Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
На виконання Розпорядження Кабінету Міністрів України від 2 вересня 2010 року № 1759 «Про підготовку та відзначення 50-річчя від дня польоту в космос ...полностью>>
'Пояснительная записка'
Формировать игровую культуру учащихся: умение работать сообща (в парах, командах), согласовывать свои действия, умение порадоваться за победившую кома...полностью>>
'Документ'
Обсяг модуля: загальна кількість годин - 210; аудиторні години – 112; в т.ч. лекції - 64 год., практичні заняття. – 16 год., лабораторні заняття - 32 ...полностью>>
'Доклад'
Появление ООН было обусловлено разрушениями Второй мировой войны, необходимостью сотрудничества государств в целях поддержания мира и безопасности, у...полностью>>

Положение о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ КЛАССИФИКАЦИИ,

РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ

С СУДАМИ ПРАС-90

Содержание:

1. Общие положения 1

2. Классификация ЛС 3

3. Органы расследования 6

4. Порядок донесения 7

5. Порядок расследования 8

6. Порядок расследования АС с иностранными судами 12

7. Учет аварийных случаев 13

Отдельные инструктивные указания и некоторые методические особенности процесса расследования АС 13

Классификационная таблица аварийных случаев (АС). 16

Перечень передаваемых судовладельцу сведений по аварийному случаю. 20

Перечень передаваемых министерству (ведомству) сведений по аварийному случаю. 21

Настоящее издание "Положения о порядке классификации расследования и учета аварийных случаев с судами" (ПРАС-90) подготовлено с учетом всех изменений и дополнений, введенных приказами Департамента морского транспорта по состоянию на 1 августа 1994 года. В текст ПРАС-90 включена также "Инструкция по применению Положения о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами" (ИПРАС-92).

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок классификации, расследования и учета аварийных случаев (АС) с судами во время плавания или на стоянке.

1.2. В Положении приняты следующие понятия и определения:

1.2.1. "Аварийный случай" - случай с судном, приведший его к бедствию в результате воздействия непреодолимых стихийных явлений природы или экстремально тяжелых гидрометеорологических условий плавания;

- различные повреждения судна (корпуса, устройств, судовых технических средств), смещение перевозимого груза и/или изменение его физико-химических свойств в процессе морской перевозки, посадки судна на грунт, касание грунта, препятствующие нормальной эксплуатации (плава­нию) судна;

- повреждение судном берегового сооружения, средств навигационного оборудования (СНО), другого судна (судов), потеря буксируемого объекта, палубного груза, намотка троса и/или сетей на гребной винт.

Под повреждением судна следует понимать различные повреждения корпуса, конструкций, механизмов, устройств установок, оборудования и снабжения, подлежащих техническому надзору Регистра или другого классификационного общества.

К береговым сооружениям следует относить причалы, пристани, пирсы, терминалы, эстакады, молы, набережные, волноломы (брекватеры), шлюзы, мосты, палы, сваи, ледорезы и тому подобные устройства с их стационарным и технологическим оснащением и оборудованием (трубопроводы, железнодорожные и подкрановые пути краны и средства механизированной обработки судов и т.п.), а также плавучие доки, мастерские, платформы станции и дебаркадеры, если они установлены на своих штатных местах.

Факт смещения груза и/или изменение его физико-химических свойств в процессе морской перевозки и создавший препятствия для нормальной эксплуатации (плавания) судна является АС. Если при этом присутствует признак утраты мореходных качеств судна, то такой АС классифицируется по п.2.4.4. При других условиях АС классифицируется по п.2.5.1.

Повреждение судном рыболовных сетей (снастей, тралов) АС не считается и под действие ПРАС-90 не подпадает, исключая случаи намотки сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты).

АС, связанный с повреждением лихтера (лихтеров) в период его (их) на­хождения на борту лихтеровоза под действие ПРАС-90 не подпадает.

1.2.2. "Судно" - управляемые экипажем морские, озерные, речные, грузовые, пассажирские, ледокольные, рыбопромысловые, технические, гидрографические, экспедиционные, нефгегаэораэведочные и другие суда. плавучие маяки, плавучие краны, плавучие перегружатели, подводные аппараты, системы сбора океанских данных (ССОД), дебаркадеры, плавучие буровые установки, плавучие доки, плавучие мастерские, платформы и другие плавучие объекты.

1.2 3 'Мореходные качества" - совокупность нормируемых в соответствии с правилами Морского Регистра или другого признанного классификационного общества (имеющего с Морским Регистром соглашение о взаимном признании) прочности, плавучести и непотопляемости судна.

