Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумаг...полностью>>
'Документ'
8 УПРП 9 ЛГЭК 30 ПГП 31 ОГЦ 3 «Новолипецкая Металлобаза» 33 ДЦ- 34 МЦМО Вне зачета «Лучший футболист Кубка ОАО «НЛМК» - охранник УОО ЧОП «Новолипецкий...полностью>>
'Документ'
Выдумывание названий – особый талант. Есть люди, которые хорошо пишут, но не умеют давать названия своим вещам. И наоборот. Так же как есть люди, кот...полностью>>
'Документ'
Холмы, сквозь которые уже тысячу лет проложена дорога. Леса, озёра и реки, изредка перемежающиеся полями. Деревни вдоль дорог и по берегам - с характ...полностью>>

Рабочая программа Учебная дисциплина Земледелие Для студентов очного обучения по специальности

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство сельского хозяйства российской федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Казанский государственный аграрный университет

«Согласовано»

Декан агрономического

факультета_________________

«______»_____________2007г.

«Утверждаю»

Проректор по учебной и

воспитательной работе

_____________Х.С. Фасхутдинов

«________»_______________2007г.

Рабочая программа

Учебная дисциплина -

Земледелие

Для студентов очного обучения по специальности:

31.02 - Агрономия

Курс, семестр – 3,5

Лекции – 60

Практических занятий – 70

Консультации - 20

Экзамен

Всего - 150

Программа составлена к.с.х.н., доцентом

______________________Р.В. Миникаевым

Программа утверждена на заседании методической комиссии факультета

___________Протокол №_________

от «_____» ____________2007г.

Программа утверждена на заседании кафедры «Общее земледелие»

Протокол №_____ от ________2007г.

Зав. кафедрой ________А.С. Салихов

Казань, 2007

Содержание рабочей программы

Стр.

1. Цель и задачи дисциплины

3

2. Квалификационные требования

4

3. Обьем дисциплины и виды учебной работы

8

3.1. Обьем дисциплины и виды учебной работы для студентов очной формы обучения

8

3.2. Обьем дисциплины и виды учебной работы для студентов заочной формы обучения

4. Содержание дисциплины

9

4.1. Содержание разделов (тем)

9

4.2. Тематика лекционных занятий

18

4.3.Тематика лабораторно-практических занятий

19

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

20

5.1. Рекомендуемая литература

20

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

21

5.3. Материально-техническое обоснование дисциплины

1. Цель и задачи дисциплины

Целью преподавания земледелия является изучить научные основы и практические способы наиболее рационального использования пахотной земли и повышения эффективного плодородия почвы с использованием преимущественно биологических и физических методов (воздействие растений, микроорганизмов, обработка почвы), а также борьбы с сорной растительностью, на основе чего полнее удовлетворить потребности возделываемых растений, главным образом в почвенных факторах их жизни – воде, воздухе и питательных веществах.

Как составная часть обучения в цикле подготовки агрономических кадров земледелие опирается на почвоведение, метеорологию, ботанику, сельскохозяйственные машины. С другой стороны, земледелие служит фундаментом для растениеводства, плодоводства и с.-х. мелиорации. Земледелие для агрономической специальности является профилирующей дисциплиной.

Перечень дисциплин, необходимых для изучения данной дисциплины.

ПОЧВОВЕДЕНИЕ – разделы: происхождение, состав и свойства перегноя; структура почвы; физические свойства почвы; классификация почв; основные типы почв; эрозия почв и борьба с ней; плодородие почв и его регулирование.

ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ – разделы: водообмен у растений, фотосинтез; минеральное питание растений.

МИКРОБИОЛОГИЯ – разделы: превращение микроорганизмами соединений азота (аммонификация, нитрификация, денитрификация, фиксация азота); все разделы главы «Основы почвенной микробиологии».

АГРОМЕТЕОРОЛОГИЯ – все разделы.

БОТАНИКА – разделы: флорография и систематика растений.

СЕЛЬХОЗМАШИНЫ – разделы: почвообрабатывающие и посевные машины.

2. Квалификационные требования

К СТУДЕНТАМ

АГРОНОМ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- основные факторы (физические, биологические) плодородия почвы и способы их повышения;

- факторы (условия) жизни растений пути их регулирования;

- законы научного земледелия, их практическое использование;

- биологические свойства и меры борьбы с сорными растениями;

- научные основы севооборотов, основные типы и виды севооборотов, их схемы для отдельных зон и конкретных условий хозяйств;

- научные основы и рациональные системы обработки почвы в условиях отдельных почвенно-климатических зон;

- системы земледелия для различных зон страны;

- передовой опыт по рациональному применению системы мер борьбы с сорняками, обработки почвы, освоению научно-обоснованных севооборотов;

- элементы индустриальной технологии возделывания основных с/х культур.

