Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Темы рефератов'
(Заявки на темы следует присылать по адресу: methistory@hse.ru с указанием в теме письма Вашей фамилии и слов «заявка на реферат» не позже 20 января ...полностью>>
'Документ'
Приглашаем Вас принять участие в работе XI-ой Международной научно-практической конференции «ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВ...полностью>>
'Документ'
Орфографічна норма у часи Трохима Зіньківського ще не була сформована. Правописне питання – предмет обговорення письменників і науковців ХІХ століття...полностью>>
'Лекция'
Вначале мы поговорим о цифрах. Своей формой цифры рассказывают нам об эволюции сознания. Изогнутые линии символизируют любовь. Горизонтальные прямые ...полностью>>

Личностно-профессиональное становление в условиях вузовского образования: акмеориентированный подход

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Козлова Наталья Викторовна

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКМЕОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Специальность 19.00.13 – «Психология развития, акмеология»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Томск – 2008

Работа выполнена на кафедре генетической и клинической психологии ГОУ ВПО «Томский государственный университет» и в институте инженерной педагогики ГОУ ВПО «Томский политехнический университет».

Научный консультант: член-корреспондент РАО,

доктор психологических наук, профессор Залевский Генрих Владиславович.

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Акопов Гарник Владимирович;

доктор психологических наук, профессор Клочко Виталий Евгеньевич;

доктор психологических наук, профессор Подольский Андрей Ильич.

Ведущая организация Российская академия государственной службы при президенте Российской Федерации.

Защита состоится 16 декабря 2008 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.267.20 в ГОУ ВПО «Томский государственный университет» по адресу: 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Томский государственный университет».

Автореферат разослан «____»___________2008 года.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор психологических наук, профессор О.М. Краснорядцева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Важнейшим фактором создания инновационной системы страны становится высшее профессиональное образование, которое готовит специалистов, способных создать эту систему (В.Г. Марача, 2002). В концептуальном плане поворот к инновационной модели означает «новую деятельность, направленную на производство нового типа продукта» (Й. Шумпетер, 1982; П.Г. Щедровицкий, 1993), что в проекте образование предполагает изменение содержания и цели образовательного процесса в их взаимозависимости. Этим объясняются современные системные преобразования образовательного пространства, которые касаются, прежде всего, мировой тенденции поиска новой парадигмы, направленной на преодоление ограниченности классической модели образования, отхода от идеала рационального, во многом мозаичного образа мира (А.П. Лиферов, 1997; Г.В. Залевский, 1999; Г.Н. Прозументова, 2002, 2005). Анализ сложившегося и конструирование нового содержания высшего профессионального образования показал многообразие методологических и методических подходов к его возможной реализации в соответствие с образовательной парадигмой, ориентированной на личность и создание условий для развития ее субъектности: гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования (К. Ясперс, 1991; И.С. Якиманская, 1996, 1999; Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников, 1996, 1998; А.П. Валицкая, 1997; В.Н. Фурс, 1997; Г.М. Бреслав, Ю.В. Варданян, 1998; Носков, 1998; Н.С. Макоева, Д.В. Тырсиков, Н.М. Швалева, 1998; Г.М. Борликов, 2002 и др.); индивидуально-ориентированная парадигма (Л.С. Выготский, 1978; Б.С. Братусь, 1990; Л.А. Петровская, 1990; А.Г. Асмолов, 1992, 1993, 1997; И.Н. Семенов, 1994, 1998; К. Роджерс, 1997; А. Маслоу, 1994, 1999; В.П. Зинченко, 1996, 2003); социально-ориентирующая и профессионально-развивающая парадигма обучения (высшее профессиональное образование с позиции теории управления) (Е.А. Яблокова, Н.В. Боровикова, 1998); высшее профессиональное образование как «готовность специалиста включиться в определенную деятельность» или как атрибут подготовки деятельностной и развивающей направленности (Н.Д. Никандров, 2001, 2003;); компетентностный подход (И.А. Зимняя, 2003, 2006; А.В. Хуторской, 2003; А.Г. Бермус, 2005).

