Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Відповідно до статей 3 та 8 Закону України "Про державне регулювання ринку цінних паперів в Україні", статей 6, 14 та 17 Закону України &qu...полностью>>
'Конспект'
Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели. Соединив в одну эти важные характеристики, мы получае...полностью>>
'Документ'
Как уже отмечалось, значение формулы алгебры логики полностью зависит от значений входящих в эту формулу высказываний. Поэтому формула алгебры логики...полностью>>
'Методичні рекомендації'
Використання інтерактивних технологій можна вважати новою педагогічною модою. Проте – гарною і корисною, оскільки вона викликана неможливостю і небаж...полностью>>

Российская академия наук институт международных экономических и политических исследований (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Таблица 1.

Расчет численности нелегальных мигрантов из стран СНГ в России (по данным за 2001 г.)

Численность населения на начало 2001г. (млн. человек)

Экономически

активное

население

(млн. человек)

Оценка

интенсивности нелегальных мигрантов (в % к населению)

Расчетная

численность нелегальных

мигрантов

(тыс. человек)

Азербайджан

8,0

3,8

15,0

1200

Молдавия

3,6

1,7

5,6

202

Таджикистан

6,2

1,8

5,0

310

Армения

3,8

1,5

12,0

456

Украина

49,7

24,0

3,8

1889

Узбекистан

24,6

1,0

246

Белоруссия

10,0

4,5

3,0

300

Грузия

5,4

8,0

432

Казахстан

14,9

7,1

3,0

447

Киргизия

4,9

1,9

1,0

49

Туркмения

5,0

0,2

10

С учетом нелегальных мигрантов из стран дальнего зарубежья, оцениваемых в 2,0-2,5 млн., общее число нелегалов, находящихся на территории РФ, достигает 7,5-8 млн. человек. При этом два мигранта из каждых трех являются выходцами из стран Содружества.

В других странах СНГ насчитывается еще примерно 1 млн. нелегальных мигрантов: в Украине – 600 тыс. человек, Белоруссии – 200-300 тыс., Киргизии – 100-140 тыс. человек. Часть из них, например в Белоруссии, являются транзитными мигрантами, выходцами из стран Азии и Африки, стремящимися попасть на Запад. Таким образом, общая численность нелегальных мигрантов, незаконно пребывающих на территории стран СНГ, может быть оценена в 8,5-9,0 млн. человек.

По отношению к общей занятости численность иностранной рабочей силы в России достигает свыше 12%, тогда как работающих по трудовым контрактам- лишь 0,5%. Одновременно около 1% общей численности занятых россиян работают легально за границей. Граждане Украины, работающие нелегально за границей, составляют около 20% общего числа занятых, из них примерно половина – в РФ. Таким образом, определяющее влияние на занятость населения стран СНГ имеет нелегальная миграция. Ее воздействие на масштабы и характер занятости на порядок выше, чем легальной миграции.

Социально-экономическая эффективность миграции зависит от многих составляющих: она неодинакова для принимающей страны и страны эмиграции, зависит от вида миграции, проводимой странами миграционной политики, иммиграционного контроля (его жесткости или либеральности).

Для определения социально-экономической эффективности миграции нами предложен комплексный подход, включающий в частности расчеты доходов, получаемых нелегальными мигрантами в России, и средств, направляемых нелегальными мигрантами из России в страны СНГ, с учетом оценки численности нелегальных мигрантов, полученной выше.

Расчет доходов нелегальных мигрантов в России осуществлен следующим образом. Оплата труда нелегального мигранта определена исходя из средней месячной заработной платы в целом по экономике России, скорректированной на отраслевую занятость мигрантов. Второй вариант расчета предполагает более высокую заработную плату с учетом того, что нелегальный мигрант работает, как правило, сверхурочно, по 10-12 часов в сутки, без выходных и бюллетеней. При определении размера заработков надо иметь в виду, что нелегальные мигранты, особенно в последние годы, активно выезжают в районы Крайнего Севера, где заработки значительно выше, чем в средней полосе России. Так, по опубликованным материалам, азербайджанцы, наряду с освоенными регионами (Москва, Московская область), оседают в Мурманске, Архангельской области, Хабаровске, на Сахалине. По данным руководства азербайджанской диаспоры в Тюменской области насчитывается до 200 тыс. азербайджанцев, в Омской – до 100 тыс., в Томской – до 20 тыс., в южносибирских городах – 150 тыс., во Владивостоке - 70 тыс. человек8.

Учитывая, что, по опубликованным данным, нелегальные мигранты направляют домой от 50% до 75% заработанных в России средств, расчеты показывают, что потери России по этому каналу составляют примерно 6-9 млрд. долл. в год. Наибольшие суммы вывозятся в Азербайджан – до 1,8 млрд. долл., Украину – 3,2 млрд. долл. (табл.2).

