Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство учителя соединятся? Как в сегодняшнем у...полностью>>
'Документ'
Эпиграфом нашей встречи стали слова Николая Рериха: «Обеднели мы красотою. Из жилищ, из утвари, из нас самих, из задач наших ушло все красивое». Сего...полностью>>
'Документ'
T51 Токсическое действие алкоголя  T51.0 Этанола  ,980.0T51.1 Метанола  ,980.1T51.2 2-пропанола  ,980.2T51.3 Сивушных масел  ,980.3T51.8 Других спирто...полностью>>
'Образовательный стандарт'
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, о...полностью>>

Информационно-содержательная основа подготовки учителя к преподаванию Духовно-нравственной культуры (в условиях повышения квалификации) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Аксиология общепрофессионального подхода строится на основе принципа трансформации ценностно-смысловой составляющей профессиональной подготовки педагогов посредством включения в нее духовно-нравственного компонента. Анализ работ философско-аксиологического и педагогико-психологического характера, в которых определяется иерархическая структура целей и ценностей образовательной системы, позволил использовать для их классификации предложенные нами ранее направления: гуманистическое, которое может быть сведено к идее самоценности человека (Ю.В. Сенько В.А. Караковский В.Д. Шадриков и др.), и теоцентрическое, предполагающее религиозное происхождение ценностей образования (Н.Д. Никандров, Э.Н. Гусинский и др.).

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о недостаточности представленных направлений, т.к. они не выделяют подготовку педагога к преподаванию духовно-нравственной культуры в отдельную специальность. Как следствие, учителю не даются специальные знания по данному предмету, он не владеет методикой его преподавания.

В отличие от «общепрофессионального» направления, отличительной чертой работ, объединенных нами в рамках «специального» подхода, является ориентация подготовки учителя на преподавание духовно-нравственной культуры как самостоятельного предмета. Опираясь на аксиологическую (теоцентрического направления), методологическую и технологическую базу общепрофессионального подхода, данные работы не ограничивают подготовку учителя задачей воспитания в нем нравственной личности, но дополняют ее в методическом и содержательном плане специальными умениями и знаниями, необходимыми для преподавания духовно-нравственной культуры.

Проведенный анализ теоретических исследований в области подготовки педагогов к преподаванию духовно-нравственной культуры в системе конфессионального, высшего профессионального, последипломного образования России рубежа 20 – 21 веков позволил выделить его непроработанные звенья: 1. Концептуально-методологическое, содержательно-методическое и оценочно-результативное многообразие изученного теоретического и практического педагогического опыта позволило сделать вывод об отсутствии единого понимания основных понятий области духовно-нравственной культуры и (отсутствии) инструмента типизации и экспертизы педагогического опыта. 2. Сложившаяся на данный момент практика подготовки учителей не соотнесена с учебно-методическим обеспечением школьного учебного процесса как в рамках внеконфессионального подхода, так и в рамках конфессионального. 3. Содержание подготовки учителей к преподаванию предмета не вписана в систему нормативных требований образовательных стандартизирующих документов государственной системы образования в области подготовки педагогических кадров и в области преподавания духовно-нравственной культуры. 4. Не разработана система диагностики готовности педагога к преподаванию духовно-нравственной культуры. Прямым следствием указанных недостатков является содержательная неопределенность программ подготовки учителей, что особенно ярко выражается в недостаточности их методического блока.

Решение задач исследования потребовало разработки информационно-экспертного механизма Банка «Духовная культура» для анализа и изучения на его основе используемых в региональной практике духовно-нравственного образования учебных, учебно-методических пособий, программных и иных учебно-методических материалов. Описание данного информационно-экспертного механизма приводится в третьем параграфе первой главы.

Разработка проблемы подготовки учителя к преподаванию предмета духовно-нравственного содержания потребовала решения задачи изучения и обобщения масштабного педагогического опыта. Для этого был спроектирован, собран и систематизирован информационный массив Банка педагогического опыта в области преподавания духовно-нравственной культуры. В основу авторской информационной системы была положена технологическая конструкция – банк педагогической информации, идея которого получила свое развитие в конце 20 века в трудах В.И. Журавлева, а также ряда последователей: В.В. Белич, С.В. Богданова, Я.А. Ваграменко, В.В. Воронова, А.А. Елизарова, А.К. Капитанской, Г.Ю. Яламова и др. Разработанная нами информационно-технологическая система получила название Банк «Духовная культура», что характеризует ее специфические особенности. К их числу относятся: содержательные характеристики (информационная система предназначена для централизации, сбора в единый фонд и анализа педагогического опыта и научных открытий в области преподавания духовно-нравственной культуры, опыта воспитания с учетом этнокультурных традиций России) и практико-ориентированный характер (материалы Банка «Духовная культура» приобретают особую значимость в силу современной образовательной ситуации, характеризующейся опережением практики преподавания духовно-нравственной культуры в школах разработок теоретических основ предмета).

