Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
При заполнении строки "Действительна по:" проставляется дата окончания действия карточки допуска в случае использования грузового автомобил...полностью>>
'Документ'
В.А. Жуковский. Два стихотворения по выбору (например, «Море», «Невыразимое», «Вечер»). Баллада «Светлана», а также одна баллада по выбору (например,...полностью>>
'Документ'
8-910- 47-51-83 e-mail zakazkursovoi@ Наш сайт: www.zakazkursovoi.narod.ru Тема: «Мотивация и ее роль ...полностью>>
'Книга'
Книга, которую вы, читатель, держите в руках, посвящена описанию наблюдений за поведением дельфинов - высокоспециализированных вторичноводных млекопи...полностью>>

Российская академия наук институт международных экономических и политических исследований (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В расчете на душу населения доходы от экспорта рабочей силы в этих странах превышают аналогичные показатели в странах СНГ. Однако если брать в расчет средства, направляемые мигрантами в страны СНГ не только из России, но и других зарубежных государств, то эти показатели будут выше. В конечном итоге трудовая нелегальная миграция дает странам СНГ доходы, сопоставимые по своим размерам с доходами государственных бюджетов этих стран.

Потери России от нелегальной миграции не ограничиваются вывозом денежных средств. Нелегальная миграция питает теневую экономику. По имеющимся данным в теневом секторе российской экономики занято 8,2 млн. человек12. Не менее половины из них – нелегальные мигранты. К концу 1997 г. 12% оборотного капитала азербайджанцев в России приходилось на промышленность, 20% - на торговлю, 23% - на банковские структуры, 38% - на криминальный бизнес, в том числе торговлю наркотиками и оружием. Суммарный оборот денег, заработанных в 1992-1997 гг. азербайджанцами в России в сфере легального и нелегального секторов российской экономики, оценивается независимыми экспертами в 25-26 млрд. долл. Половина из них – 12-15 млрд. – приходились на Москву13, что намного больше, чем ВНП Азербайджана.

Как свидетельствует А. Юнусов, большая часть этих капиталов шла не в Азербайджан, а пускалась в оборот воротилами теневого и криминального бизнеса в России. Элита азербайджанской диаспоры в России предпочитает вкладывать деньги в российскую экономику, что приносит огромные прибыли, уходящие из-под контроля. Размеры теневых доходов превышают суммы, направляемые нелегальными мигрантами на родину14.

Однако страны-импортеры рабочей силы не только имеют доходы от нелегальной миграции, но и несут огромные невосполнимые потери. Прежде всего обесценивается трудовой и интеллектуальный потенциал. По официальным данным, среди мигрантов доля лиц с высшим образованием примерно в два раза выше, чем среди всего населения. Например, нелегальные мигранты из Азербайджана в подавляющем большинстве - мужчины в наиболее трудоактивных возрастах – 20-35 лет, намного меньше тех, кому 35-45 лет и 16-19 лет. Высок образовательный уровень азербайджанских мигрантов: среди них по меньшей мере половину составляют лица с высшим образованием, прежде всего учителя, инженеры, военнослужащие, бухгалтеры. Работая уличными торговцами, подсобными рабочими, они теряют свою квалификацию, многие из них не возвращаются к прежней профессии совсем15.

Страны СНГ – импортеры рабочей силы, теряют свой демографический потенциал. Длительный отрыв мужчин молодого возраста от дома нарушает половозрастную структуру населения мест выхода мигрантов, что негативно сказывается на семейно-брачных отношениях. Часть семей распадается, дети остаются без отцов.

Многие нелегальные мигранты живут в плохих условиях, неприспособленных помещениях, общежитиях, что отрицательно сказывается на их здоровье. Среди нелегальных мигрантов выше заболеваемость различными инфекционными болезнями, в том числе туберкулезом, СПИДом. Условия и режим работы приводят к психическим перегрузкам и нервному перенапряжению. Нелегальные мигранты находятся под постоянным страхом быть задержанными, потерять работу, быть высланными из страны.

