Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Учитель предъявляет ученикам презентацию для усвоения новых понятий (даётся понятие, какая сказка называется волшебной; строение волшебной сказки (нал...полностью>>
'Календарно-тематический план'
проводимого Центром новых строительных технологий, материалов и оборудования и Межотраслевой институт повышения квалификации кадров по новым направлен...полностью>>
'Методические рекомендации'
Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в новой форме (далее - ГИА) становится неизбежной реальностью массовой школы. Муници...полностью>>
'Публичный отчет'
Сохранение высокого качества и конкурентоспособности человеческого потенциала, формирование условий для повышения уровня жизни населения Удмуртской Р...полностью>>

В. В. Полуэктов полевые и манипуляционные технологии настольная книга

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Институт избирательных технологий

----------------------------------------------------------------------------------------

В.В.ПОЛУЭКТОВ

ПОЛЕВЫЕ И МАНИПУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Настольная книга

менеджера избирательных кампаний

Москва - 2001

АННОТАЦИЯ

В.В.Полуэктов

ПОЛЕВЫЕ И МАНИПУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Настольная книга менеджера избирательных кампаний

Книга представляет собой практическое пособие по организации и ведению наиболее трудоемкого направления избирательных кампаний – организационно-массового (полевого). Много внимания уделяется Книга состоит из трех частей частей.

Часть первая рассматривает организационные основы полевой работы избирательного штаба: вопросы работы агитаторов и работы с ними. Приводятся технологические схемы эффективного стимулирования труда агитаторов.

Часть вторая включает главы, каждая из которых посвящена одной из традиционных полевых методик и снабжена набором необходимых для её реализации методических материалов: типовых инструкций и схем, ресурсных расчетов, примерной сметы и пр. Наверняка читателей заинтересуют главы о технологиях повышения явки избирателей, а также об организации контроля за «касаниями» и замеров их эффективности.

Часть третья книги подробно описывает некорректные (манипуляционные) PR-технологии, получившие широкое распространение в избирательной практике. Это те самые технологии, которые именуются у нас «черными» или «грязными». Наряду с описанием некорректных технологий приводятся рекомендации по противодействию им, предлагаются эффективные меры законодательного и общественного воздействия, препятствующие тиражированию таких технологий.

Для специалистов - избирательных технологов и менеджеров избирательных кампаний, а также для тех, кто собирается попытать счастья на выборах, и прикидывает, во что это ему обойдется и как лучше организовать процесс.

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ АВТОРА

ПРЕДИСЛОВИЕ: ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

1. Привлекательность ремесла

2. Конкуренция на электоральном рынке услуг

3. Три тезиса в подтверждение расцвета профессии

4. Табель о рангах

4.1. Избирательный технолог

4.2. Менеджеры

4.3. Имиджмейкер, спичрайтер и другие специалисты

4.4. Исполнительское звено

5. Три кита ИК

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОЛЕВОЙ РАБОТЫ

ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ШТАБА

Глава 1. Место полевого направления в избирательных кампаниях

Глава 2. Агитатор как класс в избирательном процессе

2.1. Вопросы чистоты терминологии

2.2. Энтузиасты и волонтеры, оседлые и кочевники

2.2.1. Агитаторы-добровольцы

2.2.2. Платные агитаторы (волонтеры)

2.2.3 Участковые и маршрутные агитаторы. Агитаторы локальных проектов

2.3. Откуда берутся агитаторы?

2.3.1.Сколько нужно агитаторов?

2.3.2.Сколько стоит агитатор?

2.3.3. Где найти агитаторов?

2.4. Формирование команды агитаторов

2.5. Пять правил «сбивки» агитаторских бригад

2.5.1. Правило первое: «намагничивать» команду

2.5.2. Правило второе: не бежать впереди паровоза

2.5.3. Правило третье: стимулировать сопричастность

2.5.4. Правило четвертое: никаких твердых окладов

2.5.4.1. Как платить?