1.2.4. "Эксплуатационные ограничения" - выставленные Морским Регистром или другим признанным классификационным обществом определенных ограничений в условия эксплуатации судна с учетом снижения уровня технического состояния и/или ухудшения мореходных качеств, появления недостатков в оборудовании, некомплектности снабжения, наступивших в результате аварийного случая.

1.2.5. "Навигационная безопасность" - это степень точности и достаточности нагрузки навигационных карт и пособий для плавания, своевременности оперативной навигационной информации о смещении СНО со штатных мест и изменений их характеристик, полноты и надежности гидрографического обследования района плавания, стабильности характеристик РНС, качества прогнозируемой погоды и рекомендаций о безопасных путях плавания и другие факторы, повышающие безопасность судоходства.

1.3. Определению и учету подлежат убытки по АС, представляемые судовладельцем:

- в случае гибели судна - его балансовая стоимость (за вычетом износа) на первое число предшествующего кораблекрушению месяца;

- стоимость исправления повреждений, полученных в результате АС (сметная калькуляция на выполнение ремонтные работ по устранению повреждений составляется по отраслевым унифицированным калькуляционным нормативам (УКН) и единым нормам времени (ЕНВ);

- расходы, затраченные на восстановление мореходных качеств судна;

- стоимость спасательных операций или буксировки аварийного судна;

- стоимость утраченного и/или убытки от повреждения груза в результате АС.

Для определения стоимости устранения повреждений, полученных в результате АС, следует использовать сметную калькуляцию на выполнение работ по устранению аварийных повреждений, которая составляется в соответствии с действующим в отрасли положением о порядке ценообразова­ния в судоремонте, либо счета предприятия (российского или иностранного), выполнившего эти работы. В сметную калькуляцию входят затраты на рабочую силу, использованные материалы, накладные расходы судоремонтного предприятия и стоимость докования. Предварительную оценку убытков производят техническая, коммерческая и бухгалтерская служба судовладельца.

Если убытки по АС выражены в СКВ, то ее сумма переводится в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату аварийного случая.

1.4. Действие настоящего Положения распространяется:

1.4.1. На поднадзорные Морскому регистру или другому классификационному обществу суда, принадлежащие судовладельцам Российской Федерации, независимо oт форм собственности и подчиненности, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации, АС с которыми произошел во время их эксплуатации, ремонта или отстоя в морском или приравненном к нему районе плавания, исключая участки внутренних судоходных путей (ВСП), где навигационно-гидрографическое обеспечение плавания судов осуществляется органами речного транспорта.

Когда АС имел место во время ремонта судна на судоремонтном предприятии, при решении вопроса об утрате мореходных качеств, факт нахожде­ния судна на ремонте, а также недействующие в связи с этим судовые документы, не должен приниматься во внимание. Заключение об утрате мореходных качеств в таких случаях производится на основании результатов осви­детельствования судна классификационным обществом

1.4.2. На суда, плавающие под иностранным флагом в случаях, предусмотренных разделом 6 настоящего положения.

1.4.3. На плавучие доки, мастерские, платформы, станции и дебаркадеры только на период их перегона.

Основываясь на положениях Правил классификации и постройки морских судов (изд. 1985 г.), устанавливается нижний предел области распространения ПРАС-90 на суда:

- самоходные с мощностью СЭУ 55 квт (кроме пассажирских, наливных судов и судов, предназначенных для перевозки горючих и других опасных грузов, а также буксиров);

- несамоходные с валовой вместимостью 80 рег.тонн.

1.5. Действие настоящего Положения не распространяется:

1.5.1. На корабли и суда военно-морского флота Российской Федерации, погранвойск МБ Российской Федерации, министерства Внутренних дел Российской Федерации.

1.5.2. На маломерные суда, не поднадзорные Морскому Регистру или другому признанному классификационному обществу (самоходные с мощностью СЭУ 55 квт и менее, кроме пассажирских, наливных и судов, предназначенных для перевозки горючих и других опасных грузов, а также буксиров, несамоходные с валовой вместимостью 80 рег.тонн и менее).

1.5.3. На суда, находящиеся в постройке.

1.5.4. На судовые баржи и плоты леса.

1.6. Целями расследования аварийного случая является его классификация, установление обстоятельств, причин, последствий, убытков, оценка действий причастных лиц, а также разработка профилактических мер по предупреждению аварийности.