Однако, в существующих подходах, по мнению многих исследователей, занимающихся проблемами высшего профессионального образования, сегодняшние тенденции его реализации «затушевывают» видение личностного развития как принципиально многоэтапного процесса (А.Г. Асмолов, 1997; В.Е. Клочко, 1999, 2005; В.И. Слободчиков, 2000; В.П. Зинченко, 2002, 2003; В.А. Фокин, 2005), во многом сохраняется информационный подход к подготовке специалистов-профессионалов, где важные задачи профессионализации личности либо совсем не ставятся, либо решаются в крайне недостаточном объеме (В.А. Михеев, Л.В. Тарабакина, 1998), подходы и стратегии высшего профессионального образования мало соотносятся не только с уже имеющимися научными разработками, но, в первую очередь, с происходящими изменениями социально-психологического статуса образования, перспективами восточно-европейской и всеевропейской интеграции, а также внутренними проблемами, ограничениями и рисками развития российской действительности (Г.В. Залевский, 1996; В.Е. Шукшинов, В.Ф. Взятышев, Л.И. Романькова, 1996; А.А. Забирко, 1998; A.M. Корбут, 1998; А.А. Полонников, 1998; П.М. Новиков, В.М. Зуев, 2000; Ю.П. Похолков, М.А. Соловьев, 2004; F. Kjersdam, S. Enemark, 1994; P. Eyerer, B. Hefer, В. Krause, 2000), сохраняются тенденции к узкопрофессиональному знанию и ориентация на решение стандартных задач шаблонными методами, которые оказываются невостребованными в современной культуре (М. Теде, 1989; Н.А. Люрья, 1996; В.Н. Турченко, О.В. Ремез, 2002, 2006; Е.В. Водопьянова, 2004).

Таким образом, в качестве основного противоречия можно выделить тот факт, что современное высшее образование, где социокультурный и психологический смысл профессиональной деятельности часто оказывается закрытым для будущего специалиста, недостаточно отвечает растущим требованиям жизни и инновационным стратегиям.

Решение проблемы личностно-профессионального становления в условиях современного высшего профессионального образования становится возможным в меру созревания философских и конкретно-научных предпосылок.

Во-первых, становление акмеологии как науки интеграционно-синтезирующего плана, смысла и характера, которой принадлежит особая роль в понимании и изучении человека, в осмыслении его жизненных возможностей, высших целей и смыслов жизни. Акмеология в ее сегодняшнем состоянии вытекает из системы философско-психологических воззрений на феномен жизни и человека в мире, из теоретико-методологического и практического изучения человека с парадигмальных позиций философской антропологии, основным предметом которой является проблема творческой активности и предназначения человека (М. Шелер, 1994; Г. Плесснер, 1988). Акмеология как теория высших достижений человека и цивилизации (А.А. Бодалев, 1993, 1997, 2001; А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, 1993; К.А. Абульханова-Славская, 1995, 1998; Ю.В. Синягин, 1996; О.С. Анисимов, 1997; А.С. Гусева, 1997; А.И. Анцыферова, 1999; А.А. Реан, 2000; Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин, 2001), вследствие своих исключительно широких межпредметных связей со многими областями знания и практики, качественно расширяет объектно-предметное поле своих исследований, признавая возможность высших достижений в разных пространствах жизнедеятельности человека. В уяснении базовых основ становления современной системы образования очевидно переосмысление его (образования) целей с позиции человекомерности (В.Е. Клочко, 1999, 2005; Г.Н. Прозументова, 2005; Т.А. Полозова, 2006), становление человека как Человека. Таким образом, современное образование (в том числе и высшее профессиональное) призвано обеспечить становление человека, его саморазвитие, самоактуализацию и самореализацию. Идеи целостности, единства личностного и профессионального развития человека и лежат в основе акмеологического подхода (Б.Г. Ананьев, 1968, 1996; А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, 1993; А.А. Бодалев, 1998, 2001), который состоит в выявлении условий мобилизации у человека установки на свои наивысшие достижения, на наиболее полную самореализацию личности (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова, 2000). Открытие самого себя как особой реальности, значимой и достойной изучения, обращение в первую очередь к себе в поиске возможностей своего прогрессивного развития сближают акценты данного подхода и стратегий современного высшего образования. Акмеология обладает потенциалом, обеспечивающим сообразность образования с закономерностями человекообразования и функционирования человеческого в человеке.