АГРОНОМ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- определить, путем лабораторных и полевых анализов, физические и биологические факторы плодородия почвы для своевременного их регулирования;

- разработать систему земледелия для хозяйства, района, зоны: структуру посевных площадей, систему севооборотов, систему обработки почвы и их правильно реализовать;

- определить сорные растения, составлять карту засоренности полей, разработать систему мер борьбы и ее реализовать;

- своевременно дифференцировать и обеспечить мобильность агроприемов с учетом изменений условий;

- вести книгу истории полей, овладеть приемами рационального использования земли;

- осуществлять бракераж приемов обработки почвы.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГРОНОМА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31.02.00. «АГРОНОМИЯ»

Настоящая квалификационная характеристика является государственным нормативным документом, который устанавливает:

  • профессиональное назначение агронома по специальности 31.02.00. «Агрономия» со специализацией 31.02.00. – Учений агроном.

  • квалификационные требования к специалистам с учетом выполнения ими профессиональных целей и задач.

Квалификационная характеристика предназначена для университета, кафедр, где ведут подготовку специалистов данного профиля, для министерств и ведомств, предприятий и организаций, акционерных обществ, коллективных хозяйств и др., где используют выпускников данного профиля.

Квалификационная характеристика определяет цели и задачи подготовки будущих специалистов, на ее основе разрабатываются рабочие учебные планы и программы, средства контроля за качеством подготовки студентов на различных этапах обучения, организуется учебно-воспитательный процесс, производится аттестация выпускников. Изучение их профессионального использования, а также проводится профессиональная ориентация, поступающих лиц в университет.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ УЧЕНОГО АГРОНОМА

Ученый агроном готовится для производственно-технологической, организационно-управленческой и исследовательской деятельности в соответствии с полученной специализацией.

Специалист предназначен для работы в сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях, организациях, акционерных обществах, малых предприятиях, научных организациях, колледжах, техникумах, других учебных заведениях сельскохозяйственного профиля.

С учетом полученной квалификации и мотивации труда специалист работает: РУКОВОДИТЕЛЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ, ВЕДУЩИМ (ГЛАВНЫМ) АГРОНОМОМ, АГРОНОМОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, АГРОНОМОМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ РАСТЕНИЕВОДСТВА, ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ, НАУЧНЫМ СОТРУДНИКОМ, ФЕРМЕРОМ.

Квалификационные требования к ученому агроному

Ученый агроном, как специалист с высшим образованием, должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, быть подготовлен к активной творческой, профессиональной и социальной деятельности, обеспечивающей высокий уровень производства и охрану окружающей среды.

Ученый агроном должен владеть грамотной и развитой речью, знать основы мировой и отечественной культуры, методологию науки, а также иметь потребность в постоянном профессиональном, духовном и физическом самосовершенствовании.

Ученый агроном должен знать:

  • основы общетеоретических дисциплин в объеме необходимом для решения производственных и исследовательских задач;

  • общебиологические дисциплины, включая физиологию растений и биологическую химию, микробиологию, генетику и др. науки;

  • специальные дисциплины необходимые для рационального ведения системы земледелия, получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур, переработки и хранения продукции, в том числе: земледелие, растениеводство, основы селекции и семеноводства полевых культур, агрохимию, мелиорацию и др.;

  • экономику отрасли и предприятия, основы организации, планирования и управления сельскохозяйственным производством и качеством продукции;

  • вопросы охраны труда и окружающей среды;

  • основы права, патентоведения и научной организации труда.

Специалист должен уметь:

  • организовать производство сельскохозяйственных культур; определять рациональную структуру посевных площадей; разрабатывать системы севооборотов и внесения удобрений, применения средств защиты растений; выполнять основные технологические операции по возделыванию сельскохозяйственных культур; контролировать качество проводимых полевых работ;

  • рационально применять передовые приемы агротехники и организации возделывания сельскохозяйственных культур и кормопроизводства на акционерных обществах, товариществах, фермерских и других хозяйствах с учетом их специализации и производственного направления;

  • составлять научно-обоснованные карты возделывания сельскохозяйственных культур, перспективные организационные и хозяйственные планы задания подразделениям по растениеводству, рабочие планы по отдельным периодам сельскохозяйственных видов работ и организовывать их выполнение;