Таблица 2.

Расчет годовых доходов, заработанных нелегальными мигрантами в России и направляемых в страны СНГ (по данным за 2001 г., млрд. долл.)

Страны СНГ

Численность нелегальных мигрантов

Годовой доход

Доход,

Направляемый на родину (50%)

Доход,

Направляемый на родину (75%)

(млн. человек)

Первый вариант (2400 долл.)

второй вариант

(3600 долл. )

первый вариант

второй вариант

Первый вариант

второй вариант

Азербайджан

1,2

2,88

4,32

1,44

2,16

2,16

3,24

Армения

0,5

1,20

1,,80

0,60

0,90

0,90

1,35

Белоруссия

0,3

0,72

1,08

0,36

0,54

0,54

0,81

Грузия

0,4

0,96

1,44

0,48

0,72

0,72

1,08

Казахстан

0,5

1,20

1,80

0,60

0,90

0,90

1,35

Киргизия

0,05

0,12

0,18

0,06

0,09

0,09

0,13

Молдавия

0,2

0,48

0,72

0,24

0,36

0,36

0,54

Таджикистан

0,3

0,72

1,08

0,36

0,54

0,54

0,81

Туркмения

0,01

0,02

0,04

0,01

0,02

0,02

0,03

Узбекистан

0,2

0,48

0,72

0,24

0,36

0,36

0,54

Украина

1,9

4,56

6,84

2.28

3,42

3,42

5,13

Полученные расчеты уточняют оценки, опубликованные в печати. По данным азербайджанских экспертов, доходы от нелегальной миграции составляли до 780 млн. долл. Эта сумма была значительно выше до кризиса 1998 г., но и она составляет более 60% всего заработка азербайджанцев, работающих на родине. Российские же специалисты считают, что в 1996-1998 гг. ежегодно из России в Азербайджан направлялось до 2,5 млрд. долл., что в 2,5 раза превосходило иностранные капиталовложения в экономику республики9. Эксперты Центра стратегических разработок и реформ Республики Молдова считают, что ее граждане, нелегально работающие за рубежом, ежегодно перевозят в страну 150-170 млн. долл. Граждане Грузии, нелегально работающие в России, за год вывозят из нее более 1,2 млрд. долл. США, что превышает бюджет Грузии в целом10.

В международной практике давно существует оценка доходов стран от экспорта рабочей силы. За 1991-1999 гг. 15 стран, основных экспортеров рабочей силы, получили от переводов средств мигрантами 333,2 млрд. долл., в том числе Индия – 60,8 млрд., Мексика – 36 млрд., Турция – 37,2 млрд., Египет – 35,9 млрд., Испания – 22,3 млрд., Греция – 24,4 млрд. долл. Валютный эффект экспорта рабочей силы минимум в 10 раз выше валютного эффекта от поступлений по товарному экспорту11.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российская Академия Наук институт международных экономических и политических исследований (3)

    Документ
    В Казахстане ведущей биржей является Казахстанская фондовая биржа (KASE). В 2004 г. объем валютных операций на Казахстанской фондовой бирже (KASE) вырос на 47,3% до 9449,5 млн.
  2. Российская академия наук институт международных экономических и политических исследований (2)

    Документ
    И еще одна важная мысль, прозвучавшая во время дискуссии. Критерии эффективности при инвестировании для государства и частных инвесторов могут не совпадать.
  3. Российская академия наук институт международных экономических и политических исследований проблемы постсоветских стран №8 Модернизация экономики: факторы инструменты, проблемы Москва, 2006

    Реферат
    Рассчитано по данным статистического сборника Социально-экономическое положение России, январь 2006 г., М., ФСГС, с. 2006 г., с.415-416; статистического сборника «Регионы России.
  4. Российская академия наук институт международных экономических и политических исследований модели системной трансформации и социальная цена реформ (опыт России, СНГ и стран цве)

    Документ
    Данный сборник представляет материалы конференции, проведенной ИМЭПИ РАН в 2004 г. в г. Москве и посвященной проблемам системной трансформации в России, странах СНГ и ЦВЕ и социальной цене, которую данные страны заплатили за переход
  5. Работа включена в план приоритетных исследований имэпи ран на 2004-2006 гг. (Тема 2)

    Документ
    Данный сборник научных статей сотрудников и аспирантов Центра азиатских исследований является десятым, юбилейным выпуском. В сборниках Центр азиатских исследований ежегодно подводил итоги важнейшим событиям, происходившим в регионе

Другие похожие документы..