Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Велика Вітчизняна Війна 1941-1945 років залишила свій тяжкий слід i у моїй родині. Батько маминого дідуся, - 3iвa Євлампій Трохимович, воював під час...полностью>>
'Программа дисциплины'
1. Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600.68 «история» подготовки магистра, изучающих ...полностью>>
'Документ'
Необходимость в перемещениях и путешествиях возникла у людей еще в глубокой древности. Причем термин «путешествие» можно трактовать буквально, так ка...полностью>>
'Диссертация'
Защита состоится 25 октября 2010 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.239.02 при Государственном образовательном учреждении...полностью>>

Информационно-содержательная основа подготовки учителя к преподаванию Духовно-нравственной культуры (в условиях повышения квалификации) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Самогаев Дмитрий Евгеньевич

информационно-содержательная основа

подготовки учителя к преподаванию

Духовно-нравственной культуры

(в условиях повышения квалификации)

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва 2010

Работа выполнена на кафедре педагогики ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»

доктор педагогических наук

Шевченко Людмила Леонидовна

член-корреспондент РАО,

доктор педагогических наук, профессор

Данилюк Александр Ярославович

кандидат педагогических наук

Ахренов Владимир Николаевич

ГОУ ВПО «Коломенский государственный педагогический институт»

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:


Защита состоится 18 февраля 2010 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д.212.155.06 в ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» по адресу: 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10-А.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет» по адресу: 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10-А.

Автореферат разослан 15 января 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

д

Л.П. Крившенко

октор педагогических наук,

профессор

Актуальность темы исследования. Из всех задач, стоящих сегодня перед системой образования России, задача духовно-нравственного образования личности является одной из актуальных. Обоснование этого положения содержится в работах многих авторов (Е.П. Белозерцева, М.В. Богуславского, В.А. Болотова, А.Я. Данилюка, Г.Б. Корнетова, Н.Д. Никандрова, В.И. Слободчикова, В.С Леднева, А.Д. Солдатенкова и др.). Актуальность включения духовно-нравственного компонента в систему образования выразилась в сформировавшемся социальном заказе. Его отразили нормативные документы государственной системы образования (законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальная доктрина образования в РФ и ряд других документов) и педагогическая практика. Так, в качестве одной из дидактических форм необходимой духовно-нравственной коррекции личности педагогическая практика последних десятилетий использовала введение в учебный план общеобразовательной школы предмета, посвященного изучению духовно-нравственной культуры на материале традиционных ценностей российской культуры.

Исследованию концептуального и научно-методического обоснования педагогической практики духовно-нравственного образования личности в государственной системе образования посвящены исследования, А.А. Корзинкина, В.М. Меньшикова, И.В. Метлика, В.В. Перевертайло, Т.И. Петраковой, О.М. Потаповской, Т.В. Скляровой, Л.Л. Шевченко, Н.П. Шитяковой и др. Разработкой учебных программ и учебно-методических пособий, учебно-методических комплектов, предназначенных для изучения духовно-нравственной культуры занимались А.В. Бородина, В. Дорофеев, А.В. Камкин, О.Н. Кобец, И.В. Кошмина, В.М. Меньшиков, Б.И. Пивоваров, Т.В. Рыжова, В.Д. Скоробогатов, Л.Л. Шевченко, О.Л. Янушкявичене и др. Проведенные теоретические исследования и сложившаяся педагогическая практика в области преподавания духовно-нравственной культуры в государственной системе образования ставят актуальные задачи подготовки педагогов.

Исследование теории и практики подготовки учителей к преподаванию духовно-нравственной культуры позволило выявить различные варианты решения этого вопроса. Так, одно из направлений состоит в интеграции духовно-нравственного компонента в содержание общепрофессиональной подготовки педагога (О.А. Абдуллина, Б.Г. Ананьев, Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, Л.П. Илларионова, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, О.В. Папшева, Т.И. Петракова, Е.З. Плотникова, В.М. Пустовалов, П.Е. Решетников, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенин, Я.С. Турбовской, О.В. Трескина, Е.В. Храброва, О.Б. Широких, Л.Л. Шевченко и др.). Другое направление характеризуется подготовкой педагогов к преподаванию духовно-нравственной культуры как самостоятельного предмета. Научно-теоретическим обоснованием данного вопроса занимались В.А.Беляева, Л.П. Гладких, Т.П. Грибоедова, Т.В. Кузнецова, В.В. Перевертайло, Л.В. Сибилева, Н.П. Шитякова и др.