  • осуществлять производственные опыты и научные исследования с целью выявления эффективности различных приемов агротехники; проводить апробацию полевых культур; анализировать данные полученные в ходе исследований и использовать результаты анализа в практической деятельности; находить оптимальные решения, давая рекомендации относительно технологии производства сельскохозяйственных культур в зависимости от конкретных условий;

  • правильно организовывать технологию хранения и первичную переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции; рассчитывать экономическую и энергетическую эффективность производства сельскохозяйственных культур, комплектовать агрегаты сельхозмашин и орудий, управлять техникой;

  • использовать современную вычислительную технику;

  • самостоятельно принимать решения, разрабатывать и вести техническую документацию, способствовать развитию рационализаторского движения;

  • осуществлять мероприятия по предотвращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

  • владеть рациональными приемами поиска и использования научно-технической информации.

3. Обьем дисциплины и виды учебной работы

3.1. Обьем дисциплины и виды учебной работы для студентов очной формы обучения

Лекции – 60 часов

Практические занятия – 70 часов

Консультации – 20 часов

Экзамен

Всего – 150 часа

4. Содержание

4.1. Содержание разделом (тем)

Ведутся в 5-6 семестрах, общий объем 60 часов.

4.1.1. ВВЕДЕНИЕ – 2 часа.

Земледелие как отрасль сельскохозяйственного производства и как наука. Интенсификация земледелия – основной этап современного периода его развития. Важнейшие направления научно-технического прогресса в области земледелия – механизация производственных процессов, химизация и мелиорация земель. Рост производства зерна – ключевая проблема развития сельского хозяйства. Решения правительства по развитию сельского хозяйства.

Содержание и задачи курса земледелия, объекты и методы исследования. Современные достижения сельскохозяйственной науки и передового опыта и их роль в повышении культуры земледелия.

Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии земледелия. Понятие о системе ведения сельского хозяйства в системе земледелия. Основные этапы развития систем земледелия в нашей стране и за рубежом. Главные составные части систем земледелия. Задачи совхозов по внедрению обоснованных интенсивных систем земледелия.

4.1.2. ЗАКОНЫ НАУЧНОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ – 2 часа

Научные основы земледелия – учение о плодородии почвы, почвенно-климатическом районировании и общебиологические законы формирования урожаев (законы земледелия). Плодородие и окультуренность почвы – основа высокого урожая. Закон минимума и его практическое значение в земледелии. Использование законов современного земледелия.

4.1.3. ПЛОДОРОДИЕ И ОКУЛЬТУРЕННОСТЬ ПОЧВЫ – ОСНОВА ВЫСОКОГО УРОЖАЯ – 4 часа

Понятие и виды плодородия почв. Показатели плодородия и окультуренности почвы, пути их изменения. Научная несостоятельность метафизического «закона» убывающего плодородия почвы. Классики марксизма-ленинизма о возможностях развития земледелия. Использование законов земледелия в практике современного земледелия. Воспроизводство плодородия почвы в интенсивном земледелии – центральная задача агрономии.

4.1.4. ВОДНЫЙ РЕЖИМ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ – 4 часа

Суммарное водопотребление производительное и непроизводительное испарение влаги, коэффициент водопотребления. Приемы регулирования водно-воздушного режима. Роль орошения, осушения, снежных мелиораций и фитимелиораций в регулировании водно-воздушного режима почвы. Комплекс агротехнических приемов по улучшению водно-воздушного режима растений – обработка почвы, уничтожение сорняков, мульчирование, правильное размещение культур по территории, рациональное чередование культур и т. д. Влияние кулис на водный режим поля в зонах недостаточного увлажнения.

4.1.5. ВОЗДУШНЫЙ, ТЕПЛОВОЙ, СВЕТОВОЙ И ПИЩЕВОЙ РЕЖИМЫ И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ – 2часа

Основные пути регулирования и значение воздушно-теплового, светового и пищевого режимов в земледелии. Агротехнические приемы повышения эффективности органических и минеральных удобрений в условиях их интенсивного применения. Взаимосвязь между почвоведением, агрохимией и земледелием, химизацией, плодородием почвы и продуктивностью растений. Пути управления плодородием почв в интенсивном земледелии.

4.1.6. ВРЕД, ПРИЧИНЯЕМЫЙ СОРНЯКАМИ. Биологические особенности сорных растений и классификация – 2 часа

Понятие о сорных растениях, засорителях и агрофитоценозах. Вред, причиняемый сорняками. Аллелопатическое взаимодействие между культурными и сорными растениями. Биологические особенности сорняков и их значение в очищение полей.