Результатом научного анализа и систематизации педагогического опыта в области духовно-нравственного образования в разных регионах России стало описание его видов и типов на основе единого классификационного подхода, отражающего его специфику. Классификационные параметры учебно-воспитательной деятельности в области духовно-нравственной культуры разделены на четыре крупных блока. Нормативно-правовой (управленческий) определяет правовые документы и образовательные стандарты, которые использованы при разработке экспертируемого педагогического опыта, учебного материала. Содержательно-методологический блок классификаторов определяет цели и задачи, положенные в основание при разработке экспертируемого педагогического опыта, его аксиологическое основание, содержание, принципы построения, типологические характеристики. Технологический блок классификаторов определяет наличие контрольно-измерительных материалов, разработанные показатели обученности и требования к уровню подготовки, форму представления материалов. Практический блок классификаторов (внедрение) определяет возможность использования в системе образования, место в учебном плане образовательного учреждения, дает сведения об апробации педагогического опыта. На основе представленной классификационной структуры Банка «Духовная культура» нами был произведен анализ педагогической практики в области духовно-нравственного образования и подготовки педагогов к преподаванию соответствующих предметов.

Проведенный нами анализ учебных материалов на основе экспертного механизма Банка «Духовная культура» позволил в целях оптимизации процесса разработки информационно-содержательной основы подготовки учителя в качестве оптимальных выделить следующие структурные характеристики учебного материала по духовно-нравственной культуре, присутствие которых позволяет авторскому учебному материалу в наибольшей степени отвечать целям и задачам изучения духовно-нравственного образования: культурологический характер содержания учебного материала, возможность личностно-ценностного развития учащихся на основе авторского учебного материала, нормативная обоснованность учебного содержания.

Нами был изучен также практический опыт (учебные и учебно-методические материалы) в области подготовки учителей к преподаванию духовно-нравственной культуры. Проведенное исследование позволило зафиксировать выделенные ранее концептуальные направления решения вопроса подготовки учителя: конфессиональный и внеконфессиональный.

Проведенное исследование понятийной базы, анализ педагогической теории и практики в области преподавания духовно-нравственной культуры и подготовки педагогов позволили выделить оптимальные структурные компоненты информационно-содержательной основы подготовки учителя, представленные в четвертом параграфе первой главы.

Информационно-содержательная основа подготовки учителей к преподаванию духовно-нравственной культуры включает семь структурных компонентов: информационно-экспертный компонент, технологический компонент, оценочно-результативный компонент, терминологический компонент, аксиологический компонент, нормативный компонент, образовательный компонент (диаграмма № 1).

Оценочно-результативный компонент. Основываясь на методологической базе научных работ, посвященных исследованию оценочно результативного блока подготовки педагога к преподаванию духовно-нравственной культуры, объединенных в рамках общепрофессионального и специального подходов (параграф 1.2), нами были разработаны две группы критериев готовности педагога: личностные и предметные. Первая группа критериев определяет личную духовно-нравственную культуру учителя. Вторая группа – служит для определения его профессиональной компетентности в области преподавания духовно-нравственной культуры.


Личностные критерии разделены на: 1). мотивационно-потребностные критерии, определяющие самоопределение учителя в отношении духовно-нравственных ценностей в приложении к личному саморазвитию; 2). когнитивные критерии, определяющие фактическую полноту и точность представлений учителя о духовно-нравственных и культурных феноменах; 3). операционно-деятельностные критерии, предполагающие определение устойчивости нравственного поведения, владения технологиями личностного саморазвития (самоанализ, рефлексия) на основе выделенных духовно-нравственных ценностей.

Предметные критерии разделены на: 1). мотивационно-потребностные критерии, определяющие отношение к педагогической профессии, стремление к саморазвитию в методическом и профессиональном плане; 2). когнитивные, определяющие знание учителем фактического материала учебного предмета; 3). методико-технологические, определяющие степень ориентации учителя в области учебно-методической литературы по данному предмету и умение ее классификации в соответствии с выделенными классификационными параметрами, умение пользоваться учебно-методической литературой по предмету, владение технологиями личностного развития учащихся на основе выделенных духовно-нравственных ценностей.

В соответствии с разработанными критериями, нами были разработаны показатели личностно-профессиональной готовности педагога к преподаванию духовно-нравственной культуры, представленные в таблице № 1.