Изучение выделенных теоретических и практических направлений показало, что педагогический опыт подготовки учителей к преподаванию духовно-нравственной культуры находится в стадии разработки и становления. Это проявляется в слабой связи концептуально-содержательной и методико-технологической основы подготовки учителей к преподаванию духовно-нравственной культуры с разработками учебно-методической базы школьного учебного процесса; в отсутствии информационно-экспертного механизма сбора, систематизации, хранения, анализа и типизации педагогического опыта в области духовно-нравственного образования; в отсутствии тезауруса понятий данной области, связанного с системой типизации педагогического опыта; в неразработанности модели нормативного обоснования подготовки учителей к преподаванию духовно-нравственной культуры.

Таким образом, на основании анализа литературы и педагогической практики были выделены следующие противоречия между: актуальностью социального и государственного заказа на обращение образовательной системы к воспитанию духовно-нравственной культуры личности и непроработанностью базовых понятий данной сферы образования и самого феномена «духовно-нравственная культура» как личностной характеристики человеческого бытия, и как предметной области образования; необходимостью воспитания духовно-нравственной культуры подрастающего поколения и неразработанностью информационно-содержательной основы профессиональной подготовки специалистов, способных к решению указанных задач.

В процессе поиска путей разрешения этих противоречий определена проблема исследования: в выяснении оптимальных компонентов информационно-содержательной основы профессиональной подготовки учителя к преподаванию духовно-нравственной культуры в государственной системе образования.

Цель исследования заключается в теоретической разработке и практической апробации компонентов информационно-содержательной основы подготовки учителя к преподаванию духовно-нравственной культуры в условиях повышения квалификации работников образования.

В соответствии с целью объектом исследования является процесс профессиональной подготовки учителя к преподаванию духовно-нравственной культуры в условиях повышения квалификации.

Предметом исследования являются компоненты информационно-содержательной основы подготовки учителя к преподаванию духовно-нравственной культуры в условиях повышения квалификации.

Гипотеза сформулирована следующим образом: подготовка учителя к преподаванию духовно-нравственной культуры примет оптимальный характер, если будут разработаны базовые компоненты информационно-содержательной основы подготовки педагогов; будет обеспечена содержательно-методическая взаимосвязь программы подготовки учителя с учебными пособиями по предмету для учащихся; профессиональная подготовка преподавателя духовно-нравственной культуры (в условиях повышения квалификации) будет соотнесена с содержанием общепрофессиональной подготовки педагогов и дополнена блоками специальных знаний (теологическим, культурологическим, методическим).

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы задачи исследования:

  • уточнить понятие «духовно-нравственная культура», описать место феномена духовно-нравственной культуры в образовательном пространстве;

  • разработать информационно-экспертный механизм учета и систематизации педагогического опыта в области духовно-нравственного образования, на основе которого провести его анализ и экспертизу;

  • с учетом разработанных терминологической базы и информационно-экспертного механизма разработать многокомпонентную информационно-содержательную основу подготовки учителей к преподаванию духовно-нравственной культуры, включающую компоненты информационно-технологического и концептуально-содержательного характера;

  • на основе представленных компонентов разработать программу подготовки учителя к преподаванию духовно-нравственной культуры в системе государственного образования и комплекс диагностических материалов;

  • экспериментально проверить эффективность разработанных компонентов информационно-содержательной основы и программы подготовки учителя к преподаванию духовно-нравственной культуры.