Классификация сорняков по способу питания, по продолжительности жизни, по способу размножения и местообитания. Характеристика сорняков, часто встречающихся в агрофитоценозах, их семян и всходов.

4.1.7. МЕРЫ БОРЬБЫ С СОРНЯКАМИ – 2 часа

Классификация мер борьбы с сорняками. Мероприятия по предупреждению засоренности полей. Механические способы борьбы с осрняками. Дифференциация основной и предпосевной обработки почвы в зависимости от типа засоренности поля (малолетний, корнеотпрысковый, корневищный, сложный тип засоренности). Уничтожение сорных растений в посевах приемами ухода.

4.1.8. АГРОТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С СОРНЯКАМИ

– 4 часа

Агротехнические приемы уничтожения в почве зачатков сорных растений – семян и вегетативных органов. Роль чистого пара, ранней зяби и ухода за посевами. Агротехнические приемы борьбы с особо злостными сорняками. Передовой опыт по применению агротехнических мер.

4.1.9. ХИМИЧЕСКИЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С СОРНЯКАМИ – 2 часа

Химическая борьба с сорняками. Классификация и природа действия гербицидов. Меры предосторожности при работе с гербицидами и характеристика наиболее распространенных и перспективных гербицидов. Применение гербицидов в посевах различных сельскохозяйственных культур (дозы, сроки, способы и условия наиболее эффективного применения). Возможные отрицательные последействия систематического применения гербицидов и пути их преодоления.

4.1.10. ОВСЮГ И БОРЬБА С НИМ – 2 часа

Биологические особенности овсюга. Распространение в различных зонах. Биологические, агротехнические, химические и предупредительные меры борьбы. Противоовсюжный агрокомплекс. Передовой опыт по борьбе с овсюгом.

4.1.11. СИСТЕМА МЕР БОРЬБЫ С СОРНЯКАМИ В СЕВООБОРОТАХ – 2 часа

Картирование засоренности посевов и его использование для борьбы с сорняками в севооборотах. Пути повышения конкурентоспособности культурных растений в агрофитоценозе. Роль севооборота в биологическом подавлении сорняков и повышении конкурентоспособности культурных растений. Перспективы использования фитофагов, фитопатогенных микроорганизмов и антибиотиков для уничтожения и подавления сорных растений.

Сочетание предупредительных, механических, химических и биологических мер борьбы с сорняками. Специфические меры борьбы с наиболее злостными и карантинными сорняками в данных почвенно-климатических условиях. Особенности борьбы с сорной растительностью в условиях орошаемого земледелия.

4.1.12.НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СЕВООБОРОТОВ – 4 часа

Основные понятия и определения (севооборот, структура посевных площадей, угодье, монокультура, бессменная культура и т. п.). История развития севооборота. Роль длительных полевых опытов с бессменными культурами в развитии научных основ севооборота. Результаты исследований по оценке продуктивности растений в условиях бессменных культур и длительного севооборота при последовательной интенсификации полеводства. Основные причины, вызывающие необходимость чередования культур, и изменение порядка ведущих причин в связи с интенсификацией земледелия. Различное отношение отдельных групп полевых культур к бессменным и повторным посевам. Повторная культура кукурузы, конопли, хлопчатника, картофеля, риса и других растений. Положительные стороны повторной и бессменной культуры отдельных растений в связи со специализацией и концентрацией сельскохозяйственного производства. Пути преодоления биологических причин снижения урожайности при бессменной и повторной культуре. Особенности организации севооборотов при животноводческих комплексах.

4.1.13. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СЕВООБОРОТОВ – 2 часа

Классификация севооборотов по их хозяйственному назначению (типы севооборотов) и соотношению групп культур и паров (виды севооборотов). Основные звенья полевых, кормовых и специальных севооборотов. Характеристика и примеры полевых севооборотов для хозяйств различной специализации по основным зонам страны. Кормовые севообороты: прифермские и сенокосно-пастбищные. Принципы построения и условия применения в разных зонах России. Специальные севообороты (овощные, почвозащитные и др.) и их назначение. Особенности построения севооборотов в орошаемом земледелии и в эрозионных районах.

4.1.14. ВВЕДЕНИЕ И ОСВОЕНИЕ СЕВООБОРОТОВ – 4часа

Проектирование севооборотов с учетом специализации хозяйства, правильного размещения по территории хозяйства отраслей и хозяйственных центров, климатических и почвенно-гидрологических условий (окультуренности, рельефа, степени эродированности и увлажненности почвы и т. п.). установление структуры посевных площадей, определение числа севооборотов, типов и видов севооборотов, состава культур и их чередования.