Во-вторых, выход науки за пределы классической психологии, ограничивающей свой предмет эмпирическим определением психики как отражения реальности. В отечественной психологии давно стали заметны идеи о многомерности психологической онтологии (А.Н. Леонтьев, 1972, 1977; Л.С. Выготский, 1978, 1982; Б.Ф. Ломов, 1992, 1996; Б.Г. Ананьев, 1996; С.Л. Рубинштейн, 1997), получившие свое развитие в трудах современных исследователей (В.П. Зинченко, 1981, 2003, 2006; А.Г. Асмолов, 1984, 1990, 1996; К.А. Абульханова-Славская, 1977, 1991; А.В. Брушлинский, 1982, 1994; Ф.Е. Василюк, 1984, 1995; Б.С. Братусь, 1988, 1990; Д.А. Леонтьев, 1997, 1999; Д.И. Фельдштейн, 1999; В.И. Слободчиков, 2000). Эти идеи воплотились в общей теории ригидности и фиксированных форм поведения Г.В. Залевского (1993, 2004), в теории психологических систем В.Е. Клочко (1996; 2005), в теории системной детерминации процессов самореализации личности Э.В. Галажинского (2000), в изучении мышления в реальной жизнедеятельности О.М. Краснорядцевой (2000).

Представленные объяснительные принципы создают возможности изучения вариантов личностно-профессионального становления в условиях высшего профессионального образования на пути к «акме».

Таким образом, актуальность данной работы определяется необходимостью (с учетом акмеологической направленности исследования) разрешения противоречий:

  • утвержденных в реальных практиках новым типом профессионализма и сложившимися моделями высшего профессионального образования;

  • односторонней ориентацией высшего профессионального образования на повышение «научности» и все большим пониманием того, что подготовку профессионала невозможно обеспечить путем информационного насыщения;

  • нормированностью образовательных условий и стремлением к самодетерминации, самореализации;

  • отсутствием целостной теории, раскрывающей сущностные характеристики личностно-профессионального становления на пути к «акме», недостаточной изученностью и систематизацией психолого-акмеологических основ личностно-профессионального становления и концептуального осмысления общих основ движения к «акме» в условиях высшего профессионального образования.

Цель исследования состоит в разработке концепции высшего профессионального образования, в основе которой лежит акмеориентированное представление о поступательном прогрессивном личностно-профессиональном становлении человека.

Объектом исследования является процесс личностно-профессионального становления в условиях высшего профессионального образования.

Предметом исследования – сущностные характеристики личностно-профессионального становления как акмеологического феномена.

Гипотеза исследования:

В условиях высшего профессионального образования эффективное акмеориентированное саморазвитие определяется особенностями личностно-профессионального становления, которые проявляются в конструировании профессионального образа мира студентов. Изучение личностно-профессионального становления с позиции постнеклассической методологии позволяет рассматривать высшее профессиональное образование как акмеориентированный процесс, способствующий оптимальному становлению ценностно-смыслового мира человека.

Соотношение особенностей личностно-профессионального становления определяет выбор жизненных (образовательных) сред, что приводит к развитию профессионально-личностных новообразований, которые и обусловливают личностно-профессиональное становление по акме-типу.

Задачи исследования:

  1. В теоретическом исследовании:

  • выявить проблемное поле исследования личностно-профессионального становления в условиях высшего профессионального образования;

  • определить на основе теоретического и историко-научного анализа генезиса и содержания личностно-профессионального становления основные противоречия и возможные пути их разрешения;

  • разработать акмеориентированную концепцию высшего профессионального образования, сформулировав концептуальные принципы личностно-профессионального становления с позиции теории психологических систем.

  1. В экспериментальном исследовании:

  • создать исследовательские программы, адекватные методологии, конкретным целям и задачам исследования;

  • выявить условия и факторы, обуславливающие выбор жизненных сред, обеспечивающих прогрессивное поступательное личностно-профессиональное становление;

  • выявить основные типологические стратегии личностно-профессионального становления (профессиональный образ мира);

  • определить характер личностно-профессионального становления в условиях различных образовательных сред.