Методологической основой исследования являются философские положения о взаимосвязи нравственной и духовной культуры человека: труды философов (Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, В.С. Соловьева, С.Л. Франка и др.), труды богословов (С.Н. Булгакова, В.Н. Лосского, С.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского и др.); труды педагогов (П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова, С.А. Рачинского, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, и др.); святоотеческое наследие (святителей Игнатия Северо-Кавказского, Феофана Затворника, святого праведного Иоанна Кронштадтского и др.); теоретические разработки в области педагогических технологий, ориентирующие теорию и практику воспитания на личностно-деятельностный, гуманистический подход в процессе формирования нравственных качеств личности: педагогов (Е.В, Бондаревской, О.С. Газмана, В.И. Загвязинского, С.В. Кульневича, В.В. Серикова, Е.Н. Шиянова, В.В. Шогана, И.С. Якиманской и др.); психологов (Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А. Маслоу, Р. Мея, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, В. Франкла и др.); работы по христианской психологии и антропологии (Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, М.Я. Дворецкой, А. Лоргуса, М.Н. Миронова, Б.В. Ничипорова, Т.А. Флоренской); работы в области аксиологии, философии и культурологии образования (Е.П. Белозерцева, Э.Н. Гусинского, В.С. Леднева, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина, В.Д. Шадрикова и др.), в которых отражается взаимосвязь культуры, духовности и нравственности; работы в области содержания образования, где взаимодействуют духовная и общекультурная составляющие (А.А. Корзинкина, И.В. Кошминой, И.В. Метлика, Т.И. Петраковой и др.); работы по изучению вопросов духовно-нравственного воспитания в педагогическом образовании (В.А. Беляевой, Л.П. Илларионовой, А.И.Мищенко, В.М. Пустовалова, В.А. Сластенина, Л.Л. Шевченко, Е.Н. Шиянова и др).

Методы исследования. Использованы следующие общенаучные и частнонаучные методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы, программной и методической документации по теме исследования; анализ и обобщение учебно-методических материалов практики профессиональной подготовки преподавателей духовно-нравственных дисциплин; моделирование процесса подготовки преподавателей духовно-нравственных дисциплин; экспериментальная апробация разработанной модели; тестирование, анкетирование, интервьюирование; математические методы обработки результатов эксперимента, изучение продуктов творческой деятельности.

Организация исследования. Диссертационное исследование проводилось с 2002 по 2009 гг. в несколько этапов. Подготовительный этап теоретического исследования проходил с 2002 по 2004 гг. на базе Центра педагогических исследований «Покров». Результатом проделанной работы стал подготовленный научно-методический сборник материалов по преподаванию предметов духовно-нравственной направленности концептуального, методического, учебного и справочного характера. Завершение теоретического исследования и экспериментальный этап исследования были проведены нами в 2005-2009 гг. на базе Института открытого образования и Духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета.

Опытно-экспериментальной базой исследования выбран Московский государственный областной университет. В эксперименте приняли участие более 400 человек – учителей, методистов, директоров школ Московской области.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

  • разработана информационно-содержательная основа подготовки учителя к преподаванию духовно-нравственной культуры в государственной системе образования, включающая группы базовых компонентов (информационно-технологические и содержательные), в рамках разработки которых было:

    • определено содержание базового понятия и феномена «духовно-нравственная культура» в содержательно-диагностируемых характеристиках (терминологический компонент);

    • разработана классификационная база информационно-экспертного механизма исследования педагогического опыта в области духовно-нравственного воспитания и образования в диагностируемых характеристиках и сформирован информационный массив педагогического опыта в области духовно-нравственного воспитания – Банк «Духовная культура» (информационно-экспертный компонент);

    • разработаны концептуально-содержательное обоснование подготовки учителей к преподаванию духовно-нравственных дисциплин (образовательный компонент) и диагностическая система (оценочно-результативный компонент);

  • на основе представленных компонентов разработаны программа и методические рекомендации подготовки учителей к преподаванию духовно-нравственной культуры.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнена сущность понятия «духовно-нравственная культура» как феномена личной культуры педагога, и как компонента образовательного пространства; разработана теоретическая модель и структурные компоненты информационно-содержательной основы подготовки учителей к преподаванию духовно-нравственной культуры; разработаны и апробированы критерии и показатели готовности педагога к преподаванию предмета.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в систему повышения квалификации Московской области авторской программы «Духовно-нравственная культура» и методических рекомендаций для подготовки учителей; разработке форм подготовки учителей (Духовно-просветительский центр, курсовая подготовка, педагогические чтения), учебных информационно-технологических средств (серия просветительских журналов педагогического опыта, видеоматериалов лекционно-практических занятий, информационной системы – Банк «Духовная культура», включающего творческие проектные работы учителей Московской области – «Маршруты духовного краеведения родного края»).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается логикой исходных методологических положений; сравнительным анализом данных, полученных с помощью различных, независимых методов педагогического исследования; подтверждением гипотезы практическими результатами констатирующего и формирующего экспериментов; достижением позитивных изменений в готовности педагогов преподавать духовно-нравственную культуру.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе Института открытого образования Московского Государственного Областного Университета. Результаты проведенного исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики МГОУ, на научных конференциях в Пензенском Государственном Педагогическом Университете (2008 г.), Московском Государственном Областном Университете (2004, 2005, 2006, 2007, 2008 гг.), на III Образовательных чтениях Центрального федерального округа (г. Ярославль, 2008 г.), IV Образовательных чтениях Центрального федерального округа (г. Сергиев Посад, 2009 г.). Разработанная в ходе исследования программа «Духовно-нравственная культура» внедрена в практику подготовки учителей Московской области. Научные результаты теоретического и экспериментального исследования нашли отражение в 15 публикациях автора по теме исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