Введение и освоение севооборотов. План освоения или перехода к севообороту. Составление переходных и ротационных таблиц.

4.1. 15. соблюдение и освоение севооборотов – 2 часа

Понятие о гибкости севооборота и недопустимости шаблонного применения севооборотов. Книга истории полей севооборота, ее название и порядок заполнения (на примере лучшего хозяйства зоны).

Оценка севооборотов по продуктивности и по их действию на плодородие почвы, защиту ее от эрозии, истощения и засорения.

4.1.16. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ – 2 часа

Развитие научных основ обработки почвы. основные задачи обработки почвы. Технологические операции при обработке почвы и научные основы их применения (оборачивание, крошение или рыхление, перемешивание, уплотнение и т. д.).

Физико-механичекие (технологические) свойства почвы и их влияние на качество обработки. Полевые инструментальные методы определения физической спелости почвы – состояние, которые наиболее благоприятны для механической обработки.

4.1.17. ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ – 2 часа

Вспашка, безотвальная и плоскорезная обработка, лущение, культивация, боронование, шлейфование, прикатывание, малование. Комбинированные агрегаты. Специальные приемы обработки почвы.

4.1.18. СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ГЛУБОКОГО ПАХОТНОГО СЛОЯ ПОЧВЫ – 2 часа

Мощный пахотный слой – основа высокого урожая. Приемы создания мощного пахотного слоя в различных почвенно-климатических зонах России. Роль разноглубинной обработки почвы в севообороте. Основные приемы обработки почвы.

4.1.19. СИСТЕМА ОСНОВНОЙ ОБРАБОТКИ ПОД ЯРОВЫЕ КУЛЬТУРЫ – 4 часа

Требования разных групп яровых культур к качеству и срокам обработки почвы. Роль ранних сроков зяблевой обработки и ее влияние на свойства почвы и засоренность.

Основная обработка почвы после однолетних культур сплошного сева. Агротехническое значение лущения жнивья. Факторы, определяющие эффективность сроков, глубины лущения и вспашки. Дифференциация обработки зяби в зависимости от почвенно-климатических условий и возделываемой культуры. Особенности обработки почвы под яровые в районах водной и ветровой эрозии, на переувлажненных землях и в зависимости от засоренности.

Особенности основной обработки почвы после пропашных культур и многолетних трав. Особенности обработки невспаханных с осени полей (весновспашка). Система обработки вновь целинных и залежных земель.

4.1.20. СИСТЕМА ПРЕДПОСЕВНОЙ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ ПОД ЯРОВЫЕ КУЛЬТУРЫ – 2 часа

Предпосевная обработка почвы под яровые, ее главные задачи, приемы и орудия обработки в зависимости от почвенно-климатических условий, особенностей возделываемых культур, предшественников, степени уплотненности почвы и засоренности. Прикатывание в системе предпосевной обработки и условия его эффективного применения.

4.1.21. ОБРАБОТКА ПОЧВЫ ПОД ОЗИМЫЕ КУЛЬТУРЫ – 2 часа

Система обработки чистых и кулисных паров под озимые в различных зонах страны. Обработка почвы под занятой и сидеральный пар. Обработка под озимые после непаровых предшественников.

4.1.22. ПОСЕВ И ПОСЛЕПОСЕВНАЯ ОБРАБОТКА ПОЧВЫ – 2 часа

Посев и обработка почвы посева. Агротехнические требования к посеву. Сроки, нормы и способы посева. Приемы послепосевной обработки почвы – боронование, прикатывание, уничтожение корки, междурядные обработки. Особенности при индустриальной технологии.

4.1.23. СИСТЕМА ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ В СЕВООБОРОТАХ – 2 часа

Чередование в севооборотах разновидной и разноглубинной обработки, как новое направление в земледелии и его значение в защите почвы от эрозии, уменьшение гумуса и разрушение структуры. Основные принципы чередования обработки почвы в различных севооборотах. Переменная и периодическая обработка почвы.

История развития и агроэкономические основы минимализации обработки почвы в условиях интенсивного земледелия. Характеристика главных направлений минимализации обработки почвы в нашей стране и за рубежом. Минимальная мульчирующая обработка почвы, ее противоэрозионное значение и основные зоны применения. Перспективы использования высокопроизводительных комбинированных агрегатов. Минимализация обработки чистых паров и пропашных культур путем замены механических операций по борьбе с сорняками применением высокоэффективных гербицидов.