Таблица № 1

Показатели готовности педагога

Название группы

показатели

Ценностно-смысловое

основание

Личное отношение к представленным духовным ценностям (религия, Бог, христианство, Церковь, святость, добродетели и др.) на уровнях: 1. Низкий (неприятие, несогласие, непонимание, безразличие, затруднение с ответом). 2. Достаточный (интерес, согласие, признание, уважение). 3. Высокий (стремление к саморазвитию на основе указанных ценностей, благоговение, смирение, любовь).

Духовно-нравственная культура

Рефлексивная культура

1. Отсутствие потребности в рефлексивных навыках (в профессиональном и личном плане); пассивная позиция в учебном процессе; отсутствие мотивации к саморазвитию, неумение выделять мотивы поступка. 2. Малоустойчивая направленность на саморазвитие; неравномерное проявление рефлексивной деятельности, умение выделять мотивы своих поступков. 3. Устойчивая направленность на личное и профессиональное самосовершенствование, выраженная рефлексивная позиция и мотивация самообразовательной деятельности. Умственная зрелость, развитый интеллект, умение выделять мотивы своих поступков и контролировать их.

Креативная

культура

1. Отсутствие потребности в творческой самореализации. 2. Малоустойчивая направленность на творческий подход к образовательной деятельности. 3. Выраженная творческая позиция в решении педагогических задач в области духовно-нравственного воспитания учащихся.

Когнитивная

культура

1. Умение различать и распознавать учебный материал (уровень знакомства). 2. Запоминание учебного материала (неосознанное воспроизведение). 3. Понимание, осознанное и грамотное воспроизведение учебного материала. 4. Полнота и точность владения учителем фактическим материалом учебного предмета, учебного пособия. Способность его творческого воспроизведения

Этическая культура

Степени сформированности нравственных качеств:

  • Знание нравственных правил. Различение на информативном уровне страстей и добродетелей (в христианском понимании).

  • Нравственное чувство (сформированное внутреннее отношение к феноменам христианских добродетелей на уровне одобрения, приязни, симпатии, желания, стремления; сформированное внутреннее отношение к страстям на уровне неприязни, отвращения, отчуждения).

  • Нравственное поведение (милосердие, отзывчивость, сопереживание, проницательность, чуткость, терпение, снисходительность, кротость, честность по отношению к своим недостаткам, объективность, любовь к детям и др.). Нравственное поведение учителя в профессиональной деятельности. Профессиональная этика.

Эстетичес-кая

культура

Выраженные (невыраженные, слабо развитые, не сформированные) способности эстетического восприятия: гармонии, прекрасного, красивого в природе и произведениях искусства; феноменов нравственной культуры; красоты как проявления Высшего Духовного Начала, являющегося Абсолютным критерием и мерой гармонии.

Педагогико-методическая

культура учителя

Выраженные (невыраженные, слабо развитые, не сформированные) умения учителя: развивать рефлексивные способности учащихся, организовывать диалогическое общение с учащимися, строить отношения с учащимися на основе предоставления им свободы выбора и уважения к личности, решать задачи личностного развития учащихся с учетом их возрастных особенностей с точки зрения христианской антропологии.

Выраженное (невыраженное, слабо развитое, не сформированное) профессиональное качество любви к детям.

Степень (низкая, достаточная, оптимальная, высокая) ориентации учителя в области учебно-методической литературы по предмету «Духовно-нравственная культура». Сформированное (несформированное) умение пользоваться ей на практике.

Владение (неуверенное владение, невладение) приемами классификации учебно-методической литературы по предмету в соответствии с выделенными классификационными параметрами.

Концептуальные положения информационно-содержательной основы подготовки учителя к преподаванию духовно-нравственной культуры (Б.4.1) определяют цели, задачи и принципы подготовки учителя.

Проведенное исследование гуманистического и теоцентрического направлений подготовки специалиста к преподаванию духовно-нравственной культуры позволяет выделить в качестве целей его профессиональной подготовки не только специальные знания, умения и навыки в области содержания предмета и методики его преподавания, но, прежде всего, личность учителя, его духовно-нравственную культуру. Задачи подготовки учителя были разделены нами на два блока: личностные и предметные. Педагогические задачи, объединенные нами в личностном блоке, раскрывают различные стороны личного духовно-нравственного становления педагога, его личностные качества. Задачи, объединенные нами в предметном блоке, раскрывают различные стороны профессионального становления педагога, его предметные компетенции.

На основе проведенного исследования теории и практики подготовки учителей к преподаванию духовно-нравственной культуры нами были выделены следующие принципы подготовки преподавателя: А/. Культурологмический характер преподавания, означающий необходимость выстраивания подготовки учителя на принципе культурологического характера содержания учебного предмета и методики его преподавания. Б/. Принцип личностно-ценностного развития, отражающий приоритетный характер задачи личностного развития педагога на аксиологической базе духовно-нравственной культуры перед задачами информационно-знаниевого характера. В/. Принцип практической ориентации подготовки учителя, выражающийся в построении программы его подготовки с учетом учебно-методического комплексов по предмету, предназначенных для использования в учебном процессе школы.

