Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре биоэкологии Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета Федерального агентства по рыбо...полностью>>
'Книга'
Представленное здесь учение Его Святейшества Далай Ламы о тренировке ума основано на тексте, сочинённом в начале XV века Хортёном Намха Пел, учеником...полностью>>
'Документ'
Лос-Анджелес, 1962 год, разгар Карибского Кризиса. Атомная война кажется всё более вероятной. Миром правит страх. Общественные ценности делятся лишь ...полностью>>
'Реферат'
Реферат — поширений тип письмової роботи з дисципліни, який демонструє поглиблене опрацювання відповідної теми. У процесі підготовки реферату студент...полностью>>

Российская академия наук институт международных экономических и политических исследований (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Использование иностранной рабочей силы в России: проблемы и перспективы

(материалы круглого стола)

Москва

2005

Ответственный редактор – д.э.н., Б. А. Хейфец

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ПРЕДИСЛОВИЕ 3

В обсуждении на «круглом столе» приняли участие ведущие специалисты по проблемам трудовых ресурсов и миграции, представляющие науку и практику: Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы по труду и занятости РФ, Федеральной миграционной службы МВД РФ, Совета Федерации и Государственной Думы РФ, Внешторгбанка, Московского бюро МОТ, Представительства в Москве МОМ, Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека, Ассоциации Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, Института макроэкономических исследований и Всероссийского института внешнеэкономических связей Министерства экономического развития и торговли РФ, ИСПИ, ИСЭПН, ИДВ, ИНП, ИНИОН и ИМЭПИ РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственного университета управления, Российского государственного социального университета, Института управления и бизнеса (Калуга) и других учреждений и организаций РФ. В дискуссии также участвовали представители посольств и миграционных служб некоторых государств, являющихся главными «поставщиками» трудовых мигрантов – Азербайджана, Армении, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Вьетнама, Китая. Большинство из участников «круглого стола» предоставило статьи, которые вошли в настоящий сборник. 4

Гринберг Р.С. 4

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО 4

Рыбаковский Л.Л., Рязанцев С.В. 5

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИЮ И ПРИНЦИПЫ НОВОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 5

Направления совершенствования миграционной политики 11

Воробьева О.Д. 12

ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ 12

Топилин А.В. 17

НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ: МАСШТАБЫ И СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 17

Куценко Т.И. 25

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ 25

Многосторонние и двусторонние договоры и соглашения РФ с различными странами 30

Малаха И.А. 34

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ 34

Гусаров О. В. 39

О БАНКОВСКИХ ПЕРЕВОДАХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ГАСТАРБАЙТЕРАМИ 39

Таджикистан 41

Азербайджан 41

Армения 41

Грузия 41

Украина 41

ИТОГО 41

Полетаев Д. В. 43

НЕКОТОРЫЕ ОЦЕНКИ ВЫВОЗА НЕЛЕГАЛЬНЫМИ ТРУДОВЫМИ МИГРАНТАМИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЗ РОССИИ 43

Кузнецов Н. Г. 48

ИНОСТРАННАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ: ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ 48

Ян Чэн 51

ПРОБЛЕМА МИГРАЦИИ В КИТАЙСКО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ 51

Количество и состав китайцев в России 52

Проблема безопасности и незаконной деятельности 59

Сотрудничество в решении «проблемы миграции» 60

Ларин А.Г. 61

ЭТА ДЕЛИКАТНАЯ ПРОБЛЕМА 62

«КИТАЙСКОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПАНСИИ» 62

Самоила Т. Г. 71

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В МОЛДОВЕ 71

Каменский А.Н. 73

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1977 г. О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ТРУДЯЩИХСЯ МИГРАНТОВ И РОССИЙСКОЕ МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 73

Торгов О.В. 78

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ВОПРОСАМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 78

Владимирова Е. Ю. 80

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ 80

Любин В.П. 81

СОВРЕМЕННАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН 81

Барковский И.Н. 87

ОПЫТ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ 87

Миграционная политика стран мирового сообщества 90

Хейфец Б.А. 94

ОПЫТ СССР ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 94

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ 97

Владимирова Е.Ю. - к.э.н., советник-секретарь Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека 97