    Педагогические условия подготовки учителя к преподаванию духовно-нравственных дисциплин формулируются в виде информационно-содержательной основы, имеющей многокомпонентную структуру. Она включает группы: 1) информационно-технологических компонентов; 2) содержательных компонентов.

    Первую группу составляют: 1) информационно-экспертный компонент, представляющий механизм Банка «Духовная культура», позволяющий собирать, систематизировать, вводить в педагогическую практику учителей Московской области педагогический опыт в области духовно-нравственного образования, проводить аналитическое и экспертное исследования педагогического опыта в указанной области; 2) технологический компонент, представляющий формы, средства, методы и педагогические технологии, используемые при подготовке учителя к преподаванию духовно-нравственной культуры (методики личностного развития учащихся, позволяющие реализовать личностно-ценностный культурологический подход к преподаванию, осуществить индивидуально-творческое развитие педагога, развитие его интеллекта и самосознания, гуманистические технологии воспитания и саморазвития); 3) оценочно-результативный компонент, определяющий критерии (личностные, определяющие личную духовно-нравственную культуру учителя, и предметные, определяющие уровень его профессиональной компетентности), показатели (сформулированные на основе выделенных стержневых компонентов духовно-нравственной культуры как характеристики личной культуры человека) и диагностические методики готовности учителя к преподаванию духовно-нравственной культуры.

    Вторую группу составляют: 1) терминологический компонент, содержащий определение базовых понятий предметной области «Духовно-нравственная культура», владение которыми формирует компетентность педагога в указанной области; 2) аксиологический компонент, представляющий основу формирования нравственного сознания и отношений педагога в процессе его подготовки на основе ценностных представлений о феноменах духовно-нравственной культуры; 3) нормативный компонент, в прогностических параметрах определяющий нормативную основу подготовки учителей к преподаванию духовно-нравственной культуры; 4) образовательный компонент, определяющий цели, задачи (личностные и предметные), принципы (культурологического образования, личностно-ценностного развития, практической ориентации подготовки учителя), методологию, и учебное содержание программы подготовки учителя (зафиксированное нами в виде 4-х содержательных блоков: теологического, культурологического, методического и психолого-педагогического).

Структура диссертации раскрывает общую логику исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 290 наименований и 8 приложений.

Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, теоретико-методологические основы, методы и опытно экспериментальная база исследования; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; характеризуются этапы исследования; формулируются основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава диссертации посвящена исследованию теоретико-методологических основ подготовки учителя к преподаванию духовно-нравственной культуры в системе государственного образования. Ее первый параграф раскрывает понятийно-терминологическую базу исследования. В качестве основополагающего понятия данной области нами было выделено составное понятие «духовно-нравственная культура» как наиболее часто встречающееся в различных источниках последнего десятилетия, посвященных проблеме духовно-нравственного воспитания (А.Я. Данилюк, М.В. Захарченко, В.С. Леднев, В.М. Меньшиков, Н.Д. Никандров и др.). В рамках теоретического исследования нами были проанализированы содержательно-смысловые характеристики понятий «духовность», «нравственность», «культура», «духовно-нравственная культура» как имеющие межпредметные характеристики и междисциплинарные связи в области философских, психологических, педагогических, культурологических, религиоведческих и социологических научных исследований.

Изучение понятия «духовность» показало, что оно может иметь различные семантические характеристики в силу сложности и многоплановости изучаемого феномена. Изученные подходы к определению сущности феномена духовности были условно классифицированы нами на два направления, определенные как «теоцентрическое» и «гуманистическое». Главное отличие данных подходов заключается в определении источника духовности человека. Так, в рамках первого направления исследователи (Л.П. Буева, Н.А. Коваль, Б.Т. Лихачев, В.А. Пономаренко, Б.П. Братусь, С.Б. Крымский, В.В. Сериков, И.В. Силуянова и др.) рассматривают духовность как результат саморазвития человека. Второе направление осмысления понятия духовности связано с работами философов, богословов, педагогов (Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, В.Н. Лосского, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского и др.), указывающих, прежде всего, на религиозный характер духовного состояния человека. С позиции выделенных подходов была исследована также вторая составная часть термина «духовно-нравственная культура» – «нравственность».