Программное содержание подготовки учителя (Б.4.2) определяет знания, умения и навыки, которые преподавателю необходимо получить в результате обучения. Учитывая проведенный нами анализ программ педагогической подготовки в разных регионах России, позволивший выделить в качестве оптимальной блочную структуру программы подготовки учителя, а также определенные нами задачи и требования к уровню подготовки педагога, программное содержание подготовки учителя к преподаванию духовно-нравственной культуры было зафиксировано нами в виде 4-х содержательных блоков: теологического, культурологического, методического и психолого-педагогического.

Нормативный компонент информационно-содержательной основы (Б.3) содержит описание разработанной нами модели интеграции подготовки учителей к преподаванию духовно-нравственной культуры в систему стандартизации содержания профессионального педагогического образования. Поскольку определение нормативной базы подготовки учителей выходит за рамки проводимого нами исследования, разработанная и использованная нами модель была спроектирована в прогностических параметрах. В качестве нормативных источников нами были выделены следующие стандартизирующие документы: Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура», образовательный стандарт по специальности «Учитель культурологи с дополнительной специальностью», образовательный стандарт по специальности «Теолог».

Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование модельных характеристик информационно-содержательной основы подготовки учителей» представлены ход и результаты опытно-экспериментальной работы. Выделенные параметры информационно-содержательной основы подготовки педагогов к преподаванию духовно-нравственной культуры были положены в основу разработки программы «Духовно-нравственная культура» подготовки педагогов к преподаванию данного предмета в государственной системе образования, представленной в первом параграфе второй главы. На основании нормативного компонента, отбор содержания материала программы произведен в соответствии с выделенными нормативными источниками.

В основание разработки программы были положены сформулированные нами ранее принципы, которые отражают культурологический (внеконфессиональный) характер учебного предмета и его преподавания, приоритетный характер задачи личностного развития педагога на аксиологической базе духовно-нравственной культуры перед задачами информационно-знаниевого характера, ориентацию на учебно-методические комплексы по школьному учебному предмету, при построении содержания программы подготовки учителя. Использование последнего из названных принципов позволило при построении содержания программы принять за исходное положение о том, что педагогическая подготовка учителей духовной культуры должна быть соотнесена с учебно-методическим комплексом по предмету, предназначенным для использования в школьном учебном процессе. Анализ и обобщение опыта преподавания духовно-нравственной культуры в разных регионах России на основе информационно-экспертного механизма Банка «Духовная культура» позволил отобрать те учебные пособия, на основе которые используются как в Российской Федерации, так и непосредственно в Московской области. Работа с ними была поставлена в качестве одной из задач методико-педагогических блоков программы профессиональной подготовки учителей Московской области.

Для проведения диагностики готовности педагога к преподаванию духовно-нравственной культуры нами была разработана диагностическая система (второй параграф второй главы), представляющая собой батарею тестовых методик, позволяющих определить уровень готовности учителя на основе разработанных нами критериев и показателей оценки.

Использованная нами диагностическая система была направлена на изучение разных сторон духовно-нравственной культуры учителя и его профессиональной компетентности в соответствующей области. Опираясь на модель оценки эффективности качества повышения квалификации Д. Киркпатрика, нами была разработана и использована четырехуровневая система оценки эффективности подготовки учителя: 1. Оценка субъективного отношения участников программы к пройденному курсу, 2. Оценка степени усвоения учителями полученных в ходе обучения знаний и умений, 3. Анализ и оценка реальных изменений в профессиональном поведении и профессиональной деятельности учителя, 4. Оценка влияния изменившегося поведения учителей на качество образования в классе и в школе в целом.

Решение диагностических задач №№ 1, 3 связано с определением практических результатов полученной учителем подготовки. Нами проводился анализ результатов применения полученных курсантами в процессе обучения знаний, умений и навыков в педагогической практике на основании их собственной (субъективной) оценки качества и практической значимости полученной подготовки, прогнозируемых результатов ее применения в профессионально деятельности (на материале «Анкеты выпускника курсов»); на основании мониторинга профессиональной деятельности прошедших обучение на курсах учителей (на уровне фиксации участия учителей, прошедших обучение, в профессиональных конкурсах по тематике духовно-нравственной культуры, проведенному ими анализу и обобщению результатов своей профессиональной деятельности на уровне научных публикаций, выступлений на научно-практических конференциях, докладов об опыте работы).