2.5.4.2. О бонусной системе оплаты агитаторов

2.5.4.3. Технологические схемы расчетов по бонусной системе

2.5.5. Правило пятое: платить только после проверки задания

Глава 3. Планирование полевого направления избирательной кампании

3.1. Общие требования

3.2. Тактический рисунок

3.3. Основные принципы

3.3.1.Принцип «сшивки» направлений

3.3.2. Принцип тотальности

3.3.3. Принцип семи касаний

3.3.4. Принцип цепочки

3.3.5. Принцип ресурсного обеспечения

3.3. План-график кампании

Глава 4. Полевые штабы в структуре управления избирательной кампанией

4.1.Штатный состав и оснащение. Традиционный подход

4.2. Некоторые тенденции штатных корректировок

4.2.1. Юридическая служба

4.2.2. Служба СМЕРШ

4.2.3. Контактная служба

4.3.«Фанерные» штабы и структуры

ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

ТРАДИЦИОННЫЕ ПОЛЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. АГИТАЦИОННЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЯХ

Глава 5. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов)

5.1. Введение в тему

5.1.1.А раньше было так

5.1.2. Отменят ли сбор подписей?

5.1.3. Опережающая агитация во время сбора подписей

5.2. Цели и виды сбора подписей

5.2.1. Адресный сбор

5.2.2. Корпоративный сбор

5.2.3. Уличный сбор

5.2.4. Имитация (фальсификация) сбора

5.3. Этапы подписной кампании

5.3.1.Первый этап – подготовительный

5.3.2.Второй этап – собственно сбор подписей

5.3.3.Проверка подписных листов в избиркоме

5.4. Образцы методических материалов, обеспечивающих проведение подписной кампании

5.4.1. Расчеты необходимых для сбора подписей ресурсов

5.4.2.Типовая инструкция для бригадира сборщиков подписей

5.4.3.Типовая инструкция для сборщика подписей

5.4.4. Удостоверение сборщика подписей

5.4.5. Маршрутное задание сборщику подписей

5.4.6. Типовая инструкция приемщикам подписных листов

5.4.7. Региональная карта серий паспортов СССР образца 1974 г.

5.4.8. Календарь воскресных дней за 30 лет

5.4.9.Алгоритм выдачи паспортов в регионе по годам (на примере Московской области)

5.4.10. Рекомендации по организации проверочного конвейера службы приемки подписных листов в избирательном штабе (штабе референдума)

5.4.11. Инструкция для выездных контролеров службы приемки подписных листов

5.4.12. Ведомость на оплату подписей

Глава 6. Агитационная программа «От двери к двери»

6.1. Введение в тему

6.1.1. Самая важная, самая сложная программа

6.1.2. Чем вооружить агитатора?

6.1.3. «Эффект присутствия» кандидата

6.1.4. «Дупла»

6.2. Образцы методических материалов, обеспечивающих реализацию агитационной программы «От двери к двери»

6.2.1. Расчеты необходимых ресурсов

6.2.2. Инструкция маршрутному агитатору, работающему от двери к двери

6.2.3. Памятка бригадиру агитаторов, работающих маршрутным методом

6.2.4. Карта обхода жилого госсектора

6.2.5. Карта обхода частного жилого сектора

6.2.6. Извинительная записка кандидата

6.2.7. Реестровый код агитатора

Глава 7. Телефон как средство агитации. «Телефонное внедрение»

7.1. Введение в тему

7.2. О «простых» формах телефонной агитации

7.2.1. «Горячая линия»

7.2.2. Кандидат – на проводе!

7.3. Программа «Телефонное внедрение» - ПТВ

7.3.1. Цели, задачи, возможности программы

7.3.2. Подготовка программы

7.4. Образцы методических материалов, обеспечивающих реализацию программы «Телефонное внедрение»

7.4.1. Расчеты необходимых ресурсов

7.4.2. Рекомендации прозвонщику. Первая волна

7.4.3. Текст опросника. Первая волна

7.4.4. Кодировочная карта к опроснику

7.4.5. Информация о предвыборной ситуации и справка о кандидате

7.4.6. Рекомендации прозвонщику. Первая волна

7.4.7. Текст прозвона. Вторая волна

Глава 8. Кампания агитационных пикетов. «Говорящие» пикеты

8.1. Введение в тему

8.1.1.Пикеты: что, где, когда?