Исследование понятия «культура» позволило выявить наличие двух смежных областей понимания термина «культура»: как качественной характеристики внутреннего бытия человека, раскрывающей ценностно-смысловое ядро его личности; и как комплекса феноменов материальной действительности, явившихся результатом актуализации указанного внутреннего качества человека, зафиксировавших и хранящих в себе его отпечаток.

Проведенное исследование самостоятельных понятий «духовность», «нравственность», «культура» позволило объединить их в составное «духовно-нравственная культура» и сделать следующие выводы. Как и самостоятельное понятие «культура» может употребляться не только в отношении к феноменам материального мира, но и применительно к отдельно взятому человеку, характеризуя его личные качества, составное понятие «духовно-нравственная культура» также сохраняет указанный семантический дуализм. В научных работах, использующих данное понятие, оно употребляется как применительно к человеку (специалисту, педагогу и др.) для характеристики его личной духовно-нравственной культуры (Л.П. Илларионова, В.С. Леднев, Е.З. Плотникова, О.В. Трескина, Е.В. Храброва, и др.), так и применительно к условно определенному комплексу феноменов материальной действительности или специальному предмету, посвященному их изучению (А.В Бородина, В. Дорофеев, Л.Л. Шевченко и др.). Представленный дуализм данного понятия находит свое применение при выделении духовно-нравственной культуры в качестве области познания. Так, предмет изучения духовно-нравственной культуры может пониматься только в смысле комплекса феноменов действительности, окружающих познающего мир субъекта. Но целью обучения будет комплексная характеристика личности человека.

Обобщение полученных результатов теоретического исследования позволило выделить стержневые компоненты духовно-нравственной культуры как характеристики личной культуры человека: Этическая культура (ДОБРО), Эстетическая культура (КРАСОТА), Когнитивная культура (ИСТИНА), Рефлексивная культура (САМОПОЗНАНИЕ), Креативная культура (ТВОРЧЕСТВО). Также нами было дано следующее определение духовно-нравственной культуры в смысле комплекса феноменов действительности, являющихся предметом изучения: область творческого наследия человечества, которая возникла под действием духовно-нравственных интересов, стремлений и свершений человека, их в себе воплотила, отразила, и способна понятно рассказать о них, не вынуждая его при этом к религиозной активности.

Проведенный анализ термина духовно-нравственная культура позволил определить область исследования проблемы подготовки учителя, изучению аксиологической и содержательно-методологической базы которой посвящен второй параграф первой главы. Теоретическое исследование проблемы подготовки учителя к преподаванию духовно-нравственной культуры в педагогической науке позволило нам выявить два взаимосвязанных между собою пути ее решения, условно обозначенные нами как: общепрофессиональный и специальный. Первый заключается в общей переориентации системы профессиональной подготовки педагогов в плане ее аксиологии и методологии в направлении духовно-нравственных ценностей. Второй, используя аксиологическую и методологическую базу общепрофессионального подхода, добавляет задачу подготовки учителя к преподаванию духовно-нравственной культуры как учебного предмета, что отражается в методическом и содержательном плане выделением в профессиональной подготовке учителя соответствующей специализации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Формирование гуманистических ценностных ориентаций учащихся старших классов средствами художественной культуры (на материале Алтайского края) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится « » декабря 2003 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.011.01 при Барнаульском государственном педагогическом университете по адресу: 656031, г.
  2. Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования 13. 00. 01- общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Ведущая организация – государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет»
  3. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования 13. 00. 02 теория и методика обучения русскому языку

    Автореферат диссертации
    Стремление государства деидеологизировать школу не только ослабило ее позиции как общественного института, но и обернулось деидеализацией содержания образования.
  4. Культура здоровья педагога (личностный и профессиональный аспекты) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится 28 мая 2009 в 10.00 часов на заседании диссертацион­ного совета Д 212.274.01 при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тюменский государственный универ­ситет» по адресу: 625003, г.
  5. Становление и развитие системы экономического образования в российской школе на рубеже XX-XXI столетий 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре педагогики в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Ульяновский государственный университет

Другие похожие документы..