Решение диагностической задачи № 2 связано с определением степени усвоения учителями полученных ими в ходе обучения знаний, умений, навыков. В соответствии с оценочно-результативным компонентом разработанной нами модели информационно-содержательной основы, для диагностики развития духовно-нравственной и педагогико-методической культуры учителя нами была использована следующая батарея тестовых методик: 1. Комплексная диагностика «Духовная культура»; 2. Тест «Нравственное чувство»; 3. Тест «Диагностика духовности»; 4. Тест «Термины и понятия» (по Шевченко Л.Л.); 5. Тест «Эстетическая культура»; 6. Маршруты «Духовного краеведения». Дополнительно (по выбору учителей) проводилось тестирование на основе одной (или нескольких) методик следующего содержания: 7. Тест межличностных отношений Т. Лири; 8. Тест на уровень педагогической рефлексии «Нравственная культура учителя» (Л.Л. Шевченко); 9. Тест «Направленность личности» Б. Баса; 10. Тест «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Решение диагностической задачи № 4 связано с определением вклада программы в повышение качества работы школы в целом. Поскольку система повышения квалификации учителей должна быть интегративной частью целостной и долгосрочной программы развития образовательной системы, эффективность программы повышения квалификации будет тем выше, чем полнее ее результаты в качественном и количественном отношении удовлетворяют потребности школы, которые выстраиваются на основе целей, стоящих перед обществом. Таким образом, эффективность подготовки педагога на основе разработанной нами программы определяется с учетом актуальности задачи воспитания его личной духовно-нравственной и педагогико-методической культуры, актуальности его профессиональной деятельности, направленной на духовно-нравственное воспитание молодежи.

Представленные тестовые методики использованы нами для проведения экспериментальной апробации полученных теоретических данных. Организация экспериментального исследования структурно-содержательных компонентов информационно-содержательной основы подготовки учителей к преподаванию духовно-нравственной культуры описана в третьем параграфе второй главы.

В процессе экспериментальной работы была организована 3-х ступенчатая проверка разработанных теоретико-методических материалов исследования. На констатирующем этапе эксперимента (2007 г.) обучение проводилось в течение 4-х месяцев при двухразовой сетке учебных занятий в неделю (по 3 часа). Обучение слушателей проходило на основе разработанной программы (72 учебных часа). В качестве экспериментальной группы был определен поток слушателей 2007 г. в составе 92 человек, эксперимент носил обучающий констатирующий характер. Для проверки полученных результатов константирующего эксперимента был проведен формирующий эксперимент. Для этого поток слушателей 2008 года в составе 186 человек был определен в качестве контрольной группы А. Такое соотнесение стало возможным при однородном составе слушателей 2007 и 2008 гг. На этапе формирующего эксперимента (2008 г.) была увеличена продолжительность времени учебных занятий при сокращении объема времени в неделю (1 день, 6 часов). Результаты проведенного констатирующего этапа эксперимента потребовали также корректировки учебного материала программы. Полученные результаты формирующего эксперимента 2008 г. были проверены на этапе контрольного эксперимента в 2009 г. Поток слушателей 2009 года в составе 159 человек был определен в качестве контрольной группы Б. На контрольном этапе эксперимента (2009 г.) были сохранены условия формирующего этапа эксперимента.

Констатирующий эксперимент был проведен в три этапа, условно определенных как подготовительный, обучающий и интегрирующий. На подготовительном этапе констатирующего эксперимента решалась задача определения исходного уровня знаний преподавателей в области духовно-нравственной культуры. Проведенная диагностика показала низкую степень ориентации учителей в основных понятиях предмета, слабое знание учебной и учебно-методической литературы по предмету и неумение ей пользоваться, слабую мотивацию к саморазвитию на материале духовно-нравственной культуры.

Обучающий этап констатирующего эксперимента проводился в процессе учебной деятельности педагогов, состоявшей из прохождения лекционного курса на основе разработанной нами программы и самообучающей деятельности с использованием индивидуальных творческих заданий. Результаты текущего контроля на обучающем этапе эксперимента, а также итоговое анкетирование, проведенное на интегрирующем этапе констатирующего эксперимента (диагностические методики №№ 1-6), показали изменения в личной культуре и предметных умениях слушателей контрольной группы. Проведенная диагностика показала также изменение в отношении слушателей к ценностной базе духовно-нравственной культуры. В таблице № 2 представлено количество учителей – слушателей курсов (на подготовительном и интегрирующем этапах констатирующего эксперимента), определивших свое отношение в соответствии с выделенными показателями.

Таблица № 2

Отношение слушателей к ценностной базе духовно-нравственной культуры на подготовительном и интегрирующем этапах эксперимента

Отношение к ценностной базе

духовно-нравственной культуры

Этапы

констатирующего эксперимента

безусловно-положительное

Неуверенное

положительное (затруднение при ответе)

частично

положительное, частично –

отрицательное

неспособность отвечать на

вопросы

Уверенное

Неприятие

ценностей

Подготовительный этап (количество

учителей)

47 чел.