Теоретико-методологической основой исследования определены принципы и подходы, изложенные в трудах отечественных и зарубежных философов и психологов в отношении целостного и диалогического осмысления взаимодействия человека с миром, и анализ особенностей этого взаимодействия (С.Л. Рубинштейн, 1976; Н.Ф. Федоров, 1982; М.М. Бахтин, 1986; В.С. Соловьев, 1988; Ю.А. Шрейдер, 1989; С.Л. Франк, 1990; М. Бубер, 1993; М. Хайдеггер, 1993; Н.А. Бердяев, 1994; В.С. Библер, 1998 и др.). Важным моментом понимания взаимодействия человека с миром для нас явилось рассмотрение личности человека по отношению к жизнедеятельности (А.И. Щербаков, 1967; А.В. Петровский, 1981; В.А. Ядов, 1987; Б.С. Братусь, 1990; Б.Б. Коссов, 1997; Л.И. Анцыферова, 1999; В.И. Слободчиков, 2000).

Основным теоретико-методологическим основанием конкретного исследования определен акмеологический подход (Б.Г. Ананьев, 1968, 1996; А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, 1993; А.А. Бодалев, 1998, 2001;), в основе которого лежат идеи целостности, единства личностного и профессионального развития человека, выявление условий мобилизации у человека установки на свои наивысшие достижения, на наиболее полную самореализацию личности.

Опора на теоретические подходы к современному образованию, где процесс приобретения знаний преломляется через личностную, ценностно-смысловую сферу субъектов образовательного процесса (В.Д. Шадриков, 1980, 1999, 2003; Н.В. Кузьмина, 1984; И.Э. Унт, 1990; В.И. Слободчиков, 1998, 2000; В.Е. Клочко, 1999, 2005; Б.С. Гершунский, 2002; В.П. Зинченко, 2002, 2003; В.А. Фокин, 2005), а также на научные концепции профессиональной подготовки, представленные в работах С.Я. Батышева (1987), М. Теде (1989), Е.А. Климова (1996, 2003, 2005), В.Е. Шукшинова, В.Ф. Взятышева, Л.И. Романьковой (1996), А.А. Деркача, А.К. Марковой, В.Г. Зазыкина (2000), О.М. Краснорядцевой (2002), В.Н. Турченко (2002), И.Д. Чечель (2003), Е.В. Водопьяновой (2004), F. Kjersdam, S. Enemark (1994, 2002), P. Eyerer, B. Hefer, В. Krause (1994, 2000), определяют возможность рассматривать содержание современного высшего образования в акмеориентированном ключе.

Теоретически обоснованные тезисы о возможности через достижение определенного уровня самосознания определять способ жизни (В.Н. Мясищев, 1966; А.Н. Леонтьев, 1977, 1979, 1983; Л.С. Выготский, 1982; Б.С. Братусь, 1990; А.Г. Асмолов, 1996; С.Л. Рубинштейн, 1997; Д.А. Леонтьев, 1999 и др.) позволят в данном исследовании экспериментально построить модель профессионального образа мира студентов. При этом профессиональное становление рассматривается как определенная системная организация сознания, целостного образа мира, образа жизни, социального типа личности (Е.А. Климов, 1996, 2005; Т.М. Буякас, 1997, 2005). Введение и развитие понятия образа мира, связанные с важнейшей проблемой самосознания, отражены в концепциях образа мира А.Н. Леонтьева (1979, 1983), В.В. Петухова (1984), С.Д. Смирнова (1985, 2003), Ю.К. Стрелкова (1990, 2001), Е.Ю. Артемьевой (1999), где особое место отводится рассмотрению системы значений, структуре и уровням субъективного опыта, сфере индивидуальных личностных смыслов, ее динамике. Психологическое содержание активности в процессе обучения рассматривается с учетом теоретических оснований, заложенных в теориях самоорганизации (современная синергетика), разрабатываемых Л.С. Выготским (1982) и активно постулируемых сегодня Е.А. Климовым (1995, 2005), А.К. Марковой (1996. 1998), А.Р. Фонаревым (1997), А.Н. Поддъяковым (1999), Ю.П. Поваренковым (2002), что позволяет представить категорию становления с позиции рассмотрения человека как самоорганизующейся системы.

Представления о человеке как открытой самоорганизующейся психологической системе (В.Е. Клочко, 1999, 2005), способной к самодвижению, самодетерминации, и положения общей теории ригидности и фиксированных форм поведения (Г.В. Залевский, 1993–2004), позволяющие рассматривать личностную «ригидность-флексибильность» как показатель степени «открытости-закрытости» человека как системы, позволят представить проблему личностно-профессионального становления как переход возможности в действительность и понять личностно-профессиональное становление в условиях вуза как основание поступательного прогрессивного развития человека в качестве сложной, потенциально открытой в мир, самоорганизующейся психологической системы.

