, а тувинские — 20.5%.30

Поскольку данные переписи 1897 г. позволили выявить сеоки, составляющие большинство южных алтайцев, уместно привести собранный нами некоторый полевой этнографический материал, характеризующий происхождение и родственные связи основных сеоков так, как это представляет себе местное население на основе исторических преданий, передаваемых изустно генеалогий и т. д. Самыми многочисленными сеоками в южной группе алтайцев были Тодош и Кыпчак. По записям Г. Н. Потанина, сеок Тодош на Алтае имел подразделения Кара-Тодош и Кидат-Тодош,31 т. е. «черные» (или обыкновенные) тодоши и «китайские» тодоши. Алтайцы считали, что часть тодошей пришла на Алтай из Тувы, где в прошлом платила одно время алман Маньчжурской династии. После Г. Н. Потанина, пятьдесят лет спустя, С. А. Токарев записал у алтайцев уже 3 подразделения сеока: Кара-Тодош, Кидат-Тодош и Манди-Тодош,32 из которых последние два одно и то же и по существу означают тодошей, находившихся в зависимости от Маньчжурского императора (Кыдат), точнее, от Маньчжурской династии (манди, а по-тувински манжи), проживавших, видимо, ранее на территории Тувы, в то время, когда она была оккупиро-

30 Вычисления сделаны на основании Приложения V к работе:С. П. III в е ц о в, ук. соч., стр. 8—23.

31 Г. Н. П о т а н и н, ук. соч., стр. 2.

32 С. А. Токарев, ук. соч., стр. 19.

36

силами Маньчжурской династии после разгрома Джунгарии, rf вашим записям конца 30-х годов (в Чойском и Чемальском-

"маках), сеок Тодош подразделялся на три кровнородственных. Э ока с запретом между ними браков {бала алышпас), именно: °\) Манди кыдат Тодош, 2) Чапты-Тодош, 3) Очы-Тодош. Манда кыдат Тодош — значит «Маньчжурские тодоши». У Токарева оба

пределительных слова к сеоку Тодош (Кыдат и Манди) разде-леЯь1 на два самостоятельных, и получилось два сеока Тодош с одной и той же семантикой. По нашим записям — это один сеок. По поводу названия Очы-Тодош и Чапты-Тодош мы столкнулись с объяснением, отражающим представление об общем происхождении обоих сеоков от тодошей.

Телеутский и алтайский сеок Тодош, отсутствующий у телесов и чуйских теленгитов, представляет большой интерес. Его не без основания следует сопоставить с группой тувинцев, еще недавно именовавшей себя Тодот. В неменьшей степени имеют научное значение данные о его родственных связях с другими южноалтайскими сеоками.

Согласно воззрениям старшего поколения алтайцев, сеок Тодош находится в отношениях свойства (кудалышка), т. е. в отношениях «родства» по некогда обязательным (позднее предпочтительным) брачным связям с сеоком Кыпчак. Оба упомянутых сеока считаются кудалар (сватами). Нам уже приходилось указывать, что этот факт заслуживает особого внимания, так как он согласуется с подобным же старинным обычаем, существовавшим у кыпчаков-половцев, которые находились в отношениях «сватовства» с печенегами. В сообщениях Ипатьевской летописи о походах русских князей в 1187—1192 гг. указывается на родство между печенегами и половцами, называвшими друг друга сватами и не желавшими сражаться друг с другом.33 На этом основании мы вполне можем считать сеок Тодош этнически близким сеоку Кыпчак. В то же время сеок Тодош, как было сказано, считался кровнородственным уже не по браку, а по крови сеоку Чапты и сеоку Очы, что подкрепляется генеалогическим преданием, согласно которому глава сеока Чапты произошел от матери из сеока Тодош и неизвестного отца. Этому мужчине, когда он был еще мальчиком, Дали имя Чапты. Алтайский сеок Чапты, может быть, следует сопоставить, как уже указывалось выше, с группой тофаларов-ка-рагасов и тувинцев Прикосоголья, именующих себя Чептей, и Рассматривать данный факт как один из показателей общности

екоторых этнических элементов у южных алтайцев и отдельных гРУпп населения Восточных Саян.

Особый интерес у южных алтайцев, в том числе телеутов, вы-1Вает' конечно, сеок Кыпчак, и не только в силу его распространенности. Уже одно название сеока заставляет вспомнить как

• П. Потапов. Очерки по истории алтайцев, стр. 146—147.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Барнаульский государственный педагогический университет Научная библиотека

    Примерная программа
    Катунский проект: проблемы экспертизы : материалы к общественно-научной конференции, 13-15 апреля 1990 г. : [в 2 ч.] / Академия наук СССР, Сибирское отделение.
  2. Бюллетень новых поступлений 2008 год (1)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  3. Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030600 История

    Программа
    Данная программа вступительных испытаний предназначена для выпускников высших учебных заведений, поступающих в магистратуру по направлению 030600 История: Историко-культурное наследие Южной Сибири: археология и этнография Хакасского
  4. Л. Д. Петрова Редакционная коллегия

    Документ
    О-55 Олонхо в театральном искусстве: I республиканская научно-практическая конференция: (тезисы и материалы) / М-во культуры и духов. Развития РС(Я) [и др.

Другие похожие документы..