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данный сборник материалов подготовлен по результатам состоявшегося в ИМЭПИ РАН «круглого стола» «Использование иностранной рабочей силы в России: проблемы и перспективы». Главная цель «круглого стола» – попытаться дать ответ на очень важный для современной России вопрос о возможностях привлечения иностранной рабочей силы. Эта задача приобретает особое значение в условиях снижения численности российского населения, а также неблагоприятных изменений его возрастной структуры, когда значительно возрастет пенсионная нагрузка на бюджет. Все это уже в ближайшем будущем крайне отрицательно может сказаться на темпах экономического роста. В данной связи большой интерес может представлять опыт зарубежных стран, прошедших или проходящих подобные испытания, особенно в плане нахождения ими как наиболее эффективных, типичных, так и нестандартных, оригинальных решений по привлечению иностранной рабочей силы.

На «круглом столе» были рассмотрены такие вопросы как:

  • практика привлечения иностранной рабочей силы зарубежными странами;

  • опыт СССР по использованию иностранной рабочей силы;

  • законодательство стран дальнего зарубежья и стран СНГ по вопросам трудовой иммиграции;

  • прогнозы по обеспеченности экономики России трудовыми ресурсами.

  • роль иностранной рабочей силы в экономике России и отдельных регионов;

  • политические, экономические и социальные риски при использовании иностранной рабочей силы;

  • проблемы совершенствования законодательства России по использованию иностранной рабочей силы;

  • различные взгляды на целесообразность и масштабы привлечения иностранной рабочей силы;

  • формы и сферы применения иностранных работников;

  • механизмы стимулирования привлечения иностранных работников;

  • методы борьбы с незаконной трудовой иммиграцией;

  • социальное положение иностранных работников;

  • проблемы налогообложения иностранных работников;

  • переводы на родину денежных средств, заработанных иностранными работниками, и другие.

Во время дискуссии были высказаны различные точки зрения по поводу целесообразности и возможных источников пополнения трудовых ресурсов за счет привлечения иностранных работников, совершенствованию государственной политики и законодательства в данной сфере.

В обсуждении на «круглом столе» приняли участие ведущие специалисты по проблемам трудовых ресурсов и миграции, представляющие науку и практику: Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы по труду и занятости РФ, Федеральной миграционной службы МВД РФ, Совета Федерации и Государственной Думы РФ, Внешторгбанка, Московского бюро МОТ, Представительства в Москве МОМ, Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека, Ассоциации Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, Института макроэкономических исследований и Всероссийского института внешнеэкономических связей Министерства экономического развития и торговли РФ, ИСПИ, ИСЭПН, ИДВ, ИНП, ИНИОН и ИМЭПИ РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственного университета управления, Российского государственного социального университета, Института управления и бизнеса (Калуга) и других учреждений и организаций РФ. В дискуссии также участвовали представители посольств и миграционных служб некоторых государств, являющихся главными «поставщиками» трудовых мигрантов – Азербайджана, Армении, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Вьетнама, Китая. Большинство из участников «круглого стола» предоставило статьи, которые вошли в настоящий сборник.

Мы надеемся, что подготовленное в ИМЭПИ РАН издание привлечет внимание и будет полезно широкому кругу читателей - практическим работникам органов управления и миграционных служб, парламентариям, научным работникам, преподавателям, аспирантам, студентам и всем интересующимся данной проблематикой в России и других странах ближнего и дальнего зарубежья.

В подготовке сборника активное участие принимали И. А. Малаха и Т. В. Соколова.

Гринберг Р.С.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Встречаясь в последнее время с коллегами из западноевропейских государств и из стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), я убедился, что проблема миграции едва ли не самая щекотливая проблема в Европейском Союзе (ЕС). Здесь многое нас объединяет, хотя конечно наша специфика более жесткая, о чем мы сегодня будем говорить.