8.1.2. Пикеты: зачем и как?

8.1.3. Пикеты: прежде чем

8.2. Образцы методических материалов, обеспечивающих кампанию пикетов

8.2.1. Расчеты необходимых ресурсов

8.2.2. Инструкция пикетчикам. Первая волна

8.2.3. Речёвки для пикета. Первая волна

8.2.4. Информация о предвыборной ситуации и кандидате. В помощь пикетчикам. Первая волна

8.2.5. Ведомость на оплату пикетчиков

8.2.6.Чертеж стойки-штатива для пикета

Глава 9. Листовочная кампания. Рассылка и разноска агитационных материалов

9.1. Введение в тему

9.1.1. Агитационная листовка и листовочный ряд избирательной кампании

9.1.2. Виды листовок

9.2.Доставка (рассылка и разноска) агитационных материалов

9.3. Адресные базы: где добыть и как использовать?

9.3.1. Перспективы использования

9.3.2. Адресные базы универсальные и локальные

9.3.3. Как нейтрализовать использование административного ресурса в адресной рассылке. Пример из практики

9.4. Стоит ли обращаться к директмейловским фирмам?

9.5. Образцы методических материалов, обеспечивающих доставку агитационных материалов силами агиаторов

9.5.1. Адресное письмо. Расчет необходимых ресурсов

9.5.2. Безадресная (сплошная) доставка агитационных материалов. Расчет необходимых ресурсов

9.5.3. Типовая инструкция по заполнению реквизитов конверта и адресного письма

Глава 10. Организационное обеспечение агитационных встреч кандидата с избирателями

10.1. Встреча с избирателями как агитационное мероприятие

10.1.1. Самое эффективное средство. Но всегда ли?

10.1.2. Все равно встречайтесь!

10.2. Команда, ответственная за встречи. Челноки

10.2.1.О руководителе (менеджере) программы

10.2.2.О бригаде поддержки кандидата

10.2.3.О взаимодействии челноков с районными штабами

10.3. Цели агитационных встреч с избирателями

10.4. Виды встреч

10.5. О подготовке встреч

10.5.1.Финансовое обеспечение встреч

10.5.2. Содержательная сторона встреч

10.5.3.Планирование и ведение графика встреч

10.5.4. Организационно-техническое направление подготовки

10.6. Семь банальных тезисов по тактике проведения встреч

10.7.Действия команды после встречи: касания избирателей

10.8. Контрдействия команды на «чужих» встречах. Гасильщики

10.9. Лже-приглашения на встречи

Глава 11. Технологии повышения явки избирателей

11.1. Введение в тему

11.1.1. Проблема явки на выборы

11.1.2. Интрига как побудительный мотив явки

11.2. Технологии повышения общей явки

11.2.1. Забытая совковая технология

11.2.2. Зарытая лохотронная технология

11.2.3. Голосование строем

11.3.Технологии повышения явки сторонников

11.3.1. Псковский феномен

11.3.2. Проблема трех «ЗА»

11.3.3. «Зацепить» - значить выявить и зафиксировать

11.3.4. Зарегистрировали, отфильтровали, наметили схему «касаний»

11.3.5. Все равно ты будешь мой!

11.3.6. Принимаем заявки на домашнее голосование

11.3.7. Не спать! Все на выборы!

11.4. Антиявочные манипуляции

Глава 12. Контроль за работой агитаторов. Отслеживание эффективности «касаний»

12.1. Введение в тему

12.2. Программа «Вторая линия»

12.2.1. «Кукушки»

12.2.2. Организация работы второй линии

12.2.3. Проблема партийного кукования

12.2.4. Анализируйте итоги

12.3. Программа «Мониторинг «касаний»

12.3.1. О доверии социологии

12.3.2. Три простых правила

12.4. Образцы методических материалов, обеспечивающих реализацию программ «Вторая линия» и «Мониторинг «касаний»