Особенности основной и предпосевной обработки почв, подверженных водной и ветровой эрозии. Опыт широкого внедрения противоэрозионного комплекса в Казахстане и Сибири.

Особенности обработки почвы в условиях орошения. Основная и текущая планировка рельефа поля, подготовка почвы к поливам. Особенности зяблевой обработки почвы при орошении. Особенности предпосевной и основной обработки почвы в орошаемых районах Средней Азии и Закавказья.

4.1.24. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ – 2 часа

Понятие и системе земледелия. Законы земледелия как основа систем земледелия. Главные составные части (элементы) систем земледелия. Зональный характер систем земледелия, зависимость от их природно-экономических условий зоны и отдельных хозяйств. История развития учения о системах земледелия. Характеристика примитивных и современных систем земледелия. Классификация систем земледелия.

4.1.25. СИСТЕМА ЗЕМЛЕДЕЛИЯ В ОСНОВНЫХ ЗОНАХ СТРАНЫ – 6 часов

Основные особенности систем земледелия в различных природно-экономических зонах России – нечерноземная зона, лесостепная и степная зоны, степные и лесостепные районы Северного Казахстана и Сибири, Дальний Восток, районы орошаемых земель и горные районы. Природно-экономические условия зоны, ведущие культуры и специализация. Агротехнические особенности построения севооборотов и обработки почвы, роль удобрений в повышении урожайности, агромелиоративные и другие мероприятия по рациональному использованию земли и подъему культуры земледелия в данной зоне. Опыт высокопродуктивного использования земли и подъема культуры земледелия передовыми хозяйствами зоны.

4.2. Тематика лекционных занятий

№ п/п

Темы лекций

Количество

часов

I. ВВЕДЕНИЕ. УСЛОВИЯ ЖИЗНИ С/Х РАСТЕНИЙ

И ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1.

Введение.

2

2.

Законы научного земледелия.

2

3.

Плодородие и окультуренность почвы – основа высокого урожая.

4

4.

Водный режим и его регулирование.

4

5.

Воздушный, тепловой, световой и пищевой режимы и их регулирование.

2

ИТОГО:

14

II. Сорные растения и борьба с ними

6.

Вред, причиняемый сорняками. Биологические особенности сорных растений и классификация.

2

7.

Меры борьбы с осрняками.

2

8.

Агротехнические меры борьбы с сорняками.

4

9.

Химические меры борьбы с сорняками.

2

10.

Овсюг и меры борьбы с ним.

2

11.

Система мер борьбы с сорняками в севооборотах.

2

ИТОГО:

14

III. УЧЕНИЕ О СЕВООБОРОТАХ

12.

Научные основы севооборота.

4

13.

Классификация и основные принципы построения севооборотов.

2

14.

Введение и освоение севооборотов.

4

15.

Соблюдение севооборотов.

2

ИТОГО:

10

IV. ОБРАБОТКА ПОЧВЫ

16.

Научные основы севооборота.

2

17.

Приемы и способы обработки почвы.

2

18.

Система основной обработки почвы под яровые культуры.

4

19.

Система предпосевной обработки под яровые культуры.

2

20.

Обработка почвы под озимые культуры.

2

21.

Посев и послепосевная обработка почвы.

2

22.

Система обработки почвы в севооборотах.

2

ИТОГО:

16

V. СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ

23.

История развития и классификация систем земледелия.

2

24.

Система земледелия в основных зонах страны.

4

ВСЕГО:

60

4.3.Тематика лабораторно-практических занятий

№ п/п

Тема занятий

Часы

I.

ИЗУЧЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ АГРОФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВЫ.

20

1.

Расчет влажности почвы и продуктивной влаги.

2

2.

Расчет плотности сложения почвы.

2

3.

Определение строения пахотного слоя почвы.

2

6.

Определение влагоемкости пахотного слоя почвы.

2

7.

Определение агрегатного состава почвы.

4

8.

Подведение итогов по разделу.

4

9.

Коллоквиум по разделу.

4

II.

ИЗУЧЕНИЕ СОРНЫХ РАСТЕНИЙ И МЕР БОРЬБЫ С НИМИ.

12

10.

Определение засоренности пахотного слоя почвы.

2

11.

Изучение наиболее распространенных сорняков и мер борьбы с ними

10

III.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СЕВООБОРОТОВ.

28

12.

Разработка плана трансформации земельных угодий. Расчет площадей кормовых, зерновых и технических.

4

13.

Составление структуры посевных площадей и расчет ее продуктивности.

2

14.