2. Классификация ЛС

2.1. AC классифицируется как:

2.1.1. Кораблекрушение;

2.1.2. Авария;

2.1.3. Аварийное происшествие;

2.1.4. Эксплуатационное повреждение;

2.2 Кораблекрушением считается:

2.2.1. АС, в результате которого произошла гибель судна или его полное конструктивное разрушение, после чего проведение восстановительного ремонта нецелесообразно.

2.2.2. АС, в результате которого потерян буксируемый судном объект.

2.3. Аварией считается:

2.3.1. AC (пункт 1.2.1. настоящего Положения), повлекший гибель человека. (Случай гибели и/или травмирования человека (людей) расследуется в установленном порядке, независимо от проведения расследования АС).

Случай классифицируется аварией, если гибель человека явилась следствием АС. Погибший считается лицо, скончавшееся на месте аварийного случая или умершее от последствий такового.

2.3.2. АС с пассажирским судно, в результате которого произошло повреждение судна, приведшее к утрате хотя бы одного из мореходных качеств и/или создавшее препятствие в производственной деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений.

2.4. Аварийным происшествием считается:

2.4.1. АС, в результате которого произошло повреждение судна, приведшее к утрате хотя бы одного из мореходных качеств и/или создавшее препятствие для производственной деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений.

Появление хотя бы одного какого-либо эксплуатационного ограничения в результате АС (например, снижение мощности СЭУ, скорости, ограничение района плавания, изменение режима перевозки грузов и т.д.) является одним из учитываемых признаков при классификации АС.

2.4.2. АС, в результате которого произошло повреждение судном подводного кабеля, подводного трубопровода, СНО, берегового сооружения, приведшее к выводу их из эксплуатации.

2.4.3. АС, в результате которого судно находилось на мели 24 часа и более, независимо от размера и характера полученных и/или нанесенных повреждений.

В случае обнаружения при доковании судна повреждений корпуса, не выявленных водолазным осмотром, происшедших в результате посадки на грунт или после плавания судна во льдах, независимо от времени, прошедшего после указанных событий, необходимо провести расследование по вновь вскрытым фактам, дополнительно характеризующим аварийный случай.

2.4.4. АС, в результате которого на судне произошло смещение перевозимого груза и/или изменение его свойств, приведшее к утере хотя бы одного из мореходных качеств.

Классификация производится при утрате мореходных качеств судна в результате смещения груза или изменения его физико-химических свойств в процессе морской перевозки (нагревание, возгорание, выделение ОВ сверх предельно допустимых концентраций, разжижение и др.).

Повреждение груза, потеря палубного груза (каравана леса) без повреждения корпуса и утраты мореходных качеств судна относятся к коммерческому браку.

2.4.5. АС, в результате которого произошла намотка тросов, и/или сетей на гребной винт или руль, повреждение судном другого судна, создавшие препятствия в производственной деятельности судна (судов) в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений.

2.5. Эксплуатационным повреждением считается:

2.5.1. АС, в результате которого произошло повреждение судна или другого судна, или смещение перевозимого груза и/или изменение его физико-химических свойств, не подпадающие под признаки, указанные в пп.2.4.1., 2.4.4., 2.4.5. настоящего Положения.

При отсутствии утраты мореходных качеств судна и/или создания препятствий в производственной деятельности в связи с появлением эксплуатационных ограничений - АС относится к классу эксплуатационных повреждений.

Планируемые остановки СЭУ в открытом море для осуществления технического обслуживания или устранения возникшего дефекта, другие мелкие повреждения корпуса, его конструкций, механизмов, систем, устройств и оборудования, не создавшие препятствий для производственной деятельности судна и устраненные силами судового экипажа, к классу эксплуатационных повреждений не относятся.

2.5.2. АС, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время плавания в ледовых условиях независимо от утраты мореходных качеств.

2.5.3. АС, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время плавания в районах или условиях, когда не обеспечивается навигационная безопасность независимо от утраты мореходных качеств.

2.5.4. AC, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время проведения аварийно-спасательных операций независимо от утраты мореходных качеств.

Классификация АС по пп.2.5.2.-2.5.4. означает, что независимо от последствий АС, экипажем были предприняты действия, отвечающие требованиям нормативных документов и соответствующие хорошей морской практике, а сам АС произошел в силу объективных причин. В противном случае классификация АС производится в зависимости от факта потери мореходных качеств.

При применении п.2.5.3. ПРАС-90 причина АС должна согласовываться с определением навигационной безопасности, указанной в п.1.2.5. ПРАС-90. Для возможности четкой дифферентации эксплуатационных повреждений (ЭП) при классификации АС орган расследования должен отразить, при каких конкретных условиях произошло повреждение судна. Например, при классификации по п.2.5.2. ПРАС-90 в заключении необходимо указать: "эксплуатационное повреждение, связанное с плаванием судна в ледовых условиях".