12.4.1. Инструкция контролеру второй линии

12.4.2. Как заполнять «реестр касаний». Образец

12.4.3. Опросник экспресс-мониторинга. Образец

Глава 13. Программа «Наблюдение»

13.1. Введение в тему

13.2. Что надо сделать по программе «Наблюдение» заранее

13.3. Что надо сделать по программе «Наблюдение» накануне и в день выборов

13.4 Образцы методических материалов, обеспечивающих реализацию программы «Наблюдение»

13.4.1. Тактика заинтересованного наблюдения за выборами. Памятка наблюдателю

Приложение 1. Акт о нарушении процедуры выборов

Приложение 2. Листок наблюдения за выборами

Приложение 3 . Итоги голосования по выборам

13.4.2. Действия районного штаба в день выборов

13.4.3. Действия члена штаба, выезжающего на избирательные участки для контроля за работой наблюдателей

13.4.4. Действия члена штаба, выезжающего на избирательный участок по сигналу о возникновении нештатной ситуации

13.4.5. Действия телефонного диспетчера

13.4.6. Реестр докладов наблюдателей

13.4.7. Оперативная сводка по итогам голосования

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.

НЕКОРРЕКТНЫЕ (МАНИПУЛЯЦИОННЫЕ) ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ОПИСАНИЕ И СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Введение: отношение к грязи

Глава 14. Избирательный лохотрон Смирнова, или специальная социология для электората

14.1. Неудачный прогноз

14.2. Лохотрон – это что?

14.3. «Сами вы жертвы!»

14.4. Технология надувательства

14.4.1. «Фанерная» прелюдия

14.4.2. Делаем ставки, господа!

14.4.3. Лихорадка

14.4.4. Снимаю шляпу!

14.5. Вместо заключения – об обрезании

14.6. Приложение. Электронная версия «Избирательного лохотрона»

Глава 15. Избирательный договор «Семейный агитатор», или «кому халявы?»

15.1. Введение в тему

15.2.Технология разноса халявы

15.3. Противодействие манипуляции

15.3.1. Вовремя засечь и задокументировать

15.3.2. Листовочная контратака

15.3.3. Судебная тяжба

15.3.3.1. Эталонный и серийный варианты технологии

15.3.3.2. Подготовительные действия. Документирование

15.3.3.3. Схема изобличения манипуляторов в суде

Глава 16. Лже-кандидаты: двойники и подставы

16.1. Кандидаты-двойники

16.1.1. «Бородатая» технология

16.1.2. Разновидности технологии двойников

16.1.2.1. Двойник-тихоня

16.1.2.2. Двойник-провокатор

16.1.2.3. «Свой» двойник

16.1.3. Реализация технологии двойников

16.1.4. Способы противодействия двойникам

16.1.4.1. Воздействие на избирателей, на общественное мнение

16.1.4.2. Воздействие на противника

16.2.Кандидаты-подставы

16.2.1. Невидимки. Разновидности технологии подстав

16.2.1.1. Подстава-страховка

16.2.1.2. Ресурс-подстава

16.2.1.3. Подстава-критик

16.2.1.4. Подстава-однопольник

16.2.1.5. Подстава-провокатор

16.2.1.6. «Своя» подстава

16.2.2. Реализация технологии подстав

16.2.3. Проблема противодействия подставам

Глава 17. Листовочные войны. Газеты-фальшивки

17.1. Введение в тему

17.2. Листовочные диверсии

17.2.1. Внешнее проявление военных действий

17.2.2. Скрытые военные действия. Виды некорректных листовок

17.2.2.1. Чернуха

17.2.2.2. Негативное отождествление

17.2.2.3. Вброс компромата

17.2.2.4. Липкая диверсия

17.3. Реагирование на листовочную диверсию. Предупреждение и нейтрализация её последствий

17.3.1. «Собака лает – караван идет» - лучше, чем пустая суета

17.3.2. Два основных направления контратаки

17.3.3. Меры профилактики

17.3.4. Приём Али-Бабы как способ нейтрализации диверсии

Глава 18. Ночные звонки, лже-приглашения, дымовые завесы и прочее

18.1. Игры отморозков

18.1.1. Ночной прозвон

18.1.2. Лже-приглашения

18.2. Маленькие войны

18.2.1. Засланные казачки (шпионы)

18.2.2. Уголовщина

18.2.3. Приемы дестабилизации работы штабов

18.3. «Дымовые завесы»

Вместо заключения

Профессиональные термины и сленг

Литература

Об авторе

ОТ АВТОРА

Уважаемый читатель!