Я хотел сказать несколько слов о том, как на Западе понимают эту проблему. Может быть, для Вас это не будет новостью, но существует очень серьезное противоречие. С одной стороны, все демографические прогнозы безо всяких исключений указывают на очень серьезное старение населения в странах развитого мира, и нет никакой альтернативы притоку иммигрантов, по крайней мере, сейчас ее не видно, для того, чтобы поддерживать хоть в каком-то удовлетворительном состоянии темпы социально-экономического развития. С другой стороны, различия социоментальной идентичности стран-аборигенов, если так можно сказать, очень сильно обостряются. Не очень понятно, что будет происходить в этих странах, если количество иммигрантов превысит 10 %-12%, а многие страны уже находятся на этой отметке. И в этой ситуации проблемы разрешения этой дилеммы исключительно остры.

Иногда даже говорят, что западные страны перейдут к системе жесткого протекционизма и тем самым будут подрывать тенденции к глобализации, которые они сами вызвали. По крайней мере, воспевание этих четырех свобод: перелива товаров и услуг, капиталов, людей – становится уже не такой аксиомой в последнее время. Отсюда – лихорадочные поиски выхода из существующего положения. Не случайно странам-новичкам, странам, принадлежащим к новой Европе, предполагаются очень серьезные, длительные периоды неучастия в трудовой деятельности в странах старой Европы. Тем не менее, процесс этот остановить невозможно при открытых границах, и уже есть серьезные проблемы, например, в странах ЦВЕ. Интенсивный приток прямых инвестиций в последнее время приходит туда только потому, что есть очень хорошо обученная и относительно дешевая рабочая сила.

Словакия через год станет страной, где будет производиться количество автомобилей на душу населения больше, чем где-либо в мире. Никто не знает, гордиться этим или нет. По крайней мере, старая Европа, знаменитая своими высокими социальными стандартами, стоит на пороге очень серьезного решения: экономика для человека или человек для экономики. Для того чтобы конкурировать со всем остальным миром и более менее адекватно отвечать на вызовы времени, необходимо снижать социальные стандарты. С другой стороны, это была цель Европы – добиться высоких социальных стандартов.

Очень серьезные вопросы связаны с ситуацией на постсоветском пространстве. Может быть они более острые, чем в странах ЦВЕ. Мы знаем, что если и есть что-либо интеграционное на территории постсоветских государств, так это стихийная координация хозяйственной деятельности с помощью миграции населения. Я думаю, что миграция населения в полном объеме практически не учитывается в экономической статистике. Я имею в виде, прежде всего не численность людей, пересекающих границы, а результаты хозяйственной деятельности от этой спонтанной координации. Думается, что существуют целые регионы, где уже есть проблема подрыва культурной идентичности.

Мне кажется, что опыт Москвы – очень любопытный, хотя и противоречивый. Я думаю, что если мы обсудим эти и другие проблемы, это будет очень продуктивно. Мы благодарны тем участникам, которые приняли приглашения участвовать в нашем «круглом столе» и надеемся на плодотворную дискуссию, которая должна внести свой вклад в формирование эффективной миграционной политики России.

Рыбаковский Л.Л., Рязанцев С.В.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИЮ И ПРИНЦИПЫ НОВОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ1

Источники данных о международной трудовой миграции

В России имеется несколько источников данных по международной трудовой миграции, которая отличается временным характером пребывания мигрантов. Каждый из источников данных имеет свои преимущества и недостатки.

Основной источник данных – это сведения о количестве трудовых мигрантов Федеральной миграционной службы МВД РФ (их сбор ведется с 1994 г.), которые отражают количество иностранных работников в стране и количество россиян выехавших на работу за рубеж на основе контрактов и договоров, заключенных с работодателями. Необходимо заметить, что данные ФМС фиксируют только часть внешней трудовой миграции как по въезду на территорию России, так и по выезду за пределы страны.