Влияние нелегальной миграции на экономику и социальное развитие России весьма противоречиво. Прежде всего надо отметить, что Россия из-за нелегальной миграции несет значительные потери. Эти потери могут быть уменьшены только при сокращении размеров нелегальной миграции, легализации той части нелегалов, которая изъявляет добровольное желание выйти из тени и получить вид на жительство, вложить свои капиталы в развитие экономики России. По данным социологических исследований, таких нелегальных мигрантов примерно 20%, однако зачастую они не могут легализоваться из-за отсутствия соответствующей законодательной базы и сложной бюрократической системы.

Одновременно должна увеличиваться прибыль от миграции, осуществляемой добровольно, на законном основании. Каждый мигрант, прибывающий в Россию легально и обустраивающийся на постоянное место жительства, приезжает, как правило, не с пустыми руками, владеет личным имуществом, располагает определенными материальными и финансовыми средствами в виде доходов от реализации недвижимости, в том числе жилья, денежными сбережениями и т.п. Весьма сложно оценить эти средства в стоимостном выражении, ибо условия переезда бывают самые разные. Нужны специальные социологические обследования по данному вопросу.

Для экспертной оценки материальных и финансовых ресурсов, имеющихся у мигрантов, следует условно выделить три категории мигрантов:

вынужденные мигранты (беженцы или вынужденные переселенцы);

выезжающие добровольно по социально-экономическим причинам (в поисках работы, продолжения образования детей, в целях воссоединения семей);

мигранты, желающие открыть в России собственное дело и имеющие для этого первоначальный капитал.

Имущественное состояние первой группы беженцев и вынужденных переселенцев следует оценить как минимальное, учитывая, что им приходится выезжать в экстремальных условиях, зачастую бросая все нажитое на месте. Вторая, самая многочисленная группа мигрантов испытывает довольно большие трудности с продажей жилья и другого недвижимого имущества с тем, чтобы получить средства для обустройства на новом месте в России. Лишь третья группа мигрантов – потенциальные предприниматели - обладает определенной суммой первоначального капитала и денежных сбережений для решения всех вопросов, связанных с переездом, обустройством на новом месте и открытием собственного дела.

Стоимость домашнего имущества и сумма денежных средств, приходящихся на одного мигранта (включая малолетних детей и стариков), составляет, по нашей экспертной оценке, 3000-5000 долл. Если сопоставить оценки стоимости имущества и денежных средств мигрантов, прибывших в Россию за 1991-2001 гг., с размерами доходов, вывезенными нелегальными мигрантами из страны за этот же период, то окажется, что Россия потеряла средств в 5-7 раз больше, чем приобрела. Однако прежде чем сделать окончательный вывод на основании этих расчетов об эффективности миграции, необходимо учесть следующие факторы.

Первый фактор – экономический. Мигранты, получившие вид на жительство или гражданство и ставшие полноправными членами российского общества, трудоустраиваются, пополняют трудовой и интеллектуальный потенциал, омолаживают структуру населения. Они начинают производить материальные ценности, оказывать услуги населению (врачи, учителя, работники сферы обслуживания и т.п.). Кроме того, каждое рабочее место, создаваемое мигрантом, способствует образованию новых рабочих мест в смежных сферах или отраслях занятости, развитию инфраструктуры.

Вступает в действие так называемый мультипликативный эффект занятости. По имеющимся расчетам западных экономистов, каждый мигрант кормит дополнительно 20 человек16. По исследованию Л. Максаковой, проведенному в Узбекистане, каждый мигрант создает дополнительно 30 рабочих мест17. Каждое новое рабочее место в основном производстве требует создания нескольких в обслуживающих отраслях. А это дополнительное вовлечение в производство и сферу услуг местных трудовых ресурсов, рост доходов и расширение покупательского спроса, что в свою очередь стимулирует вложения в развитие экономики.