2.5.5. АС, в результате которого судном нанесено повреждение СНО, не приведшее к выводу его из эксплуатации.

2.5.6 АС, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время проведения швартовных и/или бункеровочных операций в море, не подпадающее под признаки, указанные в п.2.4.1. настоящего Положения.

Применяется при условии, что:

- операции происходили в местах (открытое море, залив, пролив, рейд и т.д.) без участия береговых организаций (лоцманское, буксирное обеспечение);

- АС не вызвал повреждений, приведших к потере мореходных качеств судна (судов).

2.5.7. АС, в результате которого судно находилось на мели менее 24 часов и при этом не получило повреждений, приведших к утрате хотя бы одного из мореходных качеств и/или создавших препятствие в производственной деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений.

В этом случае капитан судна не освобождается от необходимости предъявить судно Регистру или иностранному классификационному обществу для освидетельствования.

2.5.8. АС, связанный с незначительным повреждением судном подводного кабеля, подводного трубопровода, берегового сооружения, не приведшим их к выводу из эксплуатации.

2.6. Классификация АС в соответствии с настоящим Положением осуществляется капитаном судна и капитаном морского порта.

2.7. Для определения органа расследования капитан судна производит предварительную классификацию АС.

Предварительная классификация АС, осуществляемая капитаном судна, становится окончательной, если она подтверждена капитаном порта.

В порядке осуществления надзора за расследованием капитанами судов эксплуатационных повреждений (п.3.3. ПРАС-90), судовладелец может потребовать от капитана судна передать необходимые документы капитану порта для окончательной классификации АС. При этом решении об утрате силы действия судовых документов принимается только инспекцией Регистра или другого классификационного общества по результатам освидетельствования судна.

2.8. На основе документальных данных капитан порта производит окон­чательную классификацию АС, подпадающих под признаки, указанные в пп.3.2.-3.4., а также в п.п.З.6.-3.8. настоящего Положения.

2.9. После АС (пп.2.3.2., 2.4.1., 2.4.3.-2.4.5., 2.5.2.-2.5.4., 2.5.7.) свидетельство о годности судна к плаванию, международные свидетельства, классификационное свидетельство и другие судовые документы Морского Регистра или другого классификационного общества утрачивают силу, в связи с чем для возобновления их действия судно должно быть предъявлено к освидетельствованию Морскому Регистру или по его поручению иностранному классификационному обществу с целью определения технического состояния, условий дальнейшей эксплуатации и/или ремонта.

Освидетельствование судов должно производиться после каждого аварийного случая в целях определения характера, объема и причин повреждения, а также условий устранения последствий и/или дальнейшей эксплуатации.

Судовладелец обязан предъявить судно к внеочередному освидетельствованию Регистру в порту, где произошел аварийный случай, или в первом российском порту завода.

Если аварийный случай произошел в иностранном порту или таковым является первый порт захода, в котором нет возможности предъявления Регистру, то судно должно быть предъявлено иностранному классификационному обществу.

2.10. Классификация АС по видам и причинам выполняется в соответствии с классификационной таблицей (приложение 1 к Положению).

3. Органы расследования

3.1. Основным органом расследования АС является Морская администрация порта. Расследование АС осуществляет капитан порта, который в необходимых случаях; под своим председательством организует комиссию по расследованию или же принимает участие в комиссии по расследованию, образованной министерством (ведомством), а после завершения расследования направляет соответствующие материалы судовладельцу, министерству (ведомству) по принадлежности судна и транспортному прокурору.

Как правило, все классы АС расследуются капитаном порта кроме некоторых видов эксплуатационных повреждений исключая случаи, затрагивающие иностранные интересы, возникшие при проведении аварийно-спасательных работ, плавании в ледовых условиях, а также условиях, когда не обеспечивается навигационная безопасность.

Если АС классифицируется как эксплуатационное повреждение не подпадающее расследованию капитана порта, последний возвращает материалы капитану судна, который должен провести расследование в соответствии с установленным ПРАС-90 правилом.

Капитан порта под своим председательством может создать комиссию для расследования АС в составе представителей инспекции государственного надзора, судовладельца, других специалистов-экспертов для изучения обстоятельств и условий возникновения АС, производства опросов причастных к АС лиц и свидетелей, установления и оценки их действия и, в цепом, решения вопросов, предусмотренных в п.5.11. ПРАС-90.