Методы и материал исследования. На различных этапах исследования и при решении отдельных задач применялся широкий спектр методов сбора фактического материала и его обработки. В части теоретического исследования в работе применялись принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического анализов, систематизация, структурирование, обобщение. Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась репрезентативными выборками, использованием надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, а также применением методов математической статистики, содержательным анализом выявленного фактического материала.

В качестве конкретных методов исследования использовались: психолого-акмеологическое наблюдение, применяемое с целью выявления характера, содержания, используемых приемов и средств личностно-профессионального становления; индивидуальные и групповые беседы, позволяющие выявить общие оценочные суждения по актуальным исследовательским вопросам; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева, представляющий собой адаптированную версию теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика; ценностный опросник (ЦО) Соломона Шварца (в апробации А.Л. Лихтарникова), созданный в контексте теории мотивационных типов С. Шварца–В. Билски; Томский опросник ригидности (ТОР) Г.В. Залевского; методика построения мотивационного профиля личности (Белов А.Ф., Лапкин М.М., Яковлева Н.В.); методика «Структура мотивации» (О.П. Елисеев); шкала базовых убеждений (методика Ронни Янов-Бульмана в адаптации О. Кравцовой).

Математическая обработка экспериментальных данных осуществлялась с использованием компьютерных программ тремя подходами: с использованием дисперсионного анализа, предоставляющим достоверность различий между группами по каждой переменной; с использованием кластерного анализа, связанного с разбивкой на однородные группы по всей выборке; с использованием интеллектуального анализа данных Data Mining, предложенный М.М. Бонгардом, выявляющего логические закономерности.

Исследование представлено генеральной и выборочной совокупностью ее участников. Так, генеральной совокупностью явились студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели Томских вузов, а также предприниматели, руководители разных звеньев, организаций. Поскольку охватить всех в исследовании не представлялось возможным, выборочная совокупность сформировалась способом квотной выборки, в основу которой легли свойства генеральной совокупности (возраст, специфика и условия профессионального образования и т.д.). Определение количества выборки проводилось в соответствие с известным положением о статистической однородности генеральной выборки (Е.С. Вентцель). Всего в исследовании было задействовано 1387 человек.

Теоретическая значимость исследования. Диссертационная работа выполнена как междисциплинарное исследование, находящееся на стыке акмеологии и психологии, что позволило выйти к решению проблем современного высшего образования. Показано, что в едином проблемном поле с понятием личностно-профессиональное становление находятся категории «акме», «целостность человека», «многомерный мир личности», «образ мира», «образ жизни». «Акме» при этом является признаком «гомеореза» – явления, характеризующего способ функционирования психологической системы, где акт порождения психического в цепи взаимодействий детерминирован системой и ориентирован на самоорганизацию как способ ее бытия. В рамках межпредметных связей акмеологии с психологией по функциональным задачам представлена в качестве базисного методологического принципа теория психологических систем, опираясь на которую становится возможным изучение личностно-профессионального становления, исходя из категории целостности. Полнота исследования личностно-профессионального становления достигается при рассмотрении ее как формы проявления самоорганизации человека как целостной психологической системы. Данный подход способствовал разрешению противоречия, представленного в акмеологии категориями «профессионализм личности» и «профессионализм деятельности» (дихотомия внутреннего и внешнего, объективного и субъективного), не противопоставляя эти категории, а рассматривая человека как целостную психологическую систему в реальной жизнедеятельности. При этом, многомерный мир личности выступает онтологическим основанием жизни, определяющим сам образ жизни. Наиболее существенной характеристикой личностно-профессионального становления на пути к «акме» выступает самосознание как интегральная характеристика человека как самоорганизующейся психологической системы.