36 чел.

6 чел.

2 чел.

1 чел.

Интегрирующий этап (количество учителей)

74 чел.

16 чел.

2 чел.

-----

-----

Вместе с тем, результаты проведенного эксперимента оказались ниже ожидаемых. Проведенное диагностирование показало, что успеваемость по содержательным блокам подготовки имела невысокий процент. Выполнение творческих заданий (диагностическая методика № 6) не вызвало большого интереса слушателей. Полученные результаты потребовали корректировки условий эксперимента. Анализ курсовой подготовки учителей показал, что материал программы является трудным для восприятия курсантов. Причем наибольшую сложность для них представляет изучение теологического блока. Для повышения эффективности восприятия учебного материала, используя принцип практической ориентаций подготовки учителя, нами было реорганизовано содержание программы. Были отобраны те учебные материалы, значимость которых подтверждала взаимосвязь с учебными пособиями, с которым учителю предстояло работать в школе. В результате, с целью оптимизации процесса подготовки учителей, организация программного материала была выстроена на основе принципа «корреляции и параллелизма»: параллельных линий (на уровне сквозных понятий) учебного материала программы подготовки преподавателей и учебных пособий «Духовное краеведение Подмосковья», «Православная культура» для учащихся. Каждый законченный блок понятий получил преломление в разных предметных блоках (например, понятие «красота» в богословии, педагогике, культурологии…). С тем же условием была организована и последовательность лекционных занятий, которые были распределены таким образом, чтобы общие понятия различных тематических блоков пересекались, составляя сквозные интегративные темы в каждом блоке учебной программы «Духовно-нравственная культура».

На подготовительном этапе формирующего эксперимента было проведено диагностирование уровня личной культуры и профессиональных умений слушателей контрольной группы в области преподавания духовно-нравственной культуры. Результаты диагностики оказались достаточно близкими к результатам предварительной диагностики экспериментальной группы. Сравнение результатов общей оценки итогов предварительной диагностики экспериментальной (2007 г.) и контрольной групп (2008 г.) (в процентном соотношении) представлено в диаграмме № 2.

Диаграмма № 2

Сравнение результатов оценки выполнения тестовых заданий

слушателей экспериментальной и контрольной групп

Здесь столбец (1) представляет количество ответивших на вопросы теста неудовлетворительно (менее половины правильных ответов). Столбец (2) – количество ответивших удовлетворительно (более половины правильных ответов). Столбец (3) – ответивших хорошо (не менее 75 % правильных ответов). Столбец (4) – ответивших отлично (не более 2 – 3 ошибок).

При оценке результатов обучения в экспериментальной (2007 г.) и контрольной (2008 г.) группах на основе выполнения слушателями тестовых заданий было установлено, что при организации подготовки преподавателей на основе принципа корреляции и параллелизма были показаны более эффективные результаты усвоения учебных материалов всех блоков программы. Это объясняется активизацией психологического механизма запоминания. Для курсантов указанная организация учебного материала программы явилась актуализирующим фактором повышенного внимания к учебному материалу учебных блоков. Результаты усвоения материала учебных блоков программы в экспериментальной и контрольной группах представлены в таблице № 3 в процентном содержании.

Таблица № 3

Результаты усвоения материала учебных блоков

программы слушателями экспериментальной и контрольной групп

Блоки учебного

материала программы

экспериментальная

группа (92 человека)

контрольная группа А

(186 человек)

1. Теологический

55%

85%

2 Культурологический

71%

89%

3. Общепедагогический

56%

65%

4 Методический

78%

92%

При проведении контрольного этапа эксперимента (2009 г.) были сохранены условия формирующего эксперимента. Результаты контрольного эксперимента подтвердили выводы формирующего эксперимента.

По окончании констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента проводилось анкетирование на основе анкеты выпускника курсов. Оно имело целью определить собственную оценку учителями прогнозируемых результатов применения полученной ими подготовки в педагогической практике. Результаты исследования трех потоков слушателей достаточно близки друг ко другу. Так, анкетирование слушателей 2009 года обучения показало, что 141 учитель (из 159) собирается преподавать предмет «Духовное краеведение Подмосковья» (не все учителя, прошедшие подготовку, получили учебные часы для преподавания предмета). Собираются использовать полученную специализацию и считают себя методически в этом подготовленными 135 учителей. Считают, что применение на практике полученной ими подготовки позволит повысить успеваемость учеников по предмету – 140 человек. Также, с целью проверки полученной субъективной оценки, нами проводился мониторинг результатов профессиональной деятельности учителей – выпускников курсов на уровне их участия в профессиональных конкурсах (по тематике духовно-нравственной культуры), проведенному ими обобщению результатов своей профессиональной деятельности в научных публикациях, выступлениях на научно-практических конференциях. Так, 13 учителей, прошедших обучение на курсах, участвовали в региональном этапе (Московская область) конкурса «За нравственный подвиг учителя», представив на рассмотрение конкурсной комиссии свои творческие проекты и материалы в области преподавания духовно-нравственной культуры. Из них 2 учителя стали победителями регионального этапа конкурса. 65 учителей описали результаты своего опыта в научных публикациях. Были опубликованы также 12 небольших творческих работ школьников, написанных под руководством учителей – выпускников курсов, а также 2 выступления учителей – слушателей курсов, представивших творческие работы своих учеников. Полученные данные подтверждают высокую прогностическую оценку учителем практической значимости своего обучения на курсах.