В случае регистрации трудовых мигрантов, прибывающих в Россию (по данным ФМС), речь идет о выданных иностранным гражданам разрешениях на право осуществления трудовой деятельности, которое могло выдаваться повторно одному и тому же работнику и иметь сезонные колебания. Кроме того, в официальных изданиях Росстата приводятся не все доступные данные первичных источников информации. Например, в таблице «Численность иностранных граждан, привлекаемых на работу в Россию» приводятся только цифры количества иностранцев находившихся в стране на начало года (т.е. тех трудовых мигрантов, у которых не истекли контракты на этот момент времени). При этом в первичных материалах ФМС можно встретить графы, в которых отражается количество гастарбайтеров приехавших в страну и выехавших из страны за год, а также оставшихся в стране на конец года. Для полноты картины эти сведения также необходимо учитывать. Для получения реальных данных по численности трудовых мигрантов из-за рубежа необходимо выделять первичные и повторные разрешения на работу, а также указывать срок действия контракта2.

Отдельный источник информации – это сведения об использовании иностранной силы в рамках баланса трудовых ресурсов. Их дает (но, к сожалению, не публикует в широко доступных статистических сборниках) Росстат с 1998 г., когда была введена новая позиция под названием «работающие граждане других государств». Эти сведения частично учитывают среднегодовое количество нелегальных и легальных трудовых мигрантов в стране. Поскольку трудовая миграция носит сезонный характер, то даже эти сведения можно увеличить в 2-3 раза.

Косвенным источником данных о находящихся в России временных (в том числе трудовых) мигрантах при должном уровне организации статистики могут считаться данные о регистрации по месту пребывания в паспортных столах МВД. Эта процедура была введена в конце 1995 г. Однако, доступность сведений для общественности крайне ограничена. При этом срок действия временной регистрации не ограничен и варьируется от 3 месяцев до 5 лет по разным регионам и ситуациям, что практически не позволяет вести адекватный учет не численности временных мигрантов, не говоря об их структуре (в том числе по целям пребывания).

Как определенный источник информации о трудовой миграции можно рассматривать данные пограничной службы ФСБ России. В этом случае фиксируются факты пересечения границы иностранными гражданами. При этом не совсем понятна методика сбора данных пограничной статистики, что не дает возможности рассматривать ее адекватный источник информации о миграции. Здесь совершенно очевидно, что требуется разработка данных на основе миграционных карт, которые были введены в России сравнительно недавно, но как источник информации о миграции не используются. Преимущества от введения миграционных карт используют криминальные структуры, которые наладили их продажу мигрантам. Таким образом, сегодня ученые в России вынуждены работать с цифрами по трудовой миграции, которые имеют существенные искажения.

Тенденции и структура международной трудовой миграции

По данным официальной статистики (сведения ФМС МВД) количество легальных трудовых мигрантов работающих в России имело тенденцию к росту, и составляло в 2003 г. – около 380 тыс. человек, в 2004 г. - более 460 тыс. человек. Доля гастарбайтеров в составе занятого населения России при этом оставалась в 2004 г. небольшой – около 1%. Соотношение между рабочей силой привлеченной из стран СНГ и старого зарубежья при этом оставалось примерно одинаковым. Однако заметим, что роль и вклад трудовой миграции стран нового и старого зарубежья колебался попеременно в пользу стран старого и нового зарубежья. Однако по мере стабилизации и роста экономики страны стало понятно, что наши основные поставщики иностранной рабочей силы – это страны СНГ и Балтии.

По данным ФМС России в 2003 г. большая часть гастарбайтеров (более 67%) работала по трудовым договорам между российскими юридическими или физическими лицами, (т.е. имели достаточно стабильные контракты), а остальные – в рамках реализации иностранными юридическими лицами договоров подряда (привлекались на краткосрочную работу на определенный объем работ). Постепенно в российской экономике также увеличивается количество и удельный вес иностранной рабочей силы, нанимаемой российскими физическими лицами. Если в 2000 г. их доля составляла 1,8%, то в 2003 г. - 4,6% гастарбайтеров (или 17,1 тыс. человек).