Осуществлено развитие и конкретизация основных исследовательских категорий: профессиональный образ мира рассматривается как констатирование соответствия овладевания технологией превращения знаний в средство решения содержательно-технологических и субъектно-реализационных личностно-профессиональных задач образу мира, который необходим для понимания ценности и смысла действий, составляющих содержание будущей профессиональной деятельности; личностно-профессиональное становление в условиях реальной жизнедеятельности человека (в условиях высшего профессионального образования) проявляется в конструировании профессионального образа мира, определяемого решением задач на смысл и ценность выполняемой деятельности для общества и самого себя; процесс высшего профессионального образования рассматривается с учетом преемственности стадий становления человеческого в человеке и тех психологических новообразований, которые появляются в образовательном процессе, нацеленном на создание условий конструирования, построения собственной реальности, собственного пространства, задающем возможности достижения «акме». Детерминантами качественных изменений в условиях высшего профессионального образования выступают акме-факторы – характеристики состояния многомерного мира, определяющие обновление, возрождение, преобразование, восхождение человека. Данные понятия фиксируют активную природу человеческой «самости» и проявляющихся в ходе обретения акмеологией и психологией «антропологических измерений» (В.И. Слободчиков, 2000).

Разработаны акмеориентированные основания высшего профессионального образования, сущность которых состоит в том, чтобы органично трансформировать культуру в целостную ценностно-смысловую картину мира, складывающуюся в период обучения в высшей школе, в соответствие с которой обеспечивается единство содержательного и ценностно-смыслового состава образа мира человека и, как следствие, движение к «акме». Показано, что новообразования (смыслы и ценности) не только определяют иерархические типы профессионального образа мира, но представляют собой критерии результата качества и оценки образования как акмеориентированного процесса.

Новизна исследования заключается в рассмотрении личностно-профессионального становления в условиях высшего профессионального образования как формы проявления самоорганизации потенциально открытой системы.

Выявлены сущностные характеристики личностно-профессионального становления в условиях реальной жизнедеятельности человека (в условиях высшего профессионального образования), раскрывающиеся в ценностно-смысловых измерениях многомерного мира и проявляющиеся в конструировании профессионального образа мира. Типология профессионального образа мира отражает качество и уровень самоорганизующихся систем. Выявлено три типа профессионального образа мира, различимые по выраженности психической ригидности, смысложизненных ориентаций и системы ценностей. При этом доказано, что ценности обуславливают направления личностно-профессионального становления как в выборе образовательных сред, наиболее благоприятных для этого, так и в плане представлений о своих возможностях. Выявлено, что психическая ригидность, которая рассматривалась как показатель открытости/закрытости системы, представляет собой акмеологический инвариант профессионализма, т.е. обладает свойством универсальности и инвариантности, обеспечивающий активное саморазвитие специалиста вне зависимости от специфики профессиональной деятельности. Кроме того, ригидность является наиболее информативным признаком выраженности уровня профессионального образа мира студентов, сложившегося у них в ходе профессионального образования.

Определено, что эффективность акмеориентированных изменений обусловлена специфическими особенностями образовательных сред высшей профессиональной школы. Впервые для этих целей применен интеллектуальный анализ данных – Data Mining. Эмпирически обоснованы критерии качества образования как акмеориентированного процесса, представленные уровневыми характеристиками профессионального образа мира. Реализуя себя в образовательных средах, человек воспроизводит противоречие между образом жизни и образом мира, что обуславливает особенности динамики ценностей и смыслов, обеспечивая тем самым импульс самодвижения системы. Наибольшее соответствие акмеориентированному процессу выявлено в самообучающихся структурах.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Общественные науки (2)

    Документ
    Адаховская, Е. А. Ночные клубы как форма организованного досуга: социологический анализ [Текст] : автореф. дис. канд. социол. наук / Адаховская Екатерина Александровна.
  2. Н. В. Козлова Современное профессиональное образование: психолого-акмеологический подход Издательство тпу томск 2007

    Документ
    В монографии рассматриваются теоретико-методологические и исследовательские позиции в представлении высшего профессионального образования на основании акмеологической методологии.
  3. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (2)

    Учебное пособие
    Психолого–акмеологическое знание в системе высшего профессионального образования. Учебное пособие для слушателей дополнительной профессиональной образовательной программы получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей
  4. В отделении психологии и возрастной физиологии к декабрю 2008 г состоят 28 действительных членов рао и 29 членов-корреспондентов рао

    Документ
    В Отделении психологии и возрастной физиологии к декабрю 2008 г. состоят 28 действительных членов РАО и 29 членов-корреспондентов РАО. До конца марта деятельностью Отделения руководило бюро в составе: Фельдштейн Д.
  5. Развитие профессионала в акмеологической среде

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства

Другие похожие документы..