Второй фактор – увеличение интеллектуального потенциал принимающей стороны – России. Среди мигрантов доля лиц с высшим образованием составляет 26%. Учитывая, что за 11 лет чистая миграция в Россию из стран СНГ составила 3,4 млн. человек, численность мигрантов с дипломами с высшим образованием – 0,9 млн. человек, а стоимость подготовки одного специалиста по самым скромным подсчетам не менее 5000 долл.18 можно определить, что интеллектуальный потенциал России увеличился за счет миграции не менее чем на 5 млрд. долларов.

Наконец, третий фактор - демографический, который также нужно учитывать с позиций перспективного улучшения воспроизводственных процессов населения России. Мигрируют, как было показано выше, люди в более молодых возрастах, что положительно сказывается на возрастной структуре населения, семейно-брачной ситуации и способствует росту рождаемости.

Таким образом, суммируя действия всех трех факторов, оказывающих прямое и косвенное воздействие на социально-экономическое развитие, можно предположить, что общий эффект от миграции в Россию выше тех негативных последствий, которые связаны с нелегальной миграцией. Общий эффект от миграционных процессов может быть повышен при условии сокращения масштабов нелегальной миграции и одновременном увеличении притока в Россию легальных мигрантов. Затраты государства на урегулирование нелегальной миграции и стимулирование притока мигрантов на законных основаниях необходимы, ибо будут способствовать увеличению общего социально-экономического эффекта от миграции.

Экономика РФ с учетом перспектив развития и структурной перестройки, сокращения численности трудоспособного населения после 2006 г. требует уже сегодня дополнительных рабочих рук. Масштабы их привлечения зависят от темпов экономического развития на ближайшую перспективу, обновления основных фондов и роста производительности труда. При этом должны быть учтены процессы высвобождения работников в ряде отраслей экономики, в частности из топливно-энергетического комплекса, металлургии, железнодорожного транспорта.

Если же брать в расчет демографический критерий, то России для компенсации естественной убыли населения и стабилизации его численности потребуется ежегодно иметь положительное сальдо миграции примерно 1 млн. человек за счет обмена со странами СНГ.

Вместе с тем одновременное нахождение на рынке труда России 8 млн. нелегальных мигрантов является чрезмерным и неоправданным ни с экономической, ни с социальной точки зрения. Оно ощутимо усиливает межэтническое напряжение главным образом в крупных городах.

Дополнительных работников следует привлекать с учетом потребности экономики России в кадрах определенных профессий и квалификации. Привлекать иностранную рабочую силу необходимо на основе возобновления расчетов балансов трудовых ресурсов по регионам России, установления научно-обоснованных квот и заключения трудовых договоров, что позволит сократить дефицит рабочей силы, а также пополнить бюджет за счет уплаты предпринимателями, привлекающих иностранных работников, установленных законодательством пошлин.

Таким образом, трудовая миграция как сложное социально-экономическое явление имеет свои плюсы и минусы.

Безусловно, что трудовая миграция, прежде всего, приносит очевидные социально-экономические выгоды и способствует:

- формированию и развитию общего рынка труда стран СНГ, замещению вакансий, которые не привлекательны для местного населения, смягчению безработицы через создание новых рабочих мест в сфере обслуживания и смежных отраслях, выживанию части населения в сложных условиях переходного периода;

- развитию предпринимательства и малого бизнеса. По данным социологического исследования, в Узбекистане половина предпринимателей свой первоначальный капитал заработали за границей; треть опрошенных считает, что зарубежная трудовая миграция помогла им приобрести необходимый опыт работы; 29,7% указали на ее значение в деле повышения квалификации; 36,9% - уровня жизни, 28,9% - расширении делового кругозора)19;

- наполнению потребительского рынка товаров и услуг, увеличению налогооблагаемой базы страны, амортизации инфляционных процессов;

- созданию среднего класса как социальной основы рыночной экономики. По данным социологического опроса, в Ставропольском крае 17% трудящихся-мигрантов смогли купить квартиру или дом, 27% оплачивают обучение своих детей, 18% регулярно отдыхают за границей20;

- развитию человеческого потенциала путем приобретения опыта работы в иностранных фирмах, освоения новых технологий и овладения новой специальностью, иностранными языками, повышения квалификации;

- поддержанию экономических и трудовых связей между странами и народами, что является немаловажным фактором развития интеграционных процессов в Содружестве.