Среди иностранных работников преобладают люди с низкой и средней квалификацией труда. Структура занятости иностранных работников показывает, что основными отраслями, привлекающими гастарбайтеров, являются строительство, промышленность и сельское хозяйство. При этом сложилась достаточно четкая специализация гастарбайтеров из отдельных стран на определенных отраслях занятости. Как показывают исследования, в потоке трудовых мигрантов из Украины преобладают строители и ремонтные рабочие, рабочие на промышленных предприятиях и транспорте. Трудовые мигранты из Азербайджана, Китая и Вьетнама преимущественно привлекаются в сферу торговли. Выходцы из Китая также трудятся в сельском хозяйстве. Среди гастарбайтеров из Молдавии в настоящее время преобладают строители и водители. Рабочие из Турции строят жилье, работают в сельском хозяйстве. Трудовые мигранты, занятые в кредитовании, финансировании, страховании, аудите, коммерции, а также высший топ-менеджмент происходят преимущественно из стран старого зарубежья (США, европейских государств). В России складываются сегменты рынка труда, на которых трудовые мигранты из-за рубежа трудоустраиваются по этно-территориальному принципу.

Иностранная рабочая сила привлекается в Россию почти из 120 стран. Согласно официальным данным крупнейшим поставщиком рабочей силы в Россию является Украина, которая обеспечивает около трети, а в последние годы около четверти гастарбайтеров. На второе место вышел Китай – пятая часть внешних трудовых мигрантов (94,1 тыс. человек). Продолжается тенденция существенного роста численности рабочей силы из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Китая, Вьетнама. За последние годы значительно увеличилось количество вьетнамских трудовых мигрантов в России (по данным за 2003 г. их численность составила 41,8 тыс. человек). Интересно, что Вьетнам вплотную приблизился к показателю одного из крупнейших партнеров России в международной трудовой миграции из старого зарубежья – Турции (48,0 тыс. человек).

Половозрастной состав иностранных работников достаточно стабилен – подавляющая часть среди них мужчины (на протяжении многих лет – около 90%). Среди трудовых мигрантов немногим более 80% мужчин и 90% женщин находятся в возрасте от 18 до 39 лет. Наиболее многочисленна группа иностранных работников в возрасте 30-39 лет (около 40%).

Между сведениями из официальных источников, регистрирующими трудовых мигрантов и реальными масштабами трудовой миграции существует огромный разрыв. При этом оценки нелегальной трудовой миграции значительно разнятся, порой на порядок. Представители государственных структур, как правило, дают более высокие оценки численности нелегальных трудовых мигрантов в России, пользуясь исключительно пограничной статистикой. Например, представители МВД РФ определяют нелегальную иммиграцию в России в размере 10 млн. человек3. Наши исследования позволяют говорить о том, что в России пребывает примерно 5 млн. мигрантов, которые могут рассматриваться как нелегальные. Преимущественно это граждане стран СНГ, которые приехали в страну в условиях безвизового режима, но не получили разрешения на работу, не имеют регистрации по месту пребывания.

Из стран СНГ происходит масштабная трудовая миграция во многие страны Европы, в том числе Россию. Самые значительные потоки трудовых мигрантов отмечаются из Украины. Реальные цифры, которые называют авторитетные исследователи – это от 2 до 3 млн. украинцев, работающих за рубежом4. Нелегальные украинские мигранты в основном ориентированы на работу в России, странах Восточной Европы, Турции и Германии5, и их численность определенно превышает численность российских гастарбайтеров.

Еще одна страна СНГ с масштабной трудовой миграцией – это Молдова. По данным МОМ за границей работают около 600 тыс. граждан Молдовы, причем только 30 тыс. из них – легально6.

Довольно масштабна трудовая миграция из стран Закавказья. За пределами своей страны на заработках находятся от 800 тыс. до 1,5 млн. армянских граждан, что составляет не менее четверти населения страны7. За рубежом работают примерно 1,5-2,0 млн. граждан Азербайджана. Относительно Грузии существуют самые противоречивые данные – за рубежом по минимальным оценкам находится 100 тыс. трудовых мигрантов, а по максимальным - до 1 млн. человек8. Мы оцениваем общее количество трудовых мигрантов из стран Закавказья в России на уровне 1,2-1,5 млн. человек.