Проектирование севооборотов.

14

15.

Разработка плана перехода к введенным севооборотам.

6

16.

Семинар по севооборотам.

2

IV.

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ В СЕВООБОРОТЕ.

10

17.

Составление системы обработка почвы в севооборотах.

8

18.

Семинар по обработке почвы.

2

ИТОГО:

70

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Земледелие. Учебник. Под редакцией академика А. И. Пупонина. - М.: Колос, 2000.

2. Доспехов Б. А. и др. Практикум по земледелию. – М.: Колос,1987.

Дополнительная литература

1. Воробьев С. А. Севообороты интенсивного земледелия. – М.: Колос,1979.

2. Доспехов Б. А. Вопросы обработки почвы. – М.: Колос, 1979.

3. Баздырев Т. И. Сорные растения и меры борьбы с ними в современном земледелии. – М.: Изд-во МСХА,1995.

4. Вильямс В. Р. Сочинения, том 7. – М.: Сельхозиздат, 1951.

5. Костычев П. А. Избранные труды. – М.: АН СССР, 1951.

6. Советов А. В. Избранные сочинения. – М.: Россельхозиздат, 1950.

7.Тимирязев К. А. Земледелие и физиология растений. Сочинения, том 2. Сельхозиздат,1948.

  1. Хабибрахманов Х. Х. Современные меры борьбы с сорными растениями. Казань, 1979.

  2. Корчагин В. А. Севообороты в степных районах Юго-Востока. – М.:Россельхозиздат,1986.

  3. Салихов А. С. Севообороты: агроэкономические основы, пути усовершенствования. Казань,1997.

  4. Иванов П. К. Научные основы обработки почвы. –М.: Колос,1975.

  5. Аверьянов Г. Д. Пласты плодородия. – Казань, 1983.

  6. Каштанов А. Н., Заславский М. Н. Почвоводоохранное земледелие. – М.: Россельхозиздат,1984.

  7. Долотин И. И. Проблемы системы обработки почвы в Татарстане. – Казань, 2001.

  8. Пупонин А. И., Кирюшин Б. Д. Минимализация обработки почвы: опыт, проблемы, перспективы. – М., 1989

  9. Казаков Г. И. Обработка почвы в Среднем Поволжье. – Самара, 1997.

  10. Системы земледелия Татарской АССР. – Казань, 1988.

  11. Система ведения отраслей агропромышленного комплекса Республики Татарстан. Казань, 1992.

  12. Журнал «Земледелие».

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Ресурсное обеспечение России и некоторых стран мира.

  1. Графическое изображение закона минимума-«бочка Добенека».

  2. Изменение урожайности в зависимости от содержания влаги в почве.

  3. Зависимость урожайности от совместного действия влажности, освещения и удобрения.

  4. Влияние совокупного и расчлененного действия главных факторов полеводства при длительном их применении на повышение плодородия Нечернозема.

  5. Количество воды, необходимое для прорастания семян.

  6. Транспирационные коэффициенты культурных растений (по В. Р. Вильяму).

  7. Транспирационый коэффициент овса в зависимости от удобрения и влажности почвы.

  8. Влияние механического состава на влагоемкость почвы.

  9. Максимальная гигроскопичность почвы.

  10. Расход воды озимой пшеницей с га.

  11. Толщина снега в см при различных способах снегозадержания.

  12. Снегопах – валкобрабатыватель.

  13. Состав атмосферного и почвенного воздуха.

  14. Скважность почвы (по Дояренко).

  15. Зависимость нитрификации от влажности и аэрации.

  16. Температура прорастания в градусах Цельсия.

  17. Сумма среднесуточных температур для созревания.

  18. Тепловые свойства частей почвы.

  19. Средний химический состав растений.

  20. Потребление питательных веществ урожаями различных растений.

  21. Примерные запасы NPK в почве (в кг/га).

  22. Примерная обеспеченность растений почвенными элементами.

  23. Размеры азотофиксации у основных видов бобовых культур.

  24. Эффективность инокуляции семян ризоторфином.

  25. Объемы применения удобрений и урожайность зерновых культур в РТ.

  26. Применение органических и минеральных удобрений в РТ.

  27. Эффективность применения минеральных удобрений под зерновые культуры на дерново-подзолистых почвах.

  28. Эффективность применения различных органических удобрений (ЦАС «Татарский).

  29. Стоимость 1 т питательных веществ (NPK) в различных удобрениях и растительных остатках.

  30. Содержание перегноя в почвах РФ, в %, по И. В. Тюрину.