В то же время трудовая миграция, особенно в нелегальной форме, имеет и отрицательные последствия.

Одно из главных из них – слабая социальная защита трудящихся-мигрантов либо вообще ее отсутствие. Решающим мотивом трудоустройства является не работа по специальности, а возможность заработать, поэтому трудящиеся-мигранты соглашаются на непрестижные, вредные и тяжелые работы. Данные социологических обследований выявили, что не по своей профессии и специальности работают 43,2% мигрантов. Эта категория трудящихся-мигрантов теряет часть своего потенциала. К недостаткам следует отнести и краткосрочный характер большинства заключаемых контрактов, ограниченный перечень доступных для трудящихся-мигрантов рабочих мест.

Нелегальная миграция является питательной средой для роста преступности, развития торговли наркотиками, оружием, теневой экономики.

Однако в целом трудовая миграция на основе трудовых контрактов приносит несомненные выгоды как странам эмиграции, так и принимающим странам. Для государств СНГ трудовая миграция – наиболее реальный путь продвижения граждан на международный рынок труда. При этом очевидна растущая роль России в данном процессе.

Однако нельзя согласиться с имеющимися высказываниями ряда исследователей о том, что во внешних миграционных связях населения стран СНГ роль России постепенно будет снижаться21, поскольку все большее число работников из стран Центральной Азии ориентируется на трудовую миграцию в страны дальнего зарубежья. По нашему мнению, Россия еще длительное время будет основным притягивающим рынком труда для выходцев из стран СНГ, ибо в России можно не только найти временную работу, но также заработать необходимые средства для дальнейшего получения образования и профессии. Немаловажную роль в адаптации человека в инонациональной среде играет знание русского языка, поддержка соотечественников. Поэтому, только повысив свою конкурентоспособность в России, выходцам из стран Центральной Азии, можно рассчитывать на трудоустройство в западных странах.

Куценко Т.И.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ

Миграция как социальный феномен, обусловленный развитием цивилизации, сопровождала человечество на протяжении всей его истории. На современном этапе происходят бурные процессы экономической, политической, информационно-коммуникационной, культурной и этнической глобализации, которые сопровождаются небывалыми масштабами миграции населения, охватившей практически все континенты и страны. За последние 40 лет масштабы трудовой миграции в мире возросли в 30 раз (с 2 млн. до 60 млн. трудящихся-мигрантов)!

Участие в межгосударственном трудовом обмене становится все более необходимым условием развития национальной экономики для растущего числа стран. Во многих государствах наряду с ростом легального трудоустройства иностранной рабочей силы отмечается тенденция к расширению незаконной миграции, превышающей по своим масштабам легальную составляющую. Еще в 1974 г. на 59-ой сессии МОТ было отмечено, что «несмотря на усилия, прилагаемые главными странами, использующими иностранную рабочую силу, число стихийных (нелегальных) мигрантов остается значительным, а если подойти к этому вопросу в плане всего мира, то эта миграции является скорее правилом, а не исключением»1.

Даже на кратковременные периоды миграция рабочей силы, влечет за собой существенные социальные и политические изменения, которые создают стрессовые ситуации и воздействуют на разные аспекты экономической и социальной политики – от образования до здравоохранения, от социального благосостояния до международного развития. Правительства, столкнувшиеся с миграцией, должны поэтому отойти от простых функций «привратника» и сделать политику в области миграции неотъемлемым элементом своего планирования.2 В связи с этим важным моментом для принимающих стран является оптимизация государственного управления этими процессами. Важнейшее значение приобретает выбор направления, по которому следует идти. Особенно это актуально для России, так как в СССР, правопреемницей которого она стала, межгосударственная трудовая миграция носила очень ограниченный, избирательный характер. Нормативно-правовой базы, и институционального обеспечения свободной трудовой миграции не существовало. Трудовая деятельность иностранцев на территории страны регулировалась соответствующими международными соглашениями, предполагающими жесткий административный контроль.