В заключении приводятся итоги работы, формулируются выводы, намечаются перспективы дальнейших поисков.

В результате проведенного теоретического исследования дано теоретическое обоснование базовым понятиям профессиональной подготовки учителей в области духовно-нравственного образования. В качестве основополагающего понятия данной области нами было выделено составное понятие «духовно-нравственная культура» как наиболее часто встречающееся в различных источниках последнего десятилетия, посвященных проблеме духовно-нравственного воспитания. Проведенный анализ термина «Духовно-нравственная культура» позволил определить область исследования проблемы подготовки учителя.

Нами был спроектирован, собран и систематизирован информационный массив Банка педагогического опыта в области преподавания духовно-нравственной культуры. Проведенный на основе экспертного механизма Банка «Духовная культура» анализ педагогической практики в области духовно-нравственного образования и подготовки педагогов к преподаванию данного предмета позволил выделить оптимальные принципы построения и разработки содержания программы подготовки учителей. Проведенное исследование позволило представить данные формирующие условия в виде структурных компонентов, определив их как информационно-содержательную основу подготовки учителей к преподаванию духовно-нравственной культуры. Их совокупность представлена в виде одноименной модели, построенной для организации профессионального обучения. Разработанная нами информационно-содержательная основа включает следующие базовые структурные компоненты: информационно-экспертный, технологический, оценочно-результативный, терминологический, аксиологический, нормативный и образовательный.

    Разработанные компоненты информационно-содержательной основы подготовки учителя к преподаванию духовно-нравственной культуры были использованы при определении принципов построения и разработке содержания базовых блоков программы «Духовно-нравственная культура». Разработанная программа носит системный и практикоориентированный характер, позволяющий использовать ее при подготовке учителей духовной культуры в разных региональных условиях с учетом корректировки изучаемых региональных объектов духовной культуры.

    В процессе проведения опытно-экспериментальной работы нами были подвергнуты проверке структурные компоненты информационно-содержательной основы подготовки учителя и структурно-содержательные блоки программы «Духовно-нравственная культура». После многоуровневой экспериментальной проверки выделенные компоненты представлены как оптимальные структурные компоненты информационно-содержательной основы подготовки учителя к преподаванию духовно-нравственной культуры. Положительные результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, а также высокая оценка слушателями проведенной нами работы показали эффективность и практическую осуществимость разработанной нами информационно-содержательной основы. Это позволяет сделать вывод о том, что представленные ее структурные компоненты способствуют не только формированию профессиональной компетентности в области преподавания духовно-нравственной культуры но также формированию нравственной культуры учителя под влиянием воспитывающего потенциала аксиологической основы духовно-нравственной культуры, способствуют эффективному профессиональному становлению учителей, вызывает положительную динамику самообучения, способствует развитию их творческой активности.

    Проделанная работа не решает исчерпывающим образом все проблемы подготовки преподавателя духовно-нравственных дисциплин. Дальнейшие исследования по данной тематике могут обобщать новый педагогический опыт в области духовно-нравственной культуры на основе экспертно-аналитического механизма «Банка «Духовная культура», наполнять новым материалом программные и методические материалы для дополнительного образования педагогов по духовно-нравственной специализации.

Список публикаций автора

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

  1. Самогаев Д.Е. К вопросу об определении содержания курса «истории религиозной культуры (основы православной культуры)» в светской общеобразовательной школе // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». – № 2 (31). – 2006. – М.: Изд-во МГОУ. – С. 139 – 145.

Статьи в других изданиях:

  1. Самогаев Д.Е. К вопросу о преподавании предмета религиозно-культурологического содержания в общеобразовательной школе // Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров. Сборник научных трудов (серия: Наука – образованию). Выпуск четвертый, под ред. проф. Симонова В.П. Международная педагогическая академия, - М., 2004. – С. 105 – 107.

  2. Самогаев Д.Е. К вопросу о модели воспитания нравственной культуры учащихся в рамках государственной системы образования // Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров. Сборник научных трудов (серия: Наука – образованию). Выпуск четвертый, под ред. проф. Симонова В.П. Международная педагогическая академия, - М., 2005. – С 57, 58.