  31. Общий запас гумуса в метровом слое почвы.

  32. Ежегодная минерализация гумуса на различных почвах.

  33. Накопление в почвах сухого вещества растительных остатков при возделывании различных культур.

  34. Баланс гумуса за ротацию экспериментальных севооборотов и под бессменными культурами.

  35. Равновесная и оптимальная плотность почвы для полевых культур (МСХА, А. И. Пупонин).

  36. Количество водопрочных агрегатов (%) под различными культурами в зависимости от удобрений (ТСХА).

  37. Изменение содержания водопрочных агрегатов 0,25-10 мм в пахотном слое почвы под влиянием культур и фонов удобрений.

  38. Объемная масса пахотного слоя, в г/см3 (по С. А. Воробьеву).

  39. Классификация сорняков.

  40. –45. Плакаты: Однолетние двулетние сорняки;

Однолетние злаковые сорняки;

Многолетние стержнекорневые растения;

Многолетние корневищные сорняки;

Многолетние корнеотпрысковые сорняки.

46. Количество семян сорняков с одного куста.

47. Мощность подземных органов сорняков.

48. Глубина залегания корневищ пырея в пахотном слое.

49. Потери урожая с/х культур в мировом земледелии.

50. Вынос азота, фосфора и калия культурами и сорняками.

51. Сохранять всхожесть семян в почве.

52. Осыпаемость семян в почве.

53. Засоренность посевов ячменя в зависимости от приемов основной обработки почвы (Салихов, Кадыров).

54. Классификация гербицидов.

55. Нормы и сроки применения гербицидов в посевах зерновых культур.

56. Нормы и сроки применения гербицидов в посевах гороха.

57. Нормы и сроки применения гербицидов в посевах сахарной и кормовой свеклы.

58. Размещение учетной площади в культурах сплошного рядового посева.

59. Размещение учетных площадок в посевах пропашных культур.

60. Ведомость учета сорняков.

61. Общие сведения о засоренности полей севооборота №.

62. Обобщенная оценка засоренности полей хозяйства.

63. Типы засоренности полей.

64. Ротационная таблица.

65. Урожай культур в 60-летнем севообороте и при бессменном возделывании. ТСХА.

66. Влияние севооборота и удобрений на урожайность с/х культур, т/га.

67. Относительная прибавка урожая от применения севооборота и удобрений.

68. Средние урожаи ржи при бессменном возделывании (Галле, Германия).

69. Влияние севооборота на сорняки (по Б. А. Доспехову).

70. Влияние севооборота на уничтожение болезней озимой пшеницы, ГСХА.

71. Масса структурных агрегатов диаметром более 0,25 мм в пахотном слое почвы под бессменными культурами и чистым паром, % (по Б. А. Доспехову).

72. Период возврата сельскохозяйственных культур.

73. Классификация паров.

74. Урожайность культур в среднем за 2 ротации (КГСХА, 1975-1990 гг.).

75. Действие и последействие зеленых удобрений (Р. С. Шакиров).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа учебная дисциплина Агрохимия Для студентов очного обучения по специальности

    Рабочая программа
    -видов, классификации, свойств, трансформации, форм и способа применения, агрономической и экономической эффективности, а также технологий хранения, подготовки и внесения органических и минеральных удобрений;
  2. Рабочая программа учебная дисциплина Статистика Для студентов очного обучения по специальности

    Рабочая программа
    Целью изучения статистики является методологических основ и практическое овладение приемами экономико-статистического анализа. Курс закладывает фундамент для дальнейшего изучения практически многих экономических дисциплин, использующих
  3. Рабочая программа учебная дисциплина «Агрохимия» Для студентов очного обучения по специальности 110200- агрономия

    Рабочая программа
    Цель дисциплины – формирование системного мировоззрения, представлений, теоретических знаний, практических умений и навыков по научным основам и методам агрономической химии.
  4. Рабочая программа Учебная дисциплина Система земледелия для студентов очного обучения по специальности 310200 Агрономия Курс, семестр V, 9-10

    Рабочая программа
    Цель дисциплины – формирование системного мировоззрения, представлений, теоретических знаний, практических умений и навыков по научным основам, методам и способам разработки, оценки, освоения современных систем земледелия с учетом
  5. Рабочая программа Учебная дисциплина «Почвозащитное земледелие» Для студентов очного обучения по специальности

    Рабочая программа
    Целью данной дисциплины является обучение студентов теоретическим и практическим основам наиболее рационального использования земли и повышения эффективного плодородия почвы с использованием преимущественно биологических и физических

Другие похожие документы..