Политические и экономические трансформации последнего десятилетия создали условия для включения национальной экономики в мировое хозяйство и превращению России из закрытой страны с незначительным внешним миграционным оборотом в активного участника международного трудового обмена. В общей системе международных экономических отношений российский экспорт и импорт рабочей силы стали играть все более возрастающую роль, его соотношение в 1990-е годы составляло 1:5, что свидетельствует о большей значимости импорта трудовых ресурсов для экономики России. В процессе перехода к рыночной экономике в качестве основной была поставлена задача достижения Россией экономического роста, демократического развития общества, введение новых регуляторов социальных процессов.

Политика открытого общества, помимо либерализации и позитивных демократических перемен принесла с собой и ряд новых проблем. Самыми злободневными социальными явлениями негативного характера стали - нелегальная миграция и торговля людьми с целью их дальнейшей эксплуатации.

Современная миграционная стратегия России в решающей степени обусловливается негативной демографической ситуацией. Согласно прогнозам после 2005г. в стране начнется стремительная убыль трудоспособного населения, которая будет достигать примерно 1 млн. человек в год. Труд станет одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным ресурсом в России3. В то же время в перспективе в связи с ростом экономики и неблагоприятной демографической ситуацией потребность в иностранной рабочей силе может возрасти. Вероятно, до 2010 г. убыль трудовых ресурсов не будет ощущаться сильно, так как может быть скомпенсирована за счет сокращения накопленной безработицы и некоторого повышения пенсионного возраста. Но если в РФ выход из экономического кризиса примет устойчивый характер, тогда единственным источником пополнения ее трудовых ресурсов может быть только иммиграция.

Не случайно 17 марта 2005 г. на заседании Совета Безопасности России Президент РФ В.В. Путин подчеркнул значимость миграционных факторов в решении неотложных экономических и демографических проблем страны и корректировки стратегии действий в данной сфере в сжатые сроки.

Подходы к формированию государственной миграционной политики

В отечественной науке понятия «миграционная политика» и «управление миграцией» часто отождествляются. Мы согласны с Л.Л. Рыбаковским, который в отличие от многих исследователей, не отождествляет управление миграционными процессами с миграционной политикой, считая последнюю «красной нитью», соединяющей между собой отдельные самостоятельные элементы системы управления, т.е. делит политику на две части: идею, идеологию осуществления политики и средства ее осуществления. В этой последовательности и попытаемся рассмотреть, исследуемую проблему.

Миграционная политика в области внешней трудовой миграции строго регламентирована и представляет собой систему специальных мер, законодательных актов и международных соглашений (двусторонних и односторонних) по регулированию миграционных процессов, преследующую экономические, демографические, геополитические и другие цели. При формировании государственной миграционной политики в отношении международной миграции населения Международное бюро труда (МБТ) рекомендует предпринять следующие шаги:

  • разработать механизм координации с внутренней политикой;

  • определить институты, ответственные за выполнение всех функций, связанных с рынком труда, а также функций контроля за иностранными трудящимися;

  • установить связь с одной или несколькими странами, из которых предпочтительнее для государства привлекать иностранных работников для заключения соглашений о сотрудничестве с целью обеспечения рабочей силы страны А работой в стране Б.

С точки зрения теоретических подходов практического решения миграционных проблем представляется целесообразным уточнить алгоритм разработки миграционной политики, который в самом общем виде представлен деятельностью на 3-х уровнях:

  • подготовка концепции миграционной политики;

  • выработка мер регулирования;

  • разработка миграционной программы в целом.

Как видим, формирование государственной миграционной политики представляет собой многоступенчатый процесс, базирующийся на результатах постоянного мониторинга миграционной ситуации.