  3. Самогаев Д.Е. Необходимость и актуальность духовно-нравственного воспитания детей в рамках светской общеобразовательной школы // Учитель и время: третьи педагогические чтения, посвященные памяти А.Е. Кондратенкова. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2006. – С. 232 , 233.

  4. Самогаев Д.Е. Анализ и обобщение педагогического опыта духовно-нравственного образования на основе Банка психолого-педагогической информации // Педагогические инновации в обучении и воспитании: Сборник научных трудов / под ред. проф. Крившенко Л.П. – М.: Изд-во МГОУ, 2006. – С. 96 – 98.

  5. Самогаев Д.Е Классификация педагогического опыта преподавания предметов духовно-нравственного содержания на основе информационно-технологической системы Банка «Духовная культура» // Педагогические инновации в обучении и воспитании:Сборник научных трудов / под ред. проф. Крившенко Л.П. – М.: Изд-во МГОУ, 2006. – С. 107 – 109.

  6. Самогаев Д.Е. Духовно-нравственное воспитание в истории педагогической антропологии (В.В. Зеньковский) // Просветитель: Молодежный просветительский журнал. /Под ред. д.п.н. Шевченко Л.Л. – М.: Изд-во МГОУ, 2006. - № 1. – С. 39 – 42.

  7. Самогаев Д.Е. Особенности построения программы педагогической подготовки в области преподавания религиозной культуры // Традиции и инновации в образовании: Сборник научных трудов / под ред. проф. Крившенко Л.П. – М.: Изд-во МГОУ, 2007. – С. 83 – 85.

  8. Самогаев Д.Е. Проблема разработки содержания учебной программы «Духовно-нравственная культура» как средства подготовки учителей истории религиозной культуры // Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров. Сборник научных трудов. Под ред. проф. Симонова В.П. (серия: Образование в ХХI веке). Выпуск четвертый, Международная педагогическая академия, - М., 2007. – С. 76 – 78.

  9. Самогаев Д.Е. Проблема воспитания духовно-нравственной культуры учителя как компонент его профессиональной компетентности // Образовательный процесс: опыт, поиск и перспектива: Сборник научных трудов / Под редакцией проф. Крившенко Л.П. – М.: Изд-во МГОУ, 2008. – С. 76 – 79.

  10. Самогаев Д.Е. Содержание программы педагогической подготовки преподавателей предметов духовно-нравственного содержания // Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров. Сборник научных трудов. Под ред. проф. Симонова В.П (серия: Образование в ХХI веке). Выпуск пятый, Международная педагогическая академия, - М., 2008. – С. 67 – 69.

  11. Самогаев Д.Е. Информационно-технологическая система банка «Духовная культура» как средство оптимизации педагогического опыта в области преподавания предметов духовно-нравственного содержания // Теоретико-методологические проблемы подготовки кадров: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский дом знаний, 2008. - С. 61 – 63.

  12. Самогаев Д.Е. Принципы построения программы педагогической подготовки преподавателей предметов духовно-нравственного содержания // Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров. Сборник научных трудов. Под ред. проф. Симонова В.П (серия: Образование в ХХI веке). Выпуск пятый, Международная педагогическая академия, - М., 2008. – С. 56,57.

Учебно-методические издания:

  1. Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография / Сост. Д.Е. Самогаев. Под общей ред. иеромонаха Киприана (Ященко) и Л.Л. Шевченко. – М.: Издательский дом «Покров», 2003

  2. Самогаев Д.Е., Шевченко Л.Л. Духовно-нравственная культура (История и культура религий. Православие). Программа подготовки учителей курсов повышения квалификации. М.: Издательство МГОУ, 2008. – 84 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Формирование гуманистических ценностных ориентаций учащихся старших классов средствами художественной культуры (на материале Алтайского края) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится « » декабря 2003 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.011.01 при Барнаульском государственном педагогическом университете по адресу: 656031, г.
  2. Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования 13. 00. 01- общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Ведущая организация – государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет»
  3. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования 13. 00. 02 теория и методика обучения русскому языку

    Автореферат диссертации
    Стремление государства деидеологизировать школу не только ослабило ее позиции как общественного института, но и обернулось деидеализацией содержания образования.
  4. Культура здоровья педагога (личностный и профессиональный аспекты) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится 28 мая 2009 в 10.00 часов на заседании диссертацион­ного совета Д 212.274.01 при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тюменский государственный универ­ситет» по адресу: 625003, г.
  5. Становление и развитие системы экономического образования в российской школе на рубеже XX-XXI столетий 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре педагогики в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Ульяновский государственный университет

Другие похожие документы..