В порядке осуществления контроля за ходом расследований кораблекрушении и аварий, аварийных происшествий (п.З.4. ПРАС-90) в работе комиссии может принимать участие представитель Госморинспекции Департамента морского транспорта Минтранса России.

3.2. Предварительное расследование АС осуществляет капитан судна.

3.3. АС, повлекший повреждения, подпадающие под признаки, указанные в п.2.5. за исключением событий, вытекающих из пп.3.6.-3.8. настоящего Положения, расследуются и классифицируются капитаном судна самостоятельно, надзор за расследованием таких АС осуществляется судовладельцем.

Капитан судна может провести расследование АС по произвольной форме, придерживаясь в общем случае рекомендованной схемы.

В случае несогласия с заключением капитана судна по классификации АС, судовладелец должен предложить капитану судна направить материалы по АС на рассмотрение капитану порта, который выносит решение о классификации.

При разногласии в определении АС и причастных к нему лиц, судовладелец должен составить заключение с изложением своих выводов и оценок.

3.4. АС, подпадающий под признаки, указанные в пп.2.2.-2.4., а также в пп.3.6.-3.8. настоящего Положения, расследуется капитаном порта. Надзор за расследованием перечисленных АС осуществляется министерством (ведомством) по подчиненности порта.

3.5. АС, связанный со столкновением судов, принадлежащих разным судовладельцам, а также АС, происшедший на акватории морского торгового порта Российской Федерации, расследуется капитаном морского торгового порта с участием представителей судовладельца аварийного судна.

АС, происшедший на акватории морского рыбного порта Российской Федерации, расследуется капитаном морского рыбного порта с участием представителей судовладельца аварийного судна. (В Департаменте морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации органом, осуществляющим контроль за расследованием АС, является Главная государственная морская инспекция, в Комитете Российской Федерации по рыболовству - Управление безопасности мореплавания, портов и охраны труда).

Отказ судовладельцев от участия в расследовании не может быть препятствием в проводимом капитаном порта расследовании и не должен влиять на его качество.

3.6. АС, происшедший из-за недостатков навигационно-гидрографического обеспечения, расследуется капитаном порта с участием представителей Главного управления навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации, Гидрографического предприятия Департамента морского транспорта Минтранса России или управления пути, в зависимости от того, чьи интересы затронул АС.

При отказе ГУНиО МО от участия в расследовании АС, капитан порта вправе такое расследование провести самостоятельно с направлением материалов расследования заинтересованным сторонам.

3.7. АС, затрагивающий иностранные интересы, повреждение судна, полученные при плавании в ледовых условиях, при проведении аварийно-спасательных работ, при плавании в районах или условиях, когда не обеспечивается навигационная безопасность, расследуется капитаном порта.

Если в результате указанных событий произошла посадка судна на грунт либо касание грунта, независимо от повреждений при этом, такой АС подлежит расследованию капитаном порта.

В случае причинения ущерба иностранным организациям и/или гражданам (включая смерть или повреждение здоровья) в результате АС, следует считать, что такой АС затрагивает иностранные интересы и поэтому подлежит расследованию капитаном порта.

3.8. Если АС имел место в зоне внутренних судоходных путей (ВСП), расследование проводит с участием представителя судовладельца тот орган управления ВСП (соответствующие структурные подразделения Минтранса России, на которые возложен надзор за безопасностью плавания на ВСП), который осуществляет в районе происшествия навигационно-гидрографическое обеспечение плавания судов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие Издательство фгоу впо вгавт н. Новгород, 2007

    Учебное пособие
    Учебное пособие подготовлено в соответствии с рабочей программой по курсу «Транспортное право». В нем кратко изложено содержание основных разделов Особенной части курса: общие положения морского права; государственное управление и
  2. Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта за 2008 год

    Публичный отчет
    Инспекторский контроль (надзор) за состоянием медицинского обеспечения безопасности полетов, деятельностью юридических лиц, осуществляющих медицинское освидетельствование авиационного персонала и медицинское обеспечение полетов 56
  3. Извлечения из дисциплины «надежность и безопасность транспортных средств»

    Документ
    Опасности – катастрофы и аварии, в той или иной степени сопутствуют всем способам перевозки людей и грузов. Согласно статистических данных, наибольшему риску подвержен автомобильный транспорт.
  4. 300 советов по катерам и лодкам Л.: Судостроение, 1975

    Документ
    Инструкция о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в судоходных компаниях, на судах и береговых объектах морского транспорта. Спб.
  5. Положение о порядке служебного расследования, разбора и учета нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе

    Документ
    о порядке служебного расследования, разбора и учета нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе (транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта,

Другие похожие документы..