Предлагаемое Вашему вниманию издание – вторая моя книга в серии «Профессионалы: просто о сложном», подготовленная Издательским домом «Русская панорама».

Первая - «От двери к двери. Полевые технологии в избирательных кампаниях» (2002), разошлась моментально, «всем не хватило», пришлось делать дополнительный тираж. О большом читательском интересе свидетельствуют многочисленные заявки на книгу, поступившие и все еще поступающие в издательство , а также тот факт, что по электронной почте мне все еще приходит масса отзывов на книгу, много дельных замечаний и предложений по расширению тематики нового издания, просьб не ограничиваться одной книгой.

Признаюсь, я и не думал ограничиваться. Накопленный мной и моей командой опыт в одну книгу и не уложишь. Поэтому, представляя на Ваш суд свой второй литературный опыт, свою новую книгу по избирательным технологиям, обещаю: будет и третья.

Но пока несколько слов о второй. С учетом читательских заявок мне пришлось отступить от первоначального замысла говорить в ней только о «черных» технологиях. Поэтому в какой-то степени она повторяет и дополняет изложенное в первой книге. Тем не менее, это совсем другая книга – и по объему (новое издание в два раза больше), и в содержательном плане. И даже в «повторяющихся» главах по-другому расставлены акценты, многие тезисы уточнены и дополнены.

Книга состоит из трех частей:

В первых двух частях раскрываются вопросы организационно-массового направления избирательных кампаний. Это - своеобразный трактат об агитаторах, о том, как правильно организовать их работу. Это – набор рекомендаций по проведению агитационных и вспомогательных программ – традиционных и оригинальных, используемых в отечественных избирательных кампаниях. Причем, программ эффективных, много раз опробованных в деле. Особый интерес у специалистов должны вызвать главы о технологиях повышения явки избирателей, а также об организации контроля за «касаниями», замеров их эффективности.

Хочу подчеркнуть: приведенные в книге полевые методики лучше всего ложатся на выборы мелкого и среднего формата – от тридцати тысяч до полумиллиона избирателей в округе. Смело могу это утверждать, так как именно на этих выборах специализируется наша команда и именно на них данные методики прошли многократную обкатку.

Что касается применения описанных методик в крупномасштабных кампаниях – на выборах Президента РФ, по партийным спискам в Госдуму, а также на выборах глав администраций крупных регионов – то это дело весьма трудноподъемное. Не каждый менеджер-профессионал за него возьмется. И понятно почему: где возьмешь слаженную команду орговиков в несколько сот человек?

В условиях временного лимита работы на выборах создать команду, эффективно обслуживающую всю страну или пусть даже отдельный большой регион, довольно сложно. В идеале для этого нужна организация типа политической партии. Ведь партия – это по существу большой и структурированный коллектив единомышленников, нацеленный на завоевание власти, т.е. на победу на выборах. Партия способна ввести у себя единые стандарты на проектирование и ведение избирательных кампаний, она способна заранее обучить, сплотить и расставить по исходным позициям свой актив.

За месяц-два такую структуру с нуля не создашь. Да и за полгода тоже.

Третья часть книги посвящена получившим большое распространение некорректным (манипуляционным) избирательным PR-технологиям – тем самым, что фигурируют в СМИ и специальной литературе как «черные», «грязные» или «серые».

Суть большинства манипуляционных технологий – в обманывании, одурачивании избирателей. Самым наглядным примером такой технологии является описанные сказочником Андерсеном действия мошенников в сказке «Новое платье короля». Впрочем, это очень давняя сказка. Россияне помнят более веселую, более современную сказку, которую нам рассказали на ХХII съезде КПСС и в которую мы долго верили. Сказка называлась так: «Нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме!»