Концепция миграционной политики РФ

По определению концепция регулирования миграционных процессов представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти различных стран в области управления миграционными процессами. Она представляет фундамент миграционной политики, определяет границы правового, этнического и идеологического пространства, в рамках которого могут формироваться программные документы по миграции населения и другим направлениям государственного регулирования. В марте 2003 г. Правительством России одобрена Концепция регулирования миграционных процессов в РФ, которая описывает миграционную ситуацию, цели, принципы, задачи, направления и механизмы регулирования миграционных процессов4.

В ней есть очень верные и своевременные позиции, действительно способные принести пользу социально-экономическому развитию страны. Это, например, «создание условий для получения молодежью, проживающей в государствах-участниках СНГ и государствах Балтии, образования в РФ». Такие меры, если они получат должное развитие, явятся одним из самых действенных элементов селективной миграционной политики, которые с успехом применяют развитые страны. У нашей страны имеется очень большой опыт в данной сфере: в конце 1980-х годов по числу иностранных студентов СССР уступал только США и Франции, а по некоторым оценкам – только США5.

Структура документа логична, но при его рассмотрении невольно возникают вопросы о противоречии заявленных целей предлагаемым конкретным действиям по их реализации. Как видно из текста документа, самым основным приоритетным направлением регулирования миграционных процессов в РФ, является обеспечение контроля за иммиграционными процессами. Нет в ней четких ответов на то, какова будет стратегическая линия миграционной политики страны на перспективу. Нет и ответа на главный вопрос: заинтересована ли Россия в привлечении населения, или для нее предпочтительнее импорт иностранной рабочей силы, либо она намерена избавляться от иммигрантов уже проживающих на ее территории, но по разным причинам не имеющих регистрации. В целом Концепция регулирования миграционных процессов от декабря 2002 г. представляет собой некий свод ограничительных и запретительных мер.

В основу идеи государственная политики РФ в области привлечения и использования иностранной рабочей силы в стране заложена направленность на удовлетворение российского рынка труда в необходимой рабочей силе, формирование национальной и сбалансированной структуры этого рынка; обеспечение на национальном рынке труда приоритетного прав граждан РФ на трудоустройство; предотвращение незаконной трудовой миграции.

Ее идеология заключается в преодолении негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создании условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечении гуманного к ним отношения.

Плотность населения России составляет менее 9 человек на 1 кв. км, что выше, чем только у 12-ти государств мира (пустынных, горных или северных) и в 2-3 раза ниже, чем у Скандинавии и США, в 6-10 раз – у стран СНГ, в 15 раз – у Китая, в 37 раз – у Японии6.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российская Академия Наук институт международных экономических и политических исследований (3)

    Документ
    В Казахстане ведущей биржей является Казахстанская фондовая биржа (KASE). В 2004 г. объем валютных операций на Казахстанской фондовой бирже (KASE) вырос на 47,3% до 9449,5 млн.
  2. Российская академия наук институт международных экономических и политических исследований (2)

    Документ
    И еще одна важная мысль, прозвучавшая во время дискуссии. Критерии эффективности при инвестировании для государства и частных инвесторов могут не совпадать.
  3. Российская академия наук институт международных экономических и политических исследований проблемы постсоветских стран №8 Модернизация экономики: факторы инструменты, проблемы Москва, 2006

    Реферат
    Рассчитано по данным статистического сборника Социально-экономическое положение России, январь 2006 г., М., ФСГС, с. 2006 г., с.415-416; статистического сборника «Регионы России.
  4. Российская академия наук институт международных экономических и политических исследований модели системной трансформации и социальная цена реформ (опыт России, СНГ и стран цве)

    Документ
    Данный сборник представляет материалы конференции, проведенной ИМЭПИ РАН в 2004 г. в г. Москве и посвященной проблемам системной трансформации в России, странах СНГ и ЦВЕ и социальной цене, которую данные страны заплатили за переход
  5. Работа включена в план приоритетных исследований имэпи ран на 2004-2006 гг. (Тема 2)

    Документ
    Данный сборник научных статей сотрудников и аспирантов Центра азиатских исследований является десятым, юбилейным выпуском. В сборниках Центр азиатских исследований ежегодно подводил итоги важнейшим событиям, происходившим в регионе

Другие похожие документы..