Трудовая миграция из стран Средней Азии также достаточно велика. Лидером можно назвать страну с самыми низкими социально-экономическими показателями в СНГ – Таджикистан. Количество граждан этой страны, работающих за рубежом, может составлять минимум 200 тыс. человек. Последние исследования показывают, что масштабы трудовых мигрантов из страны гораздо выше и составляют до 600 тыс. человек, из которых 85% выезжают на работу именно в Россию9. В настоящее время в Узбекистане насчитывается примерно 600-700 тыс. трудовых мигрантов. По Киргизии оценка варьируется в пределах 350 -700 тыс. человек, в Россию направляется менее половины из них 10.

Трудовая миграция имеет для России множество позитивных социально-экономических аспектов. Благодаря мигрантам развиваются целые сектора экономики в стране – торговля, строительство, транспортные услуги, сельское хозяйство. Весьма показателен пример Москвы. Здесь не менее половины занятых на строительных площадках рабочих – мигранты из различных стран, главным образом СНГ. Труд мигрантов активно используется в розничной торговле на рынках в палатках, выездных ларьках, они работают в ресторанах и кафе как повара и официанты, множество мигрантов заняты уборкой улиц. По данным мэрии Москвы в мегаполисе действуют более 170 крупных рынков, на которых легально трудятся около 180 тыс. человек, имеющих иностранное гражданство. Мигранты из Украины, Молдовы, Армении и других стран СНГ работают водителями троллейбусов, автобусов, маршрутных такси на улицах Москвы.

Гастарбайтеры заполняют многие «не престижные ниши» на рынке труда с тяжелыми условиями работы, на которые не всегда соглашаются местные жители. Согласно результатам Независимого исследовательского Совета по миграции стран СНГ и Балтии в трудовую миграцию вовлечено 9-12% домохозяйств в России, примерно столько же в столице Казахстана - Алма-Ате, в Армении - это каждое третье домохозяйство, в Азербайджане и Молдавии - каждое четвертое11. Правда, в этом случае исследователи считали трудовых мигрантов вместе с коммерческими мигрантами, т.е. это экономическая миграция (более широкое понятие, чем трудовая миграция), а применительно к РФ и внутренняя трудовая миграция. Необходимо признать, что есть сейчас трудовая миграция стала не только средством выживания значительной части населения, но и реальным механизмом стихийной экономической интеграции («интеграции снизу») между некоторыми странами в целом аморфной группировки СНГ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российская Академия Наук институт международных экономических и политических исследований (3)

    Документ
    В Казахстане ведущей биржей является Казахстанская фондовая биржа (KASE). В 2004 г. объем валютных операций на Казахстанской фондовой бирже (KASE) вырос на 47,3% до 9449,5 млн.
  2. Российская академия наук институт международных экономических и политических исследований (2)

    Документ
    И еще одна важная мысль, прозвучавшая во время дискуссии. Критерии эффективности при инвестировании для государства и частных инвесторов могут не совпадать.
  3. Российская академия наук институт международных экономических и политических исследований проблемы постсоветских стран №8 Модернизация экономики: факторы инструменты, проблемы Москва, 2006

    Реферат
    Рассчитано по данным статистического сборника Социально-экономическое положение России, январь 2006 г., М., ФСГС, с. 2006 г., с.415-416; статистического сборника «Регионы России.
  4. Российская академия наук институт международных экономических и политических исследований модели системной трансформации и социальная цена реформ (опыт России, СНГ и стран цве)

    Документ
    Данный сборник представляет материалы конференции, проведенной ИМЭПИ РАН в 2004 г. в г. Москве и посвященной проблемам системной трансформации в России, странах СНГ и ЦВЕ и социальной цене, которую данные страны заплатили за переход
  5. Работа включена в план приоритетных исследований имэпи ран на 2004-2006 гг. (Тема 2)

    Документ
    Данный сборник научных статей сотрудников и аспирантов Центра азиатских исследований является десятым, юбилейным выпуском. В сборниках Центр азиатских исследований ежегодно подводил итоги важнейшим событиям, происходившим в регионе

Другие похожие документы..