При всей очевидности обмана манипуляционные технологии часто срабатывают. Видимо, людей гипнотизирует наивная простота, закладываемая в основу обмана.

В книге описываются наиболее засветившиеся в избирательных кампаниях некорректные PR-технологии, их разновидности и способы реализации, а также даются рекомендации по противодействию этим манипуляциям.

Адресовано написанное главному управленческому звену избирательных кампаний – менеджерам ИК, причем, как менеджерам кампании в целом, так и менеджерам агитационных и вспомогательных программ (проектов). Хотя третья часть книги более читабельная, более занимательная, все же с профессиональной точки зрения менеджеру гораздо полезнее то, что дано в первых двух, посвященных оргмассовому (полевому) направлению работы. И не надо думать, что тут все всё знают.

Полевые избирательные технологии относятся к разряду явлений, в которых поистине каждый мнит себя стратегом. Даже тот, кому один раз доверили собрать две сотни подписей. Или два раза сходить на встречу с «плохим» кандидатом и задать ему три каверзных вопроса, т.е. поработать подсадной уткой. Это как в политике – самые маститые политологи обычно обнаруживаются в домашних кухнях и рабочих бытовках. «Авторитетные» мнения этих специалистов произносятся с таким пафосом и с такой категоричностью, что диву даешься. Можно подумать, что доморощенный политолог досконально изучил и историю, и теорию политических учений, причем не в каком-то там занюханном заочном отечественном институте, а прямо в Гарварде, что он выписывает десяток специальных журналов и кучу серьезных газет. Хотя на самом деле все его политические познания зиждятся порой лишь на триллерах Шендеровича под названием «Куклы».

Я бы хотел предостеречь начинающих избирательных менеджеров от легковесного подхода к полевой работе. Не так уж она и легка, как кажется. Если, конечно, делать её по-настоящему, без халтуры. Полевые избирательные технологии – это искусство, которому надо учиться. Прочитав эту книгу, Вы, я надеюсь, согласитесь со мной.

Есть в книге и четвертая часть, правильнее сказать, четвертая тема. Эта тема присутствует без структурного обозначения по всей книге, и без названия. Хотя если все написанное по этой теме выделить в отдельную главу, название я ей придумал неплохое - «Шлагбаум для ветра». Ветер – это некорректные PR-технологии, а Шлагбаум - это Александр Альбертович Вешняков, с его неуклюжими попытками противостоять черным технологам. Может быть, мои нападки на руководителя ЦИК не совсем справедливы, может, виноват не человек, а система. И я заранее приношу ему свои извинения за это. Но право же, многие запретительные нормы в отечественном избирательном законодательстве, принятые в последнее время по инициативе ЦИК, выставляют нас перед всем цивилизованным миром недоумками. Очень за державу обидно!

У этой книги, как, видимо, и у многих других книг, есть не только титульный автор, но и те, кого с полным основанием можно считать соавторами, помощь и советы которых в написании книги очень весомы. Я хотел бы поблагодарить за такую помощь членов нашей команды – Вячеслава Лызлова, Дмитрия Пичугина, Леонида Полуэктова, Дмитрия Попикова, Олега Потапенкова и Николая Шоленинова.

Особо хотел бы поблагодарить своих старых коллег и соратников Андрея Богданова и Сергея Слабуна, информация и полезные советы которых использованы в книге.

В заключение хочу выразить надежду, что эта книга, как чуть раньше моя первая книга «От двери к двери» найдет своего заинтересованного читателя, будет им востребована. Уверен, что знакомство с ней будет полезным и начинающему менеджеру ИК, и умудренному опытом избирательному технологу, всем, кто осваивает премудрости избирательного искусства.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс Для специальности №020300 Социология Москва 2010

    Учебно-методический комплекс
    Политические технологии являются одним из самых востребованных современных способов организации и управления политическими процессами. Роль политических технологий значительно возрастает в условиях усложнения социальных связей, в

Другие похожие документы..